Диетические... Волосы Аксессуары

Особенности закупки строительных работ. Как подготовить техническое задание на выполнение работ. Критерии оценки заявок

Госзакупки - начинаем и выигрываем

Вам знакомо выражение «Поставщик двора Его Императорского Величества»? Этот титул получали купцы, которые постоянно поставляли товары для императорских нужд. Быть поставщиком двора было очень почетно, такой статус говорил сам за себя и служил лучшей гарантией и рекламой товаров и услуг.

Получить звание поставщика двора было очень непросто. Только чтобы подать прошение на него, купец должен был в течение 10 лет поставлять ко двору «по сравнительно малым ценам» товары или работы собственного производства, не иметь жалоб от потребителей, участвовать в промышленных выставках. В конце 19-го века поставщиков двора было всего лишь около 40, и среди них были не только российские купцы, но и иностранцы.

Сегодняшним претендентам на поставки для государственных нужд не в пример легче, хотя, конечно, и им придется постараться для получения такого заказа. Но все же, получить госзаказ имеет шанс любой бизнесмен.

Собираетесь участвовать в госзакупках? Откройте расчётный счёт в надёжном банке. Многие банки предлагают выгодные условия по открытию и ведению расчётного счёта. Ознакомиться с предложениями вы можете у нас на .

Что такое госзакупки?

Государственные закупки - это система размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг для муниципальных или государственных нужд. Госзакупки были введены законом от 21 июля 2005 № 94-ФЗ, который утратил силу с 1 января 2014 года.

Сейчас порядок госзакупок регулируется законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но на некоторых электронных торговых площадках все еще встречаются ссылки на закон № 94-ФЗ. Такая контрактная система предполагает конкурсный отбор поставщиков товаров и услуг, что позволяет получить государству самые выгодные условия для поставок и снизить коррупцию в сфере госзакупок через систему «откатов», хотя, конечно, о полном ее искоренении в этой сфере говорить еще рано.

Спектр государственных или муниципальных заказов очень широк, среди них есть множество мелких, не превышающих 1 млн. рублей. Это дает возможность участвовать в госзакупках не только крупным поставщикам, но и малому бизнесу, в том числе индивидуальным предпринимателям. Для поставщиков, являющихся и социально ориентированными некоммерческими организациями, существует особая квота - не менее 15% совокупного годового объема госзакупок заказчики обязаны делать у них (статья 30 закона № 44-ФЗ). Количество государственных и муниципальных заказчиков на официальных сайтах превышает 250 тысяч, каждый день объявляются сотни новых заказов на сотни

Где проводятся госзакупки?

Предположим, вы осуществляете строительные работы, по состоянию на 04.01.2019 было открыто 1581 торгов по этой позиции.

Кликнув по одному из объявлений, можно перейти на страницу самого аукциона, которая содержит полную информацию о его проведении.

Способы закупок по 44-ФЗ

Статья 24 этого закона дает понятие «способов определения поставщика », то есть, каким именно образом могут проходить госзакупки. Способы эти разделены на конкурентные и неконкурентные. К неконкурентным способам относят закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а конкурентные имеют такую классификацию:

При открытых способах госзакупок информация о них сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц, а к участникам закупки предъявляются единые требования. Закрытые способы определения поставщика - это направление приглашений для участия в конкурсе или аукционе ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям заказчика.

Закрытые способы применяются в следующих случаях:

  • информация о госзакупках является государственной тайной;
  • заключается контракт на услуги по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда, музейных предметов и музейных коллекций и других предметов, имеющих важное историческое, художественное или культурное значение;
  • заключается контракт на услуги по уборке помещений и услуги водителей для обеспечения деятельности судей и судебных приставов.

На сегодня самыми популярными способами проведения госзакупок в рамках 44-ФЗ являются электронный аукцион, открытый конкурс и закупка у единственного поставщика. Для примера рассмотрим, как проходит электронный аукцион.

Этапы электронного аукциона

1.Получить электронную подпись

Обязательным условием участия в торгах является наличие электронной подписи. Получать ее надо в аккредитованном удостоверяющем центре, подробнее об этом читайте в статье .

2.Пройти аккредитацию участников

Для участия в электронных торгах участник должен пройти аккредитацию на площадке. К заявлению на аккредитацию необходимо прикрепить отсканированные документы.

Для юридических лиц это:

  • выписка из ЕГРЮЛ и копии учредительных документов;
  • копии документов, подтверждающих полномочия руководителя;
  • доверенность на осуществления действий на площадке от имени участника;
  • решение об одобрении или о совершении сделок по результатам проведения электронного аукциона с указанием максимальной суммы такой сделки.

Индивидуальные предприниматели подают копию выписки из ЕГРИП и копию документов, удостоверяющих личность.

3.Обеспечить заявку на участие

Обеспечение заявки - это обязательное условие при участии в аукционе. Это, по сути, залог, в размере от 0,5% до 5% суммы контракта, который блокируется на лицевом счете участника. Обеспечение заявки возможно и в виде , а некоторые площадки предлагают кредит для этих целей.

Блокировка снимается, то есть сумма залога возвращается, если:

  • заявка была отозвана участником до окончания срока подачи заявок;
  • по результатам рассмотрения заявка была отклонена;
  • вторая часть заявки признана несоответствующей;
  • с участником был заключен контракт по его заявке.

Залоговая сумма не возвращается, если участник, признанный победителем, уклонился от заключения контракта или если вторая часть заявки была признана несоответствующей третий раз на протяжении одного квартала.

4.Подать заявку на участие

Подача заявки происходит на площадке через специальный интерфейс. Заявка состоит из двух частей. Первая часть заявки включает в себя только согласие участника и информацию о товарах, работах, услугах, предлагаемых для поставки. Для обеспечения анонимности первая часть не содержит сведений о наименовании участника.

Вторая часть заявки включает в себя:

  • ИНН и наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя с указанием паспортных данных;
  • документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям статьи 31 закона № 44-ФЗ (у участника не должно быть задолженности по налогам и сборам, судимости за преступления в сфере экономики, конфликта интересов между участником закупки и заказчиком и др.);
  • копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ;
  • решение об одобрении или о совершении крупной сделки;
  • документы, подтверждающие право участника аукциона на получение преимущества (для учреждений уголовно-исполнительной системы и организаций инвалидов);
  • декларация о принадлежности участника к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Оператор электронной торговой площадки передает заказчику первые части заявок, которые он должен рассмотреть и допустить к торгам, или, наоборот - отклонить. Отказать в допуске могут по причине недостоверности сведений о товаре, работе или услуге, требуемых аукционной документацией или вообще их отсутствии.

5.Участие в электронных торгах

В назначенное время участник входит в личный кабинет на площадке и подает свои ценовые предложения. Аукцион проходит в два этапа:

  1. Этап торгов (основное время). Предложения участников подаются в пределах шага аукциона (0,5% - 5% от начальной максимальной цены контракта), а также независимо от «шага аукциона» при условии соблюдения определенных требований. Время приема предложений составляет 10 минут от начала проведения аукциона, а также 10 минут после поступления последнего предложения о цене контракта.
  2. Этап закрытия торгов. На этом этапе ценовые предложения могут подавать все участники аукциона, кроме предложившего лучшую цену или такую же на этапе торгов.

6. Подписание контракта с победителем аукциона

Победитель получает от заказчика проект контракта, который необходимо рассмотреть и подписать своей электронной подписью или направить протокол разногласий (при обнаружении в проекте контракта ошибок или несоответствий требованиям аукционной документации и законодательству). Если в регламентированный срок (не более 13 дней) контракт не был подписан или не был направлен протокол разногласий, то заказчику автоматически направляется уведомление об уклонении участника от заключения контракта. В этом случае участнику аукциона не возвращается сумма обеспечительной заявки.

Где пройти обучение процедуре госзакупок?

Закон № 44-ФЗ не просто объемный (около 180 страниц в формате Word), но и сложный для понимания, поэтому самостоятельно освоить процедуру госзакупок проблематично. Выше мы уже говорили, что на государственных площадках публикуется информация в виде пошаговых инструкций. Пройти полноценное обучение, но уже за некоторую сумму, можно и в специальном «Сбербанк-АСТ».

Кроме того, в Москве создан Единый центр госзаказа, в рамках которого представители малого и среднего предпринимательства могут получить бесплатное информационное сопровождение, которое включает:

  • семинары, круглые столы, форумы, очные, заочные и он-лайн консультации;
  • набор методических материалов, памяток, инструкций.

Если наша статья помогла вам разобраться в процедуре проведения госзакупок, пожалуйста, поделитесь ею с друзьями - пусть она поможет и им. Нам будет очень приятно!

Рассмотрим способы определения подрядчика при осуществлении закупок строительных работ, работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а также требования, предъявляемые к участникам таких закупок.

Для начала следует установить, каким способом заказчик вправе определять подрядчика при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

Рассмотрим более подробно способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя), закрепленные положениями Закона о контрактной системе, и обозначим те из них, которые применимы при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Электронный аукцион

Начнем обзор с аукциона в электронной форме, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства. Частью 2 ст. 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации. При этом перечень, указанный выше, утвержден распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 № 2019-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)». Отметим, что выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства входит в указанный перечень (по коду ОКПД 45 «Работы строительные»).

Закупка любых строительных работ путем проведения электронного аукциона, исходя из текста совместного письма Минэкономразвития России № 10194-ЕЕ /Д28 и ФАС России № АЦ/18475/14 от 07.05.2014 , является обязанностью заказчика при выполнении следующего условия: НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд не должна превышать 150 млн руб., а для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб. При этом неважно, входит ли объект закупки в перечень, установленный ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ. Однако исходя из положений ч. 2.1 ст. 56 и ч. 3 ст. 59 Закона о контрактной системе, если НМЦК превышает установленные пределы, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения электронного аукциона (или выбрать иной способ закупки).

Открытый конкурс

Заказчик вправе осуществлять закупку работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства путем проведения открытого конкурса в соответствии с требованиями ст. 48–55 Закона о контрактной системе. При этом ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе. Кроме того, в силу толкования положений Закона о контрактной системе (ст. 56 и 59 Закона о контрактной системе) заказчик вправе осуществить закупку строительных работ путем проведения открытого конкурса, в случае если НМЦК превышает: для обеспечения государственных нужд - 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб., а объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

Закрытые способы (закрытый конкурс, закрытый аукцион)

Заказчик осуществляет закупку работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства путем проведения закрытых процедур, в случае если в документации о закупке или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Закупка осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных ст. 85, 86 Закона о контрактной системе.

Конкурс с ограниченным участием

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства может осуществляться способом проведения конкурса с ограниченным участием. Также условия осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку (НМЦК при осуществлении закупок для обес- печения государственных нужд превышает 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.), путем проведения конкурса с ограниченным участием указаны в тексте постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99). При этом перечень особо опасных и технически сложных объектов установлен ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

Таким образом, для осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

  • объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку;
  • НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.

Данная позиция была также изложена в тексте совместного письма Минэкономразвития России № 10194-ЕЕ /Д28 и ФАС России № АЦ/18475/14 от 07.05.2014 (на основании действующего ранее аналогичного постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1089 «Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Кроме того, это подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например решениями ФАС России по делу № К-K-3266 /12/14 от 07.08.2014 , К-527 /14 от 31.03.2014 , в соответствии с которыми заказчик не может проводить конкурс с ограниченным участием в случае, если объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

Запрос предложений

Заказчик вправе осуществить закупку строительных работ, работ по реконструкции или капитальному ремонту объектов капитального строительства путем проведения запроса предложений по следующим основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе, а именно:

  • в случае осуществления закупки строительных работ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе);
  • в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона несостоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе (п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе).

Таблица .
Способы определения подрядчика при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства


п/п
Условия осуществления закупки Способ определения подрядчика
1. НМЦК не превышает:


2. НМЦК превышает:
для обеспечения государственных нужд - 150 млн руб.,
для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.
Объект не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ
электронный аукцион; открытый конкурс; запрос предложений
3. НМЦК не превышает:
для обеспечения государственных нужд - 150 млн руб.,
для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.
электронный аукцион; запрос предложений
4. НМЦК превышает:
для обеспечения государственных нужд - 150 млн руб.,
для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.
Объект входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, установленных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ
конкурс с ограниченным участием
(если заказчиком установлены дополн. требования к участникам закупки); электронный аукцион; запрос предложений

Запрос котировок и закупка у единственного поставщика

Заказчик также вправе осуществлять закупку строительных работ путем проведения запроса котировок, в случае если НМЦК не превышает 500 тыс. руб., или у единственного подрядчика в соответствии с положениями ст. 93 Закона о контрактной системе (например, путем заключения контракта (договора) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., в соответствии с п. 4 части 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Дополнительные требования к участникам закупки

В соответствии со ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые и дополнительные требования к участникам закупки. Во второй части настоящей статьи рассмотрим дополнительные требования, которые могут быть установлены в документации о закупке, когда предметом заключаемого контракта является выполнение работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительств путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

На основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в т. ч. к наличию:

  • финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
  • необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, также устанавливается Правительством РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 к участнику закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений путем проведения электронного аукциона и конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования.

Дополнительные требования, предъявляемые к участникам таких закупок при проведении конкурса с ограниченным участием, включают в себя:

  • наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится конкурс;
  • наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта (договора).

Дополнительные требования, предъявляемые к участникам таких закупок при проведении электронного аукциона, включают в себя наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ 3 года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% НМЦК (договора), на право заключить который проводится закупка.

Следует обратить внимание, что заказчик при проведении электронных аукционов устанавливает к участникам таких закупок дополнительные требования только в случае, если НМЦК (цена лота) превышает 10 млн руб.

Отметим, что перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, рассмотренным выше, также установлен постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик должен указать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки единым и дополнительным требованиям.

Поэтому в случае, если к участнику закупки предъявляются дополнительные требования, например требование о наличии оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для исполнения контракта (договора), заказчику в полном объеме стоит указать в составе документации перечень оборудования, сформированный в зависимости от вида работ (а также перечень документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям).

Типовые ситуации при установлении дополнительных требований

В заключение рассмотрим ряд типовых ситуаций, встречающихся на практике при установлении дополнительных требований к участникам закупок, более подробно.

Как мы отмечали ранее, на текущий момент дополнительные требования к участникам закупок, предметом которых является выполнение строительных работ или работ по реконструкции объектов капитального строительства, могут быть установлены при проведении электронного аукциона и конкурса с ограниченным участием. Нередко заказчики при осуществлении указанных выше закупок не устанавливают в документации дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным требованиям. Рассматривая подобные ситуации, стоит обратить внимание на разъяснения положений Закона о контрактной системе, направленные совместным письмом Минэкономразвития России № 3422-ЕЕ-Д28и и ФАС России № АЦ-6139-14 от 21.02.2014 . В соответствии с данным письмом, в случае если к участникам закупок предъявляются дополнительные требования, заказчик обязан установить указанные требования. Вместе с тем в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг способом, не поименованным в постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 (например, путем проведения открытого конкурса), заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования, предусмотренные данным постановлением.

Нередко на практике встречаются ситуации, когда заказчиком в документации о закупке (конкурса с ограниченным участием) установлены дополнительные требования к участникам закупки, однако не указано, какими именно документами, входящими в состав заявки на участие, подтверждается соответствие дополнительным требованиям. Так, например, заказчиком может быть установлено дополнительное требование о наличии материальных ресурсов (собственных или арендованных), необходимых для исполнения контракта (договора). При этом в документации отсутствует указание на перечень оборудования, который необходимо предоставить в составе заявки для подтверждения соответствия дополнительным требованиям. Невыполнение заказчиком указанных требований является нарушением п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, что подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например решением Управления ФАС России по делу № К-490 /14 от 25.03.2014 .

Также стоит отметить, что, в случае если заказчиком в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (на основании п. 30 постановления Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»). Несоблюдение заказчиком положения приведенного нормативного акта является нарушением, что подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например решением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по делам № 1309/03, 1310/03 от 07.07.2014 .

Правительство Москвы
ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДА МОСКВЫ ПО КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКЕ

ПРИКАЗ

Об утверждении примерной формы решения заказчика об осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)*


Документ с изменениями, внесенными:
;
.
____________________________________________________________________

________________

* Заголовок в редакции, введенной в действие приказом Тендерного комитета города Москвы от 16 октября 2015 года N 70-01-130/15 ..


В целях реализации пункта 3.1.1 Положения о системе закупок города Москвы , утвержденного постановлением Правительства Москвы от 24 февраля 2012 года N 67-ПП "О системе закупок города Москвы"

приказываю:

1. Утвердить примерную форму решения заказчика об осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) согласно приложению.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Тендерного комитета города Москвы от 16 октября 2015 года N 70-01-130/15 .

2. Заместителю руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Данилову А.Л. в трехдневный срок со дня подписания настоящего приказа обеспечить размещение его на официальном интернет-сайте Департамента города Москвы по конкурентной политике (адрес в сети Интернет: www.tender.mos.ru).

3. Заместителю руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Жукову В.Н. в недельный срок со дня подписания настоящего приказа обеспечить размещение его в справочных правовых системах.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента города Москвы по конкурентной политике Романову О.Н.

Руководитель Департамента
Г.В.Дёгтев

Приложение. Примерная форма решения заказчика об осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Приложение
к приказу Департамента
города Москвы
по конкурентной политике
от 8 апреля 2014 года N 70-01-49/14
(В редакции, введенной в
действие приказом Тендерного
комитета города Москвы
от 16 октября 2015 года N 70-01-130/15 . -
См. предыдущую редакцию)

Примерная форма решения заказчика об осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)*

________________
*При осуществлении закупки иными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) применение данной формы не требуется

На бланке организации

Исх. N ___

Дата

ПРИКАЗ


Об осуществлении закупки
________________________
(наименование объекта закупки)


В соответствии с ______________ (указываются основания осуществления закупки: наличие в плане-графике, номер правового акта Правительства Москвы (при наличии), поручение Мэра Москвы (при наличии) и иные основания) приказываю:

1. Утвердить следующие условия осуществления закупки (заполняется по каждому лоту):

1.1. Объект закупки ___________.

1.2. Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет ______.

1.3. Начальная (максимальная) цена единицы услуги и (или) работы ___________ (в случае, если в соответствии с заказчик вправе указать в документации о закупках начальную (максимальную) цену единицы работы и (или) услуги).

1.4. Начальная (максимальная) цена запасных частей (каждой запасной части) _______________ (в случае, если в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе указать в документации о закупках начальную (максимальную) цену запасных частей (каждой запасной части).

1.5. Источник финансирования закупки (бюджет города Москвы, средства бюджетного учреждения города Москвы, внебюджетные источники финансирования).

Лимит(ы) _____________ и год(ы) финансирования закупки _______, код(ы) КБК ______, код(ы) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) __________.

1.6. Место, условия и сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг ______________ (в случае осуществления закупки на период более одного года указать основания в соответствии с Правилами принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 года N 1071).

1.7. Размер обеспечения заявки на участие в закупке ______ (в рублях и % от начальной (максимальной) цены контракта).

1.8. Размер обеспечения исполнения контракта ______ (в рублях и % от начальной (максимальной) цены контракта).

1.9. Пункт утратил силу - ..

1.10. Форма, срок и порядок оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, в том числе размер аванса ________% от цены контракта (в случае, если выплата аванса предусмотрена) и предельные сроки выплаты аванса ____________.

1.11. Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (с указанием обоснования выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) со ссылкой на соответствующие статьи Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

1.12. Сведения об инновационном характере закупки и ее доли от общего объема закупаемых товаров, работ, услуг (в случае осуществления закупки товаров, работ, услуг инновационного характера).

2. Установить, что разделение на лоты производится на следующих основаниях: _______________ (указывается мотивированное обоснование разделения объекта закупки на лоты) - при наличии нескольких лотов.

3. Утвердить документацию о закупке, состоящую из:

3.1. Извещения (в случае проведения запроса котировок).

3.2. Информационной карты.

3.3. Технической части (проектной документации, спецификации и т.д.).

3.4. Обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" .

3.5. Проекта контракта.

3.6. Протокола начальной (максимальной) цены контракта.
(Пункт 3 в редакции, введенной в действие приказом Тендерного комитета города Москвы от 7 июля 2017 года N 70-01-85/17 .

4. Принять к сведению, что на осуществление закупки получены следующие согласования (указываются необходимые согласования):

4.1. Москомэкспертизы (от ________ N _______, Ф.И.О., должность подписавшего согласование) (приложение____).

4.2. Распоряжение от ______ N _____ об утверждении проекта и сводного сметного расчета (при осуществлении закупки на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов) (приложение___).

4.3. Другие (указываются другие требующиеся и имеющиеся согласования) (приложение___).
(Пункт 4 дополнительно включен приказом Тендерного комитета города Москвы от 7 июля 2017 года N 70-01-85/17)

____________________________________________________________________
Пункты 4, 5, 6 предыдущей редакции считаются соответственно пунктами 5, 6, 7 настоящей редакции - приказ Тендерного комитета города Москвы от 7 июля 2017 года N 70-01-85/17 .
____________________________________________________________________

5. Ответственным за подготовку к проведению процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (наименование объекта закупки) назначить _________ (Ф.И.О., должность ответственного представителя заказчика).

6. В случае если закупки относятся к первому уровню:

____________ (указываются Ф.И.О., должность ответственного представителя заказчика) подготовить и направить в установленном порядке в срок до _____________ в Департамент города Москвы по конкурентной политике заявку на __________ (указывается наименование объекта закупки) в соответствии с утвержденным планом-графиком (закупка N ________ - указывается реестровый номер закупки в подсистеме планирования закупок Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы).

В случае если закупки относятся ко второму уровню:

_______________ (указываются Ф.И.О., должность ответственного представителя заказчика) в срок до _____________ обеспечить в установленном порядке размещение на официальном сайте извещения о проведении процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на ______ (указывается наименование объекта закупки) в соответствии с планом-графиком (закупка N _____ - указывается реестровый номер закупки в подсистеме планирования закупок Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы).

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на __________________ (указывается по решению заказчика).

Руководитель
Ф.И.О.


Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс" 

Субподряд в рамках 44-ФЗ — это привлечении сторонних организаций для частичного или полного выполнения обязанностей по госконтракту.

В практике государственных закупок довольно часто встречаются ситуации, когда победитель торгов делегирует частичное или полное исполнение обязательств по контракту на третьих лиц.

Предусматривается 2 варианта привлечения субподрядчиков по 44-ФЗ:

    когда подрядчик обязан воспользоваться услугами третьих лиц, в случае закупки у СМП, СОНКО, т.к. это отражено в требованиях заказчика;

    подрядчик на собственное усмотрение нанимает субподрядчика для исполнения контракта. В данном случае присутствует ряд ограничений, о которых мы расскажем ниже.

Привлечение субподрядчиков из СМП, СОНКО

В ч. 1 ст. 30 44-ФЗ устанавливается, что государственные заказчики обязаны осуществлять не менее 15% от своего годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно п. 5 ст. 30 44-ФЗ, если заказчик в тендерной документации устанавливает требование к подрядчику, не являющемся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субъекты малого предпринимательства, то он должен четко отразить объем работ, который должен быть выполнен такими организациями. Объем устанавливается в процентном соотношении от НМЦК.

При наличии данного требования, выигравший участник заключает договор субподряда с СМП, СОНКО, а заказчик засчитает объем выполненных работ таким субподрядчиком в счет годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства в отчете о проведенных закупках.

В случае нарушения подрядчиком, не являющимся СМП, СОНКО требования о привлечении таких организаций к исполнению контракта, договор должен быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.

Помимо исполнения требования заказчика о привлечении субподрядчика, поставщики могут пойти на такой шаг по собственному усмотрению. Рассмотрим это обстоятельство подробнее.

Субподряд на исполнение государственного контракта

Некоторые подрядчики не ставят в известность заказчика о том, что к выполнению договора были привлечены третьи лица, а отследить подобные действия не всегда является возможным.

Почему же заказчику может не понравиться такой подход?

Все просто, составляя тендерную документацию, организатор торгов четко указывает обязательные условия для участников, например, наличие лицензий, СРО или определенного опыта в закупках.

Победитель тендера, подключая к исполнению контракта субподрядчика, может проигнорировать эти условия, что, вероятно, повлияет на качество и другие параметры выполнения работ (оказания услуг или поставку товара).

Естественно, заказчика может не устроить такой подход. Но отследить весь процесс исполнения договора можно только при наличии полной отчетности о движении денежных средств, затраченных на выполнение контракта.

Генподрядчик самостоятельно оплачивает все услуги по договору с субподрядчиком и несет полную ответственность перед заказчиком за качество этих услуг.

Запрет на привлечение субподрядчиков по 44-ФЗ

За нарушение запрета о привлечении субподрядчиков для исполнения контракта, к поставщику могут быть применены санкции.

В Федеральном законе о контрактной системе выделено ряд отраслей, в которых победителю торгов запрещено нанимать третьих лиц для выполнения госконтракта.

Ранее это относилось к сфере научно-исследовательских работ, но с 2017 года запрет коснулся субподряда на строительные работы, перечень которых находится ниже.

25.05.2017 вступило в силу ПП РФ 15.05.17 №570

Данный документ содержит:

    список и объем работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые победитель госзаказа должен выполнить самостоятельно, без привлечения посредников;

    изменения, которые были внесены в правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение обязанностей по контракту.

Перечень видов работ включает в себя 34 пункта:

1. Подготовительные работы

2. Земляные работы

3. Инженерная подготовка территории

4. Инженерная защита территории

5. Свайные работы

6. Устройство фундаментов и оснований

7. Возведение несущих конструкций

8. Возведение наружных ограждающих конструкций

9. Устройство кровли

10. Фасадные работы

11. Внутренние отделочные работы

12. Устройство внутренних санитарно-технических систем

13. Устройство внутренних электротехнических систем

14. Устройство внутренних трубопроводных систем

15. Устройство внутренних слаботочных систем

16. Установка подъемно-транспортного оборудования

17. Монтаж технологического оборудования

18. Пусконаладочные работы

19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи

20. Устройство наружных сетей канализации

21. Устройство наружных сетей водоснабжения

22. Устройство наружных сетей теплоснабжения

23. Устройство наружных сетей газоснабжения

24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог

25. Работы по обустройству автомобильной дороги

26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути

27. Устройство трубопроводов

28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия

29. Устройство туннелей

30. Устройство штолен

31. Устройство искусственных сооружений

32. Дноуглубительные и водолазные работы

33. Гидротехнические работы

34. Благоустройство

Теперь заказчик обязан включить в условия тендерной документации возможные виды работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно.

До 1 июля 2018 года совокупный объем конкретных работ, выполненных подрядчиком по условиям контракта, должен составлять не менее 15% от стоимости заключенного контракта.

После 1 июля 2018 года — объем самостоятельно выполненных работ поставщиком не должен быть меньше 25%.

Важно : в проект контракта заказчик включает только возможные виды работ, которые подрядчик может выполнить самостоятельно. А непосредственно при заключении контракта, по согласованию с подрядчиком, прописываются уже конкретные виды работ.

Все вышеописанные требования и условия распространяются на извещения и контракты, которые были опубликованы и заключены после вступления в силу постановления от 15 мая 2017 №570.

Видео "Субподряд в госзакупках"

Штрафы за нарушение запрета на субподряд по 44-ФЗ

Также новым постановлением предусмотрены санкции за нарушение подрядчиком условия о запрете использования субподряда.

Поставщик, воспользовавшийся услугами субподряда при оказании вышеописанных видов работ, должен оплатить штраф в размере 5% от стоимости выполненных субподрядчиком работ.

Субподряд по 223-ФЗ

В 223 Федеральном законе нет ограничений на привлечение третьих лиц для выполнения контракта. Поставщику необходимо внимательно изучить Положение о закупке заказчика. Как и в случае 44-ФЗ, там может быть обозначено требование к привлечению субподрядчиков из субъектов МСП.

Постановление Правительства N 1352 (с изменениями от 16.12.2016) предписывает обязательство оплаты договоров по 223-ФЗ в срок, не позднее 30 дней с даты подписания заказчиком актов о приемке товаров, работ или услуг по контракту.

Поэтому, если субподрядчик подбирается путем проведения закупки по 223 Федеральному закону, оплата за его услуги должна быть осуществлена в вышеуказанный срок после их приемки.

Генподрядчик не может ориентироваться на сроки, указанные в положении о Закупках заказчика для оплаты услуг субподряда, которыми он воспользовался для исполнения обязательств по контракту.

Оценивая нововведения в ограничениях на субподрядные работы можно заключить, что основной целью этого постановления является заставить поставщика выполнять обязательства по контракту самостоятельно, по крайне мере, хотя бы их часть.

Это поможет свести к минимуму деятельность компаний, которые только выигрывают тендер, а его исполнение полностью перекладывают на субподрядчиков, зарабатывая на разнице в стоимости контракта и оплате фактическому исполнителю.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Рассмотрим способы определения подрядчика при осуществлении закупок строительных работ, работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства (далее - ОКС) в соответствии с нормативами Закона о контрактной системе, а также требования, предъявляемые к участникам таких закупок.

Каким способом выбрать подрядчика

Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений. Рассмотрим подробно эти способы и обозначим те из них, которые применимы при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС.

Аукцион в электронной форме

Частью 2 ст. 59 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг (ТРУ), включенных в Перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, предусмотренный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, при осуществлении закупок ТРУ для обеспечения нужд субъекта РФ.

Выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС входит в Перечень (по коду ОКПД 45 "Работы строительные"). Поэтому закупка любых строительных работ путем проведения электронного аукциона исходя из текста Письма Минэкономразвития и ФАС является обязанностью заказчика при выполнении следующего условия: начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд не превышает 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд не превышает 50 млн руб. При этом неважно, входит ли объект закупки в перечень, определенный ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ. Однако исходя из положений ч. 2.1 ст. 56 и ч. 3 ст. 59 Закона о контрактной системе, если НМЦК превышает установленные пределы, заказчик вправе осуществить закупку путем проведения электронного аукциона (или выбрать иной способ закупки).

Открытый конкурс

Заказчик вправе осуществлять закупку работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС путем проведения открытого конкурса в соответствии с нормативами ст. ст. 48 - 55 Закона о контрактной системе. При этом ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе. В силу толкования положений ст. ст. 56 и 59 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществить закупку строительных работ путем проведения открытого конкурса в случае, если , а объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов, предусмотренных ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

Закрытый конкурс

Заказчик осуществляет закупку путем проведения закрытого конкурса в случае, если в конкурсной документации или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Закупка осуществляется в порядке, предусмотренном ст. ст. 48 - 55 Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, определенных ст. 85 Закона о контрактной системе.

Закрытый аукцион

Заказчик осуществляет такую закупку в случае, если в аукционной документации или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну. Закупка производится в соответствии с требованиями ст. ст. 86 - 91 Закона о контрактной системе.

Конкурс с ограниченным участием

Закрытый конкурс с ограниченным участием проводится в случае, если в конкурсной документации или проекте контракта содержатся сведения, составляющие государственную тайну.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС может производиться способом проведения конкурса с ограниченным участием. Также условия осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных ОКС, искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку (НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.), путем проведения конкурса с ограниченным участием указаны в тексте Постановления N 1089 . При этом перечень особо опасных и технически сложных объектов установлен ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ.

Таким образом, для осуществления закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

Объектом закупки должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных ОКС, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группу;

НМЦК при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд должна превышать 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.

Данная позиция была также изложена в тексте Письма Минэкономразвития и ФАС, а также подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например Решениями ФАС России от 07.08.2014 по делу N К-К-3266/12/14, от 31.03.2014 по делу N К-527/14, в соответствии с которыми заказчик не может проводить конкурс с ограниченным участием в случае, если объект закупки не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов.

Запрос предложений

Заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений по основаниям, предусмотренным:

П. 6 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе, - в случае осуществления закупки строительных работ, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством;

П. 8 ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе, - в случае признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе.

Кроме того, заказчик также вправе осуществлять закупку строительных работ путем проведения запроса котировок в случае, если НМЦК не превышает 500 тыс. руб., или у единственного подрядчика в соответствии с положениями ст. 93 Закона о контрактной системе (например, путем заключения контракта (договора) на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).

В таблице 1 в кратком изложении приведены способы, которыми заказчик вправе определять подрядчика при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту ОКС.

Таблица 1

Условия осуществления закупки

Способ определения подрядчика

НМЦК превышает для обеспечения государственных нужд 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.

Объект не входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов

Аукцион в электронной форме; открытый конкурс; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного подрядчика

НМЦК не превышает для обеспечения государственных нужд 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.

Аукцион в электронной форме; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного подрядчика

НМЦК превышает для обеспечения государственных нужд 150 млн руб., для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн руб.

Объект входит в перечень особо опасных и технически сложных объектов

Конкурс с ограниченным участием (если заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки); аукцион в электронной форме; запрос котировок; запрос предложений; закупка у единственного подрядчика

Дополнительные требования, которые могут быть установлены в документации о закупке

В силу ст. 31 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает единые и дополнительные требования к участникам закупки. Отметим, что положения Закона о контрактной системе о соответствии участника закупки единым требованиям, определенным согласно законодательству РФ для лиц, осуществляющих выполнение работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС, детально разобраны на практике и не вызывают вопросов как у заказчиков, так и у участников закупок. Поэтому рассмотрим дополнительные требования, которые могут быть установлены в документации о закупке, когда предметом заключаемого контракта является выполнение работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС.

На основании ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство РФ при осуществлении закупок отдельных видов ТРУ вправе определять для участников таких закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:

Финансовых ресурсов для исполнения контракта;

На праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

Опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

Необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

При этом дополнительные требования могут быть установлены при осуществлении закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов. Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, определяется Правительством РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе, если правовыми актами Правительства РФ к отдельным видам закупок ТРУ установлены дополнительные требования, заказчик обязан тоже установить указанные требования к участникам в составе документации о закупке.

Сразу отметим, что на текущий момент дополнительные требования к участникам закупок при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС могут быть определены только при проведении конкурса с ограниченным участием (согласно ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе), поскольку единственным действующим правовым документом, регулирующим данный вопрос, является Постановление N 1089.

В соответствии с Постановлением N 1089 к участнику закупки при осуществлении закупок путем проведения конкурса с ограниченным участием могут предъявляться дополнительные требования. При этом предметом заключаемого контракта должно быть выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных ОКС, а также искусственных дорожных сооружений. Одновременно с предъявлением дополнительных требований в документации о закупке приводится Перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным дополнительным требованиям.

Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, включают в себя:

Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контрактов в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием. Одновременно с этим стоимость ранее исполненного контракта должна составлять не менее 20% НМЦК, на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием;

Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта.

Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, включает в себя:

1) копии ранее исполненных контрактов и актов выполненных работ;

2) перечень оборудования и других материальных ресурсов, сформированный в зависимости от вида работ (перечень оборудования, минимально необходимого для выполнения работ, должен быть приведен заказчиком в документации о закупке);

3) выписку из Единого государственного реестра (ЕГР) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающую право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях;

4) копию договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее двух лет (копию акта передачи арендованного недвижимого имущества), копию свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выписку из ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) перечень находящегося в собственности, аренде (лизинге) технологического и иного оборудования с указанием его производственных мощностей в сутки (перечень оборудования, минимально необходимого для выполнения работ, должен быть приведен заказчиком в документации о закупке);

6) копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6, в том числе на технологическое оборудование (применяется для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации по утвержденной форме).

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик должен указать исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки единым и дополнительным требованиям. Поэтому, если к участнику закупки предъявляются дополнительные требования, например о наличии оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для исполнения контракта, заказчику в полном объеме следует привести в составе документации перечень оборудования, сформированный в зависимости от вида работ (а также перечень документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям).

Пример формы о соответствии дополнительным требованиям (наличии оборудования и других материальных ресурсов, необходимых для исполнения контракта) представлен в таблице 2.

Таблица 2

Наименование оборудования и других материальных ресурсов

Количество шт. требуемое

Количество шт. в наличии у участника конкурса (заполняется участником)

Правовое основание владения (собственность, аренда, иное, заполняется участником)

Автомобиль для грузоперевозок полной массой не более 3,5 т

Автомобиль легковой для перевозки малых грузов и инструмента

Примечание: к форме прикладываются копии инвентарных карточек учета объектов основных средств унифицированной формы ОС-6 (при наличии)

Отметим, что в текст Постановления N 1089 внесены изменения, вступившие в силу с 01.01.2015, однако указанные изменения не коснулись случаев осуществления закупок работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС.

Одновременно с этим в части установления дополнительных требований к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС в соответствии с ч. 2, 3 ст. 31 Закона о контрактной системе стоит рассмотреть проект постановления Правительства РФ "Об установлении дополнительных требований к участникам закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также перечня документов, подтверждающих соответствие указанным требованиям, при определении подрядчика путем проведения аукциона", который на момент написания статьи обсуждался. Предполагается, что заказчик, уполномоченный орган устанавливают к участникам закупок дополнительные требования в случае соблюдения двух условий :

Закупка осуществляется по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС путем проведения электронного аукциона;

НМЦК (цена лота) составляет 50 млн руб. и более.

Дополнительные требования будут включать в себя подтверждение опыта выполнения работ, аналогичных предмету заключаемого контракта, за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом стоимость выполненных работ должна составлять не менее 20% НМЦК и относиться к одному из ОКС (по выбору участника закупки).

Для подтверждения опыта выполнения аналогичных работ участнику закупки необходимо будет в составе заявки представить копии разрешения на ввод ОКС в эксплуатацию и акта приемки ОКС (за исключением случая, если застройщик являлся лицом, осуществляющим строительство), которые необходимо приложить в составе части второй заявки на участие в электронном аукционе.

Отметим, что в тексте проекта постановления не говорится о том, что участник закупки, подтверждая свое соответствие дополнительным требованиям, должен выступать в качестве генподрядчика, поэтому подтверждением выполнения аналогичных работ могут быть работы, выполняемые на субподряде.

Типовые ситуации при установлении дополнительных требований

Мы рассмотрели положения Закона о контрактной системе, а также правовые документы, в соответствии с которыми к участнику закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС могут предъявляться дополнительные требования. Однако на практике ситуация с предъявлением дополнительных требований иная.

На момент написания статьи на сайте госзакупок было размещено около 1000 закупок, поставщик по которым определялся путем проведения конкурса с ограниченным участием. При этом из общего количества указанных закупок только в 58 из них (подавляющее большинство - по работам, связанным с сохранением объектов культурного наследия) предметом заключаемого контракта являлось выполнение работ по строительству или реконструкции, а в 12 - выполнение проектных (изыскательских) работ.

Поэтому рассмотрим ряд типовых ситуаций, встречающихся на практике при установлении дополнительных требований, подробно.

Установка дополнительных требований

Как отмечалось, на текущий момент дополнительные требования к участникам закупок, предметом которых является выполнение строительных работ или работ по реконструкции ОКС, могут быть установлены только при проведении конкурса с ограниченным участием. Однако нередки случаи, когда у заказчиков при осуществлении указанных выше закупок в документации отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки, перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки определенным требованиям. Рассматривая подобные ситуации, стоит обратить внимание на разъяснения положений Закона о контрактной системе, направленные Письмом Минэкономразвития России N 3422-ЕЕ-Д28и, ФАС России N АЦ-6139-14 от 21.02.2014. Так, в случае проведения конкурса с ограниченным участием на закупки ТРУ, указанных в Постановлении N 1089, заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные данным Постановлением. Вместе с тем в случае осуществления закупки ТРУ, указанных в Постановлении N 1089, иным способом (например, проведением электронного аукциона) определения поставщиков заказчик не вправе устанавливать к участникам закупки требования, предусмотренные названным Постановлением.

Дополнительно стоит рассмотреть ситуацию, когда заказчик в документации об электронном аукционе (в случае осуществления закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС) определяет для участников закупки дополнительные требования в силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе. Отметим, что подобные действия заказчика являются нарушением требований ч. 3 и 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку на текущий момент отсутствуют правовые акты Правительства РФ, которыми предусмотрено, что при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту ОКС могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупки, а также отсутствует утвержденный Правительством РФ перечень документов, которые подтверждают соответствие участника закупки дополнительным требованиям. Подобные выводы содержатся в сложившейся правоприменительной практике, например Решении Амурского УФАС России от 18.07.2014 по делу N ЖФ-94/2014.

Подтверждение дополнительных требований

Нередко заказчик в документации о закупке (конкурса с ограниченным участием) устанавливает дополнительные требования к участникам, однако не указывает, какими именно документами, входящими в состав заявки на участие, подтверждается соответствие этим требованиям. Например, заказчиком может быть определено дополнительное требование о наличии опыта выполнения аналогичных работ или наличии материальных ресурсов (собственных или арендованных), необходимых для исполнения контракта. При этом в документации не установлено, опыт каких именно работ необходимо подтвердить участнику, а также нет указания на перечень оборудования, который необходимо привести в составе заявки для подтверждения соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным согласно Постановлению N 1089. Отметим, что заказчик на основании п. 2 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе приводит требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в составе заявки. Невыполнение заказчиком указанных требований является нарушением Закона о контрактной системе, что подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например Решением ФАС России от 25.03.2014 по делу N К-490/14.

Критерии оценки заявок

Также стоит отметить, что, если заказчик в отношении участников закупки предъявляет дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, такие требования не смогут применяться в качестве критериев оценки заявок . Несоблюдение заказчиком данного положения является нарушением, что подтверждается сложившейся правоприменительной практикой, например Решением Ростовского УФАС России от 07.07.2014 по делу N 1309/03, 1310/03.

Почти во всех случаях осуществления закупок путем проведения конкурса с ограниченным участием заказчик устанавливает для участников только одно дополнительное требование: либо о наличии опыта выполнения аналогичных работ, либо о наличии определенного оборудования.

Кроме того, далеко не во всех случаях осуществления закупок строительных работ, работ по реконструкции, капитальному ремонту ОКС путем проведения конкурса с ограниченным участием заказчики в полном объеме описывают дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, а также приводят перечень документов, подтверждающих указанные сведения. Зачастую встречаются ситуации, когда заказчиком в документации о закупке просто скопированы положения ст. 31 Закона о контрактной системе или выдержки из Постановления N 1089, что во многом затрудняет подачу заявки на участие в такой закупке, поскольку участник не может правильно определить, какие именно документы необходимо представить для подтверждения соответствия дополнительным требованиям.