Диетические... Волосы Аксессуары

Программно аппаратный комплекс дельфа 130. Использование компьютерных тренажеров для развития слухоречевой функции у детей и взрослых с нарушением слуха. Программа «Мир за твоим окном»

«Требования к процессу обучения» - Объем максимальной допустимой нагрузки. Недельная нагрузка. Распределение учебной нагрузки. СанПин. Перерыв между сменами. Трудные предметы. Объем домашних заданий. Умственная работоспособность. Шкала трудности предметов. Возраст начала школьного обучения. Основные предметы. Уроки физической культуры.

«Современные средства обучения» - Готовая GIF-анимация. Электронное портфолио. Сайт учителя физической культуры. Главные компоненты мультимедиа-курса. Заготовки-кадры. Принципы создания и применения учебных мультимедиа-средств. Техника метания гранаты. Просто Финиш. Электронный журнал. Информатизация образования. Пример электронного портфолио учителя.

«Практическое обучение» - Содержание практического обучения. Функции процесса учебной практики. Технология учебной практики (производственного обучения). Особенности процесса учебной практики (производственного обучения). Классификация уроков УП. Формы организации учебно-производственной деятельности обучающихся. Формы организации труда педагогов практического обучения.

«Учебные предметы» - Поэтому особое место в стандарте отведено деятельностному, практическому содержанию образования. Искусство (Музыка и Изобразительное искусство). Обществознание. В 9 классе 2 часа учебного предмета «Технология» переданы в компонент общеобразовательного учреждения. Экспертиза и утверждение учебного плана общеобразовательного учреждения.

«Учёба» - Что влияет на учебу. Увеличивается количество предметов. Индивидуальные особенности познавательной сферы. Не скупитесь на похвалу. Регулярно беседуйте с учителями. Не бей лежачего. Оценка должна сравнивать. Не навреди. Итоги школьных олимпиад. Математика. Шкала трудности учебных предметов. Хвалить - исполнителя, критиковать - исполнение.

«Производственное обучение» - Развитие в УЗ производственной деятельности. Модель формирования социально-профессиональной компетентности обучающихся. Оперативная разработка УПД для профессий, востребованных на рынке труда региона. Педагогическое сопровождение. Планирование производственного обучения. Критерии и показатели сформированности компетентов СПК.

Всего в теме 11 презентаций

Краткое описание

1. Формировать правильный артикуляционный уклад для произнесения звука [ч];
2. Упражнять в правильном произнесении звука [ч] в закрытых и прямых слогах, словах, фразах;
3. Продолжать развивать силу голоса, речевое дыхание, фонематическое восприятие, чувство рифмы;
4. Развивать произвольное внимание, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
5. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, усидчивость, терпение, выдержку.

Описание

Максимовская Светлана Владимировна
учитель-логопед Муниципального Бюджетного Образовательного Учреждения
«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»
Архангельской области Устьянского района п. Октябрьский
Конспект индивидуального занятия по исправлению звукопроизношения в старшей группе компенсирующего обучения для детей с тяжёлыми нарушениями речи с использованием компьютерного тренажёра «Дельфа-130»
Пояснительная записка
На занятии используется технология коррекции устной речи с помощью компьютерного тренажёра «Дельфа-130» (http://www.delfam.ru/delfa130.html). Основной принцип действия тренажёра – зрительный контроль формирования произносительных навыков. А именно, все звуки, которые произносит ребёнок в микрофон, появляются на экране компьютера в виде движущихся картинок-мультипликаций. Тренажёр позволяет отрабатывать важные параметры ритмико-интонационной структуры речи (интонацию, темп, слитность звучания) и многие звуки русского языка. При этом обеспечивается возможность отработки как изолированных звуков, так и слогов, слов, словосочетаний, фраз. «Дельфа-130» показывает на экране:
интенсивность голоса (громкость),
носовой оттенок звучания,
правильность артикуляции звуков,
длительность произношения звука, слога, слова, фразы,
ударение,
ритм,
темп и т.д.
Компьютерный тренажёр «Дельфа-130» используется на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях. На одном занятии используется не более 2-3 упражнений. Выбор упражнений осуществляется с учётом уровня речевого развития детей, степени сформированности речевых навыков. Возможности использования тренажёра позволяют осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в обучении. Например, в качестве образца звука можно сохранять лучшие попытки ребёнка, что стимулирует его к собственному индивидуальному достижению.
Применение данной технологии повышает мотивацию детей к логопедическим занятиям, способствует фиксации внимания детей на правильном произношении, обеспечивает положительный эмоциональный настрой.
Тема занятия: «День рождения Дюймовочки»
Цель: автоматизация звука [ч] в закрытых и прямых слогах, словах, фразах.
Задачи:
1. Формировать правильный артикуляционный уклад для произнесения звука [ч];
2. Упражнять в правильном произнесении звука [ч] в закрытых и прямых слогах, словах, фразах;
3. Продолжать развивать силу голоса, речевое дыхание, фонематическое восприятие, чувство рифмы;
4. Развивать произвольное внимание, координацию речи с движением, общую и мелкую моторику;
5. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям, усидчивость, терпение, выдержку.
Методы и приёмы:
− показ предметных картинок;
− выполнение упражнений артикуляционной гимнастики;
− выполнение дыхательных и голосовых упражнений;
− предъявление речевого образца;
− отражённое и самостоятельное произнесение речевого материала;
− ответы на вопросы;
− игры – упражнения («Узнай звук», «Пальчики здороваются», «Волшебные кнопочки», «Строим дом»);
− игра на координацию речи с движением «1,2,3 – за мною повтори!»;
− дидактическая игра на образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами «Поможем Дюймовочке»;
Демонстрационный и методический материал:
− картинки – символы, стихотворные комплексы для выполнения артикуляционной гимнастики;
− картинка с изображением Дюймовочки;
− «логопедический» кубик;
− карточки – символы звуков [с], [ш], [з], [ж];
− пособие «Волшебные кнопочки»;
− предметные картинки со звуком [ч];
− «волшебная» палочка;
− предметные картинки «Большой – маленький» (Е.М. Карпова, Е.В. Соловьёва);
− рассказ − мнемодорожка «Дюймовочка» (Н.М. Савицкая);
Оборудование:
− настенное зеркало;
− ПК, компьютерный тренажёр «Дельфа-130»;
− ковролинограф;
Предварительная работа:
− выполнение упражнений артикуляционной гимнастики для шипящих звуков;
− постановка звука [ч];
− знакомство с правилами работы на компьютерном тренажёре «Дельфа-130»;
− чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
Ход занятия:
I. Вводная часть.
1. Организационный момент.
Отгадай загадку и узнаешь, кто сегодня придёт к нам в гости.
Маленькая девочка
Ростом с ноготок.
Рождена из зёрнышка,
Дом её цветок.
Кто это? (Дюймовочка)
(Ребёнку демонстрируется картинка с изображением Дюймовочки). (Приложение 1).
2. Сообщение темы . В имени Дюймовочки спрятался звук, который мы с тобой учимся красиво произносить. Какой это звук? (Звук [ч]). Сегодня на занятии мы будем играть с этим звуком, а Дюймовочка нам в этом поможет.
II. Основная часть
1. Артикуляционная гимнастика. (Ребёнок выполняет упражнения, сидя перед зеркалом. Педагог сопровождает выполнение упражнений стихотворными комплексами, следит за правильным положением органов артикуляции ребёнка).
Сначала мы подготовим язычок к работе – выполним упражнения перед зеркалом.
Чики – чики – чики – чок,
Не стесняйся язычок.
Не пугайся, не ленись,
Повторяй – не ошибись.
1. Лопатка – иголочка (каждое упражнение выполняется 3 раза по 5 секунд).
Язык широкий гладкий
Получается лопатка.
Язык в иголку превращаю
Напрягаю и сужаю.
2. Вкусное варенье (под счёт педагога до 10).
Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
3. Болтушка (8-10 раз)
Язык на губку положу
По губе им повожу.
Потом голос подключу:
Бл-бл-бл – заболбочу.
4. Лошадка (8-10 раз)
Я копытцем постучу
Если хочешь – прокачу.
5. Гармошка (под счёт педагога до 10)
Рот открой, потом прикрой
Гармонист ты неплохой.
2. Дыхательно – голосовые упражнения (с использованием компьютерного тренажёра «Дельфа – 130»)
2.1. Блок «Выдох». Упражнение «Задуй свечи» (На экране компьютера изображён праздничный пирог с горящими свечами. Ребёнку предлагается подуть в микрофон и задуть свечи на пироге. При активном и сильном выдохе свечи будут гаснуть одна за другой).
Оказывается, сегодня у Дюймовочки День рождения. Вот какой праздничный пирог ей подарили. Давай поможем Дюймовочке - задуем свечи. Носом делаем короткий вдох, выдох долгий, бесшумный, губы «трубочкой». Постарайся задуть на одном выдохе несколько свечей.
2.2. Блок «Громкость». Упражнение «Бегемотик»
(На экране компьютера изображён Бегемот. Ребёнку предлагается произносить в микрофон гласные звуки. Чем сильнее будет звук, тем шире Бегемот на экране раскроет рот. Если ребёнок будет говорить тихо, Бегемот не будет реагировать).
Бегемотик хочет поздравить Дюймовочку с Днём рождения. Догадайся, какие песенки он хочет ей спеть? (Педагог беззвучно артикулирует гласные звуки, ребёнок угадывает их и громко произносит в микрофон. Педагог предваряет произнесение ребёнком звука кратким мини-стихотворением).
Широко откроем рот,
Песню громко пропоём: А – А – А …
Губки трубочкой сложи,
И дуди – дуди – дуди: У – У – У …
Широко ты улыбнись
Звонко песню протяни: И – И – И …
Губки в колесо сложу
Песню О – О – О … спою.
2.3. Блок «Длительность звука». Упражнение «Репка» (На экране компьютера изображёна репка. Ребёнок протяжно тянет какой-нибудь звук, наблюдая за тем, как персонажи сказки Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка и Мышка появляются на экране и вытягивают репку из земли).
Дюймовочка любит слушать сказки. Как ты думаешь, какая сказка ей очень нравится? (Слайд с изображением репки). Но где же герои сказки? Чтобы они появились, нужно красиво, на одном выдохе спеть разные песенки. Посмотри на картинки и догадайся, какие песенки мы будем петь (Педагог показывает картинки с изображением насоса, змеи, комарика, жука, ребёнок протяжно тянет звук, присущий каждому предмету, персонажу). (Приложение 2).
Песенка «насоса»: с – с – с …
Песенка «змеи»: ш – ш – ш ….
Песенка «комарика»: з – з – з …
Песенка жука: ж – ж – ж …
3. Игра «Узнай звук». (Педагог читает стихотворение, ребёнок хлопает в ладоши, когда услышит слово со звуком [ч]. При правильном выполнении задания ребёнок должен хлопнуть в ладоши 7 раз).
А теперь, будь внимательна. Хлопай в ладошки, когда услышишь в стихотворении слово со звуком [ч].
Ч айка ч айник вскипятила,
Ч айка ч аек пригласила.
- Приходите все на ч ай.
Сколько ч аек – отвеч ай.
4. Фонетическое упражнение: «Пальчики здороваются». Давай вспомним, где находится язычок, когда мы произносим звук [ч]? (Вверху, мы поднимаем его к нёбу). Соединяй пальчики с большим пальцем, и красиво произноси звук [ч] (Ребёнок выполняет упражнение сначала на правой руке, на левой руке, затем на обеих руках одновременно).
5. Автоматизация звука [ч] в слогах. Игра «Волшебные кнопочки» (Приложение 3).
(Ребёнок нажимает указательным пальцем на «кнопки» и отражённо произносит серию слогов).

Мы со звуком [ч] играем,
И на кнопки нажимаем.
Нажимай на «кнопочки» и красиво произноси слоги. Постарайся к каждой серии слогов подобрать такое слово, которое звучит похоже, в рифму. А поможет тебе в этом «логопедический» кубик (Приложение 4). (На гранях кубика располагаются картинки со словами – рифмами).
Ач–ач–ач–ач – называю врач. Чи–чи–чи–чи – назову мячи.
Оч–оч–оч–оч – называю дочь. Чо–чо–чо–чо – назову плечо.
Еч–еч–еч–еч – называю меч. Чан–чан–чан – чан назову кочан.
Уч–уч–уч–уч–называю ключ. Ичка–ичка–ичка – назову синичка.
6. Автоматизация звука [ч] в словах. Игра «Строим дом». (На столе разложены прямоугольники – «кирпичи», на обратной стороне которых изображены картинки со звуком [ч]: очки, мяч, ключ, кочка, бабочка, бочка, кабачок, кирпич, черепаха, чемодан, чайник, пчела ).
(Приложение 5).
Сейчас мы будем строить дом для Дюймовочки. Из чего мы будем его строить? (Из «кирпичей»). Если дом из кирпичей, то он какой? (Кирпичный). Бери «кирпичик», называй картинку и прикрепляй её к домику. (Ребёнок называет картинку и прикрепляет её на ковролинограф, где обозначены контуры дома. Когда дом будет готов, ребёнок «заселяет» в него Дюймовочку).
(Приложение 6).
7. Динамическая игра «1,2,3 – за мною повтори!» (Ребёнок выполняет движения в соответствии с текстом и произносит слова – рифмы со звуком [ч]).
Ач-ач-ач
Попрыгай, как мяч !
Чи-чи-чи –
Как зайка, поскачи !
Чок-чок-чок
Сожми руки в кулачок !
Чок-чок-чок
А теперь - на бочок!
Чай-чай-чай –
Головой покачай!
А теперь улыбнись
И на место садись!
8. Автоматизация звука [ч] в словах. Игра «Поможем Дюймовочке». (Педагог предъявляет ребёнку картинки с изображением больших предметов. Ребёнок называет предмет ласково. При правильном выполнении задания, в словах, называемых ребёнком появляется звук [ч]).
Какая Дюймовочка – большая или маленькая? (Маленькая). Значит, предметы, вещи, которые ей нужны, тоже должны быть маленькими. Как же нам помочь Дюймовочке? Я думаю, без волшебства здесь не обойтись. Бери «волшебную палочку», дотрагивайся до картинки и называй её ласково (Приложение 7).
Сумка – сумочка.
Лента – ленточка.
Тапки – тапочки.
Ложка – ложечка.
Ваза – вазочка.
Носки – носочки.
Юбка – юбочка
Чашка – чашечка.
Шапка – шапочка.
Стул – стульчик.
Лампа – лампочка.
Кофта – кофточка.
9. Автоматизация звука [ч] во фразах. (Ребёнку демонстрируется рассказ – мнемодорожка. Взрослый читает текст, указывая на картинки. Ребёнок пересказывает текст с опорой на картинки).
«У Дюймовочки День рождения. Бабочка подарила ленточку. Кузнечик – дудочку. Жучок – колокольчики. Паучок – рукавички. Ласточка – чемоданчик. Пчела угостила всех печеньем. Всю ночь гости пили чай».
Посмотри на картинки и расскажи, как прошёл День рождения Дюймовочки.
III. Заключительная часть.
Какой звук мы сегодня учились красиво произносить? (Звук [ч]). Кому мы помогали на занятии? (Дюймовочке). Что было трудным для тебя? В какую игру тебе хотелось бы поиграть в следующий раз?
Дюймовочке очень понравилось, как ты сегодня занималась, как справилась с заданиями. И она приготовила для тебя подарок … (картинки - наклейки).

В презентации «Использование сурдо-логопедического тренажера «Дельфа-130″ в коррекционной работе с детьми» освещаются основные моменты работы с детьми, имеющими речевые нарушения, с использованием современных компьютерных технологий.

Сурдо-логопедический тренажер «Дельфа-130»

В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях.

Использование в коррекционной работе новых информационных технологий, основанных на применении компьютера, имеет ряд преимуществ:

  • возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач
  • разнообразие в подаче учебного материала,
  • постоянный контроль над действиями обучаемого,
  • регулирование оптимального темпа прохождения каждым ребенком заданий, их сложности.

Применение компьютерных технологий позволяет:

  • использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
  • задействовать визуальный и аудиальный канал восприятия информации пациентами;
  • оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;
  • интенсифицировать процесс коррекции;
  • увеличить долю самостоятельной деятельности детей.

В 1987 — 89 годах корпорация IBM представила вниманию профессиональных логопедов США настольную систему «Видимая речь» на базе персонального компьютера для формирования и коррекции фонетической стороны речи.

В 1991 году в Институте коррекционной педагогики РАО была русифицирована первая версия этой компьютерной программы. Производитель: ОТОФОН, ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ.

Изначально программа создавалась для работы с пациентами с нарушенным слухом, но может использоваться в работе с пациентами с сохранным физиологическим слухом с первичной и вторичной речевой патологией.

Тренажер «Дельфа-130» состоит из преобразователя речевого сигнала, микрофона и компьютерных программ, работающих практически с любым компьютером.

Программа «Дельфа-130» позволяет решать разнообразные логопедические задачи:

  • коррекция речевого дыхания и голоса;
  • развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • внесение игровых моментов в коррекционный процесс;
  • работа на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика;
  • осуществляется коррекции восприятия, внимания, памяти.

Основополагающий принцип действия тренажера «Дельфа — 130» – зрительный контроль формирования произносительных навыков. Звучащая речь, то есть все звуки, которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде тех или иных изображений.

Упражнения «Бабочка», «Сказочный замок» помогут отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз.

Упражнение «Задуй свечки» предназначено для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительного устойчивого выдоха. Упражнения также могут быть использованы для коррекции назального оттенка голоса у детей с ринолалией и ринофонией.

«Колобок», «Бегемотик» помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране.

«Скатерть-самобранка» поможет отработать слитное произношение слогов и слов.

Упражнения «Елочка» и «Репка», помимо формирования правильного речевого дыхания, закрепляет навык экономного выдыхания воздуха во время речи.

«Вертолет» предназначен для отработки правильного произношения гласных звуков на начальных этапах обучения речи, а также для устранения назального оттенка в голосе и коррекции значительного отклонения высоты голоса от нормы.

«Паровоз». Это упражнение предназначено для отработки правильного произношения согласных звуков.

«Космический стрелок» поможет сформировать звуковую реакцию, о есть умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки, а также автоматизировать навык голосообразования (включения голоса).

Таким образом, применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны.

Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Если занятия с логопедом однообразны, то у ребенка со временем может утратиться интерес к занятиям, мотивация говорить “правильно и красиво”. В настоящее время все большее значение приобретают вопросы,связанные с использованием компьютерной технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование логопедического тренажера «Дельфа -130» при работе над дыханием в коррекционной работе с дошкольниками.

В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Если занятия с логопедом однообразны, то у ребенка со временем может утратиться интерес к занятиям, мотивация говорить “правильно и красиво”. В настоящее время все большее значение приобретают вопросы,связанные с использованием компьютерной технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Применение компьютерных технологий является чрезвычайно эффективным, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому. Внедрение компьютерных технологий на сегодняшний день является неотъемлемой частью образовательного процесса. Применение компьютерных технологий позволяет:

  • использовать двуполушарный подход к обучению, когда словесные методы сочетаются со зрительными;
  • задействовать как визуальный канал восприятия информации учащимися (цветовая палитра, анимационные эффекты), так и аудиальный (звуковые файлы - дикторский текст, музыка), что помогает воспитанникам лучше понять и усвоить материал;
  • оптимизировать процесс формирования правильной речи и коррекции ее недостатков;

Интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы школьников.

В нашем дошкольном учреждении используется логопедический тренажер «Дельфа-130». Логопедический тренажер "Дэльфа-130" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.
Научный руководитель проекта и автор методических рекомендаций – профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО О.Е. Грибова.

Прежде чем приступить к работе по исправлению и постановке звуков, проводится работа по формированию правильного речевого дыхания, в том числе и с использованием логопедического тренажера «Дельфа-130» . Она организуется по нескольким направлениям:

Отработка диафрагмального дыхания;

Развитие ротового выдоха;

Дифференциация ротового и носового дыхания;

Развитие плавного фонационного выдоха.

Правильное речевое дыхание у детей с ОВЗ достигается только путем тренировки и постепенно становится непроизвольным.При речевом дыхании выдох гораздо длиннее вдоха. Выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, что отражается на качестве звукопроизношения в целом. Кроме того, длинный выдох очень важен для обучения детей навыку письма. Ведь, когда ребенок начинает учиться писать, он делает вдох и на выдохе начинает выводить буквы. Если воздуха для написания всего слова ему не хватает, он вынужден остановиться и снова сделать вдох.В этот момент чаще всего поисходит пропуск букв.

Игры и упражнения по развитию физиологического и речевого дыхания с использованием логопедического тренажера «Дельфа – 130»

Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху, формировать произвольный ротовой выдох, учить продолжительному ротовому выдоху.

  1. Упражнение « Бабочка,лети »

Педагог показывает ребенку на экране бабочку и предлагает поиграть с ней
- Смотри, какая красивая разноцветная бабочка! Посмотрим, умеет ли она летать.
Педагог дует в микрофон.
- Смотри, полетела!(на экране бабочка приподнимается над цветком) Теперь ты попробуй подуть. Пусть бабочка улетит дальше и выше

Ребенку предлагается подуть в микрофон длительно так, чтобы бабочка на экране приподнялась над цветком, « полетела» Бабочка порхает при правильном и устойчивом выдохе и садится на цветок, если пауза превышает допустимую.

Игра сопровождается стихотворным текстом:

Бабочка летала, устали не знала

Села, посидела и опять полетела.

2. Упражнение «Горячий чай»

Предлагается игровая ситуация.

Карлсон прилетит к Малышу.Надо угостить его чаем.Чай горячий. Сможет Карлсон его пить? Что делать? Ребенку предлагается подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: наберу много воздуха и подую так, чтобы щечки не надувались. Если упражнение выполняется верно- пар над чашкой приходит в движение. На правильный и устойчивый выдох будут указывать колышущиеся струйки.

  1. Упражнение «Задуй свечку»

На экране компьютера изображён праздничный пирог с горящими свечами. Ребёнку предлагается подуть в микрофон и задуть свечи на пироге. При активном и сильном выдохе свечи будут гаснуть одна за другой.
Оказывается, сегодня у Дюймовочки День рождения. Вот какой праздничный пирог ей подарили. Сколько свечек на праздничном тортике? Какого они цвета? Сколько свечек ставили на торт в твой день рождения? Это больше чем 6 ? Давай поможем Дюймовочке - задуем свечи. Носом делаем короткий вдох, выдох долгий, бесшумный, губы «трубочкой». Постарайся задуть на одном выдохе несколько свечей.

Показывается способ действия, затем ребенок делает то же самое.

  1. Упражнение«Бегемотик».

На экране компьютера изображён Бегемот. Ребёнку предлагается произносить в микрофон гласные звуки. Чем сильнее будет звук, тем шире Бегемот на экране раскроет рот.
Бегемотик хочет поздравить Слоненка с Днём рождения. Догадайся, какие песенки он хочет ему спеть? (Педагог беззвучно артикулирует гласные звуки, ребёнок угадывает их и громко произносит в микрофон. Педагог предваряет произнесение ребёнком звука кратким стихотворением).
Широко откроем рот,
Песню громко пропоём: А – А – А …
Губки трубочкой сложи,
И дуди – дуди –дуди: У – У – У …
Широко ты улыбнись
Звонко песню протяни: И – И – И …
Губки в колесо сложу

И вот так я пропою: О – О – О

Ребенок на выдохе пропевает гласные звуки: аааааааа, уууууу, оооооо. При правильном выдохе через рот и нормальной силе голоса бегемот на экране открывает рот и удерживает его открытым, пока есть непрерывное звучание. Произношение звуков позволяет контролировать длину выдоха.

Во время проведения описанных игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями. Перечисленные упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха и не позволят утратить интерес к занятиям. Использование в работе с дошкольниками логопедического тренажера «Дельфа - 130» в современных условиях является неотъемлемым средством коррекции в структуре комплексной логопедической работы. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода, учитывать индивидуальные особенности ребенка, делает занятие более насыщенным и комфортным.

Таким образом , ПРИМЕНЕНИЕ информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны.