Диетические... Волосы Аксессуары

Развитие речи. лексическая тема "мебель. Лексическая тема: «Мебель Развитие речи лексическая тема мебель

Лексико-грамматические упражнения и игры на тему «Мебель»

Предлагаю Вашему вниманию подборку речевых игр для развития лексики и грамматических категорий у дошкольников . Эти речевые упражнения были мною собраны и апробированы годами многолетней успешной логопедической практики. Подборка разбита на лексические темы, с каждой статьи можно перейти на следующую — по ссылке.

Подборка лексико-грамматических упражнений на тему «Мебель» пригодится не только логопедам, но и родителям — для домашних занятий по развитию речи.

логопед-дефектолог
Наталья Игоревна Кулакова
ведущая проекта

Предыдущую часть подборки читайте в статье

1. Рассмотреть предметы мебели или картинки с изображением мебели : стол, стул, табуретка, диван, кровать, кресло, шкаф, полка, трюмо, тумбочка и т.д. Поговорить о том, из чего изготовлена мебель (деревянная, пластмассовая, стеклянная). Рассмотреть названия частей мебели: спинка, ножки, сиденье, дверца, ручка и т.д.

2. Игра «Скажи ласково

Стул – стульчик

Табуретка — … Диван – …

Полка -… Шкаф – …

Кресло –… Стол — …

Зеркало… Кровать — ..

Скамейка -…

3. Игра “Ответь – какой?”

Стол из дерева — деревянный. Шкаф из пластмассы-

Табуретка из металла — Кресло из кожи —

Стол для журналов — Шкаф для книг —

Стол для кухни — Стол для письма —

Шкаф для обуви — Дом из кирпича —

Дом из камня — Крыша из железа —

4. Назвать предметы мебели, у которых есть:

Спинка…

Дверцы…

5. Игра “Один, одна, одно”.

Кровать — одна Стул — Полка-

Шкаф — Скамейка — Сервант —

Диван — Кресло — Стол —

6. Игра « 2 и 5»

стул – 2 стула – 5 стульев

стол – 2 стола – 5 столов

диван – 2 дивана – 5 диванов

шкаф – 2 шкафа – 5 шкафов

кровать – 2 кровати – 5 кроватей

табуретка – 2 табуретки – 5 табуреток

7. Составить описательный рассказ о предмете мебели по плану:

  • Что это?
  • Цвет.
  • Форма.
  • Размер.
  • Материал.
  • Части.
  • Для чего используют эту мебель.

8. Пальчиковая игра «Мебель»

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия в старшей группе компенсирующей направленности (логопедическая) по лексической теме "Мебель", тип занятия лексико-грамматическое. Формирование лексико-грамматических категорий существительных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе

по лексической теме «Мебель».

Тема: «Мебель для Карлсона»

Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Задачи:

Коррекционно - образовательные задачи:

  • Уточнять и расширять знания детей об основных видах мебели, её назначении;
  • Расширять словарный запас по лексической теме;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (понимание и употребление некоторых простых предлогов, форм имен существительных в творительном падеже, образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);
  • Закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением, аргументируя свой ответ;

Коррекционно - развивающие задачи:

  • Развивать зрительное, слуховое внимание и восприятие, предпосылки словесно-логического мышления.
  • Развивать творческие способности, воображение воспитанников;
  • Развивать навыки речевого общения (умение вступать в диалог, отвечать на вопрос полным ответом).

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности
  • Продолжать формировать функции контроля и самоконтроля.
  • Воспитывать чувство красоты, бережное отношение к мебели;

Ход занятия:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами. Сегодня к нам придет необычный гость. Кто это, вы узнаете, отгадав загадку.

Толстячок живет на крыше,

А летает он всех выше.

Он самый веселый на свете,

Поэтому нравится детям. (Карлсон). (слайд 1)

2. Вводная часть. Объявление темы занятия. (слайд 2)

Послушайте историю, которая случилось с Карлсоном. Однажды Карлсон и Малыш так расшалились, что нечаянно все сломали в домике на крыше. Карлсон очень расстроился, и не знает, что ему делать.

Что сломали Малыш и Карлсон мы узнаем, отгадав загадки. (слайд 3)

1) У него спина большая,

И на ней он разрешает,

И писать, и рисовать,

И лепить, и вырезать. (Стол)

2) У него четыре ножки,

Спинка и сидение

Но он не для качания,

А только для сидения. (Стул)

3) Я удобный, очень мягкий,

Вам не трудно угадать -

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать. (Диван)

4) Если ты устал играть,

То ложишься на … (Кровать)

5) В квартире нашей новый дом,

Живет посуда в доме том,

В нем место есть и для конфет,

Он называется… (Буфет)

3. Основная часть. Беседа

Как назвать все эти предметы одним словом? (Мебель)

Для чего нужна мебель? (Для удобства, комфорта…)

Вспомните, какие предметы мебели есть в ваших квартирах? (слайд 4) (Ответы детей).

Малыш и Карлсон сломали мебель. А как нужно относиться к мебели (ее нужно беречь. А как ее беречь? (Нужно ухаживать за ней, чинить, если она поломается.)

Но что же теперь делать Карлсону?

Ему нужно купить новую мебель.

Как называется магазин, в котором продают мебель? (Мебельный магазин).

Давайте отправимся в магазин и поможем Карлсону выбрать мебель.

Игра “Большой – маленький”. (Игра с мячом) (слайд 5)

В магазине очень много разной мебели. Ребята, а какую мебель выберем для Карлсона? (Он маленький человечек, ему нужна маленькая мебель)

Я буду называть большой предмет, например, стул, а вы будете называть маленький – стульчик.

Большая кровать, маленькая…(кроватка).

Большой диван, маленький…(диванчик).

Большой стол, маленький… (столик).

Большой шкаф, маленький… (шкафчик).

Большой стул, маленький… (стульчик).

Большое кресло, маленькое …(креслице)

Большая тумба, маленькая…(тумбочка)

Игра «Какой? Какая?»

Стол какой? - обеденный, деревянный, удобный, красивый и т.д.

Кровать какая? – большая, красивая, деревянная, мягкая и т.д.

Диван какой? – мягкий, коричневый, кожаный, большой и т.д.

Шкаф какой? – деревянный, вместительный, широкий, красивый и т.д.

Игра «Что для чего?»

Скажите для чего Карлсону нужен стол? Кровать? Диван? Шкаф?

(Дети отвечают полным предложением).

Игра «Четвертый лишний» (на доске)

На доске в ряд карточки с изображением предметов мебели. Дети внимательно смотрят, называют лишний предмет, аргументируя свой ответ.

Помогите малышу найти предметы в комнате

Игра «Где находятся предметы?». (слайд 6)

Где стоит ваза? Ваза стоит на столе. (ответ ребенка)

Куда укатился мячик?

Где спит кот?

Где висит рубашка?

Где лежит машинка?

3. Физминутка.

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с большого,

На обеих руках.

Много мебели в квартире. Сжимают и разжимают кулачки.

Виктория Сундеева
Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Мебель в моем доме»

Задачи:

Обсудить с детьми названия и функции мебели, её частей, как ухаживать за мебелью, закрепить обобщающее слово «мебель»;

Расширить знания детей о назначении мебели в жизни человека, о различных её видах;

Развивать логическое мышление, внимание, память, усидчивость на занятии.

Воспитатель: здравствуйте ребята! Сегодня с вами мы обсудим одну интересную тему, очень полезную для нас с вами. А что за тема, попробуйте отгадать по загадкам, которые я вам загадаю:

Хоть у нас четыре ножки,

Мы не мишки и не кошки.

Мы не пони, хоть на нас

Вы садились сотни раз.

Сами всегда стоим,

Всем садиться велим. (стулья.)

Я удобный, очень мягкий,

Вам нетрудно угадать,

Любят бабушки и внуки

Посидеть и полежать (диван)

Две спинки, матрас и четыре ноги.

Что я задумал, скорей назови. (кровать.)

За стеклом на полках в ряд

Книги разные стоят (книжный шкаф)

(Ответы детей.)

Воспитатель: Какие молодцы, все отгадали! А как вы думаете, как можно одним словом все это назвать? (мебель). А для чего же она нам нужна? (для удобства в жизни человека, комфота, уюта и т. д.). И вы уже верно догадались, что сегодняшняя наша с вами тема «Мебель в моем доме».

На доске вывешиваются картинки с частями стула: ножки, сиденье, спинка (так же можно использовать картинки со столом и другими предметами мебели).

Воспитатель: Ребята, представляете, у меня развалился стульчик! И я не могу его собрать. Помогите мне собрать его, назвав, из каких частей он состоит? (ножки, сиденье, спинка)

(Ребенок подходит к доске и складывает целостно картинку)

А из каких частей состоит стол? (ножки, столешница)

А шкаф (полки, створки дверей, антресоль)

У кресла что есть? (спинка, сиденье, ножки, подлокотники).

Воспитатель: Молодцы, справились, теперь все целое у нас. А теперь давайте представим, что мы отправились с вами в гости. Вот мы открываем дверь и… где мы с вами оказываемся? (в прихожей) (можно использовать наглядный материал).

А какая же мебель стоит у нас в прихожей? И что мы сможем с ней сделать? Для чего она нам? (в прихожей стоит шкаф, туда мы повесим одежду. Так же стоит тумба-в нее мы складываем обувь. Головные уборы можно положить на полку или в шкаф. В прихожей может стоять стульчик или пуфик, на котором удобно разуваться).

Из гостиной перейдем мы в спальную комнату. Какая же мебель будет стоять у нас там? И как же мы можем ее использовать? (ответы детей)

И конечно же, идем в вашу самую любимую комнату – детскую комнату. Какая же мебель стоит здесь и для чего же она вам нужна? А вот письменный сто? Для чего он нам понадобится? А вот и стул возле него? А диван есть? Расскажите какой он и для чего нам служит? Есть ли шкаф? Какой он и что же мы можем положить в него? А где же игрушки будут лежать у нас с вами? (ответы детей)

Отправляемся на самое вкусное место в оме – кухню. Какую мебель мы увидим с вами здесь и для чего она нам пригодится? (ответы детей)

Пойдемте в еще одну комнату – в ванную комнату. Какая же мебель у нас с вами здесь? Для чего же она нам нужна?

Воспитатель: Вот и закончилось наше с вами путешествие! Все комнаты названы, про мебель рассказано, теперь давайте немного отдохнем. Давайте встанем и немного разомнемся. (дети выполняют упражнения, имитируя действия по тексту)

Мы ребята – мастера. Стул сломали мы вчера,

Молотком тук-тук стучали, гвозди долго забивали,

Получилось как-то криво, отпилили мы красиво.

Зачищали шкуркой долго, покрывали лаком стойким,

Верх узором украшали. Мастера смотреть позвали.

Воспитатель: Молодцы, садитесь. Сейчас мы с вами поиграем в одну игру. Я буду называть вам большой предмет, например, стул, а вы будете называть маленький – стульчик.

У меня большой шкаф, а у вас маленький… (шкафчик)

У меня большая кровать, а у вас маленькая (кроватка)

У меня большой стол, а у вас маленький… (столик)

У меня большой диван, а у вас маленький (диванчик)

Воспитатель: Молодцы!

(раздаются изображения пустой комнаты - гостиной)

Воспитатель: Посмотрите внимательно на листки, которые я вам раздала. На них нарисована комната, но она серая и в ней очень мало мебели. Я предлагаю вам обставить ее красивой мебелью. Вы должны будете выбрать только ту мебель, которую можно поставить в гостиную.

(Дети выполняют задание)

Воспитатель: Давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили? Вы все сегодня хорошо поработали. Молодцы!

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Мебель

Цели: закрепить знание названий мебели, её отдельных частей и обобщающее слово «мебель»; расширить знания о назначении мебели, о различных её видах; учить пониманию предлогов в сочетании с названиями мебели; развивать логическое мышление; слуховое внимание и координацию движений; учить согласовывать числительные от одного до пяти с существительными.

О б о р у д о в а н и е : предметные картинки, мяч, маска лисы.

Р е ч е в о йм а т е р и а л : шкаф, стол, кровать, полка, тумбочка, стул, кресло, диван, мебель, письменный, обеденный, кухонный, журнальный и др.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

З а г а д к а:

· С ногами, а без рук, с сиденьем, а без живота, со спинкой, а без головы. (Стул.)

Рассматривание картинок мебели.

– Как назвать эти предметы одним словом?

3. Рассматривание различной мебели на картинках:

а) разные виды столов (круглый, квадратный, овальный, прямоугольный, письменный, кухонный, обеденный, журнальный);

б) шкафы (книжный, платяной, для посуды);

в) большие и маленькие стулья, табуреты.

4. Беседа «Для чего нужна мебель?».

– Для чего нужен письменный стол? Обеденный?

– Что делают за столом?

– Какая мебель нужна для кухни? Спальни?

– Сколько ножек у стола?

– Из чего сделан стол?

– Чем отличается стул от табурета? Кресла?

5. Закрепление знания названий мебели.

– Назвать части мебели.

И г р а «Веселые зайчики».

Выбирается водящий – «лиса», все остальные дети – «зайчики». Педагог произносит разные гласные звуки, зайчики в это время весело прыгают на поляне, лиса их не трогает. А как только педагог произнесет заданный звук, например [о], лиса начинает ловить зайчиков. Игра повторяется несколько раз.

6. Выполнение действий.

– Положи мяч: на стул, под стул, за стул, около стула, между стульями, перед стулом, подними мяч над стулом.

7. Логические упражнения.

Маша сидит на стуле. Маша будет есть. Куда надо поставить стул?

Оля маленькая. У неё маленький стол. Она села на большой стул. Оле плохо сидеть, неудобно. Почему?

8. Игра «Веселый счет» (пересчет предметов мебели от одного до пяти ).

9. Итог занятия.

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.
Словообразование

Мебель

Цель: учить образовывать и правильно употреблять в речи относительные прилагательные.

О б о р у д о в а н и е : разные виды материалов, различные предметы, мяч.

Р е ч е в о йм а т е р и а л: бумажный, стеклянный, деревянный, каменный, пластмассовый.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Игра «Чудесный мешочек» (определить на ощупь разные виды материалов – бумага, стекло, дерево, камень, пластмасса, кожа, мех и др.).

3. Демонстрация предметов, сделанных из разных материалов.

Педагог выставляет предметы, сделанные из разных материалов.

– Это бумага. Шарик, сделанный из бумаги, – бумажный.

– Это дерево. Шарик – деревянный.

– Это стекло. Шарик – стеклянный.

– Это пластмасса. Шарик – пластмассовый.

– То же самое можно сказать про кубик.

4. «Экскурсия в магазин».

Детям раздаются образцы материалов, и они «покупают» предметы, ориентируясь на свой материал.

5. Игра.

Дети «садятся в поезд и отправляются в путешествие».

1-я остановка – «Стеклянная». Дети ищут только стеклянные предметы.

2-я остановка – «Бумажная».

3-я остановка – «Деревянная».

4-я остановка – «Пластмассовая».

Физкультминутка

6. Игра с мячом.

Педагог бросает мяч, называет предмет, сделанный из любого материала. Ребенок, возвращая мяч, называет другой предмет, сделанный из этого же материала. Например: бумажный змей – бумажный домик и т. д.

7. Итог занятия.

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ

Мебель

Цели: закрепить обобщающее слово «мебель»; учить детей составлять описательные рассказы.

О б о р у д о в а н и е : предметные картинки, сюжетная картина «Семья», предметы мебели.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Закрепление обобщающего слова «мебель».

Педагог предлагает назвать предметы, изображенные на картинках.

– Как назвать все это одним словом?

3. Беседа по сюжетной картине «Семья».

– Где стоит мебель?

– Для чего нужен стул?

– На чем ещё можно сидеть?

– На чем спят?

– На чем ещё можно спать?

– Из чего сделана мебель?

– Значит, она какая?

4. Составление рассказа по плану-схеме.

– Что это?

– К какой группе относится? (К мебели.)

– Из чего сделан предмет?

– Какого цвета, формы, величины?

– Его части?

– Для чего нужен?

– Где можно приобрести?

О б р а з е ц. Это стол. Стол – это мебель. Стол квадратный, коричневый. У стола четыре ножки и крышка. Стол нужен в быту. За этим столом обедают. Стол – обеденный. Делают столы на мебельной фабрике. Купить его можно в мебельном магазине.

5. Составление рассказов детьми.

6. Итог занятия.

Логопедическое занятие для детей старшей группы

Коррекционно-образовательные цели : расширение представлений о мебели и ее назначении. Уточнение и расширение словаря по теме (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф). Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа, употребление союза чтобы, прилагательные от существительных по признаку назначения предмета, по материалу из которого изготовлена мебель. Связная речь. Совершенствовать умение составлять небольшие описательные рассказы о видах мебели.

Коррекционно - развивающие цели: развитие речевого слуха, памяти, связной речи. Развитие тонкой моторики рук, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательная цель : воспитывать умение ухаживать за мебелью и бережно относиться к ней.

Оборудование: предметные картинки, разрезные картинки мебели, мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент

Сядет тот, кто назовет лишний предмет: слива - груша - стул; помидор - стол - огурец; кукла - юла - кровать; грузовик - табуретка- автобус; кроссовки- сапоги - шкаф; диван - синица - снегирь; тополь- берёза- тумбочка; тарелка - половник- кресло; полка-свитер - пальто; роза - мак - кушетка.

2. Игра «Доскажи словечко»

Если ты захочешь спать, в спальне ждет тебя (кровать)

Как приятно на нашей Тане поваляться на (диване)

Чтобы ноги отдохнули, посиди-ка ты на (стуле)

Не страшны морозы, если - ты сидишь в уютном (кресле)

С пирогами чай попьем за обеденным (столом)

Свитер, кофту, теплый шарф аккуратно сложим в (шкаф)

Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (О мебели.)

Логопед показывает презентацию (выставляет картинки) с изображением мебели: стул, стол, кровать, табуретка, шкаф, диван, тумба, кресло, полка, кушетка.

3. Беседа о мебели

Дети посмотрите на картинки, а как можно всё это назвать одним словом? (-мебель)

Мебель -это предметы изготовленные в основном из дерева или пластмассы, мебель может быть обтянута кожей, тканью.

За мебелью нужно ухаживать, а кто знает, как надо это делать?

Протирать, мыть, чистить, ремонтировать, пылесосить, выбивать

Где делают мебель? (Мебель делают на мебельной фабрике.)

Кто знает, из чего делают мебель?

Мебель - это предметы, изготовленные в основном из дерева, пластика или пластмассы. Мебель может быть обтянута кожей, дерматином, тканью.

4. Дидактическая игра «Скажи ласково» (с мячом)

Давайте рассмотрим на экране предметы мебели и назовем их ласково.

Словарный материал: стул - стульчик; стол - столик; кровать - кроватка; шкаф - шкафчик; диван - диванчик; тумба - тумбочка; кресло - креслице; полка - полочка; кушетка - кушеточка.

5. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

1, 2, 3, 4, сжимать и разжимать кулачки

Много мебели в квартире

В шкаф повесим мы рубашку загибаем пальчик

А в буфет поставим чашку загибаем пальчик

Чтобы ножки отдохнули

Посидим чуть- чуть на стуле загибаем пальчик

А когда мы крепко спали,

На кровати полежали загибаем пальчик

А потом мы с котом Посидели за столом загибаем пальчик

Чай с вареньем дружно пили хлопать в ладоши

Много мебели в квартире развести руки.

6. А теперь скажите, для чего нужна мебель, употребляя слово чтобы (Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, кушать, читать, писать, отдыхать, работать, вешать ставить и т. д.)

Стул нужен для того, чтобы (сидеть)

Диван нужен для того, чтобы (лежать, отдыхать)

Кровать нужна для того, чтобы (спать)

Шкаф нужен для того, чтобы (хранить одежду)

Кресло нужно для того, чтобы (сидеть, отдыхать)

7. Рассмотрим несколько предметов мебели и назовем их детали.

У стола четыре ножки и крышка. У стула четыре ножки, спинка и сиденье. У кресла спинка, сиденье, подлокотники и четыре ножки. У дивана спинка, сиденье, подлокотники и четыре ножки. У комода ящики, ручки, крышка, стенки.

8. А теперь ребята, скажите мне, какой бывает стол?

Круглый, квадратный, прямоугольный, обеденный

А какой бывает диван?

Мягкий, большой, маленький, раскладной, удобный

А какой бывает кровать?

Большая, светлая, мягкая, деревянная

А какой бывает стул?

Твердый, мягкий, высокий, низкий

А какой бывает шкаф?

Маленький, большой, открытый, закрытый, деревянный

9. Физкультминутка: «Кирюшкина кроватка»

Вот Кирюшкина кроватка, (развести руки в стороны)

Чтобы спал Кирюшка сладко, (присесть, ладошки под щечку)

Чтоб во сне он подрастал, (медленно подниматься)

Чтоб скорей большим он стал (встать на носочки, тянуться руки вверх)

10. Игра «Один - много»

11. Дидактическая игра «Чего не бывает»

Стола без крышки, стула без спинки, шкафа без дверцы, дивана без сиденья, табуретки без ножки, кресла без подлокотника, буфета без полок. и т. д.

12 . А теперь подскажите мне, где можно купить мебель? Правильно в мебельном магазине.

Давайте представим себе, что мы пришли в мебельный магазин и хотим купить в свою квартиру мебель. Но не можем выбрать, что лучше стул или кресло. Нам необходимо сравнить эти два предмета.

Давайте определим, чем они похожи: (и на стуле, и на кресле можно сидеть; И у кресла и у стула есть сиденье, спинка и 4 ножки; И кресло и стул - это мебель).

А теперь найдем отличия: (У кресла есть подлокотники, у стула нет; Кресло мягкое, а стул жесткий; Стул сделан только из дерева, а кресло из дерева, поролона и ткани). А в какую комнату можно поставить стул? (в кухню, в спальню, детскую). А кресло? (только в гостиную). Поэтому прежде чем отправляться магазин, надо решить, для какой цели вам необходима мебель, ведь она такая разная и по своему назначению, и по цвету, и по форме, и по размеру.

13. Самомассаж

Наша умная головка думала сегодня ловко (погладить себя по голове).

Ушки все услышали (погладить ушки), глазки посмотрели (погладить веки),

Ручки все исполнили (погладить ладошки), а ножки посидели (погладить ножки