Диетические... Волосы Аксессуары

О концепции философии истории ибн халдуна. Ибн Халдун. Введение (ал-Мукаддима) Сильная оппозиция - мост через овраги коррупции

ИБН ХАЛЬДУН - арабский ис-то-рик, фи-ло-соф, государственный и об-щественный дея-тель.

Из знат-ной вы-со-ко-об-ра-зо-ван-ной се-мьи, иг-рав-шей в IX-XI веках важ-ную роль в по-ли-тической и куль-тур-ной жиз-ни му-сульманской Ис-па-нии, а с XIII века - Ту-ни-са. В 1349-1375 годах за-ни-мал различные по-сты (от сек-ре-та-ря до ва-зи-ра) при дво-рах пра-ви-те-лей Ту-ни-са, Фе-са, Гра-на-ды и Бед-жаи (ны-не Бу-жи), а так-же не-од-но-крат-но вы-пол-нял их ди-пло-ма-тические по-ру-че-ния в хри-сти-ан-ской и му-сульманской Ис-па-нии и Северной Аф-ри-ке. В 1375 году Ибн Хальдун ото-шёл от по-ли-тической дея-тель-но-сти и по-се-лил-ся в кре-по-сти Ка-лаат-Ибн-Са-ла-ма в Ал-жи-ре; сфор-му-ли-ро-вал ори-ги-наль-ный взгляд на ис-то-рический про-цесс. В 1379 году Ибн Хальдун вер-нул-ся в Ту-нис, од-на-ко в 1382 году был вы-ну-ж-ден вы-ехать в Еги-пет из-за не-при-ятия его идей-но-по-ли-тических и фи-лософских взгля-дов ту-нис-ски-ми учё-ны-ми кру-га-ми. В Каи-ре он про-дол-жил свою на-уч-но-литературную дея-тель-ность под по-кро-ви-тель-ст-вом мам-люк-ских сул-та-нов, слу-жил в ка-че-ст-ве му-сульманского су-дьи (ка-ди) и пре-по-да-вал в университете аль-Аз-хар и мед-ре-се аль-Кам-хия и аз-За-хи-рия. В 1400 году, по-се-тив Си-рию в сви-те мам-люк-ско-го сул-та-на Фа-рад-жа, вёл пе-ре-го-во-ры с Ти-му-ром, оса-див-шим Да-маск .

В сво-ём главном сочинении «Кни-га по-учи-тель-ных при-ме-ров…» («Ки-таб аль-ибар…») Ибн Хальдун сфор-му-ли-ро-вал уче-ние о раз-ви-тии об-ще-ст-ва. В тео-ре-тическом «Вве-де-нии» («аль-Му-кад-ди-ма») он впер-вые в ара-бо-му-сульманской фи-ло-со-фии обос-но-вал не-об-хо-ди-мость са-мо-сто-ятельной нау-ки об об-ще-ст-ве (арабский - ильм аль-ум-ран), ко-то-рая слу-жи-ла бы ме-то-до-ло-гической ос-но-вой для осоз-на-ния сущ-но-сти ис-то-рической и по-ли-тической дея-тель-но-сти, а так-же из-ло-жил за-да-чи и раз-ра-бо-тал ме-то-ди-ку и об-щие прин-ципы ис-то-рического ис-сле-до-ва-ния.

Бу-ду-чи по-сле-до-ва-те-лем и ком-мен-та-то-ром Ибн Руш-да, Ибн Хальдун при-ме-нил прин-ци-пы арабского пе-ри-па-те-тиз-ма (авер-ро-из-ма) к изу-че-нию об-щественной эво-лю-ции. Ос-но-вой жиз-не-дея-тель-но-сти об-ще-ст-ва Ибн Хальдун счи-тал со-вме-ст-ный труд его чле-нов для обес-пе-че-ния средств к су-ще-ст-во-ва-нию. Главной фор-мой тру-до-вой взаи-мо-свя-зи лю-дей, по Ибн Хальдуну, яв-ля-ет-ся то-ва-ро-об-мен, в ос-но-ве ко-то-ро-го ле-жит ра-вен-ст-во стои-мо-сти об-ме-ни-вае-мых про-дук-тов. Уро-вень раз-ви-тия куль-ту-ры и ха-рак-тер прав-ле-ния Ибн Хальдун свя-зы-вал с раз-де-ле-ни-ем тру-да в го-су-дар-ст-ве и хо-зяйственной дея-тель-но-стью под-дан-ных. В объ-яс-не-нии со-ци-аль-но-ис-то-рических про-цес-сов Ибн Хальдун уде-лял осо-бое вни-ма-ние при-род-но-гео-гра-фическим ус-ло-ви-ям раз-ви-тия че-ло-ве-че-ско-го об-ще-ст-ва. В по-сле-дую-щих час-тях сво-его тру-да он из-ло-жил со-бы-тий-ную ис-то-рию на-ро-дов му-сульманского Вос-то-ка (наи-бо-лее де-таль-но Маг-ри-ба), что сде-ла-ло его со-чи-не-ние цен-ным ис-то-рическим ис-точ-ни-ком. Не ме-нее зна-чи-тель-на в ка-че-ст-ве ис-точ-ни-ка его ав-то-био-гра-фия «Оз-на-ком-ле-ние с Ибн Халь-ду-ном…» («Ат-та-риф би Ибн Халь-дун…») - об-ра-зец средневековой арабской ме-му-ар-ной ли-те-ра-ту-ры.

Оце-ни-вая литературное и на-учное твор-че-ст-во Ибн Хальдуна, современные ис-то-ри-ки, фи-ло-со-фы и со-цио-ло-ги ви-дят в нём ге-ни-аль-но-го мыс-ли-те-ля, од-ним из пер-вых по-пы-тав-ше-го-ся соз-дать на-учную фи-ло-со-фию ис-то-рии. Его пред-по-ло-же-ния и тео-рии, сфор-му-ли-ро-ван-ные в ус-ло-ви-ях ара-бо-му-сульманского Сред-не-ве-ко-вья, пред-вос-хи-ти-ли идеи об-ще-ст-вен-но-го до-го-во-ра, тру-до-вой при-ро-ды стои-мо-сти, со-цио-ло-гии зна-ния, ко-то-рые в XV-XVIII веках ак-тив-но раз-ра-ба-ты-ва-лись ев-ропейскими мыс-ли-те-ля-ми (Дж. Ви-ко, Т. Гобб-сом, Н. Ма-киа-вел-ли, Ш. Л. Мон-тес-кьё , А. Сми-том и др.).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Идеи Ибн Халдуна в историко-культурном пространстве Османской империи

    ✪ Ибн Халдун - IAAU, МУАА

Субтитры

Биография

Его полное имя: Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Хальдун аль-Хадрами аль-Ашбили. Родился в 1332 году в Тунисе. Родители - выходцы из Андалусии . Изучив в родном городе Тунисе Коран, хадисы , право, грамматику, пиитику, служил у султана Абу-Инана в Фесе . Придворные интриги заставили его уехать в Испанию (1362); здесь он составил трактат по логике и несколько стихотворений; по поручению гранадского султана он вёл переговоры о мире с доном Педро Кастильским .

Позже Ибн Хальдун был письмоводителем у повелителей тунисского и фесского. С 1382 г. он жил в Каире, занимая должность профессора, а затем верховного кади (шариатский судья) маликитов . Честность доставляла ему много врагов, так что несколько раз его смещали, но потом опять призывали на должность. Когда в Сирию (владения египетского султана) вторгся Тамерлан , Ибн-Хальдун, по словам Ибн Арабшаха , сопровождал туда своего повелителя, сумел очаровать Тамерлана своим обращением и был отпущен в Каир на ту же должность верховного кади (1400).

Экономическая теория

Труды ибн Хальдуна по экономике актуальны и сегодня . В своем историческом труде «Мукаддима » (Введение в историю) Ибн Хальдун анализировал причины подъёма и упадка стран и народов. Он делал акцент на уменьшении государственных издержек на наемную армию и был против налогообложения и тарифов, препятствующих торговле и производству. Ибн Хальдун считал, что бюрократия не в состоянии эффективно управлять коммерческой деятельностью из-за слабой мотивации и обученности. Он считал, что в тех странах, где в торговле и производстве участвует государство, следует ожидать относительное понижение экономического излишка и упадок. Эти и другие экономические принципы Ибн Хальдун считал необходимым условием построения цивилизованного общества . Ибн Хальдун открыл огромное количество фундаментальных понятий экономики. Ещё до Адама Смита им открыта ценность и необходимость разделения труда. Он опередил Рикардо в открытии трудовой теории стоимости и до Джона Кейнса рассмотрел роль государства в стабилизации экономики .

Экономика

Ибн Хальдун является первым экономистом, который систематизировал функции экономики, указал на важность технической базы, специализации производства и внешней торговли для получения экономического излишка. Он проанализировал роль государства и его политику стабилизации как средство обеспечения производительности и занятости населения. Его интересовали вопросы оптимального налогообложения, сокращения государственных служб, льготы и средства материального стимулирования. Организационная структура, экономические ожидания, нормативно-правовая база, теория стоимости, экономика производства и другие вопросы вошли в сферу его научных интересов .

Ибн Хальдун стал первым ученым, который был вооружен представлением об экономическом излишке. Он предложил биологическую теорию подъёма и упадка наций, а его стройная общая экономическая теория определяла и его подход к истории. До Ибн Хальдуна не было учёного, который бы создал столь последовательную теорию общей экономики, объясняющую и предсказывающую подъём и упадок цивилизаций, стран и империй. Его учение позволяет предсказать, насколько жизнеспособным является то или иное государство, а также эмпирически и теоретически объясняет последствия государственной политики в области производства и торговли .

Государство

По мнению Ибн Хальдуна роль государства заключается в охране закона и порядка, способствующих хозяйственной деятельности, а также - в защите имущественных прав, торговых путей, мира и стабильности. Особую роль в улучшении экономической активности играет оптимальное (минимальное) налогообложение, не препятствующее производству и торговле. Чрезмерное обложение налогом экономического излишка, увеличение размеров бюрократического аппарата и армии приводит к ослаблению торговли и производства, вследствие чего уменьшается экономический излишек. По словам Ибн Хальдуна, «рост абсолютной власти в государстве является причиной упадка экономического процветания и, как следствие, государства и города». Уменьшение совокупного дохода государства требует новых мер для повышения этого дохода, среди которых: налоги в натуральной форме, акцизы, конфискации, а также прямое вмешательство государства в экономическую деятельность .

Ибн Хальдун считал, государство должно заниматься организацией общественных служб для создания рабочих мест, строить дороги и принимать меры для поощрения торговли и производства. Вмешательство государства в коммерцию приведёт к разрастанию бюрократической системы и наемной армии, в результате чего предприниматели не смогут нормально заниматься торговлей и получать прибыль от своих предприятий. Результатом экономического упадка может быть исход населения городов и промышленных центров в альтернативные места проживания, что приводит к падению спроса на товары и ещё больше усугубляет ситуацию. По Ибн Хальдуну, самое лучшее государство - государство с минимальным бюрократическим аппаратом, минимальной армией и минимальным налогообложением, которое занимается обеспечением законности и порядка .

Специализация и экономический излишек

Ибн Хальдун считал, что разделение труда является важным источником экономического излишка, а предпринимательская заинтересованность зависит от благоприятности среды для специализации . Об обособлении различных видов трудовой деятельности и принципе массового производства Ибн Хальдун говорил следующее:

«Каждый отдельный вид ремесла нуждается в работниках, причём, в опытных работниках. Чем более многочисленны и разнообразны этапы производства в том или ином ремесле, тем больше людей в него вовлечены. Причём каждая группа работников занимается своим делом. Постепенно в ремесле все более четко выявляются различные виды работ, люди, которые ими занимаются, приобретают все больший опыт в том, что делают. Время и постоянные повторения одних и тех же действий способствуют созданию и укоренению ремесел» .

Ибн Хальдун считал важным обучение на практике и повышение профессиональной квалификации. Он дал краткое экономическое обоснование разделения труда и считал, что в функции предпринимателей входит согласование и обеспечение взаимодействия факторов производства в соответствии с рыночными силами. По мнению Ибн Хальдуна разделение труда является источником экономического излишка, если выполнены условии взаимодействия и согласованности факторов производства. Он также указал на то, что «прибыль, которую извлекает человек, есть стоимость, полученная от его труда» .

Ибн Хальдун считал, что прибыль является первопричиной коммерческих начинаний, а работники и предприниматели стараются получить максимальную отдачу от своей деятельности в виде прибылей и заработной платы. Для Ибн Хальдуна «коммерция подразумевает прибыль за счет роста капитала путём покупки товаров по низкой цене и их продажи по высокой цене». Он считал важными для роста экономики согласованность, взаимодействие и направленность факторов производства на повышение экономического излишка .

Спрос и предложение

Ещё в XIV веке Ибн Хальдун постулировал, что цена товаров и услуг определяется спросом и предложением. Если товар редок и пользуется спросом, его цена высока, а если товара много и он не пользуется спросом, то его цена будет низкой. Предприниматель в погоне за прибылью будет покупать товар там, где он дешевле и не является дефицитным, и будет продавать там, где он пользуется спросом, по более высокой цене .

Кредитно-денежная политика

Ибн Хальдун отстаивал стабильную кредитно-денежную политику и был против того, чтобы власти играли на стоимости валюты. Он считал, что искусственная инфляция приводит к потере доверия к валюте со стороны населения . Одним из приоритетов политики государства должна быть защита покупательной способности денег, для чего необходимо создавать независимые кредитно-финансовые учреждения. Говоря о количестве денег, Ибн Хальдун утверждал, что «количество денег не имеет значения для благосостояния страны». По его мнению, монетарная политика должна быть стабильной, продуманной и направленной на защиту покупательной способности денег, а население должно быть защищено от обесценивания денег .

Фиксирование цен

Ибн Хальдун был противником вмешательства государства в формирование цен на товары и услуги . Политика, в которой правитель скупает товары по самой низкой цене, а затем продаёт этот же товар по выгодной ему цене по мнению Ибн Хальдун, влечет за собой следующие последствия:

Право собственности

Ибн Хальдун считал, что право собственности является залогом выживания цивилизации, а защита и обеспечение имущественных прав должны быть закреплены законодательно. По его мнению, «когда пропадает мотив приобретать и получать имущество, человек не предпринимает никаких усилий для его приобретения. Степень и частота нарушений права собственности определяет, насколько ослабевают усилия субъекта, направленные на приобретение имущества» . Ибн Хальдун связывал право собственности со справедливостью, а посягательство на собственность считал актом несправедливости. Он считал, что при отсутствии справедливости «совершается уничтожение человеческого рода», и, следовательно, несправедливость должна быть запрещена .

Дипломат

«Мукаддима» образует самостоятельный трактат. Содержание её:

  • смысл истории, значение исторической критики и приемы её, источники исторических ошибок;
  • географический обзор земного шара, мысли о физическом и нравственном влиянии климата и почвы на людей;
  • способы познания истины; эволюции форм семейной, общественной и государственной жизни;
  • развитие экономическое и умственное;
  • разложение государства;
  • значение труда в благосостоянии государства;
  • обзор различных отраслей ремесел и искусств;
  • классификация наук.

«Мукаддима», по справедливости, считается замечательным произведением. Высказанные в ней идеи являются одной из основ современной клиодинамики .

Ибн Хальдуном также написаны: автобиография («Ат-таариф би Ибн Хальдун уа рихляту-ху гарбан уа шаркан»; араб. التعريف بابن خلدون ورحلته غربا وشرقا ‎), работа по суфизму («Шифа ус-саиль уа тахзиб уль-масаиль»; араб. شفاء السائل وتهذيب المسائل ‎) и трактат, который в библиографическом списке к переводу «Мукаддима», выполненному Францем Роузенталем , назван трактатом по логике (англ. Treatise on logic ) - «Любаб уль-мухассаль фи усуль ид-дин» (араб. لباب المحصل في أصول الدين ‎).

Публикации трудов и переводов

Изучение научного творчества Ибн Хальдуна было начато в первые десятилетия XIX века французскими востоковедами, одним из которых был Сильвестр де Саси .

Мехмет Пиризаде перевёл «Мукаддима» на турецкий язык, переработав её в стилистическом отношении . Этьен Катрмер напечатал весь арабский текст «Мукаддима» в «Notices et extraits» (tt. XVI-XVIII, Пар. 1858); полный французский перевод «Мукаддима» осуществил дэ Слэн (фр. ) : «Prolegomenes» (Париж, 1862); восточные издания - Каир (2-е, 1886) и Бейрут (1882). Вторая часть издаваема была аббатом Арри (по-араб. и итальян.). Третья часть обстоятельно разобрана Рено (Reinaud): «Memoire sur les populations de l’Afrique septentrionale, leur langage, leurs croyances et leur etat social» (в «Nouv. annales des Voyages», 1858, февр.); арабское издание «Hist. des Berberes» (Алжир 1847 и 1851) и французский перевод (1852-1856, 4 тома). Четвёртая часть издана в извлечениях Noel des Vergers: «Histoire de l’Afrique sous la dynastie Aghiabide et de la Sicile sous la domination musulmane» (Париж 1841); о крестовых походах - изд. и пер. Торнберга: «Narratio de expeditione Francorum» (Упсала 1841, в «Академ. Зап.»). Полностью издан весь текст «Большой истории» Ибн-Хальдуна в Булаке (Каир; 1867, 7 т.).

  • «Autobiographie d’Ibn-Khaldoun», traduite par de Slane («Journale Asiatique», Paris, 1844).
  • «Histoire des berberes et des dynasties musulmanes de l’Afrique septentrionale», traduite de l’arabe par de Slane, Algiers, 1852-1856, 4 volumes.
  • «Les Prolegomenes», traduite par de Slane. Paris, 1934-38. 3 volumes. Reproduction of 1862-1868 edition.
  • «Lubab al-Muhassal fi usul ad-din», edited by Luciano Rubio. Tetuan, 1952.
  • «The Muqaddimah; An Introduction to History», translated from the Arabic by F. Rosenthal, New York, London, 1958. 3 volumes.
  • «Введение (фрагменты)». Перевод С. М. Бациевой // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. IX-XIV в. М., 1961, С. 559-628.
  • Пролегомены к «Книге поучительных примеров и дивану сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров» // Мировая экономическая мысль: Сквозь призму веков: В 5 т. Т.1: От зари цивилизации до капитализма / Ред. Г. Г. Фетисов.; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Благотвор. фонд «Благосостояние для всех». - М.: Мысль. - 2004. - 718 с. - (250 лет Московскому Государственному Университету им. М. В. Ломоносова.) - ISBN 5-244-01039-5 .
  • «Введение (ал-Мукаддима)». Составление, перевод с арабского и примечания А. В. Смирнова // Историко-философский ежегодник 2007. М., 2008. С. 187-217.
  • Введение в историю (ал-Мукаддима). Фрагменты. Перевод с арабского, комментарии и примечания И. Л. Алексеева, А. В. Душак и А. Ш. Столыпинской // Pax Isamica, 1/2008, c.15-21.

Публикация полного перевода «Китаб ал-Ибар» на русский язык до сих пор не осуществлена.

Примечания

  1. http://apnaorg.com/books/english/ibn-e-khuldun/ibn-e-khuldun.pdf
  2. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #118639773 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  3. «Ибн Халдун Введение (ал‑Мукаддима) Cоставление, перевод с арабского и примечания А.В. Смирнова»
  4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. - М.· Политиздат, 1992. С. 176
  5. , с. 1.
  6. , с. 10.
  7. , с. 2.
  8. , с. 3.
  9. , с. 4.
  10. , с. 5.
  11. , с. 6.
  12. , с. 7.
  13. , с. 8.
  14. , с. 9.
  15. , с. 117.
  16. , с. 66.
  17. Этот перевод и большинство приводимых далее изданий трудов Ибн Хальдуна указаны в библиографии к переводу «Мукаддима», выполненному Францем Роузенталем.

Литература

  • Ацамба Ф. М. Социально-экономические воззрения Ибн Хальдуна // Всемирная история экономической мысли : В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. - М. : Мысль , 1987. - Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. - С. 311-315. - 606 с. - 20 000 экз. - ISBN 5-244-00038-1 .
  • Алексеев И. Л. Возвращаясь к Ибн Халдуну // Pax Islamica, 1/2008, с.5-14;
  • Араби Б. Ибн-Хальдун - основоположник арабской социологии // Социологические исследования. - 1990. - Т. 11 . - С. 107-109 .
  • Бациева, С. М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». - М. : Наука, 1965.
  • Бациева С. М.

Ибн Хальдун (1332-1406), арабо-мусульманский историк, философ, государственный деятель. Родился в Тунисе в 1332. Выходец из знатного тунисского рода, Ибн Халдун, начав карьеру придворным писцом, стал профессиональным политиком, занимал в Северной Африке и Гранаде должности советника, посла, министра. В возрасте 43 лет оставил занятия политикой и посвятил себя научному труду и чтению лекций, в которых излагал свое учение. Враждебное отношение к нему тунисских богословов вынудило Ибн Халдуна бежать в Каир, где он был назначен на пост верховного кади маликитов. В конце жизни недолгое время находился на службе у Тамерлана. Вернувшись в Каир, умер 17 марта 1406 Обширная Автобиография, которую Ибн Халдун писал в течение всей жизни, а также его труды свидетельствуют о его знакомстве с основными научными знаниями своей эпохи. Свидетель упадка блестящей арабской цивилизации, Ибн Халдун попытался не просто описать происходившие события, а представить их в системе, фиксирующей причинную связь событий. Новое видение истории изложено Ибн Халдуном в его труде Книга поучительных примеров и сведения из истории арабов, персов, берберов и других современных им народов (имеются и другие варианты перевода). Ибн Хальдун был единственным арабским историком, знавшим о существовании Римской республики (все другие, основываясь на византийских источниках, начинали историю Рима с Цезаря), и один из немногих авторов, использовавших латинские и еврейские тексты в арабских переводах. Особый интерес представляет написанное в 1375-1378 введение к труду - Мукаддима (Пролегомены), содержащее изложение взглядов Ибн Халдуна на природу общества и государства. Свои размышления над этими проблемами Ибн Халдун начинает с определения сущности человека, появившегося вслед за животным и «наделенным способностью к мышлению и рассудком, поднявшим его над миром обезьяны». Человек - существо общественное. Он не имеет многих качеств, которые помогают животным, но зато имеет руки, рассудок, орудия труда, а также пользуется «совместностью жизни», взаимопомощью, обеспечивающими ему защиту. Наделенный этими возможностями человек, осваивая природу, создает мир культуры и себя самого как человека культуры (умран). Ибн Халдун выделяет два основных типа, или фазы в развитии человеческих объединений, которые определяются характером производства средств существования, их распределения и потребления. Первая фаза - это «бадава», жизнь, связанная со скотоводством и земледелием.

Вторая, более поздняя фаза - «хадара», жизнь городская. В первом типе производства труд, ограниченный примитивными орудиями, производит только необходимый для поддержания жизни продукт, чем определяется и его равное распределение между членами коллектива. Однако при некотором избытке продукта равенство нарушается, происходит образование неравных групп, классов (табака). С появлением избытка связан и переход ко второму типу производства - торгово-ремесленному и, соответственно, к городской жизни. Труд усложняется, требует участия в нем большего числа людей, создавая новую и дополнительную стоимость продукта, порождая роскошь и стремление к ней, а также материальную базу для роста населения. Другим аспектом отмеченного процесса является переход от «асабийи» к «мулк», от родоплеменных отношений к отношениям, определяемым властью, владением, сосредоточением роскоши в руках властителя и его приближенных. Со временем власть обособляется, возникает государство (давла) - группа людей, обладающих властью и защищающих ее с помощью уже не сородичей, а наемной силы. Однако дальнейший рост роскоши и усиление власти-государства приводит к увеличению налогов и обиранию подданных, последствием чего становится разрушение экономики, нравов и в конечном счете упадок и гибель цивилизации. Таким образом, констатирует Ибн Халдун, цивилизация проходит естественный, закономерный путь от возникновения через расцвет к упадку и смене ее другой цивилизацией, находящейся в фазе «асабийа». Этот путь могучей в прошлом и переживающей распад цивилизации Магриба и проанализирован Ибн Халдуном в Мукаддиме.

Его идеи формировались под влиянием трудов Аристотеля и его среднеазиатских последователей Виз знания ученому принесла работа «Большая история» «Книга поучительных примеров» Согласно концепции Ибн Хальдуна, люди сформировали общество для совместного добывания средств к существованию Важнейшими факторами их объединения является разделение труда и внешняя опасность и агрессивная природ да человек объединились в такие же сообщества Влияние на общество также имеют климат и формы хозяйствования Развитие общества предполагает эволюцию устройства и задач государственной власти Первый этап раз развития и утверждения власти - это организация на основе равенства, второй - появление "господство", то есть верховенства, и осуществления власти с помощью принуждения Один человек это сделать не в состоянии, поэтому, у Ибн Хальдуна появляется сильная группа в обществе, опираясь на которую, лицо, имеющее власть, обеспечивает покорность подданных Так государство отходит от основ, на которых возникла, правители удаляются я от народа, что приводит к упадку государства Причем Ибн Хальдун отмечал, что любое государство в процессе эволюции и развития в конце концов упадок Она существует примерно 120 лет Это период изменения трех поколений правящей династии: первому присуща простота и относительное равенство в обществе, второе поколение живет в условиях взаимной враждебности, самозащиты, неровности, третье - переживает деградацию.

В период жизни трех поколений государство проходит четыре этапа: 1) появление новой принудительной власти, 2) расправа правителя с теми, кто помог ему прийти к власти; сосредоточение власти в одних руках, 3) переход к принудительным и деспотических методов подавления оппозиции 4) упадок государств. Анализируя отношения между правящими и подчиненными, учитывая религию и политику в государстве, Ибн Хальдун выделил три типа государств: 1)"естественная монархия" - деспотическое государство, представляющее интересы л только правителя, опираясь на силу 2) "политическая монархия" - государство, осуществляет разумную политику, защищает интересы подданных, но не связана с ними общей религией 3) "халифат" - государство, за веру, воплощение "мусульманской общины" и действует по установленным религиозными и этико-нравственных принципов Религию Ибн Хальдун рассматривал как реально существующую связь мусульманских общин, социальную и духовную основу права, государства, политики Его мысли о влиянии на общество политики и религии послужили основой их влияния на государство. Организация и деятельность мусульманского государства, политики и права породили соответствующие теоретические подходы и сформировали мусульманское право, в пределах плюралистического понимания которого выделились религиозно--этические и юридические подходы Доктринальное разработки мусульманского права предоставило ему гибкости и возможности дальнейшего развития.

Ибн-Халдун впервые в истории науки создал теорию поступательного развития общества от низшей ступени (варварства) к высшей (цивилизации) через развитие форм производительной деятельности людей, объясняя развитие форм общественной жизни развитием производства.

Ибн-Халдуна можно считать отцом современной исторической науки, основателем политической теории. Философско-социологическое учение Ибн-Халдуна являлось в действительности продолжением высокого духа рационализма восточных перипатетиков.

Ибн-Халдун (1332 - 1406) родился в Тунисе в арабской семье. Получил традиционное религиозное образование, изучал философию. В 20 лет он приобщился к политической деятельности. Был сначала секретарем у тунисского султана Абу Исхака, затем в течение почти 10 лет у его противников Мери-нидов. Был замешан в политических интригах членов семьи этой династии, в результате чего провел два года в тюрьме. Служил при дворе султана Гренады Мухаммеда в Испании, выполняя различные дипломатические миссии, а затем у султана Бужи (Алжир) Абу Абдаллаха. В 1383 г. переехал в Каир и находился при дворе султана Баркука, где вскоре был назначен великим кадием маликитского права. Совершил хадж в Мекку в 1387 г. Несколько лет провел на службе у монгольского полководца Тимура (Тамерлана). Умер в Каире.

Основной труд Ибн-Халдуна "Книга назидательных примеров из истории арабов, персов и берберов и их современников, имевших большую власть" (Китаб ал-Ибар) состоит из двух частей. Первая, известная как "Мукаддима" ("Пролегомены"), является теоретическим изложением наиболее важных проблем социальной философии и философии истории: исторического знания, человеческого общества, стадиях его развития и местах обитания, происхождения, сущности и структуры государства, способов добывания жизненных средств, потребления и прибыли, экономической обусловленности исторического процесса, значения политики и экономики в развитии человеческой цивилизации и т.д. Вторая часть служит как бы историческим приложением к первой, и посвящена она истории отдельных народов и государств.

"Мукаддима" была написана в 1375 - 1378 гг. Она начинается общим введением о предмете истории, который определяется так: "Это есть самостоятельная наука, ибо она имеет специальную тему исследования социальную жизнь людей и человеческое общество; она занимается также последовательным разъяснением фактов, связанных с сущностью темы. Она является достоянием всякой науки, будь то традиционные или рациональные".

Критику традиционной историографии, тесно связанной с религиозными преданиями, Ибн-Халдун вел с теоретической точки зрения. Причинами заблуждений и исторических небылиц, считал он, является неспособность постичь соотношение между видимостью и действительностью, стремление приблизиться к власти сильных мира сего, снискать их милости восхвалением и лестью. Коренной недостаток традиционной историографии он видел в незнании естественных законов общественного бытия: ведь всякое явление, по его мнению, имеет собственную природу, заключенную в нем самом и в связанных с ним обстоятельствах. Ибн-Халдун пытался выработать философский взгляд на историю человечества как на историко-социальное бытие и специально рассматривал вопрос о "природе социальной жизни", всеобщих закономерностях движения социального бытия (умран), изменения его содержания и формы. "Поэтому история - одна из важнейших основ философии и может быть достойной причисления к философским наукам". Ибн-Халдун хотел поднять историю до уровня философской науки, теоретической дисциплины, стремясь выявить единую основу исторического процесса. Более того, история у него не только теоретический компонент цивилизации (умран), но и методология ее исследования. Недаром многие исследователи называли его "отцом современной истории и философии истории".

Ибн-Халдун хотел поднять историю с уровня искусства (сынаа) до уровня науки. Он рассматривал "Мукаддиму" как работу, которая должна была обосновать методологические принципы новой истории. Эти принципы "науки о цивилизации" (ильм умран) относятся к истории так же, как логика к философии или как фикх - к шариату.

Учение Ибн-Халдуна о государстве по своей значимости вышло далеко за рамки исторической эпохи, в коей он жил и творил. Государство, по Ибн-Халдуну, является не просто естественным и необходимым человеческим учреждением, в котором действует закон причинности, но той политической и социальной единицей, которая только и делает возможной существование человеческой цивилизации. Именно эта человеческая цивилизация и являлась предметом его исследования, предметом "новой науки".

В "Мукаддиме" Ибн-Халдун предстает не просто как знаток "теологического" учения об арабском обществе, но и как мыслитель, глубоко постигший достижения мусульманской культуры и философии и воплотивший их в теории цивилизации. Его социально-философское учение основано на исследовании цивилизации. Ибн-Халдун полагал, что существует тесная связь цивилизации и политики как искусства управления, и это отражалось в употребляемых им понятиях. "Умран" является синонимом слова "маданийа" город, город-государство, гражданское общество, а также - синонимом слова "хадара" - оседлая городская жизнь. "Хадара" в свою очередь весьма близко по значению слову "та-маддун" - жить или стать организованным в городе (мадина).

Ибн-Халдун сумел в противовес господствующей религиозной идеологии и традиции утвердить идею о развитии государства, зависящем не от воли Бога или халифов, и не просто от законов природы, а от объективных естественных законов развития самого общества. Он увидел основу общественного развития в ее материальной базе и показал неизбежность возникновения, развития, а позже спада и заката общества и культуры в соответствии с законом причинности, иначе говоря, сформулировал идею объективного исторического развития.

Ибн-Халдун различал три вида государства в зависимости от цели и способа управления:

  1. "сияса динния" - способ правления, основанный на шариате (идеал исламской теократии - халифат)
  2. "сияса аклийа" - способ правления, основанный на праве, установленном человеческим разумом (султанат)
  3. "сияса маданийа" - способ правления в идеальном государстве арабо-мусульманских философов

Переход к цивилизации, по Ибн-Халдуну , обусловлен материальными причинами. У людей появляется "излишек" (заида), борьба за который ведет к разрушению примитивного равенства и соперничеству. При этом и "бадава" примитивная, бедуинская, сельская жизнь, ассоциировавшаяся в основном с земледелием и скотоводством, и "хадара" - городская жизнь, связанная, кроме того, с ремеслами, торговлей, наукой и искусствами, рассматривались им как естественные этапы в развитии человечества, отличавшиеся "способом снискания жизненных средств". Ибн-Халдун четко зафиксировал идею закономерного перехода общества от низшей к высшей ступени своего развития, связанного с развитием форм производительной деятельности. Кроме того, идея избыточного продукта (заида) лежала в основе перехода к высшей ступени развития общества (хадара). Источник развития общества находился для Ибн-Халдуна в самом обществе. Он первым из средневековых мыслителей понял значимость экономики для политики, важность ее для развития государства. Именно от стабильного экономического развития, считал он, зависит благополучие государства.

По мнению магрибского мыслителя, каждое новое государство не только преодолевает негативные последствия предшествующего, разрушившегося государства, но и способствует дальнейшему развитию высшей формы социальной жизни - городской цивилизации.

Говоря о социально-философских взглядах Ибн-Халдуна в целом, следует отметить, что они отражают прежде всего его эпоху - эпоху заката последних Арабских халифатов. В его философии истории есть размышления и анализ главных тенденций развития государства и попытка определить дальнейшие пути его развития. Ибн-Халдун крайне обостренно чувствовал необходимость изменения традиционной политической доктрины. Не мог он и удовлетворяться социальными утопиями восточных перипатетиков. Ибн-Халдун сам прекрасно понимал независимый от традиции характер своей теории, поэтому считал, что его взгляды, изложенные в "Мукаддиме", являются единственно правильными и с гордостью объявлял себя создателем новой науки.

Абдуррахман Абу Зейд (1332–1406) – арабский историк и социолог. Род. в Тунисе, получил разностороннее образование; учился у мусульм. ученых как консервативного, так и прогрессивного, шедшего от Ибн Рошда, направлений. Служил в качестве секретаря-каллиграфа (в 1353 или 1354) у султана в Фесе. С 1362 занимал высокие служебные посты у феод. государей в Сев. Африке и в Гранадском гос-ве. В 1382 переехал в Каир, где был преподавателем в школах при аль-Азхаре и др. мечетях; был назначен кади (судьей) маликитского мазхаба и занимал эту должность (с перерывами) до своей смерти. Свой важнейший труд – "Книга примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле" ("Китаб аль-ибар ва диван аль-мубтада ва-ль-Хабар фи айям аль-араб ва-ль-аджам ва-ль-барбар") он написал в 1370-х гг. в Тунисе. 1-й т. этого труда занимает "Введение" (по-арабски "Мукаддима"; в рус. пер. фрагменты в кн.: Избр. произв. мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX–XIV вв., М., 1961), в к-ром И. X. выдвигал требование создания спец. науки о "цивилизации и человеческом обществе", а также о "предметах, которые могут служить к объяснению фактов, связанных с сущностью общества..." (цит. по кн.: X. Раппопорт, Философия истории..., СПБ, 1898, с. 75). Считая, что такая наука принесет громадную пользу, И. X. полагал, что с ее помощью люди будут "...в состоянии предвидеть события, могущие случиться в будущем" (там же). В своей историко-социологич. теории И. X. прослеживал зависимость нравов и обществ. учреждений от образа жизни людей (напр., городского или кочевого), а также подчеркивал значение произ-ва и общения людей для их жизни. "Рука, подчиненная разуму, всегда готова производить предметы искусства. Искусства же вызывают новые орудия, которые заменяют ему те члены, которыми другие животные обладают для своей защиты... Изолированный человек не был-бы в состоянии противостоять силе хотя-бы одного животного... Он был-бы в таком случае абсолютно неспособен защищать себя" (там же, с. 76–77). Большое значение в своем соч. И. X. придавал влиянию природы на историю человеч. общества. Гл. фактор, обусловливающий это влияние, по теории И. X., – климат: только в странах с умеренным климатом люди способны заниматься культурной деятельностью, а жители юга (т.е. стран, прилегающих к экватору) не имеют побудит. причин для развития культуры, т.к. они не нуждаются ни в прочных жилищах, ни в одежде, а пищу получают от самой природы в готовом виде; жители холодных сев. стран, наоборот, затрачивают всю свою энергию на добывание пищи, изготовление одежды и постройку жилищ; следовательно, они не имеют времени для занятия науками, лит-рой и искусствами. И. X. излагал также свою теорию историч. циклов, согласно к-рой в странах с умеренным климатом наиболее активной силой истории являются кочевники, обладающие якобы физич. и моральными преимуществами перед оседлым населением, особенно перед горожанами. Поэтому, по И. X., кочевники периодически завоевывают страны с оседлым населением и образуют обширные империи со своими династиями. Но через 3–4 поколения потомки кочевников-завоевателей в условиях гор. цивилизации утрачивают свои положит. качества; тогда из степей и пустынь появляются новые волны кочевников-завоевателей, и история повторяется. Несмотря на то что И. X. стоял на позициях религии и идеализма, считая, что человек есть произведение бога (см. тамже, с. 76), огромную историч. значимость имело его стремление установить зависимость жизни людей от географич. и др. материальных (естественных) факторов. Эти стороны его учения оказали большое влияние не только на арабскую, но и на зап.-европ. мысль. Соч.: Отрывок из "Книги...", посвященный Палестине, в кн.: Медников?. ?., Палестина от завоевания ее арабами до крестовых походов, по арабским источникам, [т. 2, ч 1], СПБ, 1897, с. 628–41 (Православный палестинский сб., т. 17, вып. 2); Autobiographie, в кн.: Notices et extraits des manuscrits de la Biblioth?que imp?riale, t. 19, pt. 1, P., 1863; Histoire des berb?res et des dynasties musulmanes de l´Afrique septentrionale, trad. de l´arabe par de Slane, v. 1–4, nouv. ?d., P., 1925–56; Les prol?gom?nes, trad. par de Slane, t. 1–3, nouv. ?d., P., 1934–38; The Muqaddimah. An introd. to history, transl. from the Arabic by F. Rosenthal, v. 1–3, ?. ?., . Лит.: Левин И., Ибн-Халдун – араб. социолог 14 в., "Новый Восток", 1926, No 12; Беляев Е., Историко-социологич. теория Ибн-Халдуна, "Историк-марксист", 1940, No 4–5; Бациева С. М., Историко-философское учение Ибн-Халдуна, "Сов. востоковедение", 1958, No 1; Kremer ?., Ibn Chaldun und seine Culturgeschichte..., W., 1879; Hussein ?aha, Etude analytique et critique de la philosophie sociale d´Ibn-Khaldoun, , 1917; Ayad M. K., Die Geschichts-und Gesellschaftslehre Ibn Hald?ns, Stuttg.-В., 1930; Schmidt ?., Ibn Khaldun. Historian, sociologist amd philosopher, ?. ?., 1930; Bouthoul G., Ibn Khaldoun. Sa philosophie sociale, P., ; ?nan ?. ?., Ibn Khaldun. His life and work, Lahore, ; Ibn Khald?n and Tamerlane. Their historic meeting in Damascus A. D. 1401 (803 A. H.)..., with a transl, into Engl. and a comment. by W. J. Fischel, Berkeley-Los Angeles, 1952. E. Беляев. Москва.