Диетические... Волосы Аксессуары

Как правильно поминать самоубиенных. О поминовении самоубийц в троицкую родительскую субботу и в радоницу. Не всякая черная душа может отбелиться Божьей милостью и благодатью

Поминовение усопших накануне дня Святой Троицы ведет свое начало со времен апостольских и установлено ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа УтЕшителя, Которого они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом "всяка душа живится". Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы о умерших и даже о "иже во аде держимых".

Стоит отметить опасность соблазна многих прихожан поминать самоубийц в этот день, предполагая, что в Троицкую Родительскую Субботу поминаются абсолютно все усопшие , невзирая на то, как они покинули этот мир.

Но это является заблуждением! Нет такого дня, в который можно было бы помянуть один раз в год в Церкви самоубийцу. Нет такого правила. Православная Церковь никогда и ни при каких обстоятельствах не в праве поминать самоубийц, как самостоятельно прервавших один из величайших Божиих даров – саму жизнь.

Такое неправильное поверие возникло из неправильного понимания текстов канона, который читается в церкви в Троицкую родительскую субботу. В нем речь идет о тех, кто утоп, о тех, кто был удавлен. Но не о тех, кто сам себя удавил или кто сам себе жернов на шею повесил и утопился. Речь идет о тех, кого утопили, и о тех, кого повесили. Но совсем не о самоубийцах. Потому что самоубийца - в этом-то и горе, и печаль - это такой человек, который дар, данный ему Богом, возвращает Ему назад. То есть человек отрицает и милосердие Божие, отрицает надежду и так далее. Самоубийцы не могут обрести достойное упокоение после смерти, и об этом свидетельствуют многие богословы Русской Церкви.

Более того, церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (14 правило патриарха Тимофея Александрийского), как сознательно отторгших себя от общения с Богом. Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения. Искушения эти были весьма опасными, вплоть до умственного помешательства и того, что молящийся сам начинал испытывать непреодолимую тягу к совершению суицида.

Нужно молиться домашней молитвой (но и на нее надо взять благословение священника ), совершать дела милосердия, добродетели, жить благочестиво. И благочестивая жизнь даст свои плоды, если мы понимаем, что побуждает нас к этому благочестию память о родственнике, ушедшем из жизни таким греховным образом. Совершая добрые дела в жизни ради своего родственника, мы верим, что Господь облегчит участь усопшего. Но и для нас это будет ограждение – Господь хранит благочестивых от всякого зла, от всех нападений вражьих.
Исключение делается только для психически больных людей - их могут поминать. Потому что психически больной человек не отвечает за свои поступки, и поэтому ему оказывается снисхождение.

Конечно же, священнику, который не знал умершего в его жизни, невозможно решить, как относиться к такой смерти, а родственники и близкие самоубийцы, встречая отказ священника совершить отпевание, отходят от Церкви, не получая утешения.
В связи с этим Священный Синод Русской Православной Церкви благословляет, в целях духовного окормления паствы и единообразия пастырской практики предлагает, не совершая отпевания самоубийц и «приношения» о них, то есть поминовения в храме, преподавать близким и родственникам таких умерших утешительные молитвы.
Название чина говорит само за себя – “молитвенного утешения сродников”, а не “служба об упокоении”, это именно для родственников, для их утешения и укрепления в скорби будет служиться служба. Об отпевании и поминовении людей, покончивших жизнь самоубийством, речи как не шло, так и не идет!

Итак, НЕЛЬЗЯ подавать записки о самоубийцах. Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:
- при наличии официального медицинского заключения, свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии;
- и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение: для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии.
Только епархиальный архиерей может дать разрешение на отпевание самоубийц. Отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным. Такое неосторожное действо очень опасно и непредсказуемо.

НО:
Возможно поминовение самоубийц дома: Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».

НЕЛЬЗЯ заказывать панихиды и отпевание на человека, который сам своевольно отказался от этого заранее и наказал своим родственникам не совершать отпевания над ним.

Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?
- если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.


Трогательный обычай Троицкого семика
Было прежде такое понятие - семик. Так называли четверг седьмой недели после Пасхи, как раз перед Троицкой родительской. В этот день совершали обряд погребения всех умерших несчастной смертью. А для этой цели за городом отводились особые места, где ставили так называемые убогие дома или сараи, в которых устраивалась одна большая общая могила. Сюда в течение нескольких месяцев свозились тела казненных, утонувших, сгоревших, странников, вообще всех, кто не принадлежал ни к какому приходу и о ком ничего не было известно. Патриарх Филарет приказал хоронить в таких могилах и тех, «которые вина обопьются, или зарежутся, или с качелей убьются, или купаючись утонут, или сами себя отравят, или какое иное дурно сами над собой учинят». То есть тех, кого нельзя было хоронить на церковных кладбищах. Два раза в год: в Троицкий семик и перед праздником Покрова Богородицы, торжественно, крестным ходом отправлялись к убогим домам духовенство и благочестивый народ. Там совершалась общая панихида, за которой поминались души рабов от неизвестной смерти умерших, «их же имена Сам, Господи, веси (знаешь)». Позже и патриархом Адрианом было указано: «сами убитых на разбое и воровстве не класти кладбищах и убогих домах, но зарывать в лесу или в поле без поминовения в семик».

Благочестивый обычай подавать милостыню на помин сохраняется и в наше время, когда это единственная форма помощи (кроме домашней молитвы) тем, кто ушел из этой жизни, не присоединившись к Христовой Церкви или своеволием.

Домашняя молитва за самоубийц, некрещеных и неправославных.

Молитва за умерших имеет двоякую цель: испросить у Бога милости усопшему и принести утешение живым. Церковь не возбраняет личной, домашней молитвы за близких, умерших некрещеными, но только домашней и, учитывая вышесказанное, с мерами духовной предосторожности. Естественно, молящемуся нужно самому быть крещеным православным христианином и на молитву за некрещеного родственника или самоубийцу взять благословение у священника.
В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: "Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:

"Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя".

Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную ранее, для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника. Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг.

Как известно, поименное церковное поминовение самоубийц ЗАПРЕЩЕНО . Нет никакой панихиды по самоубийцам и нет никаких особых дней поминовений для них, и молитва церковная о них НЕ возносится . Молитва святому мученику Уару возносится не за самоубийц, а за некрещенных.

В песнопениях Троицкой Родительской субботы есть слова, в которых мы просим, чтобы Господь возложил Свою милость и на тех, кто сам покончил с жизнью, но при этом все равно не происходит поименного поминовения, и не вынимаются частицы на Литургии за самоубийц. То есть, НИКОГДА самоубийцы не поминаются (если не было благословения на отпевание).

ЗА самоубийц можно молиться родным самостоятельно на домашней молитве , прося, чтобы Господь оказал милость грешникам, поднявшим руку на свою жизнь. Вы можете подавать милостыню за его душу , можете ставить свечи о его упокоении и молиться сами. Как дома, так и в храме.

Известен случай, когда на Афон подавали молиться о упокоении, но через некоторое время монахи вернули деньги и сказали, что Господь не принимает молитву — наверное человек сам ушел.

Однако есть исключения из правил. Некоторых самоубийц отпевают. Это случаи, когда человек был психически нездоровым, либо находился в состоянии настолько сильного аффекта, что имело место умопомрачительство. Об этом должны иметься соответствующие медицинские документы. Но в любом случае священник НЕ ИМЕЕТ права совершать такое отпевание без благословения правящего архиерея. Только если есть благословение архиерея в письменном виде на совершение такового погребения, священник может отпевать самоубийцу. Если священник самостоятельно принимает такое решение, без участия владыки, он подлежит наказанию вплоть до запрета в священнослужении, или лишения сана.

Церковные каноны запрещают «приношение и молитву» за самоубийц (Правило святого Тимофея Александрийского, ответ 14) , как сознательно отторгших себя от общения с Богом: кто «подымет на себя руки или повержет себе с высоты»: «О таковом не подобает быти и приношение, ибо есть самоубийца ». Справедливость этого правила подтверждается духовным опытом подвижников, которые, дерзая молиться за самоубийц, испытывали непреодолимую тяжесть и бесовские искушения.

Родственники и близкие могут взять на себя, с благословения священника , келейное чтение молитвы преподобного старца Льва Оптинского. Более же всего таким умершим помогает раздача милостыни за них и благочестивая жизнь их родных и близких.

Молитва преподобного Льва Оптинского для келейного чтения

Взыщи, Господи, погибшую душу (имя рек) , аще возможно есть помилуй! Неизследимы судьбы Твои. Не постави во грех сей молитвы моей. Да будет святая воля Твоя!


Большая трагедия, когда один из членов семьи решает покончить с собой. Событие оставляет горький осадок на душе родных и близких. Тела таких покойников не хоронят на кладбище рядом с остальными умершими.

Во многих религиях лишить себя жизни считается тяжким грехом, душа не обретет покой. В православии жизнь считается священной, дарованной Господом: забрать ее имеет право лишь Творец. Человек, совершивший суицид, считает себя вправе распоряжаться тем, что ему не принадлежит. Наложив на себя руки, самоубийца совершает страшный грех, осуждается на вечные мытарства. Просить прощения у Бога он уже не может, потому хоронят самоубиенных вне кладбища, вдали от праведников, имеющих шанс попасть в Рай. При этом некоторые христианские течения, придерживающиеся изначальных канонов, относят к самоубийцам следующие группы людей:

  • давшие согласие на эвтаназию;
  • участники дуэлей, боев;
  • любители экстремальных видов спорта;
  • умершие при подозрительных обстоятельствах с вероятностью самоубийства.

Как сейчас хоронят самоубийц

Ранее наложивших на себя руки хоронили исключительно вдоль дорог, в полях, лугах, подальше от городских и деревенских захоронений. Современное православие разрешает заказать могилу на обычном кладбище, но главное условие - рядом не должно быть церкви, земля не может быть священной.

Учитывайте особенности смерти родственника: запрет не касается сумасшедших, не осознающих тяжести проступка. Минутное помешательство в момент горя тоже может служить оправданием для самоубийцы, если так посчитает служитель Бога. Для захоронения на территории церковного кладбища подается прошение священнослужителю, справка от врачей о психической невменяемости. Без документального подтверждения проведение службы по покойному, хоронить его на кладбище запрещается.

В зависимости от веры

В христианстве самоубийство равнозначно смертному греху, потому покончившие с собой становятся в один ряд с убийцами. Уничтожение собственной жизни и чужой равно в глазах Бога. Хоронят покончивших с собой ортодоксальных евреев, католиков и протестантов любой национальности на обычном кладбище в отдаленном углу, похороны проводят без церковных обрядов. Учитывайте, что отпевание не гарантирует попадание души в Рай, а лишь помогает усопшему в первые дни после кончины осознать себя и отправиться к Господу. Самоубийцы совершили страшный грех, высшие силы игнорируют мольбы живущих во время отпевания, даже если те нарушат библейские заповеди, проведут обряд. Место выбирается подальше от праведников.

В исламе ограничения мягче, разрешено проведение традиционной службы по самоубийце как по обычному покойнику, умершему от болезни, например, онкологии, хоронят их на кладбище рядом с остальными усопшими. Отдельные священнослужители мусульмане вправе отказать в молитве по висельнику, утопленнику. Разрешается найти другого представителя исламского духовенства.

Если человек не был христианином, считался атеистом, то отпевания находятся под запретом. Хоронят таких самоубийц на муниципальных кладбищах.

Церковный обряд бессмысленный для некрещеного: высшие силы не помогут человеку, отрицавшему при жизни их существование.

Любые действия не помогут почившему избежать наказания. Считается, что самоубийца вступит в отряд неприкаянных душ, оставшихся на земле, рядом с бренным телом.

Что кладут в гроб

Каноны церкви запрещают хоронить в могиле с самоубийцей следующие предметы:

  • венчик. Религиозный символ, обозначающий принятие ниспосланных Богом бед, неуместен рядом с самоповешенным, отказавшимся принять судьбу;
  • покрывало из церкви. Ткань служит религиозным символом покровительства Высших сил. Хоронят самоубийц в одежде, неприкрытой покрывалом, платком. Наряд разрешен любой;
  • крест. Под запретом находится нательное украшение, знак на могиле. Гроб и памятник запрещено дополнять христианской символикой, способной помочь душе в мытарствах после смерти. Использовать, хранить дома нательный крестик самоубийцы родственникам не следует, иначе навлекут беду, неудачи. Оптимальное решение - подарить церкви, отдать на благотворительные нужды, предварительно освятив;
  • молитвенник. Библия запрещает хоронить с самоубийцей священные тексты, ибо грешник не может ими воспользоваться;
  • живые цветы. Плохая примета распространяется на всех умерших. Человек, принесший букет, заберет себе горести, болезни, страхи почившего. Исключение составляют засушенные травы;
  • монеты. Деньги для путешествия в загробном мире хоронят последователи язычников, считавших, что божества, духи подземного мира взымут плату. Подобные действия неприемлемы для христианина, наказываются высшими силами.

Хоронить с самоубийцей можно следующие вещи:

  • ладан;
  • освященные засушенные травы;
  • хлеб;
  • куличи с Пасхи;
  • семена мака.

Где проводят захоронение

Кладбище самоубиенных больше не существует, при выборе места погребения проконсультируетесь со священником. Правильно будет рассказать правду о гибели человека, иначе служитель Бога понесет кару за отпевание и захоронение на церковной земле грешника, отказавшегося от спасения. Согласно Библии, грех распространится на солгавших родственников, проигнорировавших наставления церкви, пусть даже из желания хоронить самоубийцу на кладбище рядом с почившими родственниками, спасти дух усопшего. Место для могилы выбирается из личных предпочтений. В приоритете - окраина кладбища, вдали от погребений верующих, придерживающихся божьих заповедей.

Запреты для самоубийц

Хоронят суицидников на третьи сутки после смерти. Ожидать дольше, прощаясь с погибшим, церковь запрещает: отказавшийся от жизни лишен возможности побыть рядом, заручиться поддержкой родных, любимых. На похоронах отсутствует религиозная атрибутика, а место выбирается на окраине неосвященного кладбища. Согласно христианским канонам, когда хоронят покончивших с собой разрешаются и исключаются следующие действия, призванные помочь духу самоубийцы найти успокоение:

Живые, желающие помочь мятежной душе суицидника, должны совершать поступки во благо: помогать бедным, бездомным, детям, старикам, отдавать деньги на благотворительность. Доброе дело поможет почившему обрести покой, даже если хоронили его не на кладбище.

Плакать, скорбеть, рыдать по самоубийце запрещается, исключение составляет первый день после Пасхи.

В священные сутки разрешено вспомнить, помолиться, оплакать родственника, любимого, погибшего всякой смертью. В праздник Бог не делает разницы между самоубийцами и умершими не по своей воле. Поставить свечу разрешается только в Радоницу. Проигнорируете правило, пойдете с просьбой в церковь в другой день или похороните усопшего, как праведника - грех ляжет на душу. Самоубийце же помочь не удастся.

Можно хоронить православного человека рядом с самоубийцей

Церковь рекомендует проводить похороны самоубиенных вдали от кладбища, отдельно от праведных христиан. Даже супругов лучше разлучить, если один из них наложил на себя руки. Древняя примета гласит: человек, который повесился, утопился, другим способом лишил себя жизни вместе с собой утащит в Преисподнюю соседнюю душу на кладбище.

Современные священнослужители отрицают подобные легенды, но поддерживают раздельное захоронение. Самоубийцу лучше хоронить в противоположной части кладбища. Могила рядом с другими верующими людьми дарует поддержку душе, которой должны быть лишены самоубийцы в наказание за тяжкий проступок. Отдельные кладбища для самоубийц, без крестов и другой христианской ритуальной атрибутики можно увидеть в некоторых поселках, но эта традиция отживает свое.

Христианские каноны строго регламентируют все вопросы, касающиеся церкви и служения Богу, а том числе и поминание тех, кто ушел из жизни добровольно. На то у человека могли быть самые разные, в том числе и уважительные причины, поэтому в любом случае по вопросу того, когда поминают самоубиенных, стоит обратиться к священнику и в подробностях рассказать ему о случившемся.

Когда в церкви поминают самоубиенных?

Церковно, на богослужениях самоубийц в православных храмах не поминают. Все дело в том, что добровольный уход из жизни является очень тяжким грехом, причем практически во всех религиях. Ведь это, по сути, убийство – нарушение одной из десяти заповедей. То есть человек поставил себя выше Бога, не положился на его милость, а дерзнул сам решить свою , отказавшись закалить свой дух путем тяжких испытаний. В 452 года на церковном соборе постановили, что самоубийство является следствием дьявольской злобы, а значит считается преступлением. Спустя 111 лет отпевать тех, кто выбрал такой путь, запретили.

Поэтому традиционного поминовения для таких людей нет и панихиды по ним не служатся. Не принято устраивать поминки на 3, 9 и 40 день, а также ровно через год после смерти. Это связано с тем, что умерший таким образом человек не проходит мытарства, как все остальные, а сразу попадает в ад. Поэтому традиционные поминки смысла не имеют, так как молитва собравшихся за одним столом Господом все равно услышана не будет.

Когда можно поминать самоубиенных?

Три года назад православная церковь приняла «чин молитвенного утешения сродников, живот свой самовольно скончавшаго». По сути, это молебен, который совершается в церкви по просьбе близких и родственников умершего в их присутствии. Его можно проводить неоднократно. Тем, кто интересуется, есть ли день, когда поминают самоубиенных, стоит ответить, что таким днем является родительская суббота перед праздником Троицы. Однако, полноценным поминовением это также считать нельзя, потому как имена покончивших с собой не называются и частицы на литургии не вынимаются.

Однако, в песнопениях в этот день слова о милости Господа к тем, кто сам покончил с жизнью, произносятся и весь смысл такой службы состоит в том, чтобы все присутствующие на ней родственники и близкие мысленно помолились о дорогом для них человеке. Тем, кто спрашивает, как поминать самоубиенных христиан, можно сказать, что с позволения священника можно читать молитву оптинского старца Льва. Если человек ушел из жизни в состоянии сильного или душевного помешательства и не понимал, что делает, священник может разрешить поминать его, как обычно.

Среди тяжких грехов Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5:16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий - дар жизни. Но в храм приходят люди с просьбой совершить заочное отпевание сродника, наложившего на себя руки. Церковь идет навстречу этой беде, и если человек был психически нездоров, совершает заочное отпевание. А как быть с теми, о ком неизвестно, в себе был человек или не в себе. Для этого Церковью составлен молитвенный и назидательно глубокий «Чин молитвенного утешения сродников живот свой самовольно скончавшаго». Это не отпевание. Церковь, как милосердная Мать, спешит всякому несчастному и его родным и близким протянуть руку любви и молитвенной поддержки.
Об истоках и причинах, приводящих человека к добровольному уходу из жизни, помощи Церкви этим людям и их близким в скорби и утешении наша беседа с протоиереем Сергием Дерменжи, клириком кафедрального собора в честь Воскресения Христового.

Феномен самоубийств давно известен обществу. О нем упоминается в разные эпохи и на разных континентах. Какова мотивация людей, решившихся на такой шаг?

Думаю, что в жизни такого человека сначала появляются нерешенные проблемы, а пустота в душе, которую формирует современность, только усугубляет их. Человек пытается заполнить духовную пустоту - а ведь именно душа вырабатывает наши отношения с окружающим миром - и не может. В конце концов он приходит к выводу, что жизнь бессмысленна, не имеет никакой ценности ни для себя, ни для других, и решает ее закончить, наверное, убеждая себя, что это наилучший выход из создавшейся ситуации и для него, и для окружающих. По крайней мере, в этот момент человеку так кажется.

Часто бывает, что перед принятием такого решения он чаще всего успокаивается. Родственники и знакомые наблюдают улучшения в его поведении. Существовавшие бесконечные проблемы и беспокойства будто исчезают, человек раскладывает все по полочкам - что после его ухода будут делать родственники, дети, знакомые…
К сожалению, будущий самоубийца не думает об ужасных последствиях такого поступка для родственников, не осознает огромной психологической травмы для всех его близких и знакомых.

Трудно понять решимость к акту суицида. Ведь у человека есть инстинкт самосохранения, он боится иногда простых вещей - темного помещения, высоты, закрытого пространства… И вдруг приходит к выводу подняться на крышу дома, залезть в петлю, наглотаться таблеток, вскрыть вены… Почему это происходит?

- «Отключение» инстинкта самосохранения осуществляется поэтапно. У каждого из нас есть свой порог боли и страха. Маленькие дети, например, боятся того, что не пугает взрослых. Человек сам выбирает свой путь, направляет свою жизнь в определенное русло, рамки, выстраивает ее по своему плану и доводит себя до состояния, как говорят, «залезть в бутылку». Он идет далее, но для решения всех своих проблем находит единственный выход... Самое ужасное то, что в уходе из жизни он не усматривает ничего плохого. Это, на первый взгляд, его воля, его видение, что так будет лучше. Своеобразный способ решения какой-то проблемы. То есть человек, потеряв ценности, веру, поддержку близких, доходит до какой-то черты, которую решается, в конце концов, переступить. Но это не возникает в одночасье. Предшественниками являются стрессы, депрессии, проблемы…

- Могут дойти до такого состояния верующие люди?

Нужно сказать, что подобное состояние - это большое противостояние… Самоубийцы - люди, которые противятся воле Божией. Мы не созданы для того, чтобы лишать себя жизни, мы живем для спасения. Господь любит всех нас, как своих детей, и хочет, чтобы мы жили, а не допускали мысли о самоубийстве. Если человек верующий, он понимает свое жизненное предназначение и доверяет Богу свое бытие. Жизнь набожных людей не имеет границ, т. к. она вечная. Каждый из нас находится в начале пути к этой жизни, борется с грехами, мешающими ему двигаться к Господу. Такой человек не может сойти с нужного маршрута, совершить самоубийство, разве только утратив веру.

Но если человек доведен до предела своих сил тяжелой болезнью или обстоятельствами жизни, у него нет ни желания, ни возможностей исправить ситуацию или бороться с ней. Такие люди теряют душевное равновесие, их поведение не совсем адекватное, они, можно сказать, психически неуравновешенны, травмированы. Не является ли это состояние оправданием такого поступка? Ведь Церковь отпевает душевнобольных людей, покончивших с собой?

Есть разные ситуации. Бывает, человек своей греховной жизнью доведен до состояния, когда он не понимает, что происходит, у него меняется восприятие реальности. Это состояние одержимости бесом, жертва не может видеть и адекватно оценивать свои поступки. Но развивается все, конечно же, не сразу - не за три секунды человек совершает суицид. Воля постепенно порабощается греховными страстями, и он принимает решение под действием темных сил.

Есть два пути, о которых нужно сказать.

Это путь человека неверующего, когда говорят, что он может распоряжаться своей жизнью. Например, если речь идет об аборте и от женщины зависит жизнь ребенка. Во время суицида якобы человек имеет право наглотаться таблеток или подписать документ об эвтаназии. Для таких людей словно наступает конец мира, в их понимании, что от жизни взято все, все испробовано, больше ничего нет и т. д.

Но есть и другой путь. Так, многие даже в сложнейших ситуациях уходили из жизни по-христиански. Например, мои знакомые, зная о смертельном, неизлечимом недуге, достойно закончили свою жизнь, решив все проблемы -дела на работе, в семье, дописав незаконченную книгу. Они покинули этот мир в тишине и спокойствии, так как знали, что для христианина конец жизни - это переход в вечность, где не темнота и ужас, а радость соединения с Богом, со своими родственниками и близкими. Конечно, мы понимаем, что по нашей греховности не сможем попасть в те места, где пребывают души наших родственников. Все боятся этого, но есть надежда на милость Божию.

Очень многих потряс такой случай: свела счеты с жизнью многодетная мать. Получается, что не только инстинкт самосохранения не спас ее, но и материнские чувства куда-то исчезли?

Случай этот довольно сложный, неоднозначный, многие о нем слышали. Учитывая биографию женщины, все факторы, которые предшествовали трагедии, нужно сказать, что в ее жизни были огромные ошибки, направлявшие ее по ложному пути. Поступки многодетной матери противоречили законам страны, законам морали, нравственности, что и привело к такому концу. Она имела множество мужей, некоторые браки не регистрировала или узаконивала ради получения денег от государства, попадала под акты насилия со стороны мужчин, имела финансовые проблемы, в которых была виновата и сама, и ее бывшие мужья.

И, конечно же, нарушала законы духовные. Была совершенно далека и от Церкви, и от заповедей Божиих. Безусловно, она пыталась как-то растить своих детей, жить по закону совести, но множество жизненных ошибок привели к такому печальному результату. Ее душевное, нравственное состояние оставалось незаметным для родственников, или же они ничего аморального не видели в ее жизни. В конце концов, родственники отказывались верить в самоубийство - они утверждали, что это убийство и она не виновата в том, что дошла до такого состояния. Действительно, решившись на это, женщина была совершенно спокойной - договорилась о крещении своих детей, наверное, позаботилась и о том, кто их возьмет на воспитание и т. д. Она обдуманно совершила этот ужасный поступок.

Поэтому хочется спросить: можно ли как-то заблаговременно предупредить намерение человека совершить подобное? Если вы говорите, что человек, наоборот, успокаивается, то получается, что остановить и помочь таким людям невозможно?

Думаю, что главная причина тех или иных поступков человека - в наборе его основных жизненных ценностей. Если для него заповеди Божии, страдание родственников, близких, детей, которые будут переживать после его ухода, не важны, то и сама жизнь не представляет для такого человека ценности. С юридической точки зрения, уход из жизни не является преступлением, но это злодеяние со стороны Закона Божьего. Возьмем, к примеру, людей, совершающих преступление. Если бы они знали последствия, скажем, ограбления, сроки пребывания в тюрьме, вряд ли решились на неблаговидный поступок.

Мы же, сделав что-либо, всегда ожидаем сиюминутного результата: украли - повеселились, обманули - получили какую-то выгоду, но о дальнейшей перспективе никогда не думаем.

Люди, совершая суицид, тоже не заботятся ни о жизни вечной, ни о родственниках.

Совсем недавно покончила с собой бабушка, получив квитанцию к счету по оплате газа. Почему в таком почтенном возрасте решаются на это? С другой стороны - выбросились из многоэтажки 12-летние подростки…

Основы те же. У молодых, может, еще не сформировались жизненные ценности, понятие о смысле жизни. Но, к сожалению, сейчас многие люди даже среднего возраста, с высшим образованием не задумываются о цели своей жизни, «плывут по течению».

Уместно, на мой взгляд, вспомнить слова владыки Никона (Рождественского), записанные в его дневнике еще в начале ХХ века: «Вследствие упадка веры вообще и озлобления, как нравов, так и характеров, умножилось число самоубийств. Убивают себя юноши, убивают себя 90-летние старики. Опустошается душа, расхищаются из сердца последние остатки веры, идеализма, стираются последние следы образа Божия, замирает дух, не остается никакой опоры для борьбы с искушением, и - человек решает: нет смысла больше жить и страдать, и в озлоблении на все, как мятежник, самовольно уходит из жизни. Такова психология большинства случаев самоубийств. В ее основе лежит неверие в Промысел Божий, хула на благость Божию, отчаяние - смертные грехи, смертные потому, что не дают места покаянию, убивают дух, удаляют, гонят от человека спасающую Божию благодать».
Посмотрите даже на тех людей, которые ходят в церковь. Множество прихожан, к глубокому сожалению, не понимают, что происходит на богослужениях, не осознают, зачем нужны Таинства, равнодушны к тому, как нужно правильно поступать в той или иной ситуации. Формальный приход на службу, на праздники, чтобы посвятить что-либо, формальное отношение к Таинствам и к жизни приводят к тому, что человек не задумывается о своей душе, о будущем, о смысле жизни.

В итоге у людей из всего ряда ценностей остаются только сиюминутные эмоции и потребности. Если бы самоубийцы задумывались о последствиях, не говоря уже о родственниках и близких, число бы суицидов уменьшилось.

- Почему Церковь не отпевает самоубийц, ведь некоторые люди делают иногда это неосознанно, в помрачении ума?

Как бы ни возмущало это многих, но Господь не нарушает воли человека, поэтому и Церковь не должна этого делать. Священники не отпевают не потому, что не хотят совершать эти богослужения, а из-за того, что сам человек не возжелал такого. Его личное решение уйти из жизни противоречило идее создания человека Господом для жизни вечной. Бог никогда не насилует волю человека, Он не посылает насильно даже хорошее. Господь дает нам право выбора между добром и злом, между жизнью и смертью. В конце концов, мы осуществляем этот выбор всегда, каждую минуту. Если человек решил покончить жизнь самоубийством, а Церковь его будет отпевать, то мы, получается, насильно тащим жертву в Царство Небесное, даже если она этого не хочет и отреклась от самого большого дара жизни, который Господь даровал ей.

- А в принципе возможно ли отпевание самоубийц?

Только если есть какие-то доказательства того, что человек совершил самоубийство несознательно, не по своей воле, а в помрачении ума, например, в стадии психического нездоровья. К сожалению, епископ часто не имеет возможности детально разобраться в ситуации, чтобы принять решение об отпевании какого-то конкретного человека или об отказе. Иногда люди находятся, как говорят врачи, в пограничной стадии, т. е. человек еще не состоит на учете в психдиспансере, но уже ведет ненормальную жизнь, его действия неадекватны. И такие пограничные состояния всегда тяжелы для родственников, которые знают, что человек был нездоров, но документов, подтверждающих это, предоставить в милицию, священнослужителям не могут. Провести расследование у Церкви нет возможности, и в таком случае может приниматься решение об отказе отпевания.

Как помочь таким людям, как им молиться? Чем утешить родственников или близких, если в храме нельзя ни записку подать, ни свечку поставить? Как жить дальше с такой болью, с такой утратой?

В Церкви еще в 2011 году был принят «Чин утешения родственников самоубийц». Учитывая то, что человек сам для себя все решил, а для родственников это очень тяжелая травма, Церковь ввела чин такого утешительного молебна, который может послужить священник для родственников в их тяжелом состоянии.
За самоубийц не молится Церковь всей полнотой церковной, но за них, конечно же, нужно возносить молитву дома, например старца Льва Оптинского, в которой есть такие слова: «Взыщи раба такого-то и аще возможно, помилуй». Также можно просить знакомых, священника, знавшего усопшего, молиться о нем дома (и только дома!), не в храме, без привлечения церковной соборной молитвы.