Диетические... Волосы Аксессуары

Какой должна быть мама в современном мире. Образ современной мамы: крайности и реальности. Задача женщины – наслаждаться материнством

Образ матери – первый человеческий образ, возникающий у маленького ребенка. Ее лицо он начинает узнавать прежде всех остальных лиц. Прикосновение рук отличает даже во сне. Пребывая в утробе, младенец чувствует мамино настроение, слышит и запоминает ее голос. Замечательный российский врач Борис Зиновьевич Драпкин даже изобрел оригинальный метод лечения детей, потому что голос матери воздействует на ребенка с такой силой, с какой не воздействует больше ни один голос в мире! Всю жизнь проработав в детской психиатрии, Борис Зиновьевич на склоне лет пришел к выводу, что лучшего психотерапевта, чем мать, для ребенка найти нельзя. Поэтому он обучал женщин вселять в малыша спокойствие и уверенность, давать ему положительный настрой и тем самым активизировать защитные силы организма для борьбы с болезнью. Как именно? Мама должна была каждый вечер говорить засыпающему ребенку о своей любви, и постепенно у детей безо всяких лекарств проходили заикание, тики и энурез, нормализовывалось развитие речи, уменьшались возбудимость и расторможенность. Конечно, в методике имелись свои тонкости, иначе ей не нужно было бы специально обучаться. Но речь сейчас не о них, а о том, что только голос родной матери, и ничей другой, так удивительно воздействовал на ребенка. Ни отцам, ни приемным матерям (даже если ребенок был взят в грудном возрасте и не знал, что его усыновили!) такого эффекта достичь не удавалось. Некоторых положительных сдвигов Драпкин добивался, включая в работу бабушек по материнской линии – он объяснял это похожестью голосов. Однако та невидимая пуповинная связь, которая устанавливается у мамы с ребенком еще до его рождения, у бабушки с внуком отсутствовала, потому и результаты были не столь впечатляющими.

Ребенок растет, и образ мамы тоже обрастает подробностями. Еще толком не умея говорить и тем более связно выражать мысли, малыш знает о маме поразительно много. О ее характере, нраве, вкусах, привычках. Он впитывает это знание всеми органами чувств, бессознательно запечатлевает его и так же бессознательно (а потом все более осознанно) начинает подражать. Исследования современных ученых показывают, что младенец, лежа на руках у матери, невольно копирует ее мимику. Поначалу это даже незаметно, настолько мимолетны его гримаски. Но достаточно скоро в мимике и пластике ребенка, во взгляде или в повороте головы, в некоторых жестах и интонациях, в выражении лица начинают проскальзывать «мамины мотивы». Даже когда малыш – вылитый папа, все равно, внимательно понаблюдав за ним, как бы фоном увидишь мать. Становясь старше, мальчики в норме подражают отцу, перенимая мужской тип поведения. Однако глубоко запечатленный, будто «впаянный» в психику, образ матери все равно продолжает влиять на сына. В частности, во многом определяя его отношения с противоположным полом, выбор спутницы жизни, построение семейных отношений и подходы к воспитанию собственных детей.

Но вернемся к раннему возрасту. Постепенно к чувствам и ощущениям, к невольным, интуитивным реакциям добавляется осознание. В какой-то момент ничего не означавшие слоги лепетной речи начинают наполняться смыслом и складываться в слова. Мало-помалу развивается и образное мышление, формируются представления об окружающей действительности. И вот тут начинают происходить интересные вещи.

Как возникает образ

Мыслит малыш конкретно, абстрактных понятий пока не понимает. Но ведь и для того, чтобы произвести любое самое элементарное обобщение, надо в какой-то степени абстрагироваться от деталей и вычленить суть. Если этого не сделать, то как понять, что мама в халате и мама в пальто, мама с распущенными волосами и мама, убравшая волосы под платок, – это не разные люди, а один человек? Крупнейший исследователь детской психологии Жан Пиаже называл эту способность интеллекта «символической функцией». Без нее мы бы воспринимали реальность как набор не связанных друг с другом статических кадров. Вместе они составляют медленно развертывающийся фильм, но без способности к символизации, лежащей в основе образного мышления, человек не мог бы увидеть ни связи между картинками, ни познать суть вещей, изображенных на них. То есть в основе образного мышления – способность ощущать предметы, объекты и явления окружающего мира на уровне символов.

И ребенок на втором году жизни, даже не умея говорить, производит такую символизацию, показывая маму не только в реальности или на семейной фотографии, но и на картинке в книжке, где изображена вовсе не его мать, а мама сказочного героя. Значит, в его представлении уже существует не только образ собственной матери, но и мамы «вообще», некий обобщенный образ материнства. И, что очень важно для темы нашей статьи, эти два образа мирно сосуществуют, не вступая в противоречие, а нередко и накладываясь друг на друга. Ребенок постарше, уже неплохо осознающий и разницу между людьми и животными, и границу между понятиями «мое» и «чужое», будучи захвачен действием мультфильма, в котором мамонтенок ищет маму, внутренне отождествляет себя с героем (на чем и основан эффект сопереживания), а его мать – со своей собственной. Это еще более яркий пример символизации, поскольку его мама, конечно, на мамонта не похожа, но он «зрит в корень», абстрагируясь от внешнего и сосредотачиваясь на смысловом наполнении материнского образа. Пока что малыш понимает этот образ не столько умом, сколько «умным сердцем», про которое некогда говорила Аглая, героиня романа Ф.М. Достоевского «Идиот». Малыш еще не может связно выразить свои представления в речи, но душа его каким-то таинственным образом знает больше, чем ум. Она знает, какой должна быть мама. Знает, даже если ребенок-сирота растет в детском доме или если поведение его мамаши абсолютно не соответствует эталону материнства! И именно это непостижимым способом полученное, Богом вложенное в душу знание дает возможность делать обобщения, производить аналогии, ухватывать суть. Оно служит для ребенка ориентиром, определяя его реакции (например реакцию сопереживания), а также камертоном, на который настраивается его восприятие действительности и, соответственно, поведение. Разумеется, все, о чем я сейчас говорю, происходит у малыша на бессознательном уровне.

Иллюстрацией к сказанному может в какой-то мере служить история воспитания аутичного ребенка, описанная в книге его воспитателя Сергея Александровича Сошинского «Зажечь свечу» (М., 2005). Мальчик Андрюша, попавший в дом к Сошинским, когда ему было 4 года, страдал очень тяжелой формой аутизма, был практически неконтактен. Речи у него тоже, считай, не было. Даже те немногие слова, которые он знал, Андрюша далеко не всегда применял к месту. Иногда он на каком-нибудь слове «застревал» и бессмысленно повторял его раз двадцать, а то и пятьдесят. В 5 лет он не узнавал изображенных на картинках животных или людей. «Очевидно, – пишет Сошинский, – слова никак не сопрягались с образами, особенно одушевленными».

На первом этапе его приучали просто повторять слова, даже без их понимания. Это было невероятно тяжело, но пробиться на уровень понимания оказалось еще труднее: мешал недостаток целостности восприятия. Фрагменты не складывались в единую картинку, образа не получалось. Путем многократных повторений, буквально «натаскивания» Сошинским удалось все-таки научить Андрюшу говорить и до определенной степени восстановить целостность его мышления. Когда наконец броня аутизма была частично пробита и произошел сдвиг в лучшую сторону, мальчик стал довольно быстро развиваться, не только повторять заученное по шаблону, но и понимать. А потом… Потом воспитатели заметили, что «Андрюша стал выдавать отдельные знания, которые он у нас еще не приобретал. Например, весной 1999 года Наташа (супруга С.А. Сошинского. – Т.Ш.) начала с ним изучать цвета и вдруг выяснилось, что некоторые названия он знает, хотя прежде ни у нас, ни у родителей он этих знаний не проявлял. Знания лежали в нем скрытно, возможно даже не вертелись в уме и все же присутствовали. Знал Андрюша и некоторые буквы. Видно, родители показывали ему их. Но пока мышление Андрюши было блокировано аутизмом, эти знания лежали неподвижно, и, возможно, сам Андрюша о них не догадывался. Это касается не только конкретных знаний, но и уровня мышления. В какой-то непроявленной форме, по-видимому, у него мышление было более сложное, чем можно было подозревать… С неразвитым речевым мышлением Андрюша, конечно, не мог “понимать все”, но понимал больше, чем могло показаться по его поведению. Через четыре с половиной года после его появления у нас выяснилось (к моему великому изумлению!), что Андрюша помнит многое о своей жизни в отчем доме и о первом появлении у нас. Это подтверждает предположения о большей глубине его внутреннего мира и большей сложности мышления в то время».

А ведь впервые очутившись в доме Сошинских, Андрюша, казалось, никак не отреагировал на то, что родные привели его и ушли. Он никогда не вспоминал о родителях и не узнавал мать на фотографиях. Но оказывается – и знал, и помнил, и переживал. Образы близких людей и, в частности, матери, хранились в глубинах Андрюшиной памяти, но выразить это знание и свои переживания он не мог, поскольку болезнь блокировала его связь с внешним миром.

«С момента появления Андрюши у нас, – продолжает автор книги “Зажечь свечу”, – меня всегда поражала в нем двойственность. Неспособность сказать и понять простейшие мысли, полная интеллектуальная беспомощность его поведения. И в то же время было постоянное чувство наличия у него “внутреннего ума”… У него есть молчаливое, глубокое, неповрежденное я и неповрежденный молчащий интеллект <…> который мог бы воспринимать, мыслить, понимать целостно, глубоко, развернуто, если бы к тому были средства, если бы рядом с ним и вровень ему действовала вторая компонента интеллекта, логосная, словесная (психологам более свойственно слово “вербальная”). Я говорю о “неповрежденном молчащем я ”, конечно, не в абсолютном (богословском) смысле, а в человеческом – психологическом, психиатрическом. Мне представляется также это «молчаливое я » неразвернутым и неразворачиваемым даже внутри самой личности, живущим за порогом ее произвольного сознания, как бы “сокрытым я ”. Это некоторое глубокое “бытие в себе” человека».

В здоровом, гармонично развивающемся ребенке нет такого разрыва между внутренним и внешним. Содержание психической жизни и ее форма адекватны друг другу. Но «внутренне молчаливое я » все равно существует, и, видимо, именно в его глубинах хранятся некие базовые, ключевые символические образы, общие для всего человечества. Образы, которые активируются, когда ребенок получает соответствующие внешние впечатления, и, всплывая на поверхность, облегчают «складывание фрагментов в целостную картинку», формирование представлений ребенка об окружающем его мире и о жизни вообще. В современной западной (а теперь и отечественной, пошедшей по западным стопам) психологии, рассуждая об этом, обычно оперируют понятиями «архетипов», «архетипических образов», «коллективного бессознательного». В последние десятилетия часто можно услышать и о генетической памяти, «генетической программе», как бы «заложенной» в младенца и во многом определяющей его реакции.

Но по сути эти объяснения мало что дают. Тут скорее просто констатация факта: дескать, есть нечто «эдакое», не позволяющее говорить о младенце как о «чистой доске». Но откуда оно взялось и что собой конкретно представляет – непонятно. Зато христианский взгляд на проблему позволяет многое прояснить. (Хотя, конечно, все равно сотворение человека и наделение его разумом, которым не обладает больше ни одно живое существо на Земле, – великая тайна Божия).

Пора подумать о душе

Исключая из рассуждений понятие о душе, мы обрекаем себя либо на механистичность, когда человек уподобляется сложно устроенному компьютеру, либо на какую-то мутную, запутанную мистику. Сам создатель учения об архетипах Карл Густав Юнг «определял “архетип” различным способом в разное время, – пишет его последователь Мишель Вэнной Адаме. – Иногда он говорил об архетипах, как если бы они были образами. Иногда он более строго различал архетипы как бессознательные формы, лишенные какого-либо специфического содержания, и архетипические образы как сознательное содержание этих форм». Юнг и Бога, как известно, причислял к «архетипам».

А вот говоря о душе ребенка, которой он, по учению святых отцов, обладает с момента зачатия, и помня, что, по заповедям блаженства, только чистые сердцем Бога узрят (см.: Мф. 5: 8), мы можем подойти к пониманию сути вопроса. Младенческая чистота приближает ребенка к духовному миру, дает возможность видеть и чувствовать то, что от взрослых уже закрыто. Отец Александр Ельчанинов сравнивает душу ребенка с той, которая была у Адама до грехопадения. (Особенно, вероятно, это высказывание справедливо по отношению к детской душе, просвещенной святым крещением.)

Как мы знаем из Священного Писания, Адам в раю нарекал имена животным. Причем имена эти давались не абы как, а со смыслом, отражая сущность каждой птицы, зверя и прочих тварей. «Подумай о том, какая нужна была мудрость, чтобы дать имена стольким породам птиц, гадов, зверей и прочих бессловесных… всем им дать имена и притом имена собственные и соответствующие каждой породе», – пишет святитель Иоанн Златоуст в «Беседах на книгу Бытия» (XIV, 5). А для этого необходимо было постичь некий внутренний образ каждого живого существа.

Но животными дело не ограничилось. «Звери полевые и птицы небесные, приведенные ко Адаму, суть наши неразумные чувства, потому что звери и животные представляют различные страсти тела, равно и более сильного, и более умеренного характера, – учит святитель Амвросий Медиоланский. – Бог даровал тебе власть быть способным отличать при пособии трезвого рассуждения вид всех без исключения предметов, чтобы побудить тебя составить суждение о всех них».

Конечно, полного тождества души ребенка с душой Адама быть не может, поскольку грехопадение повредило человеческую природу, сделало ее удобопреклонной ко греху. Но в раннем детстве грех еще не успевает прилепиться, приразиться к душе. Это потом страсти начинают обуревать душу и, как черные тучи, закрывают ее внутреннее око. «У души, – писал митрополит Вениамин (Федченков), – есть свой, более глубокий разум, истинный разум, интуиция, внутреннее восприятие истины». И пока ребенок чист и невинен, он, не обладая жизненным опытом и логикой, многое постигает именно этим «истинным разумом». Особенно то, что тесно связано с духовным миром. «Ты утаил от мудрых и разумных и открыл младенцам», – говорится в Евангелии (см.: Мф. 11: 25). Сколько взрослых годами (а то и до конца жизни!) бывает не в состоянии уразуметь то, что ребенок понимает без долгих объяснений, чуть ли не с полуслова. Понимает, конечно, по-своему, по-детски, но понимает – и это главное!

Года в два с половиной – три моя дочь боялась трансформаторной будки, издававшей грозное, на ее взгляд, гудение. Увидев будку в первый раз, она спросила, кто там живет. Я что-то сказала про ток, про электричество, показала на провода. А когда мы на другой день опять проходили мимо, я узнала, что в будке, оказывается, обитает «злой дух». О чем мне было сообщено таинственным шепотом, с массой уморительно-«страшных» гримасок. Не Бармалей, про которого Кристинка все знала наизусть, или Карабас-Барабас, хорошо знакомый по картинкам, – а именно «злой дух». Хотя ни в одной сказке, которые мы с ней читали, никаких злых духов не было. Мультфильмов или компьютерных игр с соответствующей тематикой – тоже. До Карлсона, изображавшего, укутавшись простыней, «маленькое привидение из Вазастана», Кристинка тогда еще не доросла. Разговоры о духовности в массовом масштабе в первой половине 1980-х, когда происходили описываемые события, еще не начинались. Подавляющее большинство взрослых про духов не думало и не говорило, и увидев, к примеру, название фильма Ф. Феллини «Джульетта и ду хи» (который могла в те годы посмотреть разве что узкая прослойка творческой интеллигенции), решило бы, что речь идет о духа х. Максимум, что могла слышать малышка, это идиоматическое выражение типа «в тебя вселился злой дух». Но никакого объяснения ей на эту тему не давалось, да она и не спрашивала. Однако образ, стоявший за словами, был правильным, причем ухвачена была суть: дух, как и ток, невидим. Но, в отличие от тока, для ребенка это не абстракция. Ну, а поскольку он пугает, то, естественно, «злой».

А закрытую, полуразрушенную церковь в Тропарево, мимо которой мы часто тогда проезжали, Кристинка называла «Богин дом». И опять-таки, я не вела с ней тогда каких-то специальных «просветительских» разговоров о Боге. Детская Библия с картинками, воскресная школа – все это появилось в ее жизни позже (хотя бы потому, что в 1985 году воскресных школ в Москве просто не было). В храме она была только в годик, когда ее крестили, так что это не отложилось в ее сознательной памяти. Конечно, про то, что церковь – дом Божий, она услышала от меня. И, может быть (точно не помню), я когда-нибудь сказала, что Бог живет на небе. Но я точно помню, что не рассказывала трехлетнему ребенку ни про то, что Господь всемогущий, ни про то, что Он все сотворил, ни даже про Его доброту. Но ребенок откуда-то знал, что Бог добрый и самый главный. И так радовался, показывая на церковь, рвался к Нему «в гости», говорил как о любимом, близком, родном человеке… Хотя о вочеловечении Христа никогда не слышал, икон у нас дома на тот момент не имелось. Изображения Бога-Отца, которое можно увидеть в храмах, Кристина тоже не видела. Почему, спрашивается, она вообще представляла Его в человеческом обличье, а не, скажем, в образе солнца, которое как раз и «жило» на небе, освещая и согревая все вокруг? Каким-то непостижимым образом, душой маленький ребенок уловил суть. Фактически без объяснений и даже без молчаливых подсказок «видеоряда» он правильно понял новое для него слово «Бог».

Немало подобных примеров можно привести и из наблюдений за другими детьми. Конечно, среда, близкое и дальнее окружение ребенка, национальный уклад, в котором он живет, культурно-исторический «воздух», которым он дышит, интенсивно формируют его представления о мире. Но душа по отношению ко всему этому первична. Стало быть, первичен и «внутренний разум, внутреннее восприятие истины», и он охотно откликается на внешние «позывные», легко воспринимает и усваивает их, не требуя пространных «лекций на тему» и верно улавливая суть многих вещей на уровне образа.

Образ и прообраз

Каков же он, идеальный образ матери? Историки, литературоведы, культурологи, социологи, исследующие этот вопрос, отмечают его удивительную устойчивость. «Основные характеристики и эталонные черты социокультурного образа женщины-матери со времен античности фактически не изменились, – пишет, со ссылкой на многочисленные исследования других авторов, в своей монографии “Женский образ в социокультурной рефлексии” Т.Г. Киселева. – Это женщина, обладающая неординарным жизненным опытом и даром интуитивного предвидения наиболее вероятных путей развития событий (особенно связанных с ее детьми); отличающаяся редкой добротой, чувством сострадания и умением понять своих детей и их решения; женщина, одаренная от природы неординарными способностями к воспитанию и убеждению; человек по природе необыкновенно стойкий, верный интересам своих детей и безоговорочно принимающий во имя их (или вместо них) любые испытания судьбы и т.п. Разумеется, в соответствии с культурными традициями разных народов, этот набор характеристик мог в большей или меньшей степени варьироваться, но в целом он остается относительно типовым в культурах большинства цивилизованных (постпервобытных) сообществ».

Ну, а что касается прообраза идеальной матери, то для христианского мира, как нетрудно догадаться, его являет Собой Богородица. Жертвенная любовь, чистота и нежность, кротость и в то же время нравственная стойкость – эти ассоциации возникают при упоминании о Пресвятой Деве даже у людей, далеких от Церкви. И в недавние времена позднесоветского госатеизма именно с Ней, а не с какой-нибудь языческой богиней плодородия сравнивали матерей, если хотели выразиться возвышенно-поэтически (правда, называли обычно на католический лад – Мадонной, видимо, вспоминая картины мастеров Возрождения, которых тогда было принято знать и любить, или хрестоматийное стихотворение Пушкина, посвященное Наталье Гончаровой, которое тогда тоже многие знали наизусть). Хотя, конечно, советская власть, сделавшая огромный рывок на пути женской эмансипации, усиленно прославляла женщин – борцов за народное счастье: революционерок, участниц войны и тружениц, подразумевая под этим словом профессионалок в самых разных отраслях, а вовсе не домохозяек. Как будто они не трудились! (Впрочем, и тут все было неоднозначно: существовало звание «матери-героини», но его получали немногие – женщины, родившие и воспитавшие минимум десять детей.) И все же образ «просто матери» остался важнейшим образом культуры, не претерпев кардинальных изменений. Доминанты были традиционными: самоотверженность и нравственная высота. В этом смысле преемственность не прерывалась.

Софья Николаевна из «Семейной хроники» С.Т. Аксакова, потомственная дворянка, жившая в конце XVIII – начале XIX веков, не смыкала глаз у постели тяжко больного сынишки, и лирическая героиня знаменитой песни времен Великой Отечественной войны «Темная ночь», вряд ли дворянского происхождения, – поступала так же. Мать, не спящая над ребенком, – это вечный образ на все времена. И очень может быть, что жена бойца из «Темной ночи», как и аксаковская Софья Николаевна, «горячо молилась, подняв руки к небу», хотя в советской песне по вполне понятным причинам про молитву не упомянуто. Но мы-то теперь знаем, как в войну наполнились храмы. И можно не сомневаться: среди них было немало женщин, к которым обращена «Темная ночь». Во всяком случае, «белые платочки», которые в годы «застоя» (когда всему прогрессивному человечеству казалось, что религия отмирает) потихоньку от сына-начальника крестили внуков и упрямо праздновали Пасху, по возрасту – те самые лирические героини, которые «у детской кроватки тайком слезу утирали».

Но и не молившиеся, а просто плакавшие, жалевшие, любившие и трудившиеся не покладая рук на самом деле своей самоотверженной жизнью вымаливали и детей, и мужей, и страну. «Россия удержалась благодаря матерям, – говорил старец Паисий Святогорец. – Отцовское объятие, если в нем нет Благодати Божией, сухо. А объятие материнское – даже без Бога имеет в себе молоко».

«Мама, милая мама! Как тебя я люблю…»

Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары, спектакли и кинофильмы. Они обступали ребенка с раннего детства и сопровождали всю жизнь. Это был как бы привычный фон – в том смысле, что такая трактовка считалась сама собой разумеющейся. (Хотя, конечно, в художественном плане никакого единообразия не наблюдалось. Было много находок, порой настоящих шедевров. Не обходилось, естественно, и без халтуры, но речь сейчас не о том.) Не буду перегружать текст перечислением имен авторов и названий произведений. Приведу всего один пример, свидетельствующий о масштабности описываемого явления: любовь Соколова сыграла в своей жизни около 300 ролей (в том числе в фильмах «Тихий Дон», «Я шагаю по Москве», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Доживем до понедельника») и была внесена в книгу рекордов Гиннеса именно как актриса, исполнившая больше всего ролей матери. Причем она всегда отказывалась от отрицательных персонажей, говоря, что нельзя разрушать сложившийся образ верной жены, доброй матери и бабушки.

Сам тон разговора о матери уже настраивал на любовь, нежность, уважение и благодарность.

«Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием, – писал в автобиографическом романе “Детские годы Багрова-внука” С.Т. Аксаков. – Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием, и потому он мало выдается в отрывочных картинах первого времени моего детства, хотя постоянно участвует в них».

«Так много возникает воспоминаний прошедшего, когда стараешься воскресить в воображении черты любимого существа, что сквозь эти воспоминания, как сквозь слезы, смутно видишь их. Это слезы воображения. Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал; но общее выражение ускользает от меня» (Л.Н. Толстой. «Детство»).

«Великое чувство, его до конца / Мы живо в душе сохраняем. / Мы любим сестру и жену, и отца, / Но в муках мы мать вспоминаем»» (Н.А. Некрасов).

«Я помню спальню и лампадку, / Игрушки, теплую кроватку / И милый, кроткий голос твой: / «Ангел-хранитель над тобой!» (И.А. Бунин. «Матери»).

«О, материнская любовь, любовь, которая никого не забывает! Манна небесная, которую Господь разделяет и умножает, стол, всегда накрытый у родительского очага, за которым у каждого есть свое место и за которым все собираются вместе!» (В. Гюго).

«Если ты с детства не научился смотреть в глаза матери и видеть в них тревогу или покой – ты на всю жизнь останешься нравственным невеждой» (В. Сухомлинский).

Конечно, особенно - что неудивительно - образ матери встречается в произведениях для детей. Где-то она (как, скажем, в «Красной шапочке») – эпизодический персонаж. Где-то (например в пьесе «Два клена») оказывается в центре сюжета. А где-то речь вообще идет о зимнем вечере, но как бы невзначай мелькнет сравнение месяца с мамиными сережками, и мама незримо появится на странице, и сразу станет теплей и уютней. Свет маминых глаз, тепло маминых рук, ласковый голос, нежная улыбка – эти выражения не приедаются, не кажутся избитыми, потому что они подлинны, органичны, в них нет жеманства. Душа – с радостью или с тоской – но всегда откликается на них.

Серьезно или шутливо, прямо, в лоб или прозрачным намеком ребенку на примере литературного героя показывают, как нужно относиться к матери. Вспомним хотя бы строки Е. Благининой: «Мама спит, она устала… / Ну, а я играть не стала! / Я волчка не завожу, / А уселась и сижу» – или «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны!» С. Михалкова.

А вот из подростковой литературы. Знаменитая повесть Рувима Фраермана «Дикая собака Динго»: «Близко за плечами Тани стояла мать. В дождевом плаще, в белом докторском халате, она показалась Тане совсем другой, чем была месяц назад. Так предмет, поднесенный близко к глазам, теряет вдруг свою знакомую форму. И Таня, еще не опомнившись, секунду-две неподвижно смотрела на мать. Она увидела две еле заметные морщинки, расходившиеся от уголков ее носа, и худые ноги в туфлях, слишком просторных для нее – мать никогда не умела заботиться о себе, – и худые, слабые руки, столь искусно врачевавшие больных. Только взгляд ее остался неизменным. Таким всегда носила его в памяти Таня. Мать смотрела на нее своими серыми глазами. И в них, как щепотка соли, брошенная в море, растворились мгновенно все обиды Тани. Она поцеловала мать осторожно, избегая притронуться к глазам, словно боялась своим движением погасить их взгляд».

Вспомним и злоключения Звездного мальчика из одноименной сказки О. Уайльда, постигшие его за то, что он отверг свою маму-нищенку. А также его ответ вельможам в финальной патетической сцене, когда они предлагают ему власть: «Я недостоин этого, ибо я отрекся от матери, которая носила меня под сердцем, и теперь я ищу ее, чтобы вымолить у нее прощение, и не будет мне покоя, пока я не найду ее. Так отпустите же меня, ибо я должен вновь отправиться странствовать по свету, и нельзя мне медлить». Вроде бы никаких нравоучений, герой говорит исключительно про себя, но воспитательный эффект этих четких, чеканных формулировок огромен, потому что слова вложены в уста ребенка, которому сопереживают и с которым, естественно, отождествляют себя юные читатели.

(Окончание следует.)

Современная мама постоянно в движении. У нее столько энергии и сил! Порой кажется, что для нее нет ничего невозможного. Мама занимается воспитанием и развитием своих деток, на ее плечах - быт и домашний очаг. Работа и карьера не на последнем месте. Ведь современная мама понимает, что должна рассчитывать на себя и быть независимой в финансовом плане, чтобы ее отпрыски были обеспечены не только предметами первой необходимости. У нее очень много обязательств. А еще она женщина. Ей нужно быть красивой, модной, здоровой и полной сил. Что значит современная мама, какой она должна быть и можно ли назвать ее идеальной?

Типы современных мам, по мнению психологов

Современные мамы очень разные и по характеру, и по взглядам. У каждой - свой ритм жизни. Психологи считают, что всех их можно условно разделить на несколько типов, каждому из которых дают четкую характеристику. Что значит современная мама, по мнению психологов? Давайте разберемся.

Образ современной мамы, которая полностью посвящает себя детям и всячески старается опекать своих отпрысков, психологи сравнивают с наседкой. Она готова посвятить свою жизнь только семье. Желание строить карьеру, иметь увлечения, размениваться по мелочам - не для такого типа мам. Очень часто она забывает следить за собой и выделять время на отдых. Главное - постоянно и повсеместно опекать свое чадо, оберегать и ограждать от негативных событий. И неважно, сколько стукнуло годков отпрыску. Такие мамы отказываются понимать, что выбранный метод воспитания не совсем правильный. Ведь ребенок растет несамостоятельным. Без одобрения и совета он не может ступить и шага, развивается чувство неполноценности, отпрыск не способен сам принять правильное решение.

Ко второму типу относят психологи женщин, помешанных на карьере. таких мам бешеный, свободного времени практически нет. Они полностью себя отдают во власть работы, забывая про общение с ребенком. Чтобы компенсировать ему свое невнимание, задаривают подарками и балуют, не понимая и не признавая, что в итоге вырастят эгоиста.

Мать, которая старается воспитывать чадо в авторитарном стиле общения, мудрой психологи не назовут. Хотя такие современные мамы - распространенный тип. Они с детства прививают ребенку, что мнение родителей авторитетно и не обсуждается. Взрослые во всем правы. Пока малышу лет 5, так и должно быть. А 10-12-летнему отпрыску уже пора иметь свое мнение и знать, как его отстаивать. Конечно, авторитет мамы должен иметь место в общении, но это не может отражаться на личности ребенка и влиять на формирование его характера. Иначе вырастет он слабым человеком с низкой самооценкой.

По мнению психологов, существует типаж тревожных мам. Такие женщины стараются уберечь чадо от всего на свете и находятся всегда рядом. Тревога у них в душе появляется из ничего. Мысль о том, что по дороге в школу ребенок споткнется, упадет и ударится, приводит в ужас. Мама не позволяет ему самостоятельно познавать мир. Когда малыш подрастет, будет всего бояться.

Какой должна быть настоящая современная мама?

Психологи убеждены, что должна соединить без фанатизма все типажи в одном лице современная мама. Она заботливая и нежная, внимательная и справедливая, прислушивающаяся к мнению ребенка, но не забывающая его направлять на правильный путь. Она должна научиться позволять ему самостоятельно узнавать мир и получать уроки жизни. Занимаясь воспитанием, стараться привить лучшие качества и раскрыть таланты и способности малыша. При этом не забывает уделить себе время, следит за своей внешностью и гардеробом. Конечно, мама должна быть здоровой и сильной.

Главная обязанность матери

Предназначение мамы - воспитание и забота о ребенке. Очень важно в первые годы жизни не только научить малыша ходить, кушать, говорить, но и привить ему качества, которые в будущем помогут жить в социуме. Конечно, он должен расти здоровым и крепким.

Ребенок, родившись, очень нуждается в постоянной маминой опеке и заботе. Он пока ничего не умеет и не знает. Мама должна открыть ему мир и помочь научиться жить в нем. Малыш требует постоянного внимания. Ему все интересно, хочется все потрогать и попробовать на вкус. Маме нельзя расслабляться. Нужно быть постоянно начеку, чтобы предотвратить беду.

Поиск баланса карьеры и личной жизни

Быть мамой-домохозяйкой в современном мире не модно. Она должна быть успешной. Многие женщины, родив, стараются скорее выйти на работу, чтобы строить карьеру и реализоваться в обществе. К тому же женщина должна быть независимой в финансовом плане от мужа. Поднимаясь по карьерной лестнице, многие женщины полностью отдают себя работе, забывая о семье и своих детях. Чтобы стать хорошей современной мамой, необходимо четко планировать свой день и научиться проводить грань между карьерой и семейной жизнью. К тому же дети так быстро вырастают. Карьеристка, оглянувшись назад, почувствует разочарование, что неправильно выставляла приоритеты и незаметно пропустила самые важные моменты в жизни своих детей, чем их отдалила от себя.

Модная и красивая мама

Женщина в любом возрасте хочет выглядеть красивой и ухоженной. Для нее важно нравиться не только себе, но и близким, окружающим. Конечно, и ребенок, шагающий рядом, должен чувствовать гордость за мамину внешность.

Современные мамы следят за собой. Несмотря на свою занятость, они находят время для посещения парикмахера, мастера маникюра или визажиста, а также стараются выглядеть элегантно и модно. Быть в курсе, как одеться современной маме осенью или весной, помогают журналы мод. Знаменитые модельеры, выставляя в печатных изданиях фото своих новых коллекций, часто дают рекомендации, какой фигуре подойдет тот или иной наряд, рассказывают о модных аксессуарах.

Для ребенка мама - самая лучшая в мире. Малышу неважно, какая у нее фигура, модно ли она одета, не пропустила ли она запланированный поход в парикмахерскую. В глазах ребенка она всегда выглядит идеально. Но в тот же момент для него важно, что и окружающие сверстники, видя маму, также считают ее красивой, ухоженной и модной.

Здоровая современная мама

Ребенок будет полноценно счастливым, если будет знать, что мама здорова. Женщины не всегда обращаются за помощью, если почувствовали, что со здоровьем не все идеально. Часто они терпят боль до последнего, а начав лечение, осознают, что от запущенной болезни не так легко избавиться. Современные мамы понимают, как необходимо им поддерживать здоровый образ жизни и регулярно обследоваться у врачей. Особенно важно консультироваться у гинеколога и маммолога. В наш век болезни груди и недуги гинекологического характера - распространенные проблемы.

Да и просто хандрить ей непозволительно. Она должна быть свежей, полной сил и энергии, как на фото современных мам, украшающих обложки женских журналов.

Отдых

Некоторые мужчины считают, что может обойтись без отдыха современная мама. Какая она будет через некоторое время, если занята только работой и заботами о домочадцах? Нет, женщина, как никто, нуждается в отдыхе. Ей нужно переключатся и выделять время для себя. Например, сходить поболтать с подругами в местном кафе, посетить магазины, чтобы купить обновки, или же просто погулять в парке.

Совместный семейный отдых также должен быть обязательным правилом у современной семьи. Чем больше мама с папой проводят время вместе с ребенком, тем сильнее их связь. Малыш не только знает, но и чувствует любовь родителей. И для него очень важно понимать, что его семья крепкая и надежная. Важно в полном семейном составе гулять, отмечать семейные мероприятия, посещать увеселительные заведения и, конечно, ездить в отпуск вместе.

Распределение домашних обязанностей

В прошлом веке считали, что вся домашняя работа должна делаться исключительно женщиной. Мужчина был главным добытчиком и, придя после работы, отдыхал с пользой для себя. То, что представительница слабого пола тоже испытывала усталость после трудового дня, никого не заботило. Но такие правила остались в прошлом.

Во многих современных семьях давно уже практикуется по дому. Работа не разделяется на женскую и мужскую. Все выполняется вместе и по мере возможностей. И это касается воспитания детей тоже. Современные папы кормят, играют с детьми, укладывают спать, чтобы дать маме время немного отдохнуть.

Мама – первое слово, которое говорит человек. Мама всегда будет рядом и поддержит в трудную минуту. Многие не понимают, что мама самый ценный человек на земле и часто

Мама – первое слово в жизни практически каждого человека. Сколько сложено песен, воспевающих материнский подвиг! Сколько есть фильмов, мультфильмов, картин и пьес об отношениях матери и ребенка! Образ матери настолько прочно влился в мировую культуру, что сложно вычеркнуть его оттуда.

А вот моя мама – самая лучшая. Да, так думает каждый ребенок, но это и есть правда!

Моя мама красивая и умная, добрая и интересная, милая и разносторонняя. С ней есть о чем поговорить, а самое главное – если у меня есть проблемы, я могу обратиться к ней, она все поймет и даст дельный совет, который обязательно пригодится. Мама для меня – лучшая подруга, которая может помочь в какой-то жизненной ситуации и подсказать, как правильно и мудро поступить. Именно к ней я пойду в случае душевного расстройства и неопределенности.

Главное и одно из самых лучших качеств всех мам на планете – мама всегда простит. И неважно, разбил ты вазу, или ушел из дома. Мама всегда примет тебе таким, какой ты есть и защитит

От невзгод окружающего мира.

Мама любит меня, независимо ни от чего, и даже если она ругает меня за что-то, я знаю, что она никогда не станет сплетничать и обсуждать меня, так, как это могут сделать другие люди, именующие себя моими друзьями.

Мамы любят своих детей больше жизни, но не всегда дети отвечают взаимностью матерям. Однако в моем случае, я точно так же люблю свою маму и стараюсь почаще делать ей сюрпризы и подарки. Мы любим друг друга и стараемся ссориться как можно меньше, хотя порою это получается не всегда. Если моя мама болеет, я очень переживаю за нее, точно так же, как и она за меня. Эта забота – очень важная вещь, которая помогает мне идти по жизни вперед. Именно с маминой поддержкой я достигаю нужных высот и добиваюсь тех успехов, которые будет гораздо тяжелее добиться самой.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Мама – самое дорогое слово Я люблю тебя мама Мама – это самый главный и родной человек в жизни для...
  2. Для каждого ребенка мама самая красивая, я не оказалась исключением. Для меня мама самый красивый человек на земле и я...

Каждый человек испытывает какие-то чувства, связанные с его матерью. Не имеет значения, самая ли лучшая (была) у Вас мама или самая плохая, в конечном счете Вам все равно приходится с ней считаться. Возможно Вы сейчас не можете поговорить с ней, и Вы всегда можете — и это будет хорошо — поработать с образом матери, который Вы храните в своем сознании и в своем сердце каждое мгновение каждого дня.

Образ матери.

Образ мамы

Возможно, мама не смогла дать Вам ту любовь, в которой Вы нуждались , когда Вы были еще ребенком.

Может Вы на нее сердитесь. Используйте упражнение приведенное ниже, чтобы преодолеть свой гнев, чтобы Вы могли двигаться дальше по жизни с легким сердцем.

Возможно, Ваша мама бросила Вас или ее по какой-то другой причине нет рядом с Вами . Используйте это упражнение, чтобы избавиться от чувства одиночества и заброшенности, печали, которые могут отравлять Вашу нынешнюю жизнь.

Выразите чувства к маме и изменится ее образ в Вашей душе.

Выразить свои чувства к маме.

Какие бы чувства ни были, для Вас будет совершенно безопасно и в то же время необходимо выразить свои чувства к маме. В этом упражнении на листочке бумаги Вы можете сказать маме то, что никогда не сказали бы ей в лицо и не написали в письме. Это освобождает Вас и позволяет быть честным.

Вашей маме, а уж тем более Вам самим не поможет, если Вы будете ее в чем-то винить. Нацельтесь на то, что Вы будете честно исследовать свои мысли и чувства по отношению к матери. Если это необходимо, пробудите желание что-то изменить. Вам не обязательно знать, как это сделать, — достаточно просто захотеть.

В конце концов Вы придете к тому, что поймете, несмотря на ее недостатки и ошибки, мама делала все, что могла, при том знании и понимании, которые у нее тогда были. Когда Вы поймете это, Вы откроете путь к прощению и свободе.

Новый образ Вашей мамы.

Ваш листок бумаги станет духовным пространством, в котором Вы создаете новый образ мамы. Новый образ матери может стать более любящим, у него могут появится новые качества и чувства (безусловная любовь и одобрение, признание Ваших талантов и способностей). Новый образ мамы позволит Вам признать себя полезным, нужным, любимым, ярким и способным человеком.

Упражнение «Разговариваем с мамой».

Упражнение: разговариваем с мамой — это просто диалог.

Между Вами и Вашей мамой происходит воображаемый разговор, имеющий определенные цели. Это упражнение Вы можете делать столько раз, сколько будет необходимо, чтобы изменить образ мамы в Вашей душе.

Подготовка:

  • поставьте спокойную инструментальную музыку;
  • выделите на это упражнение примерно полчаса;
  • возьмите белые листы бумаги и ручку;
  • уединитесь внешне и внутренне;
  • будет хорошо, если под рукой у Вас будет носовой платок, потому что это упражнение может вызвать много эмоций.

Упражнение: разговариваем с мамой.

Поговорите с мамой, используя обе руки. Доминантная рука (у правшей — правая, у левшей — левая) выражает Вашу точку зрения, субдоминантная — мамину. Это упражнение можноделать в независимости от того, в каких Вы отношениях с мамой, жива она или нет. Не думайте ни об этом, ни о том как сделать все правильно.

Раскройте сердце навстречу своим чувствам. Позвольте глубинной части себя представить, что чувствет Ваша мама. Просто расслабьтесь и дайте чувствам излиться на бумагу.

  1. Четко и честно расскажите маме, что Вы чувствуете. Запишите свои чувства доминантной рукой. Потом она опишет Вам свои чувства. Запишите чувства мамы субдоминантной рукой.
  2. Расскажите маме, что Вы хотели от нее услышать когда Вы были ребенком (запишите свои желания доминантной рукой). Она, в свою очередь, расскажет Вам, что она хотела услышать от своей матери, когда была ребенком (запишите ее желания субдоминантной рукой).
  3. Расскажите Вашей маме о том, что Вы любите в жизни и о чем мечтаете (запишите свой выбор доминантной рукой). Пусть она, в свою очередь, расскажет Вам, что она любит и о чем мечтает (запишите на бумагу ее выбор субдоминантной рукой).

Закончите упражнение, поблагодарив маму и себя за готовность делиться чувствами.

Величайшая радость для ребенка — доставить удовольствие маме. Величайшая радость для взрослого — жить в соответствии с целью жизни. У каждого ребенка свой путь. Иногда невозможно одновременно доставить удовольствие маме и жить для своей цели. Тогда нам нужны любовь и прощение.

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

  • Многие мои клиентки в последнее время заявляли в начале сессии. "Я за ним (муж, партнер) была как за каменной стеной". Уверен, Вы хоть раз слышали […]
  • Мы с Вами уже рассмотрели структурную составляющую Вашей личности. Вы умеете составлять эгограмму. Сегодня обратим внимание на функциональный анализ […]
  • Каждый человек испытывает какие-то чувства, связанные с его отцом. Не имеет значения, самый ли лучший (был) у Вас отец или самый плохой; в конечном […]
  • В прошлой статье мы провели инвентаризацию личных отношений. Сегодня затронем Ваши родовые корни и пройдемся по ветвям семейного генеалогического […]
  • Закон отношений гласит: "Чтобы улучшить взаимоотношения и убрать конфликт из отношений, нужно соблюсти 3 условия: установить и поддерживать раппорт, […]
  • На самом деле существует больше, чем 3 типа эмоциональных реакций и способов отношения к жизни, чем рассмотрено в статье. Рассмотрим 3 основные […]
  • Как построить отношения, которые устроят на все 100%. Какие отношения хороши для семьи, работы, развлечений или поддержки ответит таблица […]

Не бывает идеальных людей. Это знают все, но многие родители уверены: «Эти 5 пунктов нужно обязательно выполнять, чтобы стать хорошей мамой своему ребенку». На практике не у всех хватает времени, терпения и возможности, чтобы полностью соответствовать данным требованиям. Впрочем, это совсем не значит, что они плохие родители.

1. Кормить грудью как можно дольше

Хотя бы до одного года. Если же есть возможность, стоит продолжать кормление грудью в течение еще 1-2 лет. Так у женщины снизится риск развития рака молочной железы, да и ребенку это очень полезно.

Однако все больше современных мам отказываются от грудного вскармливания. Причины бывают разными:

  • нужно пораньше вернуться на работу, а сцеживать молоко в течение дня не получается;
  • приходится принимать лекарства, которые запрещены в период лактации;
  • просто не хочется кормить грудью и т. д.

У некоторых матерей элементарно нет молока или его недостаточно, чтобы малыш наелся, в итоге тысячи женщин кормят своих детей смесями. Разве это достаточный аргумент, чтобы их обвинять в том, что они плохие матери?


2. Держать связь с ребенком в течение дня

Здесь важно соблюдать меру. Есть такие родители, которые каждый час справляются о том, как малыш покушал, что нарисовал, сходил ли в туалет. Своей повышенной внимательностью они рискуют больше навредить крохе, чем принести ему пользу.

Современные мамы часто звонят детям только по делу, а все подробности выясняют уже вечером, когда вся семья собирается дома. Психологи поддерживают такую позицию, поскольку гораздо важнее качественно провести время с ребенком, а не сделать определенное количество звонков.


3. Как можно раньше перестать кормить с ложечки

Если ребенок подрос, но его продолжают кормить с ложки, это больше указывает не на родительскую заботу, а о желании не терять время и сохранить чистоту в кухне. Это вполне нормально, никто не осудит вас за такое. С другой стороны, психологи рекомендуют с самого раннего возраста приучать кроху есть своими руками, причем это нужно понимать буквально. Ведь малыш еще не умеет орудовать ложкой и вилкой.


Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Если вы сторонник раннего развития, то разрешайте ребенку совершать ошибки и самостоятельно обедать. Пусть он сжимает в ручках вареную морковку, картошку, свеклу, раздавливает овощи. Конечно, нужно морально приготовиться к беспорядку на кухне и ярким пятнам на обоях.

Важное правило для тех мам и пап, которые строго блюдут порядок и готовы кормить малыша с ложечки столько, сколько нужно: если малыш хочет взять ложку своей ручкой, не запрещайте ему получить этот опыт. Пусть даже в тарелке каша, будет сильный беспорядок, но лучше прибраться на кухне, чем в будущем получить школьника, который совсем ничего не умеет.


4. Выходные принадлежат только детям

Дети нуждаются в общении, особенно с родителями. Несмотря на это, многие не готовы тратить все свободное время в выходные исключительно на ребенка. Многие психологи считают это правильным, потому что нельзя жить исключительно ради детей. Главное, что нужно любому ребенку, — чтобы его родители были счастливы.

Не нужно все выходные сидеть с малышом дома лишь из-за того, что вы редко общаетесь в будни. Ходите на детскую площадку, в гости. Вы сами сможете пообщаться с разными людьми, но при этом проведете время с ребенком.

Отдельно стоит упомянуть о том, что «все лучшее - детям». Может, кто-то и назовет вас идеальным родителем за такое самопожертвование. Все же сейчас с этим готовы поспорить и многие родители, и психологи.


5. Задача женщины – наслаждаться материнством

Малыши растут очень быстро. Кажется, еще вчера он лежал в кроватке с погремушкой в руках, но сегодня уже идет в школу. Конечно, было бы хорошо, если бы женщина получала истинное удовольствие от воспитания крохи. Только многие современные мамы не считают материнство своим предназначением. Поэтому они тратят немало денег на оплату работы няни и сознательно отказываются от тех драгоценных часов общения с крохой, которые уже не повторятся.


В этом вопросе все мамы делятся на 2 противоположных лагеря, каждый из них считает себя правым. Только идеального решения не бывает. Поэтому семейные психологи просто советуют найти тот вариант воспитания крохи, который будет оптимальным для вашей семьи.