Диетические... Волосы Аксессуары

Самарское знамя. Самарское знамя, сохраняя историю Отрывок, характеризующий Самарское знамя

Полотно, вышитое монахинями Иверского женского монастыря , было подарено жителями Самары болгарским ополченцам во время Русско-турецкой войны .

Флаг был передан Знамённой ротой болгарского ополчения - 3-й роте из 3-й дружины. Ополченцы сражались с ним в битве за Стара-Загору и Нова-Загору , за Шипку и Шейново .

Сначала знамя хранилось в Радомире , где скончался его последний знаменосец Павел Корчев. В 1881 году оно было перевезено в Царский Дворец в Софии (сейчас - Национальная художественная галерея), где хранилось до 1946 года . Сейчас знаменитое Самарское знамя хранится в Национальном музее военной истории Болгарии в отдельном помещении с особыми условиями и под усиленной охраной.

Самарское знамя - единственное полотнище, награждённое Орденом «За храбрость» республики Болгария, который позднее был помещён в богато украшенный наконечник флагштока.

Современный флаг Самарской области , утверждённый в 1998 году , взял за основу именно Самарское знамя.

Копии знамени

Первые копии знамени были изготовлены в 1958 году . Одна из них была передана Центральному Военному Музею СССР. Ещё два полотна были сделаны позже: первое - в 1978 году в мастерской Михаила Малетского, а другое было вышито для Национального музея военной истории Болгарии в 2006 году послушницами Монастыря Покрова Святой Богоматери.

11 августа 2008 года депутат Народного собрания Болгарии Евгений Жеков и вице-мэр города Стара-Загора Мария Динева привезли в Самарскую область копию знамени, которое было изготовлено одним из наиболее известных художников Болгарии - Димо Геновым. Болгарская делегация передала знамя Иверскому монастырю.

Источники

  • (недоступная ссылка - история ) . Samara.ru. Проверено 25 ноября 2006. .

Напишите отзыв о статье "Самарское знамя"

Отрывок, характеризующий Самарское знамя

– Si l"on marchait par un temps comme celui la… [В такую бы погоду в поход идти…] – начал он.
Пьер расспросил его, что слышно о выступлении, и капрал рассказал, что почти все войска выступают и что нынче должен быть приказ и о пленных. В балагане, в котором был Пьер, один из солдат, Соколов, был при смерти болен, и Пьер сказал капралу, что надо распорядиться этим солдатом. Капрал сказал, что Пьер может быть спокоен, что на это есть подвижной и постоянный госпитали, и что о больных будет распоряжение, и что вообще все, что только может случиться, все предвидено начальством.
– Et puis, monsieur Kiril, vous n"avez qu"a dire un mot au capitaine, vous savez. Oh, c"est un… qui n"oublie jamais rien. Dites au capitaine quand il fera sa tournee, il fera tout pour vous… [И потом, господин Кирил, вам стоит сказать слово капитану, вы знаете… Это такой… ничего не забывает. Скажите капитану, когда он будет делать обход; он все для вас сделает…]
Капитан, про которого говорил капрал, почасту и подолгу беседовал с Пьером и оказывал ему всякого рода снисхождения.
– Vois tu, St. Thomas, qu"il me disait l"autre jour: Kiril c"est un homme qui a de l"instruction, qui parle francais; c"est un seigneur russe, qui a eu des malheurs, mais c"est un homme. Et il s"y entend le… S"il demande quelque chose, qu"il me dise, il n"y a pas de refus. Quand on a fait ses etudes, voyez vous, on aime l"instruction et les gens comme il faut. C"est pour vous, que je dis cela, monsieur Kiril. Dans l"affaire de l"autre jour si ce n"etait grace a vous, ca aurait fini mal. [Вот, клянусь святым Фомою, он мне говорил однажды: Кирил – это человек образованный, говорит по французски; это русский барин, с которым случилось несчастие, но он человек. Он знает толк… Если ему что нужно, отказа нет. Когда учился кой чему, то любишь просвещение и людей благовоспитанных. Это я про вас говорю, господин Кирил. Намедни, если бы не вы, то худо бы кончилось.]
И, поболтав еще несколько времени, капрал ушел. (Дело, случившееся намедни, о котором упоминал капрал, была драка между пленными и французами, в которой Пьеру удалось усмирить своих товарищей.) Несколько человек пленных слушали разговор Пьера с капралом и тотчас же стали спрашивать, что он сказал. В то время как Пьер рассказывал своим товарищам то, что капрал сказал о выступлении, к двери балагана подошел худощавый, желтый и оборванный французский солдат. Быстрым и робким движением приподняв пальцы ко лбу в знак поклона, он обратился к Пьеру и спросил его, в этом ли балагане солдат Platoche, которому он отдал шить рубаху.
С неделю тому назад французы получили сапожный товар и полотно и роздали шить сапоги и рубахи пленным солдатам.
– Готово, готово, соколик! – сказал Каратаев, выходя с аккуратно сложенной рубахой.
Каратаев, по случаю тепла и для удобства работы, был в одних портках и в черной, как земля, продранной рубашке. Волоса его, как это делают мастеровые, были обвязаны мочалочкой, и круглое лицо его казалось еще круглее и миловиднее.
– Уговорец – делу родной братец. Как сказал к пятнице, так и сделал, – говорил Платон, улыбаясь и развертывая сшитую им рубашку.
Француз беспокойно оглянулся и, как будто преодолев сомнение, быстро скинул мундир и надел рубаху. Под мундиром на французе не было рубахи, а на голое, желтое, худое тело был надет длинный, засаленный, шелковый с цветочками жилет. Француз, видимо, боялся, чтобы пленные, смотревшие на него, не засмеялись, и поспешно сунул голову в рубашку. Никто из пленных не сказал ни слова.
Вчера побывал на весьма важном и нужном, на мой взгляд, мероприятии.
Расширенном заседание организационного комитета по реализации проекта "Самарское знамя", приуроченного к 140-летию Самарского знамени, одного из главных символов нашего города и символа освобождения болгарского народа от османского ига. Проект инициирован Общероссийской общественно-государственной организацией "Российское военно-историческое общество" при поддержке Самарского регионального отделения политической партии "Единая Россия".

На заседании присутствовали:
Участники организационного комитета
Фетисов Александр Борисович - вице-губернатор Самарской области, председатель регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» по Самарской области.


Пылев Владимир Александрович - министр образования и науки Самарской области
Филиппов Сергей Васильевич - министр культуры Самарской области


Галузина Лилия Викторовна - заместитель главы городского округа Самара - руководитель Департамента образования.
Шерстнева Галина Сергеевна - заведующая кафедрой отечественной истории и историографии Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева.
Солоницын Алексей Алексеевич - писатель, кинодраматург, автор романа «Самарское знамя».


А.Б. Фетисов и слева писатель Солоницын А.А.


В рамках празднования юбилейной даты запланирована серия мероприятий. В их число вошли круглые столы с привлечением представителей ученого сообщества, уроки истории и классные часы в общеобразовательных учреждениях, конкурсы среди школьников, мероприятия и научные конференции по истории в высших учебных заведениях, мероприятия в музеях и учреждениях Самарской Епархии (церквях, храмах). Данные мероприятия будут организованы с целью приобщения подрастающего поколения к истории родного края и увековечения памятных дат Российской истории.
Мемориал в честь Самарского знамени в городе Стара-Загора


Кроме того, предполагается экспедиция участников проекта вместе с изготовленной копией Самарского знамени по историческому пути. На 9 мая будет запланирован старт с площади им. Куйбышева в рамках Парада Победы, приуроченного празднованию 72-летия Победы в Великой Отечественной войне. С площади им. Куйбышева знамя отправится в Сызрань. В Сызрани мероприятия пройдут в Кафедральном соборе в честь Казанской Иконы Божией Матери и Сызранском Кремле. Последующей точкой маршрута Самарского знамени станет один из храмов города Москвы. Затем с военного аэродрома Чкаловский делегация, в составе которой будет певец Александр Малинин, отправится на авиабазу Хмеймим в Сирии. Там будет произведена торжественная передача знамени самарским военнослужащим, а также организовано выступление российских артистов с концертной программой.
Немного истории
20 апреля 1877 года в Самаре прошло освящение знамени, которое впоследствии стало известно всей стране как Самарское. Эту святыню должна была передать болгарским ополченцам самарская делегация в знак духовной поддержки южных славян в их освободительной борьбе.
Знамя создавалось по эскизу местного художника Петра Симакова. На одной стороне красно-бело-синего полотнища был вышит черный крест и изображения славянских просветителей Кирилла и Мефодия, на другой - икона Иверской Божьей Матери. Надпись "Самара. Болгарскому народу 1876 год." символизировала духовное единение с болгарами с самого начала их освободительной борьбы. Знамя вышивали монахини Иверского монастыря.
20 апреля в Самаре состоялся крестный ход, во время которого знамя пронесли по главным улицам. В Воскресенском соборе епископ Герасим провел обряд освящения знамени, после чего оно было передано делегатам от Самары - городскому голове Ефиму Кожевникову и гласному городской думы Петру Алабину.
В дальний путь делегацию провожали 20 апреля на самарской пристани чуть ли не всем городом. Вскоре знамя на пароходе «Вестник» было доставлено в Сызрань, и здесь делегаты со своим драгоценным грузом пересели в поезд. По железной дороге они 23 апреля добрались до Москвы, 1 мая - до Кишинева, а 4 мая их уже встречали в Болгарии.
В результате национально-освободительного движения балкан¬ских народов и военной помощи России Болгария, не имевшая до войны внутренней автономии, нравственно униженная османами, становились свободной. Она получила конституцию, правительство, армию, для нее открывались пути к экономическому и социальному прогрессу.
Болгария высоко чтит память тех, кто своей кровью отстаивал ее свободу. О подвигах русских, болгарских воинов напоминают потомкам строгие памятники на Шипке, под Плевной, в Софии, в Москве, названия бульваров, улиц и площадей в Болгарии.
Давно стали местом всенародного поклонения Стара Загора, Шипка и Шейново, так же, как и Самарское знамя - символ братской дружбы, солидарности в борьбе за свободу. Признательные потомки воздвигли в Стара Загоре в его честь величественный памятник, а к 1300-й годовщине Болгарского государства в знак вечной дружбы и признательности Стара Загора подарила городу-побратиму копию Самарского знамени.
Самарское знамя сейчас хранится в Софии, а одна из его пяти копий - в Самарском военно-историческом музее.
Первые копии знамени были изготовлены в 1958 году. Одна из них была передана Центральному Военному Музею СССР. Ещё два полотна были сделаны позже: первое — в 1978 году в мастерской Михаила Малетского, а другое было вышито для Национального музея военной истории Болгарии в 2006 году послушницами Монастыря Покрова Святой Богоматери.
11 августа 2008 года депутат Народного собрания Болгарии Евгений Жеков и вице-мэр города Стара-Загора Мария Динева привезли в Самарскую область копию знамени, которое было изготовлено одним из наиболее известных художников Болгарии — Димо Геновым. Болгарская делегация передала знамя Иверскому монастырю.
На мой взгляд, сохранение истории родного края и ее популяризация весьма и весьма важная задача.

источник исторического фото Самарского знамени РИА САМАРА(

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Канадцы любят говорить, что в истории Канады было две династии - Виндзоры и Трюдо! С Виндзорами все понятно - Канада долгое время была колонией Британии. А что касается Трюдо, то сегодня Канадой правит Джастин Трюдо. Он сын знаменитого Пьера Трюдо, бывшего премьер-министром и главой Либеральной партии в течение 16 лет…

Она считается лучшей комедийной актрисой Америки, и к тому же - самой верной и преданной женой, идеальной матерью. Как же ей удаётся совмещать все эти роли?

Официальное объявление об этой трагедии было сделано только спустя три дня, да и то вскользь в газетах регионального значения. Ещё несколько суток Киев молчал в прямом смысле - в городе была полностью отключена междугородная и международная связь; самолёты ещё месяц спустя летали другим маршрутом, чтобы случайно не оказаться над зоной трагедии, масштабы которой пассажиры могли бы оценить с высоты своими глазами. Материалы судебного дела были засекречены и позже уничтожены, имена главных виновников произошедшего так никогда и не были названы, а «палачом» назначили зловещий Бабий Яр, который к тому времени уже был полностью срыт.

Казалось бы, мы детально знаем события Октябрьской революции 1917 года. Но если глубоко вникать в хронику тех дней, получается, что мы знаем мифы, и складывается впечатление, что правды не знает никто. Сейчас говорят, что была не революция, а переворот, что штурм Зимнего - выдумка. И даже договариваются до того, что и Октябрьского переворота не существовало в природе. Мол, просто Временное правительство, пав духом от «пробуксовки» реформ, передало власть большевикам, что называется, «по соглашению сторон». Но так ли это?

Сегодня о Валерии Марченко почти не вспоминают. И это странно, поскольку не так давно это был один из самых известных борцов за соблюдение прав человека, за прогресс и демократию. Даже президент США Рональд Рейган как-то сказал, что жизнь Валерия Марченко навсегда останется примером для всех тех, кого по-настоящему волнуют права человека…

Так получилось, что я, городской житель, выросший в Алма-Ате, частенько пишу статьи о домашних животных - коровах, верблюдах, овцах… И вот недавно я понял: самый страшный враг скота - это не хищники, не насекомые, не вирусы. Самый страшный враг коров, лошадей, а также кур, гусей и прочей мелкой живности - человек. Причём не фермер или чабан. И даже не работник живодерни или охотник. Самый главный враг домашних животных - это руководитель-дилетант. А если такой руководитель занимает государственную должность или, не дай бог, стоит во главе страны - вообще катастрофа.

Скандальная история во время репетиции гала-концерта «Золотой граммофон» в Кремле едва не лишила Филиппа Киркорова возможности петь, выступать с концертами, гастролировать, встречаться со зрителями. О конфликте с помощником режиссёра Мариной Яблоновой, когда Филипп не сдержался и в ответ на её резкий тон ударил девушку, написано и сказано столько, что, казалось бы, нет смысла возвращаться к этой истории. Тем более что Филипп принёс публичные извинения, покаялся, адвокаты заключили мировое соглашение, и компенсацией стали пять миллионов рублей, которые Киркоров перечислил в благотворительный детский фонд «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой. Сегодня Филипп предпочитает забыть это всё, как кошмарный сон, утверждая, что ничего подобного больше в его жизни не повторится. Он благодарит Господа за то, что не лишил его главного дела жизни.

Заняв трон в 15 лет, Карл XII скучал в совете, водрузив ноги на стол, днями пропадал на охоте и отчаянно кутил. Но стоило врагам Швеции зашевелиться, как король-юнец простился с вином и женщинами и со шпагой наголо повёл в бой своих, каролинеров, одерживая одну победу за другой в Северной войне…

Через некоторое время действительный статский советник Алабин в Самаре получил уведомление из Москвы о том, что он, согласно своему добровольному желанию, отправляется на войну в распоряжение заведующего гражданской частью при Главнокомандующем - князя Владимира Александровича Черкасского, и назначается уполномоченным Красного Креста и Главным агентом Славянского благотворительного общества в Болгарии. Так началась «болгарская страница» необыкновенной жизни этого благородного и самоотверженного человека. В конце 1877 года Алабин вступил на многострадальную землю братской Болгарии, чтобы «принесть некоторую пользу», то есть помочь болгарам обустроить свое собственное государство. К этому времени имя Петра Владимировича Алабина с благоговением и признательностью произносилось в войсках и окопах. И прежде всего в отрядах болгарского ополчения, среди молодых и старых болгар-повстанцев. Ибо именно он, простой государственный чиновник и гражданин города Самары, был одним из тех, кто вручил братьям-болгарам победное «Самарское знамя»...

«В сражении 19 июля 1877 года, у города Эски-Загора войска были сильно теснимы турками. В таком трудном положении Калитин, получивший уже две легкие раны, не взяв на себя отступать, решил атаковать турок. Во время штыковой атаки болгар был убит знаменщик третьей дружины, унтер - офицер Марчин. Вместе с ним поверглось на землю и прекрасное знамя, подаренное болгарам Самарою. Калитин, заметивший это падение, мигом соскакивает с лошади, хватается за древко и, снова вскочив в седло, выносится с высоко поднятым знаменем перед фронтом своей дружины. Ребята! Знамя наше с нами! Вперед, за ним, за мною! - звучным голосом кричит он своим ополченцам, не замечая, что с этого момента он сам сделался почти исключительно мишенью турецких стрелков. Повернув лошадь, Калитин устремился на турок. Дружно гаркнули «Ура»! в ответ ему болгары. В рядах у них уже была болгарская боевая «Песня свободы...». Турки попятились...В это мгновенье, зашатавшись в седле и бессильно свесив на грудь голову, Калитин вдруг упал на землю. Он был пронизан тремя пулями...». Так, по свидетельству очевидца и участника этого боя у Эски-Загора, началась героическая история «Самарского знамени», идея которого принадлежит Петру Владимировичу и его супруге - Варваре Васильевне, бывшей сестре милосердия. Они оба - участники трех военных кампаний и кровавых сражений в Ольтенице, Инкермане, Севастополе, Рущуке - хорошо знали из своего ратного опыта, что ничто так не вдохновляет солдат в бою, ничто так не помогает повергнуть более сильного врага, и поверить в собственную справедливую победу, как полковое знамя...

«Ближайшие люди подскочили на помощь к своему командиру, - продолжает свидетель и участник этого памятного боя у местечка Эски-Загора - но для него все уже было кончено: красивое, выразительное его молодое лицо, еще за мгновение перед тем столь вдохновенно дышавшее и мыслью, и отвагою, разом покрылась смертной бледностью - он был мертв. Один из унтер-офицеров вынул из руки его знамя, у которого почти на середине было уже перебито древко, и только что успел сделать с ним два-три шага, как и его положила турецкая пуля. На смену ему явился тотчас же другой унтер-офицер. В эти минуты бой шел в упор уже с противником. Кучка турок подобралась к лежавшему знамени и двое из них уже поволокли было его на свою сторону - с остервенением кинулись на них болгары: кто в штыки, кто в приклады и среди ожесточенной свалки с торжеством вынули свою драгоценную святыню - первое болгарское знамя - из рук неприятеля». «Самарское знамя» оказалось и подлинным шедевром геральдического искусства. Его сшили вручную монахини самарского женского монастыря Иверской Божьей Матери по оригинальному рисунку самарского художника Николая Ефстафьевича Симакова, служившего под началом Алабина в Самарской удельной конторе. Примечательна вышивка основного рисунка - лика Богоматери. Его создала Варвара Васильевна Алабина - верная спутница Петра Владимировича, поддерживающая все его разнообразные начинания на пользу отечеству - в большом и малом. Все расходы на закупку специальной ткани для полотнища, на пошив знамени, на выделку древка, отливку специальных серебряных гвоздей, на выделку золоченых и серебряных нитей, исполнение рисунков и эскизов Симакову Алабин взял на себя. На это ушла часть выигранных в 1875 году Петром Владимировичем по лотерейному билету 200 тысяч рублей. Остальное же было пожертвовано им в помощь братьям-болгарам после поражения апрельского восстания (правда, Алабин убедил думу оформить этот дар не от своего имени, а от имени города). Кроме того, большие суммы ушли на устройство супругами Алабиными в своем доме в центре Самары - госпиталя на 80 коек для больных и увечных воинов, прибывающих в Самару с Балканского театра военных действий...

  • 12 апреля 1877 года Александр II издал долгожданный Манифест о вступлении России в войну с Турцией. И нет никакого сомнения, что на это решение Российского Императора серьезно повлияли горячие статьи Достоевского. Ибо такого рода публицистическое издание, как «Дневник писателя», было единственным в своем роде. И не только в России, но и во всем мире. «Мы, Россия, - восклицал Достоевский, - действительно необходимы и неминуемы и для всего восточного христианства, и для всей судьбы будущего православия на земле, для единения его. Так всегда понимали это наш народ и государи его... Одним словом, этот страшный восточный вопрос - это чуть ли не вся судьба наша в будущем. В нем заключаются как бы все наши задачи и, главное, единственный выход наш в полноту истории. В нем и окончательное столкновение наше с Европой, и окончательное единение с нею, но уже на новых, могучих, плодотворных началах. О, где понять теперь Европе всю ту роковую жизненную важность для нас самих в решении этого вопроса!» Царский манифест открыл «Самарскому знамени» путь на Балканы. Согласно своему предназначенью и высокой миссии. Активность, которую проявил Алабин и его сослуживцы по Самарской думе в деле скорой отправки боевого знамени из Самары на Дунай, заслуживает всяческого уважения. 17 апреля Самарская городская дума, спешно собравшись на экстренное заседание, приняла единогласно предложение своего гласного Алабина об отправке на войну знамени. И распорядилась именно ему самому и городскому голове Евгению Кожевникову тут же отправиться на Балканы. 20 апреля 1877 года, в полдень, под звон колоколов и при огромном стечении самарского люда от пристани отошел пароход «Вестник» с двумя именитыми делегатами, подарками от горожан и знаменем на борту. Вскоре делегаты прибыли в Москву. Там, по настойчивому желанию Ивана Сергеевича Аксакова, это знамя было на несколько дней выставлено в Кремле для показа москвичам и для благословения. А уже 6 мая в румынском городе Плоешти, в лагере, где формировались отряды болгарских воинов-ополченцев, Петр Алабин и Евгений Кожевников торжественно, перед строем только что сформированной З-й дружины болгарского ополчения передали самарское знамя специально прибывшему в лагерь главнокомандующему Русской армией Его Императорскому Высочеству Великому Князю Николаю Николаевичу. Тот, поцеловав знамя, в свою очередь вручил его коленопреклоненному генерал-майору Столетову, только что назначенному командовать отрядами болгар-ополченцев, будущему герою Шипки и Плевны. В Петербургском «Правительственном вестнике» и в «Самарских епархиальных ведомостях» было отпечатано подробное описание этого торжества. Но особенно трогательно был представлен читателям сам акт прибивки знамени к древку молотком... Первым, - вверху, внизу и посредине - прибил гвозди сам Великий Князь Николай Николаевич Младший, за ним - его адьютант, генерал Непокойницкий, далее - Столетов, за ними - Алабин, Кожевников, далее старейший повстанец и воин - болгарин Цеко Петков со словами: «...Давайте в час добрый! Да поможе Русский Бог счастливо нам кончить векова-то дело». И, наконец, офицер-болгарин Иван Иванов... Последним, кому было доверено вколотить в святое древко оставшиеся три серебряных гвоздя, был знаменосец Антон Марченко, которому суждено было первым обагрить своей кровью это знамя, и самому погибнуть, не отдав его в руки врагу... Потом генерал Столетов вручил древко болгарам 3-й дружины, которые на следующий день отправлялись на фронт. Получая знамя, командир болгарского отряда подполковник Павел Петрович Калитин, обращаясь к воинам своим, воскликнул: «Братцы, святого знамени этого, гордости и чести нашей, мы не отдадим врагу, пока хоть один из нас останется в живых; что до меня, клянусь перед вами, умру под ним, но не отдам его». Так и произошло - и он погиб, во след своему знаменосцу, но знамя не досталось туркам. Правда, имя третьего погибшего героя, поднявшего с земли перебитое древко с изорванным в клочья полотнищем, к превеликому сожалению, так и осталось неизвестным.
  • 14 декабря 1877 года агент Славянского благотворительного общества в Болгарии статский советник Петр Владимирович Алабин, неожиданно получает от своего главного патрона князя В. А. Черкасского серьезное предложение - не оставляя порученные ему обязанности, принять должность губернатора Софии. Петра Владимировича все же одолевали сомнения: сумеет ли он оправдать доверие. Несмотря на его огромный административный опыт принять ему должность мешало незнание болгарского. На помощь пришел известный профессор-славист Харьковского университета, болгарин-ополченец, Марин Дринов. Алабин назначает его вице-губернатором Софии. И дело пошло. Прежде всего, они взялись организовать быт пострадавших болгарских семей, детей, сирот, беженцев, восстановить их жилища, распределить пайки, одежду, открыть временные приюты, воскресные школы, небольшие читальни, комитеты вспомоществования. Открыли народный банк, вступили в почтовый союз, учредили почтовую марку, основали городскую администрацию из болгар, основали несколько военных школ для юношей, начали реставрировать разрушенные типографии для печатания книг и газет, открыли благотворительное «Общество Софийской публичной библиотеки», составили Устав будущей публичной библиотеки. А вскоре, 28 ноября 1878 года, открыли вместе с Марином Дриновыми и саму Библиотеку (ныне это непреходящая гордость Болгарии - Народная публичная библиотека). Город начал оживать, появились чайные, зрелищные залы. Губернская канцелярия подсчитала убыток, причиненный Софии войной. Он составил более 10 миллионов рублей. Сумма по тем временам огромная. Но это не смущает губернатора. «Громадность приведенной цифры, - пишет он Аксакову в Москву и князю Черкасскому в Петербург, - не должна, я думаю, остановить благотворную и великую деятельность России в деле помощи народу, с кровью которого мы смешали ныне свою кровь и тем сделали еще более близкими себе его нравственные и умственные интересы...». Особой заботой Алабина на посту губернатора Софии были дети погибших болгарских воинов. Вот история десятилетней девочки Ружи Стояновой, дочери священника из города Копривштицы, который умер в турецкой тюрьме. Его старший сын Найден, учитель, был участником апрельского восстания и погиб, мать умерла от горя, а другой сын стал в ряды 3-й дружины болгарского ополчения и воевал под «Самарским знаменем». Петр Владимирович хорошо знал храброго воина Стоянова и искал возможность помочь Ружи, которая вынуждена была жить с братом в полку. Через посредство друзей Алабин отправил девочку за счет Славянского благотворительного в Россию, где она была принята в одну из гимназий Петербурга. Алабин и его супруга до конца своих дней следили за ее судьбой. За делами материальными губернатор Софии старался не забывать о душе. Он принялся за обустройство разграбленных османами храмов и церквей. Своим личным делом он считал восстановление болгарских национальных святынь. На месте казни Васила Левского Алабин предложил поставить памятник народному герою Болгарии. Теперь, когда город разросся, алабинский памятник Василу Левскому оказался в самом центре столицы Болгарии. В августе 1878 года Алабин ненадолго выезжает в Петербург, дабы отчитаться перед Славянским благотворительным обществом о проделанной им работе в Болгарии за год работы агентом (прежде всего это касалось употребления огромных благотворительных денежных сумм, которые Общество собирало по всей России для братского народа, а распределением их на месте занимался Алабин). Заканчивая свой доклад, Петр Владимирович сказал: «Болгары вполне и высоко ценят то участие, которое принимают в их судьбе в России. Нет деревни, где бы не знали о существовании в России благодетельных для их отечества русских братьев...». Летом 1879 года, когда русский Двор передал гражданскую и военную власть болгарам, и к управлению приступило первое правительство свободной Болгарии, Петр Владимирович Алабин был отозван. Он возвратился в Россию, в родную Самару. За свою бескорыстную и ревностную службу на посту первого гражданского губернатора Софии, он был награжден Орденом святой Анны I степени. Вскоре после смерти Петра Владимировича в 1896 году в Самаре, где он был городским головой, его преемник, статский советник Николай Арычкин, обратился к известному петербургскому художнику, академику Александру Новоскольцеву с просьбой изготовить большой поясной портрет Алабина для главного зала Самарской публичной библиотеки. Заказ был принят и вскоре Самара получила большой портрет почетного гражданина Алабина. В советское время к Алабину в Куйбышеве было отношение довольно холодное. Ибо - Петр Алабин был дворянин, искренний и деятельный монархист, беззаветно любил Бога, Царя и Отечество, ему всегда была близка идея просвещенного православия. Были и такие «деятели», которые находили у Алабина «нерусские черты лица»… А его огромный вклад в городское хозяйство и культуру Самары: городская Александровская публичная библиотека, старинный театр, музей, храм, уличное освещение, водопровод, мостовые, набережные, железная дорога, мост через Сызрань, разбивка скверов, парков, коллекции, архив, и так далее - прежняя власть или не замечала, или - приписывала «проклятому прошлому», или просто - себе самой. Только героическое «Самарское знамя», созданное Петром Алабиным для Болгарского народа и вдохновленное идеей Достоевского, всегда было и останется за Петром Алабиным.
«Самарское Знамя» - это цикл мероприятий, акций и программ, приуроченных к годовщине (140 лет) исторического события, связанного с освобождением народов Балканского полуострова от 500-летнего османского ига. Самарское Знамя - символ победы России в русско-турецкой войне, символ освобождения братских народов, символ подвига российского солдата и офицера, чести, доблести, непобедимости духа и славы российского воинства, народа, готового всегда прийти на помощь. Историческое знамя хранится, как святыня в Национальном музее военной истории Болгарии в Софии. Оно выставляется раз в пять лет и тысячи людей, отстаивая многотысячные очереди, приходят поклониться ему. В столетнюю годовщину знаменитого боя на Шипке в Стара-Загоре соорудили 50-метровый мемориальный комплекс, посвященный Самарскому Знамени. Историю знамени в Болгарии знает и стар и млад, а в России, даже в Самаре ее знают далеко не все. Проект «Самарское Знамя» направлен на популяризацию великой истории страны для подрастающего поколения. В рамках проекта будут проведены единые уроки истории во всех общеобразовательных, среднеспециальных и высших учебных учреждениях региона, интеллектуальные часы, областные юношеские краеведческие Головкинские чтения, творческие конкурсы, посвященные истории Самарского Знамени, литературные гостиные с участием историков, краеведов и автора романа «Самарское Знамя» Алексея Солоницына. В Самарском областном историко-краеведческом музее им. П.В. Алабина будет оформлен тематико-экспозиционный комплекс «Самарское Знамя» для последующего проведения интерактивных занятий со школьниками. Будет издан дополнительным тиражом роман известного писателя, кинодраматурга, члена Союза писателей и Союза журналистов России Алексея Солоницына «Самарское Знамя». Книги будут переданы в учреждения образования и культуры всех муниципальных районов и городских округов Самарской области. Так же будет подготовлена передвижная выставка, посвященная истории Самарского Знамени, событиям русско-турецкой войны и городам побратимам. Изготовлен документальный фильм с использованием архивных документов и материалов. Основное события проекта пройдут в мае 2019 года. Это будет реконструкция битвы за Шипку на Жигулевских горах. В реконструкции примут участие военно-исторические клубы регионов Приволжского федерального округа и других субъектов Российской Федерации. На торжественные мероприятия будут приглашены руководители общественных организаций, молодежных объединений и правительственных структур Республики Болгария.

Цели

  1. Сохранение памяти о важных исторических событиях, международной политики страны

Задачи

  1. Патриотическое воспитание подрастающего поколения
  2. Популяризация неизведанных страниц российской истории и вклада самарских жителей в мировую историю
  3. Реконструкция исторического события

Обоснование социальной значимости

История Самарского Знамени связана с развернувшейся на Балканах борьбой славянских народов против 500 летнего османского ига. Летом 1875 года антитурецкое восстание вспыхнуло в Боснии и Герцеговине, в апреле следующего года восстала Болгария, а еще через два месяца Сербия и Черногория начали войну с Турцией. Эти события вызвали живой отклик в православной России. Тысячи русских добровольцев отправились на Балканы, в числе которых были и самарские полки. В Самаре зародилась мысль о создании знамени, инициатором изготовления которого стал гласный Думы Петр Алабин. Эскиз изготовил петербургский художник Николай Симаков. Знамя вышили монахини Иверского монастыря. Оно прошло по Самаре, многотысячным крестным ходом и было отправлено в Москву. Здесь, после освещения на мощах митрополита Алексия, знамя было выставлено в Кремле для всеобщего обозрения и поклонения. Далее знамя было доставлено в Болгарию и передано великим князем Николай Николаевичем 3-й дружине болгарского ополчения. Этот факт отражен в художественных произведениях Василия Верещагина. Знамя вело солдат в боях за Стара-Загору и Ново-Загору, Шипку и Шейново.Оно стало Знаменем Победы, Знаменем-Героем, награжденным болгарским орденом «За храбрость» I степени. Петр Алабин стал первым Губернатором Софии, а Самарскому Знамени в Болгарии был сооружен масштабный мемориальный комплекс. После войны знамя хранилось в музеях Болгарии в особых условиях, ему посвящены научные монографии, художественные произведения, почтовые марки и настольные медали. В День освобождения Болгарии люди выходят на праздник с копиями Самарского Знамени. Эту историю должны знать и помнить жители России. Мы чтим и помним историю Великой отечественной войны, но ведь были и другие войны, которыми мы по праву должны гордиться! Знать героев и события русско-турецкой войны – это осознавать, что наши предки подарили свободу от 500 летнего османского ига всем странам Балканского полуострова, защитили христианскую веру! История Самарского Знамени - важное событие не только для Самарской губернии, но и страны в целом, как вклад наших потомков в мирное существование Европы, государственность многих стран. Очень важно сохранять память о тех событиях, ведь это история наших предков. Жители Самарской области чтят исторические события, братство дружеских народов, славянские корни и понимают важность сохранения этой истории для подрастающего поколения.