Диетические... Волосы Аксессуары

Герой Труда Российской Федерации Юрий Васильевич ЛЕПЁХИН. О председателе



Ю́рий Васи́льевич Лепёхин (род. 23 сентября 1942, с. Дергачи, Саратовская область) - советский и российский педагог, учитель математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 78» города Волгограда.

Народный учитель РФ (2009). Герой Труда Российской Федерации (2014).

Биография

Родился 23 сентября 1942 года в с. Дергачи (в наст. время поселок городского типа) Саратовской области в военном госпитале, где его мама работала медсестрой. Математикой его увлекла ещё в 1 классе первая учительница Наталья Григорьевна. После окончания школы учился в Саратовском педагогическом институте, окончив который отслужил в армии. Юрий Васильевич преподает математику и информатику более 40 лет, в основном в средней школе № 78 г. Волгограда (с 1965). Имеет высшую квалификационную категорию по должности «Учитель», в последние 15 лет Ю. В. Лепёхин работает в классах с углубленным изучением математики.

Методика

В своей работе Лепёхин использует усовершенствованный им метод В. Ф. Шаталова, педагога-новатора из Донецка, народного учителя СССР. Методика Ю. В. Лепёхина - это прежде всего конспектная манера изложения и преподавания материала, а также неформальное понимание существа предмета, интерес к инновациям и вера в ученика. Графические конспекты Ю. В. Лепехина отличают разные цвета, избирательно воздействующие на восприятие учащихся и лапидарный стиль изложения. По словам Ю. В. Лепехина, «ценность математики в том, что она дает уникальнейшую возможность воспитывать смекалку, сообразительность, находчивость, настойчивость в поиске оригинального решения, в том, что она будит мысль и призывает к точности и обоснованности рассуждений».

Награды

Москва, Кремль. 1 мая 2014 года. Юрий Лепёхин и Президент России Владимир Путин на церемонии награждения Героев Труда Российской Федерации.

  • Герой Труда Российской Федерации (1 мая 2014)
  • Орден Почёта (6 декабря 1996)
  • Орден Ленина
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Народный учитель Российской Федерации (11 мая 2009)
  • Заслуженный учитель школы РСФСР
  • В 2010 году получил президентский грант как один из лучших учителей России
Публикации
  • Лепехин Ю. В. Математика. Экзамены впереди. Учебное пособие для учащихся средних школ. - Волгоград: Перемена. - 1995 г.
  • Лепехин Ю. В. Сорок пять минут с компьютером. Сборник задач по программированию для средних школ. - Волгоград: Перемена. - 1996 г.
  • Лепехин Ю. В. Почти просто! Задачи по алгебре и началам анализа. - Волгоград: Перемена. - 1996 г.
  • Лепехин Ю. В. Математика. 10-11 кл. Пределы и производные. Теория и практика решения задач. - Волгоград: Учитель, 2009. - 153 стр. ISBN 9785705720224
  • Лепехин Ю. В. Математика. 7-8 классы. Задания для подготовки к олимпиадам. ISBN 978-5-7057-2210-5б 2010
  • Лепехин Ю. В. Олимпиадные задания по математике. 5-6 классы / авт.-сост. Ю. В. Лепёхин. - Волгоград: Учитель, 2011. - 236 с. ISBN 978-5-7057-2106-1
  • Лепехин Ю. В. Математика. 10-11 кл. Функции помогают уравнениям. Элективный курс. - Волгоград: Учитель, 2011. - 187 стр. ISBN 9785705726349
  • Математика. 5-11 классы. Олимпиадные задания. Компакт-диск для компьютера: Варианты заданий с решениями и ответами. Авторы-составители: Безрукова О. Л. / Лепёхин Ю. В. - Волгоград: Издательство Учитель, 2014.
См. также
  • Список Героев Труда Российской Федерации
  • Список народных учителей Российской Федерации
Примечания
  1. 1 2 Награждённые государственными наградами. Официальный сайт Президента России - www.kremlin.ru. 20 мая 2009 года
  2. 1 2 3 Андрей Бочаров поздравил волгоградского учителя Юрия Лепёхина с присвоением звания Героя Труда РФ. Правительство Волгоградской области - www.volganet.ru.
  3. 1 2 3 В Волгограде появился первый Герой Труда РФ. - rustoria.ru
  4. Светлана Гребенникова. 2011. В добрый путь в страну знаний. - Газета «Казачий круг» (Волгоград), № 34 (953), 2 сентября 2011 года.
  5. 1 2 Лепехин Юрий Васильевич - Народный учитель РФ. Официальный сайт СОШ 78.
  6. Указ Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 года № 257 «О присвоении звания Героя Труда Российской Федерации»
  7. Указ Президента РФ N 1648 от 6 декабря 1996 года «О награждении государственными наградами Российской Федерации работников общего, профессионального образования и сферы социальной защиты населения»
  8. Министр образования назвал лучших волгоградских учителей. 2 августа 2010.

Лепёхин Юрий Васильевич – учитель муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №78» города Волгограда.

Родился 23 сентября 1942 года в селе Дергачи (ныне – посёлок городского типа Дергачёвского района Саратовской области) в эвакуационном госпитале, где его мать работала медицинской сестрой. Ещё в первом классе школы увлёкся математикой. После окончания средней школы поступил в Саратовский педагогический институт, окончив который, служил в Советской Армии.

В 1964 году, уволившись из армии в запас, пришёл работать в школу учителем математики. С 1965 года – учитель математики в средней общеобразовательной школе №78 города Волгограда. Его педагогический стаж в системе образования составляет 50 лет, и 49 из них он проработал в школе №78. Имеет высшую квалификационную категорию по должности «учитель», в последние 15 лет работает в классах с углублённым изучением математики. Он обладает высокими профессиональными качествами, отличается широчайшим кругозором, имеет чёткую гражданскую позицию, основанную на осознании важности педагогического труда.

Работая в математических классах, добивается больших успехов в преподавании математики и информатики. Особенно удачным является сочетание математики и информатики. Эти два предмета взаимно обогащают друг друга, что даёт большой эффект в преподавании. Отдельные темы, которые изучаются на уроках алгебры и геометрии («Делимость натуральных чисел», «Геометрические преобразования», «Комбинаторика», «Теория графов»), находят своё логическое приложение в программах, осуществляемых на уроках информатики.

Успешному изучению информатики очень помогают занятия учащихся в заочной физико-технической школе при Московском физико-техническом институте. В каждом математическом классе больше половины учащихся сочетают школьные уроки с занятиями в заочной школе. При этом упор делается на поиски нестандартных и оригинальных решений задач.

Обладает высоким теоретическим и методическим уровнем, обеспечивает эффективность каждого урока, рационально применяет богатейший арсенал педагогических средств: дифференцированный и индивидуальный подход к обучению, создание проблемных ситуаций, атмосферы творческого поиска, технических средств обучения, программированных пособий. Каждый его урок способствует формированию личности, обеспечивает в единстве и взаимосвязи обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока, формирует положительные мотивы учения, потребность в приобретении знаний.

В своей работе он использует усовершенствованный им метод В. Ф. Шаталова, педагога-новатора из Донецка, народного учителя СССР. Методика Ю. В. Лепёхина – это прежде всего конспектная манера изложения и преподавания материала, а также неформальное понимание существа предмета, интерес к инновациям и вера в ученика. Графические конспекты Ю. В. Лепёхина отличают разные цвета, избирательно воздействующие на восприятие учащихся и лапидарный стиль изложения. По его словам, ценность математики в том, что она «даёт уникальнейшую возможность воспитывать смекалку, сообразительность, находчивость, настойчивость в поиске оригинального решения», в том, что она «будит мысль и призывает к точности и обоснованности рассуждений».

Среди его выпускников десятки победителей всесоюзных и всероссийских математических олимпиад и конкурсов. Только в 2013 году сразу 16 его выпускников набрали от 90 до 99 баллов на едином государственном экзамене (ЕГЭ) по математике и информатике, а ещё 4 школьника получили наивысшую оценку в 100 баллов.

Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 2014 года за особые трудовые заслуги перед государством и народом Лепёхину Юрию Васильевичу присвоено звание Героя Труда Российской Федерации с вручением знака особого отличия ‒ золотой медали «Герой Труда Российской Федерации».

Живёт и работает в Волгограде.

Народный учитель Российской Федерации (11.05.2009), заслуженный учитель школы РСФСР. Награждён орденом Почёта (06.12.1996), советскими орденами Ленина (20.08.1986), Трудового Красного Знамени, российским медалями.

Автор публикаций: «Математика. Экзамены впереди. Учебное пособие для учащихся средних школ» (1995), «Сорок пять минут с компьютером. Сборник задач по программированию для средних школ» (1996), «Почти просто! Задачи по алгебре и началам анализа» (1996), «Математика. 10‒11 классы. Пределы и производные. Теория и практика решения задач» (2009), «Математика. 7-8 классы. Задания для подготовки к олимпиадам» (2010), «Олимпиадные задания по математике. 5‒6 классы» (2011), «Математика. 10‒11 классы. Функции помогают уравнениям. Элективный курс» (2011).

Юрий Васильевич Лепёхин (род. 23 сентября 1942, с. Дергачи, Саратовская область) - советский и российский педагог, учитель математики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 78» города Волгограда.

Народный учитель РФ (2009). Герой Труда Российской Федерации (2014).

Биография

Родился 23 сентября 1942 года в с. Дергачи (в наст. время поселок городского типа) Саратовской области в военном госпитале, где его мама работала медсестрой. Математикой его увлекла ещё в 1 классе первая учительница Наталья Григорьевна. После окончания школы учился в Саратовском педагогическом институте, окончив который отслужил в армии. Юрий Васильевич преподает математику и информатику более 40 лет, в основном в средней школе № 78 г. Волгограда (с 1965). Имеет высшую квалификационную категорию по должности «Учитель», в последние 15 лет Ю. В. Лепёхин работает в классах с углубленным изучением математики.

Методика

В своей работе Лепёхин использует усовершенствованный им метод В. Ф. Шаталова, педагога-новатора из Донецка, народного учителя СССР. Методика Ю. В. Лепёхина - это прежде всего конспектная манера изложения и преподавания материала, а также неформальное понимание существа предмета, интерес к инновациям и вера в ученика. Графические конспекты Ю. В. Лепехина отличают разные цвета, избирательно воздействующие на восприятие учащихся и лапидарный стиль изложения. По словам Ю. В. Лепехина, «ценность математики в том, что она дает уникальнейшую возможность воспитывать смекалку, сообразительность, находчивость, настойчивость в поиске оригинального решения, в том, что она будит мысль и призывает к точности и обоснованности рассуждений».

Награды

  • Герой Труда Российской Федерации (1 мая 2014)
  • Орден Почёта (6 декабря 1996)
  • Орден Ленина
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Народный учитель Российской Федерации (11 мая 2009)
  • Заслуженный учитель школы РСФСР
  • В 2010 году получил президентский грант как один из лучших учителей России

Публикации

  • Лепехин Ю. В. Математика. Экзамены впереди. Учебное пособие для учащихся средних школ. - Волгоград: Перемена. - 1995 г.
  • Лепехин Ю. В. Сорок пять минут с компьютером. Сборник задач по программированию для средних школ. - Волгоград: Перемена. - 1996 г.
  • Лепехин Ю. В. Почти просто! Задачи по алгебре и началам анализа. - Волгоград: Перемена. - 1996 г.
  • Лепехин Ю. В. Математика. 10-11 кл. Пределы и производные. Теория и практика решения задач. - Волгоград: Учитель, 2009. - 153 стр. ISBN 978-5-7057-2022-4
  • Лепехин Ю. В. Математика. 7-8 классы. Задания для подготовки к олимпиадам. ISBN 978-5-7057-2210-5б 2010
  • Лепехин Ю. В. Олимпиадные задания по математике. 5-6 классы / авт.-сост. Ю. В. Лепёхин. - Волгоград: Учитель, 2011. - 236 с. ISBN 978-5-7057-2106-1
  • Лепехин Ю. В. Математика. 10-11 кл. Функции помогают уравнениям. Элективный курс. - Волгоград: Учитель, 2011. - 187 стр. ISBN 978-5-7057-2634-9
  • Математика. 5-11 классы. Олимпиадные задания. Компакт-диск для компьютера: Варианты заданий с решениями и ответами. Авторы-составители: Безрукова О. Л. / Лепёхин Ю. В. - Волгоград: Издательство Учитель, 2014.

ЛЕПЁХИН ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Учитель математики и информатики муниципального образовательного учреждения
«Средняя образовательная школа №78» города Волгограда.
Герой Труда России, Народный учитель Российской Федерации, Почетный гражданин Волгоградской области.







КРАСОТА МЫСЛИ

«Математику уже затем изучать надо, что она ум в порядок приводит» (М. В. Ломоносов)

«Мы были втроем в палате
Госпиталя села Дергачи.
Над нами страдала мама,
Горько плача в ночи…».

«Я, Лепехин Юрий Васильевич, родился 23 сентября 1942 года практически в здании эвакогоспиталя №3299. В час ночи моя мама, Мосолыгина Мария Сергеевна, медицинская сестра госпиталя, еще старательно перевязывала раненых. В это время я настойчивыми и сильными толчками решительно заявил о своем желании увидеть этот замечательный мир. Все корпуса Дергачевской районной больницы были заняты госпиталем, кроме одного, в котором размещалась сама больница, сюда мой папа, Лепёхин Василий Петрович, и доставил мою маму.

В четыре часа радостным и жизнеутверждающим криком я оповестил всех о своем появлении на свет.

Целых четыре первых дня моей жизни радости бытия не было конца, мне было дано самое волшебное на свете – материнское молоко. Но суровая действительность военных дней, упорно и непоколебимо сражающийся за мою жизнь Сталинград потребовали иного. На пятый день моей жизни ночью раздался требовательный стук в окно: «Маруся, вставай, надо идти в госпиталь, эшелон приходит за эшелоном, и все из Сталинграда, мы все буквально падаем от усталости, не спим уже третьи сутки, там такая мясорубка, каждая пара рук на вес человеческой жизни и смерти. А ребеночка на кормление пусть тебе носит бабушка каждые три часа».

Так и поступили. Однако же через пару дней невероятное напряжение дало о себе знать, молоко у моей матери закончилось, и пришлось бабушке кормить меня тюрей через марлю. Я от непонятно откуда взявшейся несправедливости громко плакал, бабушки (а их было у меня две) пичкали меня разными порошками, а дедушка ворчал: «Не порошки ему нужны, а пирожки, голодный он, оттого и ревет благим матом».

В этом жизнеописании первых дней – весь Лепехин. С его неистребимым оптимизмом, с глубинным природным юмором по отношению к себе и с глубоким родственным сочувствием к чужим болям. Отсюда – и его пожизненная приверженность к своей малой родине – к Дергачам, и его патриотические стихи, и уроки мужества, которые он регулярно проводит в своем же классе. И сбивающийся голос, когда он вспоминает в который раз – и всегда, как в первый:

«Нас с мамой, только что родившей меня, положили в палате, где лежал тяжелораненый боец. Он умер буквально через двадцать минут после моего рождения. Мама рассказывала: «Его последним проявлением жизни была улыбка тебе». «Нас спасли, мы остались живы – надо отдавать долги», – слова тех детей Сталинграда, кто встретил победный февраль 1943-го».

Это – и его слова. И его святой пожизненный долг.

«Он у меня такой хороший!»

С математикой он сдружился с детства. В первую очередь, благодаря Наталье Григорьевне Дороховой.

– Это была изумительная женщина, фронтовичка, – тепло вспоминает Юрий Васильевич. – Я учился у нее в начальных классах. А потом она преподавала нам математику. Именно тогда у меня и возникла страсть к этому предмету…

Куда идти после школы – вопроса не было. Поступил в Саратовский педагогический. Во время учебы перспективного пытливого студента, обладателя ленинской стипендии, активно переманивал под свою крышу местный политех, но он так и остался в педе. Чтобы, по получению диплома, вернуться преподавателем в свое родное село Дергачи.

Вскоре его забрали в армию, а чуть ли не следом за ним пришел приказ о том, что с высшим образованием служить нужно всего один год. А потом и уточнение подоспело: если солдат имеет диплом учителя, то отпустить его следует уже к 1 сентября.

– Мама к тому времени как раз переехала в Волгоград. Я написал ей, чтобы она присмотрела мне работу в школе. Она пошла в ближайшую, 78-ю, с просьбой принять сына на работу, – улыбается, припоминая, Юрий Васильевич. – Директор, выслушав, удивился: «Как я его приму, если даже в глаза не видел!?» И тогда мама привела «оригинальный» для всех матерей аргумент: «Так он у меня, знаете, какой хороший!». Директор долго смеялся, но мамин «аргумент», красный диплом и ленинская стипендия сделали свое дело – пошел с кадровым предложением в районо. Так еще во время службы в Польше на меня был выпущен приказ о приеме на работу в школу № 78.

С тех пор он здесь. За одним и тем же столом.

«Понуро иду я с работы в субботу,
Зато в понедельник бегу на работу»

Более пятидесяти лет педагогического труда. Авторство шести книг (четыре по математике, одна по информатике и под названием «Земля за Волгой» – о своей малой родине). Поразительная стабильность достижений, демонстрируемая год от года на протяжении полувека. Огромная общественная работа. Высшая признательность государства…

Естественно, и о нем написано немало. И всегда – и в семидесятые, и в восьмидесятые, и в девяностые, и буквально вчера – во всех местных СМИ со смесью восторга и удивления: «Как это вам удается – фактически за всю область готовить «стобалльников» по ЕГЭ?», «А правду говорят, что ваши выпускники обречены на поступление в высшие учебные заведения?»…

Вот в одной из публикаций 1997-го года юморит молодежная газета:

«Как вы думаете, что общего между новым учебником по математике, заслуженным учителем РСФСР, орденами Ленина, Почета, Трудового Красного Знамени и восемнадцатью золотыми и серебряными медалистами?

Ответ прост – учитель математики СШ №78 Юрий Васильевич Лепехин.

Характер жизнерадостный, энергичный, в меру честолюбивый, в меру странный (как у всех неординарных людей). Кредо: «Понуро иду я с работы в субботу, зато в понедельник бегу на работу». Привычки: отдыхать любит, но не умеет.

Выпустив последний «золотой и гениальный» класс, сидит дома и решает задачки повышенной трудности. Лепехин с юмором называет их «задачки знойного лета» и надеется в начале учебного года «заразить» вариантами решения свои новые 7-й и 8-й классы. Учить ребят предпочитает по своим собственным книжкам – «Сорок пять минут с компьютером», «Математика. Экзамены впереди», учебник «Почти просто».

А вот, по истечении пятнадцати лет, тему лепехинских достижений, вернее достижений его учеников, поднимает официальный печатный орган областной региональной власти «Волгоградская правда»:

«Вдумайтесь только: за три выпуска – 2009, 2010, 2011-й – шесть «стобалльников», чего нет ни у одного учителя области, два десятка выпускников получили от 90 до 99 баллов. А в 2013 году сразу 16 его выпускников набрали от 90 до 99 баллов на ЭГЕ по математике и информатике, и еще четверо получили наивысшую оценку в 100 баллов.

– Как достигаются такие результаты, Юрий Васильевич?

– Наверное, потому, что у нас, учителей, появилась возможность выбора, мы этим воспользовались и создали школу физико-математического направления. Потому что объединили преподавание информатики и математики. В других школах, как правило, эти два предмета преподают два учителя.

– На ваших уроках бывают проблемы с дисциплиной?

– Такой вопрос даже не возникает. Тут можно вести речь лишь о творческой дисциплине – много ты сделал или мало. На наших уроках нет места безделью, равнодушию. Идет творческая интенсивная и интересная работа. По-моему, ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. Я создаю на уроке мотив для творчества, и тогда никаких понуканий не требуется. Вы бы видели, как они увлекаются работой, с каким азартом решают задачи областных математических олимпиад!

Мы часто, сами того не ведая, тормозим энергию ученика, принижаем его способности. Все ученики способны, главное – разбудить их. А потому считаю, надо давать ребятам сложные задачи, решение которых находится на пределе возможностей. Вот это и есть мой основной принцип. Конечно, реализовать его в обычном классе сложно. Тут рядом с математиком сидит биолог, например. Один морщит лоб, другой скучает. Поэтому-то мы и собрали математиков в один класс. Вы знаете, мои ученики иногда находят решение более оригинальное, чем нахожу я.

– Неужели все становятся математиками или физиками?

-Недавно встретился с мамой моего ученика. Говорит, спасибо вам за сына. Я отвечаю: за что меня благодарить, если ваш Саша поступил в медакадемию. Да, верно, говорит, но вы сумели воспитать у него трудолюбие.

– Какое событие вам запомнилось за последние годы?

– Как-то сижу, проверяю экзаменационные работы 11-классников. Закончил проверку, сижу и чувствую: что-то случилось. Никак не могу понять, что же произошло? Смотрю на стопку работ – все разные, а что-то все-таки в них одинаковое. И меня осенило – оценка одинаковая! У всех до одного пятерки!

– Учебный процесс, – что это такое для вас?

– Как бы мы ни крутили, как бы ни выдумывали, учебный процесс- это прежде всего взаимодействие ребенка и учителя. Это творческое целенаправленное сотрудничество единомышленников.

– Вам директором или завучем стать не предлагали?

– Предлагали. И не раз. 26 лет назад я на один год перешел работать завучем, но мне это не понравилось, слишком много бумажной волокиты. Больше по душе мне все-таки работа с ребятами, непосредственно в классе. С тех пор я работаю простым учителем.

А вот – из последних публикаций, уже после того, как Юрий Васильевич отметил 75-летний юбилей:

– В свои годы вы каждый день с утра – в школе. И целый день в постоянном движении. Откуда черпаете энергию?

– Человеку должно быть трудно. Именно трудности закаляют характер. Легко катится только пустая телега. Учителю надо помнить, что каждого выпускника ожидает трудная и далеко не спокойная жизнь. И школа должна готовить к этим трудностям, воспитывая трудолюбие, настойчивость. А без личного примера это просто невозможно. И вообще я вам так скажу: ни один лодырь не доживает до глубокой старости. Здоровье – это соразмерная нагрузка. А при полной разгрузке организм увядает и не развивается.

И к ним приходят с чистого листа –
И чувств порыв, и мысли красота!

По-научно-образовательному это звучит так:

«В своей работе учитель Ю. В. Лепехин использует усовершенствованный им метод В. Ф. Шаталова, педагога-новатора из Донецка, народного учителя СССР. Методика Лепехина – это прежде всего конспективная манера изложения и преподавания материала, а также неформальное понимание существа предмета, интерес к новациям и вера в ученика. Графические конспекты Ю. В. Лепехина отличают разные цвета, избирательно воздействующие на восприятие учащихся, и лапидарный стиль изложения. По его словам, ценность математики в том, что она «дает уникальнейшую возможность воспитывать смекалку, сообразительность, находчивость, настойчивость в поиске оригинального решения, в том, что «будит мысль и призывает к точности и обоснованности рассуждений».

Удачной является и система обязательных задач по курсу стереометрии для 11 класса, составленная Лепехиным Ю.В. Каждый плакат содержит блок-схему, разбор типовой задачи, подчеркивает ключевой момент темы.

Создана авторская методика работы с системой обязательных задач. Идея использования ключевых ситуаций позволяет организовать поиск путей решения задач как типовых, так и повышенного уровня сложности. Систематическое повторение курса стереометрии через систему обязательных задач позволяет успешно проводить подготовку к ЭГЕ и сдаче вступительных экзаменов в ВУЗы.

А вот как это звучит по-лепехински:

– Еще в молодости побывал я в гостях у Виктора Федоровича в Донецке. И был поражен, узнав, какой каторжный труд лежит за видимой легкостью, блеском преподавания. Вернулся в Волгоград и сразу же активно включился в составление конспектов по алгебре и геометрии, мучительно искал наиболее удачную методику их применения.

Первое правило – создание мотивов. Невозможно научить человека, который этого не желает. Здесь очень важно вызвать интерес у ученика, сделать правильный акцент на том, с чем будет связана его дальнейшая карьера, уровень зарплаты. Тогда он невольно станет соучастником процесса.

Второе – неустанная работа учителя над собой. Сегодня все общество в целом страдает от отсутствия профессионализма. Нам не хватает профессиональных врачей, техников, технологов, инженеров, программистов… К сожалению, очень многие специалисты останавливаются в своем развитии и больше не хотят учиться. А настоящий профессионал должен постоянно пополнять свои знания, стремиться к новым вершинам.

Следующий пункт – это соединение математики и информатики. Я веду два предмета. В моем случае математика помогает информатике и наоборот. Например, мы не математике изучили функцию и тут же на информатике чертим графики, видим все свойства. Благодаря такой методике виден огромный эффект и в математике и в информатике.

Добавлю, что при объяснении материала учитель должен говорить так, чтобы его слушали. Существует целая серия приемов концентрации внимания. Это и модуляция голоса, и правильная расстановка акцентов, и умение переключать внимание.

Все это, конечно, должно идти на фоне глубочайшей любви к делу. Учитель должен быть неравнодушным, заинтересованным, иначе эффективность учебного процесса будет равна нулю.

Для меня эти предметы – алгебра, математика, информатика – сама жизнь, где зафиксирована красота человеческой мысли. Очень важно, чтобы дети в ходе получения знаний проявляли живое творчество, тогда они будут испытывать радость от процесса. Вместе со знаниями ребята получают целый комплекс умений и навыков – сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, а также личностных качеств, что не менее важно в их настоящей и будущей жизни. Задача учителя – преподавать так, чтобы дети увидели, почувствовали и полюбили стройность, глубину, красоту предмета, науки в целом.

Нет у него ни машины, ни дачи,
Только задачи, задачи, задачи…

Когда кто-то так, в рифму, пошутил над лепехинской занятостью, тот, отулыбавшись, продолжил в унисон строчкой из Агнии Барто: «Ну, да: есть еще кружок по фото, Только мне решать охота»…

На чужое удивление по поводу отсутствия дачи, машины и прочих «человеческих слабостей» он всегда реагирует собственным искренним удивлением: «Все это просто не вписывается в мою жизненную программу, потому что отвлекает от главного»…

И, кстати, далеко не «только задачи, задачи, задачи» являются для него «главным».

Эй, футбольный клуб «Ротор»!.. Видели бы вы, дорогие футболисты, с какой самоотдачей этот великий Учитель, этот колоссальный человек переживает ваши поражения, у вас нога бы не поднялась бить мимо ворот. Он ни одного матча не пропускает с вашим участием, а вы…

А кто видел учителя литературы, решающего по вечерам задачки и примеры? Или наоборот: учителя математики, читающего литературную критику? Так вот Лепехин и здесь кого хочешь удивит. Он не только сам много читает, знает все сколько-нибудь заметные новинки, но и своим ученикам советует, что прочитать. А, бывает, на уроке Шекспира начнет декламировать.

– Я, – говорит, – не сухой, я «мокрый» математик. К тому же, что греха таить, страстный книголюб.

Он еще в советские времена по субботам ходил в «обменники», чтобы достать хорошую книгу. На протяжении десятков лет выписывает «Книжное обозрение», следит за новинками.

За его перемещениями по общественно важным мероприятиям даже уследить трудно. А он умудряется еще и сам их организовывать и проводить. Вот как, например, презентацию в своих родных Дергачах книги «Земля за Волгой», в которой он, автор Ю. В. Лепехин, «повествует о ратном и трудовом подвиге тружеников села Дергачи во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Очевидцы, а вернее соучастники не скрывают эмоций:

– Презентация книги «Земля за Волгой» – не привычное шоу, не стандартные высказывания, а три часа удивительного театрального действия, режиссером, оформителем и ведущим которого, совместно с дергачевскими артистами, был сам Юрий Васильевич.

Мы преклоняемся перед полезностью этого человека – Учителя, поэта, патриота. Восхищает его честность перед памятью о матери, земляках, малой родине. Эмоциональный и патриотический эффект настолько высок, подарки настолько ценны, пожелания и рукопожатия так велики, что каждый из присутствовавших на встрече был до глубины души очарован и счастлив».

Шпаргалки для министерства

На официальных мероприятиях высокого уровня он никогда не играет роль свадебного генерала. И лучшей подсказкой или оценкой действий чиновников считает четко сформулированный вопрос. Потому что вопрос куда как эффективней тормошит мысль, заставляет искать аргументы.

– Можно ли творческую многостороннюю работу учителя оценивать в баллах, как это сейчас делается при проведении аттестации учителя?

– Какова степень научности современных школьных критериев?

– Почему сейчас, когда удалось добиться предельной объективности в проведении ЕГЭ, министерство упорно предлагает не учитывать результаты этих экзаменов при определении качества работы учителя, школы, района, региона?

Необходимо убрать аттестацию. Если учитель нормально работает, то его разряд (ставка) зависит от стажа. Если добился больших успехов, то присваивайте звания и награждайте. Плохо работает – увольняйте. Это унизительно – собирать бумажки, чтобы доказать, что я хороший. Неужели по работе не видно?

…Во время рабочей поездки в Москву перед тем, как зайти в кабинет министра образования и науки России Дмитрия Ливанова, губернатор Волгоградской области А. И. Бочаров позвонил Ю. В. Лепехину: «Какое пожелание вы бы хотели передать министру?» Юрий Васильевич: «Нужно всячески уберечь молодых специалистов от бездумного бумажного потока: учитель ведь не писатель, а учебное время учителя и ученика неприкосновенно».

Эту просьбу губернатор тогда передал. Ответ был таким: «Будем стараться сделать так, чтобы снизить нагрузку на учителя».

Его мнение о госэкзаменах корректирует подходы министерства:

– ГИА, ЕГЭ – эти внешние проверки важны и значимы, потому что дают объективную оценку знаний наших учеников. Может, моя «четверка» в другой школе сродни «пятерке» – как привести к общему знаменателю? Единый государственный экзамен позволяет это сделать. Мы с коллегами прогнозировали, сколько тот или иной наш ученик наберет баллов – и что же вы думаете? – подтвердилось, словно нас кто-то подслушал. Если нет нарушений, подлогов при проведении экзамена – это как рентген. Мне очень нравится. К сожалению, всплывают негативы, о чем много начинают говорить и складывается впечатление, что все плохо и никуда не годится. А это не так. Просто должны быть четкие, однозначные критерии и правила проведения экзамена, понимание, кто и как это должен осуществлять…

А следующее лепехинское пожелание сродни клятве Гипократа. (Каждого чиновника, инспектирующего образовательные учреждения, пропускать бы через ее понимание, как через горнило):

– Воспитание – это очень индивидуально. У каждого из детей – своя боль, своя особенность, тут нет общей формулы. Просто нужно смотреть на детей с оптимизмом, не злобствовать сердцем, хотя должна быть и разумная требовательность. Но что бы мы ни сделали, в конце концов наша внутренняя нравственная позиция все равно детям передается. Если, например, я стяжатель, жестокий, злобный или не люблю людей, это от детей не скроешь. Они это чувствуют, видят в поступках, в жесте, во взгляде. Так что если хотите чего от ребенка, начните с себя.

«Лепехинцы» – сегодня, «Лепехинцы» – всегда…

В соцсети «Вконтакте» есть группа под названием «Лепехинцы». Это так называемый фан-клуб, созданный учениками Лепехина, где выпускники разных лет делятся своими воспоминаниями о нем и его уроках. Далеко не каждый учитель может похвастаться таким достижением. Еще одно подтверждение, теперь – неофициальное, его народности.

Еще лет пятнадцать назад о нем с восхищением говорили мои знакомые: и бизнесмены, и политики, и учителя… Математик от Бога, настоящий Учитель!

Мы с мужем любили ходить на собрания в школу. Ведь у него все сплошь гении, умные, талантливые, креативные и т.д.

Хорошие учителя часто определяют судьбы своих учеников. Да и плохие – тоже, потому что отбивают охоту заниматься чем-то. Попасть в класс к увлеченному человеку и при этом классному педагогу – большая удача.

Многие родители готовы неделями ночевать под дверями 78-й школы ради того, чтобы их дети учились у Лепехина. У него просо бешеная энергетика, которой он щедро делится со всеми.

Но что еще более поразительно, так это то, какие комментарии вспыхивают при обсуждении интернет-публикаций, посвященных Учителю. (И это при том, что комментарии на наших волгоградских сайтах – это еще та зубодробильня). Вот, например, о присвоении звания «Почетный гражданин Волгоградской области».

Поздравления и огромный респект!!! Справедливое присвоение такого звания неординарному педагогу от Бога!

Верша земные были

Президент Российской Федерации В. В. Путин (при вручении звезды Героя Труда РФ учителю математики Ю.В. Лепехину):

Полвека Юрий Васильевич Лепехин учит ребят решать сложные математические задачи. Его ученики блестяще выдерживают самые сложные экзамены не только по точным наукам, но и, как говорил поэт, экзамены на мужество, на честность, на успех…

В. Ю. Лепехин:

– Я живу в городе, где на нас требовательно, сурово и мудро смотрит древний героический Мамаев курган. Мы прикладываем все свои силы для того, чтобы воспитать пламенных, искренних патриотов нашей Отчизны, они так необходимы нашей Родине! Мы будем стараться работать таким образом, чтобы всякий ученик, уходя из школы, мог сказать:

«Учили нас учителя, взъерошенных и несерьезных,
Тому, как кружится земля, и падают на землю звезды,
Как зреют яблоки в садах, и как стихи рождают слезы,
И как о чем-то в городах тоскую белые березы.
Упрямо кружится Земля, а мы вершим земные были.
Учили нас учителя, и очень правильно учили.

А «земные были» подсовывают все новые и новые вопросы, ставят новые задачи:

– Да, жизнь диктует появление новых специалистов. Без точного расчета сегодня никуда. Тактика «на глазок» уже не работает, – довольно приглядывается к новой задаче Учитель. – Рассмотрим на примере. Исходные данные: 100 машин, 3 базы и т.д. Один с этого имеет прибыль 100, другой 120, третий 140. Но пришел четвертый, который точно просчитал все данные, нашел закономерность и выявил функцию. Максимум функции оказался равен 160-ти. Четвертый начал действовать по этой схеме и, понятное дело, победил конкурентов. Почему так произошло? Все благодаря использованию науки. Появление новой специальности в вузах по имени «Бизнес-информатика» есть не что иное, как глобальный путь развития взаимоотношений науки и производства…

А вообще, дорогие мои, наша страна вольно или невольно, пусть не так скоро, но будет переходить к шестому технологическому укладу, который характеризуется тем, что физика вместе с математикой, вместе с химией, вместе с биологией объединяются, и на стыке наук появляются новые перспективные направления. Сейчас необходимо преподавать так, чтобы учитывались тонкие межпредметные связи, это необычайно важно. Правда, провозгласить такой подход легко, да сделать трудно. Невероятно трудно. Важно, чтобы ученик сам стал в позу исследователя, чтобы ему самому захотелось радостно и увлеченно воскликнуть: «Эх, а как же здесь решить проблему?»…

Вглядываясь в его жизненный путь, общаясь на любую тему – от проблем образования до есенинского «Дай, Джим, на счастье лапу мне», – даже просто когда находишься рядом, ловишь себя на мысли о том, что нет и не может быть никаких непреодолимых ситуаций в жизни, никаких поводов для тоски и унынья, что сами проблемы, если они и существуют на свете, то только для того, чтобы… разворачивать их как систему обязательных задач, подбирать ключевую ситуацию и с несомненной уверенностью в успехе организовывать поиск путей решения…

Центр интерьерных решений «Стройград»
Волгодеминойл

Лепехин Юрий Васильевич -

учитель математики и информатики средней школы № 78 г. Волгограда.

Звания и награды:

Заслуженный учитель школы РФ (1982 г.).

Орден Трудового Красного Знамени (1978 г.).

Орден Ленина (1986 г.).

Орден Почета (1996 г.).

Победитель конкурса лучших учителей РФ (2006 г.).

Народный учитель РФ (2009 г.).

Победитель конкурса лучших учителей РФ (2010 г.).

Герой Труда Российской Федерации (2014 г.)

Его встречали глава администрации Дергачевского муниципального района В.В. Гречушкина, депутат Саратовской областной Думы Н.И. Кузнецов. Они возложили цветы к памятнику воинам-дергачевцам, погибшим в Великой Отечественной войне, и к памятнику умершим от ран в эвакогоспитале (на территории ЦРБ).

Без малого полвека - именно столько отдал Юрий Васильевич Лепехин российскому образованию. 48 лет из них математик Лепехин "прослужил" в школе № 78 Краснооктябрьского района г. Волгограда. "Он - наша гордость, наш символ, - говорит о Юрии Лепехине директор школы № 78 Галина Егоркина. - Юрий Васильевич фанатично предан математике и умеет заражать своей любовью учеников. Именно благодаря ему у нас в школе такие замечательные результаты. В последнем его выпуске 2013 года четверо из выпускников получили 100 баллов на ЕГЭ: двое по математике и еще двое - по информатике, остальные ученики набрали на экзаменах 90 баллов и выше".

Заслуги Юрия Васильевича Лепехина неоднократно были оценены на высочайшем уровне, в том числе и главой государства. Так, в 2009 году он был удостоен звания "Народный учитель России" и получил награду из рук Президента РФ. Также награжден он орденами: Почета, Ленина и Трудового Красного Знамени; как один из лучших учителей страны получил президентский грант. 1 мая 2014 года, накануне 50-летнего юбилея своей педагогической деятельности, Юрий Лепехин - первый из учителей страны - был награжден Звездой Героя Труда России за особые заслуги перед государством и народом.

А начинал Юрий Васильевич в Дергачах, в средней школе № 1. Тем более приятно, что спустя такое длительное время он пишет книгу о родных Дергачах - "Земля за Волгой". Ее презентация состоялась 18 мая в актовом зале МОУ "СОШ № 1 р.п. Дергачи".

Руководство района и области, учителя и обучающиеся школ, победители олимпиад по математике и информатике, работники музея, ветераны педагогического труда, творческая интеллигенция заполнили зал.

Рассказ о родном селе, людях Дергачевского района, их вкладе в Победу, стихи, написанные в разные периоды времени никого не оставили равнодушным.

В фойе были развернуты выставки о педагогической деятельности Ю.В. Лепехина, о Героях Советского Союза Дергачевского района, о дергачевцах, прославивших родную землю.

Юрий Васильевич привез с собой экземпляры книги, которые получили все присутствующие в зале. Творческие подарки были вручены районному краеведческому музею, музеям МОУ "СОШ № 1", администрации района.

Эта встреча надолго останется в памяти. Человек, заражающий своей колоссальной энергией, поистине молодецким задором, страстной любовью к родному краю - таким запомнился наш земляк, народный учитель, Герой России.

Прощаясь с Юрием Васильевичем Лепхиным, понимаешь: прав поэт "Учителями славится Россия".

Его любовь к Родине, к тому месту, где он родился, буквально заметны в каждом слове, поступке.

19 мая Ю.В. Лепехин встретился с учителями района за круглым столом. Разговор шел о проблемах образования, роли учителя в образовательном процессе.

Здесь он открылся с новой стороны. Герой России не витает в облаках, он живет теми же нуждами и решает те же проблемы, которые стоят и перед дергачевскими учителями и обучающимися. Он поделился своим богатым педагогическим опытом, помог в решении многих педагогических вопросов.

А после уроков Юрий Васильевич встретился с учителями математики и обучающимися района, которые выбрали профильный экзамен по математике, чтобы практически помочь в решении сложных математических заданий ЕГЭ. Это был настоящий мастер-класс настоящего мастера. Работали все: от обучающихся до учителей. Работали с увлечением и азартом, иначе у Юрия Васильевича нельзя. Надеемся, что этот урок поможет нашим выпускникам успешнее сдать экзамен.

час ночи моя мама, Мосолыгина Мария Сергеевна, медицинская сестра госпиталя, еще старательно перевязывала раненых. В это время я настойчивыми и сильными толчками решительно заявил о своем желании увидеть этот замечательный мир.

Все корпуса Дергачевской районной больницы были заняты госпиталем, кроме одного, в котором размещалась сама больница, сюда мой папа, Лепехин Василий Петрович, и доставил мою маму. В четыре часа утра радостным и жизнеутверждающим криком я оповестил всех о своем появлении на свет. Я подгадал такой момент, ну прямо-таки минута в минуту, который отметил 15 месяцев подлого и вероломного нападения Германии на мою любимую Родину. Правда, я дал им еще один день в запас для обдумывания неизбежности поражения фашистов в этой войне. Целых четыре первых дня моей жизни радости бытия не было конца, мне было дано самое волшебное на свете - материнское молоко.

Суровая действительность военных дней, упорно и непоколебимо сражающийся за мою жизнь Сталинград потребовали иного. На пятый день моей жизни ночью раздался пронзительный и требовательный стук в окно: "Маруся! Вставай, надо идти в госпиталь, эшелон приходит за эшелоном, и все из Сталинграда, мы все буквально падаем от усталости, не спим уже третьи сутки, там такая мясорубка и каждая пара рук на вес человеческой жизни и смерти! А ребеночка пусть на кормление к тебе будет носить бабушка через каждые три часа".

Так и поступили, только через пару недель невероятное напряжение дало о себе знать, молоко у моей мамы закончилось, пришлось бабушке кормить меня тюрей через марлю. Я от непонятно откуда-то взявшейся несправедливости громко плакал, бабушки (а их было у меня две) пичкали меня разными порошками, а дедушка ворчал: "Не порошки ему нужны, а пирожки, голодный он, оттого и ревет благим матом".

Лепехин Юрий Васильевич

Т.Г. БОКАРЕВА, почетный работник профтехобразования:

"Есть люди, как звезды. В полной мере эти слова соотносятся с личностью, образом мыслей, чувств, разносторонних увлечений, гениальных педагогических свершений Юрия Васильевича Лепехина.

Презентация книги "Земля за Волгой" - не привычное шоу, не стандартные высказывания, - а три часа удивительного театрального действия, режиссером, оформителем и ведущим которого, совместно с дергачевскими артистами, был сам Юрий Васильевич.

Я преклоняюсь перед полезностью этого уникального человека – Учителя, поэта, патриота. Восхищает его честность перед памятью о матери, земляках, малой родине. Его трепетное отношение к историческому и поэтическому материалу отразилось в озвучивании имен респондентов, а именно: Черкасовой Е.В., Леушиной Т.В., Сехчиной О.И., Бикбулатова И.А. Как трогательно прекрасны его обращения к маме и Водолагиной Н.Г., учительнице.

Эмоциональный и патриотический эффект настолько высок, подарки настолько ценны, пожелания и рукопожатия так горячи, что каждый из присутствующих на встрече был до глубины души очарован и счастлив.

"Сохраним в нашем сердце Победу!

Верность Родине сохраним".

Я родился в те грозные дни.

Сталинград колыбельную пел,

С Сталинградом мы были одни.

Он ковал мой грядущий удел.

Без меня окружали врага,

От родных берегов отбивали,

Но победа мне та дорога.

За нее люди кровь проливали!

Я не знаю бессонных ночей,

Гром орудий, пожары и стоны,

Не видал ярких вспышек лучей,

Озаряющих Волги затоны.

Наша сила, геройство и слава!

Сталинград - это яркий маяк,

Здесь Отчизна победу ковала!

Сталинград - это гордость моя,

Это Родина-мать рядом с нами.

Сталинград - эта яркий маяк,

Это русских священное знамя.

Сталинград нашим людям сродни,

Никому не забыть его дел,

Хоть погасли пожарищ огни,

Дух народа по-прежнему цел!

Оттого мы тогда родились,

Чтоб знамена его пронести,

И глядя, как отцы не сдались,

В новый бой поколенье вести.

Я сегодня особенно рад,

Молодые сердца горячи.

Привезу Ваш привет в Сталинград,

Дорогие мои Дергачи!

Как награду из высших наград,

Гордо мы говорим - Сталинград!

Юрий Лепехин

Были в Сталинграде страшные бои.

Прямо из окопов, прямо с поля боя

Стонущих, окровавленных принимали мы.

А были мы девчушки по семнадцать лет.

Нам хотелось плакать, в ужасе реветь,

Но нельзя теряться, руки опускать.

Надо перевязывать, кровь переливать.

Ведь чуть постарше мальчик стонет и зовет,

Его ведь где-то мама, его невеста ждет!

До боли стиснув зубы, повзрослев на год,

Мы сутками стояли, не покидая пост.

Плакали мы все же, рыдали иногда,

Когда переставала биться в моей руке рука,

Переставали биться мальчишечьи сердца.

Мы сотни жизней вырвали у смерти!

И тысячи вернули в строй!

Но как печально,

что не все подвластно людям,

И смерть иногда выигрывала бой.

И сегодня в этот день Великий,

Мы идем к вам на свидание со всех сторон.

Чтобы сказать, что помним вас. Вы с нами.

И отдать вам наш земной поклон.

И сегодня мы уже седые,

И ребята, ваши сверстники, вступили в бой.

В бой за мир, за небо чистое,

Небо мирное над всей Землей.

Мария МОСОЛЫГИНА - ЛЕПЕХИНА

Тогда я еще не родился,

А он не умер пока.

Он очень мне удивился

И улыбнулся слегка.

Я знал – он явился из ада,

Где ангелы гимны поют.

В страшном огне Сталинграда

Дрался за землю свою.

Он умирал, не зная,

Чем завершится война,

Но уже понимая,

Что жизнь забрала она.

Мы были втроем в палате

Госпиталя Дергачи.

Над нами страдала мама,

Горько плача в ночи.

Ниточка жизни дрожала,

Взлетала к свету душа.

Рукой меня мама держала,

Скорчившись, чуть дыша.

Собрав последние силы,

Прощаясь с миром навек,

Мне на краю могилы

Заповедь дал человек:

"Живи счастливо и долго.

Верно Отчизне служи.

Как грозно горела Волга –

Внукам своим расскажи".

Потом уже я родился,

А для него померк свет.

Нам было обоим по двадцать:

Мне – минут, ему – лет.

В страшной лихой круговерти

Мои Дергачи вели бой.

И сотни жизней вырвали у смерти,

И тысячи вернули в строй.