Диетические... Волосы Аксессуары

Рабочая программа по "русскому языку для иностранных граждан". Русский язык как иностранный: продвинутый этап Русский язык продвинутый уровень

A1 / ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ (Breakthrough Level)

Кандидат может устанавливать и поддерживать социальные контакты в стандартных ситуациях повседневной жизни; владеет минимумом языковых средств, его словарь может достигать 900-1000 лексических единиц, в том числе 240 интернационализмов и около 30 единиц речевого этикета (курс обучения не менее 60-80 аудиторных часов).

  1. знакомиться;
  2. называть свою профессию и род занятий;
  3. узнавать и сообщать биографические сведения о себе и третьем лице;
  4. узнавать и сообщать об увлечениях, интересах;
  5. поздравлять с праздником (государственным, национальным, семейным) ;
  6. благодарить, отвечать на поздравление; выражать пожелание;
  7. вручать/принимать подарок; приглашать на праздник, в гости; принимать приглашение / отказываться от приглашения, объяснять причину отказа;
  8. договариваться о времени, месте встречи;
  9. узнавать, сообщать адрес, телефон;
  10. узнать / сообщить, где что находится; как туда дойти / доехать; далеко это или близко; сколько стоит проезд, как оплатить проезд; пользоваться расписанием транспорта; указателями на улицах, вокзалах, в аэропорту;
  11. рассказывать как прошла экскурсия, выразить оценку;
  12. предложить/принять предложение позавтракать/пообедать/поужинать в ресторане, кафе; отказаться от предложения, объяснить причину отказа; договориться о месте и времени встречи; читать меню; заказать блюда и напитки; узнать / сообщить о любимых блюдах, о своём выборе; оплатить обед / ужин.

A2 / ПРЕДПОРОГОВЫЙ (БАЗОВЫЙ) УРОВЕНЬ (Waystage Level)

Ваше успешное прохождение тестирования по данному уровню свидетельствует о том, что коммуникативная компетенция у вас сформирована на начальном уровне, что позволяет удовлетворять ваши базовые коммуникативные потребности в ограниченном числе ситуаций социально-бытовой и социально-культурной сфер общения. Проще говоря, вы можете самостоятельно сделать покупки в магазине, воспользоваться местным общественным транспортом, обсудить погоду с окружающими, перекинуться парой дежурных фраз с однокурсниками или преподавателями и т.п.

Официальные требования : умения и навыки, которыми вы должны обладать на базовом уровне владения русским как иностранным (РКИ):

  1. уметь прочитать короткие простые тексты, взятые из разных источников (названия журналов и газет, вывески, надписи, указатели, объявления и др.); понимать основную и дополнительную информацию адаптированных текстов страноведческого, информационно-публицистического и социально-бытового характера;
  2. уметь написать короткое письмо, записку, поздравление и др., изложить основное содержание текста-источника с опорой на вопросы;
  3. понимать основную информацию (тему, указание на место, время, причину и т.д.), представленную в отдельных диалогах и монологах социально-бытового и социально-культурного характера;
  4. уметь инициировать диалог в простых ситуациях стандартного типа; поддерживать беседу о себе, друге, семье, учебе, работе, изучении иностранного языка, рабочем дне, свободном времени, родном городе, здоровье, погоде, а также построить собственное высказывание на основе прочитанного текста;
  5. использовать грамматические и лексические навыки оформления высказываний о своих намерениях в ограниченном наборе ситуаций.

При этом 1300 единиц.

Однако владение русским языком как иностранным на базовом уровне не достаточно для обучения в российских учебных заведениях , за исключением подготовительных факультетов (отделений или курсов) для иностранных граждан, где будущие студенты в течение года проходят специальную языковую подготовку.

В1 / ПОРОГОВЫЙ УРОВЕНЬ (Threshold Level)

Ваше успешное прохождение тестирования по данному уровню свидетельствует о том, что коммуникативная компетенция у вас сформирована на среднем уровне и позволяет удовлетворять ваши основные коммуникативные потребности в социально-бытовой, социально-культурной и учебно-профессиональной сферах общения. Иными словами вы уже более самостоятельны в иноязычной среде и ориентируетесь в большинстве стандартных повседневных ситуаций, а также способны решить значительную часть возникающих бытовых проблем и встающих перед вами задач. Это соответствует государственному стандарту РКИ.

Официальные требования : первый уровень РКИ:

  1. уметь читать небольшие тексты из газет, журналов, книг; понимать общее содержание прочитанного, отдельные детали, выводы и оценки автора;
  2. уметь писать текст из 20 предложений на одну из предложенных тем: о себе, своей семье, учебе, изучении иностранного языка, рабочем дне, свободном времени, родном городе, здоровье, погоде; передать основное содержание прочитанного или прослушанного текста на предложенную тему;
  3. понимать короткие диалоги и извлекать фактическую информацию (тема, время, отношения, характеристика объектов, цели, причины); понимать развернутые диалоги и выражать свое отношение к высказываниям и поступкам говорящих; понимать звучащие объявления, новости, информацию социально-культурного характера;
  4. уметь участвовать в диалогах в достаточно широком круге ситуаций повседневного общения, начинать, поддерживать и завершать диалог; вести беседу на различные темы (о себе, о работе, профессии, интересах, о стране, городе, вопросах культуры и т.д.); формулировать собственное высказывание на базе прочитанного текста социально-культурного характера;
  5. использовать грамматические и лексические навыки оформления высказываний в соответствии с намерениями, возникающими в простых ситуациях стандартного типа.

Объем лексического минимума должен достигать уже 2300 единиц.

Владение русским языком как иностранным на первом уровне достаточно для начала обучения в российских учебных заведениях , в том числе высшего профессионального образования, т.е. университетах, институтах и академиях. Этот уровень, как правило, достигается выпускниками подготовительных факультетов (отделений или курсов) для иностранных граждан после годичной специальной языковой подготовки.

В2 / ПОСТПОРОГОВЫЙ УРОВЕНЬ (Vantage Level)

Успешное прохождение тестирования по данному уровню свидетельствует о том, что ваша коммуникативная компетенция сформирована на достаточно высоком уровне, и позволяет вам удовлетворять свои коммуникативные потребности во всех сферах общения, вести профессиональную деятельность на русском языке в качестве специалиста соответствующего профиля: гуманитарного (за исключением филологического), инженерно-технического, естественнонаучного и др.

Официальные требования : второй уровень РКИ:

  1. уметь читать различные публицистические и художественные тексты описательного и повествовательного характера с элементами рассуждения, а также смешанные типы текстов с ясно выраженной авторской оценкой.
  2. уметь писать планы, тезисы, конспекты на основе услышанного и прочитанного; писать собственные письменные тексты информативного характера в форме личного или официального делового письма, а также тексты делового характера (заявления, запросы, объяснительные записки и т.д.).
  3. понимать диалоги на бытовые темы с четко выраженным отношением говорящих; радионовости, объявления рекламного характера; диалоги из художественных фильмов и телевизионных передач с ясно выраженным характером межличностных отношений;
  4. уметь поддерживать диалог, реализуя заранее предложенную тактику речевого общения; выступать инициатором диалога-расспроса; рассказывать об увиденном, выражать собственное мнение и давать оценку увиденному; анализировать проблему в ситуации свободной беседы;
  5. уметь адекватно воспринимать и употреблять лексические и грамматические средства языка, обеспечивающие правильное языковое оформление высказываний.

Объем лексического минимума должен достигать 10 000 единиц.

Владение русским языком как иностранным на втором уровне необходимо для получения диплома бакалавра или магистра - выпускника российского вуза (за исключением бакалавра или магистра-филолога ).

С1 / УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОГО ВЛАДЕНИЯ (Effective operational proficiency)

Успешное прохождение тестирования по данному уровню свидетельствует о высоком уровне коммуникативной компетенции, который позволяет вам удовлетворять свои коммуникативные потребности во всех сферах общения, а также вести на русском языке профессиональную деятельность филологического профиля.

Официальные требования : третий уровень РКИ:

  1. понимать и адекватно интерпретировать тексты, относящиеся к социально-культурной и официально-деловой сферам общения, а также способность читать русскую художественную литературу. Причем предполагается, что социально-культурные тексты должны содержать достаточно высокий уровень известной информации. Под официально-деловыми текстами подразумеваются нормативно-правовые акты и официальные сообщения.
  2. уметь писать проблемный конспект, реферат, формальное/неформальное письмо, сообщение на основе услышанного и прочитанного, демонстрируя способность анализировать и оценивать предложенную информацию; уметь написать собственный текст проблемного характера (статья, эссе, письмо).
  3. понимать аудио-текст как целое, понимать детали, демонстрировать способность оценивать услышанное (радио- и телепередачи, отрывки из кинофильмов, записи речей публичных выступлений и т.д.) и оценивать отношение говорящего к предмету речи;
  4. уметь поддерживать диалог, используя разнообразные языковые средства для реализации различных целей и тактик речевого общения; выступать инициатором диалога-беседы, представляющей собой разрешение конфликтной ситуации в процессе общения; строить монолог- рассуждение на морально-этические темы; в ситуации свободной беседы отстаивать и аргументировать собственное мнение;
  5. уметь продемонстрировать знание языковой системы, проявляющееся в навыках употребления языковых единиц и структурных отношений, необходимых при понимании и оформлении отдельных высказываний, а также высказываний, являющихся частью оригинальных текстов или их фрагментов.

Объем лексического минимума должен достигать 12 000 единиц, в том числе активной части словаря - 7 000 единиц.

Наличие данного Сертификата необходимо для получения диплома бакалавра-филолога - выпускника российского вуза.

C2 / УРОВЕНЬ НОСИТЕЛЯ ЯЗЫКА (Mastery Level)

Успешное прохождение тестирования по данному уровню свидетельствует о свободном владении русским языком, близком к уровню носителя языка.

Официальные требования : четвертый уровень РКИ:

  1. понимать и адекватно интерпретировать оригинальные тексты любой тематики: абстрактно-философские, профессионально-ориентированные, публицистические и художественные тексты, обладающие подтекстными и концептуальными смыслами;
  2. уметь писать собственные тексты, отражающие личные представления о предмете речи, и тексты воздействующего характера;
  3. максимально полно понимать содержание радио- и телепередач, отрывков из кинофильмов, телеспектаклей, радиопьес, записей речей публичных выступлений и т.д., адекватно воспринимая социально- культурные и эмоциональные особенности речи говорящего, интерпретируя известные высказывания и скрытые смыслы.
  4. уметь достигать любых целей коммуникации в ситуации подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе и публичного, демонстрируя умение реализовать тактику речевого поведения, характерную для организатора коммуникации, который стремится воздействовать на слушателя;
  5. проявлять знание языковой системы, демонстрируя понимание и навыки употребления языковых единиц и структурных отношений, необходимых при понимании и оформлении отдельных высказываний, а также высказываний, являющихся частью оригинальных текстов или их фрагментов, с учетом их стилистически выделенного использования.

Объем лексического минимума должен достигать 20 000 единиц, в том числе в активной части словаря - 8 000 единиц.

Наличие данного Сертификата необходимо для получения диплома магистра-филолога - выпускника российского вуза, дающего право на все виды преподавательской и научно-исследовательской деятельности в сфере русского языка .

При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве

(с I до II-III Сертификационного уровня владения РКИ)

Цель курса - совершенствование практического владения русским языком до уровня режима свободного идиоматического пользования им, восприятие и порождение стилистически дифференцированной речи.

Программа включает аспекты: фонетика, грамматика, разговорная практика. Объем и содержание курса могут варьироваться в зависимости от конкретного уровня языковой компетенции и профессиональных интересов учащихся.

ФОНЕТИКА

Задачи: Формирование представления о причинах и путях преодоления иностранного акцента, расширение знаний о фонетической основе, орфоэпических нормах и фоностилистических возможностях русского языка.

  1. Анализ отклонений в русской речи учащихся с привлечением данных сопоставления фонетических систем их родного и русского языков.
  2. Работа над слитностью и беглостью произношения.
  3. Ритмическая структура русского слова, фразы и текста.
  4. Связь смысловой и интонационной структуры речи.
  5. Фоностилистические средства русского языка.
  6. Основные черты фоностилей – научного, информационно-публицистического, разговорного, художественного.
  7. Практика выразительного и художественного чтения русской поэзии и прозы.

ГРАММАТИКА

Задачи: Повышение языковой компетенции в области грамматики и

стилистики, а также порождения письменного текста

ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

  1. Синтаксис простого и сложного предложения. Грамматические средства для выражения пространства, времени, условия, причины. Синонимия синтаксических конструкций.
  2. Употребление причастий и причастных оборотов, деепричастий и деепричастных оборотов; видов глагола; некоторых местоимений и союзов.
  3. Взаимодействие грамматики и лексики.
  4. Синтаксис и стилистика научного текста.
  5. Функционально-стилевая дифференциация русского языка: разговорная речь, официально-деловой стиль, публицистический стиль, язык художественной литературы, научный стиль.

РАЗГОВОРНАЯ ПРАКТИКА

Задачи: Достижение понимания звучащего и письменного текста во всей глубине смысловых оттенков и подтекстовых значений, выработка навыков структурирования, компрессии и развертывания текста, реферирование и аннотирование текстов разного жанра и стиля.

Лексические темы с набором страноведческих подтем, конкретизирующих и раскрывающих обсуждаемую тему.

Предлагаемые темы:

  • Человек и его личная жизнь;
  • Человек и общество;
  • Человек и политика;
  • Проблемы молодежи;
  • Наука и искусство;
  • Духовная жизнь человечества;
  • Путешествия по России;
  • События культурной жизни Москвы.

Лингвострановедческий материал: Помимо разнообразных по характеру учебных текстов (информационно-справочных, публицистических, художественных) в курсе используются фономатериалы, кино- и видеофильмы, практикуется посещение театров и музеев.

В Программе продвинутого уровня базовые аспекты РКИ рекомендуется сочетать со специальными курсами, такими например, как: «Русская литература», «Язык искусства», «Россия и мир» и т.п.

Программа Продвинутого уровня при условии обучения с I Сертификационного уровня рассчитана на 1100 учебных часов (два семестра). Для достижения II Сертификационного уровня требуется 720 учебных часов (380 для общего владения и 340 с учетом профессиональной ориентации). Для достижения III Сертификационного уровня со II уровня требуется не менее 280 учебных часов (включая 160 часов по языку специальности).

Успешное окончание курса Продвинутого уровня позволяет достичь высокого уровня компетенции, позволяющего учащемуся свободно удовлетворять потребности в широком круге ситуаций культурной, учебно-научной и профессиональной сфер общения.

Продолжаю раздавать советы начинающим преподам РКИ.

1. Прежде всего, если у Вас ещё нет учеников , их нужно найти и начать им преподавать. Как говорится, пока на лыжи не встанешь, кататься не научишься; так же и с РКИ, если предоставляется такая возможность, нужно сразу приступать к практической преподавательской деятельности. Иначе любые рекомендации будут казаться голой теорией.

2. Не может быть единого для всех поурочного планирования . Например, я, работая, на подготовительном отделении, знаю, что к зимней сессии студентам надо сдать экзамен базового уровня, а к летней сессии - первого сертификационного уровня и научный стиль речи. Мы занимаемся по "Дороге в Россию", используем "Русский в упражнениях" Хаврониной, две специальные книги по научном стилю речи; периодически при необходимости подключаем другие материалы.

Итак, у нас есть срок обучения, цель обучения, средства обучения (учебники и пособия). В соответствии с этим мы выстраиваем наш курс обучения.

3. Программу и последовательность предъявления материала нам подсказывает учебник, потребности учащихся, ваш здравый смысл и, конечно, знания, которые Вы получили, пройдя курс методики преподавания РКИ: грамматический строй русского языка сквозь призму иностранца; фонетические сложности; набор компетенций, которыми должны владеть учащиеся на разных уровнях - грамматические навыки и лексические темы; как обучать чтению, говорению, письму, аудированию; какой учебник выбрать; как спланировать урок и курс обучения.

4. Когда мы работаем на языковых курсах или с индивидуалами, контингент учащихся, время , регулярность занятий, интенсивность и цели обучения бывают самыми разными. В связи с этим будет варьироваться и программа обучения, и ход уроков (в зависимости от того, с кем вы работаете: бизнесменом, работником сферы обслуживания, сотрудником посольства, домохозяйкой, филологом, студентом и т.п.; в каких сферах они будут общаться; в зависимости от того, как долго будет продолжаться курс: год, месяц, неделю; как часто будут занятия: каждый день, раз в неделю; будут ли домашние задания или нет; готовитесь ли вы к сдаче экзамена на определенный уровень владения или учите "для себя"). Таким образом, очень много факторов влияют на специфику подачи материала .

5. При знакомстве с новым учеником следует побеседовать , выяснить что он уже знает / ещё не знает, протестировать. Вот ссылка на тесты по РКИ:

7. Если Вы не собираетесь готовить к каждому уроку свои собственные материалы, Вы можете выбрать один из учебников для начального этапа обучения. Можно попросить студента приобрести его или распечатать, если есть электронный вариант (или Вы сами можете давать ему распечатки). Чаще всего преподаватели комбинируют несколько учебников и пособий + свои наработки, тексты и картинки из интернета. Допустим, вы выбрали "Поехали!" как базовый курс. В пандан к нему могут пойти "Русский язык в упражнениях" Хаврониной (дрилл грамматики) + "Шкатулочка" и чуть посложнее "Шкатулка" (тексты для чтения) + пособие Каравановой Survival Russian или Копытиной "Очень просто" (разговорные темы и диалоги).

8. Можно взять и другой набор учебников. Преимуществом учебников "Жили-были" и "5 элементов" является наличие книги для преподавателя (с поурочными рекомендациями, что так важно для начинающих преподавателей, не имеющих опыта работы) и рабочей тетради (удобно использовать для домашних заданий и в целом дополнительные упражнения помимо тех, что есть в учебнике).
Бывают ситуации, когда у вашего ученика уже есть какой-то учебник и он хочет заниматься именно по нему. Тогда извольте подстраиваться под его пожелания.

9. Если ваш ученик уже хорошо говорит по-русски и хочет продолжать совершенствоваться или сдать экзамен ТРКИ-2 или ТРКИ-3 , вот здесь рекомендации по учебникам для продвинутых :

10. Может понадобиться отдельно бизнес-курс (русский язык в деловом общении). Можно подключать учебники, рассчитанные на носителей определённого языка, выпущенные в стране вашего проживания (если они вам доступны и они вас устраивают). В случае затруднений при отсутствии или недостаточном знании языка-посредника они могут помочь.

11. С помощью учебников и методической литературы определите для себя, как в вашем курсе будут сочетаться лексические и грамматические темы на элементарном уровне .

Вот как-то так:)

Posts from This Journal by “урок” Tag


  • Гостевой пост от проекта YouLang.

    Разрешите представиться – YouLang! Youlang – это проект, направленный на разработку готовых уроков РКИ. Наша цель -…

  • РЕПЕТИТОР ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (ЕГЭ, ОГЭ)

    Дорогие друзья и подписчики! В этом семестре я набираю учеников на 1. курс подготовки к ЕГЭ (ОГЭ) по русскому языку и литературе. 2. занятия…


  • НОВОСТИ "МЕТОДИКИ ДЛЯ ВСЕХ"

    За последние пару недель в группе "Методика преподавания РКИ для всех" участники поделились следующей информацией: 1. Советский фильм о…


  • ПРЕДНОВОГОДНИЕ УРОКИ

    Новый год на носу! А на форумах уже, наверное, за два месяца начали обсуждать идеи для новогодних уроков: что рассказать, что показать, что спеть и…

  • ЖИВОПИСЬ НА УРОКАХ РКИ

    В этом семестре у нас на уроках было много разговоров о живописи. Мы занимаемся по пособию "Я пишу по-русски" (базовый уровень). Там во…

Общего владения русским языком как иностранным (государственный стандарт по РКИ*).

1. Содержание коммуникативно-речевой компетенции

1.1. Интенции. Ситуации и темы общения

1.1.1. Иностранец должен уметь вербально реализовать следующие интенции:
вступать в коммуникацию, знакомиться с кем-либо, представляться или представлять другого человека, здороваться, прощаться, обращаться к кому-либо, благодарить, извиняться, отвечать на благодарность и извинения, поздравлять, просить повторить, переспрашивать, выражать пожелание;
задавать вопрос и сообщать о факте или событии, лице, предмете, о наличии или отсутствии лица или предмета; о количестве предметов, их качестве и принадлежности; о действии, времени, месте, причине и цели действия или события;
выражать намерение, желание, просьбу, пожелание, совет, предложение, приглашение, согласие или несогласие, отказ, разрешение или запрещение, обещание, неуверенность;
выражать свое отношение: давать оценку лицу, предмету, факту, событию.

1.1.2. Иностранец должен уметь ориентироваться и реализовывать самые необходимые (базовые) коммуникативные намерения в следующих ситуациях общения:
в административной службе (в деканате, в дирекции, в офисе и т. д.);
в магазине, киоске, кассе;
на почте;
в банке, в пункте обмена валюты;
в ресторане, буфете, кафе, столовой;
в библиотеке;
на занятиях;
на улицах города, в транспорте;
в театре, музее, на экскурсии;
в поликлинике, у врача, в аптеке;
в ситуации общения по телефону.

1.1.3. Иностранец должен уметь осуществлять речевое общение в устной форме на следующие темы:
Рассказ о себе. Биография: детство, учеба, работа, интересы.
Мой друг (знакомый, член семьи).
Семья.
Учеба, работа (место работы, профессия).
Изучение иностранного языка.
Мой рабочий день.
Свободное время, отдых, интересы.
Родной город, столица.
Здоровье.
Погода.

1.2. Требования к речевым умениям
1.2.1. Аудирование

А. Аудирование монологической речи
Иностранец должен уметь: понять на слух информацию, содержащуюся в монологическом высказывании: тему, главную и дополнительную информацию каждой смысловой части сообщения с достаточной полнотой и точностью.

Тематика текста: актуальна для социально-культурной и бытовой сферы общения.
Тип текста: сообщение, повествование, а также тексты смешанного типа. Специально составленные или адаптированные сюжетные тексты, построенные на основе лексико-грамматического материала, соответствующего базовому уровню.
Объем текста: 300-400 слов.
Кол-во незнакомых слов: до 1,5%.
Темп речи: 170-200 слогов в минуту.
Кол-во предъявлений: 2.

Б. Аудирование диалогической речи
Иностранец должен уметь: понять на слух основное содержание диалога, коммуникативные намерения его участников,

Тематика диалога: актуальна для бытовой и социально-культурной сферы общения.
Объем диалога: от 4 до 10 реплик.
Объем текста: 250-300 слов (10-40 реплик).
Количество незнакомых слов: до 1,5%.
Темп речи: 180-210 слогов в минуту.
Количество предъявлений: 2.

1.2.2. Чтение
Иностранец должен уметь:
читать текст с установкой на общий охват его содержания;
определить тему текста: понять его основную идею;
понять как основную, так и дополнительную информацию, содержащуюся в тексте, с достаточной полнотой, точностью и глубиной.

Вид чтения: чтение с общим охватом содержания, изучающее чтение.
Тип текста: сообщение, повествование, описание, а также тексты смешанного типа. Специально составленные или адаптированные тексты, построенные на основе лексико-грамматического материала, соответствующего базовому уровню.

Объем текста: 600-700 слов.
Количество незнакомых слов: 3-4 %.

1.2.3. Письмо
Иностранец должен уметь строить:
письменное монологическое высказывание продуктивного характера на предложенную тему в соответствии с коммуникативной установкой;
письменное монологическое высказывание репродуктивного характера на основе прочитанного или прослушанного текста в соответствии с коммуникативно заданной установкой.

Тип текста: повествование, сообщение, а также тексты смешанного типа. Специально составленные или адаптированные тексты, построенные на основе лексико-грамматического материала, соответствующего базовому уровню.
Тематика текста: актуальна для социально-культурной и бытовой сфер общения.
Объем предъявляемого текста: до 400 слов.
Количество незнакомых слов: до 2 %.

Письменные тексты на предложенную тему, созданные учащимися, должны быть оформлены в соответствии с нормами современного русского языка и содержать 10-12 предложений.

1.2.4. Говорение

А. Монологическая речь
Иностранец должен уметь:
самостоятельно продуцировать связные высказывания в соответствии с предложенной темой и коммуникативно заданной установкой;
объем высказывания учащихся по теме: не менее 10 предложений;
строить монологическое высказывание репродуктивного типа на основе прочитанного или прослушанного текста различной формально-смысловой структуры и коммуникативной направленности;
выражать отношение к фактам, событиям, изложенным в тексте, действующим лицам и их поступкам.

Тип текста: повествование, сообщение, а также тексты смешанного типа; специально составленные или адаптированные тексты, построенные на основе лексико-грамматического материала, соответствующего базовому уровню.
Объем предъявляемого текста: 350-400 слов.
Количество незнакомых слов: 1,5%.

Б. Диалогическая речь
Иностранец должен уметь:
понимать высказывания собеседника, определять его коммуникативные намерения в ограниченном числе речевых ситуаций;
адекватно реагировать на реплики собеседника;
инициировать диалог, выражать свое коммуникативное намерение в ограниченном числе ситуаций. Высказывания учащихся должны быть оформлены в соответствии с нормами современного русского языка, включая общепринятые социально обусловленные нормы речевого этикета.

2.1. Фонетика. Графика

Алфавит. Соотношение звуков и букв. Гласные и согласные звуки. Твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные. Слово, слог. Ударение и ритмика. Правила произношения. Синтагматическое членение. Типы интонационных конструкций: ИК-1 (законченное высказывание), ИК-2 (специальный вопрос, просьба, требование), ИК-3 (общий вопрос), ИК-4 (сопоставительный вопрос с союзом «а», перечисление, неконечная синтагма).

2.2. Словообразование и морфология

2.2.1. Состав слова

Понятие об основе слова; основа слова и окончание; корень, префикс, суффикс. Распознавание отдельных словообразовательных моделей:
существительных: лицо по национальности с суффиксами -ец, -анин; лицо женского пола с суффиксами -к(а), -иц(а), -ниц(а); лицо по профессии с суффиксом -тель, названия лица по профессии и действия с нулевым суффиксом; отглагольные существительные с суффиксом -ени-е, -ани-е и др.
прилагательных: с суффиксами -н-, -ск-, -ическ-;
наречий: с суффиксами -о, мотивированных качественными прилагательными, с префиксом по- и суффиксом -ски;
глаголов: с суффиксами -ыва-/-ива-, -ва-, -а-, -и-, -ова-/-ева-, -ну-; глаголов движения с префиксами в-, вы-, у-, по-, при-.
Основные чередования звуков в корне в формах глаголов II спряжения.

2.2.2. Имя существительное

Одушевленные и неодушевленные существительные. Род и число имен существительных. Падежная система имен существительных. Формообразование; значение и употребление падежей.
Основные значения падежей:

Именительный падеж
лицо активного действия
название лица (предмета)
обращение
характеристика лица
факты, события
наличие предмета
предмет обладания
число месяца
идентификация
предмет необходимости
событие, действие во временной фазе
объект при глаголе болит

Родительный падеж
а) без предлога:
лицо, которому принадлежит что-нибудь
определение лица (предмета)
обозначение части целого
отсутствие лица (предмета)
обозначение количества, меры в сочетании с количественными числительными и словами «много», «мало», «несколько»
месяц и год в дате (Какое число? )
время действия или события

б) с предлогами:
исходный пункт движения (из, с, от)
конечный пункт движения {до)
время действия (после, во время, до)
лицо, которому принадлежит что-либо (у)

Дательный падеж
а) без предлога:
адресат действия
лицо, испытывающее необходимость в чем-либо
лицо (предмет), о возрасте которого идет речь
лицо, испытывающее какое-либо состояни

б) с предлогами:
лицо как цель движения (к)
место движения лица (предмета) по поверхности (по)
средство связи (по)
определение (по)

Винительный падеж
а) без предлога:
лицо (предмет) как объект действия
субъект при глаголе звать
время действия (продолжительность, повторяемость)

б) с предлогами:
направление движения (в, на)

Творительный падеж
а) без предлога:
с глаголами заниматься, интересоваться
характеристика лица, предмета (при глаголах быть, стать, являться и др.)

б) с предлогами:
совместность
местонахождение (над, под, рядом с)

Предложный падеж
объект речи, мысли
место (в/на)
время (в/на)
средство передвижения (на)

2.2.3. Местоимение

Значение, формы изменения и употребление личных (я, ты, он, она), вопросительных (кто, что, какой, чей, сколько...), притяжательных (мой, твой, свой, ...), указательных (тот, этот...), определительных (сам, каждый, весь), отрицательных (никто, ничего,...) местоимений.

2.2.4. Имя прилагательное

Полные прилагательные (хороший, красивый, трудный). Согласование полных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Падежная система полных прилагательных. Краткие прилагательные (рад, готов, занят, должен, болен).

2.2.5. Глагол

Инфинитив (читать, помочь, идти). Несовершенный и совершенный вид глагола (читать, прочитать, решать, решить). Настоящее, прошедшее и будущее время глагола (читаю, читал, буду читать, прочитаю, прочитал). Основа глагола, 1 и 2 спряжение глагола (делать, спешить). Классы и группы глаголов.1: читать - читаю, 2: уметь - умею; 3: чувствовать - чувствую; 4: встретить - встречу; 5: отдохнуть - отдохну; 6: давать - дают; 7: ждать - ждут; 8: писать - пишут; 9: петь - поют; 10: мочь - могут; 11: идти - идут; 12: ехать - едут; 13: хотеть - хотят; 14: брать - берут; 15: жить - живут; 16: пить - пьют; 17: есть - едят. Императив (читайте). Глагольное управление (смотрю телевизор; разговариваю с братом). Переходные и непереходные глаголы (встретил брата, встретился с братом). Глаголы движения без приставок и с приставками (по-, при-, у-, вы-, в-) - идти, ходить, ехать, ездить, лететь, летать, нести, носить, везти, возить.

2.2.6. Имя числительное

Количественные числительные (один, два, три,...). Употребление числительных в сочетании с существительными
(одна книга, два года). Порядковые числительные (первый, десятый), их склонение.

2.2.7. Наречие

Разряды наречий по значению: места (далеко, близко), времени (утром, зимой), образа действия (хорошо, плохо), меры и степени (медленно, быстро). Предикативные наречия (нужно, можно, нельзя), вопросительные наречия (как, когда, где, куда, откуда).

2.2.8. Служебные части речи

Предлоги (в, о, на, над, под, без, во время, через, после, с, до, к, по, от, из, у и др.), союзы и союзные слова (и, или, а, но, не только..., но и..., потому что, поэтому, что, чтобы, если, где, куда, который и др.), частицы (не, ни, ли, неужели, разве), их значения.

2.3. Синтаксис

2.3.1. Виды простого предложения

Повествовательные: Вчера приехал мой друг.
Вопросительные: Сколько стоит эта книга?
Побудительные: Пойдём в парк.
Утвердительные: Андрей смотрит телевизор. Сегодня тепло.
Отрицательные: Гости не пришли. В комнате никого нет.
Двухкомпонентные модели: Андрей спит. Брат - учитель. Мама дома. В пятницу был концерт. У меня есть билет. В городе есть метро.
Однокомпонентные модели без спрягаемой формы глагола: Холодно.
Однокомпонентные модели со спрягаемой формой глагола: Пишите! Столовую откроют в 10 часов.

2.3.2. Понятие о субъекте и предикате в предложении, их согласование

Способы выражения грамматического и логического субъекта:

именительного падежа: Анна (она) танцует.
родительного падежа (без предлога)

Способы выражения предиката:

Глагол в изъявительном, повелительном наклонении: Антон читает. Читай(те)!
- сочетание личной формы глагола с инфинитивом: Я иду гулять.
- сочетание личной формы глагола с существительным: Игорь будет (станет) врачом.
- сочетание предикативного наречия можно, нужно, надо, нельзя,... с инфинитивом: Мне нужно работать.
- предикативное наречие: Холодно. Зимой холодно. Мне холодно.

2.3.3. Способы выражения логико-смысловых отношений в предложении

Объектные отношения (падежные и предложно-падежные конструкции существительных): Я читаю книгу. Я читаю о России.
атрибутивные отношения
- согласованное определение: Красивая девушка.
- несогласованное определение (существительное в форме родительного падежа): Книга брата.
пространственные отношения (предложно-падежные конструкции существительных, наречия): Джон живет в Америке. Наташа живет далеко.
временные отношения (предложно-падежные конструкции существительных, наречия): Друг приедет в сентябре. Я долго ждала тебя.
целевые отношения (сочетание личной формы глагола с инфинитивом): Мы приехали в Москву учиться.

Союзные слова и союзы в косвенной речи: что, чтобы, где, когда, сколько, почему, ли и т.п.

2.3.5. Порядок слов в предложении
Нейтральный порядок слов в предложении.
Препозиция группы подлежащего, постпозиция группы сказуемого: Брат читает.
Детерминант в начале предложения (препозиция группы сказуемого, постпозиция группы подлежащего): Зимой начались каникулы.
Порядок слов и актуальное членение предложения:
Игорь вернулся поздно вечером (Когда вернулся Игорь? ). Поздно вечером вернулся Игорь (Кто вернулся поздно вечером? ).
Особенности словорасположения в словосочетаниях при нейтральном порядке слов в предложении.
В субстантивных словосочетаниях прилагательное предшествует существительному (летняя ночь ).
Зависимая падежная форма следует за стержневым словом (в середине дня ).
В глагольных сочетаниях наречия на -о, -е предшествуют глаголу (быстро темнело, хорошо учился ).
Зависимая падежная форма следует за глаголом (пришел в класс ).

2.3.4. Виды сложного предложения

Сложносочиненные предложения с союзами и, а, но, или; не только..., но и....
Сложноподчиненные предложения, виды придаточных предложений с различными союзами и союзными словами:
изъяснительные (что, чтобы, ли, кто, как, какой, чей, где, куда);
определительные (который);
временные (когда);
условные (если);
причинно-следственные (потому что, поэтому);
целевые (чтобы).

2.4. Лексика

Лексический минимум базового уровня составляет 1300 единиц, обеспечивающих общение в рамках тематического и интенционального минимумов данного стандарта.

Сертификат базового уровня свидетельствует о наличии у иностранца достаточных и необходимых знаний для дальнейшего изучения русского языка в общекультурных целях, а также для овладения русским языком как средством профессионального общения.

* Разработчиками российской государственной системы образовательных стандартов являются специалисты МГУ им. М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургского государственного университета, Российского университета дружбы народов и Санкт-Петербургского государственного технического университета.


О тестировании по русскому языку как иностранному
(ТРКИ, уровни А1-С2)

Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным (ТРКИ) включает следующую систему тестов:

  • ТЭУ — Тест по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень (А1);
  • ТБУ — Тест по русскому языку как иностранному. Базовый уровень (А2);
  • ТРКИ-1 — Тест по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень (В1);
  • ТРКИ-2 — Тест по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень (В2);
  • ТРКИ-3 — Тест по русскому языку как иностранному. Третий сертификационный уровень (С1);
  • ТРКИ—4 — Тест по русскому языку как иностранному. Четвёртый сертификационный уровень (С2).

Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным соотносится с системами тестирования, принятыми в других странах.

Россия Элементарный уровень Базовый уровень I уровень
(ТРКИ-1)
II уровень
(ТРКИ-2)
III уровень
(ТРКИ-3)
IV уровень
(ТРКИ-4)
A1 A2 B1 B2 C1 C2
Европа Level 1
Breakthrough Level
Level 2
Waystage Level
Level 3
Threshold
Level
Level 4
Vantage
Level
Level 5
Effective Operational Proficiency
Level 6
Good User
США Novice Intermediate Intermediate-High Advanced Advanced Plus Superior Native

C 1997 года Российская государственная система тестирования (ТРКИ) является официальным членом Association of Language Testers in Europe (ALTE).

Порядок проведения тестирования

ТРКИ — международный экзамен по определению уровня владения русским языком. Общее владение русским языком как иностранным включает шесть уровней :

  • Элементарный,
  • Базовый,
  • I сертификационный,
  • II сертификационный,
  • III сертификационный,
  • IV сертификационный.

Тест по каждому уровню состоит из пяти компонентов (субтестов):

  • Лексика. Грамматика,
  • Чтение,
  • Аудирование,
  • Письмо,
  • Говорение.

Для успешной сдачи экзамена необходимо набрать не менее 66% по каждому субтесту. Если по одному из них тестируемый получил менее 66%, он имеет право еще раз за дополнительную плату (50% стоимости экзамена) пройти повторное тестирование по несданному субтесту. В этом случае выдается Справка о прохождении тестирования, в которой указываются все полученные результаты. Справка действительна 2 года, она может быть предъявлена для пересдачи в любое учебное заведение, входящее в Российскую государственную систему тестирования.

Результаты успешно сданных субтестов учитываются при повторной сдаче экзамена.

Продолжительность экзамена

Компонент (субтест) Элементарный уровень Базовый уровень I сертификационный уровень
Лексика. Грамматика 50 мин. 50 мин. 60 мин.
Чтение 50 мин. 50 мин. 50 мин.
Аудирование 30 мин. 35 мин. 35 мин.
Письмо 50 мин. 50 мин. 60 мин.
Говорение 30 мин. 25 мин. 25 мин.
Общая продолжительность: 3 ч. 30 мин. 3 ч. 30 мин. 3 ч. 50 мин.
Письменная часть экзамена: 180 мин. 185 мин. 205 мин.
Компонент (субтест) II сертификационный уровень III сертификационный уровень IV сертификационный уровень
Лексика. Грамматика 90 мин. 90 мин. 60 мин.
Чтение 60 мин. 75 мин. 80 мин.
Аудирование 35 мин. 35 мин. 40 мин.
Письмо 60 мин. 60 мин. 60 мин.
Говорение 35 мин. 40 мин. 50 мин.
Общая продолжительность: 4 ч. 40 мин. 5 ч. 00 мин. 4 ч. 50 мин.
Письменная часть экзамена: 280 мин. 260 мин. 290 мин.

Русский язык как средство делового общения

Типовые тесты по уровням

  • 6 300 руб. 3 150 руб. Третий сертификационный (ТРКИ-III/C1)
    Высокий уровень коммуникативной компетенции. 6 500 руб. 3 250 руб. Четвёртый сертификационный (ТРКИ-IV/C2)
    Свободное владение русским языком, близкое к уровню носителя языка. 6 500 руб. 3 250 руб.