Диетические... Волосы Аксессуары

Обереги удмуртов и их значение. Орнамент удмуртский: тайный знак народа (фото). Удмуртское ткачество, костюмы

4 ноября в Удмуртии отмечается не только всероссийский День народного единства, но и День Государственности республики. 94 года назад Всероссийский центральный исполнительный комитет и Совет народных комиссаров приняли Декрет об образовании Вотской автономной области и положили начало формированию государственности Удмуртии.

В 1937 году у республики появился собственный флаг и герб. Этим временем датируется первое описание флага в Конституции УАССР в статье 110: "Государственным флагом Удмуртской Автономной Советской Социалистической Республики является государственный флаг Р.С.Ф.С.Р., состоящий из красного полотнища, в левом углу которого у древка наверху, помещены золотые буквы "Р.С.Ф.С.Р." на русском и удмуртском языках, с дополнительной надписью под буквами "Р.С.Ф.С.Р." букв меньшего размера "Удмуртская А.С.С.Р." на русском и удмуртском языках".

Нужно сказать, что флаг менялся не единожды. С 1978 года вместо аббревиатуры стали золотом писать полные названия автономии на двух языках: "Удмуртская АССР. Удмурт АССР". В левом верхнем углу размещались золотые серп и молот, над ними красная пятиконечная звезда, полотно само было красного цвета со светло-синей полосой у древка во всю ширину флага.

Им было предложено два проект герба. На первом макете в центре изображались ели, которые, по мнению автора, являются центральным образом удмуртской мифологии Мудор Кыз - Мировая Ель (вид Мирового Древа).

На втором макете по середине флага располагалось изображение утки. Галиханов опирался на удмуртский миф о сотворении мира. Он полагал, что именно утка была тем существом, которое Бог послал принести землю со дна мирового океана для создания суши.

Проект флага, предложенный Галихановым, представлял собой полотнище из трёх вертикальных полос: черной, белой и красной; на белой широкой полосе изображался стилизованный национальный орнамент.

В другом проекте флага Галиханова на белом полотнище были размещены черные и красные солярные знаки.

В итоге, предложения Галиханова Комиссия отклонила - в финал вышли другие 2 проекта.

Они предоставили четыре проекта. В основу своих макетов ими был положен известный с 1989 года красно-черно-белый флаг, который неофициально некоторое время считался удмуртским национальным флагом.

При создании своих работ авторы опирались на правила немецкой геральдики, согласно которой цвета герба должны присутствовать и на флаге. Так же тандем предложил изменить порядок чередования полос, изображая их в последовательности сверху вниз - белая, черная и алая.

В первом варианте флага авторы поместили италмас в сплошном зеленом круге. Кольцо в их трактовке означают луг и указывают на то, что этноним "удмурт" иногда переводят как "луговой человек". Во всю длину флага проходили верхняя белая и нижняя алая полосы. Средняя полоса от древка до зеленого кольца была черной, от кольца до свободной кромки флага - лазоревой. Таким образом, авторы хотели соединить в одном полотнище удмуртский национальный и Государственный флаг Российской Федерации. В середине зеленого кольца был помещен золотой круг с черным контурным рисунком цветка италмас.

Второй проект предусматривал такое же решение в отношении композиции цветных полос, но вместо зеленого кольца с золотым кругом и италмасом предусматривалось изображать в центре флага золотой круг с небольшим красным кружочком в центре, которые бы повторяли удмуртский национальный узор "питыри".

Третьим вариантом было изображение золотого цветка италмаса в зеленом кольце на бело-черно-алом полотнище, при этом внутри кольца полосы по ширине совпадали с полосами на флаге, но повторяли цвета российского флага, белый, лазоревый, алый.

Четвертый проект этих авторов под девизом "Кольцо флагов - 2003" предусматривал, что на бело-черно-красное полотнище удмуртского национального флага будет вшит у древка треугольник в бело-лазорево-алых цветах российского флага, отделенный тонкой золотой каймой от остальной части полотнища.

Если говорить о гербе, то он напоминал собой «финский» щит, на фоне которого был изображен цветок италмаса. По словам авторов, «финский» щит был призван подчеркнуть этнические связи удмуртского народа. Италмас же является одним из неофициальных символов Удмуртии. Кроме того, италмас в фольклоре часто связан с женским образом матери. И по легенде человек, погубивший цветок оказывался пораженным громом. Так, материнский женский образ находится под защитой природных сил.

Предложенный художником макет флага состоял из горизонтальных белой, красной и чёрной полос, в центре помещался белый солярный знак. Полосы символизировали три зоны мироздания: небо, землю и загробный мир.

Свое видение герба республики художник воплотил с помощью изображения пермского идола на красном круге.

По словам Ю. Лобанова, борьба была упорной.

Конкуренты утверждали, что соседство чёрного и красного цветов, которые присутствуют на моём гербе и флаге - это цвета траура. Но эксперты отметили, что удмурты в декоративно-прикладном искусстве активнее всех народов Урала и Поволжья использовали и используют чёрный цвет. Это цвет основы, базовый цвет, цвет земли. Так же были высказаны сомнения насчет опущенных крыльев у птицы на гербе, потому я изменил изображение.

Отметим, проекты В. Ковальчукова и Е. Шумилова вызвали возражение тем, что в них использовался чуждый для финно-угорской палитры желтый цвет. Высказывались сомнения и насчет центрального символа - италмаса - слова тюркского происхождения, в котором второй компонент - алмас - соответствует русскому "алмаз" и происходит из арабского языка, куда оно пришло из греческого. Это слово стало популярным после выхода в свет поэмы "Италмас" удмуртского писателя М.Петрова. Так же, поскольку лютик растет на огромных просторах от Сибири до Западной Европы, многие оппоненты сочли, что этот цветок не может олицетворять лишь удмуртскую государственность.

После долгого обсуждения проектов члены комиссии все-таки приняли окончательное решение. Автором флага и герба Удмуртской Республики стал Юрий Николаевич Лобанов.

Декоративно-прикладное искусство удмуртов

Каждый народ, независимо от того, малочисленный или многочисленный, вносит свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Из чувства человека извечной связи с природой народ творил свою картину мира, в ней утверждалась жизненная сила Единства. Со временем содержание и функции образов менялись, перестраивались, однако жизненно необходимые представления, нравственные и эстетические, оставались в основе народного творчества, выражая его коллективную сущность.

Орнаментальные мотивы позволяют проследить, как зооморфическ4ая художественная образность перерастает во времени в антропоморфическую. Культ религиозно-магического почитания деревьев, зверей, солнца издревле сформировал образы народного искусства, позднее - его символику.

Декоративно-прикладное искусство удмуртов имеет древние традиции. Фрагменты вышитых изделий найдены в могильниках 9 – 12 в.в.. В 19 в. вышивали на холсте шерстяными, шёлковыми, х/б нитками, мишурой. Традиционный узор – геометрический. В цветовой гамме преобладали насыщенные тёмные тона, получаемые природными красителями. Пользовались небольшим количеством цветов, часто контрастных: красный, чёрный, коричневый на белом фоне.

Во 2-й половине 19 в. вышивка постепенно оттесняется узорным ткачеством. В браной, выборной, закладной, многоремизной технике ткали ткани для одежды и украшения жилища: ковры, дорожки, покрывала, занавески, декоративные полотенца. Ткаными изделиями украшают жилище и в наши дни. Узорное вязание – чулки, носки, варежки, запястья, головные уборы. Мужчины издревле занимались художественной обработкой дерева. Основные способы – это долбление, резьба, выпиливание, обточка, плетение, тиснение на бересте, роспись.

Орнамент является своеобразным «письменным отображением мировоззрения народа». В удмуртском орнаментальном искусстве наиболее богатым в семантическом отношении является женский костюм. Это вполне закономерно, поскольку символы-украшения одежды сочетали в себе функцию оберега женщины-матери, прародительницы всего рода человеческого, и представления о мироздании.

Следует отметить, что в славянской мифологической традиции с древом жизни и, следовательно, с образом Вселенной отождествляется образ женщины. Графическим изображением по мнению исследователей (Амброз, Рыбаков), является ромб с различными ответвлениями и числовыми сочетаниями. Рассмотрим более конкретное смысловое значение ромба в различных комбинациях, встречающихся в орнаментации традиционного женского костюма удмуртов.

1. Ромб простой. Обозначенная фигура довольно часто используется в удмуртской вышивке при орнаментации различных частей костюма, и, следовательно, в зависимости от положения несёт в себе другой смысл. А поясное украшение «зар», гловное полотенце южных удмуртов «чалма» - символ земли; вышитый нагрудник «кабачи» - символ солнца.



2. Ромб с крючками. Анализ изображений показывает связь ромба с крючками с магией плодородия. «Крючки (отростки)» - стилизованное изображение побегов, следовательно, ромб с крючками – символ плодоносящего поля (Рыбаков, Богаевский). Современное название данного узора в славянской традиции «лягушка», в удмуртской – «эбек йыр/эбек тыбыр». Лягушкка – символ многоплодности. Данный символ используется в орнаментации подола распашного кафтана «шортдэрем» (сев удмурты), платья «дэрем» (юж удмурты).

3. Цепочка ромбов. Исследователи удм костюма отождествляют данный орнамент с древом жизни: вышивка на рукавах платьев сев удм-ов, головном покрывале «сюлык» юж удм-ов (Савельева, Климов, Крюкова).

Таким образом, ромб как символ земли, Солнца, плодоносящего поля, древа жизни является основной, доминирующей, фигурой в орнаментации удм жен костюма.

Традиционный народный орнамент – это своеобразная летопись самобытности народа, его обрядовой жизни; сведения об обычаях и нравах, материальном быте, семье. Цветовая орнаментальная культура проявляется в самых разных видах народного творчества: вышивке, кружеве, узорном ткачестве, резьбе по дереву, ювелирном искусстве и т.д.

Народным художником Удмуртии С.Н.Виноградовым изучены 94 образца удм. узоров, которые могут украсить предметы домашнего обихода, нарядный костюм, ворота и т.д.

В символике изобразительных искусств отражена идея единства мира и человека. Это солярные мотивы: солнышки-обереги в украшениях ворот, наличников; ступенчатые ромбы, звезда, круги, овалы, полукружья, крестообразные розетки в рисунке ковров, гобеленов. Космические образы и растительный мир мы видим в живописном богатстве красок костюма. Стилизованные ель, сосну, шиповник угадываем в затейливом кружевном узоре, вышивке. «Кыз» (ёлочка) (6), «Кыз йыл пужы» (8,9)(макушка ели), «Легезьпу сяська» (цветок шиповника) (10) встречаются на коврах, занавесках, полотенцах, в женском костюме.

В растительных и зооморфных мотивах подмечено самое красивое в природе. Полотенца украшают «Боры куар» (листья клубники) (11),девичьи свадебные платья-рубахи – узором «чож бурд» (16) (крылья утки). Узор «Пужым» (сосна)(7) украшал будничную женскую одежду. Среди узоров на птичьи мотивы – «Учы пужы (соловей)» (22). Древнее происхождение имеет узор «Вало-вало» (кони) (23). Он является традиционным украшением свадебного платка. Полотенцеобразный свадебный платок (полотенце – символ дороги) с узором «вало-ввало» означает, видимо, пожелание невесте счастливого пути. Мастера прикладного искусства могут использовать в рисунке узоры «Курег пыд (куриная лапка) (17)», «Душес (ястреб) (21)», «Вукарнан (стрекоза)» (32).

В удм. народ вышивках отражены антропоморфные мотивы – это «адями пужы (человек) (34, 35, 36)»; предмет домашнего обихода – узор «замоко» (замком) (45) на женском нагруднике. Узоры названы по материалу вышивки, технике исполнения. Одежду для особо значительных случаев (свадебную) украшали вышивкой из серебряных, позолоченных нитей – «зарни пужы» (золотой узор).

Браным узором украшали подолы рубах, концы полотенец. Закладной техникой ткали полотенца, дорожки, ковры, паласы, многоремизной – скатерти, передники, покрывала. Паласы, скатерти, покрывала, полотенца, пологи, дорожки по своим художественным принципам привлекали гармонией колорита и богатством узора. По мнению К.М.Климова, в узорах, которые украшали предметы быта, одежду удмуртов, жизненно необходимое сочеталось в них с поэтическим, сказочным, с высокой художественной приподнятостью.

Удмуртский народный традиционный орнамент представляет интерес не только для специалистов, но и для каждого, кто любит красоту и уют в своём доме, кто хочет подарить радость любимому человеку, связать ему или вышить на память, порадовать красивым нарядом, согреть сердце матери и отца подарком, сделанным своими руками.

Орнаменты представляют собой узоры из повторяющихся элементов. Издревле люди украшали ими предметы быта, посуду, одежду, жилье и даже собственное тело. Удмуртский орнамент возник еще во времена становления народности. На его формирование повлияли соседние народы Прикамья, Сибири и Южного Урала. Главным мотивом удмуртских узоров и орнаментов является отражение природных процессов.

Зарождение орнамента народности

Удмурты проживают в районах Прикамья и Северного Предуралья, относятся к финно-угорским народам. Удмуртский орнамент стал одним из первых видов народного искусства. Он служил для отражения понимания устройства мира, выражения творческих потребностей, украшения окружающих предметов.

Некоторые элементы удмуртского орнамента в виде веревочного узора обнаружены на вещах, относящихся еще к Ананьинской эпохе в 3-2 веке до нашей эры. Позднее, в Поломский и Чепецкий периоды, количество цветов и элементов постепенно увеличивалось.

Со временем появились сложные геометрические композиции, стилизованные изображения животных и птиц, цветов, звезд, планет, в которых часто скрыт сакральный смысл.

Нанося их, люди заручались поддержкой сил природы, обеспечивающей плодородие, защиту, удачу, здоровье.

История народа отражается в его творчестве

На развитие удмуртского орнамента влияли история развития торговых отношений, миграции, культуры соседних народов, в нем отражались душа и энергетика людей.

Например, удмурты торговали с хазарами шелком для вышивки, общение оставило элементы иудаики, у старообрядцев были взяты элементы хохломской росписи. В 19 веке удмуртские национальные орнаменты обогатились белорусско-украинскими растительными мотивами. С развитием пашенного земледелия появились стилизованные изображения коней.

Под влиянием русских соседей в удмуртской культуре появилось тиснение на бересте, которая украшалась цветными удмуртскими узорами и орнаментами.

Традиции украшении одежды и тканей

У удмуртов было развито ткачество, их полотна высоко ценились на рынке. В народе относились к производству одежды, как к искусству. Женщины с подросткового возраста учились ткать и вышивать удмуртские народные орнаменты.

Для различных праздников у каждого удмурта должен был иметься специальный наряд с определенными узорами. Только сорочек у одной женщины могло быть более 20.

Полотенца, покрывала, мужская и женская одежда, изготавливаемые из собственных тканей, богато украшались вышивками. Яркие насыщенные цвета удмуртских орнаментов в домашнем интерьере, на полотенцах, скатертях делают жизнь более праздничной.

В народе всегда относились бережно к сохранению традиций. Особенный смысл придавался узорам, используемым для украшения одежды.

Каждый род составлял уникальные композиции, наполненные особым смыслом, связанным с образом жизни и характером занятий. Кроме того, они имели гербы, геральдические знаки, из рисунка которых что-то добавить или убрать мог только старший по роду.

Сейчас уже не в каждый семье помнят, какое послание оставили им предки, но свято чтят и берегут традиции.

Что расскажут символы

Символы удмуртских узоров и орнаментов, вышитые на костюме, сообщали социальный статус, возраст, семейное положение. Одним из важных предметов женской одежды является нагрудник, называемый кабачи. Перед приездом жениха на нем вышивались звезды, ступенчатые линии, квадраты.

В основном использовалось двухцветное сочетание красного с белым, черным, синим, черного с серебром. Накидку со свадебного наряда, на которой обязательно должна была быть вышита луна, женщина носила до появления первого ребенка, а каждый рожденный сын отмечался на нарядном переднике появлением нового ромба. Они означали также засеянные поля, пожелания порядка. Луна изображалась в виде восьмиконечной звезды с лучами в виде ромбов.

Сакральный смысл вышивок

Удмуртские орнаменты связаны и с религиозными представлениями народа.

Кроме того что расшитые ткани выглядели богато, каждый символ имел свое сакральное значение, связанное с верованиями и религиозными взглядами народа, отражал окружающие реалии. Они должны были призывать удачу, здоровье, плодородие, а также милость богов, которые представляли силы природы, земли и космоса.

Верх одежды отражал связь с небом, место на груди, где находилась душа по представлению народа, нуждалось в особой защите от магических воздействий. Для этого вышивались орнаменты Радуга, Светец, Небесная роса, различные обереги.

Солнце является одним из важнейших символов в ведических и славянских традициях. Его изображение, называемые коловоротом или свастикой, было и одним из любимейших мотивов в удмуртских орнаментах на одежде, орудиях труда, предметах быта.

Женщины вышивали их даже в войну под угрозой ареста. Символ Солнца изображался также ромбом.

По шаблону удмуртского орнамента внизу одежды размещались узоры, посвященные силам земли, располагалось небесное древо жизни «куак».

Мировое дерево

Мировое дерево неразрывно связано с образом богини матери, обеспечивающей бессмертие рода. В орнаменте оно зашифровано в знаке треугольника, который обязательно присутствует в украшении поясов и нижней части нагрудника, а в вышитых деревьях угадываются линии молящейся женской фигуры, богини Колчин-мумы. Треугольники соединяются вершинами, образуя фигуру, похожую на бантик, символизирующие соединение неба и земли, жизни и смерти. Бантики и восьмиконечные звезды изображались не только на одежде, но и на всем имуществе удмуртов.

Если во времена возникновения удмуртского орнамента большое значение придавалось его сакральным свойствам, то со временем он становился традиционным украшением тканей, ковров, росписи.

Так как удмурты входят в семью финно-угорских народов, коллекции одежды можно встретить в зарубежных музеях. Удмурты принимают участие в различных фестивалях и выставках народного творчества финно-угорских народов, с любовью сохраняют и развивают богатое наследие, оставленное предками.

Управление образования администрации Алнашского района

КБОУ Старо-Шудьинская основная общеобразовательная школа

Геометрический орнамент и

удмуртский национальный фартук.

Выполнила:

ученица 6 класса

Бакаева Лилия

Руководитель:

учитель математики

Салякудинова Гульфинур

Зиннатовна

д. Старая Шудья

1. Ведение _________________________________________3-4

2. Национальный удмуртский костюм __________________ 5

3. Орнамент. Виды орнаментов________________________6-7

4. Об орнаментах удмуртского народа__________________8-9

5. Изготовление фартука с геометрическим орнаментом___10

6. Заключение________________________________________11

7. Литература_________________________________________12

1.Введение.

В последние годы в нашей республике проходит множество национальных праздников, земляческих встреч людей разных национальностей. Большинство участников таких мероприятий стараются нарядиться в этнический костюм своей местности. Например, на районном удмуртском национальном празднике «Гырон- быдтон» можно увидеть очень много женщин, одетых в яркие красивые удмуртские костюмы. Среди них как пожилые, так и молодые, подростки-девушки так и маленькие девочки, такие радостные и гордые от того, что они так нарядно одеты. Надо сказать, что удмуртская женская одежда очень разнообразна. Даже в соседних деревнях она отличается расцветкой и по типу ткани, по цвету оборок, не говоря уже о тех нарядах людей, живущих далеко друг от друга.

Еще в 50-е годы прошлого века на работу и на ферму, и в поле удмуртские крестьяне ходили в народных костюмах. Потом деревенские жители резко перешли на общероссийскую моду. Но последние годы удмуртский костюм востребован как важная частица национальной культуры, подтверждающая этнические особенности удмуртского народа.

Актуальность:

Удмуртский женский костюм в простом варианте состоит из платья, фартука, платка и монисто. Платье и фартук издревле богато украшались тканым или вышитым орнаментом. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Рассматривая удмуртский национальный костюм, отчетливо прослеживается геометрический орнамент. В наши дни национальную одежду достают из бабушкиных сундуков и надевают в праздники. Если исторические наряды не сохранились, заказывают у местных известных мастеров.

Гипотеза: Существует смысловая связь между простыми геометрическими фигурами и удмуртскими орнаментами в национальном костюме.

Объект исследования:

Удмуртская национальная одежда (фартук), область математики «геометрические фигуры» и вид прикладного искусства «аппликация на ткани».

Цели:

Показать широкое применение несложных геометрических фигур в создании национального орнамента для украшения фартука.

Создать изделие (фартук) с геометрическим орнаментом в технике «аппликация на ткани».

Для достижения результата, я ставила перед собой следующие задачи:

Задачи:
- изучить имеющиеся источники об удмуртском народном костюме;
- сравнить способы украшения фартука;

Выяснить, почему в удмуртских орнаментах преобладает именно геометрический орнамент;

Подобрать орнамент для фартука;

Сшить себе фартук и украсить его геометрическим орнаментом.

Методы исследования:
- изучение литературы, исторических материалов;

Применение интернет ресурсов;
- анализ материалов о народном удмуртском костюме;
- сравнение возможные способы украшения;

Выбор несложного геометрического орнамента для фартука

2. Национальный удмуртский костюм.

Особое место в народной культуре отводится традиционному костюму, под которым понимается набор предметов одежды, головные уборы, обувь и украшения. К одежде относятся все вещи и предметы, которые надевает человек, чтобы защитить свое тело от жары, холода, дождя и других неблагоприятных явлений природы. Удмуртская одежда отличается разнообразием, множественностью элементов, составляющих народный костюм, вариативностью видов украшения. Известный писатель-этнограф Всеволод Лебедев своё восхищение удмуртской национальной одеждой выразил такими словами: «Когда взглянешь на этот холст, чувствуешь, что кто-то запел на нем песню и песня эта осталась».

За долгую историю удмуртского народа сложились два основных комплекса костюма: северный и южный. Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь). Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вышивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэскышет - букв, боковой платок).

В костюмный комплекс южных удмурток входят рубаха (шортдэрем), фартук (айшет), нагрудник (кыкрак), высокий берестяной головной убор (айшон), головное полотенце (чалма), налобная повязка (йыркерттэт), платок-покрывало (сюлык). Женские фартуки (ашшет, айшет), в отличие от североудмуртских, шились с высокой грудкой, к подолу пришивали оборки.

3. Орнамент. Виды орнаментов

Орнамент – удивительный и чудесный раздел прикладного искусства. Это художественное украшение, узор, который характеризуется ритмическим повторением и симметричным расположением изображаемых элементов. В мотивах орнамента отражаются самобытные, национальные черты, местные особенности, традиции, эстетические вкусы, понятие о красоте того или иного народа. Элементы, образующие орнамент, отражают окружающую действительность, природу: растительный и животный мир данной местности, различные предметы и т. д. Обычно мотивы и образы реального мира подвергаются декоративному обобщению, переработке, стилизации.

Орнаменты делятся на четыре группы: растительный, зооморфный, антропоморфный и геометрический.

Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев (рис1), цветов, плодов, веток (рис.2) и т.д.

рис.1 рис.2

Зооморфный орнамент. Зооморфный орнамент состоит из стилизованных изображений реальных (рис.3) или фантастических животных (рис.4), птиц (рис.

рис.3 рис.4 рис.5

Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

рис. 6 Рис.7

Геометрический орнамент . К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
Элементы геометрического орнамента: линии - прямые, ломаные, кривые, «зиг-заги», спирали; геометрические фигуры - треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы, круги, эллипсы, многогранники, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

рис. 8 рис.9

4.Об орнаментах удмуртского народа.

К одним из древних видов удмуртского народного искусства относится орнамент. Если внимательно рассмотреть удмуртский национальный костюм отчетливо прослеживается геометрический орнамент. Для орнамента удмуртской одежды характерно сравнительно небольшое количество цветов, преобладание темных насыщенных тонов.

В простом варианте удмуртский костюм состоит из платья, фартука с вышивкой удмуртского орнамента и монисто. На голову платок. Платье издревле богато украшалось вышитым орнаментом. Любимыми рисунками обычно были квадраты, треугольники, ромбы и звезды. Многие узоры имели свое название: крылья утки, след курицы, глаз голубя, рога барана. Узор «лягушка» удмурты вышивали на костюме невесты. «Утка» встречается гораздо чаще, поскольку удмуртская мифология придает большое значение этой птице. Как считает известный этнограф Владимир Владыкин, культ утки зародился в древние времена: по поверьям, утка участвовала в творении «среднего» мира, ныряя на дно Мирового океана и принося в клюве землю. Всё в женском костюме: бусы, амулеты, шумящие подвески, вышивка, пояс и фартук – служило оберегом от несчастья. Оберег – предмет, оберегающий человека от болезней и несчастий. Монисто – ожерелье, нагрудное украшение из бус, монет, разноцветных камней.

Удивительные орнаменты обычно составлялись из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т.п. Комбинируя эти фигуры по- разному, умелые руки удмуртских женщин создавали бесконечное множество чудесных узоров. Любимый цвет в узорах - красный в сочетании с чёрным и синим. Гораздо реже встречаются жёлтый и зелёный цвета. В удмуртском орнаменте отражены представления удмуртов о мире и его устройстве, мечты о гармонии с природой.



1,2 - солнце, круг (солярные знаки); 3 - луна; 4 - бабочка; 5 - куриные лапки; 6 – шиповник, 7 - конопляные семечки; 8 - утиные крылья; 9 – лебедь, 10 - кони; 11 - человек;

12 - маленькие пятки.

Орнамент удмуртский очень поэтичен. В нем отображены основные верования, связанные с мифами и легендами. Не менее поэтично звучат и некоторые другие характерные мотивы. Например, радуга, небесная роса. Орнаменты, связанные с животными, – ястреб, след кошки, голова лягушки. Ромб чаще всего изображался для пожелания порядка в доме. Несколько ромбов в ряд несли информацию о количестве сыновей в семье. Ромбы в мотивах более поздних вышивок обозначали пряник как символ достатка и благополучия. Прямоугольник мог вышиваться с лучами, тогда он уже становился символом солнца.

С 15 века можно проследить еще одну тенденцию. На женских нагрудниках все чаще появляется еще один космический символ – луна. Ее изображали в виде восьмиконечной звезды, вокруг которой находились ромбовидные лучи. Без такого символа нельзя было справлять свадьбу. Считалось, что луна – покровитель ночи, и у молодых не будет детей, если знака не будет на одежде.

Изучая традиционный костюм женщин нашей деревни, я заметила, что теперь больше всего они носят фартуки вышитые растительным орнаментом. Фартуки сшиты из однотонного материала с высокой грудкой, низ фартука украшен красивой яркой вышивкой, к а подолу пришита широкая ажурная однотонная тесьма, которая сейчас покупается в магазинах. Эти нарядные фартуки обычно надевают по праздникам, в гости, для выступления на сцене. Повседневно носят фартуки простые. Они сшиты из материала одного цвета или в клетку и украшены несколькими машинной строчкой-складкой на грудке и на низе.

5. Изготовление фартука с геометрическим орнаментом

Для изготовления фартука я взяла белую ткань (габардин). Кроить фартук несложно. В пятом классе на уроках технологии мы учились строить выкройку и сшили фартук-передник. Выкроила прямоугольник длиной 70см и шириной 80 см для передника, другой прямоугольник длиной 25см и шириной 30 см для нагрудника. Для пояса полоску шириной 7с м и длиной150 см., ещё две полоски такой же ширины и длиной 60 см.(рис. 10)

нагрудник

А вот сшить фартук было труднее. Для орнамента я старалась выбрать простые и удобные для работы геометрические фигуры: ромбики и квадраты. Сначала заготовила шаблоны из картона, потом по ним кроила фигурки из атласовых лент. Комбинируя эти фигурки создала свой орнамент, основным элементом которого является восьмиконечная звезда.

6. Заключение.

Работа над этой темой оказалась для меня увлекательным открытием одной из страниц истории моего народа. В своей работе я особое внимание уделила геометрическим орнаментам удмуртской женской одежды. При работе над этой темой, я пришла к такому выводу: для того чтобы узнать свой народ, его духовное наследие, как он развивался, жил и живет, мы должны изучать его прошлое, настоящее. Я считаю, что нам надо не только изучать, уважать культуру своего народа, но и приумножать его духовное богатство, быт. Я очень довольна, что смогла приложить к этому частицу своих сил и знаний.

Выполняя эту работу, я много узнала об орнаментах. Орнаменты молчаливо и таинственно хранят историю того народа, чьи руки их создало. Но лишь стоит взглянуть на них душой, они оживают, передавая в надёжные руки богатое наследие поколений. Я рада, что сшила этот замечательный удмуртский фартук и украсила его геометрическим орнаментом в технике «аппликация на ткани». Я его с гордостью буду надевать на школьные мероприятия в месячник удмуртской культуры.

7. Литература

1. Мон. О себе и других, о народах и человеках. Ижевск: Удмуртия, 2007г.

2. Удмуртский фольклор, Ижевск 2000г.

3. Энциклопедия. Удмуртская республика, 2004г.

4. «Кенеш», 2007г.

5. В.Лебедев. «Удмуртская народная одежда». Ижевск: Удмуртия.

6. Виноградов С. «Удмуртская одежда», Ижевск, «Удмуртия», 1974

7. Интернет-ресурсы

Матвеева Виктория

Исследовательская работа по краеведению. В данной работе исследуется связь прошлого с настоящим, связь между родовыми знаками древних удмуртов (пусов) и элементами символики современной Удмуртии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального образования «Город Можга»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4

Исследовательская работа:

Ты белым лебедем взмываешь в синеву.

Выполнила:

Ученица 9 класса

Матвеева Виктория

Руководители:

Борцова Марина Викторовна,

учитель географии,

Ельцова Ирина Николаевна,

учитель истории.

г.Можга, 2013

Введение ………………………………………………………….......3

Глава 1. Символы государственности.………… ……………….....5

Глава 2. История создания государственной символики………….8

Глава 3. Историческое прошлое удмуртского народа....................12

Заключение ……………………………………………………………18

Литература …………………………………………………………….19

Источниковая база…………………………………………………….20

Приложения ……………………………………………………………21

Введение.

… Ты белым лебедем взлетела в синеву,
Прекрасной птицею парить на синем фоне…

В этом году, проезжая по территории Вавожского района, мои родители заехали в глухую, почти заброшенную деревню Новые - Какси. Я узнала, что в этой деревне жили мои прадеды. Обходя старые развалины дома, забрели в одно их хозяйственных помещений. Там мы обнаружили деревянные части от какого-то предмета, оказалось – это часть ткацкого станка. Было очень интересно рассматривать эту старину и представлять, как это все могло работать. Интересно и то, что он был украшен резьбой. Чуть – чуть поодаль я увидела знак креста с закрытым основанием. (Приложение 12) Позже родители рассказали, по воспоминаниям бабушек, что в деревне было много зажиточных крестьян, которые имели крепкие хозяйства. Но во время коллективизации их раскулачили, а хозяйства были конфискованы, а в большей степени разграблено своими же односельчанами. Может, и этот станок принадлежал одной из таких семей, а этот знак их отличительный знак. Возможно это тоже, в какой - то степени, символика той семьи? Если вспомнить историю, мы обнаружим, что крупные сословия имели свою символику – гербы. Мне захотелось узнать больше об этом. Изучая историческую литературу, я встретилась с интересными фактами, которые связаны с символикой нашей республики. Решила продолжить свои исследования.

Объект исследования – государственная символика Удмуртской Республики.

Предмет исследования – история создания герба и флага Удмуртии.

В ходе работы я постараюсь разузнать о символах государственности как можно больше и найти ответы на свои вопросы: кто автор, какие символы изображены, что означают, почему именно их выбрал автор? Каково значение символов в жизни республики, гражданина.

Цель исследовательской работы: Исследование взаимосвязи между современностью и прошлым через изучения государственной символики.

Задачи:

  1. Изучить государственные символы Удмуртии, их историю создания.
  2. Изучить историческое прошлое удмуртского народа, особо уделяя

Внимание на факты, связанные с элементами герба, флага.

  1. Проанализировать, провести «параллель» между составными элементами герба и флага и историей древних удмуртов.
  1. Сформулировать выводы.
  2. Систематизировать и оформить работу как одну из страниц школьного

Краеведческого музея.

Гипотеза : В элементах государственной символики Удмуртии скрыта древняя история

Народа.

Методы исследования:

  • эмпирические (наблюдение, сравнение, беседа);
  • работа с литературными источниками
  • опрос родственников
  • подбор материала
  • теоретические (анализ литературы, статей периодической печати, сайтов сети Интернет, научной литературы; синтез; обобщение)
  • анализ полученной информации.

На мой взгляд, данное исследование имеет огромное значение. Мы можем попытаться разгадать тайны истории, которые, казалось бы, уже навсегда погрузились в пучину уходящего времени.

Актуальность моей работы состоит в том, что, изучая историю своей малой Родины, историю семьи, молодое поколение имеет возможность прикоснуться к заветному, которое поможет утвердить в своем мировоззрении глубокие нравственные начала, верность Родине, любовь к Отчизне.

Наша республика с каждым годом всё больше становится известной в России и за её пределами, поэтому нам необходимо знать о своей малой родине, в том числе как, откуда и с чем связано появление символов на гербе и флаге Удмуртии.

Мою работу можно использовать на уроках краеведения, истории, во внеурочной деятельности. Она способствует становлению патриотических чувств и гражданственности, приобщает к возрождению истории родного края, формирует активную жизненную позицию и высокую культуру школьников.

Символы государственности.

История человечества берёт своё начало из глубины веков. Необходимость объединятся в группы, для выживания и совместного существования, постепенно приводит людей к осознанию блага коллективов, которые постепенно увеличиваются и преумножаются. Появление первых государственных образований – это важная страница в истории любого народа. Удмуртский народ шёл тернистым путём к приобретению своей независимости, а вместе с ней и государственности. И совершенной необходимостью для любого государственного образования является иметь свою символику и атрибуты власти.

Многозначительная по своей сути государственная символика отражает международный статус государства, форму правления, политическую систему, особенности культуры, традиции. Поэтому вполне естественно, что вопросам символики во все времена и во всех государственных образованиях придавалось и придается совершенно особое значение. Все получившие независимость государства в первую очередь принимают флаг, герб и гимн, символизирующие обретенный суверенитет или новую идеологию. Создание или изменение государственных символов всегда, на всех этапах связывалось с началом новой, лучшей жизни. Во все переломные моменты российской истории, как правило, существенно активизировалась «символическая» деятельность - так было при Петре I, при Временном правительстве, при большевиках, при президентах Ельцине и Путине.

В связи с этим можно вспомнить начавшийся в 1990 г. на всем тогда еще советском пространстве так называемый «парад суверенитетов». В это и последующее время активизировался процесс приобретения новой государственной символики взамен прежней советской. Данный процесс коснулся не только республик, входивших в состав Советского Союза, но и субъектов России, в том числе и нашу республику.

В Удмуртии, таким образом, введение государственной символики явилось одним из этапов дальнейшего национально-государственного развития удмуртского народа, коренного этноса, составляющего сегодня треть населения республики.

Так, согласно пункту Конституции Удмуртской Республики, в основу цветовой гаммы всего комплекса республиканской символики была положена триада универсальных, пожалуй, для всех народов цветов - черный, как символ земли, белый, как символ света, красный, как символ Солнца. Об этом писал известный удмуртский ученый и поэт В. Е. Владыкин еще задолго до того, как в Удмуртии встал вопрос о новой государственной символике:

Есть три великих вечных цвета:

Красный, черный, белый.

Солнце красное,

Земля черная.

И все это - белый свет.

Божественные три цвета:

Белый, красный, черный.

Символ света и чистоты,

Символ страха и темноты,

Символ радости и красоты…

…Есть только три великих вечных цвета:

Белый, красный, черный.

И всем народам они известны:

Черный, белый, красный.

Герб удмуртской республики.

Государственный герб Удмуртской Республики представляет собой круглый щит красно-черного цвета с изображенным на нем белым лебедем с раскрытыми крыльями. Окружность щита обрамлена лентой красно-бело-черного цвета. Красная половина щита находится в верхней части круга.

Крылья птицы вписываются в окружность, диаметр которой равен расстоянию от верхних точек внутренних линий хвостового оперения до высшей точки окружности ленты, обрамляющей щит. Верхние перья крыльев птицы касаются линии, проведенной по высшим точкам малых солярных знаков, и выходят за пределы щита, доходя до середины белой полосы ленты, обрамляющей щит. Угол, образуемый верхними линиями крыльев, равен 90 градусам. Его вершина находится в центре головы птицы. На крыльях птицы по 26 перьев, в хвостовом оперении - 8. Угол, образуемый внешними линиями оперения, равен 36 градусам. Его вершиной является центр щита.

На груди птицы расположен восьмиконечный солярный знак - оберег красного цвета , вписывающийся в окружность, диаметр которой в 4,5 раза меньше диаметра щита. Ширина полос солярного знака равна 1/3 диаметра его окружности. Каждая полоса завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной к центру знака на 1/2 ширины полосы. Центр солярного знака ниже центра щита на 1/10 диаметра щита. Над каждым крылом лебедя расположен солярный знак белого цвета, вписывающийся в окружность, диаметр которой в два раза меньше диаметра окружности большого солярного знака.

Центры трех солярных знаков являются вершинами равнобедренного треугольника, высота которого равна половине диаметра щита, а верхняя горизонтальная сторона в 2,5 раза меньше его диаметра. Ширина обрамляющей щит ленты равна 1/10 диаметра щита. Лента состоит из равновеликих полос черного, белого и красного (к центру круга) цветов. Между красной полосой ленты и окружностью щита имеется просвет, ширина которого равна 1/12 ширины трехцветной ленты. В верхней части щита концы ленты не смыкаются. Каждый из них завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углубленной в саму ленту на 1/2 ее ширины. Расстояние между вершинами этих углов равно диаметру окружности, описывающей большой солярный знак.

В нижней части щита лента образует складку. На красной полосе складки расположена надпись черного цвета «Удмурт Республика», на белой - «Удмуртская Республика».

Флаг Удмуртской Республики

Флаг является государственным символом Удмуртской Республики Российской Федерации . Учреждён Верховным Советом Удмуртской Республики 4 ноября 1993 года и 3 декабря 1993 года было принято Положение о флаге. ,

Государственный флаг Удмуртской Республики представляет собой прямоугольное трёхцветное полотнище с эмблемой , состоящее из вертикальных равновеликих по ширине полос чёрного, белого и красного цвета (от флагштока на лицевой и оборотной сторонах или слева направо, если флаг размещается в развёрнутом виде). Соотношение ширины флага к его длине - 1:2.

В центре белой полосы изображён восьмиконечный солярный знак красного цвета , не касающийся полос чёрного и красного цветов, вписывающийся в квадрат, сторона которого равна 5/6 ширины одной из равновеликих полос флага. Ширина вертикальной и горизонтальной полос, составляющих солярный знак, равна 1/3 стороны квадрата. Каждая полоса завершается двумя симметричными зубцами, внутренние стороны которых образуют угол в 90 градусов с вершиной, углублённой к центру знака на 1/2 ширины полосы. Вертикальное расположение полос флага чаще кодируют такие категории, как свобода, независимость, борьба, кровь патриотов, счастье, слава и др.

Так получается, что большинство республик Российской Федерации в качестве основы государственной символики используют религиозно- мифологические представления своих наций, чье особое положение, не ущемляет права представителей других народов, в различной степени закреплено в конституциях и уставах субъектов. Нужно отметить, что использованные в государственной символике республики элементов удмуртской мифологии не противоречат мифологическим представлениям других народов Удмуртии, а, как раз наоборот, удачно их соединяют.

4 сентября 2002 года Государственным Советом Удмуртской Республики был принят и 18 сентября 2002 года подписан президентом Удмуртской Республики А.А.Волковым закон Удмуртской Республики №52-РЗ "О Государственном гербе Удмуртской Республики". Изображение герба осталось без изменений и в статье 1 закона дословно повторен текст "Описания Государственного герба Удмуртской Республики".

История создания государственной символики.

Гербы насчитывают в России давнюю историю - их имели княжества, губернии, города, дворянские роды и др. Флаги же и гимны на протяжении веков были прерогативой государства. В первую очередь новые государственные образования принимали нормативные акты именно о флагах и мелодиях гимнов, которые в большей мере олицетворяют собой государственный и национальный суверенитет.

В 1989-1990 годах стараниями активистов Общества удмуртской культуры Василия Осипова и Альберта Разина; редакцией журнала "Инвожо" устраивались "неофициальные" конкурсы по разработке национальной символики Удмуртии.

В 1992 году был объявлен открытый конкурс по созданию герба и флага Удмуртии и при Верховном Совете республики была создана Комиссия по подготовке предложений о государственной символике Удмуртской Республики (председатель - В.К.Тубылов, председатель Верховного Совета УР, ответственный секретарь - В.Д.Михайлов), которая в октябре 1992 года подвела итоги первого этапа конкурса. Конкурс на создание проекта нового герба республики проводился одновременно с конкурсом проектов флага, но герб был принят на полгода позже, чем флаг.

Из общего количества проектов новых государственных символов Удмуртии, поступивших на рассмотрение комиссии, поощрительных премий удостоились соавторы В.Ковальчуков, главный дизайнер госпредприятия "Ижевский механический завод", и Е.Шумилов, кандидат искусствоведения, старший преподаватель Удмуртского государственного университета. Их проект исполнен в двух вариантах, но в том и другом - в центре и флага и герба – италмас (Приложение 1,3) (удмуртское название цветка купальницы из семейства лютиковых - растения с крупными желтыми или оранжевыми цветами). Остановив свой выбор на италмасе, авторы исходили из того, что в удмуртском фольклоре образ девушки, матери, родины - один из самых лирических образов - часто связан с италмасом. Второе название цветка у удмуртов, чаще северных. - гудырисяська, переводится как "громовой цветок", поскольку во многих фольклорных произведениях повествуется о том, как погубивший его оказывается пораженным громом. Так образ девушки, матери, родины как бы находится под охраной мощных природных сил.

Италмас - неброский, скромный цветок, но авторы сочли, что именно он способен наиболее полно выразить характер удмуртского народа, сформированный такой же сдержанной природой.

В первом варианте флага авторы поместили италмас в сплошном зеленом круге (Приложение 1), во втором - в зеленом кольце (Приложение 2). Круг и кольцо в их трактовке означают луг и указывают на то, что этноним "удмурт" иногда переводят как "луговой человек". В обоих вариантах диаметр круга и кольца равнялся ширине флага, а сам флаг представлял собой полотнище российского триколора: белого, синего и красного цветов.

В проекте герба этих же авторов италмас размещался на щите так называемого финского типа: квадрат, скругленный снизу. (Тем самым авторы хотели подчеркнуть, что удмурты являются "восточными финнами".) Поле щита по горизонтали делилось на три части (Приложение 3). Цвета российского флага - белый, красный и синий, - как считали авторы, используются и у удмуртов, правда, в других сочетаниях. Что же касается зеленого круга или кольца, появившихся в их проекте флага, - цвета ислама, - то это известная дань уважения татарам, проживающим в Удмуртии. Ведь и флаг и герб создавались не для удмуртов, а для Удмуртии. В соответствии с таким подходом государственные символы должны вдохновлять и объединять всех граждан республики. Авторы этих государственных символов к тому же следовали правилам немецкой геральдики, в соответствии с которыми цвета герба непременно должны переходить во флаг. И зеленые листья в гербе поддерживают зеленый круг и кольцо.

Проекты В.Ковальчукова и Е.Шумилова вызвали возражение прежде всего тем, что они копировали приемы, по которым создавалась советская символика: когда флаг и герб автономных республик повторял символы союзных республик, а они, в свою очередь, - союзный флаг и герб. Высказывались возражения и против центрального символа - италмаса - слова явно тюркского происхождения, в котором второй компонент - алмас - соответствует русскому "алмаз" и происходит из арабского языка, куда оно пришло из греческого. Это слово стало популярным после выхода в свет поэмы "Италмас" удмуртского писателя М.Петрова.

Но поскольку лютик растет на огромных просторах от Сибири до Западной Европы, многие оппоненты сочли, что этот цветок не может олицетворять лишь удмуртскую государственность.

Не приняли оппоненты и желтый цвет, чуждый для традиционной палитры удмуртского и финно-угорского искусства вообще.

В.Напольских, доктор исторических наук, заметил при обсуждении проектов, что трактовка самоназвания удмурт как "лугового человека" неточна. Слово "мурт" действительно переводится как "человек" однако "уд" следует толковать скорее как "росток, всходы, молодая поросль".

Не приняли специалисты и концепцию финского щита, служащего основой для герба на том основании, что удмурты являются восточными финнами. Во-первых, термин "финский щит" имеет к финнам и Финляндии весьма отдаленное отношение, а во-вторых, у финнов и удмуртов родственны, хотя и отдаленно, лишь языки. Называть на этом основании удмуртов "восточными финнами" - это все равно, как заметил В.Напольских, что называть "русских, допустим, восточными французами" или "северными иранцами".

Касим Галиханов в 1992 году для конкурса удмуртской национальной символики предлагал такие проекты:. Проект №1. В центре - изображение ели, поскольку К.Галиханов, опираясь на стихи Владимира Владыкина, представлял центральным образом удмуртской мифологии Мудор Кыз - Мировую Ель (вид Мирового Древа). Проект №2. По середине флага - утка, поскольку автор полагал, что утка в финно-угорской мифологии является тварью, посланной Верховным Богом нырнуть на дно Мирового Океана и принести ему земли со дна, из коей он впоследствии сотворит сушу. (Приложение 11) Проект флага К. Галиханова представлял собой полотнище из трёх вертикальных полос: черной, белой и красной; на белой широкой полосе (3/5 длины полотнища) изображался стилизованный национальный орнамент. (Приложение 8)

Были представлены и другие решения – проектов флага (Приложение 4,5,6,7).

Опираясь на все эти аргументы, многие известные в республике историки, этнографы, археологи и искусствоведы пришли к выводу, что проекты авторов не могут быть признаны удачными. В них многое надуманно, эклектично и не отражает подлинных традиций населяющих Удмуртию народов. [ 2 ]

По причине недостаточного знания конкурсантами удмуртской мифологии крупнейший знаток этих сюжетов профессор В. Е. Владыкин прочитал для них несколько лекций о религиозно - мифологической картине мира удмуртов, в которых осветил в том числе вопросы космогонии, доминант цветовой гаммы, наиболее значимых символов и знаков. Именно под влиянием этих лекций молодой талантливый художник Ю. Н. Лобанов создал эскизы флага и герба.

«Сначала конкурс на создание символов национальной идентификации удмуртов объявила организация «Кенеш», – вспоминает Юрий Лобанов, – Там отметили мой флаг и герб. Хотя герб не всем понравился. На нем в центре я изобразил утку. Такой вариант восприняли неоднозначно. С одной стороны, потому что из утки часто готовят еду, с другой - из-за того, что в медицине есть такая вещь как «утка» и еще существует выражение «подкинуть утку» - сообщить неверную информацию. В 1992 году конкурс на создание государственных символов Удмуртии объявил совет министров. Участников было около 40 человек. И я в том числе. Макет флага отправил тот же, а на гербе вместо утки сделал образ человека-птицы с опущенными вниз крыльями, который готовится к стремительному полету (Приложение 9 ). Комиссия в итоге выбрала два варианта. Мой и совместный проект Евгения Шумилова и Валерия Ковальчукова. На их флаге был изображен италмас на фоне российского триколора. Началась упорная борьба. Конкуренты оперировали тем, что черный цвет, который есть на моем гербе и флаге, – это цвет траура. Экспертам не очень понравилось, что у человека крылья были опущены. Поэтому, я заменил этот образ на лебедя с поднятыми крыльями в плавном и сильном жесте, будто приветствуя и желая обнять, а может быть - взлететь. Готовность к полету – это ведь очень сильное состояние, говорящее о воле, силе, внутренней свободе, о прекрасных перспективах. В том, что у человека-лебедя нет глаз и вообще черт лица, заложен важный этнографический смысл: у удмуртских кукол тоже никогда не было лиц.

И победил мой вариант! Кстати, первые эскизы флага и герба мне пришлось делать самому. Жена сшила флаг, а я слепил герб из пластилина.» [ 7 ]

Началось обсуждения с депутатами, работающими в комиссии по принятию флага и герба, и специалистами по удмуртской культуре. В заседаниях принимали участие профессора Кузьма Куликов и Владимир Владыкин, специалисты по этнографии и декоративно-прикладному искусству. Специально на каждое обсуждение приезжал Александр Ворончихин – знаток геральдики, посвятивший этому делу всю свою жизнь, работавший в Петербурге.

Понравившиеся в целом символы Юрия Лобанова не избежали критики, и прежде всего центральный элемент герба – человеко - птица, поскольку на проекте Ю.Лобанова сначала была дана точная копия хранящегося в Пермском музее оригинала. (Приложение 10) Возражения были связаны с сомнением, можно ли переносить его в неизменном виде в государственный герб?

После доработки 3 декабря 1993 года Президиум Верховного Совета утвердил положение о новом символе.

Историческое прошлое удмуртского народа

История геральдики уходит корнями в прошлое. Термин «геральдика» относится также к традиции и практике использования гербов. Геральдика является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Значение терминов “герб”, “эмблема”, а также “символ” имеет смысл рассмотреть во взаимной связи.

Символ – знак, иносказательно указывающий на некое понятие или явление. Эмблема – это символ, предметом обозначения которого является не абстрактное понятие, а индивидуальный или коллективный “обладатель” этой эмблемы, устойчиво ею пользующийся, характеризующийся тем, что его строение, употребление, правовой статус соответствуют особым, исторически установившимся правилам.

Иногда говорят о символах и эмблемах в узком смысле, противопоставляя всегда принадлежащей кому-либо эмблеме безличный символ, или же разграничивая подчиненные твердым правилам гербы и куда более свободно составленные и используемые эмблемы. В то же время говорится, что герб - “официальный символ”, что эмблемы относятся к символике их обладателя. [ 9 ]

Наверняка мы можем говорить об удмуртской геральдике, его корнях, ведь можно сказать, что древние удмуртские метки – эмблемы - часть удмуртской геральдики.

В музеях Удмуртии на некоторых экспонатах можно увидеть своеобразные знак, метку, клеймо – родовой знак владельца данной вещи или мастера, изготовившего ее. У удмуртов он называется «пус». Традиция ставить такие родовые знаки существовала почти у всех древних народов, но мало кто сохранил их образцы до сегодняшнего дня. Удмуртам это удалось.

Пус показывает принадлежность роду (воршуду). Этот знак вначале, в период матриархата, был материнским, а потом стал передаваться в роду от отца к старшему сыну, а младшим он доставался в несколько измененном виде. Как считает доктор искусствоведения Константин Климов, удмуртский пус – это и личная печать человека, и знак родовой принадлежности, и знак собственности, и своеобразный оберег.

– Помню, после бури зайдешь в лес, а все поваленные деревья помечены зарубками, значит, крестьяне, которым беспрепятственно разрешалось пользоваться буреломом, уже побывали здесь и поставили свои метки – пусы, – рассказывает народный художник Удмуртии Семен Виноградов. – Пус – знак собственности. Следовательно, помеченное дерево никто уже не возьмет. Обычай ставить родовой знак исчез после. Второй мировой войны, когда почти все мужчины погибли, а именно они имели право на этот автограф. Молодые теперь и не знают, как выглядит их семейная подпись.
В деревне Шайтаново, откуда родом Семен Виноградов, у каждой из 75 семей был свой воршудный знак. Так, у Виноградовых он был в виде математического символа «умножение» под двухскатной крышей. Пус мог быть в виде гусиной лапки, лестницы, ромба и т.д. Все свои поделки и инструменты деревенские мастеровые помечали пусами. Пус до сих пор можно увидеть на тканых полотенцах, в вышивках на национальной одежде. Он может быть графическим, живописным, объемным и вписан в орнамент ковра, домашней утвари, изображен на воротах, на доме.

Подэм пус, или бортное пятно, или тамга – широко бытовали среди удмуртов вместо подписи и печати. Как сообщают дореволюционные ученые, этими знаками удмурты подписывали документы, прошения. Воршудный знак был наследственным, его могли продать. С веками воршудные знаки распространялись. Известен случай, когда удмурты Глазовского уезда, занимавшиеся торговым извозом, приехали в удмуртскую деревню Самарской губернии и, сличив воршудные пусы, определили родство, хотя самарские старики давно забыли, откуда переселились их предки и когда это было. К счастью, удмурты сохранили образцы традиционных для предков знаков, которые многое могут рассказать об истории этого древнего народа.

Родовые знаки удмурты использовали для отметок на бортных ульях, на своих изделиях - лаптях, корзинах, бочках и т.д. Передавались они от отца к сыну, женщины пусами не пользовались. В пусах использовали схематическое изображение родового дерева. Например, когда старший сын перенимал пус от отца, он добавлял в него черточку, указывающую влево вверх. Средний добавлял вертикальную черту. А младший чертил палочку, показывающую вправо. Пусы в виде вертикальной палочки или зигзага считались княжескими. Только средние сыновья могли стать жрецами. Так же написание пуса зависело от того, являлся ли человек левшой или же он был правшой. Пусы представляли собой геометрические рисунки, симметричные относительно одной или нескольких линий. Объясняется это тем, что их наносили топором или ножом.

Исходя из исторических данных, можно смело сказать, что найденный мною знак – голос из прошлого, часть удмуртской геральдики.

И выбирая современную символику, нужно понимать, как связать официальные каноны геральдики и образную систему удмуртского народа.

Постигнуть полностью смысл, который вкладывали люди того времени в эти загадочные изображения очень сложно.

В основу удмуртского герба был поставлен древний антропо- зооморфный образ человека-птицы в обрамлении раскрытых крыльев как символ возрождения, свободы, чистоты помыслов и совершенства. На груди человека-птицы размещена восьмиконечная Шудо Кизили - Счастливая Звезда, земное воплощение оберегающих сил. Над обращенными вверх крыльями расположены два уменьшенных восьмиконечных солярных знака, имеющих широкую семиотическую трактовку, но прежде всего - это олицетворение покровительства сил Космоса.

"Человеко-птица" - главный элемент нового герба республики, так же, как и восьмиконечный солярный знак- "толэзе", занимающий центральную часть на новом флаге, уходит корнями в далекое прошлое. Откуда же появилась в гербе эта странная центральная фигура? Оказывается, она напрямую связана с культурой периода завершения образования племенных объединений удмуртов в междуречье Камы и Вятки в III-IX веках. Каждый из них имел свой собственный пус, отлитые из меди или сплавов на медной основе, изображающие, как правило, животных: голову медведя, лежащую между лап; хищную птицу с одной или несколькими головами и человеческой личиной на груди; хищную птицу, клюющую голову животного. Они пришли к финно-уграм из еще более раннего периода первобытного искусства, когда охота была основным занятием. Изображения животных и человека вместе с животными, которая дошла до нас от того времени, получила общее название "звериный стиль". Большинство современных исследователей считают, что приуральский очаг звериного стиля в основном складывался среди пермского населения - предков коми и удмуртов, на территории которых и были найдены наиболее характерные образцы.

В книге Чагина приведено изображение, которое использовал для герба Ю.Лобанов, - птицевидный идол с опущенными под углом крыльями, отлитый из бронзы в IX-X веках. По краям крыльев до сих пор видны отверстия, благодаря которым его можно было пришить к одежде. Человеко-птица - одна из самых известных находок - выставлена в Пермском областном краеведческом музее. По утверждению М. Ивановой, кандидата исторических наук, это изображение являлось символом "обиталища душ умерших", служило оберегом и "было незаменимым при отправлении культовых (языческих) обрядов". Во многих случаях покровителями родов являлись, соседствующие с людьми, дикие птицы.

Священная птица лебедь - символ красоты удмуртского народа, как водная птица, семантически связанная с рекой-путем, связующим разные части мира. Символ лаконичный по форме и многозначный по содержанию: Удмуртия-/женщина-лебедь-лебедушка в культурном пространстве мира.

В языческих верованиях удмуртов образ лебедя является одним из центральных. Лебедь (Юсь) был родовым божеством значительной группы удмуртов. Любопытный языческий обряд, известный как праздник лебедя, описал почти 130 лет назад, в 1881 году, Николай Афанасьев. Основан он на предании, что один из верховных богов удмуртов явился к людям, несомый двумя лебедями, шеи которых украшали серебряные бляхи. Бог вскоре улетел, а люди стали ожидать его возвращения и на священном месте каждые два года проводить праздник, главным украшением которого являлась пара лебедей. Во время праздника в жертву богу приносился домашний скот, лебедей же не трогали. На шею птицам привязывали по серебряному рублю, опускали лебедей на воду и смотрели, куда те поплывут или полетят: если вверх по течению – к благополучию и урожаю, вниз – к несчастью и голоду. Существует предание, что однажды удмурты не смогли найти лебедей для праздника. Но во время обряда пара лебедей, пролетая мимо, опустилась к людям. Это было расценено как хороший знак и благословение бога.

Образ лебедя мы встречаем в удмуртской легенде о батыре Донды. При жизни Донды был почитаем. Погиб он в результате раздоров от рук наемных убийц. Умирающий богатырь был превращен богом Инмаром в белого лебедя. В образе этой птицы Донды и по сей день покровительствует всем удмуртам, если не забывать его поминать.

Свои следы лебедь (юсь) оставил и в названиях населенных пунктов Удмуртии: Юськи Завьяловского района; Блаж-Юсь, Верх-Юсь Сюмсинского района; Юськойыл (йыл - «исток, вершина») Ярского района и др. То, что лебедь являлся родовым божеством значительной части удмуртов, повлияло на распространенность в Удмуртии фамилии Лебедев.

Образ лебедя нашел отражение в литературе и искусстве. Интересны и красивы притчи Владимира Владыкина, связавшие прошлое и современность. Вот одна из них: «Говорят, у удмуртов был такой обычай – один раз в год они ловили лебедей, а потом отпускали их, чтобы лебеди по Каме доплыли до великого бога Инмара и напомнили ему о людях. Верили ли люди в Инмара? Говорят, что они очень верили в лебедей».

Солярный знак - очень распространенный оберег среди удмуртов, который имеет несколько значений. Он охраняет наше счастье от невзгод. Также солярный знак связан с символами плодородия. На удмуртском его называют «толэзе» (в переводе – «лунный») – материнский оберег-талисман или «шудо кизили» - счастливая звезда.

Есть предположения, что этот знак носит название «ошмескирос», и является эмблемой удмуртского воршуда «Шудбурдинь» (воршуд - это удмуртское внутриэтническое подразделение дореволюционного времени). Его описание отправляет нас в далекое путешествие по страницам истории. Очень лаконичный в своём графическом исполнении, ошмескирос, обладает значительной символической насыщенностью: синие лучи-русла ошмескироса символизируют множество родников и ручьев, которые, подобно артериям и венам в теле человека, питают и очищают всю природу. Жёлтые лучи нашего ошмескироса символизируют солнце - источник энергии, оживляющий, согревающий, освещающий всю природу. Эти два источника, находясь во взаимодействии друг с другом, дают возможность жить и радоваться всем живым существам на земле: каждому человеку, каждой корове, каждой травинке и т.д. В зависимости от способа изображения, синие и жёлтые четырёхугольники (изображающие лучи-русла) могут быть обведены с ошмескироса в чёрно-белой цветовой гамме: в этом случае вместо жёлтого цвета используется белый, вместо синего - серый или чёрный. Как раз именно эта цветовая гамма и используется на флаге Удмуртской республики.

Наша эмблема также символизирует быка с коровой – священное животное удмуртов: у коровы четыре ноги, у быка четыре ноги (ошмескирос состоит из восьми лучей). Таким образом ошмескирос подчеркивает: бык с коровой являются основой счастливой жизни - жизни в гармонии с природой. Да и само название «ошмескирос» (досл. «родниковый крест», «крест источника»), вызывающее устойчивые ассоциации с распространённым определением Удмуртии как «родникового края», может быть осмыслено из-за созвучия слов «ошмес» - родник, источник; ручей и «ош» - бык / «мес» (корова)-самка, как «крест быка и коровы». С точки зрения этимологии это созвучие - случайность, однако если воспринимать быка и корову как священных животных ведической традиции, то название символа приобретает особый смысл.

Ошмескирос также показывает, что соединение мужского и женского начал является источником, развивающим и украшающим природу. Ошмескирос вращается, символизируя вращение Вселенской Оси, Колеса Времени: смену четырёх времён года, четырёх периодов существования вселенной и т.п. Он говорит о безостановочном циклическом развитии и обновлении жизни; призывает идти вперед и выше - к постижению вершин сокровенного духовного знания.

Эмблема также может символизировать четыре ноги Муоша - Земного Быка (сострадание, аскеза, чистота, правдивость), и призывает развивать в сердце эти четыре качества, поскольку эти качества являются основой счастливой жизни. Жёлтый цвет символизирует также цветок италмас, который в свою очередь является неким символом красоты у удмуртов. Синий или голубой цвет символизирует небо. Так наш ошмескирос показывает, что и красота природы, и красота души человека нисходят с неба - с высших уровней существования.

Исходя из преобладающих цветов традиционной одежды, победитель конкурса предложил флаг в виде трехцветного полотнища с равновеликими горизонтальными полосами: верхней - белой, средней - красной и нижней - черной. Выступив в печати с обоснованием своего варианта, автор объяснил, чем продиктован его выбор. Черный цвет у удмуртов связывается с землей, на которой рождается, живет и умирает человек, это цвет стабильности. Красный - цвет жизни, радости, победы, торжества, цвет солнца. (Удмурты, как и русские, называют солнце красным, а не желтым.) Он также символ борьбы, символ крови и братства. Белый цвет символизирует "тодьы, югыт дунне", то есть "белый, светлый мир" - космическое, вселенское пространство; символ чистоты, святости, вечности.

Специалисты сочли весьма удачным трехцветное построение флага, так как оно отражает представление финно-угорских народов о трехъярусной модели мироздания. Бог-демиург удмуртов - Инмар - делит мир на три основные зоны: верхнюю - небо, среднюю - землю, главным божеством которой является Кылдысин, и нижнюю - загробный мир холода и мрака, которым правит Керемет (Луду, Шайтан). Все эти три мира обусловливают друг друга и находятся в сложном соотношении друг с другом. В середине флага, на красной полосе (которая выступает символом Солнца) находится "толэзе" - восьмиконечный солярный знак, один из самых распространенных орнаментальных мотивов удмуртов, талисман-оберег, ограждающий от всяческих невзгод. Таким образом, получилось, что удмуртов как бы оберегают два светила: днем - солнце, а ночью - луна.

Заключение

Написав исследовательскую работу, я пришла к выводу, что, открывая новое неизвестное для себя в историческом развитии своей Малой Родины, чувствуешь себя первооткрывателем. Погружаясь в атмосферу прошлого, встречаешь столько интересного, познавательного, и понимаешь, как мало мы знаем еще о своей родине.

После кропотливой работы по созданию государственной символике Удмуртии, предпочтение отдали проекту художника, который сумел, обновив, возродить древнюю символику, наглядно выразив общее желание всех, кто населяет этот край, хранить память о своих корнях. В гербе Удмуртской Республики художнику удалось воплотить известные мечты народа о свободе, стремление к полету, чистоту помыслов, гордое миролюбие.

Герб наш очень добрый. Обычно в геральдике используют хищных зверей и птиц: тигров, львов, орлов, сапсанов, чтобы показать мощь, власть. Наш герб направлен в будущее. Потому что будущее за любовью, а не войнами, не за подавлением личности. И то, что за основу герба взят этот образ, я считаю, большая победа всех, кто у нас живет. Хочется сказать, что наш герб и флаг очень положительно воспринимают и в России и финно-угорском мире.

Изучив исторические материалы о прошлом удмуртского народа, информацию о государственных символах, я провела параллель между составными элементами герба и флага и историей древних удмуртов. Исследование помогло мне обнаружить взаимосвязь между поколениями. Эту связь я проследила между символами различного уровня- от семейного до государственного. На гербе и флаге своей республики получили место те символы, в которых вкладывали всю народную мудрость наши предки. И сейчас они, находясь на государственной символике, олицетворяют дух современного народа, не теряя одновременно той нити с прошлым. Выдвинутая мной гипотеза полностью подтвердилась – в государственной символике мы читаем знаки, их тайный смысл, который в них заключили наши предки. Как признается в своем интервью художник, было очень сложно связать каноны геральдики и этнографические особенности народа, и тем более, когда не хватало знаний по этнографии. Все что накопил народ за многовековую историю необходимо сохранить и преумножить. Не зная прошлого, у нас не будет «завтра». Я хотела бы продолжить своё исследование. Узнать и о гербе своего города.

Список литературы:

  1. Владыкин В. Е. Отчего поет тюрагай. Ижевск, 1980.
  2. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.
  3. Габричевский А.Г. Морфология искусства. М., 2002. С. 402.
  4. Государственные символы Удмуртской Республики. Ижевск: Удмуртия, 1994.
  5. Закон УР «О Государственном гербе Удмуртской Республики» от 18 сентября 2002 г. № 52-РЗ.
  6. Закон УР «О Государственном гимне Удмуртской Республики» от 31 октября 2002 г, № 55-РЗ. Удмуртская правда. 2002, 1 ноября.
  7. Закон УР «О Государственном флаге Удмуртской Республики» от 30 апреля 2002 г. № 2б-РЗ.
  8. Известия Удмуртской Республики. 2002, 24 сентября.
  9. Известия Удмуртской Республики. 2002, 8 май.
  10. Конституция Удмуртской Республики. Ижевск: Алфавит,2000.
  11. Российская газета. 1993, 18декабря.
  12. Самарина Л. В. Традиционная этническая культура и цвет (основные направления и проблемы зарубежных исследований). Этнографическое обозрение, 1992, М2.
  13. Удмуртская Республика: Энциклопедия. Ижевск, 2000.
  14. Указ Президента РФ «О Государственном флаге Российской Федерации» от 11 декабря 1993 № 2126.
  15. Указ Президента УР от 30 августа 2001 г. № 133

Источниковая база.

  1. В.Оборин, Г.Чагин. Чудские древности Рифея. Пермский звериный стиль. Пермь, 1988 г.
  2. Наука и жизнь, В.Сапрыков . 11/94: 21-24
  3. Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С. «Этнография Удмуртов: Учебное пособие» - Ижевск: Удмуртия, 1991. -160с.: ил.
  4. Постановление Президиума Верховного Совета Удмуртской Республики от 03.12.1993 № 1029-XII «О Положении о Государственном флаге Удмуртской Республики»
  5. Постановление №614-XII от 26 апреля 1994 "О Государственном гербе Удмуртской Республики" и закон Удмуртской Республики №615-XII "О внесении изменений в Конституцию (Основной Закон) Удмуртской Республики", статья 155 Конституции Удмуртской Республики.
  6. [ 1 ] "Постановление N1131-XII от 19 мая 1994утвердил "Положение о Государственном гербе Удмуртской Республики" и "Описание Государственного герба Удмуртской Республики", "Схематическое изображение Государственного герба Удмуртской Республики". П.2
  7. "Известия Удмуртской Республики" , №131 от 24.09.2002
  8. Постановление Верховного Совета Удмуртской Республики от 04.11.1993 № 548-XII «О Государственном флаге Удмуртской Республики» и № 549-XII «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Удмуртской Республики».
  9. www.excurs.ru . Экскурс в геральдику

Приложения.

Приложение1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 11

Приложение 12