Диетические... Волосы Аксессуары

Описание монастыря грачаница. Грачаницкий монастырь Грачаница успение

Когда мы говорим о Косово всегда это связываем с разрушением и военных конфликтов, но там находятся некоторые из самых красивых образцов православной византийской культуры. Из-за своей огромной роли, которую играли в исторических событиях и из-за самой их архитектуры, а четыре из этих православных храмов, были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Одним из самых красивых является монастырь Грачаница . Это сербский женский православный монастырь, который кстати исторические события в области Косово поле сегодня является частью новосъздалата государства Косово.

Он был чрезвычайно популярен среди сербским населением, особенно с его прекрасной королевской церкви «Успения пресвятой Богородицы». Грачаница — это действующий и сегодня, но спокойствие его обитателей было прервано из-за политических и военных конфликтов между сербами и албанцами. Из-за своей роли, которую он сыграл в истории Сербии, а также из-за сохранившейся его великолепная архитектура, монастырь Грачаница был включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Монастырь Грачаница находится в одноименное село, которое находится всего в 5 км. от Приштины. Отель расположен в непосредственной близости от древнего митрополитски город Липлян. Его название происходит от села Грачаница , что в свою очередь назвали так, потому что в области было много ворон, которые грачели.

Идея возведения монастыря, а также финансирование проекта на сербского короля Стефана Урош Второй Милутин из династии находки были сделаны, который был среди самых щедрых ктитори. Его заслуга есть и Атонския монастырь Хилендар, а также множество монастырей в Салониках, Константинополе, Иерусалиме и других городах. Канонизирован — святой после ее смерти и является одним из самых почитаемых царей в истории Сербии.

Монастырь Грачаница был закончен в 1311 г., а королевская церковь «Успение Богородицы» стал одним из самых красивых и масштабных зданий, средневековая Рашка. Милутин поднимается этот храм в знак раскаяния перед святых за деяния его предшественника жупан Вукан, который в 1093 году. повелел, чтобы опожари византийский город Липлян.

С этого градеж сербского короля, который был известен своей сильной веры в православии, хотел, чтобы искупить грехи проводимая в период с 1284 -1299 войны между Македонией и Византии.

Место для строительства монастырского комплекса было выбрано в Грачаница , так как здесь был древний храм, посвященный пресвятой Девы марии, который сам был построен на ранние христианские базилики с 6 в. Все это сделало место очень подходит для строительства значимый православный центр, который имел очень важную роль во время Османского господства.

В этот период благодаря великолепное управление монастыря около сотни монахов, Грачаница начал играть важную роль в религиозной и культурной просвещения сербов. К сожалению, во время проведенных войн монастырь был разрушен, и монахи его оставить.

Сегодня оцелялата монастырской церкви, живут около 20 монахинь, которые пытаются вернуть свою бывшую славу православного храма. Церковь имеет очень высокую оценку у историков и архитекторов, так как является примером выдающейся сербской средневековой архитектуры.

В остатки от монастыря можно увидеть фрески, которые считаются одним из лучших достижений в 40-х православных храма, сделанные во время Милутин.

В Сербии продолжается затопление монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы с храмом Архангела Михаила, известного под названием Валевская Грачаница, сообщает ИА “Regnum”.

В результате обильных осадков на сегодняшний день монастырь почти полностью ушел под воду. Причина происшествия - сильные ливни и накопление воды у плотины «Стубо-Ровни» на реке Ябланица рядом с городом Валево.


Валевская Грачаница: история монастыря

В середине XV века у подножья горы Повлен в Западной Сербии была основана церковь в честь Архангела Михаила. Ее история восходит к династии Неманичей, основоположников единого сербского государства. Церковь считается «задужбиной» (храмом, построенным в поминовение о спасении души) Мирослава Неманича. Первые письменные упоминания о монастыре, сформировавшемся вокруг храма, встречаются в 1560 году в турецких летописях. Позднее на фундаменте средневековой церкви была воздвигнута новая, о чем оставил свидетельство в 1826 году сербский писатель Иоаким Вуйич (Јоаким Вујић).

Рядом с церковью расположено кладбище с захоронениями периода начала XV - середины XIX вв.

В 1997 году решением правительства Сербии монастырь получил статус культурно-исторического памятника особого значения.

В 1980-х годах был запущен проект строительства в окрестностях монастыря плотины «Стубо-Ровни», гидроэлектростанции и водохранилища. Местные жители выразили обеспокоенность , что, в случае воздействия стихии на плотину, святыня окажется в зоне затопления.

В течение шести последних лет епископ Валевский Милутин (Кнежевич) обращался к лицам, ответственным за наполнение искусственного озера, с призывами задержать уровень воды на той отметке, которая позволит храму существовать. Последнее такое обращение было направлено сербским иерархом несколько дней назад, - сообщает «Православие.ru».

См. также видеосюжет сербского телеканала BTB:

Божественная литургия совершалась в храме по благословению правящего архиерея Валевской епархии даже после объявления зоны вокруг монастыря опасной. 7 марта 2016 года священник, исполнявший послушание при храме, письменно известил Епархиальный административный совет о том, что добираться до монастыря и служить в церковном здании более не представляется возможным.

«По этому случаю с сожалением выражаем свое недоумение и страх, что в древней святыне нашего края больше нет возможности совершать Божественную литургию. С болью мы видим, как наши опасения становятся реальностью и что нам грозит затопление корабля, который веками плыл по бушующему морю этого мира, управляемый Архистратигом Михаилом и везший многих к тихому пристанищу Царства Божьего», - цитирует издание текст сообщения Валевской епархии.

Фото: Ваљевска Грачаница (Facebook)
Затопление церкви 16 марта 2016 года

16 марта 2016 года здание церкви почти полностью ушло под воду, на поверхности остался лишь купол. Пользователи социальных сетей распространяют фотографию затопленного храма с подписью: «Что сказать, чтобы не заплакать? Поделитесь этой фотографией, чтобы весь мир видел, как мы уничтожаем сами себя».

Портал Svobodni Mediji так комментирует ситуацию: «Показательным является то, что эту новость не передают практически никакие средства массовой информации и профессиональные журналисты. А публичное объяснение Сербской православной церкви, что монастырь все равно заброшен, только усиливает беспокойство».

Выражаем свое недоумение и страх, что в древней святыне нашего края больше нет возможности совершать Божественную литургию. С болью мы видим, как наши опасения становятся реальностью и что нам грозит затопление корабля, который веками плыл по бушующему морю этого мира, управляемый Архистратигом Михаилом и везший многих к тихому пристанищу Царства Божьего.

Из обращения Валевской епархии Сербской православной церкви Активист патриотической организации «Сербский народный фронт» майор Даниела Гайич в открытом письме обвинил в уничтожении святыни руководителей города Валево, которые спустя несколько лет после присвоения зданию статуса культурно-исторического памятника «обманным путем ”купили” этот монастырь у местных представителей Сербской православной церкви, чтобы его затопить и уничтожить, так что на его месте будет искусственное озеро и новый завод по обработке воды, хотя оба этих объекта на самом деле не нужны. Вопреки многолетней борьбе местного населения и многочисленных верующих со всей Сербии, с 2015 года Публичное предприятие ”Ровни” начало затопление окрестностей монастыря. Кладбище освободителей Сербии осквернили, как это делают сатанисты, - могилы воинов, которые воевали с 1912 по 1919 год, экскаваторы уже раскопали, раскидали, а останки сербских героев уже бросили в общую бетонную гробницу, в кучу поломанных костей и черепов».

Опубликовать открытое письмо его автор решила потому, что, по ее словам, «нет другого способа бороться с молчанием прозападных СМИ в Сербии, так как все они коррумпированы и находятся под цензурой НАТО. Мы больше не можем верить ”нашей” власти в Сербии, так как и эта власть поддерживает Евросоюз и НАТО и пробует насадить протестантизм и уничтожить православие, вопреки тому, что народ Сербии - это преимущественно православный народ. Также мы не можем никак влиять на Сербскую православную церковь, нам кажется, что и наша Церковь также запугана властями и союзом НАТО и не смеет выразить свое мнение по данному вопросу».

Общественные движения в защиту монастыря возникли в Валево и Белграде. За сохранение святыни борется общество «Истиннолюбие». В целом организовано уже более полусотни публичных протестов. Кроме того, в защиту религиозного и культурного памятника было создано народное ходатайство, которое подписали более 30 тысяч человек. Однако, как говорится в открытом письме активистки патриотической организации «Сербский народный фронт» Даниелы Гайич, власти обращение проигнорировали.


Посвящён Успению Пресвятой Богородицы . 13 июля 2006 года включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО . Помимо этого монастырь включен в Список объектов Всемирного наследия, находящихся под угрозой уничтожения .

Монастырь
Монастырь Грачаница
Манастир Грачаница
42°35′54″ с. ш. 21°11′36″ в. д. H G Я O L
Страна Сербия Сербия
Анклав Грачаница
Конфессия Сербская православная церковь
Епархия Рашско-Призренская
Архитектурный стиль Вардарский стиль
Основатель Стефан Милутин
Дата основания 1315 год
Статус действующий монастырь
Сайт manastirgracanica.rs
Грачаница на Викискладе

История

Монастырь был основан королём Стефаном Милутином в 1315 году на руинах церкви XIII века , которая в свою очередь была построена на фундаменте раннехристианской трёхнефной базилики VI века . Притвор и церковная башня были построены несколько десятилетий спустя, в том числе в целях защиты фресок на западном фасаде. Нартекс был серьёзно повреждён турками в период между 1379 и 1383 годами, но был восстановлен в 1383 году . Следующее разграбление монастыря османами последовало после битвы на Косовом поле в 1389 году .

Во время турецкого владычества Грачаница стала важным культурным центром. Во время правления митрополита Никанона (1528-1555) было написано несколько новых икон для алтаря. Кроме того, здесь находилась типография, выпускавшая в большой количестве богослужебную и духовную литературу. Царские врата были созданы в 1564 году при митрополите Дионисии, чья смерть также запечатлена на фресках в притворе. Благодаря усилиям патриарха Макария Соколовича в монастыре были проведены крупные реставрационные работы и созданы новые фрески в монастырской церкви. При патриархе Паисии церковь была покрыта свинцовой кровлей, а в иконостасе водружён массивный крест.

После Второй мировой войны сюда вернулись монахини. В настоящее время здесь находятся 24 насельницы, занимающиеся иконописью, сельским хозяйством, шитьём и другими монастырскими послушаниями.

После окончания войны в Косово в 1999 году епископ Рашки и Призрена Артемий перенёс свою кафедру из Призрена в этот монастырь, так что в настоящее время монастырь является не только духовным, но национальным и политическим центром сербского народа в Косово.

В 1977 году сербами в США был приобретён участок земли, на котором они построили монастырь, получивший название Новая Грачаница. Церковь американского монастыря внешне повторяет древнее косовское здание, однако немного больше в размерах.

Епархия Рашско-Призренская Основатель Стефан Милутин Дата основания 1315 Статус действующий монастырь Сайт Координаты : 42°35′54″ с. ш. 21°11′36″ в. д.  /  42.59833° с. ш. 21.19333° в. д.  / 42.59833; 21.19333 (G) (Я)

История

Монастырь был основан королём Стефаном Милутином в 1315 году на руинах церкви XIII века , которая в свою очередь была построена на фундаменте раннехристианской трёхнефной базилики VI века . Притвор и церковная башня были построены несколько десятилетий спустя, в том числе в целях защиты фресок на западном фасаде. Нартекс был серьёзно повреждён турками в период между 1379 и 1383 годами, но был восстановлен в 1383 году . Следующее разграбление монастыря османами последовало после битвы на Косовом поле в 1389 году .

Во время турецкого владычества Грачаница стала важным культурным центром. Во время правления митрополита Никанона (1528-1555) было написано несколько новых икон для алтаря. Кроме того, здесь находилась типография, выпускавшая в большой количестве богослужебную и духовную литературу. Царские врата были созданы в 1564 году при митрополите Дионисии, чья смерть также запечатлена на фресках в притворе. Благодаря усилиям патриарха Макария Соколовича в монастыре были проведены крупные реставрационные работы и созданы новые фрески в монастырской церкви. При патриархе Паисии церковь была покрыта свинцовой кровлей, а в иконостасе водружён массивный крест.

После Второй мировой войны сюда вернулись монахини. В настоящее время здесь находятся 24 насельницы, занимающиеся иконописью, сельским хозяйством, шитьём и другими монастырскими послушаниями.

После окончания войны в Косово в 1999 году епископ Рашки и Призрена Артемий перенёс свою кафедру из Призрена в этот монастырь, так что в настоящее время монастырь является не только духовным, но национальным и политическим центром сербского народа в Косово.

В 1977 году сербами в США был приобретён участок земли, на котором они построили монастырь, получивший название Новая Грачаница . Церковь американского монастыря внешне повторяет древнее косовское здание, однако немного больше в размерах.

В 2000 году на горе Црквина в Требине , в Республике Сербской , был основан Монастырь Херцеговачка-Грачаница , главная церковь которого также является копией косовской Грачаницы.

Архитектура

Главным зданием монастыря является крестовокупольный пятиглавый Успенский собор, построенный в 1315-1321 годах. Внешний притвор достроен несколько позже и открыт с трех сторон как портик.

Фрески

Монастырь известен своими уникальными фресками. В XIV веке были созданы следующие росписи: в апсиде - литургические сцены, в наосе - Великие праздники, Страсти Христовы и чудеса Христовы, Притчи, в нартексе - портреты ктиторов , Родословная Неманичей , Страшный суд , Месяцеслов . Фрески внешнего притвора написаны в 1570 году . В ризнице церкви хранятся сербские иконы и рукописи XIV-XVI веков.

Именно эти фрески были использованы при оформлении книги «Песни южных славян», входящей в Библиотеку всемирной литературы (11 том 1 серии).

См. также

  • Монастыри Сербской православной церкви в Косове и Метохии

Напишите отзыв о статье "Грачаница (монастырь)"

Ссылки

Отрывок, характеризующий Грачаница (монастырь)

Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она. Грача́ница , женский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы Рашко-Призренской епархии Сербской Православной Церкви

Первоначально на месте современной церкви Грачаницы находилась раннехристианская базилика. До завоевания региона Болгарией в - веках храм был кафедрой византийской епископии Дардания .

В эпоху Первого Болгарского царства и после покорения Византией державы комитопулов () - центром Липенийской или Липлянской епархии (от названия рим. г. Ульпиана (серб. Липлян), находящегося близ Грачаницы), которая в -XII века входила в состав Охридской архиепископии .

Как сербский монастырь Грачаница возникла не позднее правления св. кор. Стефана Первовенчанного (1197-1228), поскольку Стефан Урош II Милутин в повелье (грамота) упоминает о существовании обители во времена «родитель и прародитель» . О возобновлении обители при Милутине свидетельствует его грамота еп. Игнатию, выполненная в году в технике фрески на западной стене диаконника монастырского собора . В монастыре продолжал находиться центр Липлянской епархии , иногда ее архиереи титуловались Грачаницкими, эта титулатура сохранилась и в середине XVI века, когда Грачаница вошла в состав Новобрдоской митрополии .

В 1380-х годах, до османского завоевания, Грачаница была крупным книгописным центром, связанным с княжеским двором Вука Бранковича в Приштине и, возможно, с сербскими монастырскими скрипториями Афона. По повелению (архи)еп. Симеона в году здесь была написана Минея служебная на апрель , в году - на октябрь . Кроме того, в скриптории был переписан ряд рукописей, в т. ч. неск. комплектов минейного Торжественника архаичного состава .

Архитектура и убранство

Представительный пятикупольный храм - кафедральный собор местных епископов - выделяется ступенчато расположенными сводами и сложно расчленёнными формами завершающих частей. В кладке используется камень и кирпич. Это последняя по времени работа придворной артели краля Милутина во главе с Михаилом и Евтихием.