Диетические... Волосы Аксессуары

Митрополит волоколамский питирим. Константин владимирович нечаев - митрополит питирим. Смерть и похороны

Два появления этого человека вызвало за последний год большой резонанс. Первый раз – недавно, во время Пасхального богослужения, которое он вел. Второй раз – в 2002 году, во время «молитвы о мире» в итальянском городе Ассизи, проведенной по инициативе Папы Римского .

Митрополит Питирим, один из старейших иерархов Русской Православной Церкви. В последние годы жизни патриарха Пимена он являлся, пожалуй, наиболее влиятельным иерархом и представлял РПЦ практически на всех официальных мероприятиях. И повернись жизнь иначе, он бы стал новым первосвятителем.

Падение Хрущева было воспринято как небесная кара зарвавшемуся «кукурузнику». Его печально «знаменитое» обещание показать по телевидению, как музейную редкость, «последнего советского попа», оказалось явно невыполнимо.

Л. И. Брежнев и советское руководство постарались публично продемонстрировать смену курса религиозной политики. 19 октября 1964 года два митрополита были приглашены на правительственный прием в честь космического полета корабля-спутника «Восток».

С 1963 по 1994 год владыка Питирим был председателем Издательского отдела, главным редактором «Журнала Московской Патриархии» и председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды» (оба издания в советские годы были единственными легальными органами церковной мысли).

На страницах этих изданий ему удалось опубликовать писания отцов Церкви, богословские сочинения протоиерея Сергия Булгакова, священника Павла Флоренского и некоторых других авторов. В 1971 году владыка Питирим был возведен в сан архиепископа. В этом же году он принимал участие в деяниях Поместного Собора, который признал церковную реформу XVII века «трагической ошибкой» и официально отменил все проклятия и анафемы по отношению к старому русскому обряду.

– Мы храним традицию, потому что она – это овеществленная, генетическая память нашего народа, – говорит митрополит Питирим. – Да, у нас было двоеперстие, мы приняли троеперстие. Но в 1971 году на Соборе Русской Православной Церкви молодая часть наших богословов провела постановление о равной возможности употребления и того, и другого.

А вот недавнее свидетельство епископа Древлеправославной (старообрядческой) Церкви Антония Богородского: митрополит Питирим «в одной из первых речей перед студентами у нас семинарии (по благословению владыка Антоний получил образование в семинарии и академии Московской Патриархии – Авт.), говорил о своих теплых чувствах к старообрядцам.

О том, как после решения Собора 1971 года о снятии клятв он отслужил старообрядческую литургию. Владыка тогда произнес интересную мысль, что не было настоящего раскола, а был только переходящий временами в потасовку спор о том, что такое Православие».

Большое значение владыка придавал возрождению и популяризации русского православного пения. По его инициативе было создано несколько церковных хоров, выступавших с концертными программами в России и за рубежом.

30 декабря 1986 года владыка Питирим был возведен в сан митрополита Волоколамского и Юрьевского. А в конце 80-х стал, помимо своих прежних обязанностей, еще и настоятелем возвращенного Церкви Иосифо-Волоцкого монастыря, где до сегодняшнего для он часто служит по воскресным и праздничным дням.

В Москве резиденция владыки Питирима разместилась в живописном храме Воскресения Словущего на Успенском вражке (Брюсов переулок), – в храме, традиционно привлекавшем людей искусства, писателей, художников и общественных деятелей.

После провала ГКЧП в столичной прессе появилось несколько публикаций народного депутата России священника Глеба Якунина (впоследствии лишенного сана и отлученного от Церкви). В них один из лидеров «Демократической России» утверждал: ему стали известны документы, дающие основания полагать, что митрополит Питирим сотрудничал с КГБ.

«Глубокую обеспокоенность, – писал он, – вызывает визит митрополита Питирима (Нечаева) к объявленному президентом России вне закона государственному преступнику Б.К. Пуго 21 августа 1991 года. На дипломатическом языке – это признание «де-факто».

Питательной средой для такого визита явилось то обстоятельство, что Издательский отдел Московской Патриархии контролировался агентурой КГБ. В отчетах 5-го управления КГБ СССР по линии издательского отдела постоянно упоминаются агенты «Аббат» (из иерархов) и «Григорьев», часто ездившие за рубеж и, очевидно, занимавшие (занимающие) высокие посты в этом учреждении».

Любопытно, что ныне г-н Якунин входит в состав клира т. н. «Киевского патриархата», руководимого «патриархом» Филаретом (Денисенко), которого сам же Глеб Павлович в 1991 году наиболее яростно обличал в принадлежности к КГБ.

Имя владыки Питирима склоняли на всех либеральных перекрестках. Журналисты (в том числе Татьяна Миткова и Андрей Караулов) охотно разоблачали «митрополита в погонах». Вскоре пришла и опала церковная: в ноябре-декабре 1994 года на Архиерейском Соборе РПЦ, а затем и на заседании Священного Синода он был смещен со всех церковных должностей. В его ведении были оставлены только Воскресенский храм и Иосифо-Волоцкий монастырь.

В последние годы митрополит Питирим стал чаще появляться на церковных собраниях высокого уровня. По поручению Священного Синода он возглавлял представительные делегации, посещавшие Армению, Болгарию, Швейцарию в связи с разными событиями церковной жизни.

24 января 2002 года в итальянском городе Ассизи под руководством римского понтифика состоялось «совместное моление за мир», в котором участвовали 300 представителей 12 различных религий.

Первоначально эту службу предполагалось провести в одном из католических соборов, но иудеи заявили, что не станут молиться с христианами в храме. Тогда действие было перенесено на открытый воздух – на городскую площадь.

От лица московской Патриархии и по поручению Патриарха Алексия II в этом ежегодном мероприятии принимала участие целая делегация из трех архиереев во главе с митрополитом Питиримом. Выступая по каналу РТР в программе «Вести», владыка заявил, что он глубоко удовлетворен тем «духом единства и братской любви», который ему удалось ощутить во время такой совместной молитвы.

На имя Алексия II полетели гневные телеграммы: «С ужасом и возмущением мы восприняли новость о том, что официальный представитель МП участвовал в шабаше под руководством папы римского. Митрополит Питирим не только не скрывает своего участия в этом беззаконии, но даже публично восхваляет совместную молитву с инославными и иноверцами…»

Широкая православная общественность была возмущена. В результате подобного взаимодействия за счет мнимого «единства» размываются основы Веры. Не случайно, что по древним церковным канонам (45 правило Св. Апостол), «епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен».

Владыка Питирим – носитель традиции. В том числе традиции советского периода, когда Церковь, чтобы выжить в условиях атеистического государства, вынуждена была идти на широкие контакты в рамках Всемирного Совета Церквей.

Эта охранительная традиция сохраняется в практике зарубежных контактов Московской Патриархии и до сих пор, вызывая критику со стороны православных как внутри страны, так и за ее рубежом.

Впрочем, кто знает – что ожидает Церковь впереди? И может быть, этот опыт, но уже в новых политических условиях, окажется востребованным?..

«Похоже, с течением времени, – делает вывод «Страна.ru, – подлинный масштаб личности митрополита Питирима (Нечаева) как богослова, проповедника, церковного иерарха становится все более очевидным.

Случайные черты забываются, все преходящее изглаживаются из памяти, а на первый план выходят опыт, спокойствие и мудрость иерарха, без деятельного и творческого участия которого не прошло ни одно значительное событие новейшей церковной истории второй половины века»

04 ноября 2003 года на 78-м году жизни скончался митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим после долгого и тяжелого недуга.

07 ноября 2003 года в 10.00 в Богоявленском кафедральном соборе Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершит отпевание новопреставленного митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима.

Митрополит Питирим (в миру Константин Владимирович Нечаев) родился 8 января 1926 года в городе Козлове (ныне Мичуринск) в семье священника. По окончании школы поступил в Московский государственный институт путей сообщения.

В 1945 году стал старшим иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия I в Богоявленском соборе. В 1947 году окончил Московскую Духовную семинарию, в 1951 - Духовную академию со степенью кандидата богословия.

В 1952 году рукоположен во диакона, через два года, 4 декабря 1954 года, - во иерея. В 1959 году принял монашество с именем Питирим в честь святителя Питирима Тамбовского. В том же году был назначен инспектором Московских Духовных школ.

В продолжение почти 30 лет преподавал в Московских Духовных академии и семинарии историю и разбор западных вероисповеданий, а с 1957 года - Священную историю Нового Завета.

В 1963 году был рукоположен во епископа Волоколамского, викария Московской епархии. В 1971 году возведен в сан архиепископа, а с 1986 года - митрополит Волоколамский и Юрьевский.

С 1963 по 1994 год Владыка Питирим возглавлял Издательский отдел Московского Патриархата, был главным редактором `Журнала Московской Патриархии`. В течение ряда лет он также был председателем редакционной коллегии сборника `Богословские труды`.

Возглавляя издательский центр Русской Православной Церкви, он сформировал профессиональный редакторский и журналистский коллектив, подняв на новый уровень церковную издательскую деятельность. Митрополит Питирим - автор нескольких книг и более 70 богословских статей. Под его руководством было снято несколько документальных фильмов о жизни Русской Православной Церкви, о православном искусстве.

По инициативе митрополита Питирима, уделявшего большое внимание возрождению и развитию традиций церковного пения, было создано несколько хоров, которые не только пели в храмах, но и выступали на концертных площадках в нашей стране и за рубежом с программами православных песнопений.

Митрополит Питирим был известен как всесторонне одаренный человек, отличавшийся глубокой церковной культурой. Он хорошо помнил старую церковную жизнь, заботился о сохранении преемства ее традиций - богослужебных, пастырских, богословских, литературных, церковно-практических.

Почивший архипастырь прилагал много сил для воспитания новых поколений пастырей и церковных тружеников. В нелегкие годы гонений и ограничений под руководством Владыки Питирима трудились многие церковные интеллигенты, включая молодых людей, которые в период работы в Издательском отделе обучались в Духовных школах, принимали монашество и священный сан.

Митрополит Питирим принимал активное участие во внешней деятельности Русской Православной Церкви. Он был руководителем и членом многих делегаций, участвовавших в межправославных, межхристианских и церковно-общественных мероприятиях за пределами Отечества.

Его попечением устраивались выставки и другие культурно-просветительские акции, рассказывавшие зарубежной общественности о жизни и наследии Русской Православной Церкви. При его активном участии было организовано немало церковно-общественных мероприятий и программ в России. Владыка всегда был особенно близок к научным, культурным и общественным кругам, творческой интеллигенции, пользовался у них известностью и уважением.

Митрополит Питирим - доктор богословия, профессор, академик Российской Академии естественных наук, заведующий кафедрой теологии Московского института инженеров транспорта, почетный доктор теологического факультета Пражского университета, профессор кафедры ЮНЕСКО `Золотое наследие Руси`.

Труды митрополита Питирима отмечены высокими церковными и государственными наградами. Он был награжден церковными орденами святого равноапостольного князя Владимира (I и II степеней), преподобного Сергия Радонежского (I степени), святого благоверного князя Даниила Московского (II степени), государственным орденом `Дружбы народов`, юбилейной медалью 30-летия образования ВСМ, почетной золотой медалью `Борцу за мир`.

За обширные просветительские и миссионерские труды и в связи с 75-летием со дня рождения в 2001 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II удостоил митрополита Питирима ордена святителя Иннокентия Московского.

Имя митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима неразрывно связано с Иосифо-Волоцким монастырем, и здесь всегда будет жить память о нём. Благодаря Владыке православное свидетельство на Волоколамской земле с новой силой воссияло в переломные для нашего Отечества годы – во время краха атеистического режима и начала перестройки. Владыка был выдающимся учёным-богословом, профессором Московской Духовной академии, председателем Издательского отдела Московской Патриархии, постоянным членом Священного Синода. Благодаря ему в мае 1989 года обитель в числе первых в Советском Союзе была возвращена Церкви. Сам жизненный путь митрополита – это неотъемлемая часть новейшей истории Русской Православной Церкви.
Будущий митрополит Питирим (в миру Константин Нечаев) родился 8 января 1926 года. Он был одиннадцатым ребенком в семье протоиерея Владимира Нечаева, настоятеля Ильинского храма в городе Козлове (с 1932 года Мичуринск) Тамбовской области. Его деды и прадеды с XVII века были священ¬никами в Тамбовской епархии. Епископ Вассиан (Пятницкий; скончался в 1940 году в заключении), когда-то сказал отцу будущего митрополита протоиерею Владимиру Нечаеву знаменательные слова. Отец Владимир пошел с семилетним сыном Костей в храм к Владыке Вассиану. Владыка стоял в алтаре, и Костя устремился к нему прямо мимо престола. Отца, конечно, это смутило, так как проходить в алтаре перед престолом не положено. Епископ Вассиан успокоил отца Владимира с присущим ему добродушием: «Значит, будет священнослужителем».
По окончании средней школы в 1943 году Константин был принят в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ), а в 1945 году поступил в только что открывшийся в Москве Православный Богословский институт, позже преобразованный в Московскую Духовную Академию. Тогда же он стал старшим иподиаконом Святейшего Патриарха Алексия I (+1970) и хранителем патриаршей ризницы.
В Троице-Сергиевой лавре Константин Нечаев принял монашество с именем Питирим, в честь святителя Тамбовского Питирима – небесного покровителя его древнего священнического рода. По окончании Духовной академии он был оставлен здесь профессорским стипендиатом, а в 1956 году утверждён профессором кафедры Священного Писания Нового Завета. В Московской Духовной академии иеромонах Питирим нёс послушания преподавателя, инспектора и заведующего кафедрой Священного Писания Нового Завета.
В январе 1962 года архимандрит Питирим назначен главным редактором «Журнала Московской Патриархии», чуть позже – председателем Издательского отдела Русской Церкви, и служение в этой должности стало одним из самых плодотворных в жизни Владыки. Благодаря его разностороннему образованию и высокой культуре, ответственному подходу к делам и профессионализму ему удалось в сложнейшие советские годы поставить церковный издательский отдел в один ряд с наиболее авторитетными издательствами православного мира.
Назначение митрополита Питирима в Издательский отдел пришлось на годы решительного изменения церковной жизни после Архиерей¬ского Собора 1961 года, когда по решению Совета Министров власти стали закрывать храмы, семинарии, монастыри. В новых условиях работа издательства, выпуск журнала о церковной жизни требовали большого напряжения духовных сил и такта во взаимоотноше¬ниях с руководящими инстанциями. Тем не менее годы Издательский отдел смог получить признание как необходимая область церковнообщественной деятельности. Одним из главных направлений работы был выпуск богослужебных книг, вместе с тем велись кропотливые исследования древних рукописей, изучение материалов не только церковно-богослужебного характера, но и по истории богословской мысли.
23 мая 1963 года, в праздник Вознесения Господня, в Богоявленском патриаршем соборе в Москве состоялась епископская хиротония архимандрита Питирима. Святейший Патриарх Алексий I при вручении жезла новохиротонисанному епископу произнес слова, ставшие для него путеводными: «Да сотворит тебя Господь пастыря доброго, пастыря любящего, пастыря попечительного и мудрого, пастыря, за овцы своя душу положить готового».
30 декабря 1986 года Владыку возвели в сан митрополита Волоколамского и Юрьевского.
15 мая 1989 года по личному ходатайству митрополита Питирима Русской Православной Церкви возвратили Иосифо-Волоколамский монастырь. Вновь забилось духовное сердце нашего края, вновь в древних стенах зазвучали колокола и слова молитв, затеплились лампады. Поднимались из руин монастырские храмы.
В 1989 году митрополит Питирим избирается от Советского Фонда культуры народным депутатом СССР, в 1990 - народным депутатом Московского областного Совета от Волоколамска. Это новое служение расширило возможности более полного участия в общественной жизни через благотворительность. Монастырь с участием благотворительных фондов оказывал помощь больницам, малоимущим, престарелым и ветеранам, домам-интернатам и школьному образованию. Начали работу воскресные школы в городских и сельских приходах.

Одним из главных направлений общественного служения Владыки Питирима была работа с молодежью. Московский институт инженеров транспорта, где Владыка когда-то учился, откликнулся на предложение о сотрудничестве. Каждое лето стали приезжать в монастырь будущие железнодорожники, чтобы помогать в ремонтных и хозяйственных работах. В связи с большим интересом к Православию, вопросам религии, в МИИТе была организована кафедра теологии, возглавил которую сам Владыка. Для него это не была формально-почетная должность, он сам разрабатывал учебные планы и читал лекции.
С 1998 года при монастыре стал действовать летний трудовой лагерь для подростков из неблагополучных семей, а затем и патриотический лагерь «Славяне» для детей военнослужащих.
Большое место в жизни митрополита занимала международная деятельность. Он возглавлял делегации, участвовавшие в мероприятиях, проводимых международными религиозными организациями. Обширные связи с зарубежной общественностью были у Издательского отдела: устраивались выставки, концерты, приемы иностранных делегаций.
Как викарий Московской епархии митрополит Питирим выполнял различные церковно-общественные поручения, последними из которых стали поездка за Благодатным огнем в Иерусалим накануне Пасхи 2003 года и затем Пасхальная служба в храме Христа Спасителя, которую митрополит возглавил по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Несмотря на тяжелую болезнь, митрополит Питирим до последних дней не оставлял своего служения Церкви.
Скончался Владыка 4 ноября 2003 года, в день, когда совершается празднование в честь Казанской иконы Божией Матери.
В Новом Братском корпусе, где жил Владыка, сохранены его кабинет и келья, здесь всё остаётся так, как было при жизни Владыки. Некоторые предметы из ризницы митрополита были переданы Волоколамскому краеведческому музею, который организовал экспозицию, посвящённую его памяти.

Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев)

Предки

Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) родился 8 января 1926г. в городе Козлове Тамбовской области в традиционной священнической семье.

С конца XVII в. по епархиальным спискам прослеживается непрерывный перечень его дедов и прадедов.

Оба его деда были сельские священники. По рассказам о них мальчик судил о жизни сельского батюшки, который вместе со своими прихожанами пахал, сеял, доил корову, на праздниках позволял себе и повеселиться, а прихожане обращались к нему запросто - он был свой в среде своих.

Отец, Владимир Андреевич, служил в Ильинском храме г. Козлова. У него был очень тяжелый приход: туда входили так называемые «ямы» - лачуги и землянки, где жили люмпены. Впрочем, прихожане были разные. В частности, его прихожанином был знаменитый Мичурин. Он жил в Козлове всю жизнь, отчего и город потом переименовали в его честь. Вопреки распространенному представлению он был верующим человеком.

Детство

В семье Нечаевых было одиннадцать детей, среди которых Константин -младший. Когда отец, утомленный долгой службой, работой на приходе, помощью бедным и прочими священническими делами, возвращался домой и в изнеможении ложился, на него сразу же наседала детвора и требовала рассказа, кого он встретил днем. Отец говорил: «Да нет, никого я не встретил! Так - зайчишка мимо бежал...» А потом начинался рассказ, обязательно завершавшийся каким-нибудь нравственным выводом. Дети в семье вспоминали эти вечера с отцом как минуты райского блаженства. Потом дети уходили в детскую, а взрослые оставались подводить итоги прожитого дня. В домашней традиции прививался ежевечерний самоанализ: как прошел день.

Семья Нечаевых. (Костя на руках у Ольги Васильевны)

По материнской линии тоже была старинная священническая семья. И первые детские впечатления были тоже от церкви, от службы. Правда, еще и от обысков, от визитов налоговых инспекторов, от ареста отца. Константин Нечаев помнил отца до четырехлетнего своего возраста достаточно ясно. Его арестовывали несколько раз - первый раз в 20-е годы, во время обновленческого раскола, потом уже в 1930 году. Сын запомнил, что пришли за ним ночью и что небо было звездное. Тогда, в четыре с половиной года, он твердо решил, что будет монахом. Это решение было ответом на случившееся. Мальчик понял, что будет священником, как папа, но ему не хотелось заставлять своих близких переживать те трудности, которые выпали на долю его семьи.

Воспитывался Константин в основном под женским влиянием - матери и старших сестер. Мама, Ольга Васильевна, после ареста мужа ежедневно вычитывала его иерейское правило, три канона, т.к. в тюрьме у него не было канонника; впоследствии она каждый день прочитывала всю псалтирь. Еще в семье был обычай: во время невзгод читать псалом 34-й: «Суди, Господи, обидящия мя, побори борющия мя…» Владыка вспоминал: «Пока мама была жива, дома молиться было легко, после ее смерти стало труднее».

После ареста отца жить в Козлове стало невозможно - из дома семью выселили, приходилось снимать комнатушки.

В церковь Константин ходил постоянно и даже пел на клиросе, помогал маме печь просфоры. Церковь с детства была для него родным домом, и он не помнит, чтобы у него появлялось чувство усталости или скуки. При этом играть в церковь ему дома не позволяли.

В 1935 г. о. Владимир должен был вернуться из заключения, и семья искала возможность поселиться рядом с Москвой - в самом городе ему жить было нельзя. Поселились в Троице-Голенищеве. О. Владимир никогда не рассказывал о своем заключении, которое он отбывал в «Дальлаге» под Владивостоком. насколько оно было тяжело, можно судить по тому, что старший брат, поехавший навестить его во время заключения, увидев его, не узнал. «Вообще, - вспоминает владыка, - за всю свою жизнь я не слышал ни от одного священника, ни от одной монахини, которые провели в концлагерях, в тюрьмах по двадцать пять и более лет, чтобы кто-нибудь из них сказал хоть одно раздраженное слово о том, что они там вынесли. таково было церковное понимание тех мучений, которые вынесла Церковь».

В марте 1937 г. у о. Владимира случился инсульт, и 17 декабря, в день памяти великомученицы Варвары, он умер. Отпевали его в Богоявленском соборе. Горе, конечно, было большое, но со временем все поняли, что это была милость Божия: останься батюшка в живых, его бы опять арестовали, а те, кого забирали в 37-м, назад уже не возвращались - «10 лет без права переписки»…

В школе к Константину относились хорошо. Что он верующий - понимали, но делали вид, что не знают. Ни в пионеры, ни в комсомол он не вступал. Однако в стороне от классных дел он не оставался, редактировал школьную стенгазету «Комар». В седьмом классе он выпустил свою собственную стенгазету, в школе был большой скандал по этому поводу, но директор школы хода делу не дал.

«Вообще,- вспоминал владыка,- советская действительность была во многих отношениях парадоксальна. Во-первых, многое из того, что явно запрещалось, на самом деле делать было можно. При этом, несмотря на все тяжкие испытания, сохранялись и даже культивировались какие-то глубинные основы нашего национального духа: общинность, отзывчивость, бескорыстие. В последнее время удару подверглись именно эти стороны и стали насаждаться противоположные качества: индивидуализм, эгоизм, расчетливость...»

Братья и сестры

Братьев и сестер владыка не просто любил, они были для него образцом для подражания. Братья были видными инженерами, хотя, как дети священника, были «лишенцами» и до 1935 г. не имели паспортов, а в 20-е гг. не могли учиться в государственных вузах.

Все братья и сестры остались верующими, хотя это было нелегко.
Брат Михаил (старше Константина на 25 лет) закончил институт землеустройства.
Брат Николай был инженером-строителем.

Сестры Анна и Надежда преподавали в МАМИ. На службы им приходилось ездить в Ленинград - чтобы никто не видел. А их коллеги из Ленинграда ездили на службы в Москву.

Сестра Александра в 30-е гг. училась в Тимирязевке, а когда нельзя было жить в Москве, жила в Можайске рядом с Никольским собором, и каждый день ездила оттуда на занятия.

Сестра Ольга, по специальности - архитектор-реставратор, начинала свою работу в мастерской братьев Весниных, затем работала в Росреставрации. Она автор проекта восстановления памятника на Куликовом поле.

Прежняя Москва

Будучи тамбовцем по корням, владыка по воспитанию был москвич. Он очень хорошо помнил довоенное время. Вспоминал, что Москва в те годы сохраняла еще многие старые традиции и обычаи. Уклад, который формировался веками на основе строгого соблюдения церковного устава, перешел в быт и трансформировался в радушие, приветливость, столь характерные для старых москвичей. И эта атмосфера приветливости еще сохранялась, несмотря на очень сложные времена, на голод 1930 г. и страшные 37-й и 38-й.

Маросейка, ее окрестные переулки - Златоустьинский, Петроверигский, Старосадский и другие - это целая история. Храм святителя Николая в Кленниках, где служил великий старец, праведный Алексий Мечев... В Старосадском переулке - церковь святого Владимира в Старых Садех, напротив - Иоанновский монастырь. В годы детства Константина Нечаева в нем была школа НКВД - что-то наподобие современного спецназа. Весной открывали огромные сырые подвалы монастырских зданий - для просушки, и ребятишки по этим подвалам лазили: у кого докуда смелости хватит.

Тогда в коммунальных квартирах, в условиях чрезвычайно трудных социальных и политических ломок, оставались непререкаемыми основные ценности: достоинство личности, которая в скудности созидает свой духовный мир, и законы общежития, которые позволяли людям с разными характерами, но одухотворенным одной идеей совместного родового, племенного, семейного, просто человеческого со-выживания,иинадцатом веке веке, и в Смутное время, и в переломный, страшный век двадцатый.то семейного совыживания удных социальных, поли сохранить Русь, - так же, как и в погромном ХIII в., и в Смутное время, и в переломный, страшный ХХ в.

Война

Великую Отечественную войну Владыка вспоминал как событие судьбоносное. Первым, кто призвал народ к победе, был митрополит Сергий, будущий патриарх. Голос Русской Православной Церкви впервые после переворота прозвучал в стране совершенно легально - по центральному радио.

Константину очень хотелось на фронт, но его не взяли. Осенью 1941 г. он вместе с другими школьниками принимал участие в строительстве укреплений - с тех пор у него обморожены руки и ноги и поврежден позвоночник.

Потом была эвакуация в Тамбовскую область на долгих полтора года. Школу Константин заканчивал в 1943г. уже в Москве.

Владыка свидетельствовал, что народ наш был не только с партбилетом в кармане, но и с тайной молитвой, вложенной в партбилет, поскольку впоследствии он совершал таинства над многими старичками-генералами. Наша армия-победительница была православной армией. Последний год призыва был 1926, а до 1930 г. крещение в русских семьях считалось обязательным. Победа в войне была торжеством народного единства.

Великая Отечественная война была тем оселком, тем критерием, которым было проверено наше национальное самосознание.

МИИТ

Константин Нечаев - студент МИИТа

В 1943 г. Константин Нечаев поступил в Московский институт инженеров транспорта (МИИТ). Семинария к тому времени была закрыта, а где-то учиться было надо. Он хотел быть и архитектором, и врачом, и педагогом, и даже танкистом, на окончательный выбор профессии повлиял старший брат Иван. Рассказы владыки о МИИТе поражают обилием не только исторических, бытовых, но и технических подробностей, которые он хранил в памяти долгие годы.

«Студенты знали, что актовый зал был некогда домóвым храмом. Конечно, речи о его восстановлении не было. Но как-то негласно признавалось то, что возвышение, расположенное на месте алтаря - священное место, и оно ничем не было занято. Воинствующего атеизма не было. Преобладал общий дружеский тон. Кто-то бывал в церкви. Посещавшие храм не вызывали удивления или критики. Однажды один из студентов рассказал о своей озорной выходке в церкви. Его никто не поддержал и, тем более, никто не одобрил».

Иногда Константин встречал в храмах своих профессоров, скромно стоящих в уголочке, а нередко и военных, у которых под штатским пальто или плащом отчетливо прорисовывались погоны.

Аудитории были нетопленые, писать не на чем. Студенты меняли продовольственные карточки на бумагу, знали где можно купить подешевле. Однажды Константин пожаловался брату: «Все бы ничего, но бумаги нет, очень трудно, она дорогая». А он рассмеялся и говорит: «Знаешь, когда мы учились, мы ходили по пустым, вымершим квартирам, срезали обои и на них писали».

Активного студента в первый же год назначили старостой курса - тогда их называли старшиной подразделений. На эту должность назначали на два семестра. Потом, на втором курсе, уже сами студенты избрали его профоргом курса.

Занятия музыкой

В 1941 г. Константин поступил в Гнесинскую музыкальную школу, где его учителем был Андрей Алексеевич Борисяк, но с началом войны занятия прервались. В 1943 г. Константин случайно встретил А.А. Борисяка на улице, и тот предложил ему заниматься частным образом у него дома, в Столешниковом переулке. Занятия продолжались с 1943-го по 1954-й год, но потом началась практическая церковная работа, которая не оставляла ни малейшего времени. Музыку владыка любил всю жизнь и даже основал в начале 50-х в Духовных школах смычковый ансамбль из 22 человек, сам покупал инструменты.

Начало церковного служения

В ночь на 8 сентября 1943 г. в Кремль были вызваны три митрополита - Московский и Коломенский Сергий (Страгородский), вернувшийся из эвакуации; Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский), проведший все 900 дней блокады в Ленинграде, и Крутицкий и Коломенский - Николай (Ярушевич), который безотлучно находился в Москве. В тот день была возрождена Московская Патриархия, местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий стал Патриархом Московским и всея Руси.

Официально ничего не объявлялось, но все жили в ожидании перемен. Однажды Константин зашел в учебную часть, а секретарь комитета комсомола вдруг сказал: «Передали, какой-то патриарх умер». Нечаев сразу поехал в собор. Отслужили панихиду, попросили мужчин остаться. Речь шла о том, чтобы помочь следить за порядком во время похорон. Владыка вспоминал, что его поставили у левой двери, выходящей во двор. Тогда он впервые понял, как тяжело справиться с толпой. После этого его заметили, и он иногда приходил в собор помогать.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I в сопровождении диакона Константина Нечаева

События невиданные, небывалые следовали одно за другим. Собор 1945 г., избрание Патриарха Алексия (Симанского). С 1945 г. Константин Нечаев становится иподиаконом Патриаршего кафедрального собора. С того момента почти 25 лет будущий владыка почти неотлучно пребывал около патриарха Алексия (Симанского).

На встрече митрополитов со Сталиным было получено разрешение на открытие богословских школ. И вот 14 июня 1944 г. при Новодевичьем монастыре открылись Богословско-пастырские курсы и Богословский институт. В июле Константин Нечаев одним из первых принес бумаги для поступления в Богословский институт. тогда, в июле 1944 г., патриарх не благословил его поступать, сказав, что надо закончить институт. Набор первого года был очень пестрым. Пришли люди из самых разных социальных и возрастных групп. Наряду с семидесятилетним старцем были мальчики, только что окончившие школу. Кроме того, было несколько священников.

1945-й был годом Победы и небывалых до той поры явлений, когда в Москве открывались новые храмы и ремонтировались уже действующие. Этот год стал для Константина годом начала богословского образования. К этому времени он уже был иподиаконом патриарха. В приемной комиссии к нему отнеслись с недоверием и убеждали остаться инженером, предупреждая о материально необеспеченном существовании священников. Константин поступил, но и МИИТ не бросил и первый год совмещал учебу в двух учебных заведениях.

Новодевичий монастырь

Московский церковный народ с воодушевлением принял весть об открытии духовных школ и Успенского храма в Новодевичьем монастыре. Ежедневно храм посещало все больше и больше верующих людей, многие из них приносили для обустройства хранившиеся дома иконы, церковную утварь. Настоятели московских храмов также жертвовали иконы, переданные им из ранее закрытых церквей, облачения. По крохам собиралось церковное и школьное имущество. Питание для живущих в общежитии было двухразовым: утром завтрак, потом, в зависимости от времени окончания занятий, обед. Студентам полагалась рабочая карточка, на которую и получали это питание. Завтракали и обедали за теми же столами, за которыми проходили уроки - это обязывало быть аккуратными на «рабочем месте». Общежитие находилось в Успенском храме. первоначально Богословскому институту был отдан Преображенский надвратный храм, а на следующий год и трапезная - Успенская церковь. В ней с правой стороны было отгорожено место под библиотеку. Храм, естественно, был обезображен: не было ни иконостаса, ни какого-то внутреннего убранства, все это учащиеся начинали делать своими руками. Вскоре появились и прихожане. москвичи быстро полюбили и этот храм, и особенно студенческое пение.

Очень важный этап пережили духовные школы осенью 1946 - зимой 1947 года. В ноябре 1946 г. патриарх вызвал из Ташкента своего соратника по Петрограду протоиерея Николая Викторовича чепурина. Это был человек больших природных дарований. Блестящий студент академии, он был оставлен при ней в качестве епархиального миссионера, помимо Академии учился на юридическом и на биологическом факультетах университета. Таким образом, он имел три ученые степени: богословия, права и микробиологии. Активный участник борьбы с обновленчеством, он провел 17 лет в заключении, в ссылках, на строительстве Беломорканала.

Однажды вышел о. Николай с проповедью, которая потрясла всех студентов. Константин запомнил фразу, произнесенную им: «Вас здесь учат многим наукам, и по ним вы сдаете экзамены. Но есть одна, по которой вы сдадите экзамен однажды в жизни и навсегда - это наука жертвовать собой».

В одну из первых недель пребывания в Москве о. Николай пригласил к себе благочинных, видных протоиереев, угостил их чаем с лимоном - что по тем временам было особым знаком, - и выпросил у каждого «налоговое самообложение» в пользу духовных учебных заведений. Студентам стали платить стипендию. Именно о. Николай подготовил реформу 1947 г., в результате которой студенты заканчивали уже не Богословский институт, а семинарию. Богословский институт, четырехгодичный, был поделен пополам: два курса отошли к семинарии, два – к академии.

Лавра

Летом 1948-го начался переезд в Загорск, в историческое помещение Московской духовной академии. То великолепие, которое мы видим в Лавре сейчас, тогда и в мыслях невозможно было представить. Лавра являла собой типичный недействующий монастырь - опустевший, заселенный посторонними людьми. Сначала монахам принадлежали только Успенский собор и две комнаты в корпусе у Святых ворот. Только осенью 1947 г. передали Трапезную церковь. Наместник, архимандрит Гурий (Егоров), снимал квартиру в Загорске, в доме Сарафановых. Там останавливался и Патриарх в свои приезды в Лавру в качестве священноархимандрита. Дом был просторный, но жили после войны бедно, и едва ли не единственная в доме кровать предоставлялась патриарху, остальные же спали где попало. Второй наместник - архимандрит Иоанн - ежедневно ездил из Москвы, из Чистого переулка, приезжая рано утром и уезжая с последней электричкой.

В 1951 г. Константин Нечаев окончил Академию со степенью кандидата богословия, присужденной за работу, посвященную исследованию православной аскетической гносеологии по трудам преподобного Симеона Нового Богослова, и был оставлен профессорским стипендиатом и преподавателем на кафедрах патристики и истории западных вероисповеданий. С 1951-го по 1953 г. он был преподавателем, доцентом, профессором, заведующим кафедрой Священного Писания Нового Завета в Московской духовной академии. 15 февраля 1952 г. Святейшим Патриархом Алексием (Симанским) Константин Нечаев был рукоположен во диакона, а 4 декабря 1954 г. во священника (целибат). При рукоположении патриарх надел на о. Константина свой золотой крест.

13 апреля 1959 г. о. Константин был пострижен в монашество с именем Питирим. 8 октября того же года Святейшим Патриархом Алексием возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Московских духовных школ.

Одно время в семинарии стали отмечаться случаи воровства. Виновные не находились, и в конце концов о. Питирим, собрав вечером всех, сказал, что, если не будет чистосердечного признания, завтра придется устроить «децимацию»: исключить каждого десятого, как в римских легионах - казнили. Наутро, выходя из служебной квартиры, на которой висела табличка: «Инспектор Академии и семинарии архимандрит Питирим», он увидел: «Питирим» заклеено и написано: «Кудеяр». Пришлось всех помиловать.

Последние годы патриарха

На рубеже 1950-х- 60-х гг. начался трудный для Церкви период. Это был новый этап гонений на Церковь. Были закрыты пять семинарий, почти все монастыри - только на Украине некоторые сохранились, две трети храмов, уцелевших после революции или открытых после войны. Шло разрушение церковной структуры, устава. 15 февраля 1960 г. патриарх на конференции советской общественности за разоружение выступил с речью, напоминающей о заслугах Православной церкви перед Отечеством, привлекающей внимание думающей части граждан к катастрофическому положению Церкви.

Эта речь была как бомба. Беспокойство началось на всех уровнях партийной и советской общественности. патриарху сделали выговор: все-таки в атеистическом государстве живем.

23 мая 1963 года архимандрит Питирим был хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии.

Издательский отдел

Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим в своем кабинете в Издательском отделе

С 1963-го по 1994 г. владыка Питирим руководил Издательским отделом Московского Патриархата. Редакционно-издательский отдел был первым из отделов Патриархии, созданных после встречи трех митрополитов со Сталиным осенью 1943 г. Уже тогда был выпущен первый номер «Журнала Московской Патриархии», давно ставший библиографической редкостью.

Издать Библию - еще детская мечта владыки Питирима. Молодому поколению трудно представить себе, насколько людям ее не хватало. На протяжении нескольких десятков лет Библия была одной из самых запрещенных книг. Некоторые даже покупали «Библию для верующих и неверующих» Емельяна Ярославского, вырезали ножницами подлинные библейские цитаты и склеивали текст в тетрадке. Получалась пухлая, рыхлая книга - все-таки священный текст.

К изданию Библии приступили в 1968 г. Над подготовкой работали студенты из Академии, была проделана большая работа. Набрали обычным шрифтом - получилось два тома. Тогда в Совете по делам религий кто-то проговорился: «Питирим издает Библию в двух томах». Слух прошел в высокие инстанции. Там возмутились: «Что еще за Библия в двух томах? Библия всегда была только в одном томе! Никаких расширений!» Пришлось все перенабирать. Издали в одном томе, но так мелко, что читать невозможно. Это издание называли «Зеленой Библией».

Тогда же издательский отдел МП обеспечил выпуск полного набора богослужебных книг, все храмы были обеспечены богослужебной литературой.

Вспоминая владыку Питирима, говорят, что он познакомил общество с Церковью - через слово, через журнал, через печать. «Журнал Московской Патриархии» высоко оценивался специалистами.

Цензура была жесточайшая, но издательский отдел использовал все возможности: если нельзя было писать, что после службы был крестный ход вокруг храма, то писали, что «служба закончилась процессией с окроплением верующих святой водой». Нельзя было даже упомянуть в печати имя Серафима Саровского или Иоанна Кронштадтского, тем не менее их упоминали, не называя, пользуясь эзоповым языком. Всем было ясно, только Главлит не понимал. Патриарх, а следом за ним и владыка Питирим, в дни их памяти неукоснительно служили - несмотря ни на какие запреты, Церковь от своих святых никогда не отказывалась.

Максимальный тираж для изданий Библии был не более 10 000 экземпляров, хотя по статистике количество верующих, которые нуждались в Библии, - не менее 60 миллионов человек. Владыка вспоминал, что был полуторамиллионный тираж молитвы, которую кладут на лоб умершим. Конечно, на плохой бумаге, печать серая - свернули и в гроб положили. Но что в издательском отделе сделали: на обратной стороне напечатали молитву за живых! И расходился весь тираж, потом даже допечатывали.

Подготовка к 1000-летию Крещения Руси была для РПЦ временем подведения итогов исторического пути Русской Церкви. Очень важной считал владыка тему служения Церкви и Отечеству низшего церковного слоя: священников, диаконов, причетников, за 1000 лет своим неослабным трудом накопивших тот неизмеримый духовный опыт, которым Церковь живет сейчас. «Мы очень мало знаем о жизни белого духовенства - тех, кто нес на себе всю тяжесть мира. Обычно ведь в исторических исследованиях историки идут по наиболее заметным вершинам, а получается, что по верхам. Русским писателям простой сельский батюшка тоже был неинтересен - наша классическая литература чаще дает образы шаржированные. Наш долг - собрать по крупицам этот духовный опыт», - эту работу начал издательский отдел МП в те годы.

Под руководством митрополита Питирима подготовлен к изданию ряд уникальных древнерусских рукописей. В те же годы он был главным редактором «Журнала Московской Патриархии» и председателем Редакционной коллегии сборника «Богословские труды», где публиковались выдающиеся труды православных богословов, как дореволюционные, так и созданные после 1917 г., и либо изданные за рубежом, либо имевшиеся в рукописях на Родине.

Волоколамская кафедра

Шел тяжелый для Церкви 1963 год, владыка хиротонисан во епископа Волоколамского. Естественно, для местных властей это была не очень приятная новость. С чего было начать? Владыка направился прямо на Панфиловский боевой рубеж. Сорвал по дороге полевых цветов, положил на братскую могилу, прочитал молитву. На следующий год пошел туда уже со своими ассистентами, мальчиками-семинаристами, и сотрудниками Издательского отдела, потом и с народом туда отправились, совершили торжественную службу, а потом уже пошли контакты с вооруженными силами. А началось все с полевого цветка на разъезде Дубосеково. Владыка не любил об этом говорить - не это главное… Поначалу трудностей было много. В большинстве сельских храмов не было электричества, а дороги к ним вели такие, по которым проехать можно было только летом, да и то в сухую погоду. Постепенно удалось решить эти проблемы.

30 декабря 1986 г. владыка Питирим был возведен в сан митрополита Волоколамского и Юрьевского. А в конце 80-х стал, еще и настоятелем возвращенного Церкви Иосифо-Волоцкого монастыря, где часто служил по воскресным и праздничным дням. Годы его наместничества завершились обретением мощей преподобного Иосифа Волоцкого.

Международная, научная и общественная работа

Став в 1952 г. преподавателем МДА, митрополит Питирим одновременно сделался и членом нескольких международных комиссий. Его первый выезд за рубеж состоялся в 1956 г., и на его глазах произошла страшная деградация и советско-постсоветского, и западного общества. Почему? Потому что был потерян стержень, считал митрополит Питирим. А стержень - нравственный источник. Все силы ада брошены сейчас на разрушение нравственности. Ведь впечатление производят внешние достижения европейской цивилизации: дороги, отели, комфорт. Между тем, «закат Европы» сейчас становится очевидным.

Как общественный деятель митрополит Питирим принимал активное участие в движении сторонников мира, в работе межконфессиональных организаций по линии христианской коммуникации, демонстрировал за рубежом фото-, кино- и аудиоматериалы о жизни Русской Православной Церкви.

Разносторонняя деятельность митрополита Питирима была высоко оценена Священноначалием Русской Православной Церкви и государством. Он был награжден орденами св. равноап. кн. Владимира I и II степеней, преп. Сергия Радонежского I степени, св. благоверного кн. Даниила Московского II степени, государственным орденом «Дружбы народов», почетной золотой медалью «Борцу за мир». В январе 2001 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II митрополит Питирим был удостоен ордена Святителя Иннокентия Московского за обширные просветительские и миссионерские труды и в связи с 75-летием со дня рождения.

Митрополит Питирим являлся крупным церковным ученым, чьи интересы лежали, главным образом, в области истории Церкви и церковного искусства. В различных журналах и сборниках митрополит Питирим опубликовал более 70 богословских статей и ряд книг, посвященных церковной истории и церковному искусству. За свои научные труды митрополит Питирим был удостоен степени доктора богословия и звания профессора. Он был действительным членом Российской Академии естественных наук, являлся заведующим кафедрой теологии Московского института инженеров транспорта, а также доктором теологического факультета Пражского университета и профессором кафедры ЮНЕСКО «Золотое наследие Руси».

Мысли митрополита Питирима о Западной церкви

«В настоящее время церковная жизнь на Западе является более общественной, чем религиозной. Среди духовенства и епископата, конечно, есть искренне верующие люди, бывает очень хорошая атмосфера на приходах, но вместе с тем общий уровень там занижен - и в сохранении принципиальных основ, и в сопротивлении тем конъюнктурам, которые теперь диктует современность.

В центре внимания - не буду говорить «всей» - но лучшей части западной христианской цивилизации стоит социальное служение, так называемая диакония. Когда у нас открылась возможность социального служения, сотрудники решили взять патронаж над домом ветеранов войны и труда. И что же? - Не выдержали! Действительно, сиделки и за высокую зарплату не всегда это выдерживают. А там это христианская обязанность. Раньше диакония была и в наших монастырях, ею занимались часто незримые, неофициальные сестричества, - тогда, когда у нас была здоровая церковная жизнь. Это то, чего нам сейчас так не хватает.

Есть в западном христианстве и очень глубокий интерес к нашему восточному опыту: как сумела Русская Православная Церковь за свою тысячелетнюю историю, пройдя через различные катаклизмы, сохранить свои духовные ценности. Это как раз то, чего так не хватает им - при всех их достоинствах и добродетелях. Поэтому мы должны щедро делиться тем, что имеем.

Утверждать, что все религии могут примириться,- это признак конца света. Не допуская конфликтов с другими конфессиями, ведя с ними богословский диалог, мы тем не менее утверждаем, что «Орто-доксия», «Право-славие», т.е. «правильное прославление Бога», «правильная вера» находится в недрах Восточной Церкви».

В 1989 г. Владыка был избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры, а в 1990 г. – депутатом Московского областного совета народных депутатов. В общественной деятельности митрополит Питирим выдвигал задачи духовного и патриотического познания отечественной истории, осознания роли Русской Православной Церкви во всех сферах жизни, включая экологию и межличностные отношения.

Владыка рассказывал: «Бывают поразительные вещи. Мне не раз приходилось встречаться с солдатами вермахта. С некоторыми устанавливались дружеские отношения, и никто из них не испытывал враждебности к русским. Те, кто побывал в русском плену, вынесли самые теплые впечатления о нашем народе, - например, как русская женщина, встречая в разоренном селе конвой пленных немецких солдат, давала им горячую картошку, чтобы они не только поели, но и согрели обмороженные руки».

В Германии у владыки был друг, пастор. Он говорил: «Знаете, русская женщина спасла мне жизнь! Нас гнали в бой - она меня перекрестила в дорогу. Весь взвод выбили - я остался жив».

Русская культура развивается на перекрестке исторических путей, поэтому веротерпимость нам прирожденна. У нас никогда не было религиозных войн. Наше русское самосознание интегрально само по себе. Русским может быть любой: и таджик, и татарин, и грузин, и еврей - лишь бы он был носителем русской культуры.

Брюсовский храм

С Крещения 1972г. Митрополит Питирим совершал свое служение в Москве в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке, который в советское время являлся местом притяжения творческой интеллигенции столицы. Многие люди искусства и науки, писатели и общественные деятели, актеры и режиссеры приходили в этот храм специально для того, чтобы послушать проповеди и беседы митрополита Питирима. Многие становились духовными чадами владыки Питирима. Здесь же он возглавлял отпевание многих выдающихся деятелей русской культуры: Сергея Бондарчука, Евгения Евстигнеева, Олега Борисова и многих других.

Митрополит Питирим значительное внимание уделял возрождению и популяризации русского церковного пения. По его инициативе было создано несколько церковных хоров, с большим успехом выступавших с концертными программами на Родине и за рубежом.

Афганский вопрос

С воинами-афганцами Владыку связывала многолетняя дружба.

Исход афганской войны для него был ясен с самого начала. Афганистан - страна с особым родовым укладом. С детства владыке запомнилась книга, в которой русский путешественник, беседуя с афганцем и интересуясь условиями их жизни, спросил, чем они питаются. В ответ был перечислен очень скудный набор: лепешка, иногда - барашек с какими-то горькими приправами. Но удивительнее всего было другое. «А что вы пьете?» - спросил путешественник. - «Воду». - «Ну, понятно, воду, но что все-таки?» - «Воду», - повторил афганец, не поняв вопроса. Тогда русский путешественник, знаток Востока, уточнил: может быть, чай или еще что-то. Оказалось, что чай пьют только больные, здоровые люди пьют воду, а об алкоголе у них и речи не было.

Со временем у митрополита Питирима появился и более основательный интерес: изучая русскую политику в отношении южных стран - Китая, Индии, Персии, он понял, что Афганистан - особая модель человеческого общества, с которой можно жить только в добрососедских отношениях, поэтому неудача британского колониализма была заранее предрешена, а русская политика в отношении Афганистана раньше строилась на глубоком понимании уклада жизни, который отличал эту страну. Русское присутствие в Афганистане было всегда - оно было мирным, дружественным, на основе взаимных интересов. Таким образом, воевать в Афганистане было делом заведомо безнадежным.

Для митрополита Питирима внимание к воинам-афганцам было делом совести и гражданского понимания проблемы. Поэтому, когда в 1989 году он стал депутатом, первый вопрос, который он поставил высокому руководству, был вопрос о положении участников афганской кампании.

Вскоре родился союз воинов-афганцев, и владыка с честью берег в своем сейфе билет № 2. Ряд акций союз смог провести самостоятельно, а потом вошли в контакт с благотворительными организациями Запада и, в частности, в Италии получили помощь для инвалидов - коляски.

Ежегодно 27 декабря в Брюсовском храме совершается панихида о погибших в Афганистане воинах, отмечается молитвой и дата вывода войск из Афганистана.

Митрополит Питирим о новых временах и судьбах России

«Современное естествознание, сделав широкий круг по поверхности, возвращается к изначальному пониманию мироздания. Бог создал мир как цельную, взаимосвязанную систему, в основе которой лежит нравственное начало. Всякий безнравственный поступок имеет роковое значение - если вовремя не остановиться, начинается распад. В основе и человеческих отношений, и отношения человека к окружающему миру лежит заповедь: не делай другому того, чего не желаешь себе.

Одним из первых ударов, которые нам нанесла псевдодемократия, была образовательная программа Сороса, направленная на хищение мозгов, покупку талантов с вывозом их на Запад, а также на разложение устоев нашего общества.

Когда я бываю за границей, я обычно прощелкиваю телевизионные программы, хотя времени смотреть телевизор у мня нет. Такого безобразия, как у нас, нет нигде. Во Франции законодательно запрещено показывать иностранные фильмы более 12% эфирного времени, в Америке бесконечные драки, стрельбу можно было увидеть лет 30–40 тому назад, сейчас эту отыгранную массу спустили к нам.

В Писании сказано: «Не ваше дело знать времена и сроки». Признаки конца света были уже и в I веке. Достаточно вспомнить 1-е послание Соборное апостола Иоанна: говорят, что антихрист придет? - Так он уже пришел! Что такое антихрист? - Всякое ощущение окружающего зла, всякая борьба зла с добром. Зло, к счастью, пока еще не преобладает в мире. Силы добра неисчерпаемы. Говорят: хороших людей больше, но плохие лучше организованы. Если бы мы поняли реальную действительность зла и необходимость внутреннего исправления - своего, лично каждого, - картина была бы другая. В каждом человеке сидит маленький антихрист - если дать ему волю, он вырастет в большого. В одних людях антихрист действует по неведению, по недомыслию, в других - по согласию злой воли. Когда бывает в мире обида, это беда не для обидимого, а для обидящего: он совершил несправедливость и тем самым умножил мировое зло. Если ему ответить точно так же - это будет новая ступень зла. Так что, когда именно антихрист будет персонифицирован, во многом зависит от нас самих: если мы вовремя не остановим себя на пути моральной деградации, то ускорим мировую катастрофу.

Размышляя над «проклятым» вопросом, почему так трудно складывается судьба России, я прихожу к библейской формуле: «Егоже Господь любит - наказует», - то есть «учит», «вразумляет». Дурака учить нечему. А из русского человека можно выпестовать и выучить то, что никому другому не доступно. Но учить очень больно, наука болезненна.

Мы должны сказать себе: да, завтра я хочу быть лучше, чем вчера. Каждый должен начать с самого себя. Поэтому мы должны осознать все те ошибки, которые каждый совершил лично, весь груз этих ошибок, и постараться от этого тяжелого груза очиститься раскаянием.

За годы Советской власти Церковь понесла значительный количественный и некоторый качественный урон, хотя число исповедников было больше, чем число отошедших от веры. По-видимому, потери, понесенные Церковью в годы репрессий, - это семена, которые мы начинаем собирать лишь сейчас. Трагический период истории русской Церкви дал нам расцвет духовности, и по сей день, несмотря ни на какие внешние перемены, катаклизмы, остается некая таинственная глубина национального достоинства, внутренней силы нации, способной в любых потрясениях сохранить свои истоки.

У России есть будущее, у России непременно будет будущее, и будущее великое, - это мы глубоко исповедуем на основании того исторического опыта, который прошло наше Отечество.»

Одним из последних церковно-общественных поручений митрополита Питирима была поездка за Благодатным огнем накануне Пасхи 2003 г. во главе делегации РПЦ и пасхальная служба в храме Христа Спасителя.

В июне 2003 г. митрополит Питирим перенес тяжелую операцию и после нескольких месяцев болезни скончался 4 ноября 2003 г.- в день празднования Казанской иконы Божией Матери и памяти семи отроков Эфесских.

Речь перед отпеванием митрополита Питирима произнес святейший Патриарх Алексий II. Завершил он ее так:

«Самоотверженное архипастырское служение митрополита Питирима, его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к человеку привлекали к нему множество людей. В нашей памяти митрополит Питирим останется как великий пастырь, человек огромной доброты и исключительных энциклопедических познаний».

Митрополит Питирим родился в начале января 1926 года. Он был епископом в церкви русского народа. Его имя в миру - Нечаев Константин Владимирович. Известен не только в религиозном направлении, но и в научной сфере, в сфере литературы. Он является автором нескольких десятков публикаций на разных языках.

Краткая биография

Митрополит Питирим биографию имеет обычную, схожую почти с любым священником.

Он стал возглавлять дом издательства в московской патриархии с 1963 по 1994 годы. Так как Константин Владимирович Нечаев являлся председателем отделения, поэтому мог совершать постоянно различные поездки в страны зарубежья. Благодаря этому он овладел иностранным языком и мог свободно на нем общаться. Но чаще общался и выступал перед людьми с помощью переводчиков.

После священного крещения 1972 года и до смерти он регулярно служил в храме Воскресения Словущего. К концу 1080 годов стал знаменитостью среди интеллектуальных и музыкальных кругов в Москве. Он никогда не числился постоянным членом Синода, но многие его считали одним из влиятельных иерархов РПЦ.

Как проходили его детские годы?

Семья митрополита Питирима была глубоковерующей. Родители были священниками. Еще в детском возрасте они прививали Питириму любовь к вере. Его воспитание и быт семьи оказали очень сильный положительный отпечаток на всю его жизнь. Родители не ставили ему условий, где он будет учиться после того, как окончит школу. Поэтому после того, как он окончил школу, решил поступать в университет Москвы в отделение инженеров автотранспорта.

Но он в результате пошел служить духовенству, как и его родственники.

В 1944 году он стал первым из студентов монастыря Новодевичьего Богословского университета, который открыли 14 июня. Позже его переименовали в Духовную семинарию или академию.

В 1945 году его увидел и взял к себе иподиаконом.

В 1951 году митрополит Питирим окончил семинарию и получил степень кандидата богословия. Он остался на кафедре патристики. В 1951 году решил стать преподавателем по истории вероисповедания стран запада.

В 1952 году Алексий произвел его в диакона.

В 1953 году стал иметь звание доцента, а уже в 1954 стал священником. После чего стал служить в патриаршем храме.

В 1957 году стал преподавать писание нового завета.

С 1989 года стал игуменом наместником в одной из древних русских обителей мужского монастыря.

Митрополит Питирим монашество

В 1959 году его постригли в Троице Сергиевом лавре именем Питирим. Чуть позже его назначили инспектором в духовном семинарии в Москве.

В 1962 году стал главным редактором в журнале патриархии Москвы, который являлся официальным органом РПЦ.

В 1963 году стал епископом Волоколамским, назначен председателем в издательстве отдела патриархии в Москве. А немного позже его назначили епископом в Смоленской епархии.

Он считался сыном духовенства, как исповедник схиархимандрит Севастиан Карагандинский.

Архиерейство

В 1963 году в Вознесении хиротонисан в епископа.

Также в это время его назначили председателем в издательстве патриарха Москвы. На этом же месте он и оставался работать в течение 30 лет. После преобразования в издательский совет его освободили от занимаемой должности. За это время значительно увеличилось численность сотрудников.

С 1964 по 1965 годы стал временно управлять Смоленской епархией.

В 71 году образовали английскую редакцию журнала патриархии в Москве, которая имела подписчиков во многих странах. Насчитывалось их около 50 стран.

В 71 году возвели в сан архиепископа.

Его заботой стало издательский совет, который в одно время ютился в одном здании с трапезной храма Успенского Новодевичьего монастыря. Также это здание ему дали в аренду с последующей реконструкцией. Окончательно переехал он в конце 81 года. Несмотря на то, что в здании у него была издательская деятельность, он открыл еще много различных отделений. Например, фотовыставку, киносъемочную группу, отдел по работе со слайдфильмами, видеофильмами, звукозаписями, справочный отдел по биографиям, отдел переводческой службы и др.

Смерть и похороны

Последнее публичное появление Питирима Нечаева было в ночь пасхи 2003 года, когда после болезни Алексия II он дал богослужение в храме Спасителя Христа. В это же время он принял участие в схождении благодатного огня в городе Иерусалиме, который впоследствии и доставил к началу богослужения в Москву.

В июне ему сделали сложную операцию. Но, несмотря на болезнь, он смог принять участие в торжестве, которое посвящено столетию канонизации Саровского. Оно проходило в городах Саров и Дивеево этого же года. После возвращения Питирим Нечаев снова сильно заболел, был вынужден госпитализироваться на несколько недель.

После сложной болезни в 2003 году митрополит Питирим умер.

Несколько дней тело лежало в храме. В это время проходили заупокойные богослужения, и люди могли прийти и проститься с покойным.

7 ноября - свершение литургии в Богоявленском за упокой чистой души его во служении Евгения Верейского. Были Савва Красногорский, епископ Алексий Орехово-Зуевский, Александр Дмитровский. После окончания отпевания Патриарх Алексий II со своими членами Синода и собора архиереев сделали чин для отправления души в мир иной, произнесли последние прощальные слова, где были отмечены все великие труды покоевшегося. На отпевание великого митрополита приехал полномочный представитель президента Российской Федерации Полтавченко, мэр города Москвы Лужков, также было много известных личностей.

Где находится могила

Могила его находится в городе Москве на Даниловском кладбище, здесь же покоятся его близкие родственники. В 2004 году ректор МИИТ Левин выразил инициативу открыть специальный фонд с названием Наследие митрополита Питирима. Уже в 2005 году с московским метрополитеном торжественно открыли памятник посвященный Питириму. Расположили его на могиле.

Какие награды получил

При жизни митрополит Питирим был награжден орденами Священного дома: Святого благоверного князя Даниила Московского второй степени, Преподобного Сергия Радонежского Чудотворца первой степени, Святого равноапостольного великого князя Владимира первой и второй степени.

Какие он написал труды?

Он выпустил труды на нескольких языках и по различным темам. Всего насчитывается более ста изданий. Среди его духовных стараний, запечатленных на бумаге, были и те, которые связаны с его научной деятельностью. Большая часть работ, конечно, посвящена главному призванию своей жизни и связана с его духовным просвещением.

К основным работам митрополита следует отнести:

  • Кандидатское сочинение на тему окончания учебного года в духовной школе Москвы.
  • "Какое значение имеет любовь в аскетическом мировоззрении." Выпустили труд в 1960 годах.
  • "Во имя мира и единства" - выпустили в 1962 году.
  • "Какие имеются праздники в Троице-Сергиевом лавре в духовной школе Москвы" - выпущен в 1962 году.
  • "Слово в день памяти Чудотворца Алексия" - 1963 .
  • "Пара дней паломничества" - 1962.

Питирим был наречен митрополитом Волоколамским и Юрьевскийм в 1963.

Научная работа

Занимаясь научной и практической деятельностью, Питирим стал выдвигать все задачи духовного и патриотического мира в отечественной истории при осознании роли православной церкви в России во всех проявлениях жизни человека, включая все особенности от экологии до межличностных взаимоотношений. Главная схема представляется как понимание мира в качестве единой системы осуществления всего творчества Создателя, который позволяет направить свободную волю человека в мировой процесс. Питирим считал, что нельзя рассматривать мир изолировано с различных точек зрения. Все законы Божьи понимаются свободной волей людей и способны осуществиться в процессе жизнедеятельности отдельного человека. Но, к сожалению, каждый человек индивидуален, способен нанести небольшое отклонение в мире духовенства и нанести ощутимый вред. Вся эта позиция отражена в декларации ООН, носит название Декларация прав Земли. В ней рассказывается о взаимоотношениях человека с Землей, как она реагирует на все негативные человеческие факторы.

Дата рождения: 8 января 1926 г. Страна: Россия Биография:

Родился в г. Мичуринске Тамбовской обл. в семье священника.

После окончания средней школы в 1943 г. поступил в Московский институт инженеров транспорта. С 1945 г. исполнял послушание иподиакона Патриарха Алексия I (Симанского).

В 1947 г. поступил в Московский православный институт, преобразованный позже в МДАиС. В 1951 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия, оставлен профессорским стипендиатом по кафедрам патристики и разбора западных вероисповеданий. С 1951 г. преподавал историю и разбор западных вероисповеданий в МДА.

В 1953 г. получил звание доцента.

23 мая 1963 г. хиротонисан во епископа Волоколамского, викария Московской епархии, назначен председателем Издательского отдела МП.

В 1964-1965 гг. временно управлял Смоленской епархией.

В 1971 г. возведен в сан архиепископа, 30 декабря 1986 г. — в сан митрополита с титулом «Волоколамский и Юрьевский».

17 марта 1989 г. избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры. Был членом комитета Верховного Совета СССР по делам воинов-интернационалистов, членом Комиссии по вопросам депутатской этики.

13 сентября 1989 г. назначен членом Комиссии Священного Синода по вопросам издательства и церковной печати.

3 декабря 1994 г. в связи с преобразованием Издательского отдела в Издательский совет освобожден от должности его председателя.

27 декабря 1994 г. освобожден от должности главного редактора «Журнала Московской Патриархии» и председателя редакционной коллегии сборника «Богословские труды».

Образование: В 1951 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия Награды:

Награжден орденами св. равноап. кн. Владимира I и II степени, прп. Сергия Радонежского I степени, св. блгв. кн. Даниила Московского II степени, государственными орденами Дружбы народов, Почета.