Диетические... Волосы Аксессуары

Презентация по обществознанию проблема общественного прогресса. Презентация на тему проблема общественного прогресса. Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс

Урок 36-37

Обществознание, профильный уровень

/ Проблема общественного прогресса /

Д.З: § 15, ?? (с.154), задания (с.154-156)

© А.И. Колмаков


  • способствовать формированию понимания прогресса и регресс в развитии общества;
  • развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;
  • способствовать выработке научной позиции учащихся.

Универсальные учебные действия

  • Знать: особенности общественного прогресса, анализировать его критерии, показать многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Противоречивость прогресса.
  • Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию информации по теме, делать выводы, решать познавательные и проблемные задания.

  • общественный прогресс;
  • регресс;
  • критерии прогресса ;
  • многовариантность общественного развития;
  • историческая альтернатива;
  • критерий прогресса

Изучение нового материала

  • Прогресс и регресс.
  • Противоречивость прогресса.
  • Критерии прогресса.
  • .
  • Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

Вспомните. Какой смысл наука вкладывает в понятие «общество»? Чем отличается линейно-стадиальный подход к пониманию общества от локально-цивилизационного?


«Прогресс» (лат.) - «движение от низшего к высшему»

  • Общественный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию.
  • Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя.
  • Для регресс а характерны: движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

ПРОГРЕСС И РЕГРЕСС

X. Ортега-и-Гассет писал об идее прогресса: «Поскольку люди позволили этой идее затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья истории, утеряли бдительность и сноровку, и жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться».


Пути общественного развития

ПРОГРЕСС

революция

эволюция

Эволюция:

  • Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении.
  • Характерными чертами эволюции выступают: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов изменения, органический характер процессов развития.

Революция

  • Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому.
  • Основными чертами революции выступают: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.

Плакат времён Великой октябрьской

Социалистической революции


Реформы

это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.


Основные противоречия прогресса:

  • Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъёмы и спады , периоды позитивных сдвигов и попятные движения .
  • Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой .
  • Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными , также и отрицательные последствия для общества.
  • Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой , когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей .

Процесс исторического развития общества противоречив: в нём можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные. " width="640"

ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ ПРОГРЕССА

= Процесс исторического развития общества противоречив: в нём можно обнаружить как прогрессивные изменения, так и регрессивные.


КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

УНИВЕРСАЛЬНЫМ КРИТЕРИЕМ

СОЦИАЛЬНОГО ПРОГРЕССА ЯВЛЯЕТСЯ ГУМАНИЗМ.


А. Кондорсе (критерий прогресса - развитие разума).

А. Сен-Симон (общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья).

Ф.В.Шеллинг (критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству).

Г. Гегель (критерий прогресса- сознание свободы).

Критерии прогресса. Философы


Критерии общественного прогресса.

  • До XVII XVIII вв. - рост науки и разума.
  • И. Кант - замена деспотизма природы диктатом разума.
  • Философы XIX в. - нравственность в тех или иных ее формах.
  • К Маркс - свобода человека, самым важным показателем которой выступает уровень развития производительных сил.
  • Современная обществоведческая мысль - качество жизни.

МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива.


МНОГООБРАЗИЕ ПУТЕЙ И ФОРМ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции - единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны.

Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор


Проверь себя

1) Что означает слово «прогресс»?

2) Чем объяснить разнообразие взглядов на прогресс?

3) В чём заключается противоречивость общественного прогресса?

4) Какие критерии прогресса выдвигались в прошлом? В чём состоит их ограниченность?

5) Какой критерий прогресса можно признать универсальным? В чём его преимущества?

6) Почему пути и формы общественного развития многообразны?

7) В чём смысл выражения «единство многообразного общественного развития»?


рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

  • Источники
  • Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. - М.: ВАКО, 2008.
  • Баранов П.А. Обществознапие: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С. В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М. : АСТ: Астрель, 2009.

Слайд 2

Общественный прогресс – это поступательное развитие общества по восходящей линии: от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенного к более совершенному.

по какому пути идет общество - по пути прогресса или регресса?

Слайд 3

Древнегреческий поэт Гесиод (VIII-VII вв. до н. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй - «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.

Слайд 4

До 1500 гг. в Европе издавалось около 1 тыс. наименований книг за год. В 1950 гг. было издано 120 тыс. наименований книг за год. К середине 1960-х гг. мировое производство книг (включая Европу) достигло 1 тыс. наименований в день. Испанский философ X. Ортега-и-Гассет (1883-1955 гг.) писал об идее прогресса: «Поскольку люди позволили этой идее затмить им рассудок, они выпустили из рук поводья истории, утеряли бдительность и сноровку, и жизнь выскользнула из их рук, перестала им покоряться». Что можно считать критерием прогресса?

Слайд 5

древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.XVIII в. французский философ-просветитель Жан Антуан Кондорсе (1743-1794 гг.) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Эту веру в прогресс воспринял и Карл Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему развитию производства и самого человека.

Слайд 6

КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Так, Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая привела бы к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу как братья.

Слайд 7

критерием может служить только постепенное приближение к правовому устройству (Шеллинг); Критерий прогресса в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества (Гегель); высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека; критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. переход от аграрного общества к индустриальному, а затем к постиндустриальному, существенное обновление, изменение в каких-либо областях (экономика, культура и т.д.)

Слайд 8

Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма. Коллаж Екатерины Корневой БУДУЩЕЕ ЗА ГУМАНИЗМОМ

Слайд 9

Особенности социального прогресса:

Возрастание темпов социального прогресса, или «ускорение ритма истории», которое придает особую динамичность и стремительность поступательному развитию общества в современную эпоху в ее сравнении с прошлым. - различные народы развиваются с неодинаковой скоростью: одни из них достигли уровня, который позволяет отнести их к числу развитых стран, другие находятся еще на стадии первобытно - общинного строя. Процессы могут быть разнонаправленными (прогресс – в одной области, регресс – в другой).

Слайд 10

Цена прогресса

1) Удобства городской жизни → «болезни урбанизации»: транспортное утомление, загрязнение воздуха, уличный шум → стресс, болезни органов дыхания.2) Стремление ускорить прогресс (20-30 – е гг. XX в.) в России привело к голоду, репрессиям, подчинению народа тотальному режиму

Слайд 11

http://www.allwomens.ru/mistika/filosofiya/ http://www.gamesby.net/games/review/1276.htm http://www.vestnikcivitas.ru/pbls/543 http://ecocrisis.wordpress.com/2008/07/12/ Источники: Боголюбов Л.Н., Обществознание 10 класс профильный уровень, М., «Просвещение», 2008 г. Интернет – ресурсы:

Посмотреть все слайды

1 слайд

3. Верно ли суждение? А. Прогрессивное развитие общества - это всегда необратимое движение вперед. Б. Общественный прогресс противоречив, не исключает возвратные движения и регресс. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба неверны. 4. Верно ли суждение? А. Исторический процесс прогрессивен. Б. Прогресс возможен только для отдельного человека. а) верно только А; б) верно только Б; в) оба неверны; г) верно А и Б.

2 слайд

2. Революция это: а) быстрые, качественные изменения в жизни общества; б) медленное, постепенное развитие; в) состояние застоя; г) возвращение в исходное состояние.

3 слайд

4 слайд

1. Под прогрессом понимается: а) упадок культуры; б) движение вперед; в) циклическое развитие; г) состояние стабильности.

5 слайд

6 слайд

13. Критерием общественного прогресса можно считать: а) развитие разума; б) развитие производства, науки и техники; в) развитие нравственности; г) все перечисленное выше.

7 слайд

14. Верны ли следующие суждения? А. Развитие науки и техники - есть универсальный критерий общественного прогресса. Б. Развитие гуманизма - есть универсальный критерий общественного прогресса. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны. 15. Верны ли следующие суждения? А. Для прогресса характерен переход от высшего к низшему. Б. Для прогресса характерны процессы деградации, возврат к низшим формам и структурам. а) верно только А; б) верно только Б; в) верно А и Б; г) оба суждения неверны.

8 слайд

11. Что из перечисленного можно отнести к причинам общественных изменений: а) внешние факторы, влияние природной среды; б) противоречия, возникающие между различными социальными силами внутри общества; в) стремление людей к новому, более совершенному; г) все, перечисленное выше. 12. Что является высшим критерием общественного прогресса? а) развитие производительных сил; б) моральное, духовное состояние общества; в) человек, качество его жизни; г) развитие науки.

9 слайд

9. Закончите определение: «Общественный прогресс - это...»: а) уровень (ступень) развития общества, его культура; б) состояние общества в целом на определенном этапе исторического развития; в) направление общественного развития, при котором происходит поступательное движение общества от простых и низших форм общественной жизни к более сложным и высоким; г) развитие и переход общества от высшего к низшему.

10 слайд

10. Высшим критерием общественного прогресса, является: а) развитие производительных сил; б) моральное, духовно-нравственное состояние общества; в) степень возрастания человеческой свободы; г) развитие человеческого разума.


Пять стадий в жизни человечества Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость. Гесиод. VIII-VII вв. до н.э.) Древнегреческий поэт и мыслитель.


В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии. Жан Антуан маркиз де Кондорсе () французский писатель, ученый- математик и политический деятель. История представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. История представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. «Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться».


Прогресс и регресс Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально «движение вперед»). Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально «движение вперед»). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.


Противоречивость прогресса Вспомним факты из истории XIXXX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве реставрация старых порядков. Вспомним факты из истории XIXXX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве реставрация старых порядков. (Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.) (Подумайте, на каких примерах из отечественной или всеобщей истории можно проиллюстрировать эту мысль.)


Противоречивость прогресса Современные исследователи считают, что положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. делают вывод о противоречивости прогресса. Современные исследователи считают, что положительные изменения в одних сферах общества могут сочетаться с застоем и регрессом в других, т. е. делают вывод о противоречивости прогресса.




Образец задания ЕГЭ Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс». B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «прогресс». Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация. Социальная реформа; стагнация; социальная революция; общественное развитие; модернизация. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «прогресс». Стагнация


Гуманизм Чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. «Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л. Н. Толстой «Прогресс состоит во все большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л. Н. Толстой Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.




Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор способов, форм, путей дальнейшего развития, т. е. историческая альтернатива. Приведите примеры исторических альтернатив. Приведите примеры исторических альтернатив.


Историческая альтернатива Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельнаяя. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития. Любая страна, любой народ в определенные моменты истории оказываются перед судьбоносным выбором, и его история осуществляется в процессе реализации этого выбора. Многовариантность путей и форм общественного развития небеспредельнаяя. Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.


Исторический выбор Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор. Таким образом, исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны. Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.





Cлайд 1

Cлайд 2

Понятие «общественный прогресс»; направленность общественного прогресса: прогресс и регресс, линейное и циклическое развитие; реформы и революции; критерии и противоречия общественного прогресса.

Cлайд 3

«Прогресс» (лат.) - «движение от низшего к высшему» Общественный прогресс понимается как развитие человечества в направлении к лучшему, более совершенному состоянию. Причинами общественного прогресса являются потребности, в ходе реализации которых люди изменяют условия существования и самих себя. Для регресса характерны: движение от высшего к низшему, процесс деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам.

Cлайд 4

Cлайд 5

Эволюция Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на непрерывном, постепенном качественном изменении. Характерными чертами эволюции выступают: постепенность, непрерывность, естественная обоснованность изменений, функциональная целостность процессов изменения, органический характер процессов развития.

Cлайд 6

Революция Это одна из форм движения, развития в природе и обществе, основанная на коренном, резком скачкообразном переходе от одного качественного состояния к другому. Основными чертами революции выступают: быстрота изменений, неорганический, сопровождающийся ломкой, характер процессов развития.

Cлайд 7

Реформы – это субъективный процесс, направленный на качественное изменение, преобразование, переустройство экономической, политической, социальной и духовной сфер общества.

Cлайд 8

Основные противоречия прогресса. Прогресс человечества выглядит не как восходящая прямая, а как изломанная линия, в которой отражаются подъемы и спады, периоды позитивных сдвигов и попятные движения. Отдельные изменения, одновременно происходящие в обществе, могут быть разнонаправленными: прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой. Прогрессивные сдвиги в той или иной области зачастую имели, наряду с положительными, также и отрицательные последствия для общества. Ускоренный прогресс нередко оплачивался слишком высокой ценой, когда в жертву прогрессу приносились целые поколения людей.

Cлайд 9

Критерии общественного прогресса. До XVII – XVIII вв. - рост науки и разума. И. Кант - замена деспотизма природы диктатом разума. Философы XIX в. - нравственность в тех или иных ее формах. К Маркс - свобода человека, самым важным показателем которой выступает уровень развития производительных сил. Современная обществоведческая мысль - качество жизни.