Диетические... Волосы Аксессуары

Блистательные перспективы и скромные реалии линкора «Тирпиц. Тирпиц (линейный корабль) Адмирал тирпиц корабль

Он был сильнейшим кораблем на театре военных действий. Одинокий призрак северных морей, чье имя наводило ужас на противников: всего за годы войны советские и британские летчики совершили 700 боевых вылетов к местам стоянки «Тирпица». Немецкий линкор на три года сковал флот метрополии в Северной Атлантике, заставив британцев гонять эскадры линкоров, авианосцев и крейсеров вдоль норвежских фьордов. Его искали соединения подлодок, за ним охотилась авиация и силы специальных операций. Из-за него распустили конвой PQ-17. Немецкий монстр пережил атаку мини-субмарин, и, наконец, был добит 5-тонными бомбами на стоянки в Тромсё в ноябре 1944 года. Вот каким он парнем был!


Она была крохотной полуслепой скорлупкой, медленно ползущей в толще холодной воды. Покрытый брызгами окуляр перископа, матрос-гидроакустик и гирокомпас, показывающий, где же север под этой чертовой водой, - вот, пожалуй, и всё, чем руководствовался Николай Лунин, выходя на перехват немецкого линкора.

«Тирпиц» был великолепен. Непобедимый 50000-тонный гигант с восемью 15-дюймовыми орудиями, 320-мм броневым поясом и скоростью хода 30+ узлов.

Но и советскую лодку К-21 нельзя назвать невинным участником тех событий. Скрытный подводный крейсер - один из самых современных и сильно вооруженных кораблей в своем классе, способный незаметно подкрасться к своей жертве и вцепиться в неё клыками 6 носовых и 4 кормовых торпедных аппаратов.

Их встреча состоялась 5 июля 1942 года. В 17:00 немецкая эскадра в составе линкора «Тирпиц», в сопровождении тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер», «Адмирал Хиппер» и 9 эсминцев охранения была обнаружена советской подлодкой. События последующего часа легли в основу сюжета настоящего военно-морского детектива, вот уже более 70 лет не оставляющего умы исследователей и историков ВМФ.

Попал или нет Лунин в «Тирпиц»?

После фазы активного маневрирования, лодка оказалась в не самом выгодном положении - на расходящихся курсах, на дистанции 18-20 кабельтовых от немецкой эскадры. В этот момент и был произведен четырехторпедный залп из кормовых аппаратов. Скорость цели была определена в 22 узла, её истинный курс - 60° (по немецким данным эскадра в этот момент шла со скоростью 24 уз. курсом 90°).

Акустик подлодки К-21 зафиксировал два отделенных взрыва, а затем, когда немецкая эскадра уже скрывалась вдали - серию взрывов послабее. Н.Лунин предположил, что одна из торпед попала в линкор, вторая в эсминец, а последовавшая позже серия разрывов - детонация глубинных бомб на тонущем корабле.

Согласно немецким документам, «Тирпиц» и корабли его охранения не заметили факта торпедной атаки и даже не видели следов выпущенных торпед. Эскадра вернулась на базу без потерь.



Тем не менее, спустя три часа, в 21:30 боевой поход был прерван. Немецкие тяжелые корабли легли на обратный курс - подлодки и Люфтваффе приступили к поиску и уничтожению судов брошенного каравана PQ-17.
Таковы вкратце исходные данные этой задачи.

Сегодня мы не станем обсуждать схемы маневрирования К-21 и её положение в момент атаки немецкого линкора - об этом были написаны сотни статей, но их авторы так и не пришли к единому выводу. Все, в конечном итоге, сводится к оценке вероятности попадания торпеды в линкор.

Услышанные акустиками взрывы также не могут являться достоверным подтверждением успешности атаки: согласно наиболее реалистичной версии - торпеды, пройдя предельное расстояние, затонули и сдетонировали при ударе о каменистое дно. Серия более слабых взрывов вдали принадлежит глубинным бомбам, сброшенным немцами на неустановленную субмарину (по ряду примет это была британская субмарина HMS Unshaken, которая также пыталась в этот день атаковать «Тирпиц»).

Столь быстрое свертывание операции «Ход конем» имеет простое объяснение: к вечеру 5 июля 1942 г. немцы получили четкие подтверждения того, что конвой PQ-17 перестал существовать. Гоняться за одиночными транспортами - удел подлодок и самолетов. Крупные надводные корабли немедленно легли на обратный курс.

Однако и здесь не все так просто. Примерно в то же время на борт «Тирпица» поступила тревожная информация - немцы перехватили радиограмму К-21, в которой Николай Лунин докладывал о своей встрече с немецкой эскадрой и результатах атаки. Доклад с русской подлодки, появление британской субмарины… Сказать, что у трусливых немецких моряков затряслись колени, было бы несправедливо. Но сам факт появления подводной угрозы должен был встревожить командование. И как знать, рискнули бы немцы продолжить операцию даже в случае, если ли бы конвой PQ-17 по-прежнему двигался к портам назначения под охраной мощного эскорта?


Командование Северного флота встречает вернувшуюся из похода К-21

Версий и объяснений может быть много…

Вместо всего этого мне бы хотелось обратить внимание на более достоверный и очевидный факт. Например, на разрушительное воздействие БЧ торпеды на конструкцию корабля.

Немцы могли фальсифицировать все журналы, со свойственной им педантичностью переписать зарплатные ведомости и заявки на поставку материалов и инструмента из Германии для ремонта поврежденного корабля. Взять подписку о неразглашении со всех экипажей эскадры. Подделать фотографии. Пусть фюрер спит спокойно - с его любимой игрушкой ничего не случилось…

Немцы могли фальсифицировать любые документы. Но смогли бы они скрыть поврежденный «Тирпиц» от посторонних глаз? Место базирования «Тирпица» находилось под ежедневным наблюдением со стороны британской разведывательной авиации; за перемещениями линкора следили агенты норвежского Сопротивления, напрямую связанные с британской разведкой.

Имелся ли хоть один шанс, что «Москито» Королевских ВВС не заметят проведение ремонтных работ и появление ярких разноцветных пятен нефти, вытекшей из поврежденных цистерн?

В том, что устранение повреждений от торпеды потребует крупномасштабных работ, сомнений не возникает. В ходе Второй мировой множество линкоров разных стран попадали под удары субмарин и самолетов-торпедоносцев. И всякий раз последствия оказывались чудовищными - от детонации погребов и мгновенной гибели корабля до развороченных бортов, погнутых валов, заклинивших рулевых машин, сорванных со станин турбин и механизмов в машинном отделении. Подводный взрыв 300 килограмм взрывчатки - это не шутка. Без сухого дока здесь не обойтись.

450-мм торпеда угодила в кормовую часть правого борта над правым внешним гребным винтом (примерно шесть метров под ватерлинии). Взрыв 227-кг боевого зарядного отделения торпеды привёл к огромным разрушениям: пробоина размерами 9 на 3, интенсивно затапливаемый коридор правого внешнего гребного вала, деформированный и заклиненный вал (наравне с вспомогательным рулём правого борта), течи в продольных и поперечных переборках в районе четвёртой электростанции. Несмотря на боевую тревогу, несколько водонепроницаемых люков и горловин в районе повреждения не были задраены. К 15:30 линкор остановился: к тому моменту 3500 тонн забортной воды проникли в кормовую часть, у корабля был дифферент на корму около трёх метров и крен на правый борт около четырёх с половиной градусов.


- результат торпедного попадания в итальянский линкор «Витторио Венето», 28 марта 1941 г.

Торпеда взорвалась по левому борту в районе кормовой 381-мм башни. Сила взрыва 340 кг тротила пробила конструктивную подводную защиту: в наружной обшивке образовалась пробоина размерами 13x6 метров, а корабль принял 2032 тонны забортной воды и получил крен в размере трёх с половиной градусов на правый борт и дифферент на корму около 2,2 метра. Было убито несколько десятков человек, примерно столько же было ранено. Крен удалось уменьшить до одного градуса, а устранить дифферент не удалось вплоть до возвращения в базу.


- результат встречи «Витторио Венето» с британской подлодкой HMS Urge, 14 декабря 1941 г. Полугодовой ремонт обеспечен.


Линкор "Мэрилэнд", поврежденный авиационнной торпедой у Сайпана


Линкор "Норт Кэролайн". Результат попадания торпеды, выпущенной японской подлодкой I-19

Невероятно, но спустя всего три месяца после событий 5 июля 1942 г. «Тирпицу» также потребовался сложный ремонт!

23 октября 1942 г. «Тирпиц» перешел из Нарвика в Тронхейм. Туда же прибыла плавмастерская «Хаускаран». Немцы соорудили кессон и в течение последующих трех месяцев провели… профилактическую замену пера руля линкора. Впору воскликнуть «Эврика» и подбросить шляпу вверх. Неужели мы нашли доказательство успешной атаки Лунина?

Опытные эксперты и следователи по особо важным делам просят соблюдать спокойствие и не торопиться с выводами - обнаружить связь между торпедной атакой 5 июля 1942 г. и ремонтными работами в период осень-зима 1942-43 гг. не так-то просто. Если торпеда вызвала повреждения рулей - каким образом «Тирпиц» избежал повторения судьбы своего собрата - «Бисмарка»? При том, что британская 457 мм авиационная торпеда Mk XII просто смешная хлопушка на фоне советской парогазовой 53-38, которыми стреляла лодка К-21 (масса 1615 кг против 702 кг, заряд ВВ - 300 кг против 176 кг у Mk XII). Такая штука должна была разнести «Тирпицу» всю кормовую часть и повредить не только руль, но и винты.


"Тирпиц" возвращается на базу после операции по перехвату конвоя PQ-17

Однако, известно, что из похода «Тирпиц» вернулся своим ходом, переход в Тронхейм также осуществил самостоятельно. Никаких заметных ремонтных работ у борта линкора за время его стоянки в заливе Боген не проводилось. Нефтяных пятен и дифферента на корму замечено не было. Имеется ли связь между ремонтом и торпедной атакой Лунина? Или ремонт - следствие каких-то иных событий?

Версию с навигационным происшествием можно отбросить как несостоятельную. Достаточно одного взгляда на расположение рулей линкора, чтобы убедиться: повредить их возможно лишь в том случае, если предварительно распороть о скалы корпус по всей его длине. Впрочем, остается версия с повреждением рулей при движении задним ходом во время швартовки - такое могло произойти, если бы все члены экипажа суперлинкора напились, как унтерменши.

Могло ли иметь место какое-либо боевое повреждение? Как вариант, перо руля могло быть повреждено в ходе одной из многочисленных бомбардировок места стоянки линкора:
30-31 марта 1941г. - налет 33 «Галифаксов» на Тронхейм (безрезультатно, шестеро сбиты);
27-28 апреля 1941г. - налет 29 «Галифаксов» и 11 «Ланкастеров» (безрезультатно, пять сбиты);
28-29 апреля 1941г. - налет 23 «Галифаксов» и 11 «Ланкастеров» (безрезультатно, двое сбиты);

Близкие разрывы десятков бомб не могли причинить вреда бронированному монстру, но подводные гидродинамические удары вполне могли повредить привод руля и изувечить его перо. Наконец, напряжение металла, возникшие трещины и вмятины довершили начатое дело - кораблю через полгода потребовался сложный ремонт. Версий может быть много. Но ни одна из них не похожа на попадание торпеды - повреждения должны быть гораздо более серьезными, нежели чем те, которые привели линкор на трехмесячный ремонт в Тронхейм.

Но что стало со второй торпедой?

Четыре выпущенные торпеды, подводники слышали два взрыва… В кого же попала вторая торпеда?

Официальная советская историография связывала второй взрыв с попаданием в один из эсминцев эскорта. Но кому же достался подарок от Николая Лунина? Имеются ли какие-либо свидетельства о повреждении эсминцев?

Представляете, имеются!

Если проследить боевой путь каждого из эсминцев, принимавших участие в операции «Ход конем», выяснится, что всего через 10 суток, 15-17 июля 1942 г. состоялся переход эсминцев Z-24 и «Фридрих Ин» из Норвегии в Германию. С чем был связан перевод кораблей, не сообщается. Неужели и впрямь для устранения боевых повреждений?!

Но и здесь имеется ряд вопросов. Еще до отплытия к родным берегам, 8-10 июля эсминцы Z-24 и «Фридрих Ин», при поддержке торпедных катеров T7 и T15 провели операцию по переводу поврежденного ТКР «Лютцов» из Нарвика в Тронхейм (как был поврежден «Лютцов» - об этом чуть ниже). На этом «подранки» не успокоились и провели еще одну операцию по выставлению минного заграждения в Северном море (14-15 июля 1942 г.)
Что-то не похоже, чтобы корабль полным в/и чуть более 3000 тонн выдержал попадание 533 мм торпеды, и после этого спокойно «гулял» по северным моря, выставлял мины, и своим ходом добирался в обход Скандинавии до Германии.

От торпед жестоко страдали даже огромные, прекрасно защищенные линкоры - что ждет в этом случае маленький эсминец? Даже если его не разорвет пополам, повреждения будут настолько сильны, что он и через месяц вряд ли выйдет в море. Можно быстро наварить листы поврежденной обшивки, но что делать с погнутыми валами винтов и сорванными со своих мест турбинами?

На самом деле у немцев были довольно веские причины отправить свои эсминцы на ремонт в Киль. Операция «Ход конем» не заладилась с самого начала - в ходе маневрирования в узких фьордах, ТКР «Лютцов» вместе с эсминцами «Ганс Лоди», «Карл Галстер» и «Теодор Ридель» налетели на скалы и получили повреждения в подводной части корпуса. Увы, ни один из этих кораблей не значится в списках «отправленных на ремонт в Германию».

Эпилог

Два взрыва, услышанные на борту К-21. Подозрительно быстрое возвращение линкора. Октябрьский перевод «Тирпица» в Тронхейм. Трехмесячный ремонт. Кессон. Замена пера руля. Срочный перевод эсминцев из Нарвика в Германию. Не слишком ли много совпадений для обычной ?

Имеются и другие «совпадения»:

Николай Лунин провел за свою карьеру всего одну успешную (подтвержденную) торпедную атаку - транспорт «Консул Шульте», 5.02.1942 г.
Экипаж К-21 не имел опыта атаки быстродвижущихся боевых кораблей.
Атака с предельной дистанции 18-20 каб. на расходящихся курсах.
Каким образом торпеда, установленная на глубину хода 2 м, оказалась на глубине 5-8 метров (на такой глубине ниже ватерлинии находились рули). Турбулентные потоки винтов? Допустим…

Несмотря на все догадки и совпадения, высока вероятность, что подводный крейсер К-21 все же выстрелил мимо цели. Дальнейшие события, связанные с осенне-зимним ремонтом линкора также слабо укладываются в событийную канву с попаданием торпеды. И в кого, в таком случае, попала вторая торпеда?

Несомненно одно: экипаж К-21 продемонстрировал исключительное мужество, впервые на советском флоте осуществив атаку столь сложной и хорошо охраняемой цели. Получив перехваченную радиограмму К-21, офицеры крупнейшего корабля Кригсмарине наверняка испытали неприятное волнение, узнав, что подверглись атаке советской подлодки, при этом субмарина осталась незамеченной с борта немецких кораблей.


Поврежденный "Тирпиц" после операции "Вольфрам". Корабль получил попадания 14 бомб среднего и большого калибра, от сотрясений разошлись старые раны, нанесенные зверю чуть ранее мини-подлодками серии XE. Хорошо видны разводы от растекшейся по воде нефти. Ремонт в самом разгаре, июль 1944 г.


Подлодка К-21 на вечной стоянке в Североморске

По материалам:
http://www.kbismarck.com
http://www.german-navy.de
http://flot.com
http://submarine-at-war.ru
http://samlib.ru

Линейный корабль «Тирпиц ». Назван в честь Гросс-адмирала А. фон Тирпица создателя Германского флота Открытого моря в П ервую мировую войну.
Вступил в строй в 1941г.

Водоизмещение полное 52 600 т. Длина наибольшая 251 м, ширина 36 м, осадка 9,9 м., скорость 30 уз.

Вооружение: восемь 380-мм и двенадцать 150-мм орудий, шестнадцать 105-мм зениток, шестнадцать 37-мм и двенадцать 20-мм автоматов, 8 торпедных аппаратов (установлены в 1942 г.), 6 гидросамолетов.

Всего построено 2 единицы: "Бисмарк"(1939г.) и "Тирпиц " (1941 г.). После гибели линкора Бисмарк немцы использовали «Тирпиц » крайне осторожно. Фактически на его счету всего одна боевая операция — почти безрезультатный поход к Шпицбергену в сентябре 1942 года. Остальное время сверхлинкор прятался в норвежских фьордах.


11 сентября 1943 года он получил сильнейший удар из-под воды: британские сверхмалые субмарины X-6 и X-7 подорвали под его днищем 4 двухтонные мины.
Потом за линкор принялись английские авианосцы, с которых с апреля по август 1944 года было совершено семь налетов на Альтен-фьорд . Наиболее удачным оказался самый первый налет 3 апреля 1944 года, в котором вместе с пятью другими авианосцами участвовал Фьюриес .


В тот день в 4.15 утра с авианосцев, находившихся в 120 милях от цели, поднялись истребители сопровождения «Корсар», за ними взлетело первое ударное крыло из 21 пикирующего бомбардировщика «Барракуда», а потом остальные истребители «Хэллкэт » и «Уайлдкэт ». Появление этой армады над «Тирпиц » оказалось полной неожиданностью для немецкой ПВО, которая не только не успела поднять в воздух истребители, но даже не открыла упредительный зенитный огонь.


В то время как бомбардировщики пикировали на вражеский линкор, истребители огнем своих пулеметов и пушек полностью дезорганизовали корабельную и береговую зенитную артиллерию. Немцы начали спешно ставить дымовую завесу, но было уже поздно. В 5.29 первые бомбы начали рваться на палубе линкора. К небу взметнулось пламя и дым, поднялись фонтаны воды.


Когда через час над Альтен-фьордом появилась вторая волна самолетов, дымовая завеса почти полностью скрыла корабль, а оправившаяся зенитная артиллерия открыла сильный заградительный огонь. Однако по вспышкам пламени на палубе «Тирпиц » летчики сумели отыскать линкор и, пикируя с высоты 3 тыс. м, снова атаковали его. Бомбы разорвались близ кормовой башни главного калибра, в середине корпуса и на полубаке. К 8 часам все было кончено.


Из 121 самолета, участвовавшего в налете, погибло всего 3, на «Тирпиц » сбросили 40 бомб. Тяжело поврежденный, корабль немцы отбуксировали в район Тромсе с целью включить его артиллерию в линию обороны Северной Норвегии. А чтобы обеспечить непотопляемость под его днищем соорудили огромный фундамент из валунов.


«Тирпиц » добили в Тромсё . Честь нанести смертельный удар по крупнейшему гитлеровскому линкору выпала 24-летнему командиру эскадрильи британских ВВС Дж. Тэйту . Утром 12 ноября 1944 года 32 тяжелых сухопутных бомбардировщика «Ланкастер», увидели свою цель-израненный , но по-прежнему грозный “Тирпиц ”. В 9.35 немецкие наблюдатели увидели приближавшиеся бомбардировщики.


Линкор немедленно (с дальности более 11 км) открыл огонь главным калибром — чудовищные разрывы в воздухе 380-мм снарядов с дистанционными трубками заставили англичан рассредоточиться. “Ланкастеры” встретили шквал огня, но они один за другим метко сбрасывали свой смертоносный груз — гигантские 5500-кг бомбы, начиненные 2,5 тоннами взрывчатки. “Тирпиц ” получил 3 прямых попадания.


К огромным разрушениям добавились разрывы обшивки от нескольких близких разрывов, и линкор начал стремительно валиться на левый борт. Подложенные под днище камни не помогли, и в 9.50 крен достиг 60°. Восемь минут спустя в районе погребов боезапаса 3-й башни раздался сильный взрыв, и вслед за этим “Тирпиц ” перевернулся вверх килем. Так была поставлена последняя точка в истории немецких сверхлинкоров .


Характеристики:
Длина: 251 м
Ширина: 36 м
Водоизмещение: 50300 тонн
Осадка: 10 м
Скорость: 30 узлов
Орудия: 8 — 380 мм; 12 — 150 мм
Торпедные аппараты: 8
Зенитные установки: 16 — 105 мм; 16 — 37 мм; 12 — 20 мм автоматов
Самолеты: 6 гидро

Дополнения:

Вот более достоверно как мне кажется
Н. Г. Мухин
…майор медицинской службы в отставке, участник полярных конвоев и союзнической операции по уничтожению линкора
Как линкор "Тирпиц " окончил свой недолгий путь

Английский премьер-министр Уинстон Черчилль, хорошо понимая опасность возможных неожиданных рейдов "Тирпитца " в районы прохождения конвоев, в сердцах заявил чинам британского адмиралтейства: "Пока этот проклятый линкор в строю, он будет представлять постоянную угрозу для наших морских коммуникаций… " …

…Уничтожить или серьезно повредить корабль — таково было второе, теперь категорическое, требование Черчилля. Что же предпринималось для его выполнения?

Одной из первых попыток была внезапная авиационная атака. Тщетно! Королевские военно-воздушные силы потеряли 14 новейших боевых самолетов, не причинив линкору ни малейшего ущерба. "Орешек" оказался крепким.
В рамках обеспечения очередного союзного конвоя "PQ-17" на подходах к основным пунктам базирования советское и британское командования развернули подводные лодки. Одной из них, "К-21", командовал будущий Герой Советского Союза капитан 2 ранга Николай Александрович Лунин…
…Поздно ночью с 3 на 4 июля 1942 года разведка донесла в штаб Северного флота, что немецкая эскадра из трех тяжелых кораблей, среди которых был "Тирпитц " и 7 эсминцев вышла в открытое море с целью перехвата конвоя "PQ-17". Командующий флотом радиограммой, переданной командирам подводных лодок, находящихся на позициях, приказал решительно атаковать врага. 5 июля 1942 года, после полудня, Лунин увидел в перископ отряд кораблей. В сопровождении миноносцев шел "Адмирал Шеер ", а за ним следовал "Тирпиц ". Совершив дерзкий прорыв в центр вражеской эскадры, подводная лодка "К-21" в 18 часов одну минуту, с дистанции 17-18 кабельтовых, с короткими интервалами, произвела залп из четырех кормовых торпедных аппаратов и тут же ушла на глубину. Акустик зарегистрировал несколько взрывов. В начале 60-х годов, автор и Н.А. Лунин, будучи лекторами Общества "Знание" в Ленинграде, многократно встречались. Вспоминая службу на Северном флоте в годы минувшей войны, всякий раз разговор невольно заходил и о дерзкой атаке "Тирпитца "" подводной лодкой "К-21". Лунин был сдержан. Он утверждал: ".. . Торпеды попали в цель, хотя характер повреждений на линкоре остался неизвестным" …

…Между тем "проклятый линкор" продолжал представлять опасность. Справится с ним не смогли проникшие на вражескую базу 22 сентября 1943 года специально сконструированные и построенные в Англии "карликовые субмарины" или "мини-подлодки". Прикрепленные их экипажами к корпусу корабля четыре мины с часовым механизмом нанесли незначительный ущерб. Проведенный в сжатые сроки ремонт вернул линкор в строй. Да, усилия для борьбы с "Тирпицем " предпринимались немалые. И все же удалось его обезвредить…
…На осень 1944 года британские ВВС запланировали новый массированный налет на линкор, стоявший в то время на якоре в Альтен-фьорде . Первоначально намечалось осуществить эту операцию с баз на территории Великобритании. Однако, в результате достигнутой между союзниками договоренности, удар по "Тирпитцу " наносился английскими бомбардировщиками с советской военно-воздушной базы "Ягодник", расположенной близ Архангельска…

В 1944 году, глубокой осенью, из сообщений Совинформбюро граждане СССР узнали радостную новость. Британские бомбардировщики затопили в малоизвестном норвежском фьорде неподалеку от порта Тромсё германский линкор «Тирпиц». История битвы подробно не излагалась, но понятно было, что произошло это не с первой попытки, охота за кораблем велась долго и, наконец, увенчалась успехом. Гибель досаждавшей союзникам боевой единицы кригсмарине приблизила час общей победы и высвободила силы Королевских ВМС для операций на территории других морских театров военных действий.

Морской исполин

Ничего подобного Германия не строила - ни раньше, ни позже. Линкор «Тирпиц» не был самым большим в мире кораблем, но и маленьким его назвать трудно. Заявленное водоизмещение составляло 35 тыс. тонн, но в реальности оно превышало 50 000. Три винта, вращаемых силовой установкой мощностью свыше 138 тыс. л. с., толкали эту махину. Это был рейдер, то есть корабль, предназначенный для охоты за отдельными судами и конвоями в радиусе 10 тыс. миль. Скорость превышала 30 узлов. Дюжиной котлотурбинных установок нагружались турбозубчатые агрегаты, по одному на винт. Длина корабля - 251 метр, ширина в максимальном сечении - 36 м при осадке 10,6 м. Экипаж - почти 2100 матросов и офицеров. Линкор-гигант «Тирпиц» олицетворял собой доктрину адмирала Редера, согласно которой успех на морском театре военных действий определялся мощью надводного флота. Этого же мнения придерживался тогда и канцлер Адольф Гитлер, загипнотизированный огромностью дредноута. Позже выяснилось, что фюрер ошибся, но было поздно.

О названии

Корабль назвали в честь Альфреда фон Тирпица - выдающегося деятеля германской политики и видного флотского руководителя. Дворянский титул будущий контр-адмирал получил в 1900 году, в 50-летнем возрасте, как награду за многие труды на благо родной державы. Он проявил себя видным теоретиком и геополитиком, разработав план реконструкции германских ВМС, не предполагавший, однако, его чрезмерного наращивания. На момент начала Первой мировой войны силы кригсмарине, помимо других кораблей, располагали семью дредноутами, двадцатью пятью крейсерами, двадцатью линкорами и четырьмя десятками подводных лодок (примерно в 2,5 раза меньше, чем у Британского флота, но достаточно, чтобы ему активно противостоять). Именно на субмарины автор плана возлагал особые надежды, но убедить тогдашнее руководство Германии в своей правоте так и не смог. По иронии судьбы линкор «Тирпиц» также не соответствовал представлению покойного контр-адмирала о будущем морских сил и характере грядущих сражений. Следует также отметить тот факт, что во всех смыслах незаурядный деятель умер в 1930 году, до прихода к власти национал-социалистов. Фашистом, несмотря на милитаристские убеждения (для военного человека вполне естественные), фон Тирпиц не был.

Как появился «Тирпиц»

Вообще-то, если бы Германия, возглавляемая Гитлером, придерживалась условий Версальского договора, то кораблей подобного класса она бы не строила. У страны не было права спускать на воду военные суда тяжелее 10 тыс. т. Обычно такому водоизмещению соответствовали крейсера, как правило, вооруженные орудиями калибра 203 мм. Именно эта неточность, прописанная в договоре небрежно, и позволила немцам построить совершенно нетипичные боевые единицы, переломившие ситуацию. Класс «карманных линкоров» характеризовался небольшим водоизмещением (чуть более 10 тыс.) и сверхмощным вооружением (6 орудий калибра 280 мм). Их было три: «Адмирал граф Шпее», «Адмирал Шеер» и «Дойчланд», их заложили в 1934 году, и уже тогда стало ясно, что Гитлер не собирается соблюдать условия Версаля, так как водоизмещение кораблей превышало установленный лимит в 10 тысяч тонн, хотя пока еще незначительно. Весной 1939 года встал в строй линкор «Тирпиц». И линкор «Бисмарк» тоже. Это были однотипные корабли, они готовились для войны, развязанной вскоре.

Панцирь «Тирпица»

Как настоящее тевтонское божество, корабль был закован в прочный панцирь. Его корпус опоясывала броня, защищавшая погреба башен более чем на две трети его общей высоты при толщине от 170 до 350 мм. Имелись и две бронепалубы (50 и 80 мм). Оконечности также были прикрыты (нос 50 мм, корма 80 мм). Барбеты (защита башен) толщиной 340 мм обеспечивали неуязвимость расчетов во время боя. Средний калибр также имел броню, в том числе наклонную, до 20 мм. На 5 м 40 см стальные листы уходили ниже ватерлинии для уменьшения опасности торпедных возможных атак. В общем и целом новейший и крупнейший немецкий линкор «Тирпиц» обладал рациональной и мощной защитой от всех возможных видов противокорабельных вооружений своего времени. Забегая вперед, можно констатировать, что это никак не сказалось на его печальной судьбе.

Оружие

По огневой мощи линкор значительно превосходил большинство мировых аналогов. На четырех башнях, размещенных на носу и корме, были попарно смонтированы орудия главного калибра (380 мм). Кроме них, артиллерия была представлена вспомогательными огневыми точками: шестью 150 мм пушками, восьмью 105-миллиметровыми, столько же имелось зенитных установок (37 мм). Вооружение несколько раз менялось, этому способствовала значительная степень унификации монтажных размеров.

Линкор «Тирпиц» имел и авиакрыло, представленное шестью гидропланами, запускаемыми со спаренной катапультной площадки. Самолеты осуществляли морскую разведку, поиск подводных лодок противника, а при необходимости могли их атаковать глубинными бомбами и крупнокалиберными пулеметами (если субмарина находилась в надводном положении).

По своей вооруженности корабль мог поспорить с любым судном антигитлеровской коалиции. Но судьба линкора «Тирпиц» сложилась так, что стрелять из своего главного калибра ему довелось совсем немного и только по береговым целям.

Обстановка в Атлантике

Весной 1941 года немецкое командование прилагало огромные усилия (небезуспешные) к морской блокаде Британских островов. День 24 мая стал черной датой в истории Королевских ВМС. Линкор «Бисмарк» метким огнем (возможно, случайно) сумел уничтожить крейсер «Худ» - гордость английского флота. В бою и немецкий рейдер получил повреждения, ухудшившие его ходовые характеристики, в результате чего был настигнут британской эскадрой, обстрелян, атакован торпедами и потоплен. Успех сопутствовал англичанам, но после осознания опасности, которую представляли немецкие линкоры, они стали относиться к ним опасливо, избегая прямых столкновений, но непрерывно стараясь их уничтожить.

Немцы, потеряв «Бисмарк», тоже испытали некий ступор. Из опасения потерять последний дредноут они берегли линкор «Тирпиц», пряча его в норвежских фьордах. Но оружие создано для войны, и развязка неизбежно должна была наступить, рано или поздно.

Досаждающий линкор

После неудачного и практически бесполезного похода на Шпицберген (сентябрь 1942 года), во время которого была подвергнута артиллерийской бомбардировке прибрежная часть острова и угольные шахты, рейдер простаивал почти без дела в оккупированной нацистами Норвегии. Англичане знали об этом, и готовили секретную миссию, перед которой ставилась задача потопить линкор «Тирпиц». Досаждал корабль и советским морякам: он совершал вылазки, препятствующие прохождению конвоев, идущих с грузами военного назначения из США в Архангельск и Мурманск. Во время этих рейдов немецкий корабль атаковался британской авиацией и подводными лодками союзников, но без успеха.

Суть операции, запланированной английским адмиралтейством, сводилась к тому, чтобы потопить линкор особыми подлодками типа «X-6» и «X-7» очень малого тоннажа.

Операция «Титул»

Вообще-то план был не первым, попытки осуществлялись и ранее. Например, в самом конце октября 1942 года вступила в завершающую фазу операция «Титул», в ходе которой две управляемых подводными пловцами торпеды должны были поразить вражеский корабль. Буксир, замаскированный под траулер, доставлял эти снаряды на минимальное расстояние, а затем они следовали к цели, ведомые особыми пилотами, рисковавшими жизнью не в меньшей степени, чем японские смертники «кайтэн».

Во фьорд Тронхеймс катер проникнуть смог, но операция прошла неудачно - помешала непогода. Сильная волна сорвала торпеды с троса на дистанции всего десять миль от линкора. Буксир пришлось затопить, немцы его немного позже обнаружили и поняли если не весь план, то, по крайней мере, то, что против «Тирпица» нечто замышляется.

«Источник»

В сентябре 1943 года операция, носящая название Source («Источник»), прошла гораздо успешнее. Три мини-субмарины, имевших коды «X» от 5 до 7, были отбуксированы обычными подводными лодками к месту базирования «Тирпица» (фьорд Альтен). Первую из них немцы сумели обнаружить и потопить, две других задачу выполнили: они выпустили мины весом по 2 тонны под самым днищем линкора. Результаты взрывов оказались плачевными для корабля, он получил многочисленные повреждения. Третья башня, получив колоссальный импульс, утратила способность вращаться, одна турбина сорвалась со своей станины, шпангоуты искривились. Перестали работать многие важные приборы управления огнем и навигации. После осмотра стала очевидной практическая неремонтопригодность корабля. Немецкие технические службы потратили много сил и ресурсов, пытаясь восстановить линкор «Тирпиц». Характеристики прежними уже быть не могли. Англичане об этом не знали.

Другие попытки

Попытки добить крупнейший немецкий корабль продолжались в 1944 году. В ходе операции «Вольфрам» (Tungsten) были задействованы морские силы. Согласованный с ними удар авиации привел к дополнительным повреждениям и гибели части экипажа (123 человека), но конечной цели не достиг. Еще несколько акций с устрашающими названиями («Когти Тигра», «Талисман» и другие) оказались даже менее результативными. План «Гудвуд» вообще стал безуспешным по причине скверной видимости в оперативном районе. Использование авиабазы Ягодник (Архангельская обл.), как и применение особых пятитонных бомб «Высокий мальчик» (Tallboy), повысило возможности британской авиации. На тот момент «Тирпиц» фактически уже представлял собой стационарную артиллерийскую плавучую батарею, занимавшую малозначимую позицию вблизи норвежского города Тромсё. Корабль бомбили часто, и в конечном счете 12 ноября добили его. Последний бой линкора «Тирпиц» произошел в бухте Хокейботн, там же он затонул. Из 1700 членов команды спаслись семьсот, остальные ушли на дно.

Лунинская версия

События, произошедшие возле острова Рольвсё 5 июля 1942 года, трактуются сегодня неоднозначно. Советская подводная лодка «К-21» под командованием капитана третьего ранга Н. А. Лунина осуществила попытку уничтожения крупной морской надводной цели четырьмя торпедами. Условия атаки были сложными, убедиться в результативности пусков экипаж не мог. Акустики засекли два взрыва, но произошли ли они по причине попадания в неприятельский корабль, или торпеды детонировали от столкновения с каменистым дном, достоверно не известно. Документы, ставшие достоянием союзных держав после краха гитлеризма, не подтверждают ущерба, нанесенного немецким кораблям подводной лодкой «К-21». Таковы сухие факты.

Другое дело - художественная литература. О том, как Лунин атаковал линкор «Тирпиц», написал известный литератор Валентин Пикуль. По его версии, именно действия советских подводников стали решающим фактором, обусловившим гибель флагмана кригсмарине.

Удел историков - анализ документов. Эта работа многим кажется скучной, но именно она дает ответы на большинство вопросов, касающихся прошлого. Например, на вопрос о том, кто потопил «Тирпиц». Линкор ушел на дно после авианалета британской авиации, этот факт неоспорим. Нашим героическим подводникам чужой славы не нужно, им хватает своей.

1939 год стал вершиной морского могущества Германии , именно в этом году со стапелей Гамбургской верфи «Wilhelmshaven» был спущен на воду побратим «Бисмарка», линкор этого же класса, типа и оснащения – «Тирпиц».

По задумке фюрера «Тирпиц» , имевший в длину не менее 251 метров, ширину - 36 метров, высоту от дна и до верхней кромки борта – 15 метров, осадку – более чем 10 метров и водоизмещение свыше 53 тысяч тонн, должен был поставить на колени весь военно-морской флот мира, в том числе и английский. Мощность, которую придавали линкору 12 паровых котлов и три мощных турбины, превышала 163 тысячи лошадиных сил, позволяя добиваться максимальной скорости до 31 узла в час.

На борту линкора располагались более 2600 кают, способных вместить 108 членов офицерского состава и более чем 2.5 тысячи низших морских чинов. Что касается вооружения, то «Тирпиц» был вооружен до зубов, на его борту находилось более 36 орудий разного калибра, торпедные и зенитные установки, а также 4 современных, по тому периоду, самолета. Не заходя в порт, линкор мог совершить плавание длиною в 8 тысяч морских миль.

Немецкий линкор «Тирпиц»

Являясь на деле линкором супер-класса «Тирпиц» фактически более рассматривался и командованием, и экипажем, как броненосец, подтверждением чему являлась стальная броня корабля, которой были в несколько десятков сантиметров покрыты боевая рубка, боковая и носовая часть судна. Толщина брони составляла в некоторых местах даже более 36 сантиметров, что делало корабль чрезвычайно тяжелым и одновременно устойчивым, а также безопасным от попадания в его обшивку снарядов малого калибра.

После того, как в Германию дошла весть о трагической гибели непобедимого «Бисмарка» все надежды по превращению Германии в морскую державу и завоевание ею большинства морских путей были возложены на ведение неограниченной подводной войны с использованием подводных лодок, «Тирпицу» же в новых стратегических планах Гитлера было отведено совсем незначительное место.

Линкор в целях его же собственной безопасности и сохранности, как ценного и действенного средства устрашения был отправлен к берегам Норвегии, где он долгое время активного участия в боевых действиях не принимал, тем не менее, угрожая проходу кораблей по северному морскому пути и нервируя английское правительство, вынужденное из-за него одного содержать в Северных морях целую эскадренную флотилию.

Так в 1942 году «Тирпиц» пытался атаковать, следовавшие из Советского Союза и Исландии морские конвои PQ-12 и QP-8, но нанести каких-либо повреждений и даже обнаружить, следовавшие в составе конвоев корабли он не успел, сам, будучи атакован английским самолетом и потому постаравшись уйти подальше от места следования конвоя.

Летом этого же года немецкое командование поручило «Тирпицу» выйти в море и атаковать конвой PQ-17. Но телеграмма с приказом задержалась, потому выйдя на поиски конвоя, линкор никого не обнаружил и вынужден был повернуть назад, даже не подозревая того, что само известие о его присутствии побудило командование распустить конвой и тем самым обречь его на неминуемую гибель.


Арктический конвой PQ-17

Необходимо отметить, что непобедимым «Тирпиц» считался исключительно у англичан и американцев, советские же моряки не только не боялись, но наоборот искали с ним встречи. Так, в день неудачной атаки на конвой линкор сам подвергся атаке со стороны советской подводной лодки «К-21», командир которой Лунин Н.А. впоследствии утверждал, что поразил «Тирпиц» двумя торпедами и слышал характерные при попадании взрывы. Впрочем, спустя много лет было доказано, что попаданий все же не последовало, так как броня «Тирпица» была от советских торпед защищена в полной мере.

В 1943 году при огневой поддержке «Тирпица была организованна высадка немецкого десанта на Шпицберген. Операция под громким названием «Сицилия» была проведена всего за три дня с 6 по 9 сентября, но успех ее для немцев был кратковременным.

Памятуя о том, насколько успешным было потопление первого немецкого линкора, англичане решили, наконец, покончить и с «Тирпицем», как и в прежние времена, организовав за ним настоящую морскую и воздушную охоту, в которой приняло участие сразу несколько сотен самолетов, десятки подводных лодок, крейсеров и кораблей других классов. Всего было предпринято более 13 более или менее успешных морских операций английского флота по поимке и уничтожению «Тирпица», но успех имела только последняя операция, получившая в русском переводе название «Допрос».

На расцвете 12 ноября 1944 года «Тирпиц» был зажат в тиски и по нему были произведены выстрелы из более чем 120 самолетов. В результате более чем тысячи прямых попаданий линкор начал заваливаться на левый борт, а его трюмы заполняться водой, после чего в районе порохового погреба показалось пламя, за которым последовал мощнейшей силы взрыв, из-за которого судно в одно мгновение перевернулось вверх килем. Большая часть команды линкора численностью более 1000 человек погибла, спастись удалось лишь немногим.


Затонувший немецкий линкор «Тирпиц»

В послевоенное время отдельные части корабля были подняты на поверхность и отправлены в разные военные музеи по всему миру. За каждый из обломков линкора, норвежская компания, получившая право на его продажу выручила немалые деньги. Электрогенераторы, оставшиеся по чистой случайности неповрежденными, и по сегодняшний день используются в качестве энергетической станции в одном из небольших норвежских городков.

Несмотря на огромный материал, собранный за прошедшие с окончания Второй мировой войны годы, выяснить, что стало причиной того, почему силы немецкой авиации, базировавшейся неподалеку не смогли помешать уничтожению «Тирпица» не удалось. Известно лишь то, что после успешного потопления линкора англичанами шеф немецких бомбардировщиков был приговорен к смертной казни и расстрелян.

Свидетельством гибели корабля, помимо обломков и музейных экспонатов являются также и огромные озера, образовавшиеся неподалеку от места потопления «Тирпица», причиной образования которых стали не долетевшие, или перелетевшие за линкор авиабомбы.

В этот день, 12 ноября 1944 года, во время Второй Мировой войны английская авиация в Заполярье потопила самый крупный фашистский линейный корабль “Тирпиц»

Этот линейный корабль с полным водоизмещением 56 000 тонн (длина – 251 метр, ширина – 36 метров) имел восемь 380-мм и дюжину 150-мм орудий, мог развивать максимальную скорость 30,8 узла, дальность его плавания составляла девять тысяч морских миль. «Король океанов» нес на борту шесть гидросамолетов «Арадо-196», экипаж – 2340 человек.

В июне 1936 года на верфях Гамбурга и Вильгельмсхафена заложили «Бисмарк” и «Тирпиц” - крупнейшие боевые корабли из когдалибо строившихся в Германии. Хотя официально было заявлено, что водоизмещение новых линкоров составляло 35 тыс.т, в действительности это значение превышалось чуть ли не в полтора раза!

Конструктивно «Бисмарк” во многом повторял «Шарнхорст”, принципиально отличаясь прежде всего артиллерией главного калибра. 380мм пушка с длиной ствола в 52 калибра могла выпускать 800кг снаряды с начальной скоростью в 820 м/с. Правда, за счет снижения максимального угла возвышения до 30° дальность стрельбы по сравнению с 11дюймовкой уменьшилась до 35,5 км. Впрочем, и это значение считалось избыточным, так как вести бой на таких дистанциях тогда казалось невозможным.

Бронирование отличалось от «Шарнхорста” в основном увеличением высоты главного пояса и утолщением верхнего пояса до 145 мм. Палубная броня, как и ширина противоторпедной защиты, остались прежними. Примерно то же можно сказать и об энергетической установке (12 котлов Вагнера и 3 четырехкорпусных турбозубчатых агрегата). Относительный вес брони несколько уменьшился (до 40% от водоизмещения), но это нельзя назвать недостатком, поскольку соотношение между защитой и вооружением стало более сбалансированным.

Но даже такие гиганты, как «Бисмарк” и «Тирпиц”, не смогли удовлетворить растущим амбициям фюрера.

Дело в том, что зимой 1938 — 39 годов Редер представил Гитлеру два плана строительства флота: согласно первому строить надлежало подводные лодки и броненосцы, чьи действия должны будут поставить на колени торговлю противника; согласно второму варианту создавался не очень значительный, но обладающий исключительно большой ударной силой флот, который мог и уничтожать торговлю врага и силы его военного флота.

Гитлер утвердил второй вариант плана, заявив, что до 1946 года флот для достижения его политических целей не понадобится.

Согласно утвержденного плана идея Редера ударами по торговле заставить флот противника рассредоточиться, а затем уничтожить его части превосходящими силами стала обретать черты теоретической разработки. Концептуально эта идея повторяет планы Флота открытого моря накануне и в годы Первой мировой войны. Тогда она себя не оправдала.

Вернемся, однако, к проектированию и строительству тяжелых артиллерийских кораблей, призванных выполнить принятый план «Z”.

При любом конфликте с Королевским флотом решающими факторами становились дальность, скорость и вооружение кораблей. В течение 1937 года, когда начались проектные работы над этими кораблями, германский Морской штаб выработал требования к ним:

стандартное водоизмещение более 50.000 тонн
вооружение: 8 406мм. орудий в четырех башнях, 16 150мм.орудий в спаренных башнях, 105мм. орудия в новых «зенитных» башнях (специальные закрытые установки), 37мм. зенитные автоматы, включая две «специальные зенитные», 4 гидросамолета, 6 533мм. торпедных труб
скорость 30 узлов
дальность плавания 16.000 миль на 19узловой скорости
защита: Броневая цитадель, выдерживающая попадание 406мм. снарядов с нормальных боевых дистанций, ПТЗ должна выдерживать взрыв торпеды с боеголовкой 250 кг ТНТ.

Из-за дополнительных требований Гитлера, возрастающих размеров и появляющегося боевого опыта проект «Н” прошел пять различных стадий. В рамках нашего исследования мы коснемся только первой стадии – проекта Н39.
18 января 1939 года, случай беспрецедентный в Третьем Рейхе, Гитлер дал флоту неограниченные полномочия для выполнения своей кораблестроительной программы. Только четыре верфи имели слипы достаточной для постройки новых линкоров длины. Поэтому два линкора («Н” и «М”) должны были заложить на верфи «Бломм унд Фосс” в Гамбурге, два («J” и «N”) – на верфи концерна «Дечимаг” в Бремене, один («L”) – на казенной верфи в Вильгельмсхафене и последний («К”) – на верфи «Дойче веерке” в Киле. Несмотря на довольно длинные слипы на этих верфях, планировалось корпуса кораблей, выходящие за их пределы, поддерживать бабками. Первым 15 июля 1939 года заложили киль линкора «Н”, затем 1 сентября – «J” и 15 сентября – «К”, но начавшаяся война остановила все строительство. В противном случае, возможно, что с учетом полученного приоритета эти корабли и удалось бы построить за шестилетний срок.

На другой своей встрече с Редером в 1939 году по поводу новых проектов боевых кораблей Гитлер указал на то, что каждый новый германский корабль должен иметь более мощные средства нападения и защиты, чем его соперник в британском флоте.

Когда Редер заметил Гитлеру, что германский флот не будет готов к сражению с Royal Navy по крайней мере до 1945 года, Гитлер заверил его, что для выполнения стоящих перед Германией политических задач флот не понадобится до 1948 года. Без всякой консультации с Редером, Гитлер 28 апреля 1939 года расторг англо-германский морской договор 1935 года. В мае он заявил, что намеченная кораблестроительная программа должна выполняться по плану, а отношения с Объединенным Королевством будут поддерживаться на дружеской основе.

Вернемся непосредственно к линкорам типа «Н”.

На начальном этапе проектные работы осложнились меняющими требованиями к размерам корабля и его главному калибру. Гитлер хотел сделать свои новые линкоры самыми мощными в мире. Еще в 1934 году начались работы над 406мм. орудием, для которого была проведена целая серия испытаний, опытных стрельб и других подобных мероприятий. Но к 1939 году изготовили всего семь подобных стволов, так как фирма Круппа была загружена заказами на 380 и 283мм. орудия для кораблей типов «Бисмарк” и «Шарнхорст”. После подписания в 1939 году пакта с Советским Союзом о взаимном ненападении еще шестнадцать стволов 380мм. орудий и запасные части к ним следовало поставить в СССР. В результате несмотря на давление Гитлера, требовавшего вообще огромных орудий, немцы решили остановиться для проекта «Н” на калибре 406мм., который и оставили на переделанном проекте 1940 года.

Другое важное решение касалось дальности плавания и типа силовой установки. Поскольку теперь потенциальным противником считалась Великобритания, дальность плавания становилась решающим фактором, особенно при отсутствии у Германии баз в океанах и трудностях с прорывом в Атлантику. Чтобы выполнить это требование предпочтение было отдано дизельной установкам. Кроме малого расхода топлива, дизельная установка имела то преимущество, что с ее помощью можно было перейти с экономического хода на полный в считанные минуты, тогда как кораблям с паровыми турбинами на это требовалось по меньшей мере 20 минут. Запас топлива рассчитывался на 1000часовую работу дизелей при скорости корабля 19 узлов.

Хотя проект «Н” имел большее водоизмещение чем «Бисмарк” и «Тирпиц”, германские конструкторы остались верны принципу размещения орудий главного калибра в четырех двухорудийных башнях. Для Верховного военноморского командования преимущества такого расположения были очевидны на основе опыта мировой войны. Трех и четырехорудийные башни считались нежелательными.

В начале работы над предварительным проектом всякие предложения усилить среднюю артиллерию по сравнению с типами «Бисмарк” и «Шарнхорст” отвергались по причине недостатка места вокруг надстройки, что не позволяло дать дополнительным башням нормальные углы обстрела. Сложно было найти и пространство в корпусе для дополнительных погребов боезапаса, так как чисто дизельная силовая установка требовала больше места, чем паротурбинная той же мощности. Более того, требование иметь четыре гидросамолета означало, что много пространства будут занимать авиаангары и оборудование для взлетнопосадочных операций. Изза невозможности объединить все впускные и выхлопные патрубки 12 главных дизелей и 12 дизель генераторов в одну трубу пришлось остановиться на двухтрубном варианте. Наличие двух труб и большого числа шлюпок не позволяло применить самолетный ангар и катапульты в средней части корабля, как на типе «Бисмарк”. Пришлось все это оборудование расположить между второй трубой и башней «С”. Если бы германские конструкторы применили трехорудийные башни главного калибра, у них было бы больше возможностей для размещения авиаоборудования и дополнительных башен 150мм. орудий.

Весной 1939 года проект приобрел характеристики, представленные в таблице. Требования по ширине и осадке заставили ограничить полное водоизмещение 63.596 т.

Проектные характеристики линкора – весна 1939 года:
Водоизмещение полное 65.592 тонн
Ширина по ватерлинии при проектной нагрузке 37,00 м.
Осадка при полной нагрузке 11,02 м.
Вооружение: 8 орудий 406 мм. /50кал. (4 2орудийных башни), 12 орудий 150 мм. /55кал. (6 2орудийных башен), 16 орудий 105 мм. /65кал. (8 спаренных спец. «зенитные” полностью закрытые установки), 16 орудий 37мм. /83кал. (8 спаренных, из них 2 закрытых бронированных и 6 – за щитами), 32 зенитных 20мм. Автомата, 6 533мм. подводных торпедных аппарата, 4 гидросамолета «Arado196”.
Скорость 34 узла
Мощность на валах в нормальном режиме 147.950 влс
Запас топлива 9.839 тонн
Дальность плавания 16.000 миль на 19 узлах
Защита: 150 мм. – верхний пояс, 300 мм. – главный (нижний) пояс, 100 мм. – нижняя броневая палуба, 50 мм. – верхняя палуба.

Из-за многочисленных изменений и различий во мнениях членов ОКМ проектные работы продвигались медленно и Гитлер стал проявлять нетерпение. Чтобы избежать дальнейших задержек, адмирал Редер счел необходимым назначить персонально ответственного за проект. Его приказом от 27 января 1939 года была создана

”Специальная группа новых конструкций” из 15 человек, возглавляемая адмиралом Вернером Фухсом. Так как все вопросы постройки кораблей требовалось согласовывать с верфью фирмы «Блом унд Фосс” в Гамбурге, адмирал Фухс снова перенес туда свой штаб. 15 июля 1939 года, после окончания проектных работ, завершения испытаний модели в опытовом бассейне Гамбурга и заготовки большей части необходимой для корпуса стали и брони, на этой верфи заложили киль линкора «Н”.

Помимо линкоров в предвоенные годы в Германии планировались к постройке и линейные крейсера. Наиболее проработанным был проект типа «О”.

Тактикотехнические характеристики линейного крейсера типа «О”:
Полное водоизмещение: 35700 тонн
Размерения: 248,15хЗ0х8,8 м.
Вооружение: 6 орудий 380/52, 6 орудий 150/48, 8 орудий 105/65, 8 орудий 37/83; 8 – 20 20мм автоматов, 12 533мм палубных ТА, 4 гидросамолета «Арадо196», 1 катапульта.
Бронирование, мм: верхний пояс 90, главный 190 (в носу 60); верхняя палуба 30, нижняя палуба: в средней части 60, у бортов 80(скосы); башни ГК (лоб/стены/тыл/крыша) 220/180/180/50, барбеты ГК 180 (корм. часть барбета «С” 80), башни СК (везде) 14; боевая рубка: (стены/крыша/пол) 200/80/30, колодец связи 80 мм.
Механизмы: 4 тонкотрубных котла высокого давления системы «Вагнер” (рабочее давление 55 атм., температура пара 460, 1 ТЗА системы «Браун Бовери” (одноступенчатый редуктор), 8 главных 24цилиндровых 2тактных дизелей MAN; мощность на валах 175136 л.с.,
Максимальная скорость 33,5 узла; дальность плавания 14000 миль на 19 узлах.

Линейные крейсера типа «О” имели мощный главный калибр, необычную энергетическую установку большой мощности, но слабое бронирование сделало их устаревшими еще до начала постройки. Почти полное отсутствие горизонтальной защиты в то время, когда увеличилась разрушительная мощь авиабомб и падающих под большим углом снарядов при стрельбе с дальних дистанций, делали эти корабли чрезмерно уязвимыми от огня тяжелых орудий и, без всякого сомнения, их нельзя было использовать в боевой линии. Неудачный выбор главных характеристик основывался на концепции, которая была бы к месту лет на 25 раньше. Повидимому, ответственность за решение построить такие линейные крейсера всецело лежит на Гитлере, который всегда тяготел к большим кораблям. Он видел в них грозного противника силам эскорта союзных конвоев в Европу. Но сами немцы считали крейсера «О”, «Р” и «Q” совершенно неудачными по концепции. В профессиональных кругах этот проект был известен под названием «Ohne Panzer Quatsch” – «безбронный нонсенс”. В то же время разделение на отсеки проектировалось более тщательно, чем на всех других германских кораблях. Дополнительное использование водовыталкивающего материала в пустых бортовых отсеках отчасти компенсировало слабость брони и ПТЗ и явилось позитивным шагом в германском военном кораблестроении.

Учитывая правильность решения использовать орудия крупного калибра, следует все же признать, что среднее и зенитное вооружение было явно недостаточным. Установка батарей универсальных орудий позволила бы значительно сэкономить вес и улучшить огневую мощь. Увы, германская промышленность так и не смогла освоить выпуск хорошего универсального орудия, отчего пострадал весь проект этих, и не только этих, кораблей.

Отсутствие в германском флоте авианосцев вытекало из неправильной оценки самолета как фактора войны на море. Вторая мировая война показала, что постройка любого крупного артиллерийского корабля в ущерб строительству авианосцев была ошибкой. Особенно это касалось таких, как тип «О”, морально устаревших кораблей, имевших большие размеры и высокую стоимость при слабых средствах ПВО. Напрашивается вывод, что крейсера типа «О” были бы очень быстро выведены из строя и в конце концов уничтожены авиацией.

Вспыхнувшая война перечеркнула планы нацистов. Программы строительства надводных кораблей пришлось свернуть, и в сентябре 1939го Гитлер мог противопоставить 22 английским и французским линкорам и линейным крейсерам лишь 11дюймовые «Шарнхорст” и «Гнейзенау” («карманные линкоры” не в счет).

Таким образом, единственными полноценными линкорами в составе германских ВМС были два корабля типа «Бисмарк”. Следует отметить, что в морской исторической литературе «Бисмарк” и «Тирпиц” нередко именуют чуть ли самыми мощными линкорами в мире. Причин тому несколько. Во-первых, так заявляла пропаганда нацистов. Во-вторых, ей подыгрывали англичане, дабы оправдать не всегда успешные действия своего многократно превосходящего по силе флота. В третьих, рейтинг «Бисмарка” сильно повысила, в общемто, случайная гибель «Худа”. Но в действительности на фоне своих собратьев германские сверхлинкоры выделялись не в лучшую сторону. По бронированию, вооружению и противоторпедной защите они уступали и «Ришелье”, и «Литторио”, и «Саут Дакоте”, не говоря уже о «Ямато”. Слабыми местами «немцев” были капризная энергетика «неуниверсальность” 150мм артиллерии, несовершенные радиолокационные средства. Что же касается «Шарнхорста”, то он обычно подвергается критике, что опять — таки не совсем справедливо. Хотя он и обладал теми же недостатками, что и «Бисмарк” (к которым поначалу добавлялась неважная мореходность, заставившая перестроить носовую часть корпуса), но, благодаря меньшим размерам, в соответствии с критерием «стоимость эффективность” он заслуживает неплохой оценки. К тому же надо учитывать, что это был второй в мире (после «Дюнкерка”) осуществленный проект быстроходного линкора, по времени опередивший своих более мощных «братьев по классу”. А если бы «Шарнхорст” удалось перевооружить шестью 380мм орудиями, то он вообще мог бы считаться очень удачным линейным крейсером, превосходящим британский «Рипалс” почти по всем параметрам.

А теперь, на наш взгляд, необходимо определить, какими кораблями были немецкие тяжелые артиллерийские корабли. Совершенно четко прослеживается связь между проектами типов «Дойчланд” и «Гнейзенау”, которые были истребителями торговли, хотя и со специфическими чертами. «Шарнхорст” и «Гнейзенау” своими действиями доказали, что они являются рейдерами, непригодными к артиллерийскому бою с линейными кораблями противника. Хотя, можно сделать оговорки на счет тяжелых артиллерийских кораблей противников – с «Дюнкерком” немецкие линейные крейсера еще могли потягаться на равных.

Но, если «Гнейзенау” можно с большой долей уверенности назвать рейдером, то есть всетаки больше крейсером, чем линкором, с парой типа «Бисмарк” дело обстоит сложнее. Концепцию крейсерской войны никто не отменял, план, принятый Гитлером в начале 1939 года так же подразумевал помимо решительного боя с силами флота противника действия на коммуникациях. А если вспомнить, что ядро флота должно быть мощным, но небольшим, то становиться ясно, даже не глядя на ТТХ и историю боевого применения «Бисмарка” и «Тирпица”, кем были эти два последних линкора Третьего Рейха. У немцев в период между мировыми войнами линкоры превратились в очень большие крейсера, в рейдеры, в истребители торговли, способные вести бой на равных с любым противником.

Поэтому, возвращаясь к началу этого параграфа, нам кажется вполне уместным использование другого заглавия: «Постепенная эволюция немецкого рейдера», без уточнения классности этого корабля, потому как все они, единые по духу, различны по классификации – от тяжелого крейсера, до линейного корабля, включая класс линейных крейсеров (с определенной долей условности).

Линейный корабль «Тирпиц» - это второй линкор, который входил в состав военно-морских сил Третьего рейха. Это линкор типа «Бисмарк». Данный линкор не практически не принимал участия в боевых действиях, но его присутствие значительно угрожало конвоям в Норвегии для СССР да и ко всему он держал в железном кулаке достаточное количество сил флота Англии. Ленейный корабль «Тирпиц» длительное время пытались уничтожить, но успех пришел лишь в ноябре 1944 года, когда его атаковали сверхтяжелыми бомбами класса «Tallboy» с воздуха.

Линкор «Тирпиц» спустили на воду в апреле 1939 года. Назван он был в честь основоположника современного флота Германии - адмирала Альфреда фон Тирпица. Изначально «Тирпиц» планировалось использовать в качестве рейдера, который должен бы был нападать торговые суда и караваны противников на Севере Атлантического океана. Но, исходя из судьбы корабля «Бисмарк», Гитлеру пришлось разочароваться в возможностях флота над водой и потому корабль «Тирпиц» применялся достаточно редко.

В начале (январе) 1942 года корабль «Тирпиц» компандование отправило в воды Норвегии для ведения «охоты» на северные конвои в Россию и для проведения противодействия операции, организованной при использовании коммандос Британии на острове Вогсёй. В том же месте корабль Тирпиц и отсаивался практическу всю ВОВ. Но, как известно, простое присутствие корабля «Тирпиц» сковывало железной цепью большие морские силы флота Великобритании. Иными словами - флот Великой Британии учитывал возможную угрозу со стороны линкора и постоянно проводил операции по уничтожению данного линкора. Таких операций было проведено аж 14, а сам линкор «Тирпиц» провел всего лишь три наступательные операции. В итоге этих операций военный корабль «Тирпиц» был потоплен силами британского флота 12 ноября 1944 года в Тромсё при авианалете, в котором было использовано сверхтяжелые бомбы «Толлбой», весом в 5 тонн.

Когда война окончилась, обломки с корабля прямо на месте разломала и распродала компания из Норвегии. Практически весь корабль разрезали на части и вывезли. На месте затопления осталась лишь значительная часть носовой части корабля «Тирпиц».

В истории Второй мировой войны боевое взаимодействие стран – участниц антигитлеровской коалиции занимает особое место. Далеко не все эпизоды этого сотрудничества ныне известны широкой общественности, в том числе потопление самого мощного корабля германского флота.

1943 год. Командование британских королевских ВМС по-прежнему опасается ударов кригсмарине на севере – там, где проходят маршруты знаменитых арктических конвоев, доставляющих в СССР вооружение, военную технику, боеприпасы, продовольствие и многое другое. В конце августа в Лондоне узнают о подготовке немцами масштабной операции с участием линкоров, включая крупнейший из них – «Тирпиц».

Поврежден, но все еще опасен

«Тирпиц» почти не покидал базы оккупированной вермахтом Норвегии, поскольку Гитлер опасался за судьбу линкора после гибели однотипного с ним «Бисмарка». И тем не менее он представлял немалую потенциальную угрозу союзным арктическим конвоям, сковывал значительные силы британских ВМС.

Англичане старались не спускать глаз с «Тирпица». По договоренности с советским руководством на аэродром Ваенга-1, расположенный неподалеку от Мурманска – в 275 километрах за Полярным кругом, перелетело 543-е авиаразведывательное звено королевских ВВС – три «фотоспитфайера», которые пилотировали майор Робинсон, лейтенанты Диксон и Кенрайт. Летчики подчинялись непосредственно британской военной миссии в Полярном. Через нее они получали задания и на разведку в интересах Северного флота. С сентября по ноябрь 1943-го самолеты звена совершили 50 полетов над основными военно-морскими базами немцев в северной Норвегии.

Кстати, бдительные «компетентные органы» не раз докладывали командующему Северным флотом адмиралу Арсению Головко, что англичане ведут фотосъемку и советской территории. Но штаб СФ не шел на обострение отношений с союзниками.

Чтобы вывести «Тирпиц» из строя, британцы спланировали атаку сверхмалых подводных лодок. Операция прошла успешно. 22 сентября 1943 года корабль получил серьезные повреждения в результате применения мини-субмаринами подрывных зарядов. Бронированный гигант поставили на ремонт, завершившийся лишь к весне 1944-го.

В ноябре 1943 года самолеты британского авиазвена передали 118-му разведывательному полку ВВС Северного флота. Английские пилоты возвратились на родину. Однако лейтенанту Диксону спустя четыре месяца предстояло вновь прилететь в Ваенгу…

Упреждающие налеты

1944 год. Масштабное наступление Красной армии на Восточном фронте требовало новых поставок. Между тем высадка западных союзников в Нормандии предполагала использование огромного числа плавсредств, занятых перевозкой грузов в СССР. Решить эти задачи удалось бы только поэтапно: сначала перебросить в Мурманск и Архангельск максимальное количество всего необходимого советским войскам, а затем задействовать суда в десантной операции в Европе. При принятии этого решения учитывалось и увеличение летом на севере светлого времени суток.

Итак, с января по май 1944-го по северному маршруту отправляются крупнейшие за всю войну караваны (следующий конвой взял курс на Россию лишь в середине августа). Но британское адмиралтейство не без оснований опасалось, как бы они не оказались добычей кригсмарине, ведь ремонт «Тирпица» близился к концу. В Лондоне на сей раз решили попытаться уничтожить линкор ударом с воздуха.

В марте 1944-го для активизации наблюдения за «Тирпицем» в Ваенгу-1 опять перебросили звено разведывательных «Спитфайеров». Майор Фурнис, лейтенант Сирг и уже знакомый нам лейтенант Диксон регулярно снабжали английскую миссию и штаб Северного флота добытой информацией. А вскоре в ходе авианалета главный корабль германских ВМС был выведен из строя на четыре месяца.

На исходе мая британских летчиков отозвали домой, а их машины, как и в предыдущем случае, получил наш 118-й авиаполк.

В июле и августе 1944 года необычайно живучего бронированного монстра Третьего рейха атаковали английские самолеты с «плавающих аэродромов». Безуспешно. С учетом этих неудач в сентябре в Лондоне разработали новую, обстоятельно продуманную операцию с целью потопления «Тирпица». Она получила название «Параван» (Paravane).

Курс на Архангельск

План предусматривал следующее: британские тяжелые бомбардировщики «Ланкастер» перелетают на советские авиабазы, стартуют оттуда, направляются в Норвегию и сбрасывают на немецкий линкор сверхмощные бомбы «Толлбой» (Tallboy) конструкции британского инженера Барнса Уоллиса весом более пяти тонн. Удар с данного направления по замыслу англичан явился бы полной неожиданностью для противника.

Для участия в операции были отобраны лучшие подразделения королевских ВВС: 9-я эскадрилья подполковника Бэйзина, совершившая первые налеты на Берлин, и 617-я эскадрилья, летчиков которой за подрыв гидротехнических сооружений на Рейне назвали разрушителями дамб. Ими командовал подполковник Тейт, трижды удостоенный ордена «За боевые заслуги» – одной из высших наград Великобритании. Возглавлял авиасоединение полковник Макмаллен.

В экипажах не было ни одного пилота, летавшего над Германией менее 60 раз. Все летчики имели награды или особые поощрения. В Лондоне не сомневались: атака обречена на успех.

11 сентября 1944 года ровно в 21.00 с аэродрома Лузимаут поднялся в небо 41 самолет, взяв курс на Архангельск. Через десять часов представитель британской миссии на севере капитан Уокер уведомил командование Беломорской флотилии о перелете соединения «Ланкастеров».

Для расселения англичан к аэродрому Ягодник близ Архангельска подогнали старенький пароход «Иван Каляев». (Замечу в скобках: судно носило имя эсера-террориста, убившего в 1905 году великого князя Сергея Александровича – дядю императора Николая II. И… родственника британского королевского дома. Но о подобной «мелочи» в Москве не подумали. В Лондоне же на нее, похоже, решили не обращать внимания.) На берегу оборудовали две большие землянки на 50 человек. Но когда выяснилось, что вместо ожидаемых тридцати самолетов прибудут свыше сорока да еще и с пассажирами (всего 334 человека), в течение суток вырыли и обустроили еще пару землянок. В каждой установили радио, провели телефон. В распоряжение гостей с Туманного Альбиона выделили два катера для связи с городом и два одномоторных самолета.

12 сентября в 6.00 над Ягодником показался первый «Ланкастер» капитана Прайера. Не отвечая на приветствия после приземления, летчик бросился к радиостанции. Из-за плохой погоды, но главное – из-за несоответствия частот позывных советского радиомаяка и английских радиоприемников «Ланкастеры» шли на посадку вслепую, без корректировки. Вот почему из 41 самолета на Ягодник сел лишь 31 бомбардировщик, а 10 машин очутились в других местах. К счастью, никто из летчиков серьезно не пострадал, но все эти самолеты требовали мелкого ремонта.

Больше всех не повезло экипажу лейтенанта Кили, угодившему в болото возле деревни Талаги. Сюда пришлось сбросить парашютиста-проводника, который вывел пилотов к реке, откуда их эвакуировал гидроплан. Четыре «Ланкастера» спустя несколько часов самостоятельно перелетели на Ягодник. На шести машинах повреждения устраняли на месте посадки.

Операция «Параван»

Советские авиаторы получили возможность познакомиться с лучшими летчиками и бомбардировщиками Соединенного Королевства. «Ланкастеры» заслужили высокую оценку. Каждый, кто осматривал самолеты, составил для штаба авиации флота подробный отчет. Особое внимание обращалось на прицел и модернизированный астрограф, который автоматически вычислял координаты нахождения машины, отмечая их на самодвижущейся пленке и карте штурмана.

Не ускользнули от глаз наших специалистов и два локатора, а также лючок с правой стороны носовой кабины. Удалось выяснить, что он предназначен для выбрасывания фольги, нейтрализующей луч вражеского локатора. Одним словом, отечественные пилоты и инженеры открыли для себя много интересного.

Готовясь к операции, командиры британских эскадрилий совместно с советскими штабными офицерами занимались уточнением маршрута. Экипажи отдыхали.

15 сентября 1944 года в 4.37 утра самолет «Москито» капитана Уотсона вылетел на разведку погоды в районе цели. Над Каа-фиордом небо было чистым. Как только об этом узнали на Ягоднике, в воздух поднялись 28 «Ланкастеров». Среди пилотов царило приподнятое настроение.

В 10.00 самолеты легли на курс. На борту – 21 сверхмощный «Толлбой» и 72 двухсоткилограммовые бомбы. В 13.57 вышли на цель. Вражеские зенитки молчали. Неожиданно одна из машин, летевшая слева от флагманского «Ланкастера», выпала из строя и устремилась на «Тирпица». Общий порядок оказался нарушенным. Ведущий – подполковник Тейт вынужден был повести бомбардировщики на второй круг. Нанести удар внезапно не получилось. Противнику хватило двух минут, чтобы поставить дымовые завесы. На втором заходе бомбы сбрасывали как придется.

В 14.04 самолеты направились на аэродром Ягодник, где и приземлились через три часа. В Англию последовала только одна машина, на которой находились военные корреспонденты, следившие за ходом налета.

Позднее стало известно: в результате взрыва одной из бомб в обшивке линкора образовалась пробоина размером 10 на 14 метров, в которую хлынула вода. На основании агентурной информации, поступившей из Норвегии, а также фотографий авиаразведки специалисты определили: на восстановление «Тирпица» уйдет не менее девяти месяцев.

Таким образом, операция «Параван» успешно завершилась. «Короля океанов» вывели из строя. За высокую организацию обеспечения британских эскадрилий командующий Беломорской флотилией вице-адмирал Юрий Пантелеев и еще два советских офицера были награждены английскими орденами.

Последний удар

Самолеты союзников покидали Архангельск группами. Пилоты королевских ВВС прощались с Россией с чувством исполненного долга. Остававшиеся экипажи коротали время на экскурсиях по городу, а вечерами – на танцах в аэродромном клубе и за просмотром советских фильмов. Кое-кто пытался ухаживать за русскими девушками, о чем незамедлительно узнавали особисты.

27 сентября в 22.00 состоялась торжественная церемония прощания с англичанами, улетавшими последними. Шесть аварийных «Ланкастеров» безвозмездно передавались советской стороне. Два отремонтированных самолета послужили в ВВС Северного флота. Их конструкция и аппаратура были тщательно изучены. Позднее эти данные пригодились при создании стратегической авиации СССР.

Ну а какова же дальнейшая судьба «Тирпица»?

12 ноября 1944 года 32 «Ланкастера» все тех же 9 и 617-й эскадрилий стартовали с территории Великобритании и полетели на север Норвегии. Здесь, в бухте близ портового города Тромсе базировался германский линкор. Для того чтобы самолеты смогли достичь объекта атаки, нанести удар и вернуться обратно, на них установили дополнительные баки и сняли верхнюю турель.

В ходе операции три бомбы «Толлбой» попали в цель, а две разорвались рядом с линкором. Сильнейший взрыв сорвал одну из орудийных башен корабля. Он перевернулся вверх килем и затонул. Из находившихся в тот момент на «Тирпице» 1700 членов экипажа погибли тысяча человек, включая командира – капитана-цур-зее (капитан 1-го ранга) Роберта Вебера.