Диетические... Волосы Аксессуары

§6. подростковый возраст в планах террористов. Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность Вовлечения подростка в террористическую деятельность

МОЛОДЁЖИ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
3. Кто считается террористом?
Терроризм - сложное социальное явление. Для того чтобы сохранить себя, он вовлекает в террористическую деятельность самых различных людей, выполняющих разнообразные функции. На терроризм работают его истинные хозяева, идеологи, главари, пропагандисты, боевики, вербовщики, инструкторы, разработчики средств совершения терактов, террористы-смертники,

ЗНАКОМИМСЯ С ЗАКОНАМИ:

Федеральный закон «О противодействии терроризму» к террористической деятельности относит:


  • организацию, планирование, подготовку и финансирование террористического акта;

  • подстрекательство к террористическому акту;

  • организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованного для совершения террористического акта, а также участие в такой группе;

  • вербовку (вовлечение), вооружение, обучение и использование террористов;

  • помощь в планировании, подготовке или совершении террористического акта;

  • пропаганду идей терроризма, призывы к террористическим актам, оправдание террористической деятельности.
Каждый, кто занимается любым из перечисленных видов деятельности, считается террористом.
покровители, спонсоры и т.д. Они с разной степенью втянуты в террористическую деятельность .

Все ли из перечисленных участников террористической деятельности являются террористами? Ответ на этот вопрос дает закон.

Все вышеперечисленные участники террористической деятельности, являются преступниками и рано или поздно понесут наказание за свои противоправные действия перед законом.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ: Вы шли из института (школы) и увидели на площадке группу людей. Один из них громко говорил о том, что террористы поступают правильно, взрывая и убивая людей. А другой из них предлагал присутствующим вступить в террористическую организацию.

Можно ли действия этих двух людей считать преступлением террористической направленности? Сверьте свой ответ с изложенными выше положениями ФЗ «О противодействии терроризму». Посоветуйтесь с учителями и родителями , правильно ли Вы приняли решение.

4. Кто и почему становится террористом?
Терроризм нуждается в постоянном пополнении и восстановлении своих рядов. Считается, что средний срок активной деятельности террориста составляет менее трех лет. Далее он либо погибает, либо попадает в тюрьму. Те, кто организуют террористические акты, чаще всего преследуют цель получить доступ к власти и деньгам. Но для организации убийств и взрывов они правдами и неправдами привлекают других людей. При этом в террористические секты активно вербуются две категории людей:

а) специалисты, имеющие инженерно-техническую подготовку и
способные планировать и осуществлять разработку средств совершения
террористических актов;

б) неквалифицированные в профессиональном отношении лица, имеющие
те или иные причины примкнуть к террористам (идеологические, материально-
бытовые, романтизация, стремление избежать уголовной ответственности за
совершенные ранее преступления, отомстить за что-то властям). Эта категория
представляет «расходный материал», рассчитанный либо на одноразовое
использование, либо на непродолжительный срок пребывания в рядах
террористов.

Сегодня уже хорошо известно, что не существует какого-либо набора личностных качеств, неизбежно ведущих человека в террористическую организацию. Скорее есть некоторая совокупность предрасполагающих личностных особенностей и социальных условий, сочетание которых может влиять на подбор человека для участия террористической деятельности.

Каждый человек с детства мечтает стать известным, уважаемым и полезным людям. Большинство людей много и напряженно трудятся, чтобы достичь этой мечты. Они настойчиво

овладевают знаниями в школе и в КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА:


города Эфеса Герострат заметил, что люди чаще запоминают имена не тех, кто созидает ценности, а тех, кто их самим себе. Только труд делает разрушаем Исключительно для топ^ человека по-настоящему известным и чтобы прославиться, не имеющий уважаемым в обществе.
университете, осваивают профессию, «ЬСошшисс Г^осгфсгт»

никаких талантов и не способный к

Но в любой стране всегда есть добрым делам Герострат поджег Артемиды в своем городе. Так человечество лишилось одного из самых
добросовестно работают. Своим трудом го храм

М °д_ од Эф ес житель стр д1 т ев з негр _ еческо т о они приносят пользу обществу, государству, родным и близким и
люди, которые не способны или не

желают тр ^ШЬ С^ даже для своего прекрасных своих творений.

собственного благополучия. Они хотят Стремление человека прославиться

в психологии называется комплексом Герострата.


решить свои проблемы легко и быстро, любым, в том числе преступным, путем не затрачивая усилий. Таких людей можно причислить к первой группе риска вовлечения в террористическую деятельность. В детстве такие люди царапают на парте, на стенах лифта или на деревьях свое имя, рассказывают товарищам небылицы о вымышленных подвигах, клевещут на других людей,

чтобы казаться лучше на их фоне. Они завидуют тем, кто хорошо учится, пользуется авторитетом у старших и товарищей. Это проявляется особенно сильно, когда они подвергаются насилию в семье, не находят признания у близких и значимых для них людей. Бывает так, что их желание заявить о себе, стать знаменитым, становится «сверхценной идеей». Чтобы отличиться, такие люди готовы совершить любой поступок.

Вторую группу людей, предрасположенных к террористическим действиям, составляют те, кто легко поддается внушению. Такие люди, как правило, попадают под влияние террористической идеологии религиозной направленности. Они быстро впитывают ложную веру. На самом деле в мире нет ни одной религии, которая проповедовала бы вражду между людьми, убийства детей и женщин для сохранения своей исключительности и «правильности». Но есть силы, которые стремятся использовать веру для того, чтобы вызвать у людей ненависть и агрессию по отношению к представителям других взглядов и убеждений.

Возьмем для примера такую религию, как ислам. В переводе с арабского языка слово «Ислам» означает «Мир». Священная для мусульман книга Коран призывает верующих к мирному сосуществованию и любви. Исламские религиозные лидеры утверждают, что мораль ислама отвергает террор и бесчеловечные акты насилия. Лица, совершающие террористические акты или поддерживающие их, совершают преступление против Всевышнего Аллаха. Бог проклинает любое насилие и жестокость. Вот что по этому поводу написано в Коране:

«А те, кто неверны в завете Богу, И обещания свои не соблюдают, И разделяют то,

Чему велел Он быть соединенным, А по земле несут нечестие и зло,-На тех - проклятие (Аллаха), И зла для них обитель воздаянья». (Сура «Гром», аят 25)
В России проживают порядка 143,4 млн. граждан, представляющих более 100 наций и народностей. Они исповедуют различные вероучения, в том числе христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Ни в одном из них не содержатся положения о необходимости разжигания вражды между людьми. Во всех священных писаниях люди призываются к миру и согласию, независимо от их религиозной принадлежности.

Против достижения любых, даже самых высоких, целей путем нанесения ущерба другим людям выступает и мировая культура. Эту идею очень ясно и отчетливо сформулировал Ф.М. Достоевский словами одного из героев своих произведений о том, что «весь мир познания не стоит ... слезок ребеночка».

Третью группу людей, способных быть втянутыми в террористическую деятельность, составляют лица, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Это может быть связано с потерей работы или социального положения, утратой имущества, болезнью, конфликтом с родными и близкими и т.д. Наиболее

тяжелые переживания у любого человека вызывает утрата родных и близких, особенно если она связана какими-либо внешними обстоятельствами (авария, драка, преступление, вооруженный конфликт).

Четвертая группа людей, из которой могут выйти террористы -психически больные и больные-наркоманы. Психически больным может казаться, что они родились на свет для выполнения специальной миссии. В качестве такой миссии они могут рассматривать борьбу с людьми определенной национальности, веры, профессии, уровня достатка. Им «слышатся» голоса, которых на самом деле нет, видятся образы, которых в действительности не существует. Психически нездоровые люди легко могут направляться организаторами террористических актов на совершение преступления, не задумываясь о его последствиях.
5. Возраст как фактор риска
В последние годы отмечаются попытки втянуть в террористическую деятельность подростков и юношей, тех, кто по американской возрастной классификации относится к группе тинейджеров. Термином «тинейджеры» («teen» - окончание числительных от 13 до 19 и «age» - возраст) обозначается группа молодых людей, чей возраст - от 13 до 19 лет. Интерес преступников к этой возрастной группе связан с ее психологическими особенностями, которые делают молодёжь крайне уязвимой перед внешним манипулятивным воздействием.
Дело в том, что в подростковый период в организме человека происходят кардинальные изменения в анатомической структуре, физиологической, нервной и психической системах. Коренным образом меняется телесная организация ребенка. В этот возрастной период ежегодно его тело становится в среднем на 8 - 10 см больше и на 7 - 8 кг тяжелее. Ребенок с удивлением и беспокойством наблюдает процесс своего превращения во взрослого. У некоторых подростков может возникать временное нарушение представлений о собственном теле, достигающее психического расстройства - дисморфофобии. Подросток может казаться себе некрасивым, неуклюжим, слишком толстым или чрезмерно худым. В этих случаях может формироваться нелюбовь, безразличие и даже презрение к своему телу. На рассматриваемом этапе возрастного развития может возникать дисбаланс в формировании сердечно-сосудистой системы. Рост сердца опережает развитие кровеносных сосудов. Это может вызывать нарушение кровяного давления и сердцебиения, ухудшение кровоснабжения мозга, интеллектуальной деятельности (внимания, памяти, мышления), повышение утомляемости.

Изменение биоэлектрической активности мозга подростка сопровождается преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. Это обусловливает повышение возбудимости, неустойчивости, гиперактивности, проявляющейся в двигательной расторможенности, неусидчивости, чрезмерной

раздражительности, агрессивности, снижении самоконтроля над поведением, вниманием, памятью, мышлением, речью.

Кардинальные телесные изменения, появление вторичных половых признаков (например, появление у мальчиков волос на лице и теле, ломка голоса, формирование скелета и мускулатуры мужского типа и т.д.) вызывает «чувства взрослости». Подростки стремятся всячески доказать, что они настоящие взрослые. Некоторые из них начинают курить, периодически употреблять спиртное (часто, преодолевая отвращение), используют нецензурные выражения, переходят на взрослые способы отдыха, развлечений, ухаживаний. В системе ценностей подростков появляются такие ценности «настоящих мужчин», как сила, смелость, мужество, выносливость, воля, верность в дружбе.

МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ Специалисты описывают «подростковый комплекс эмоциональности»,

симптомами которого являются: беспричинные перепады настроения от безудержного веселья к унынию; повышенная чувствительность к оценке своей внешности, способностей, умений; самонадеянность и безапелляционность суждений в отношении окружающих; сентиментальность и черствость; застенчивость и развязность; желание быть признанным и показная независимость; эгоистичность и самопожертвование; болезненное отношение к нарушению несправедливости; повышенные притязания и пониженная самооценка; борьба с авторитетами и общепринятыми правилами и обожествление случайных кумиров; чувственное фантазирование и сухое мудрствование.

В этих симптомах выражается крайняя противоречивость натуры подростка, разрывающегося между детством и взрослостью, переживающего, по существу , рождение идентичности взрослой личности.
Подростки и юноши остро чувствуют свою индивидуальность, активно отстаивают свое право на автономию в сфере моральных установок и ценностей. Чтобы отстоять свою оригинальность и независимость, они порой нарочито демонстрируют крайние взгляды, необычные прически, одежду. Имея сознательные и устойчивые представления о своих правах и обязанностях , молодые люди остро реагируют на замечания, критику в свой адрес. Им кажется, что взрослые недооценивают произошедшие в них перемены, не принимают всерьез их переживаний. Изменения в поведении подростка нередко становятся причинами конфликтов с родителями и учителями, временного нарушения взаимопонимания между ними, стремления к независимости от взрослых, принятия самостоятельных решений. Подросток ищет новые жизненные смыслы, новых кумиров, стремится получить признание в группах сверстников и более старших людей.

Как видно из перечисленных симптомов, в подростковом возрасте проявляются те самые условия, которые считаются критическими для вовлечения в секты, террористические организации и другие виды противоправной деятельности: острое переживание справедливости, нарушение социальной идентичности, стремление завоевать признание окружающих в качестве взрослого человека, стать членом группы, которая ассоциируется с

силой и независимостью. Вербовщики в террористы используют важную особенность подростков и юношей - тягу к героизму, к приключениям, к преодолению различных преград, интерес к оружию. Они всячески романтизируют и героизируют террористов, облекая их в одежду «борцов за свободу и независимость», «революционеров», «освободителей», «бойцов сопротивления», «воинов Аллаха», «народных мстителей» и т.п.
6. Как становятся террористом?
Специалисты считают, что не существует какого-либо единого пути попадания в террористические группировки и привлечения к террористической деятельности. Каждый попадает туда своей дорогой. Однако отмечаются некоторые общие тенденции приобщения людей к терроризму.

Террористами не становятся в одночасье, путем принятия сознательного решения. Становление террористом - это довольно продолжительный процесс формирования человека как преступника. Для этого используются самые различные методы: убеждение, внушение, зомбирование, подкуп, обман, шантаж, идеологическая обработка, предложение специальной литературы для ознакомления, апелляция к патриотическим или религиозным чувствам, восхваление родственников или знакомых, ранее примкнувших к террористам, принуждение и т.п. В последнее время в интересах рекрутирования новых террористов широко используется Интернет, где созданы специальные порталы, пропагандирующие экстремистские взгляды, информирующие о способах создания средств совершения терактов и тактике их осуществления. По данным европейских спецслужб, своеобразными центрами идеологической обработки кандидатов в боевики становятся как специализированные образовательные учреждения, так и обычные университеты.

Путь террориста часто начинается в кругу родных, близких и знакомых людей, мировоззрение которых делит мир на «своих» (как правило, умных, достойных) и «врагов» (чаще всего недалеких, недостойных, презренных, нелюдей), допускает достижение жизненных целей любыми, в том числе преступными, способами. Иногда человек с детства, под давлением окружающих, привыкает чувствовать себя во враждебном окружении, считать, что именно «другие» виноваты во всех его невзгодах и бедах, мечтать о том, чтобы избавиться от этих «других». Если эти «другие» достигают в жизни большего, это воспринимается как проявление высшей несправедливости. Отвергая окружающий мир, будущий террорист болезненно переживает то, что он не принадлежит этому миру, не принят в те или иные социальные группы. Его политические, религиозные, профессиональные взгляды на мир и на себя самого противоречат друг другу. В результате такой человек мучается от того, что не может понять, кто же он на самом деле. Сочетание таких неблагоприятных факторов, как извращенное понимание несправедливости, ощущение социальной отверженности и отсутствие стабильной социальной идентичности многие специалисты называют главными индивидуально-личностными предпосылками приобщения к террористической деятельности.

Именно на таких людей с ущемленным чувством собственного достоинства, обиженных, переживающих утрату родных и близких, зацикленных на идее мести и обращают внимание вербовщики в террористические организации.

Что побуждает человека заниматься террористической деятельностью, какие мотивы толкают его в члены террористической организации? Ответ на этот вопрос следует искать в глубинах его психологии. Конечно, безусловно, существуют социальные, политические, экономические и многие другие причины, порождающие терроризм, но все они преломляются в личности и наличие определенных личностных факторов, психологических механизмов, личностной предрасположенности, в конце концов, приводят человека в ряды террористов.

Нельзя не согласиться с мнением известного специалиста в области психологии терроризма профессора Д.В.Ольшанского, который считает, что терроризм это оружие слабых. Либо физически, материально слабых - либо духовно, психологически.

Психологи выделяют ряд личностных предрасположенностей, которые часто становятся побудительными мотивами вступления индивидов на путь терроризма: сверхсосредоточенность на защите своего "Я" путем проекции с постоянной агрессивно-оборонительной готовностью; недостаточная личная идентичность, низкие самооценки, элементы расщепления личности; сильная потребность в присоединении к группе, т. е. в групповой идентификации или принадлежности; переживание большой степени социальной несправедливости со склонностью проецировать на общество причины своих неудач; социальная изолированность и отчужденность, ощущение нахождения на обочине общества и потери жизненной перспективы. При этом нельзя сказать, что приведенный набор этих характеристик является каким-то обобщенным психологическим профилем личности террориста. Важное значение в ряде случаев имеют политико-идеологические мотивы вступления в террористическую группу. Но они чаще являются формой рационализации более глубинных личностных мотивов - стремления к укреплению личностной идентичности и, что особенно важно, потребности принадлежности к группе.

Террористическая группа в психологическом смысле снимает у индивида неполноту или расщепленность психосоциальной идентичности. Она становится для него стабилизирующим психологическим основанием, позволяющим чувствовать себя целостной личностью, важным компонентом его самосознания и обретения смысла жизни, мощным механизмом духовной, ценностной и поведенческой стереотипизации.

Для личности террориста характерно негативное мироощущение, которое возникает под воздействием ряда факторов. В первую очередь к ним относится несоответствие между образом идеальной модели мира и самого себя в реальной действительности и возможностями самореализации. Это противоречие с идеалом трансформируется в субъективное ощущение личной и социальной неадекватности; в результате для личности террориста характерна позиция “ Я хороший, мир плохой”. Эта позиция становится средством моральной самозащиты, позволяющей оправдать любые деструктивные действия. Таким образом деятельность террористов принимает характер деструктивной самореализации. При этом через отрицание зарождается новая умозрительная концепция уверенности в своей правоте, которая сводит на минимум возможности позитивного воздействия на террористическую группу и отдельного террориста.

Понятно, что терроризм вызывается комплексом факторов. Будущие террористы вступают на этот путь под влиянием общества, семьи и средств массовой информации - в наибольшей степени на них влияют модные в данной среде идеи. Религиозная принадлежность здесь является лишь одним, хотя и достаточно важным фактором. Религиозные взгляды позволяют лидерам террористических организаций легче рекрутировать новых сторонников и подводить под их действия идеологическую базу. Но, при этом, каждая террористическая группа преследует конкретные политические цели. Совмещение сакральных религиозных заповедей и сиюминутных политических целей по сути своей абсурдно, но адептов террористической идеологии это противоречие не смущает.

Терроризм силен, потому что террористам, как правило, нечего терять. В подавляющем большинстве случаев, они находятся под влиянием религии или иных идеологий, прославляющих мученичество и самопожертвование.

Помимо личностных факторов выделяют и ряд социально-психологических факторы, обеспечивающих вовлеченность в террористическую деятельность. Среди них можно выделить следующие:

  • · использование различного рода психотехнологий, направленных на «промывание мозгов» (внушающее воздействие, идеологическая обработка, зомбирование и т.д.);
  • · механизм групповой идентификации, обеспечивающий людям с ущербной самооценкой возможность почувствовать себя полноценной личностью, приобщаясь к числу «избранных, призванных к исправлению мира»;
  • · деиндивидуализация психики - возникает «групповая мысль», содержание которой без критики и какой-либо попытки самостоятельности разделяется членами группы. Конфронтация определяет главное содержание этой мысли. Весь мир делится на «наших» и «не наших». Все, что исходит о «наших», любые их высказывания и действия, безраздельно одобряются. Все, что исходит от «не наших», априорно осуждается и объявляется порочным. Любая информация противоречащая такой железной установке, блокируется и не воспринимается.
  • · конфликтные ситуации, особенно конфронтации с органами правопорядка, довольно часто криминальный и асоциальный опыт;
  • · личные связи с членами террористических организаций.


1. Введение

2. Краткая история терроризма

3. Виды терроризма

4. Наиболее характерные черты поведения человека

5. Заключение

Преподаватель ОБЖ

Ковалев

Александр

Прокофьевич

СОШ № 2

г. Моздок


Терроризм является крайней формой проявления экстремизма.

Это одно из наиболее тяжёлых преступлений, совершаемое с прямым умыслом насильственными общеопасными способами (поджог, взрыв, распыление отравляющих веществ, похищение людей, покушение на жизнь и убийство отдельных граждан, захват транспортных средств и зданий, нападение на компьютерные сети и другие).

Терроризм влечёт за собой гибель ни в чём не повинных людей, нарушает нормальные условия жизнедеятельности, сеет страх и панику среди населения.

Таким образом террористы стремятся добиться своих преступных политических целей.


Терроризм как способ достижения политических целей насильственными средствами имеет исторические корни.

Слово “терроризм” произошло от латинского слова “tеггог” - страх, ужас и стало употребляться в современном значении в конце XVIII века.

Терроризм - это насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций.

Главная цель современного терроризма: захват власти.

Современный терроризм возник в начале 60-х годов прошлого столетия после распада ведущих колониальных империй.

Борьба за национальное освобождение нередко велась военными средствами, и террористические акции являлись одной из форм партизанских действий.

Однако по мере изменения обстановки в мире терроризм стал претерпевать коренные изменения в политическом и военном отношении.


К концу ХХ века террористические акты, имеющие целью регулярное, по возможности массовое уничтожение людей, превратились в распространённое средство достижения политических целей.

Значительно изменились характер и тактика террористической деятельности. Террористы стали чаще прибегать к тактике совершения взрывов, похищения людей и убийств государственных деятелей, захватов воздушных судов.

В список организаций, признанных Верховным судом России террористическими и деятельность которых запрещена на территории нашей страны, входят: «Высший военный Маджлисуль Шура объединённых сил моджахедов Каказа», «Аль – Каида», «Асбад аль-Ансар» («Лига партизан»), «Священная война» («Аль-Джихад») и другие (всего 18 организаций).

Облик современного терроризма чрезвычайно многообразен. Современные эксперты выделяют около 200 видов современной террористической деятельности.


Политический терроризм выступает против социально-политической системы государства в целом или отдельных сторон его деятельности либо конкретных политических личностей и неугодных террористам государственных служащих.

Политический терроризм имеет, как правило, своей целью завоевание политической власти в стране и направлен против государственного устройства, существующего в данный момент в стране.

Политический терроризм может существовать только при опоре хотя бы на минимум поддержки и сочувствия со стороны общественного мнения. В условиях социально-политической изоляции он обречён на поражение. При этом террористы основную ставку делают на прессу.

Примеры: «эскадроны смерти в латинской Америке», «японская красная бригада»


Терроризм, использующий религиозные мотивы , проявляется в крайней нетерпимости и насилии, в том числе и вооружённом, между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий.

Зачастую он используется в политических целях, в борьбе религиозных экстремистов против светского государства или за утверждение власти одного из вероучений.

Некоторые экстремисты ставят своей целью террористическим путём добиться создания отдельного государства, правовые нормы которого будут заменены нормами одной, общей для всего населения веры.

Примеры: печально известная «Аль-Каида», движение «Талибан» в Афганистане, «Аум-Синркё»


Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определённых уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия и устрашения, заимствованных из практики террористических организаций.

Формы проявления: заказные убийства, вооружённые столкновения между конкурирующими преступными группировками.

Специалисты отмечают, что сегодня политический терроризм всё больше сливается с уголовной преступностью. Их можно различить лишь по целям и мотивам, а методы и форма идентичны.

Они взаимодействуют и оказывают друг другу поддержку. Нередко террористические организации политического толка для получения финансовых и материальных ресурсов используют уголовные методы, прибегая к контрабанде, незаконной торговле оружием и наркотиками.


Националистический терроризм основывается на национальных конфликтах, является эффективным способом дестабилизации обстановки в ряде регионов страны, характеризуется террористическими действиями группировок, которые стремятся добиться независимости от государства либо обеспечить превосходство одной нации над другой.

Часто националисты стремятся к нарушению территориальной целостности страны с целью создания своего собственного националистического государственного образования.

Технологический терроризм заключается в применении или угрозе применения ядерного, химического или биологического оружия, радиоактивных или высокотоксичных химических, биологических веществ. А также в угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей.

Как правило, технологический терроризм ставит перед собой политические цели.


По степени разрушительности выделяется ядерный терроризм , состоящий в умышленных действиях отдельных лиц, групп или организаций и даже некоторых государств, направленных на создание чувства страха у людей, появления недовольства властями или другими субъектами, связанными с использованием (угрозой использования) сверх опасных свойств ядерного оружия, ядерных материалов, радиоактивных веществ.

Такие действия проводятся в интересах достижения политических, военных, экономических, социальных и других целей террористов.

Отмечается рост опасности кибертерроризма , заключающийся в действиях по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба, или наступления иных общественно опасных последствий.

Опасной формой кибертерроризма является информационная атака на компьютерную информацию, вычислительные системы, аппаратуру передачи данных, объекты энергетики.


Для того, чтобы не попасть под влияние идеологии насилия и не стать пособником террористов, надо помнить, что террористы это не только вооружённые до зубов люди в масках, требующие от вас под страхом смерти творить зло и беззаконие.

Иногда эта опасность приходит к подростку вместе с хорошо знакомым ему человеком, который вежливо обращается с просьбой что-то передать другому знакомому человеку (письмо, коробку и т.д.).

Современные террористы, например, просят детей или подростков «по дружбе» или за маленький подарок за чем-нибудь понаблюдать и затем просто рассказать об увиденном.

Потом в местах, за которыми наблюдали или куда что-то передавали, могут прогреметь выстрелы, взрывы, погибнуть люди.

Прежде всего террористы рассчитывают не вашу неспособность отказать взрослому человеку в выполнении его просьбы, желание быть «молодцом» и «героем».


Для того, чтобы снизить для себя опасность быть вовлечённым в террористическую деятельность, необходимо сознательно относиться к своим поступкам и действиям, быть сильным внутренне, иметь надёжных друзей.

Важно также иметь твёрдую установку на неприятие терроризма, чтобы на все подозрительные уговоры сказать решительное «Нет!».

Ваше поведение во многом обусловлено, с одной стороны внешними факторами – социальной средой, т.е. вашим окружением, системой ценностей, принятых в обществе; с другой стороны – внутренними факторами – жизненным опытом, приобретённом в семье, школе, в процессе общения с друзьями, некоторыми врождёнными качествами, такими как ваш темперамент.

Выделяют четыре типа темпераментов: сангвиник, холерик, меланхолики флегматик.


Наиболее характерные черты поведения человека по типам темперамента

Сангвиник – человек, отличающийся быстрой возбудимостью, ярким внешним выражением своих эмоций и лёгкой их сменяемостью. Как правило, это весёлые, подвижные, горячие, энергичные, впечатлительные, любящие поговорить люди.

Холерик – сильный, но неуравновешенный, легко раздражающийся и не очень-то быстро успокаивающийся человек. Чаще всего вспыльчив и прямолинеен.

Меланхолик – слабый, быстро истощающийся и медленно восстанавливающийся человек.

Флегматик – сильный, уравновешенный тип человека. Он спокоен, ровен, готов нести на своих плечах любую ношу. Его деловые качества – устойчивость и упорство в труде.


Телефонный терроризм

Одним из распространённых в настоящее время видов террористических акций является угроза по телефону.

При этом преступник звонит в заранее выбранное учреждение, организацию, объект, помещение и сообщает о заложенной бомбе или объявляет о предстоящем взрыве, предупреждает о том, сколько времени осталось до срабатывания взрывного устройства и т.п

Национальный антитеррористический комитет России провёл анализ и установил, что подавляющее большинство т.н. телефонных террористов – это подростки в возрасте 11-17 лет. Они «минируют» свои учебные заведения для того, чтобы продлить каникулы, сорвать экзамен, контрольную.

Следует помнить, что наказание за ложное сообщение не минуемо.Технические средства позволяют установить личность хулигана очень быстро.


В числе примеров преступной деятельности на территории Российской федерации в 2007-2012гг. можно привести:

13 августа 2006г был организован теракт у здания ГУВД в Назрани (Республика Ингушетия). Террорист протаранил ворота заминированной «Газелью», въехал во двор, где шло построение сотрудников УВД и привёл в действие мощное взрывное устройство. Погибло 25 человек, пострадали262 человека.

27 августа 2007г в Тверской области произошло крушение поезда «Невский экспресс» сообщением Санкт-Петербург-Москва. Ранено свыше 60 человек.

29 марта 2010г утром произведены взрывы в поездах на станции метро «Лубянка» и «Парк культуры».Взрыв произвели террористки-смертницы. Погиб 41 человек, ранено 88 человек.

Домашнее задание § 6.1 стр. 144-154

В последние годы все более актуальной становится проблема участия молодежи в экстремистской деятельности. Основной «группой риска» для антиобщественной пропаганды является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начиная примерно с 14 лет — в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.

Главную причину вовлечения молодежи в деятельность экстремистов работники правоохранительных органов видят в безработице и… Интернете. Как правило, первое знакомство подростка с «новыми » взглядами происходит на улице либо на сайте конкретной экстремистской организации в Сети. В последнее время вербовать новичков по Интернету стало особенно легко. Пользователей стало больше, детей и подростков среди них также появилось немало, интерес к сетевым ресурсам возрос. К сожалению, далеко не всегда удается уберечь молодых людей от опасного контента, и зачастую они попадают на сайты далеко не самого лицеприятного содержания. Террористы, экстремисты, тоталитарные секты — все это воздействует на их психику и систему ценностей, навязывая специфические взгляды и суждения.

Важно помнить, что попадание подростка под отрицательное влияние легче предупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил помогут существенно снизить риск попадания вашего ребенка в запрещённые религиозные организации, экстремистские движения и террористические организации:

— Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения, вопросы религии. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях мирового социума и пропагандисты зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.

— Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные организации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и самовыражения подростка, значительно расширят круг общения.

— Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде антиобщественных элементов.

Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние чуждой идеологии, можно свести к следующим:

— его (ее ) манера поведения становится значительно более резкой и грубой (замкнутой и отрешенной), прогрессирует специфическая, ненормативная либо жаргонная лексика;

— резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;

— на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями религиозного, экстремистко-политического или социально-экстремального содержания;

— в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика;

— подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компьютерным играм;

— повышенное увлечение вредными привычками;

— резкое увеличение числа разговоров на политические, религиозные и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;

— псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.

Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние организации, деятельность которой запрещена в РФ, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:

1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы — такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину его настроения, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.

2. Начните «контрпропаганду ». Основой «контрпропаганды » должен стать тезис, что человек сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться дальше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей, религий и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и ненавязчивость.

3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влияние, попытайтесь изолировать от лидера группы.

Убийство двух журналистов из Америки исламскими экстремистами больше всего шокировало британцев. Ведь убийцей, похоже, является молодой британец. На видео он говорил с чистым лондонским акцентом. Что заставляет цивилизованных молодых людей намеренно убивать?

Жестокость этих убийств кажется совершенно неуместной в современном мире. Она словно относится к какой-то примитивной эре, когда о сострадании и справедливости ещё не знали. Это настоящий шок, что человек, который вырос в современной Великобритании, может себя таким диким образом.

По некоторым оценкам, как минимум 500 молодых британцев азиатского происхождения отправились в Сирию или Ирак, чтобы присоединиться к джихаду экстремистских групп.

Премьер министр Великобритании Дэвид Кэмерон объяснил эту проблему «отравляющим повествованием» об экстремизме, которым кормят современную молодежь. Но это только поверхностное объяснение проблемы. Что заставляет людей поддаваться этим рассказам? И почему они позволяют им настолько завладеть собой, что теряют всякое чувство человечности и морали?

Психология личности террориста

Нельзя повесить на террористов ярлык «зла» или психологически деградировавших людей. Психологи, которые изучали террористические группы, обнаружили, что террористы обычно имеют стабильную психику . Они не параноики и не действуют в бреду. Что отличает их от других – это способность «выключать» своё чувство эмпатии (сопереживания) ради своих целей и убеждений.

Несмотря на крайние взгляды некоторых нео-дарвинистов, эмпатия и сострадание естественны для человека . Для нас естественно чувствовать страдания других людей и ответное желание облегчить их страдания. Если у вас не развита способность к сочувствию, вам могут поставить диагноз психопатия.

Стать террористом – значит отделиться от естественной эмпатии . Таким образом, человек относится к группе людей, против которой он сражается, просто как к объектам и убивает их без сожаления. Он воспринимает их как полностью «других» и отказывается от связи с ними. Только полное отсутствие эмпатии делает возможным обезглавливание одним человеком другого.

Почему террористами становятся подростки?

Очень важно, что большинство террористов – молодые люди или даже подростки . Подростковый возраст – психологически трудный период. Человек начинает осознавать себя как отдельную личность, и это вызывает у него чувство тревоги и уязвимости. Это создает острую потребность найти себя и группу людей, к которой ты принадлежишь. Поэтому подростки часто примыкают к бандам, становятся поклонниками моды или музыкальных групп. Принадлежность к группе смягчает их чувство отделения и усиливает индивидуальность.

Но то же самое делает подросток уязвимыми перед религиозным экстремизмом. Принадлежность к религии и террористической группе, которая её исповедует, включает подростка в общество единомышленников. Община поддерживает общие убеждения и часто имеет структуру семьи. Кроме того, она предоставляет статус людям, которые до этого его не имели.

Почему жители европейских стран уходят в экстремизм?

Возможно, привлекательность исламского экстремизма для молодых людей указывает на более глубокую проблему. Под глянцевой поверхностью современного мира кроется серьезный кризис ценностей и смыслов .

Наша социальная и экономическая система поощряет нас думать о благополучии в рамках поверхностного материализма. С того момента, как мы входим в систему образования, нас научат, что цель жизни – успех и богатство. Нас поощряют достигать и потреблять . Если жизнь и имеет какой-то смысл, то он в том, чтобы «получше устроиться».

От нас ожидается, что мы будем тратить большую часть времени на выполнение однообразных задач, которые называются «работа». Другие аспекты жизни – саморазвитие, творчество, духовность, служение, связь с природой, эстетические ценности – были оклеветаны по мере процветания материализма.

Психология террористической группы

Религиозный фундаментализм и экстремизм в каком-то смысле можно рассматривать как протест против поверхностного материализма. Извращенную и направленную по ложному пути попытку обрести какую-то степень смысла и целей.

Ощущение индивидуальности и обретенного смысла может быть таким опьяняющим, что человек подсознательно может быть готов отказаться от своей эмпатии. Поощряемые своими лидерами и другими участниками группы, террористы используют специальные техники, чтобы добиться этого.

Террористы обезличивают участников других групп, рассматривая их как коллектив, а не как отдельных индивидов. Они считают, что каждый участник группы ответственен за преступления других участников. Они не рассматривают понятие смертности в отношение других групп и преуменьшают их страдания. Террористическое поведение оправдывается убеждением, что значимость целей делает единичные акты насилия необходимыми и незначительными

Идеология, которой пичкают террористов, тоже помогает этому процессу. Когда люди принимают эту систему верований, они начинают видеть мир абстрактно и интеллектуально, а не через прямое восприятие. Они начинают видеть мир в контексте концепций и категорий. Развивают сухие и негибкие взгляды, которые становятся так сильны, что отделяют человека от непосредственного опыта и контакта. Это поддерживает их видение других людей не как индивидов, а как элементов в абстрактной и смертельной игре.

От редактора

Мне кажется странным, что автор не раскрыл тему, почему именно подростки азиатского происхождения наиболее подвержены влиянию экстремизма. Возможно, потому, что они выросли в «неродной» цивилизации, и западные ценности изначально не являются для них естественными. Я думаю, что кризис ценностей, а также подростковый кризис у таких молодых людей проходят тяжелее. Возможно, они приходят к полному отрицанию материалистических ценностей общества, в котором живут – настолько, что хотят его уничтожить?