Диетические... Волосы Аксессуары

Савельева н научная работа вернадский. Владимир Иванович Вернадский: биография, научные достижения, интересные факты из жизни. Биография и основные труды И.В. Вернадского

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945)

Выдающийся естествоиспытатель Владимир Иванович Вернадский был самым крупным минералогом мира. Среди минералогов и геохимиков есть, конечно, много талантливых исследователей, внесших свой вклад в эти дисциплины. Отдельные вопросы ими разрабатывались не менее глубоко, чем В. И. Вернадским, однако по широте и глубине понимания и охвата природных минералообразующих процессов, по силе анализа истории химических элементов земной коры в целом мы не знаем учёных, ему равных.

В. И. Вернадский преобразовал минералогию, создал геохимию, науку об истории химических элементов - атомов Земли и космоса - и наиболее глубоко и правильно определил задачи этого нового течения в геологии. Он был творцом биогеохимии - науки о роли организмов в истории химических элементов Земли и о взаимосвязи организмов с земной корой. В. И. Вернадский работал во многих областях естествознания: минералогии, кристаллографии, геохимии, биогеохимии, радиогеологии, гидрогеологии, метеоритике, почвоведении и везде оставил глубокий след.

Владимир Иванович Вернадский родился 12 марта 1863 года в Петербурге, в семье профессора-экономиста. В 1881 г. он окончил гимназию. О гимназических годах у Владимира Ивановича остались неприятные воспоминания. Классическая гимназия, по его словам, была классической только по названию. "Главным несчастьем было то, - писал в 1916 г. В. И. Вернадский, - что в общем преподавателями древних языков в это время в России были или, как у нас, чужие люди, сторонние русской жизни и интересов нашей страны и потому бессознательно добросовестно исполнявшие антинациональную официальную программу, или чиновники - полицейские, которым никакого дела не было до идейных заданий школы, более или менее добросовестно исполнявшие предписание такого же, как и они, начальства. Несомненно, других исполнителей для полицейской классической системы и нельзя было найти".

Интересы талантливой части гимназической молодёжи сосредоточивались в различных кружках, работа в которых оставляла глубокий след в жизни их участников. По этому поводу В. И. Вернадский писал: "Странным образом, стремление к естествознанию дала мне изуродованная классическая гимназия, благодаря той внутренней подпольной, неподозревавшейся жизни, какая в ней шла в тех случаях, когда в её среду попадали живые, талантливые юноши-натуралисты". Однако его интересы в гимназический период находились в области истории, философии и славянских языков.

Совершенно по-другому пошла его жизнь после поступления в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. Состав профессоров Петербургского университета того времени был блестящим. В нём читали лекции Менделеев, Меншуткин, Докучаев, Сеченов, Костычев, Иностранцев и другие. В воспоминаниях В. И. Вернадского о студенческих годах мы читаем: "На лекциях многих из них - на первом курсе на лекциях Менделеева, Бекетова, Докучаева - открылся перед нами новый мир, и мы все бросились страстно и энергично в научную работу, к которой мы были так несистематично и неполно подготовлены прошлой жизнью. Восемь лет гимназической жизни казались нам напрасно потерянным временем, тем ни к чему ненужным искусом, который заставила нас проходить вызывавшая глухое наше негодование правительственная система". Эти мысли получали яркое выражение в лекциях Д. И. Менделеева... Дмитрий Иванович Менделеев, по словам В. И. Вернадского, возбуждал "глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению".

В 1885 г. В. И. Вернадскому была присвоена степень кандидата естественных наук за исследование физических свойств изоморфных смесей. Начало научной деятельности В. И. Вернадского протекало в кругу лиц, группировавшихся вокруг выдающегося русского учёного-почвоведа В. В. Докучаева, которого он считал своим учителем. В. В. Докучаев в это время создавал новую отрасль естествознания - почвоведение, науку о почве как самостоятельном естественно-историческом теле, возникающем и развивающемся в поверхностных условиях земной коры, где жизнь взаимодействует с неорганической природой.

В связи с изучением эволюции почв у В. В. Докучаева возник огромный интерес к генезису минералов и их истории как составной части истории почв. Докучаев оказал глубокое влияние на будущее развитие научной деятельности В. И. Вернадского как минералога, геохимика и биогеохимика.

После окончания университета, в период с 1886 по 1888 г., В. И. Вернадский был хранителем минералогического музея Петербургского университета. В 1888 г. его командируют за границу для проведения работы по минералогии и кристаллографии. В течение двух лет он работал в Италии, Германии, а главным образом во Франции у профессоров Фукэ и Лешателье, где ознакомился с методами синтеза минералов и их определением.

В 1890 г. В. И. Вернадский возвратился в Россию и принял участие в почвенной экспедиции В. В. Докучаева. Осенью этого же года он был утверждён доцентом Московского университета. В 1891 г. в Петербургском университете В. И. Вернадский защитил диссертацию на звание магистра минералогии и геогнозии на тему "О группе силлиманита и роли глинозёма в силикатах", а в 1897 г. он получил степень доктора за работу "О явлениях скольжения кристаллического вещества".

В 1898 г. В. И. Вернадский был назначен профессором Московского университета, где и работал до 1911 г. За двадцатилетний период работы в Московском университете он создал учебники по минералогии и кристаллографии, в корне перестроил преподавание этих дисциплин, упорядочил и развил одновременно минералогический музей университета.

В 1906 г. В. И. Вернадский был избран адъюнктом Академии наук, а в 1909 г. академиком. В 1911 г. он с группой демократически настроенных профессоров (К. А. Тимирязев и другие), в знак протеста против реакционной политики министра Кассо в отношении высшей школы, оставил Московский университет и переехал в Петербург.

С тех пор по день смерти его научная деятельность протекала преимущественно в Академии наук.

Научная деятельность В. И. Вернадского, постоянным предметом исследования которого была история минералов и химических элементов Земли, может быть условно разделена на три периода. В первый период он разрабатывал преимущественно вопросы минералогии и кристаллографии. Во второй, на основе огромных материалов минералогии, создавал и развивал геохимию. В третий, обнимающий последние 15-20 лет жизни, он создавал биохимию и разрабатывал её проблемы.

До В. И. Вернадского в минералогии существовало описательное направление. Минералы преимущественно изучались с точки зрения их внешних свойств - формы, цвета, твёрдости, размера и т. п. Очень мало внимания уделялось выяснению причин и условий образования минералов, закономерностям их взаимоотношений друг с другом, т. е. их парагенезису, а также их внутренним свойствам, их строению.

В. И. Вернадский развил генетическую минералогию: он учил рассматривать минералы как закономерные продукты физико-химических процессов, происходящих в земной коре и космосе. Он создал минералогию как химию Земли; указал на необходимость изучать не только минералы, но и минералообразующие процессы и выдвинул парагенезис минералов как важный критерий в познании их происхождения.

Он с успехом искал и находил причины процессов минералообразования и изучал сам эти процессы. "Я положил в основу широкое изучение минералогических процессов земной коры, обращая основное внимание на процесс, а не только на исследование продукта процесса (минерала), на динамическое изучение процессов, а не только на статическое изучение их продуктов, причём, - после некоторых колебаний, - остановился для своей исследовательской работы, главным образом, на минералогии, а не на кристаллографии".

При изучении любого процесса В. И. Вернадский искал и находил влияние фактора времени как реального природного фактора всех процессов, т. е. подходил к исследуемому предмету исторически.

В. И. Вернадский дал наиболее полное и правильное определение минералогии как науки и минерала как предмета исследования этой дисциплины. Он писал: "Минералогия представляет собой химию земной коры, она имеет задачей изучение как продуктов природных химических процессов, так называемых минералов, так и самих процессов. Она изучает изменение продуктов и процессов во времени, в различных естественных областях земной коры. Она исследует взаимные естественные ассоциации минералов (их парагенезис) и законности в их образовании".

Наибольшей известностью пользуются работы В. И. Вернадского в области исследования строения важнейшей группы минералов - алюмосиликатов, составляющих большую часть земной коры: полевых шпатов, фельдшпатидов, слюд и других. Работы в этой области были начаты им в 1890-1891 гг. Строением алюмосиликатов он не переставал интересоваться на протяжении всей своей научной деятельности.

До В. И. Вернадского все силикаты, в том числе и алюмосиликаты, рассматривались как соли кремнёвых кислот. В. И. Вернадский установил, что окись алюминия, как и окись кремния, играет кислотную роль и входит в состав сложных алюмокремнёвых кислот.

Обобщив огромный фактический материал по каолинам, слюдам и другим минералам, В. И. Вернадский разработал и выдвинул свою теорию строения алюмосиликатов - теорию каолинового, или слюдяного, ядра, которую впоследствии знаменитый французский химик Лешателье назвал гениальной. Согласно этой теории в основе строения алюмосиликатов лежит общее для этих минералов каолиновое ядро, в состав которого входят два атома алюминия, два атома кремния и семь атомов кислорода. В. И. Вернадский рассматривает полевые шпаты, слюды и другие алюмосиликаты как соли алюмокремнёвой кислоты, т. е. как продукты присоединения к указанному ядру ряда элементов-катионов: натрия, калия, кальция и других.

Теория каолинового ядра явилась исключительно плодотворной при выяснении строения, генезиса и классификации минералов. Взгляды В. И. Вернадского на строение и происхождение минералов стали господствующими и вошли в преподавание. Благодаря применению рентгеноструктурных методов строения ряда минералов, в том числе и алюмосиликатов, внутреннее распределение в них различных элементов изучено довольно хорошо. В своём отчёте о заграничной командировке за 1932 г., т. е. спустя более 40 лет после разработки им своей теории строения алюмосиликатов, В. И. Вернадский мог написать: "В Берлине - Шарлотенбурге (проф. Эйтель и Герлингер) я теперь впервые увидел в моделях, выведенных из рентгенометрических съёмок, в пространстве, то каолиновое ядро, которое теоретически я вывел в 1891 г. и выразил на плоскости".

Интересна оценка положений В. И. Вернадского о строении алюмосиликатов, данная Шибольдом, одним из главных исследователей структуры силикатов рентгеновскими методами. Он пишет: "Большой интерес представляет то обстоятельство, что предугаданное Вернадским с гениальной интуицией четверное кольцо действительно в принципе подтвердилось, и наличие его доказано также в минералах, похожих на полевые шпаты".

Таким образом, современные исследования подтвердили основные положения теории В. И. Вернадского и тем самым показали, что научная мысль минералогов и кристаллохимиков благодаря его трудам, благодаря его поразительной силе научного предвидения шла и идёт правильным путём.

Благодаря работам Владимира Ивановича Вернадского минералогия из сухой эмпирической дисциплины, содержащей бесчисленное количество разрозненных фактов, превратилась в подлинную науку. За время работы в Москве В. И. Вернадский разработал вопросы изоморфизма - одну из интереснейших и важнейших областей генетической минералогии и геохимии. В своей работе "Парагенезис химических элементов земной коры" он разбил все химические элементы, слагающие Землю, на 18 групп - на "природные изоморфные ряды". В каждый ряд им помещены элементы, которые могут заменять друг друга при образовании общих для них минералов. Общим для двух элементов называется такой минерал, который до известных пределов не меняет своей кристаллической структуры при замене этих элементов друг другом. Такие элементы называются изоморфными. При этом он установил очень важное положение о том, что изоморфные ряды не являются постоянными, а "перемещаются и изменяются под влиянием изменения температуры и давления". Он показал, что в условиях низких температур и давлений соединяются в общие минералы и дают изоморфные смеси одни элементы, в условиях высоких давлений и низких температур - другие; а там, где господствуют высокие температуры и давления (зона застывания магм), - третьи. Из рядов В. И. Вернадского видно, что число элементов, способных заменять друг друга при образовании общих минералов, как правило, возрастает с повышением температуры и давления.

Исследования В. И. Вернадского в области изоморфизма устанавливают руководящие принципы, дающие возможность предсказывать, где и какие элементы можно встретить вместе, т. е. позволяют сознательно подходить к изучению распределения химических элементов в породах и минералах как продуктах разных процессов: магматических, метаморфических, осадочных. Это, в свою очередь, ставит на научную основу поиски месторождений полезных ископаемых. Раз эти ряды непостоянны, то при переходе породы, состоящей из тех или иных групп элементов, в обстановку других температур и давлений (что всё время происходит в земной коре) элементы перегруппировываются, происходит их концентрация или рассеяние.

В. И. Вернадский развернул картину, отображающую колоссальные процессы перемещения химических элементов земной коры во времени и пространстве, изменения их сочетаний друг с другом, т. е. представил их историю.

Много внимания уделял В. И. Вернадский изучению химического состава земной коры. Он уточнил имевшиеся данные по её химическому составу, разбил все элементы по их участию в сложении земной коры на 10 групп (декад), установил новые кларки (процентное содержание элемента в земной коре) для ряда редких элементов. Большую работу провёл В. И. Вернадский по изучению редких и рассеянных элементов (рубидия, цезия, таллия и др.).

Характерной чертой В. И. Вернадского как учёного является его поразительная способность подмечать явления, правильно оценивать научную значимость новых открытий и использовать их для дальнейшего развития науки.

Так, например, в связи с открытием радиоактивности Владимир Иванович Вернадский обратил внимание на роль радиоактивных элементов в жизни нашей планеты. В научных кругах геологов и учёных, имеющих дело с Землёй как геологическим телом, шли и идут споры об источниках энергии, обусловливающей процессы, протекающие в земной коре. Ряд исследователей считает, что в основе этой деятельности лежит тепловая энергия, сохранившаяся от той стадии развития Земли, когда Земля была ещё в расплавленном состоянии; другие видят источники этой энергии в процессах сжатия Земли, в силу её остывания и т. п. В. И. Вернадский, в связи с работами Джоли, развил положение, что основной энергетический источник всех геохимических процессов, идущих в земной коре, заключается в процессах радиоактивного распада. "Тепло, - пишет он, - освобождающееся под влиянием непрестанного разрушения атомов определённых радиоактивных элементов (действительно, имеющего место), совершенно достаточно для объяснения всех этих грандиозных явлений".

Изучая минералы, а также процессы их возникновения, изменения и исчезновения, В. И. Вернадский, естественно, перешёл к изучению истории химических элементов, слагающих эти минералы. Это было естественным шагом в сторону углубления его представлений о химических процессах земной коры, поскольку для него было ясно, что каждый минерал представляет собой временную постройку вечно мигрирующих элементов. Перейдя к более систематическому изучению истории химических элементов в земной коре, В. И. Вернадский, таким образом, создал новую науку - геохимию. В. И. Вернадский сформулировал задачи геохимии, установил место этой науки среди других геологических дисциплин и указал проблемы и пути её будущего развития. Владимир Иванович внёс в эту науку много конкретных фактов и эмпирических обобщений.

В. И. Вернадский разбил все элементы Менделеевской системы на шесть групп, в зависимости от их геохимической роли в строении и процессах земной коры: 1) благородные газы, 2) благородные металлы, 3) циклические элементы, 4) рассеянные элементы, 5) элементы сильно радиоактивные, 6) элементы редких земель.

Особое внимание он уделил группе циклических элементов, которые составляют большую часть веса земной коры, и группе сильно радиоактивных элементов, в распаде которых он видел источник энергии почти всех геохимических и геологических процессов, происходящих в земной коре. Циклические элементы названы так им потому, что они неоднократно проходят в своей истории различные области земной коры, образуют в них различные, присущие только этим геосферам соединения и возвращаются вновь в то состояние, с которого начался тот или другой цикл. Здесь мы видим дальнейшее развитие его прежней идеи "природных изоморфных рядов". Вместе с тем, В. И. Вернадский указывает, что все циклические элементы являются органогенными, т. е. они принимают участие в строении живого вещества, которое является весьма важным фактором перемещения химических элементов земной коры.

Не меньшее значение В. И. Вернадский придавал группе сильно радиоактивных элементов. В живом веществе и радиоактивных элементах, несмотря на их относительно незначительное количество, он видел главные факторы геохимических процессов земной коры.

Таким образом, исследуя историю химических элементов в земной коре, В. И. Вернадский впервые в должной мере обратил внимание на роль живого вещества - растительных и животных организмов - в истории химических элементов на Земле. В связи с этим последние 15-20 лет своей жизни В. И. Вернадский отдал изучению химического состава и распространённости животных и растительных организмов. Он исследовал их участие в реакциях и перемещениях химических элементов в земной коре (биосфере) и создал новую науку - биогеохимию, имеющую колоссальное научное и народнохозяйственное значение.

Сейчас проблемы биогеохимии тесно связаны с рядом проблем минералогии, агрохимии, почвоведения, физиологии растений, геоботаники, биохимии и захватывают глубокие вопросы развития жизни на Земле, поскольку они касаются взаимосвязей неорганической и органической природы. В настоящее время эволюция растительного и животного мира, вопросы минерального питания растений, ряд их болезней не могут успешно разрабатываться без решения ряда проблем биогеохимии, без учёта распространения микроэлементов в почвах, водах, растениях той или иной области земной коры. Биогеохимия даёт новое освещение законам изменчивости и наследственности, т. е. основным законам дарвинизма. Исходя из данных биогеохимии, В. И. Вернадский справедливо утверждал, что: "Связь состава организма с химией земной коры и то огромное первенствующее значение, которое имеет живое вещество в механизме земной коры, указывают нам, что разгадка жизни не может быть получена только путём изучения самого живого организма. Для её разрешения надо обратиться к первоисточнику - земной коре".

Изучая геохимическую роль организмов в жизни Земли, Владимир Иванович Вернадский пришёл к выводу, что свободный кислород биосферы и даже "земная газовая оболочка, наш воздух, есть создание жизни".

Для развития биогеохимии В. И. Вернадский организовал в составе Академии наук СССР биогеохимическую лабораторию и стал во главе её. В связи с 80-летием со дня рождения В. И. Вернадского эта лаборатория решением советского правительства была переименована в лабораторию геохимических проблем и ей присвоено имя юбиляра.

Одной из больших заслуг В. И. Вернадского является то, что он учил рассматривать процессы в земной коре и жизнь Земли в целом как части космоса.

Разрабатывая важнейшие теоретические проблемы, В. И. Вернадский никогда не забывал о необходимости практических выводов из достижений своей науки. Горячий патриот своей родины, он заботился о приумножении производительных сил России, о необходимости её самостоятельного развития. В годы первой мировой войны в своих статьях "Из прошлого" и "Война и прогресс науки", вышедших в 1915 г., В. И. Вернадский обвинял царское правительство в том, что оно не охраняло России от иноземного засилья, не могло само использовать производительные силы страны и тем самым увеличивало силы врага - Германии.

"Для нас, - писал В. И. Вернадский, - выяснилось многое во время войны и прежде всего стало ясно всем то, что раньше было ясно немногим - наша экономическая зависимость от Германии, носящая совершенно недопустимый характер при правильном государственном управлении. То, что это сделалось ясным для русского общества, очевидно, является фактом величайшей важности, ибо последствием такого сознания неизбежно будет изменение положения дел.

Одним из главнейших факторов такого освобождения является использование своими силами своего достояния".

Он критиковал положение дел в России с позиций учёного. Он указывал, что в нашей стране добывается только 31 химический элемент из 61, используемых техникой первой мировой войны. Он, как и Менделеев, ратовал за изучение производительных сил России и заявлял, что в недрах России имеются все виды полезных ископаемых. Утверждая это, он исходил из того, что на территории нашей необъятной страны имеются остатки почти всех геологических формаций и что в её недрах протекали и протекают геологические, в том числе и рудообразующие, процессы, присущие всем остальным частям суши земного шара.

Теоретические положения В. И. Вернадского о наличии руд алюминия, калия и других полностью подтвердились послереволюционными геологическими исследованиями.

В. И. Вернадский был прекрасным организатором. Он энергично и настойчиво проводил свои идеи в жизнь, ломая всякие преграды. Для изучения производительных сил России он создал Комиссию по изучению естественных производительных сил страны (КЕПС).

На основе больших работ, проведённых этой Комиссией под руководством В. И. Вернадского и по его инициативе, организовался ряд постоянных учреждений: Институт географии, Институт минералогии и геохимии, Радиевый институт, Керамический институт, Оптический институт, Комиссия по изучению вечной мерзлоты (сейчас Институт имени акад. В. А. Обручева), Комиссия по минеральным водам, Метеоритный комитет, Комиссия по изотопам и другие. Наследником КЕПС остался Совет по изучению производительных сил СССР.

В. И. Вернадский много сделал в области изучения истории русской науки. Он на свои средства провёл большую работу по сбору рукописных материалов М. В. Ломоносова. Собранные материалы он передал Академии наук; он провёл большое исследование по освещению роли и значения М. В. Ломоносова в русской и мировой науке.

В. И. Вернадский уделял исключительное внимание подготовке кадров и был строгим и внимательным учителем. Почти все минералоги и геохимики Советского Союза, а также ряд минералогов и геохимиков в зарубежных странах (Франция, Чехословакия) являются учениками В. И. Вернадского.

В. И. Вернадский пользовался исключительным авторитетом как в СССР, так и за границей.

Одна из главных работ В. И. Вернадского - "Очерки геохимии" - переведена на французский, немецкий, японский языки и выдержала несколько изданий.

В. И. Вернадский был членом Французской и Чехословацкой Академий наук, состоял членом ряда научных заграничных обществ.

Он являлся вице-президентом Международной комиссии по определению возраста Земли радиоактивными методами.

За научные труды В. И. Вернадскому была присуждена премия первой степени им И. В. Сталина, а в день 80-летия он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В последние годы здоровье В. И. Вернадского начало сильно ухудшаться. Но он никогда не прекращал научной работы, большую часть времени работая дома. Но часто с помощью сопровождающих он приходил на заседания Отделения геолого-географических наук, учёные советы институтов, посещал заседания внеакадемических учреждений и принимал в них активное участие; он много работал над своими воспоминаниями, следил за работой своих многочисленных учеников и созданной им научной школы.

Результатом его последних научных работ был доклад о необходимости изучения минералогии космоса, который он сделал на совещании минералогов в октябре 1944 г.

В 1943 г. умерла Наталья Егоровна - жена Владимира Ивановича, смерть которой он переживал очень тяжело. С ней он прожил более 55 лет и ей, как он сам отмечал, был многим обязан в своей научной деятельности.

Владимир Иванович Вернадский любил свою страну и свой народ; любил и гордился ими, гордился необъятными просторами нашей Родины, неисчерпаемыми природными богатствами, героическим русским народом.

Эта любовь и преданность народу и стране являлись для Владимира Ивановича путеводной звездой его жизни, научной и государственной деятельности.

Главнейшие труды В. И. Вернадского: О группе силлиманита и роли глинозёма в силикатах, "Бюллетень Общества естествоиспытателей природы", М., 1891; Парагенезис химических элементов в земной коре, "Дневник XII съезда русских естествоиспытателей и врачей", 1910, № 10; Минералогия, М., 1910, ч. 1 и 2; опыт описательной минералогии, т. I - Самородные элементы, Спб., 1908, в. 1; 1909, в. 2; 1910, в. 3; 1912, в. 4; 1914, в. 5; т. II - Сернистые и селенистые соединения, Пг., 1918, в. 1; 1922, в. 2; История минералов земной коры, Пг., 1923 (т. I, в. 1), Л., 1927 (т. I, в. 2), 1934 (т. И, в. 1 и 2); Очерки и речи, Пг., 1922; Биосфера, Л., 1926, в. 1 и 2; Очерки геохимии, Л., 1927; Земные силикаты, алюмосиликаты и их аналоги, М. - Л., 1937; Биогеохимическне очерки 1922-1932 гг., М. - Л., 1940.

О В. И. Вернадском: Статьи Обручева В. А., "Известия Академии наук СССР", серия геологическая, 1945, № 2; Власова К. А. и Щербакова Д. И., Записки Всесоюзного минералогического общества", 1945; "Вестник Академии наук СССР", 1945, № 3; Берг Л. С., Очерки по истории русских географических открытий, М.-Л.,. 1946.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - это знаменитый на весь мир российский мыслитель и естествоиспытатель. Принимал активное участие в общественной жизни страны. Является главным основоположником комплексов основных наук о Земле. В сферу его изучения входили такие отрасли, как:

  • биогеохимия;
  • геохимия;
  • радиогеология;
  • гидрогеология.

Является создателем большинства научных школ. С 1917 года является академиком российской АН, а с 1925 - академиком АН СССР.

В 1919 году стал первым резидентом АН Украины, затем - профессором Московского института. Однако ушел в отставку. Этот жест являлся знаком протеста против плохого отношения к студентам.

Изложенные мысли Владимира Ивановича Вернадского стали отправной точкой развития Основной идеей ученого была целостная научная разработка такого понятия, как биосфера. По его словам, данный термин определяет живую земную оболочку Земли. Вернадский Владимир Иванович ("ноосфера" также является введенным термином ученого) изучил целостный комплекс, в котором основную роль играет не только живая оболочка, но и человеческий фактор. Учения столь умного и рассудительного профессора о взаимоотношениях людей и окружающей среды не могли не оказывать значительного влияния на научное формирование естественного сознания каждого здравомыслящего человека.

Академик Вернадский был активным сторонником который базируется на идее единства космоса и всего человечества. Также Владимир Иванович являлся лидером партии конституционалистов-демократов и движения земских либералов. Получил государственную премию СССР в 1943 году.

Детские годы и юность будущего академика

Вернадский Владимир Иванович (биография это подтверждает) родился в Санкт-Петербурге 12 марта 1863 года. Жил в дворянской семье. Его отец был экономистом, а мать - первой российской женщиной-политэкономом. Родители малыша были довольно известными публицистами и экономистами и никогда не забывали о своем происхождении.

Согласно семейному преданию, род Вернадских берет начало с литовского шляхтича Верны, который перешел на сторону казаков и был казнен поляками за поддержку Богдана Хмельницкого.

В 1873 году герой нашего повествования начал учебу в Харьковской гимназии. А в 1877-м его семья вынуждена была переехать в Петербург. В это время Владимир поступил в лицей и впоследствии успешно его окончил. В городе на Неве отец Вернадского - Иван Васильевич - открыл свою издательскую фирму, которая называлась «Славянская печатня», а также заведовал книжным магазином на Невском проспекте.

В тринадцатилетнем возрасте у будущего академика начинают проявляться интересы к природоведению, славянству, а также к активной общественной жизни.

1881 год был богатым на события. Цензура закрыла журнал его отца, которого в то же время еще и парализовало. И был убит Александр Второй. Сам же Вернадский успешно сдал вступительные экзамены и начал свою студенческую жизнь в Петербургском университете.

Желание стать ученым

Вернадский, биография которого столь же популярна, как и его научные достижения, начал свою учебу в Петербургском университете в 1881 году. Ему повезло попасть на лекции Менделеева, который подбадривал студентов, а также укреплял их веру в себя и учил достойно преодолевать трудности.

В 1882 году в университете было создано научно-литературное общество, в котором Вернадский имел честь вести минералогию. Профессор Докучаев обратил внимание на то, что молодой студент учится наблюдать за природными процессами. Большим опытом для Владимира стала организованная профессором экспедиция, которая позволила студенту уже через несколько лет самому пройти первый геологический маршрут.

В 1884 году Вернадский становится сотрудником минералогического кабинета Петербургского университета, воспользовавшись предложением все того же Докучаева. В этом же году вступает во владение имением. А еще через два года женится на прекрасной девушке Наталии Старицкой. Вскоре у них появляется сыночек Георгий, который в будущем станет профессором Йельского университета.

В марте 1888 года Вернадский (биография описывает его жизненный путь) отправляется в командировку и посещает Вену, Неаполь и Мюнхен. Так начинается его работа в лаборатории кристаллографии за границей.

И вот после успешного окончания учебного года в университете Вернадский решает оправиться в путешествие по Европе с целью посещения минералогических музеев. Во время поездки он принял участие в пятой конференции Международного геологического собрания, которое проходило в Англии. Здесь же был принят в Британскую ассоциацию наук.

Московский университет

Владимир Вернадский, приехав в Москву, стал преподавателем в Московском университете, заняв место своего отца. В его распоряжении были отличная химическая лаборатория, а также минералогический кабинет. Вскоре Вернадский Владимир Иванович (биология тогда еще не столь сильно итересовала молодого ученого) стал читать лекции на медицинском и физико-математическом факультетах. Слушатели позитивно отзывались о важных и полезных знаниях, которые давал преподаватель.

Вернадский описывал минералогию как научную дисциплину, позволяющую изучать минералы как природные соединения земной коры.

В 1902 году герой нашего рассказа защитил докторскую диссертацию по кристаллографии и стал ординарным профессором. В это же время принял участие в съезде геологов со всего мира, который состоялся в Москве.

В 1892 году в семье Вернадских появился второй ребенок - дочь Нина. В это время старшему сыну уже было девять лет.

Вскоре профессор замечает, что "вырастил" целую новую науку, отделяющуюся от минералогии. О ее принципах он рассказал на очередном съезде врачей и естествоиспытателей. С тех пор появилась новая отрасль - геохимия.

4 мая 1906 года Владимир Иванович становится адъюнктом по минералогии в Петербургской академии наук. Здесь же избирается заведующим минералогическим отделением Геологического музея. А в 1912-м Вернадский (биография его - прямое тому подтверждение) становится академиком.

Путешествуя по миру, ученый собирает и привозит домой самые разнообразные коллекции камней. А в 1910 году итальянский натуралист назовет открытый Владимиров Ивановичем минерал "вернадскитом".

Свою преподавательскую деятельность в Московском университете профессор закончил в 1911 году. Именно в этот период правительство разгромило кадетское гнездо. В знак протеста из высшего заведения ушла треть преподавателей.

Жизнь в Петербурге

В сентябре 1911 года ученый Владимир Вернадский переезжает в Петербург. Одной из проблем, которые интересовали профессора, было превращение минералогического музея Академии Наук в заведение мирового масштаба. В 1911 году в ассортимент музея поступило рекордное число коллекций минералов - 85. Среди них были и камни неземного происхождения (метеориты). Экспонаты были найдены не только в России, но также завезены из Мадагаскара, Италии и Норвегии. Благодаря новым коллекциям Петербургский музей стал одним из лучших во всем мире. В 1914 году вследствие увеличения штата образуется Минералогический и Геологический музей. Вернадский становится его директором.

Во время пребывания в Петербурге ученый старается создать Ломоносовский институт, который должен был состоять из нескольких отделений: химического, физического и минералогического. Но, к сожалению, российское правительство не захотело выделять на него финансы.

С тех пор как началась Первая мировая война, кредиты на радиевые работы в России стали значительно сокращаться, к тому же стремительно прервались зарубежные связи с со светилами науки. Академик Вернадский придумал создать комитет, который будет изучать естественные России. Совет, который состоял из пятидесяти шести человек, возглавил сам ученый. И в это время Владимир Иванович стал понимать, как строится вся научная и государственная жизнь. Несмотря на то что в России все ухудшалось, комиссия, наоборот, расширялась. И уже в 1916 году он смог организовать четырнадцать научных экспедиций по разным областям страны. В этот же период академик Вернадский смог заложить основы совершенно новой науки - биогеохимии, которая должна была изучать не только окружающую среду, но и природу самого человека.

Роль Вернадского в становлении украинской науки

В 1918 году дом Вернадского, построенный в Полтаве, был разгромлен большевиками. Даже несмотря на то, что в Украину пришли немцы, ученый смог организовать несколько геологических экскурсий, а также выступить с докладом на тему «Живое вещество».

После того как власть сменилась, и править начал гетман Скоропадский, было решено организовать Украинскую академию наук. Это важное задание поручили Вернадскому. Ученый считал, что самым хорошим решением будет взять за пример Российскую АН. Такое заведение должно было способствовать развитию материальной и духовной культуры народа, а также увеличению производительных сил. Вернадский, биография которого является подтверждением многих событий, происходивших тогда в Украине, согласился заняться столь важным делом, но при условии, что он не будет становиться гражданином Украины.

В 1919 году открылась УАН, а также научная библиотека. В это же время ученый работал над открытием в Украине нескольких университетов. Однако даже этого Вернадскому оказалось мало. Он принимает решение проводить эксперименты с живым веществом. И один из таких опытов дал очень интересный и важный результат. Но с приходом большевиков находиться в Киеве становится опасно, поэтому Владимир Иванович переезжает на биологическую станцию в Староселье. Непредвиденная опасность вынуждает его отправиться в Крым, где его ожидали дочь и жена.

Наука и философия

Владимир Вернадский считал, что философия и наука - это два совершенно разных способа познать человеком мир. Они разнятся объектом исследования. Философия же не имеет границ и размышляет обо всем. А наука, наоборот, имеет предел - реальный мир. Но в то же время оба понятия являются неразделимыми. Философия - это своеобразная «питательная» среда для науки. Ученым была высказана мысль, что жизнь - это точно такая же вечная часть вселенной, как энергия или материя.

В последние годы своей жизни Владимир Иванович высказал философскую идею перерастания области жизни в область разума, то есть биосферы в ноосферу. Он считал, что человеческий ум - это направляющая сила эволюции, поэтому стихийные процессы сменяются сознательными.

Геохимия и биосфера

В данном труде ученый обобщает практическую и теоретическую информацию, которая касается атомов земной коры, а также изучает природный состав геосферы. В этом же сочинении было дано понятие «живое вещество» - совокупность организмов, которые можно изучать точно так же, как и любые другие вещества: описывать их вес, химический состав и энергию. Определил геохимию как науку, изучающую химический состав и законы распространения химических элементов на Земле. Геохимические процессы способны охватить все оболочки. Самым грандиозным процессом считается разделение веществ в процессе затвердения или остывания. А вот источником всех геохимических процессов считается энергия Солнца, гравитации и тепла.

Используя законы распределения химических элементов, русские ученые разрабатывают геохимические прогнозы, а также способы поиска полезных ископаемых.

Вернадский сделал умозаключение о том, что любое проявление жизни может существовать только в виде биосферы - огромной системы «области живого». В 1926 году профессор выпустил книгу «Биосфера», в которой изложил все основы своего учения. Издание получилось небольшое, написанное простым творческим языком. Привело в восторг очень многих читателей.

Вернадский сформулировал биогеохимическую концепцию биосферы. В ней данное понятие рассматривалось как живое вещество, состоящее из множества химических элементов, находящихся во всех живых организмах в совокупности.

Биогеохимия

Биогеохимия является наукой, которая изучает состав, строение, суть живого вещества. Ученый определил несколько важных принципов, показывающих модель мира.

О чем же говорил Владимир Вернадский?

Биосфера - живая оболочка Земли - никогда не возвращается в свое прежнее состояние, поэтому все время изменяется. А вот живое вещество оказывает постоянное геохимическое влияние на окружающий мир.

Атмосфера Земли - это биогенное образование, так как борьба за кислород во всем мире намного важнее, чем поединки за пищу.

Самой мощной и разнообразной живой силой на Земле является бактериальная, открытая еще Левенгуком.

В 1943 году ученого наградили орденом и Первую половину денежного вознаграждения профессор отдал в Оборонительный фонд Родины, а вторую потратил на приобретение геологических коллекций для Российской академии наук.

и ноосфере

Ноосфера - целостная геологическая оболочка Земли, которая формируется в результате культурной и технической деятельности человечества, а также природных явлений и процессов. Самым важным постулатом концепции была роль сознательного влияния людей на окружающую среду.

Учение Вернадского о биосфере и ноосфере рассматривает появление сознания как вполне логичный результат эволюции. Также профессор смог предсказать расширение границ ноосферы, подразумевая попадание человека в космос. По Вернадскому, основой ноосферы является гармония естественной красоты и человека. Поэтому существа, наделенные разумом, должны бережно относиться к этой гармонии и не разрушать ее.

Отправной точкой появления ноосферы является возникновение в жизни человека первых орудий труда и огня - так у него оказалось преимущество перед животным и растительным миром, начались активные процессы создания культурных растений и приручения животных. И вот теперь человек начинает действовать не как существо разумное, а как творец.

А вот наука, которая занимается изучением пагубного действия представителя рода человеческого на окружающую среду, появилась уже после смерти Вернадского и называлась экологией. Но эта наука не изучает геологическую деятельность людей и ее последствия.

Вклад в науку

Владимир Иванович сделал множество важнейших открытий. С 1888 по 1897 год ученый разработал концепцию силикатов, определил классификацию кремнеземистых соединений, а также ввел понятие каолинового ядра.

В 1890-1911 гг. стал основателем генетической минералогии, установив особые связи между способом кристаллизации минерала, а также его составом и генезисом образования.

Русские ученые помогли Вернадскому систематизировать и структурировать полученные знания в области геохимии. Ученый впервые провел целостные исследования не только атмосферы Земли, но также литосферы и гидросферы. В 1907 году положил начало радиогеологии.

В 1916-1940 годах определил основные принципы биогеохимии, а также стал автором учения о биосфере и ее эволюции. Вернадский Владимир Иванович, открытия которого поразили весь мир, смог изучить количественное содержание элементов живого тела, а также геохимические функции, которые они выполняют. Ввел понятие перехода биосферы в ноосферу.

Несколько слов о биосфере

По расчетам Владимира Ивановича, составляли семь основных видов вещества:

  1. Рассеянные атомы.
  2. Вещества, возникшие из живого.
  3. Элементы космического происхождения.
  4. Вещества, образованные вне жизни.
  5. Элементы радиоактивного распада.
  6. Биокостные.
  7. Живые вещества.

Что сделал Владимир Иванович Вернадский, знает каждый уважающий себя человек. Он считал, что любое живое вещество может развиваться только в реальном пространстве, для которого характерна определенная структура. Химический состав живого вещества соответствует определенному пространству, поэтому чем больше веществ, тем больше таких пространств.

А вот переходу биосферы в ноосферу сопутствовали несколько факторов:

  1. Заселение человеком разумным всей поверхности планеты Земля, а также его победа и преобладание над другими живыми существами.
  2. Создание единой информационной системы для всего человечества.
  3. Открытие новых источников энергии (особенно таких как атомная). После такого прогресса человечество получило очень важную и мощную геологическую силу.
  4. Умение человека управлять широкими народными массами.
  5. Рост численности людей, которые занимаются наукой. Этот фактор также дает человечеству новую геологическую силу.

Владимир Вернадский, вклад в биологию которого просто неоценим, был оптимистом и считал, что необратимое развитие научного знания - это единственное существенное доказательство существовавшего прогресса.

Заключение

Проспект Вернадского - самая протяженная улица Москвы, которая ведет на юго-запад столицы. Свое начало берет около института Геохимии, основателем которого и являлся ученый, и заканчивается Академией Генерального штаба. Таким образом, она символизирует вклад Вернадского в науку, который отображается в деле обороны страны. На этом проспекте, как и мечтал ученый, находятся несколько научно-исследовательских институтов и учебных университетов.

По широте научного кругозора и разнообразию научных открытий Владимир Иванович Вернадский стоит, пожалуй, особняком среди других великих естествоиспытателей нашего времени. Во многом за свои достижения он благодарил своих учителей. Часто боролся за жизнь своих друзей и учеников, которые становились жертвами карательной системы. Благодаря светлому уму и выдающимся способностям, вместе с другими учеными смог создать сильные научные институты мирового значения.

Жизнь этого человека оборвалась внезапно.

25 декабря 1944 года Владимир Иванович попросил жену принести кофе. И пока та ходила на кухню, у ученого произошло кровоизлияние в мозг. Подобная беда постигла его отца, и сын очень боялся умереть такой же смертью. После случившегося ученый прожил еще тринадцать дней, так и не приходя в сознание. Умер Владимир Иванович Вернадский 6 января 1945 года.

Введение

Экономическая программа дворянского либерализма XIX в. В России отмечала экономическую неэффективность крепостного труда, его непроизводительность, невыгодность для общества: «крепостное положение препятствует развитию торговли, промышленности». Свои предложения он доказывал экономическими методами на основе данных статистики.

Дворянские либералы размежевались на западников и славянофилов. Различие заключалось в отношении к западноевропейскому опыту экономического развития.

К дворянским либералам примыкали буржуазные либералы, защищавшие буржуазный путь развития России. Их представителем был И.В. Вернадский

Энциклопедические сведения об И.В. Вернадском довольно скудные: Иван Васильевич Вернадский (24.5.1821-27.3.1884), русский экономист. Профессор политэкономии Киевского, затем Московского университетов (1846-56), Главного педагогического института и Александровского лицея в Петербурге (1861-68). Основатель и редактор журналов «Экономический указатель» (1857-61) и «Экономист» (1858-64). Автор работ по политэкономии, истории экономической мысли, статистике и таможенно-тарифной политике. В период подготовки крестьянской реформы 1861 Вернадский выступал против кабальных условий освобождения крестьян.

Сторонник развития крупной капиталистической промышленности в России, рассматривал законы капитализма как естественные и вечные. Взгляды Вернадского были подвергнуты критике со стороны Н.Г. Чернышевского и больше известны именно по полемическим сочинениям (в частности, Чернышевский представляет Вернадского как противника освобождения крестьян вообще, а не на кабальных условиях).

Биография и основные труды И.В. Вернадского

Вернадский Иван Васильевич, доктор исторических наук, политической экономии и статистики, экстраординарный профессор по кафедре политической экономии и статистики, коллежский советник, православного вероисповедания, сын статского советника, из дворян Черниговской губернии, родился в Kиeве 24 мая 1821 г. Первоначально он обучался у Ф.С. Шимкевича, автора «Корнеслова русского языка». В 1831 г. поступил вольноприходящим в высшее отделение Киевского уездного духовного училища, а, по открытии Киевского учебного округа и преобразованы Киевской гимназии, поступил в 3-й класс 1-й гимназии. В 1837 г., с разрешения попечителя, не окончив полного курса гимназии, состоявшей тогда из 7 классов, выдержал экзамен в университет св. Владимира и принят был в институт казеннокоштных студентов по 1-му отделению философского факультета. В бытность свою в университете на 3-мъ курсе написал диссертацию на заданную философскую тему, под заглавием: „Изложить и критически рассмотреть замечательнейшие мнения народов и мыслителей о состоянии человеческих душ за гробом», за которую получил золотую медаль. В 1841 г. удостоен степени кандидата философии и определен в Подольскую губернскую гимназию на должность старшего учителя русской словесности. В этой гимназии для торжественного акта написал речь: «О значении славян в жизни Европы», где старался указать значение главных исторических явлений, преимущественно в истории западных славян. В 1842 г., по вызову местного начальства, перешел во 2-ю Киевскую гимназию старшим учителем русской же словесности и исправлял в ней должность секретаря педагогического совета. В это время он начал заниматься политической экономией и факультет (1-е отделение философского факультета университета), в котором он получил образование, избрал его вскоре для занятия кафедры по этому предмету в университете, для чего Вернадский и отправлен был на 3 года в Германию, Францию, Англию, Бельгию и Голландию. В свое трехлетнее пребывание за границей, согласно инструкции, Вернадский, ознакомившись с методами изложения и содержанием преподавания берлинских профессоров: Риделя, Дитерици, Гельвинга, Риттера, Раумера и др., Гейдельбергских: Pay, Шлоссера, Цепфля и др., старался распространить круг своих сведений посредством наглядного изучения различных стран Западной Европы. С этою целью он дважды посетил Австрийские владения, пробыл часть вакационного времени в Гогенгеймском агрономическом институте, посещал лекции в различных университетах, был в западной и внутренней Швейцарии, и в конце 1844 г., отправился в Париж. Здесь он следил за чтениями Бланки, Мишеля Шевалье и др., не упускал из виду экономических прений палат, посещал разные промышленные и благотворительные заведения и т. п. Затем он предпринял путешествие через Бельгию, Рейнские провинции и Западную Швейцарию в Италию до Кастелламаре, откуда через Париж отправился (1845) в Лондон. В Англии Вернадский старался ознакомиться с экономическими учреждениями, изучал систему законов о бедных, рабочих домов (workhouses) и пр. Кроме того путешествиями по главным промышленным городам Великобритании он знакомился с формами и ходом тамошней производительности и торговли. Одну из этих поездок (до Донди) он совершил вместе с членами русской комиссии для исследования льняной промышленности. В 1846 г., чрез Голландию, Гамбург, Берлин, Копенгаген, Готенбург, Моталу, Стокгольм отправился в Або, откуда сухим путем прибыль в С-Петербург, где вскоре и приступил к экзамену на степень магистра политической экономии и статистики. Диссертация, написанная им на эту степень: «О теории потребностей» была защищена им в 1847 г., и тогда же он удостоен искомой им ученой степени. По окончании экзамена, Вернадский возвратился в Киев, где и приступил в звании адъюнкта (испр. дела, с 7 ноября 1846 г., адъюнкт с 15 июня 1847 г.) к чтению лекций по своему предмету, не прекращая их и во время открывшейся вскоре холеры.

По истечении года, со времени окончания магистерского экзамена, Вернадский приступил к испытанию на степень доктора исторических наук, политической экономии и статистики, в Императорском Московском университет, которым и удостоен искомой им степени в 1849 году. Диссертация, написанная им для этой цели, напечатана в том же году под заглавием: «Историко-критическое исследование об Итальянской политико-экономической литературе до начала XIX века». По возвращении в Киев, он по представлении Совета, утвержден был экстраординарным профессором по занимаемой им кафедре (14 декабря 1849 г.). В это время, окончив свои „Начальные основания политической экономии», он представил это сочинение Совету университета, который, в 1850 г., определил напечатать его на казенный счет, что, однако, не исполнилось, вследствие перемещения Вернадского в Московский университет, он состоял ординарным профессором по той же кафедре по 1856 год. Бартенев С.А. История экономических учений. Электронная библиотека РГИУ

Вернадский состоял членом Императорского географического общества, Московского общества сельского хозяйства, Высочайше утвержденной комиссии для описания губернии Киевского учебного округа. В 1856 г. Вернадский перешел на службу из Москвы в Петербург, где состоял чиновником особых поручений при министре внутренних дел, в чине статского советника. В 1869 г. он был назначен управляющим конторой Государственного банка в Харькове, а с 1870 г. состоял там же председателем Общества взаимного кредита и помощником председателя Харьковского статистического комитета, имея чин действительного статского советника. В 1876 г. он снова переселился в Петербург.

Как ученый, Вернадский был последователем манчестерской школы политической экономии. С 1868-1876 г. Вернадский состоял управляющим конторой государственного банка в Харькове, где был также председателем общества взаимного кредита и товарищем председателя статистического комитета. Умер в Петербурге в 1884 году.

Труды Вернадского:

1) в 1848 г. помещены им переводы нескольких политико-экономических повестей г-жи Марриет (с англ.) в журнале «Звездочка»;

2) в 1849 г. напечатана им докторская диссертация: Критико-историческое исследование об Итальянской политико-экономической литературе до начала XIX века. В следующих затем годах, в разных журналах помещаемы им были преимущественно критические статьи: так,

3) в Журнале Министерства Народного Просвещения (ч. LXXIV): Задача Статистики; Предмет политической экономии (ч. ХС);

4) в Отечественных Записках.: Исследования производительных сил России Тенгоборского, три статьи (1852, т. LXXX, LXXXI, LXXXII); по поводу соч. Н. Бунге «Теория кредита» (1852, LXXXV); План статистического описания губерний Киевского учебного округa, составл. Д. Журавским (1853, т. LXXXVIII);

5) в Московских Ведомостях: о ведомости о народонаселении в 1846 г.; о хозяйственно-статистическом атласе России; о Политико-экономическом словаре Коклена; о железных дорогах; о книге Г. Ларднера «Railway economy»; о Вестнике Русского географического общества; о Сборнике статистических сведений и проч. В 1854 г. помещены им там же статьи:

6) Политическое равновесие и Англия (отдельно, Москва, 1854 и 2-е, исправл. изд., СПБ. 1877);

7) В Вестнике Русского географического общества он помещал постоянно отчеты об иностранных статистических изданиях и т. п. Затем им изданы:

8) перевод сочинения Л.В. Тенгоборского: О производительных силах России (3 книги, 1854--58), с дополнениями и примечаниями переводчика;

9) Исторический очерк практической статистики (брошюра без даты);

10) Конспект политической экономии (для преподавания в Главном педагогическом институте);

11) Романское начало и Наполеониды, СПБ. 1855;

12) Очерк теории потребностей, СПБ., 1857;

13) Очерк истории политической экономии, СПБ., 1858;

14) Опыт популярная изложения основных начал политической экономии, СПБ., 1861;

15) О мене и торговле. Публичные лекции с примеч. и прилож. статей о протективной системе и дифференциальных пошлинах в России, СПБ., 1865.

Кроме того с 1857--61 г. издавал в С.-Петербурге «Экономический указатель, статистический, экономический», политический и промышленный журнал, выходивший еженедельно (in - 8), и «Экономист: приложение к Указателю» (1858--60). Перевод сочинений Тенгоборского и издание Экономического Указателя Вернадский вел при ближайшем участии своей жены Марьи Николаевны Вернадской (урожденной Шигаевой), известной писательницы в русской экономической литературе. Статьи ее: «Женский труд»; «О детском воспитании»; «Аристократический труд»; «Домашнее хозяйство»; «О первоначальном обучении»; «Общественное значение экономических законов»; «Назначение женщины»; «О холопах» и др. по экономическим вопросам, а также ряд библиографических заметок, о выдающихся произведениях в области экономической русской и иностранной литературы, печатавшиеся в Указателе, вошли в собрание ее сочинений (СПБ., 1862). Городецкий В.К. История экономических учений. Электронная библиотека Омского государственного педагогического университета

В 1881 г. Вернадский издал перевод с французского известного сочинения Шторха «Курс политической экономии» (СПБ., в собственной типографии), снабдив его своими примечаниями.

Владимир Иванович Вернадский

Академик В. И. Вернадский о Сталине :

"Мне вспомнились высказывания Ивана Петровича Павлова... Он определенно считал, что самые редкие и самые сложные структуры мозга - государственных деятелей. Божьей милостью, если так можно выразиться, прирожденных. Особенно ясно для меня становится это, когда в радио слышится Сталина речь... такая власть над людьми и такое впечатление на людей..."

Шабалов А. Одиннадцатый удар товарища Сталина. Ростов-на-Дону, 1996, с. 10.

Далее читайте:

Письмо П.А.Столыпина В.И. Вернадскому , 7 мая 1906 г.

Письмо П.А. Столыпина В.И. Вернадскому , 18 мая 1906 г.

Письмо В.И. Вернадского В. В. Водовозову . [О роли народных масс] 88.Х.22

Вернадский Георгий Владимирович (1887-1973), сын Владимира Ивановича.

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа)

Сочинения:

Избр. соч. в 5 т. М., 1954-1960;

Биосфера. М., 1967;

Живое вещество. М., 1978;

Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1987;

Философские мысли натуралиста. М., 1988;

Начало и вечность жизни. М., 1989.

Очерки и речи, вып. 1-2. М., 1922;

Очерки геохимии. M.-Л., 1927 (4-е изд. М., 1983);

Проблемы биогеохимии, ч. 1.Л., 1934 (2-еизд. М. -Л., 1935);

Труды по геохимии. М., 1994;

Труды по всеобщей истории науки (2-е изд.). М., 1988;

Труды по истории науки в России. М., 1988;

Биосфера и ноосфера. М. 1989;

Научная мысль как планетное явление. М., 1991;

Живое вещество и биосфера. М., 1994;

Публицистические статьи. М., 1995;

О науке, т. 1: Научное знание научное творчество; научная мысль. М., 1997.

Литература:

Козиков И.А., Философские воззрения В.И. Вернадского, М., 1983;

Корсунская В.М., Верзилин Н.М., В.И. Вернадский, М., 1975;

Страницы автобиографии В.И. Вернадского, М., 1981;

Письма В.И. Вернадакого А.Е. Ферсману, М., 1985;

Баландин Р.К. Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие: (К 125-летию со дня рождения). М., 1988.

Мочалов И. И. Владимир Иванович Вернадский (1863- 1945). М., 1982;

«Прометеи». Историко-биографический альманах. М., 1938, т. 15;

Научное и социальное значение деятельности В. И. Вернадского. Л., 1989;

Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избр. труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. М., 1993;

Яншина Ф. Т. Эволюция взглядов В. И. Вернадского на биосферу и развитие учения о ноосфере. М., 1996.

ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ В. И. ВЕРНАДСКОГО

Лекции описательной минералогии (читанные в Московском университете). М., Типолитогр. Рихтер, 1899.

Основы кристаллографии. Ч. I, в. I. M., Моск. унив., 1904.

Минералогия. Ч. 1 и ч. 2. М., Моск. унив., 1910.

Очерки и речи. I–II., Научн. хим. - техн. изд., М., 1922.

Эволюция видов и живое вещество. «Природа», 1928, No. 3.

Проблема времени в современной науке. Изв. АН СССР, 7 серия, ОМЕН, 1932, No. 4.

По поводу критических замечаний академика А. М. Деборина. Изв. АН СССР, 7 серия, ОМЕН, 1933, No. 3.

Проблемы биогеохимии. I. Значение биогеохимии для изучения биосферы. Л., АН СССР, 1934.

Проблемы биогеохимии. II. О коренном материально-энергетическом отличии живых и косных естественных тем биосферы. М.-Л., АН СССР, 1939.

Биогеохимические очерки. М.-Л., АН СССР, 1940.

Проблемы биогеохимии. IV. О правизне и левизне. АН СССР. М.-Л., 1940.

Гёте как натуралист. Бюлл. МОИП. Нов. серия, 1946, т. 51, Отд. геол., т. 21(1).

Избранные сочинения, т. I–VI. М., «Наука», 1954–1960.

Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., «Наука», 1965.

Размышления натуралиста. «Природа», 1973, No. 6.

Об организации научной работы. «Природа», 1975, No. 4.

Размышления натуралиста. Пространство и время в неживой и живой природе. М., «Наука», 1975.

Размышления натуралиста. Научная мысль как планетное явление. М., «Наука», 1977.

Живое вещество. М., «Наука», 1978.

Из книги Элиу Рут, адвокат, Гос.секретарь США при президентах Уильяме Маккинли и Теодоре Рузвельте автора Гранде Юлия

Основные труды и награды Лауреат Нобелевской премии мира за заслуги по сплочению наций (1912 г.).Кавалер ордена Короны (Бельгия) и Кавалер ордена Георга I (Греция)Книга«Эксперименты в правительстве и Основные положения Конституции». 1913;.Princeton University Press, 1913.Книга«Военные и

Из книги Эрнст Ханфштангль, пресс-секретарь Гитлера автора Гранде Юлия

Основные труды и награды Автор многочисленных приветственных маршей спортивных команд, а также маршей СА и нацистских ритуальных провозглашений.Книга «Мой друг Адольф, мой враг Гитлер» (1957 г).Соавтор документального описания психологического портрета Адольфа

Из книги Абель Паркер Апшер.Гос.секретарь США при президенте Джоне Тайлере автора Гранде Юлия

Основные труды и награды Публикация издания «Краткое изучение природы и характера нашего федерального правительства». Комментарии к Конституции Соединенных штатов (1840).В честь Абеля П. Апшера был назван эсминец ВМС США «Абель П. Апшер», который был построен в 1920 году, а

Из книги Александр Николаевич Котюсов. Пресс-секретарь Бориса Немцова автора Гранде Юлия

Основные труды и награды Диссертация «Коллективные эффекты в многофазных средах». (1992 г)Кандидат физико-математических наукДепутат Государственной Думы третьего созыва (2002–2003 гг.).Лидер Чувашского отделения партии «Союз Правых

Из книги Андрей Серафимович Грачев. Пресс-секретарь Горбачева автора Гранде Юлия

Из книги Ари Флейшер, пресс-секретарь Джорджа В. Буша (младшего) автора Гранде Юлия

Основные труды и награды Является членом правления Республиканской еврейской КоалицииСборник пресс-релизов и речей на брифингах. – «Брифинги пресс-секретаря» (июль

Из книги Макс Марлин Фитцуотер, пресс-секретарь при Рональде Рейгане и Джордже Г. У. Буше автора Гранде Юлия

Основные труды и награды Награжден президентской медалью гражданина за заслуги перед страной (1992 г.)В его честь назван «Центр коммуникаций» при колледже в Риндге, Нью-Гемпшир (2002 г.)Издана работа М. Фитцуотера – «Звоните – брифинг» 1995 г.(англ. Call The Briefing), и книга под

Из книги Павел Игоревич Вощанов, пресс-секретарь Ельцина автора Гранде Юлия

Основные труды и награды Награжден медалью Правительства Литовской Республики «памяти 13 января».Автор политического романа «Фантомная боль. Последний сон Хозяина»

Из книги Пьер Сэлинджер, пресс-секретарь Дж. Ф. Кеннеди и Л. Джонсона автора Гранде Юлия

Основные труды и награды: – книга «Джон Кеннеди»;– серия сенсационых публикаций, книг и журналистских расследований о событиях в Иране, войне в Персидском залеве и др. международных конфликтах;– кавалер Ордена Почетного Легиона, самой почетной награды

Из книги Сергей Константинович Медведев, пресс-секретарь Ельцина автора Гранде Юлия

Из книги Сергей Владимирович Ястржембский, пресс-секретарь Ельцина автора Гранде Юлия

Основные труды и награды Имеет дипломатический ранг чрезвычайного и полномочного посланника 2-го класса.Награжден орденом Белого Креста (высшая государственная награда Словацкой Республики).Награжден орденом Св. князя Даниила МосковскогоНагражден медалью «В память

Из книги Уильям Дженнингс Брайан. Гос.секретарь при президенте Вудро Вильсоне автора Гранде Юлия

Основные труды и награды Брошюра «Угроза дарвинизма» (1921 г.)Обвинитель в процессе с историческим названием «Обезьяний процесс» (1925 г.).Христианский колледж имени У. Д. Брайана в штате Теннеси

Из книги Сергей Лебедев автора Пиотровский Константин Борисович

I. Основные труды С. В. Лебедева С. В. Лебедев, Исследование в области полимеризации двуэтиленовых углеводородов. СПБ, 1913.С. В. Лебедев, Жизнь и труды ОНТИ Химтеорет, Л., 1938.С. В. Лебедев, Избранные работы по органической химии:Серия «Классики науки». АН СССР, 1958.Основные работы

Из книги Декабристы-естествоиспытатели автора Пасецкий Василий Михайлович

Основные труды декабристов Ф. Н. Глинка1808 Письма русского офицера о Польше, австрийских владениях и Венгрии с подробным описанием похода россиян противу французов в 1805 и 1806 гг.: В 2 ч. М. 1815-1816 Письма русского офицера о Польше, австрийских владениях, Пруссии и Франции с

Из книги Вернадский автора Аксенов Геннадий Петрович

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В. И. ВЕРНАДСКОГО 1863, 28 февраля (12 марта н. ст.) - Санкт-Петербург. В семье профессора политической экономии и статистики Александровского лицея Ивана Васильевича Вернадского, женатого вторым браком на Анне Петровне, урожденной

Из книги автора

ИЗДАННЫЕ ТРУДЫ, ДНЕВНИКИ, ПИСЬМА В. И. ВЕРНАДСКОГО Избранные произведения / Под ред. А. П. Виноградова. М.: Изд-во АН СССР, 1954–1960. T. I–V.Собраны труды по минералогии, кристаллографии, природным водам, геохимии, радиогеологии, биосферике и другим наукам о Земле. В издание не