Диетические... Волосы Аксессуары

Позитивизм постпозитивизм неопозитивизм методы научного исследования. Позитивизм и неопозитивизм как первые формы философии науки. Основные этапы в развитии позитивизма

В предыдущей лекции было сказано о том, что философская программа позитивизма в целом не оправдала себя, позитивистские построения на определенном этапе вызвали серьезную критику. Однако позитивистские замыслы не ушли в небытие, а сохранялись на протяжении ХХ века в регулярно коренным образом трансформирующемся виде.

Новая форма позитивизма стал неопозитивизм. Он, в целом, сохраняет главные позитивистские устремления, развивая их на материале естественных наук первой половины ХХ века. Противопоставляя науку философии, представители неопозитивизма считали, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Традиционные философские вопросы объявлялись бессмысленной метафизикой на том основании, что они формулируются с помощью терминов, которые являются псевдо-понятиями, так как их определения не допускают какой-либо опытной проверки (например, “абсолют”, “субстанция”). Именно условие обязательной опытной проверяемости знания стало основанием для введения принципа верификации – установления истинности всех суждений, претендующих на научный статус. В отличие от первого позитивизма (Конт, Спенсер, Милль), неопозитивизм видел задачу не в систематизации и обобщении данных конкретных наук, а в деятельности по анализу языковых форм знания.

Предметом философии, по мнению неопозитивистов, должен быть язык, и прежде всего язык науки, как способ выражения знания, а также деятельность по анализу этого знания и возможностей его выражения в языке. Метафизика теперь рассматривается не просто как ложное учение, к как лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Большую роль в становлении неопозитивизма сыграл английский ученый Бертран Рассел. Основные идеи неопозитивизма формировались в рамках деятельности так называемого Венского кружка, главными представителями которого были Мориц Шлик, Отто Нейрат, Рудольф Карнап. К кружку примыкал также Людвиг Витгенштейн.

Философия Бертрана Рассела (1872-1970) в значительной мере является попыткой соединить два различных принципа – принцип эмпиризма, согласно которому все наше знание происходит из опыта, и убеждение, традиционно считающееся рационалистическим, в том, что логика составляет сущность философии. Иными, словами, Рассел стремился соединить некогда абсолютно антагонистические теоретико-познавательные замыслы Р. Декарта и Ф. Бэкона.

На определенном этапе Рассел предпочитал называть свою концепцию в философии логическим атомизмом , который исходит из того, что все сложные явления сводимы путем анализа к простым качествам, обозначаемыми своими логическими именами. Рассел говорил, что “мир содержит факты, которые являются тем, чем являются, независимо от того, что бы мы о них ни думали”. Логический атомизм Рассела требует, чтобы элементы атомарных предложений познавались, сохраняя свою логическую независимость. Это познание должно быть основано на чистом опыте, без примеси вывода. Из этих простых элементов как из кирпичиков строится все научное знание. Понятно, что такое знание весьма схематично и ограниченно, но в этом обстоятельстве – день идее создания “чистого”, формально-логически безукоризненного языка науки.

Людвиг Витгенштейн (1889-1951) – ученик и сотрудник Рассела; на поздних этапах, однако, они вели между собой ожесточенные споры. В то время как Рассел рассматривал логику как науку о законах мышления, Витгенштейн видит в ней форму самой реальности. Логика поэтому не просто наука среди других наук, а такая наука, которая имеет абстрактный и окончательный характер.

Факты, которые представляют предложения, по мнению Витгенштейна, являются возможными фактами. Он описывает такие возможные факты как “атомарные”, и эти факты делают предложения истинными или ложными. Предложение истинно, если определенные атомарные факты существуют, и ложно если они не существуют. Истинность сложного предложения определяется значением истинности его компонентов. Все это напоминает рассуждения Рассела.

Витгенштейн говорит о предложениях этики, эстетики, религии, метафизики как о бессмысленных, потому что они используют язык в тех сферах, где он бессилен, ибо пытается передать невысказываемое . Подвластны языку лишь положения естествознания, так как здесь логическое может иметь фактуальное соответствие. Таким образом, Витгенштейн стремится дать строгое разграничение тому, что выразимо в языке и что невыразимо. Он пишет: “Правильный метод философии в действительности был бы следующим: ничего не говорить за исключением того, что может быть сказано, т.е. предложений естествознания, т.е. того, что не имеет ничего общего с философией, и затем тогда, когда кто-нибудь хочет еще сказать нечто метафизическое, демонстрировать ему, что он не в состоянии придать смысл определенным знакам в его предложениях”.

Следует заметить, что при всех находках и завоеваниях неопозитивистов, при всем непреходящем значении некоторых идей Рассела и Витгенштейна, программа неопозитивизма по созданию абсолютно адекватного языка науки оказалась нереализуемой. Устранение метафизических высказываний даже из естественнонаучных теорий оказалось невозможным без ущерба для этих теории, а фактически – их полного разрушения. Полная формализация языка и научной теории оказались утопией, а принцип верификации – действующим в значительной степени избирательно.

В 60-е годы, когда основные идеи неопозитивизма были поставлены под сомнение, формируется новый взгляд на науку и соответственно новый этап позитивизма – постпозитивизм. Постпозитивизм отходит от ориентации на логический анализ языка науки и обращается к проблеме исторического развития научного знания.

Карл Поппер поставил скромную, по сравнению с замыслами предшествующих позитивистов, задачу отделения (демаркации) научного знания от философии. Впротивовес принципу верификации он обосновывает для этой цели принцип фальсификации , согласно которому любое научное знание, в отличие от философского, принципиально опровержимо. Фальсифицируемость научных утверждений не является их негативной характеристикой – она указывает на процесс постоянного уточнения знаний, их смены более адекватными и близкими к истине. Утверждения же философии подчиняются принципиально иным законам.

Томас Кун развивает так называемую парадигмальную концепцию науки, согласно которой развитие науки подчинено не внутренней логике исследуемого предмета и не методологическим принципам исследования, а деятельности и конкуренции научных сообществ. Кун выделяет два наиболее важных момента в процессе развития науки: этап “нормальной науки” (осваивающей действительность в рамках некоторой парадигмы, образца) и этап “научной революции” (когда старая парадигма исчерпана и в ходе конкуренции научных сообществ выдвигается новая).

Пол Фейерабенд выдвигает концепцию “анархистской эпистемологии”, согласно которой развитие науки полностью подчинено произволу исследователей, наука при этом выступает не способом познания действительности, а всего лишь сферой деятельности (времяпровождения) ученых. На этом основании Фейерабенд предлагает науку как идеологию научной элиты лишить центрального места в обществе и уравнять в правах с религией, магией, мифом.

Сегодня, однако, построения постпозитивистов – также ушли в прошлое. Но наука остается важнейшим социальным институтом, и почва для новой фазы позитивизма – далеко не утрачена.

Позитивизм (от лат. positivus - положительный) - это направление философии, объявляющее единственным истинным источником знания конкретные эмпирические науки и отрицающее познавательную ценность философии. Термин «позитивизм» был введен одним из его основателей, французским социологом и философом О. Контом .

В процессе своей эволюции позитивизм прошел три стадии: первая, начальная стадия (XIX в.) связана с именами О. Конта, Г. Спенсера, Дж. Ст. Милля и др.; вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Р. Авенариус, Э. Мах. А. Богданов и др.), оформилась в конце XIX - начале XX в.; третья стадия - логический позитивизм, или неопозитивизм - возникает в начале XX в. и существует в наши дни.

Все три стадии эволюции позитивизма имеют общие особенности.

Черты позитивизма:

1) высокая оценка науки, которая считается главным источником знания;

2) критика философии, отвержение ее проблем и понятий;

3) в гносеологии - приверженность сенсуализму и эмпиризму;

4) разработка методологии для всех наук;

5) религиозный критицизм, теория «двух истин» (научное и теологическое знание) и «богостроительство» (любовь к Богу заменяется любовью к человеку).

Философия лишается в позитивизме статуса «науки наук», становится особой деятельностью по обслуживанию науки, либо занимается обобщением научных знаний, либо становится логикой науки. Процесс познания становится единственным предметом философии. Процесс познания един, знание однородно, поэтому применение научных методов возможно при изучении не только природы, но и общества и человека.

На первой стадии эволюции позитивизма философия рассматривается в качестве инструмента упорядочивания наук, унификации познания, способов выявления общих для всех наук законов, которые можно также перенести и на исследование общества. Такими общими основаниями всех наук являются принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения, силового сопротивления.

Огюст Конт (1798-1857 гг.) стал основателем позитивизма и позитивной социологии. Конт в своих работах в качестве модели социальных процессов рассматривает организм; биология для него фундамент социологии. Конт считал, что открыл «закон двойной эволюции» - социальной и духовной - и воплотил его в концепцию трех стадий исторического развития. На первой стадии развития общества «инстинктивные импульсы» людей объединяются «теологическим синтезом» (едиными верованиями). Теологическая установка приводит к военно-авторитарному режиму в государстве.

Падение веры ведет к возникновению «метафизической эпохи» - эпохи тотального критицизма, которой соответствует тяга к демократии, к свержению монархического режима. Третья стадия, стадия «позитивного знания», обеспечивает органическую связь порядка и прогресса. Наука становится основой организации общественной жизни. Однако естественным путем ни сообщество ученых, ни народ не могут прийти к единству. Необходим второй «теологический синтез», обращение к богостроительской идее - религиозному культу человечества.


Закон трех стадий носит универсальный характер, считал Конт. Три стадии оказываются тремя закономерными этапами познания любого предмета: например, познавая огонь, люди сначала видели в нем бога огня Гефеста, затем - флогистон (особую огненную материю), в итоге пришли к научному объяснению горения, обратившись к кислороду.

Для решения задач реорганизации общества на рациональной основе и преодоления социальных кризисов нужно научное знание об обществе. Полагая, что наука об обществе должна заимствовать у физики ее точные методы, Конт разрабатывает «социальную физику», или социологию, устанавливающую законы общественного развития. Социология должна состоять из «социальной статики» (существующие структуры общества, взятые как бы в застывшем состоянии) и «социальной динамики» (изучает процессы социальных изменений). Социология является вершиной научного знания.

Английский философ и социолог Герберт Спенсер (1820-1903 гг.) является автором эволюционной теории общественного развития. Спенсер обосновывает всеобщность эволюционных процессов, понимаемых им механистически. Эволюционные изменения представляют собой механизм перехода от менее связанной формы к более связанной, от гомогенного, однородного состояния к гетерогенному, неоднородному. Эволюция, с его точки зрения, есть интеграция материи, сопровождаемая рассеянием движения. Предел, который эволюция не может перешагнуть, - это равновесие системы. Нарушение равновесия ведет к распаду, который становится со временем началом нового эволюционного процесса. Цикличность развития и распада присуща абсолютно всему. Спенсер принципиально отказывается искать причины эволюции, так как наука, по его убеждению, неспособна проникнуть в суть вещей, а исследует лишь феномены, явления.

Общество - часть природы. Оно функционирует по законам живого организма. Оно не создано Божьей волей и не возникло в результате «общественного договора». Развитие общества идет от гомогенного состояния к гетерогенному. Наблюдается разрастание дифференциации социальных «органов» и возникновение между ними новых связей. Сословно-классовое деление общества Спенсер уподоблял разделению функций организма и считал его необходимым для любого общества. Поскольку общество, как любой организм, способно к саморегуляции, то наличие государственных органов в обществе не является необходимостью, считал Спенсер.

Развитие общества идет волнообразным путем, через нарушение равновесия и его восстановление. Военный строй принуждает, промышленный строй допускает личную свободу. Однако будущее - за третьим типом, в котором осознанное служение обществу будет одновременно и удовлетворением личных потребностей. Спенсер рисует картины будущего индустриального общества, открытого для международного сотрудничества, основанного на принципах самоорганизации и самоуправления, охраняющего права и свободы человека.

Второй исторической формой позитивизма был эмпириокритицизм , основоположниками которого являются швейцарский философ Рихард Авенариус (1843-1896 гг.) и австрийский физик и философ Эрнст Мах (1838-1896 гг.). Основоположники эмпириокритицизма разделяют позитивистскую идею упразднения старой метафизики. Однако, в отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия должна заниматься согласованием результатов научных исследований, классификацией научного знания, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений, «опыта» в сознании исследователя. Индивид с его нервной системой и окружающая среда образуют реальное единство опыта: нет объекта без субъекта, как нет и субъекта без объекта.

Опыт не позволяет отделить от всего видимого, слышимого, осязаемого первооснову мира (материальную или идеальную). Новая философия должна очистить наш опыт от бесплодных фантазий, ненужных продуктов умственной деятельности (высказываний о субстанции, о душе, о причинной связи). Чем монолитнее будет наш опыт, чем меньше в нем будут присутствовать различные точки зрения, тем более эффективным будет его адаптационное действие. Принцип наименьшей траты сил («экономии мышления» по Маху) - основной принцип, которым должна руководствоваться философия. Этот принцип ориентирует на кумулятивистскую модель развития научного знания (лат. cumulatio - увеличение, накопление), предполагающую непрерывность роста науки, постоянное накопление знания, исключающее скачки, опровержение достигнутого и общепризнанного.

Третий этап эволюции позитивизма - неопозитивизм , или логический позитивизм, возникший в 20-х гг. XX в. Среди представителей этого направления - английский мыслитель Бертран Рассел (1872-1970 гг.), австрийский логик Людвиг Витгенштейн (1889-1951 гг.), члены так называемого «Венского кружка» (М. Шлик , Р. Карнап , О. Нейрат , Ф. Франк ) и др. Логический позитивизм сохраняет преемственные связи с предыдущими формами позитивизма. Однако логические позитивисты в центр теории познания поставили логический анализ науки.

Научное познание однородно. Критериями истинности в науке являются: взаимосогласованность предложений науки в соответствии с логическими правилами (критерий правильности построения высказывания); возможность сведения высказывания к чувственным данным или фактам. Опыт - совокупность фактов, зафиксированных в протокольных предложениях (типа «это - красное»), - является единой эмпирической основой науки. Если мы можем сравнить предложение с чувственными данными или указать метод, с помощью которого можно это сделать, то данное предложение верифицируемо (проверяемо) и, значит, научно. Принцип верификации - основополагающий принцип неопозитивизма. Другой принцип неопозитивизма - редукционизм , сведение всего здания науки к проверяемому на опыте знанию.

С этими принципами тесно связаны идея единства научного знания и кумулятивизм, принцип «накопления» научного знания. Неопозитивисты попытались создать единую науку на основе универсального языка, языка физических явлений (физикализм ). Однако привилегированный статус «протокольных предложений» был подвергнут затем сомнению - эти предложения трудно применить к общественным наукам и психологии, а также, поскольку эти предложения фиксируют наши ощущения, и их интерсубъективность (сходство или тождество чувственных представлений различных субъектов) доказать невозможно.

Одной из главных задач неопозитивизма была борьба с традиционной «метафизикой». Первый шаг программы пересмотра роли философии в познании - это выявление ненаучности традиционных философских идей, которые не сопоставимы с опытом. Второй шаг предполагает замену старой метафизики новой, «научной» философией. Новая философия не должна быть системой высказываний о чем-то трансцендентном, недоступном человеческому опыту. Философия - не теория, дающая общую картину мира, это особая «деятельность» по прояснению понятий, логика науки, помогающая очищению языка науки от неправомерных обобщений. Третий шаг критики традиционной метафизики заключается в сохранении за ней особой области, далекой от науки. Для Л. Витгенштейна это сфера мистического, область «вопрошания», в которой не предусмотрены ответы. Область философии погранична искусству.


Позитивизм (от лат.positivus - положительный) - философское направление, оформившееся в тридцатых годах XIX столетия и существующее до наших дней. Термин «позитивизм» введен одним из основателей этого направления, французским философом и социологом О.Контом (1798-1857). Позитивизм, возникновение и эволюция которого неотделимы от развития научного знания, существует и в качестве самостоятельного философского направления, и в качестве умонастроения исследователей в области естественных и точных наук, а также в области психологии, истории, социологии, этики, эстетики. Отдельные положения позитивизма переплетаются с такими направлениями философской мысли, как прагматизм, инструментализм, неореализм.
Позитивизм в процессе своей эволюции прошел три основные стадии: первая, начальная стадия связана с именами
О.Конта, Г.Спенсера, Дж.Ст.Милля, Э.Ренана, Н.Михайловского и др.; вторая стадия, эмпириокритицизм, или махизм (Р.Авенариус, Э.Мах, А.Пуанкаре, А.Богданов и др.), оформилась в конце XIX - начале XX века; третья стадия - неопозитивизм, или логический позитивизм.
В первой половине XIX века бурно развиваются математика, физика, химия; Ч.Дарвин создает эволюционную теорию, возникает микробиология. Достижения науки внедряются в жизнь. Знание, соединенное с практикой, представляется всемогущим. Создаются проекты с помощью науки улучшить человеческие качества, избавиться от социальных противоречий. Возникают попытки распространить благотворное влияние науки на области, далекие от научного воздействия, - этику, литературу, психологию. Наконец, появляется потребность усилить эффективность науки, критически осмысливая ее инструментарий. Сложные отношения складываются к этому времени между специальными науками и философией. Безграничное доверие к философии - «царице наук» - сменилось скептическим к ней отношением; стало явным стремление освободиться от ее диктата. Против философии выступали как те мыслители, которым претили претензии философии на якобы строго научное решение «человеческих» проблем (С.Кьеркегор), так и сциентистски настроенные исследователи, считавшие традиционную «метафизику» далекой от подлинных запросов науки. Критическое отношение к философии со стороны различных философских школ было необходимым этапом в деле самоопределения философии, выявления ее подлинного места в культуре.
Несмотря на различные формы проявления позитивистских идей, разное время и место их формирования, все три этапа эволюции позитивизма имеют общие особенности.
Претензии традиционной философии («метафизики») с ее поисками «начал и причин», сверхчувственных субстанций, стоящих за рамками возможностей опытного знания, признаются неосновательными.
Изучению поддается только мир явлений. Философия как метафизика должна быть упразднена; по крайней мере лишена статуса «науки наук».
Философия может сохранить статус науки, если изменит свой предмет, станет особой деятельностью по обслуживанию науки либо в качестве обобщения научных знаний, либо в качестве логики науки.
Процесс познания становится единственным предметом философии как строгой науки; изучение процесса познания не должно оказаться в плену односторонних материалистических или идеалистических подходов, не должно поддаваться аргументации этих противоборствующих философских школ.
Процесс познания един, однороден, поэтому применение научных методов возможно не только при изучении природы, но и общества и человека. Наконец, наука - не только модель человеческого познания, но и основное средство переустройства и совершенствования жизни.
Родоначальник позитивизма О.Конт всю человеческую историю и, соответственно, философию разделил на три стадии. На первой, теологической стадии все явления рассматривались как объекты воздействия сверхъестественных сил. На второй, метафизической стадии все в мире объяснялось действием неких абстрактных, отвлеченных начал. На третьей, позитивной стадии человека уже не интересуют происхождение и судьбы мира, он строит свои рассуждения только на наблюдении. Философия становится инструментом упорядочивания наук, способом выявления общих для всех наук законов, которые можно перенести и на общество, создав «социальную физику».
Другой представитель первого позитивизма, Г.Спенсер (1820-1903), видел задачи философии вунификации знания, в выявлении общих интересов, лежащих в основе всех наук. Такими общими принципами, по мнению Спенсера, являются принципы неуничтожимости материи, непрерывности движения, силового сопротивления. Если довести обобщение до предела, то наиболее общим принципом всех наук оказывается принцип изменения всего существующего.
Для Дж.Ст.Милля (1806-1873) основным орудием научной философии является индуктивная логика. Миллю приходилось отстаивать самостоятельное существование логики, доказывать отсутствие тесных связей между логикой и традиционной метафизикой. Милль подверг критике метафизическое истолкование ясности и простоты теории. Простота научной теории никак не связана с тем, что в ней со всей очевидностью открывается некая «первая сущность». Простота теории - это лишь чисто логическая ее характеристика, последовательность выведения одних положений из других.
Вторая историческая форма позитивизма - так называемый эмпириокритицизм швейцарского философа РАвенариуса (1843-1896), и австрийского физика и философа Э.Маха (1838-1916), основные идеи которых складывались почти одновременно и независимо друг от друга. Сходные принципы выдвигались в работах К.Пирсона, В.Оствальда, Э.Леруа, П.Дюгема, А.Пуанкаре. В России по-своему интерпретировали идеи эмпириокритицизма В.А.Базаров, А.А.Богданов (Малиновский), А.В.Луначарский, П.С.Юшкевич и др.
Основоположники «второго позитивизма» разделяют идею об упразднении старой метафизики, об изменении положения философии в культуре. Однако в отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия должна заниматься созданием единой картины мира и классификацией наук, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений в сознании исследователя.
Термин «эмпириокритицизм», введенный Р.Авенариусом, буквально означает критику опыта. Опыт - это данность мира познающему субъекту, зафиксированная в его сознании с помощью утверждений, высказываний. Понять особенности понимания опыта может так называемая «принципиальная координация»: нет объекта без субъекта, как нет и субъекта без объекта. Элементы опыта как единства «Я» и «среды» нейтральны, то есть в зависимости от точки зрения они могут рассматриваться и как «физические», и как «психические». Индивид с его нервной системой и окружающая среда образуют реальное единство опыта.
Опыт не позволяет отделить от всего видимого, слышимого, оцениваемого некую субстанцию, первооснову мира (материальную или идеальную). Новая философия должна очистить наш опыт от бесплодных фантазий, ненужных продуктов умственной деятельности (высказываний о субстанции, о душе, о причинной связи).
Наш опыт - это некий приспособительный комплекс. Чем более монолитен он будет, чем меньше в нем будут присутствовать различные точки зрения, различные формы удвоения опыта, то есть чем меньше сил будет затрачено на его создание, тем более эффективным будет его адаптационное действие. Принцип наименьшей траты сил - основной принцип, которым должна руководствоваться философия, становясь критикой чистого опыта, деятельностью по очищению опыта.
Принцип наименьшей траты сил ориентирует на кумулятивную модель развития научного знания (от лат. cumulatio -увеличение, накопление), предполагающую непрерывность роста знания, постоянное прибавление знания, исключающее скачки, опровержение достигнутого и общепризнанного. Кумуля- тивизм связан с пониманием научного знания как описания фактов. Этот вывод сделал Э.Мах, который ввел иное название для указанного принципа, - он назвал его принципом экономии мышления. Мах полагал, что в целях экономии мышления описание должно стоять в центре науки. Объяснение предполагает привлечение ненужных предположений, не может обой-

тись без понятия причинности. Ядром же всякого описания должен быть анализ ощущений - данных чувственного познания; наука должна оставаться в экспериментальной сфере.
Откуда же берутся общие утверждения в науке, имеют ли они право на существование? Эмпириокритицизм тесно связан с конвенционализмом (от лат. conventio - соглашение), утверждающим, что общие положения наук, коль скоро они необходимы, носят условный характер, являются продуктом научного соглашения. Так, принципы геометрии не предписываются нам ни логикой, ни ощущениями, следовательно, эти принципы конвенциональны, считали Э.Леруа, П. Дюгем, А.Пуанкаре.
Третий этап эволюции позитивизма - неопозитивизм, или логический позитивизм, влиятельное направление западной философии, возникшее в странах Европы в 20-х годах XX века и позже широко распространившееся в США. Среди представителей этого направления - английский мыслитель Б.Рассел, австрийский философ и логик JI.Витгенштейн, члены так называемого «Венского кружка» - М.Шлик, Р.Карнап, К.Гедель, Ф.Франк, Г.Фейгл, О.Нейрат; немецкий ученый Г.Рейхенбах, представители «львовско-варшавской школы» А.Тарский, К.Айдукевич и др.
Появление логического позитивизма связано с формированием новых областей научного знания, возникновением новых методов исследования. Научное познание издавна было предметом внимания философов позитивистской ориентации. Развитие теоретических формализованных дисциплин, таких, как математическая логика, семиотика, теория информации, сделало возможным изучение познания не только на философском, но и на специально-научном уровне. Один из родоначальников логического позитивизма, английский философ, логик, математик, общественный деятель Б.Рассел (1872-1970) отмечал, что, в отличие от традиционных способов изучения познавательного процесса в системах Дж.Локка, Дж.Беркли, Д.Юма, «современный аналитический эмпиризм» «включает в себя математику и развивает мощную логическую технику»
Однако особенности неопозитивизма не сводятся к использованию новых специальных методов исследования, хотя его появление отразило необходимость и возможность анализа

научного познания с помощью методов точных наук. Усложнилась структура научной теории, возникла потребность выработки специальных языков науки. Но логический позитивизм не ограничился применением специальных методов в области, традиционно являющейся полем деятельности философии. Логический позитивизм попытался окончательно вытеснить традиционную философию из области исследования научного познания. Кроме того, логический позитивизм посягнул и на само существование философии, применив к анализу «метафизики» выдвинутые им критерии научности. Логический позитивизм сохраняет преемственную связь с предыдущими формами позитивизма. Однако, если вместо традиционной метафизики «первые позитивисты» ставили задачу обобщения достижений наук, если «вторые позитивисты» хотели заменить философию психологией познания, то логические позитивисты в центр теории познания поставили логический анализ науки.
Согласно взглядам логических позитивистов на познание, существует два типа высказываний, которые можно назвать научными. Основой эмпирических наук о природе, обществе, человеке является знание о фактах, о наблюдаемом, выраженное в так называемых «протокольных предложениях», регистрирующих наши чувственные впечатления. Эмпирические науки включают в себя непосредственные высказывания о фактах, а также те предложения, которые выведены из суждений факта с помощью логических правил. Эмпирическое, фактуальное содержание этих предложений обнаруживается не сразу. Сложные высказывания могут быть сведены (редуцированы) к более простым, если они логически правильно построены.
Основой другого рода наук, наук «формальных», являются предложения аналитические или тавтологические. Их можно так назвать, поскольку никакого нового знания они в себе не несут. Эти предложения по существу являются правилами преобразования высказываний.
Никаких иных высказываний, которые можно было бы назвать научными, не существует, считают неопозитивисты. Научное познание однородно, едино. Поэтому критериями истинности высказываний в науке можно назвать следующее:

  1. Взаимосогласованность предложений науки в соответствии с логическими правилами. Это критерий правильности построения высказывания. 2. Возможность сведения высказывания к чувственным данным или «фактам». «Факт» -это чувственная данность, закрепленная в языке, в «протокольном предложении» типа «это - красное». Опыт - совокупность фактов, фиксированных в протокольных предложениях, - является единой эмпирической основой науки.
Если мы можем сравнить предложение с чувственными данными или указать метод, с помощью которого можно это сделать, то данное предложение верифицируемо (проверяемо). Принцип верификации - основополагающий принцип неопозитивизма. Согласно этому принципу, все высказывания, которые нельзя сопоставить с базисными предложениями науки, с «протокольными предложениями», лишены смысла, они лишь по форме напоминают высказывание о чем-то. К таким бессмысленным высказываниям, замаскированным под научные (псевдонаучным высказываниям), относится большинство философских и религиозных идей. Например: «душа бессмертна» или «материя есть субстанция». То, что нельзя увидеть собственными глазами или зафиксировать с помощью приборов, не может быть предметом научного исследования, считали логические позитивисты.
Принцип верификации, казалось, позволил обнаружить непоколебимый фундамент научного знания, позволил найти ясный и простой критерий отличия истины от лжи, науки от псевдонауки.
Введение принципа верификации стимулировало также разработку идеи единства и развития научного знания. Развитие знания предстает как единый процесс приближения к истине, основой которого оказывается неуклонно расширяющаяся эмпирическая база науки. Идет непрерывное наращивание эмпирического потенциала науки, который не подвержен пересмотру, опровержениям. Это кумулятивистская («накопительская») концепция роста научного знания. Б.Рассел писал: «Я утверждаю, что открыты методы, с помощью которых мы можем...последовательно приближаться к истине, причем каждая новая стадия возникнет в результате усовершенствования, а не отвергания предыдущей»1.
Идея единства научного знания в неопозитивизме нашла наиболее последовательное выражение в концепции физика- лизма (О.Нейрат, Р.Карнап). Поскольку ядро и одновременно основу всех наук составляют «протокольные предложения», высказывания о чувственных данных, то создание единой науки представлялось-вполне осуществимым. Фи- зикализм представляет собой попытку создания науки на основе разработки универсального языка, языка физических явлений, «вещей». Любое высказывание может быть сформулировано на физикалистском языке, считали неопозитивисты. Однако большие трудности возникли при переводе на физикалистский язык высказываний общественных наук, психологии. Привилегированный статус «протокольных предложений» также был подвергнут сомнению, поскольку эти предложения фиксируют наши ощущения, а их интерсубъективность (то есть сходство или даже тождество чувственных представлений различных субъектов) доказать невозможно. Создание единой унифицированной науки оказалось очередной утопией.
Ограниченность принципа верификации становилась все более очевидной. Сведение любого научного положения к высказыванию об элементарном чувственном ощущении или восприятии оказалось невозможным. Процедура проверки, верификации неприменима к вполне конкретным событиям, которые уже прошли и которые нельзя воспроизвести, - к историческим событиям. Невозможно проверить высказывание, в котором речь идет о некоем бесконечном множестве чувственно воспринимаемых предметов. Например: «Все металлы растворяются в кислотах» или «все лебеди белы». Бесконечное множество всех существующих ныне, существовавших в прошлом и будущих предметов невозможно подвергнуть проверке.
Наконец, каков научный статус самого принципа верификации? Он не укладывается в прокрустово ложе позитивистской классификации истинных высказываний: не является базисным предложением, «суждением факта» и не является логической тавтологией. Выяснение статуса принципа верификации привело к необходимости обратиться к конвенционализму. Принцип верификации - лишь соглашение, он носит регулятивный характер. Иное его обоснование в рамках неопозитивистской доктрины невозможно. Указанные вышетруд- ности привели к уточнению содержания и статуса принципа верификации. Понятие верификации было расширено, актуальная верификация заменена принципиальной возможностью проверки когда-либо и где-либо - верифицируемостью. Но в таком случае уже нельзя утверждать, что верифицируе- мость высказывания есть критерий его истинности, ведь мы не знаем в полной мере результаты его проверки!
Дальнейшие попытки сохранить эмпирический базис науки привели К.Р.Поппера (1902-1994) к замене принципа верификации принципом фальсификации. Если верифицируемость означает принципиальную, возможную проверяемость, то фальсифицируемость научного высказывания означает лишь принципиальную возможность эмпирического опровержения. Если какое-либо высказывание можно гипотетически опровергнуть, значит, оно сопоставимо с опытом, то есть научно. Например, высказывание, согласно которому планеты вращаются вокруг Солнца по эллиптическим орбитам, принципиально фальсифицируемо, то есть возможно предположить ситуацию, в которой какая-то планета вдруг изменит свою орбиту. Так же легко фальсифицируемо и утверждение «Все лебеди белы», хотя подтвердить его на опыте, верифицировать практически невозможно. Первое высказывание принято считать истинным, второе, очевидно, ложно. Но оба сопоставимы с опытом, следовательно, научны. Замена принципа верификации принципом фальсификации ослабила критерий истинности настолько, что само понятие истины оказалось ненужным в неопозитивистской теории научного знания. Принцип фальсификации оказался достаточно эффективным для элиминации (устранения) из науки «метафизических» высказываний. Высказывание «В истории существует прогресс» фальсифицировать невозможно, поскольку самые жестокие страницы истории находят свое оправдание.
Поскольку принцип непосредственной эмпирической проверяемости как критерий истинности оказался под сомнением, неопозитивисты попытались заменить теорию истины, теорию «корреспонденции» (соответствия всех научных предложений фактам) теорией «когеренции» (Р.Карнап, О.Нейрат). Когеренция - это согласованность определенного высказывания с другими высказываниями данной теоретической системы, опирающаяся на логические законы. Однако критерий теоретической непротиворечивости, формальной согласованности высказываний настолько широк, что позволяет назвать научной любую хорошо сконструированную идеологическую систему, любую философскую, «метафизическую» концепцию.
Но именно это и не могли допустить логические позитивисты, поскольку борьба с традиционной метафизикой была одной из главных их задач! Первый шаг программы пересмотра роли философии в познании - это выявление ненаучности, «бессмысленности» традиционных философских идей, которые никак не сопоставимы с опытом, следовательно, ничего не говорят нам о мире, в котором мы живем, мире фактуаль- ном, эмпирическом, конкретном. Второй шаг предполагает замену старой метафизики новой, научной философией. Философия, если она хочет сохранить свое право на существование в корпусе науки, должна изменить свой предмет. Новая научная философия не должна быть системой высказываний о чем-то трансцендентном, недоступном человеческому опыту. Но философия не должна также быть одной из естественных наук. Философия - не теория, не обобщение данных всех наук. Философия, как писал JI.Витгенштейн, «не теория, а деятельность» . Какого рода эта деятельность? Это деятельность по прояснению понятий, это логика науки, деятельность по очищению языка науки от неправомерных обобщений, беспочвенных фантазий, присутствующих в обыденном языке, ибо мир человека - это мир его языка, писал JI.Витгенштейн в своем «Логико-философском трактате». Последовательный позитивист на долю философии не может оставить ничего, кроме тавтологических правил логики и некоторых конвенций (условных регулятивных принципов).
Однако философия занимает столь значительное место в человеческой жизни, в истории культуры, что позитивисты, пытаясь понять функции даже «плохой» метафизики в человеческой жизни, постепенно ослабляют свою критику. Р.Мизес отказывается от понимания метафизики как простой бессмыслицы, хотя и старается не выходить за рамки ее позитивистской интерпретации. Метафизике свойственны определенные смысловые связи внутри каждой отдельной концепции, кроме того, метафизика - исходный пункт и источник развития науки. Если О.Конт считал появление стадии позитивных наук «самопроизвольным зарождением», то Мизес предлагает более тонкую концепцию философии: «желание прийти к практическим полезным результатам (предсказаниям) в наиболее трудных и общих вопросах жизни ведет к построению метафизических систем, которые характеризуются строго ограниченной согласуемостью и допускают верификацию наблюдений в очень неопределенной форме. Прогресс исследования в любой области ведет к отходу от метафизики...». Цели науки и метафизики совпадают, но если наука достигает их, используя точный научный язык, экспериментальные данные, математические методы, то философия как начальная стадия науки использует аналогии, символические понятия, примитивный, обыденный язык. Отсутствие строгости приводит к использованию в философии самых разнопорядковых явлений, событий, человеческих склонностей, что связано с бессознательным стремлением к устойчивости, к беспечному детству со слепым подчинением родовому авторитету, без мучительных поисков и раздумий зрелого возраста. Другими словами, как считают логические позитивисты, хотя философия и выступает в качестве «начальной науки», но ее источники и структура отличны от науки.
В то же время многие логические позитивисты, в отличие от своих прямых предшественников, признают, что определенное предвосхищение научных открытий возможно и в традиционной философии. Если Э.Мах отрицал атомистическую гипотезу как метафизическую, если для О.Конта волновая теория была постулированием иррациональных сущностей, то современный позитивизм более гибок. Он признает, что в рамках философии зародились многие научные проблемы: спор номиналистов и реалистов был первым шагом в области логического синтаксиса, теория пифагорейцев способствовала возникновению расселовской теории типов. Элейская школа предвосхитила идею континуума.
Третий шаг критики традиционной метафизики заключается в сохранении за ней особой области, далекой от науки. Для JI.Витгенштейна - это сфера мистического, тех вопросов, которые невозможно ясно сформулировать, которые не имеют ответов. Это вопрос о смысле жизни, ответ на который не может носить интерсубъективный, общезначимый характер, не может быть высказан вообще. Поэтому о том, считает Витгенштейн, о чем нельзя говорить и быть понятым всеми, лучше молчать. Р.Карнап, также рассматривая метафизику как форму самовыражения, считает, что «молчание» философа - это отказ от претензий на научность, на познание мира. Философ может говорить, но не на языке науки, но на языке искусства. Неясным с этой позиции остается только одно: как философия как самовыражение могла в определенные периоды быть пред- наукой?
Ограниченность гносеологической доктрины позитивизма выявилась довольно быстро. Однако к числу несомненных достоинств исследовательской установки неопозитивизма следует отнести способность постоянно модифицировать свои принципы, реагировать на мнение научного сообщества. Перспективность области логико-методологических исследований науки и одновременно ограниченность позитивистских установок привели к возникновению группы концепций, условно называемых «постпозитивистскими». К.Поппер, чья философская эволюция была связана с неопозитивизмом и его критическим осмыслением, назвал это направление «критическим рационализмом». Представители этого направления (К.Поп- пер, И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд и др.) сохранили определенную связь с неопозитивизмом: они занимаются сходной проблематикой - логико-методологическим анализом науки, используют неопозитивистскую терминологию, значительное внимание уделяют своим взаимоотношениям с традиционной метафизикой. Вместе с тем их доктрина значительно расширяет горизонт исследования науки.
В постпозитивистских исследованиях научного знания отсутствует редукционизм, сведение теоретических положений науки к «суждениям факта», признается автономное существование теоретического знания. Эмпирический базис науки также теряет свою безусловность, поскольку не существует абсолютно «чистых» от всяких человеческих скрытых оценок, предпочтений «протокольных предложений». Наш опыт изначально «теоретически нагружен», мы смотрим на мир сквозь «очки» наших желаний, прошлых знаний. По-иному представляется постпозитивистам и развитие научного знания. Рост научного знания идет не плавно, кумулятивным путем, но скачками, прерывается кризисами, отказом от старых принципов. Наука - это не машина по производству знаний, но сложный социо-интеллектуально-эстетический комплекс, на развитие науки влияют как внутренние, так и внешние факторы. Научные теории не выстраиваются в одну линию, противостоящие друг другу теории существуют одновременно, ибо невозможно однозначно доказать эффективность одной и бесперспективность другой. Оценка научной теории не сводится к ее верификации, а включает целый набор критериев: эмпирический критерий, архитектонический (максимум простоты, экономии, эстетические качества теории), предсказательную и объяснительную силу теории, ее описательные возможности, характер научной преемственности и др.
Основную ошибку неопозитивизма И.Лакатос видит в неверном использовании тех понятий, которыми пользовались неопозитивисты и от которых не собираются отказываться постпозитивисты. Понятия верификации и фальсификации, эмпирического базиса, предложений наблюдения использовались позитивистами старым, «метафизическим» способом, в качестве «предельных» понятий, заключающих в себе метафизически окончательные оценки познания. Все эти понятия будут эффективными только после операции «заключения их в кавычки». В этом случае понятие «опыт» лишается привилегированного статуса, оно выражает условное, в рамках отдельной теории проводимое разграничение.
Логический позитивизм подвергается критике и за пренебрежительное отношение к метафизике. В рамках постпозитивизма выдвигаются программы «реабилитации метафизики». Статья одного из представителей этого направления, Дж.Уоткинса, называется «Влиятельная и подтвержденная метафизика». По мнению Дж.Уоткинса, метафизические утверждения - не тавтологии, но и с опытом они связаны не прямо: «между областями аналитических истин и эмпирических утверждений лежит земля метафизических доктрин». Такая трихотомия гораздо содержательнее позитивистской дихотомии. Метафизика не есть чисто лингвистическая деятельность, несовместимая с истинностными ценностями. Именно особый эмпирический статус метафизических доктрин делает возможным их функционирование в качестве «протонаучных» теорий (позитивизм зафиксировал, как мы видели, но не смог объяснить этот факт). Когда мы видим, пишет Уоткинс, что некоторые принципы метафизических теорий Спинозы - его детерминизм, психофизический параллелизм, доктрина сохранения движения - имеют форму метафизических утверждений «all-some», то легко объяснить, как они предвещали экспериментальную науку. В этом смысле можно назвать метафизикой такие разные теории, как детерминизм, теорию поля, провиденциализм, закон сохранения энергии, фрейдизм, которые предполагают наличие неких «скрытых параметров» в неопределенной области. Они не фальсифицируемы в попперовском смысле, но могут быть наполнены содержанием, если возникает эмпирическая гипотеза менее общего характера. По мнению Уоткинса, «метафизические» теории такого рода играют в познании чисто регулятивную роль. Это методологические предписания под видом фактуальных предписаний. Они направляют ученого к поискам определенного явления, хотя утверждают, что такое явление есть на самом деле и его надо только обнаружить. Они больше похожи на «порядок битвы, чем на описание поля боя».
Таким образом, Уоткинс выделяет метафизические теории по их логической форме. Это «синтаксически метафизические теории», утверждения типа «all-some», то есть утверждения, где некоторое свойство приписывается всем предметам определенного класса. С этой точки зрения предложение «все явления имеют свою причину» равноценно утверждению «все металлы растворимы в кислотах». В разряд «метафизических» попадают и идеи атомизма, и теория поля, и учение о причинности. То есть к метафизике относятся и общенаучные теории, и спекулятивные предположения частного характера, и философские принципы. Проблема метафизики как «начальной науки» решается в том же роде: «выбор логической формы теории зависит от состояния нашего знания; метафизическое «all-some» с изменением уровня теорий наблюдения завтра станет научным «all-statement».
Как видим, критическое отношение к позитивизму как к концепции, трактующей «технические» проблемы науки как вечные и абсолютные, сочетается с крайне узкой, специальной оценкой метафизики только как системы высказываний особой логической формы. Вместе с тем взаимодействие философии с живым, постоянно меняющимся корпусом науки, которое является предметом размышлений исследователей позитивистской ориентации, - необходимая сторона жизни философии в культуре.

Позитивизм - направление философии, сутью которого яв­ляется стремление поставить философию на твердую научную основу. Позитивизм как течение философской мысли зародился в 30-е - 40-е гг. XIX столетия, прошел большую эволюцию (ма­хизм, неопозитивизм, постпозитивизм и др.). Широко распро­странен и популярен в современную эпоху.

Позитивизм – это течение западной философии II пол. 19-20 веков, утверждающее, что источником подлинного (позитивного) знания могут быть лишь отдельные, конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения. А философия, как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Однако они не предлагали совсем отказаться от философии, а предлагали «новую философию».

Позитивизм предназначен для критики ненаучного знания. Позитивизм изучает способы и методы достижения позитивного знания, отказываясь от рассмотрения абстрактных проблем, которые нельзя обосновать экспериментально.

Позитивизм пережил несколько периодов:

I форма позитивизма – Конт, Милль, Спенсер – основное внимание уделялось систематизации научного познания и классификации наук.

II форма позитивизма – эмпириокритицизм (Мах, Авенариус).

Цель эмпириокритицизма – очистить опыт от метафизики: от таких понятий как материя, субстанция и других понятий. В отличие от позитивистов «первой волны», которые считали, что философия должна заниматься созданием единой картины мира, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений.

III форма позитивизма – неопозитивизм или логический позитивизм (с середины 20х годов 20 века) – Шлик, Карнап, Витгенштейн – попытались обосновать тезис о том, что философия не имеет своего самостоятельного предмета исследований.

Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 - 1857) - французский философ, ученик Сен-Симона. Также большой вклад в становление и развитие позитивизма внесли Джон Милль (1806 - 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).

2. По мнению Конта, философский спор между материализ­мом и идеализмом не имеет серьезных оснований и бессмыслен. Философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

Философское знание должно быть абсолютно точным и дос­товерным;

Для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

Основной путь для получения научного знания в философии - эмпирическое наблюдение;

Философия должна исследовать лишь факты, а не их причи­ны, "внутреннюю сущность" окружающего мира и другие да­лекие от науки проблемы;



Философия должна освободиться от ценностного подхода и от оценочного характера при исследовании;

Философия не должна стремиться стать "царицей наук", сверхнаукой, особым общетеоретическим мировоззрением - она должна стать конкретной наукой, опирающейся на арсе­нал именно научных (а не каких-либо иных) средств, и за­нять свое место среди других наук.

3. Конт также выдвинул закон двойственной эволюции - интеллек­туальной итехнической. Вэтой связи философом были выделены:

Три стадии интеллектуального развития;

Три стадии технического развития.

К стадии интеллектуального развития относятся:

Теологическая (мировоззрение основано на религии);

Метафизическая (мировоззрение, интеллектуальное развитие основано на несистематическом, вероятностном знании);

Позитивная (основана на науке).

К стадии технического развития относятся:

традиционное общество;

Доиндустриальное общество;

Индустриальное общество.

Стадии интеллектуального и технического развития в целом соответствуют друг другу:

Теологическая - традиционному обществу;

Метафизическая - доиндустриальному обществу;

Позитивная (научная) - индустриальному обществу. Философия Конта лишь заложила основы позитивизма. В даль­нейшем (вплоть до сегодняшних дней) позитивистская филосо­фия дополнялась и совершенствовалась рядом других философов.

Неопозитивизм – одно из основных направлений ХХ в., главной задачей которого является разработка методов логического или лингвистического анализа знания через возможности выражения его в языке (научном, философском, обыденном). Представители неопозитивизма считают, что неверное использование языка порождает псевдопроблемы, в том числе философские. Неопозитивизм объявляет "метафизические" (т.е. традиционно философские) высказывания лишенными смысла, т.к. истинное (научное) должно отвечать принципу верификации – доступности эмпирической проверке; поэтому задача философии сводится к логическому анализу языка науки. Идеи неопозитивизма получили воплощение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложился логический позитивизм (Р. Карнап, О. Нейрат, Х. Рейхенбах). Неопозитивизм сыграл значительную роль в развитии современной логики, семиотики и философии науки.



Постпозитивизм – ряд школ в философии науки (50-70-х гг. ХХ в.), объединенные критикой неопозитивизма. Постпозитивизм утверждает невозможность четкого разграничения между "метафизикой" (философией) и наукой; переносит акцент с исследования развития логики науки – на изучение ее истории; в центре его внимания находятся проблемы развития науки. В постпозитивизме разрабатываются различные модели эволюции науки: "борьба за выживание" теорий (К. Поппер), модель "научно-исследовательских программ" (И. Лакатос), смена "научных парадигм" путем научных революций (Т. Кун), "методологический анархизм" (П. Фейерабенд).

Неокантианство – направление немецкой философии конца XIX –ХХ вв., пытавшееся осмыслить основные проблемы философии на основе обновленной интерпретации гносеологии И. Канта ("Назад к Канту!"). Два направления Н.: 1) баденская школа, в которой особое внимание уделялось системе эстетических ценностей (Виндельбанд, Риккерт); 2) марбургская школа – ее представители разрабатывала вопросы теории познания, логики (Коген, Наторп, Кассирер, Гартман).

Субъективно-идеалистическое направление философии в XIX в. было продолжено позитивизмом. Позитивизм (от лат. positivus - по­ложительный) - философское течение, предлагающее ограничить процесс познания «положительным», т.е. конкретным, фактическим, опытным знанием и отрицающее практическую значимость и смысл общетеоретического «метафизического») познания. Позитивисты предлагали исследовать только явления предметов и процессов, отказавшись от стремления познать их сущность.

Основоположником позитивизма считается французский мыслитель Огюст Конт (1798-1857), который ввел в оборот и сам термин «позитивная философия». Главным произведением Конта является «Курс позитивной философии», в котором философия противопоставляется традиционной, «метафизической» философии, объясняющей мир. Конт провозгласил также создание новой, «положительной», по­строенной по образцу естественных наук науки об обществе - социо­логии . Задачей социологии, по Конту, должно было стать не объясне­ние, а сбор и первичная систематизация эмпирических фактов (през.12, слайд 3).

Возникновение позитивизма было основано и связано с успехами науки в различных областях и огромным ее влиянием на умы людей. Наблюдение, сравнение и анализ экспериментальных данных, сам эксперимент требовали не просто своей оценки, но и оценки тех философских систем, которые считали научную истину не связанной с эмпирическим опытом.

Философы-позитивисты предприняли попытку осмысления пути постижения истины на основе точного, экспериментального знания. Конт выдвинул очень привлекательную для ученых и философов идею: «Знать - чтобы предвидеть, предвидеть - чтобы обладать си­лой». Основу его философии - программы раскрывает тезис «Долой метафизику, да здравствует физика». По мнению Конта, спор между материалистами и идеалистами не имеет смысла, поскольку философия должна основываться только на позитивном научном знании. Конт разработал принципы позитивизма (Презент. 6, слайд 3) и предназначение новой философии. Предназначение философии - разработка методологии наук и поиск связей между ними. Новую позитивистскую философию не удовлетворяли принципы, которые предлагала философия Гегеля и Бэкона, их индуктивные умозаключения Конт считал слишком умо­зрительными. Конт сформулировал два взаимосвязанных закона (Презент. 6, слайд 4):

1) «Закон трех стадий развития ума»;

2) «Закон классификации наук».

В первом законе ум человека в своем развитии проходит три фазы: на первой он объясняет явления, сравнимые с человеком, на второй - апеллирует к абстрактным сущностям, на третьей - наблюдает за феноменами, устанавливая между ними регулятивные связи.

Закон классификации наук выражает необходимость распределения их по степени сложности.

1. Аналитические - изучающие явления в неорганической приро­де (физика, неорганическая химия).

2. Синтетические - объясняющие отдельные факты с точки зрения человека (биология).

3. Социология - призвана изучать социальные законы.

Философия Конта лишь заложила основы позитивизма, продолжате­лем его идей стали английские философы Д. Стюарт Миль (1806-1873) и Герберт Спенсер (1820-1903).

Одна из заслуг позитивистской методологии - выяснение смысла научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности. Позитивизм поставил проблему рационализации научной деятельности в самой философии. Методология позитивизма оказа­ла сильное влияние на развитие социальных исследований.

В ХХ в. позитивизм приобрел форму неопозитивизма . Отличитель­ной чертой неопозитивизма является пристальное внимание к формальной стороне познания. Он исследует главным образом те формы, в которых осуществляется процесс познания. Неопозитивизм изучает проблемы языка, формальной и математической логики, структуры научного познания.

Неопозитивизм - это интегративное течение, объединяющее в себе различные философские школы и направления. Крупнейшими из них являются аналитическая философия, философия лингвистического анализа, логический позитивизм . В рамках неопозитивизма развивалось творчество таких философов, как Бертран Рассел (1872-1970) (през.12, слайд 4), Людвиг Витгенштейн (1889-1951), Рудольф Карнап (1891-1970), Карл Поппер (1902-1994) и др. (Презент. 6, слайд 5).

Началом истории неопозитивизма считают деятельность Венского кружка (1920г.).