Диетические... Волосы Аксессуары

Династия космонавтов волковых. Космонавт Волков. Три судьбы, одна фамилия Служба и космическая подготовка

> > Волков Александр Александрович

Волков Александр Александрович (1948- гг.)

Краткая биография:

Космонавт СССР: №60;
Космонавт мира: №183;
Число полетов: 3 ;
Продолжительность : 391 сутки 11 часов 52 минуты 16 секунд;
Число выходов в открытый космос : 2;

Александр Волков – 60-й советский космонавт: биография, фото, космос, личная жизнь, знаменательные даты, первый полет, Буран, Союз, Салют, три миссии в космосе.

60 космонавт СССР и 183 космонавт мира.

Волков Александр Александрович - летчик-космонавт СССР, участвовавший в 3 полетах, общей продолжительностью 391 сутки 11 часов 52 минуты 16 секунд. Два раза выходил в открытый космос, где длительность работ составила 10 часов 12 минут.

Александр Александрович родился 27 мая 1948 года в семье шофера - Волкова Александра Тимофеевича (1918 г.р.) и бухгалтера – Волковой (Зыбиной) Надежды Ивановной (1922 г.р). Родиной космонавта стал небольшой промышленный городок в Донецкой области - Горловка, расположенный в то время на территории Украинской ССР.

Проходил обучение в средней школе №10, окончив 10 классов в 1966 году, после чего поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) имени С.И. Грицевца. В 1970 году будущий космонавт закончил училище по командно-авиационной специальности и, решив не останавливаться на достигнутом, продолжил обучение на заочной форме в Военно-политической академии имени В.И.Ленина. Науки преподаваемые в академии даются Александру весьма легко, в результате чего в 1991 году он получает не только диплом с отличием, но и золотую медаль за свои труды и старание, а также получает квалификацию офицера с высшим образованием и может преподавать историю.

Космос

Первой должностью стала - слушатель-космонавт в отряде ЦПК ВВС, куда его направил Главком ВВС №686 23 августа 1976 года. Чтобы приобрести необходимые навыки для полетов и приступить к работе по программе "Буран" с сентября 1976 по июль 1977, он направлен в Астраханскую область, город Ахтубинск. Там, в роли слушателя 267 Центра испытания авиационной техники и подготовки летчиков-испытателей (ЦПЛИ), он проходит подготовку, которая после продолжается уже в ЦПК с октября 1977 по сентябрь 1978 года. После всех подготовок он получает квалификацию космонавта - испытателя и назначается на должность космонавта ЦПК ВВС.

Уже в сентябре 1984, после подготовки к полету по программе "Буран", начавшейся в 1982, он в компании с двумя другими космонавтами (Васютин.В. и Савиных.В.) готовится к своему первой экспедиции на ДОС "Салют-7".

Всего Волков участвовал в трех полетах:

Первый полет

Должность: Космонавт-исследователь.

Позывной: "Чегет-3".

Название корабля: «Союз Т-14».

Пункт назначения: ДОС «Салют-7».

Состав команды: старт - В.Васютин и Г.Гречко, посадка - В.Васютин и В.Савиных.

Продолжительность полета: 64 суток 21 час 52 минуты 08 секунд (Болезнь Васюты вынудила свернуть работу на станции, которая должна была продлиться полгода).

Второй полет

Должность: Командир корабля.

Позывной: "Донбасс-1".

Название корабля: «Союз ТМ-7».

Пункт назначения: ОК «Мир» (ЭО-4).

Состав команды: С.Крикалёв, Ж.-Л.Кретьеном.

Продолжительность полета: 151 суток 11 часов 08 минут 24 секунды.

Третий полет

Должность: Командир корабля.

Позывной: "Донбасс-1".

Название корабля: «Союз ТМ-13».

Пункт назначения: ОК «Мир» (ЭО-10).

Состав команды: С.Крикалёв, Ф.Фибёком и Т.Аубакировым.

Продолжительность полета: 175 суток 02 часа 51 минута 44 секунды.

Личная жизнь

Жена – Волкова (Волик) Анна Николаевна, род. 30.10.1950. Так же как и муж, была увлечена космосом и работала библиотекарем в Доме космонавтов Звездного городка. В браке у них родились два сына: Волков Сергей Александрович (01.04.1973) и Волков Дмитрий Александрович (15.04.1979.). Старший принял эстафету у отца и так же стал космонавтом-испытателем ЦПК ВВС.

Родился 27 мая 1948 г. в гор. Горловке Донецкой области Украинской ССР (ныне - Украина). Отец был шофером, мать - бухгалтером.

В 1966 г. поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ) им. С. И. Грицевца, летал на самолетах Л-29, МиГ-15, МиГ-17 (всего налет 70 часов). Окончил училище в 1970 г. по командно-авиационной специальности. После окончания в 1991 г. заочно Военно-политической академии им. В. И. Ленина получил квалификацию офицера с высшим военно-политическом образованием, преподавателя истории.

С 1970 по 1976 г. был летчиком-инструктором 810 учебного авиационного полка Харьковского ВВАУЛ.
В отряде космонавтов
23 августа 1976 г. зачислен в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК) им. Ю. А. Гагарина в составе 6-го набора (для полетов на многоразовом космическом корабле "Буран"). Прошел подготовку в Центре подготовки летчиков испытателей (ЦПЛИ) в г. Ахтубинске Астраханской области (1976-1977) и общекосмическую - в ЦПК (1977-1978).
С 1979 г. занимал должность космонавта группы авиационно-космических систем ЦПК.
В 1979-1981 гг. в ЦПЛИ возглавлял группу летчиков-испытателей. Освоил 24 типа и модификации самолетов, летал на МиГ-23, МиГ-25, Су-17 (всего 1 тыс. 550 часов). Выполнил более 100 прыжков с парашютом. Получил квалификацию военного летчика 1 класса (1982).
С 1982 г. - космонавт-испытатель, с 1986 г. - командир группы многоразовых космических систем общего и специального назначения и одновременно космонавт-испытатель ЦПК.
В 1981-1984 гг. проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе "Буран", но полет на многоразовом корабле так и не состоялся из-за закрытия проекта (единственный полет "Бурана" состоялся в 1988 г. в беспилотном варианте).
Свой первый космический полет совершил 17 сентября - 21 ноября 1985 г. Был космонавтом-исследователем корабля "Союз Т-14" и 4-й основной экспедиции на орбитальную станцию "Салют-7". Однако вместо планируемых шести месяцев провел в космосе всего два: из-за болезни командира Владимира Васютина полет был прерван досрочно.
В июле 1988 г. Александр Волков был назначен заместителем командира отряда космонавтов по политической части. Одновременно с апреля 1990 г. занимал должность инструктора-космонавта-испытателя ЦПК.
Во второй раз отправился в космос 26 ноября 1988 г. в качестве командира корабля "Союз ТМ-7" и 4-й основной экспедиции на станцию "Мир". Работал на орбитальной станции с Сергеем Крикалёвым, а также с французским астронавтом Жаном-Лу Кретьеном, членом экспедиции посещения. Вместе с французом совершил выход в открытый космос. Полет Волкова и Крикалева продолжался до 27 апреля 1989 г.
2 октября 1991 г. - 25 марта 1992 г. был командиром корабля "Союз ТМ-13" и 10-й основной экспедиции на "Мир". Вместе с Александром Волковым в космос стартовали Токтар Аубакиров (Казахстан) и Франц Фибёк (Австрия), которые пробыли на станции около недели. Александр Волков продолжил работу на "Мире" с членом 9-й основной экспедиции Сергеем Крикалевым (его пребывание на станции было продлено). Один раз выходил в открытый космос. Этот полет был примечателен тем, что космонавты стартовали из Советского Союза, а вернулись уже в новую страну - Россию.
Всего за три полета Александр Волков провел в космосе 391 сутки 11 часов 52 минуты, совершил два выхода в открытый космос суммарной продолжительностью 10 часов 12 минут.
В период с 1991 по 1998 г. возглавлял отряд космонавтов, оставаясь также инструктором-космонавтом-испытателем. В 1992 г. ему была присвоена квалификация космонавта 1 класса.
В 1992-1994 гг. проходил подготовку в составе группы космонавтов по программе командира корабля-спасателя.
20 августа 1998 г. приказом Минобороны РФ был уволен в запас в звании полковника (по возрасту). 21 августа того же года отчислен из отряда космонавтов. Александру Волкову, по его словам, пришлось покинуть отряд, уступив место сыну Сергею, успешно прошедшему отбор в качестве кандидата в космонавты.
Деятельность после ухода из отряда
С июня 1999 г. Александр Волков был вице-президентом Ассоциации музеев космонавтики Российской Федерации (АМКОС). С августа 1999 г. - председателем исполкома ЦК Независимого профсоюза военнослужащих РФ.
С 2000 г. работал техническим директором, директором по вещанию, президентом телеканала "Муз-ТВ".
В 2006-2008 гг. - советник генерального директора международного аэропорта Шереметьево.
Являлся президентом некоммерческого партнерства "Безопасность полетов" (Москва).
С 2009 по 2013 г. возглавлял администрацию городского округа Звездный городок Московской области.

Награды
Герой Советского Союза (1985). Награжден орденами Ленина (1985), Октябрьской Революции (1989), Дружбы народов (1992), "За заслуги перед Отечеством" II степени (1996; за подготовку и завершение первого этапа российско-американского сотрудничества в области пилотируемых космических полетов по программе "Мир-Шаттл"), медалью "За заслуги в освоении космоса" (2011). Командор ордена Почетного легиона (1989; Франция).

Летчик-космонавт СССР (1985). Почетный гражданин г. Горловки (Украина).

Семья
Женат. Супруга - Анна Николаевна (род. 1950), библиотекарь. Двое сыновей: Сергей (род. 1973), космонавт, трижды побывал в космосе; Дмитрий (род. 1979).


Алекса́ндр Алекса́ндрович Во́лков (укр. Олександр Олександрович Волков , родился 27 мая , Горловка , Сталинская область , Украинская ССР , СССР) - советский и российский лётчик-космонавт ,

Космические полёты

Первый космический полёт

Второй космический полёт

А. А. Волков совместно с С. К. Крикалёвым осуществил выход в открытый космос. Продолжительность выхода в космос составила 4 часов 12 минут.

Суммарное время в космосе - 391 суток 11 часов 54 минуты. Имел два выхода в открытый космос общей продолжительностью 10 часов 9 минут.

Награды

  • Герой Советского Союза (20 декабря 1985 года)
  • Орден Ленина (20 декабря 1985 года)
  • Орден Октябрьской Революции (1989 года)
  • Орден Дружбы народов (25 марта 1992 года) - за успешное осуществление космического полёта на орбитальной станции «Мир» и проявленные при этом мужество и героизм
  • Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (9 апреля 1996 года) - за заслуги перед государством, большой вклад в подготовку и завершение первого этапа российско-американского сотрудничества в области пилотируемых космических полётов по программе «Мир-Шаттл»
  • Медаль «За заслуги в освоении космоса» (12 апреля 2011 года) - за большие заслуги в области исследования, освоения и использования космического пространства, многолетнюю добросовестную работу, активную общественную деятельность
  • Восемь юбилейных медалей
  • Командор ордена Почётного легиона (Франция , 1989 год)
  • Орден «За заслуги» III ст. (Украина , 12 апреля 2011 года) - за значительный личный вклад в развитие ракетно-космической отрасли, достижения в создании и внедрении космических систем и технологий, высокое профессиональное мастерство
  • Орден Орла 2-й степени (Ассоциация промышленников России, 2 мая 1992 года)

Память

  • Бульвар Космонавтов Волковых в родном городе космонавта - г. Горловка , Донецкая область , Украина .
Прим.: В Москве , Днепре , Горловке и Николаеве существуют улицы Космонавта Волкова , в Луганске - Квартал им. Волкова , но назван он в честь космонавта-однофамильца - Волкова Владислава Николаевича .

См. также

Напишите отзыв о статье "Волков, Александр Александрович (космонавт)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Волков, Александр Александрович (космонавт)

– Наталья Ильинична, – начал Пьер, опустив глаза и испытывая чувство жалости к ней и отвращения к той операции, которую он должен был делать, – правда это или не правда, это для вас должно быть всё равно, потому что…
– Так это не правда, что он женат!
– Нет, это правда.
– Он женат был и давно? – спросила она, – честное слово?
Пьер дал ей честное слово.
– Он здесь еще? – спросила она быстро.
– Да, я его сейчас видел.
Она очевидно была не в силах говорить и делала руками знаки, чтобы оставили ее.

Пьер не остался обедать, а тотчас же вышел из комнаты и уехал. Он поехал отыскивать по городу Анатоля Курагина, при мысли о котором теперь вся кровь у него приливала к сердцу и он испытывал затруднение переводить дыхание. На горах, у цыган, у Comoneno – его не было. Пьер поехал в клуб.
В клубе всё шло своим обыкновенным порядком: гости, съехавшиеся обедать, сидели группами и здоровались с Пьером и говорили о городских новостях. Лакей, поздоровавшись с ним, доложил ему, зная его знакомство и привычки, что место ему оставлено в маленькой столовой, что князь Михаил Захарыч в библиотеке, а Павел Тимофеич не приезжали еще. Один из знакомых Пьера между разговором о погоде спросил у него, слышал ли он о похищении Курагиным Ростовой, про которое говорят в городе, правда ли это? Пьер, засмеявшись, сказал, что это вздор, потому что он сейчас только от Ростовых. Он спрашивал у всех про Анатоля; ему сказал один, что не приезжал еще, другой, что он будет обедать нынче. Пьеру странно было смотреть на эту спокойную, равнодушную толпу людей, не знавшую того, что делалось у него в душе. Он прошелся по зале, дождался пока все съехались, и не дождавшись Анатоля, не стал обедать и поехал домой.
Анатоль, которого он искал, в этот день обедал у Долохова и совещался с ним о том, как поправить испорченное дело. Ему казалось необходимо увидаться с Ростовой. Вечером он поехал к сестре, чтобы переговорить с ней о средствах устроить это свидание. Когда Пьер, тщетно объездив всю Москву, вернулся домой, камердинер доложил ему, что князь Анатоль Васильич у графини. Гостиная графини была полна гостей.
Пьер не здороваясь с женою, которую он не видал после приезда (она больше чем когда нибудь ненавистна была ему в эту минуту), вошел в гостиную и увидав Анатоля подошел к нему.
– Ah, Pierre, – сказала графиня, подходя к мужу. – Ты не знаешь в каком положении наш Анатоль… – Она остановилась, увидав в опущенной низко голове мужа, в его блестящих глазах, в его решительной походке то страшное выражение бешенства и силы, которое она знала и испытала на себе после дуэли с Долоховым.
– Где вы – там разврат, зло, – сказал Пьер жене. – Анатоль, пойдемте, мне надо поговорить с вами, – сказал он по французски.
Анатоль оглянулся на сестру и покорно встал, готовый следовать за Пьером.
Пьер, взяв его за руку, дернул к себе и пошел из комнаты.
– Si vous vous permettez dans mon salon, [Если вы позволите себе в моей гостиной,] – шопотом проговорила Элен; но Пьер, не отвечая ей вышел из комнаты.
Анатоль шел за ним обычной, молодцоватой походкой. Но на лице его было заметно беспокойство.
Войдя в свой кабинет, Пьер затворил дверь и обратился к Анатолю, не глядя на него.
– Вы обещали графине Ростовой жениться на ней и хотели увезти ее?
– Мой милый, – отвечал Анатоль по французски (как и шел весь разговор), я не считаю себя обязанным отвечать на допросы, делаемые в таком тоне.
Лицо Пьера, и прежде бледное, исказилось бешенством. Он схватил своей большой рукой Анатоля за воротник мундира и стал трясти из стороны в сторону до тех пор, пока лицо Анатоля не приняло достаточное выражение испуга.
– Когда я говорю, что мне надо говорить с вами… – повторял Пьер.
– Ну что, это глупо. А? – сказал Анатоль, ощупывая оторванную с сукном пуговицу воротника.
– Вы негодяй и мерзавец, и не знаю, что меня воздерживает от удовольствия разможжить вам голову вот этим, – говорил Пьер, – выражаясь так искусственно потому, что он говорил по французски. Он взял в руку тяжелое пресспапье и угрожающе поднял и тотчас же торопливо положил его на место.
– Обещали вы ей жениться?
– Я, я, я не думал; впрочем я никогда не обещался, потому что…
Пьер перебил его. – Есть у вас письма ее? Есть у вас письма? – повторял Пьер, подвигаясь к Анатолю.
Анатоль взглянул на него и тотчас же, засунув руку в карман, достал бумажник.
Пьер взял подаваемое ему письмо и оттолкнув стоявший на дороге стол повалился на диван.
– Je ne serai pas violent, ne craignez rien, [Не бойтесь, я насилия не употреблю,] – сказал Пьер, отвечая на испуганный жест Анатоля. – Письма – раз, – сказал Пьер, как будто повторяя урок для самого себя. – Второе, – после минутного молчания продолжал он, опять вставая и начиная ходить, – вы завтра должны уехать из Москвы.
– Но как же я могу…
– Третье, – не слушая его, продолжал Пьер, – вы никогда ни слова не должны говорить о том, что было между вами и графиней. Этого, я знаю, я не могу запретить вам, но ежели в вас есть искра совести… – Пьер несколько раз молча прошел по комнате. Анатоль сидел у стола и нахмурившись кусал себе губы.
– Вы не можете не понять наконец, что кроме вашего удовольствия есть счастье, спокойствие других людей, что вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться. Забавляйтесь с женщинами подобными моей супруге – с этими вы в своем праве, они знают, чего вы хотите от них. Они вооружены против вас тем же опытом разврата; но обещать девушке жениться на ней… обмануть, украсть… Как вы не понимаете, что это так же подло, как прибить старика или ребенка!…
Пьер замолчал и взглянул на Анатоля уже не гневным, но вопросительным взглядом.
– Этого я не знаю. А? – сказал Анатоль, ободряясь по мере того, как Пьер преодолевал свой гнев. – Этого я не знаю и знать не хочу, – сказал он, не глядя на Пьера и с легким дрожанием нижней челюсти, – но вы сказали мне такие слова: подло и тому подобное, которые я comme un homme d"honneur [как честный человек] никому не позволю.
Пьер с удивлением посмотрел на него, не в силах понять, чего ему было нужно.
– Хотя это и было с глазу на глаз, – продолжал Анатоль, – но я не могу…
– Что ж, вам нужно удовлетворение? – насмешливо сказал Пьер.
– По крайней мере вы можете взять назад свои слова. А? Ежели вы хотите, чтоб я исполнил ваши желанья. А?
– Беру, беру назад, – проговорил Пьер и прошу вас извинить меня. Пьер взглянул невольно на оторванную пуговицу. – И денег, ежели вам нужно на дорогу. – Анатоль улыбнулся.
Это выражение робкой и подлой улыбки, знакомой ему по жене, взорвало Пьера.

Волк Игорь Петрович - космонавт-исследователь космического корабля «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7», летчик-космонавт СССР № 58. Заслуженный летчик-испытатель СССР (1983), летчик-космонавт СССР (1984). Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени, медалями.
Сегодня его не стало.

И. П. Волк родился 12 апреля 1937 г. в городе Змиев Харьковской области Украины. В Советской Армии с 1954 г. В 1956 г. окончил Кировоградское военное авиационное училище летчиков. Служил в строевых частях ВВС. С мая 1965 по 2001 гг. - на летно-испытательной работе в Летно-исследовательском институте. В 1995-97 гг. - начальник Летно-испытательного Центра ЛИИ имени М.М. Громова. Поднял в небо и провел испытания атмосферного аналога космического корабля «Буран» - БТС-002. Провел также испытания самолетов Су-27 и Су-27УБ на штопор; ряд сложных испытательных работ на сверхзвуковых боевых самолетах МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-7, Су-9, Су-11, Су-15, Су-27 и многих других. В 1980- 1995 - начальник Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ.

В 1978 г. зачислен в отряд советских космонавтов. Проходил подготовку к полетам на кораблях типа «Буран». 17-29 июля 1984 г. совершил космический полет в качестве космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» продолжительностью 11 суток 19 часов.

За успешное осуществление космического полета и проявленные при этом мужество и героизм летчику-космонавту Волку Игорю Петровичу 29 июля 1984 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11515).

Первым в мире провел летные исследования поведения самолета Су-27 на за критических углах атаки (до 100°), впервые выполнив и впоследствии описав фигуру высшего пилотажа «Кобра» (впоследствии, по недоразумению, названной «Коброй Пугачева»),

По программе подготовки к пилотированию ОК «Буран» с 17 по 29 июля 1984 г. участвовал в космической экспедиции посещения на кораблях «Союз Т-12» и орбитальной станции «Салют-7» в качестве космонавта-исследователя. Продолжительность космического полета составила 11 суток 19 часов. Главной целью этого полета было подтверждение возможности пилотирования самолетов Ту-154 и МиГ-25 космонавтом сразу после многодневного пребывания в космическом пространстве.

10 ноября 1985 г. совместно с Р. А. Станкявичусом совершил первый атмосферный полет на аналоге Бурана (машина 002 ГЛИ) по программе горизонтальных летных испытаний.

Продолжительность полета составила 12 минут, высота - 1500 метров. Всего выполнил 13 испытательных атмосферных полетов на машине 002 ГЛИ, в том числе:

10 полетов в качестве командира и 3 в качестве второго пилота. В феврале 1987 г. назначен начальником, созданного Минавиапромом СССР, Отраслевого комплекса подготовки космонавтов- испытателей ЛИИ - ОКПКИ (аналога Центра подготовки космонавтов Минобороны). С 1995 по 1997 г. работал начальником Летно-испытательного центра ЛИИ. Работал заместителем начальника ЛИИ до 2002 г. Проживает в Москве, возглавляет Российский национальный аэроклуб.

О Герое снято несколько документальных фильмов, в том числе фильм «Буран. Созвездие Волка», он - гость многих телестудий, в том числе студии 1 -го канала у В. В. Познера.

Профессор Мельников, разработчик искусственного интеллекта "Бурана", рассказал о своей работе с космонавтами, среди которых был Игорь Волк

Не стало летчика-космонавта, заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Игоря Волка. В этом году, а именно в День космонавтики 12 апреля - ему бы исполнилось 80 лет.
…29 июля 1984 года в казахской степи под Джезказганом приземлился спускаемый модуль космического корабля "Союз Т-11" с космонавтами - командиром корабля Владимиром Джанибековым, космонавтом Светланой Савицкой и космонавтом-исследователем Игорем Волком. На орбите они проработали 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд. Сразу после приземления Джанибекова и Савицкую спасатели успешно эвакуировали из спускаемого модуля. А вот, как рассказывают, Игорю Волку пришлось 40 минут висеть на ремнях вниз головой: почему-то сразу не удалось отвинтить металлический ящик с возвращаемым грузом. И Волку пришлось выскальзывать "методом выдыхания". Причем, вспоминал он сам, самое главное было - удержаться после того, как выскользнул, чтобы не удариться головой.

Его иногда называли "Чкалов нашего времени". И не случайно. Он был летчиком-испытателем от Бога, тридцать пять лет отдал летно-испытательной работе в ЛИИ имени Громова. А в 1995-1997 годах возглавлял Летно-испытательный центр ЛИИ.

Волк летал на всех типах истребителей, транспортников и бомбардировщиков. Испытал воздушно-космический самолет, разработанный по проекту "Спираль", проверял машины на штопор, на инерционное взаимодействие и аэродинамику. Первым провел дозаправку истребителя в воздухе. Проводил испытания Су-27 на штопор, "обкатывал" сверхзвуковые МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-7, Су-9, Су-11, Су-15, Су-27 и многие другие. А 10 ноября 1985 года поднял в небо и провел испытания атмосферного аналога космического корабля "Буран" - БТС-002.

В отряд космонавтов его зачислили в 1978 году. По программе подготовки к полету на нашем космическом "челноке" - "Буране" Игорь Волк отрабатывал системы ручного управления и системы автоматической посадки на Ту-154ЛЛ, оснащенного системой управления "Бурана", а также на Су-7ЛЛ и МиГ-25ЛЛ, аэродинамические качества которых были приближены к "Бурану".

Невероятно, но факт: после того самого приземления из космоса Волк сразу же провел эксперимент по управлению летающими лабораториями - Ту-154ЛЛ и МиГ-25ЛЛ: он совершил полеты в Ахтубинск и обратно на Байконур! Специалистам важно было оценить возможность пилотирования "Бурана" после длительной работы на орбите…

В одном из интервью он как-то сказал: "Космонавт - это тот человек, который все время стремился в космос, посвятил этому жизнь. А я - летчик. В космос меня отправили, чтобы я получил опыт космического полета. Мне полагалось доказать, что профессиональный летчик после космического полета может успешно выполнить посадку "Бурана". Я это подтвердил".

Без него опустели и небо, и космос, и Земля.

Источник:

Источник:

Источник:

Игорь Петрович Волк

Порядковый номер - 143 (58)
Количество полетов - 1
Продолжительность полетов - 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд.

Статус - космонавт-испытатель ЛИИ.

Дата и место рождения:
Родился 12 апреля 1937 года в городе Змиев (б. Готвальд), Харьковская область, Украинская ССР.

Образование и научные звания:
Учился в семилетней школе №1 города Змиева и средней школе №14 в городе Ворошилов (ныне – Уссурийск) Приморского края РСФСР.
В 1954 году окончил среднюю в школу №5 в городе Курске. Одновременно с учебой в школе занимался в Курском аэроклубе, где получил первые навыки самостоятельного управления самолетом. Свой первый полет совершил в апреле 1954 года.
В 1969 году окончил вечернее отделение Жуковского филиала Московского авиационного института имени Серго Орджоникидзе по специальности «инженер-механик».

Профессиональная деятельность:
С 1995 года работал президентом авиакомпании ЛИИ им. М.М. Громова.

Военное образование:
В 1956 году досрочно (за два года) окончил Кировоградское военное авиационное училище летчиков (КВАУЛ).

Воинская служба:
На действительной службе с 1954 года.
С 1956 года служил летчиком Бакинского округа ПВО, Азербайджанская ССР, летал на самолетах Ил-28, Ту-16.
Вышел в запас в 1963 году.

Воинское звание:
Старший лейтенант запаса (с 1963 года).
Полковник запаса (с 1987 года).

Классность:
Общий налет более 7000 часов, налет в испытательных полетах более 3500 часов.
Летчик-испытатель 4-го класса (с 1965 года).
Летчик-испытатель 3-го класса (1966.07.22).
Летчик-испытатель 2-го класса (с 1969 года).
Летчик-испытатель 1-го класса (1971.11.16).
Космонавт 3-го класса (1984 год).

Испытательная работа:
В 1963 году поступил, и в 1965 году окончил Школу лётчиков-испытателей Летно-исследовательского института (ЛИИ) Министерства авиационной промышленности (МАП).
С 1965 года на лётно-испытательной работе в Летно-испытательном центре (ЛИЦ) ЛИИ МАП. Летал на всех типах современных отечественных самолетов истребительного, военно-транспортного и бомбардировочного назначения.
Выполнил цикл работ по отработке различных систем автоматического управления полетом, а также по доводке опытных и модифицированных силовых установок. Проводил испытания самолетов на штопор и на больших углах атаки, на инерционное взаимодействие, прочность, аэродинамику и динамику полета. Проводил исследования по дозаправке истребителей в воздухе.
Проводил целый комплекс важных и сложных испытаний и экспериментов, среди которых испытания на штопор самолетов Су-27 и Су-27У.
С 1995 по 1997 года работал начальником ЛИЦ ЛИИ (заместителем начальника ЛИИ). Уволился из института 26 февраля 2002 года.

Космическая подготовка:
Участвовал в атмосферных испытаниях воздушно-космического самолета, разрабатывавшегося по программе «Спираль».

12 июля 1977 года приказом №630 начальника ЛИИ зачислен в группу специальной подготовки по программе «Буран». 3 августа 1978 года получил положительное заключение Главной медицинской комиссии (ГМК). В конце 1978 года назначен командиром отряда летчиков-испытателей №1 комплекса «А» Летно-испытательного центра.
1 февраля 1979 года приказом №34 Министерства авиационной промышленности (МАП) зачислен в головную группу для подготовки по теме 11Ф35 («Буран»).
С апреля 1979 по декабрь 1980 года проходил общекосмическую подготовку в ЦПК им.Ю.А.Гагарина методом сборов. 30 июля 1980 года решением ГМВК рекомендован для зачисления в группу космонавтов-исследователей. 26 сентября 1980 года приказом MOM №345 включен в состав отряда космонавтов-исследователей (без указания названия отряда). 10 августа 1981 года приказом №26 начальника ЛИИ был зачислен в созданный в ЛИИ МАП отряд космонавтов-испытателей. 12 февраля 1982 года после сдачи всех зачетов по общекосмической подготовке решением МВКК присвоена квалификация «космонавт-испытатель».

С сентября 1982 по май 1983 года готовился к космическому полету в составе основного экипажа с Леонидом Кизимом и Владимиром Соловьевым. Был выведен из экипажа в связи с изменением программы полетов на ДОС «Салют-7».

С 26 декабря 1983 проходил непосредственную подготовку к полету на КК «Союз Т» по программе экспедиции посещения, вместе с Владимиром Джанибековым и Светланой Савицкой.

Первый полет

С 17 по 29 июля 1984 года в качестве космонавта-исследователя экспедиции посещения на кораблях «Союз Т-12» и ОС «Салют-7». Позывной: «Памир-3».

Продолжительность полета составила 11 суток 19 часов 14 минут 36 секунд.

Менее чем через 2 часа после возвращения из космического полета на Землю провел эксперимент по управлению самолетом-лабораторией Ту-154, оснащенном системой управления «Бурана», и самолетом МиГ-25, приближенным по аэродинамическим качествам к «Бурану», совершив полеты в Подмосковье и обратно на Байконур, с целью оценки реакции пилота при пилотировании аналогов «Бурана» после воздействия факторов космического полета.

С 1984 года по программе подготовки к космическому полету на МТКК «Буран» проводил отработку систем ручного управления и автоматической посадки на самолете-лаборатории Ту-154, оснащенном системой управления «Бурана», на Су-7 и МиГ-25, по аэродинамике приближенных к МТКК «Буран».

По планам МАП и ЛИИ Волк должен был стать командиром экипажа (вместе с Римантасом Станкявичюсом) для первого космического полета МТКК «Буран». Проходил подготовку в качестве командира экипажа также вместе с Александром Иванченковым из НПО «Энергия», а с 1988 года - вместе с Магомедом Толбоевым.

Выполнил пять рулежек по ВПП в качестве командира и тринадцать полетов на специальном экземпляре корабля «Буран» для горизонтально-летных испытаний ОК-ГЛИ (самолет-аналог БТС-02) в качестве командира и второго пилота:
Рулежки
1984.12.29 - 1-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 45 км/час (командир).
1985.08.02 - 2-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 200 км/час (командир).
1985.10.05 - 3-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 270 км/час (командир).
1985.10.15 - 4-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 300 км/час (командир).
1985.11.15 - 5-я рулежка БТС-02 по ВПП, достигнута скорость 170 км/час (командир).
Полеты
1985.11.10 - 1-й полет БТС-02, высота подъема - 1.5 км, скорость - до 480 км/ч (командир).
1986.01.03 - 2-й полет БТС-02 (командир).
1986.05.27 - 3-й полет БТС-02 (командир).
1986.06.11 - 4-й полет БТС-02 (командир).
1986.12.10 - 7-й полет БТС-02 (командир).
1986.12.23 - 8-й полет БТС-02 (командир).
1987.02.16 - 10-й полет БТС-02, первая полностью автоматическая посадка (командир).
1987.02.25 - 11-й полет БТС-02 (второй пилот).
1987.06.25 - 13-й полет БТС-02 (второй пилот).
1987.10.05 - 14-й полет БТС-02 (второй пилот).
1988.01.16 - 16-й полет БТС-02 (командир).
1988.03.04 - 19-й полет БТС-02 (командир).
1988.04.15 - 25-й, последний полет БТС-02 (командир).

В феврале 1987 года был назначен начальником Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей (ОКПКИ).

Почетные звания:
Герой Советского Союза (1984),
Летчик-космонавт СССР (1984),
Заслуженный летчик-испытатель СССР (1983).

Общественно-политическая деятельность:
С 1984 по 1987 год был депутатом Жуковского горсовета.
С 1986 по 1990 год был президентом Всесоюзной федерации тенниса СССР.
С 1988 года - президент Федерации любителей авиации.
С 1989 года - член Исполкома «Движения зеленых».
В 1999 году выдвигался кандидатом в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации 3-го созыва по Люберецкому одномандатному избирательному округу № 107 от Партии пенсионеров, но был снят с регистрации.
Был кандидатом в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации 3-го созыва по Коломенскому одномандатному избирательному округу № 106 на дополнительных выборах 18 марта 2001 года. Набрал 3,72% голосов.
С июня 2003 по 29 марта 2005 года был первым вице-президентом Федерации космонавтики России (ФКР), Председателем исполкома ФКР.
Входит в инициативную группу «Зелёный мир», продвигающую проекты биоагроэкополисов.

Награды:
Награжден медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза и орденом Ленина (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1984 года), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов, орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (Указ Президента Российской Федерации №342 от 11 апреля 1997 года), медалью «За заслуги в освоении космоса» (Указ Президента РФ №436 от 12 апреля 2011 года).

Семейное положение
Отец - Волк Петр Иванович, 1912 г.р., инженер-автомобилестроитель.
Мать - Волк Ирина Ивановна, 1913 г.р., медицинский работник.
Сестра - Годлевская (Волк) Галина Петровна, 1940 г.р., фармацевт.
Жена - Волк (Скворцова) Валентина Александровна, род. 31.12.1940, домохозяйка.
Дочь - Волк Марина Игоревна, 1961 г.р., учитель.
Дочь - Волк Ирина Игоревна, 1968 г.р., учитель.

Увлечения
Пилотирование спортивных самолетов, теннис, горные лыжи, балет.

Родился в 1919 году в деревне Хомяково Тульской области.

С 1939 года Алексей Волков в рядах Красной Армии. В том же году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 158-м ИАП. Перед началом войны полк, имея на вооружении самолёты И-16, базировался в Пскове (Веретенье).

С Июня 1941 года Младший лейтенант А. А. Волков на фронтах Великой Отечественной войны. По Февраль 1942 года служил лётчиком в составе 158-го ИАП; по Январь 1943 года - в 485-м ИАП, был командиром звена и заместителем командира эскадрильи; по Июнь 1943 года - в Управлении ИА ГУБП ФА; по Декабрь 1943 года - в Управлении 265-й ИАД; по Июнь 1944 года - в 402-м ИАП; с Марта по Май 1945 года - командиром эскадрильи в 812-м ИАП.

К концу войны Гвардии капитан А. А. Волков совершил 219 успешных боевых вылетов. В воздушных боях сбил 20 самолётов противника лично и 5 - в составе группы.

Демобилизован в 1946 году, проживал с семьёй (дочь - Надежда, сын - Валерий, четверо внуков) в посёлке Николо - Прозорово Мытищенского района Московской области, затем в городе Мытищи. Работал заведующим библиотекой дома отдыха "Марфино".

Умер в 1996 году, похоронен на кладбище посёлка Николо - Прозорово Мытищенского района Московской области.

Награждён орденами: Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й и 2-й степени, Красной Звезды (трижды); медалями.

* * *

Информации о боевой деятельности этого лётчика имеется мало...

В воспоминаниях Маршала авиации Г. В. Зимина есть упомянания о Волкове в период его службы в составе 485-го истребительного авиаполка. В известной книге "Шестнадцатая воздушная..." также есть краткое упомянания о Волкове уже в составе 402-го истребительного авиационного полка.

21 Мая 1942 года командир 485-го ИАП (6-я Ударная авиационная группа СВГ, Северо - Западный фронт) Майор Г. В. Зимин вынужден был послать на задание только тройку лётчиков на "Харрикейнах": Майора Б. П. Кондратьева, Старшего лейтенанта К. М. Крикунова и Лейтенанта А. А. Волкова. Им пришлось иметь дело с 10 Ме-109. Увидев, что к линии фронта приближаются 3 "Харрикейна", немецкие лётчики, пользуясь своим подавляющим численным превосходством, сразу пошли в атаку. Советские авиаторы вовремя их заметили и первую атаку противника сумели сорвать. А дальше, используя индивидуальное мастерство и всё время подстраховывая друг друга, они вели бой ещё 40 минут!

Схватка проходила на малых высотах. Советские пилоты снижались до 30 метров и ниже с целью обезопасить себя от атак снизу. Немцы атаковали с разных ракурсов, но никак не могли добиться успеха. Тогда они стали допускать ошибки. Боевой порядок "Мессеров" распался, их атаки стали разрозненными и беспорядочными. Советские истребители воспользовались этим и от обороны перешли к решительным контратакам. И тут на глазах пехотинцев, наблюдавших за этим боем, произошло нечто невероятное: один за другим 6 Ме-109 из 10 были сбиты! А тройка "Харрикейнов" благополучно вернулась на свой аэродром.

Спустя несколько дней 6 "Харрикейнов", в составе которой был и А. А. Волков, дрались с 15 Ме-109. Истребители вогнали в землю 5 "Мессеров", не потеряв ни одной своей машины.

16 Июня 1942 года 7 "Харрикейнов" из состава 485-го ИАП (239-я ИАД, 6-я Воздушная армия, Северо - Западный фронт) атаковали группу из 12 Ju-87, сопровождаемых 4 Ме-109. Вскоре к немцам подошло подкрепление: ещё 11 Ме-109. В ходе 45-минутного боя советским пилотам удалось сбить 7 Ju-87 и 4 Ме-109, а также повредить ещё 3 Ju-87 и Ме-109. В этом бою Майор Г. В. Зимин сбил 2 "Юнкерса" и 1 "Мессер", Лейтенант А. А. Волков - 1 "Юнкерс" и 1 "Мессер", Старший лейтенант Локтионов - 1 "Юнкерс", Старший политрук И. М. Опалев - один "Мессер" и Старший лейтенант В. Д. Едкин - один "Мессер". Немцам удалось повредить машину Лейтенанта Н. Н. Безверхнего, который сумел посадить самолёт на болото, но затем утонул. Остальные "Харрикейны" вернулись на базу на последних каплях горючего.


Лётный состав 485-го истребительного авиационного полка. Осень 1942 года.

Приказом по войскам Северо - Западного фронта № 0705 от 4 Июня 1942 года командир звена 485-го ИАП Лейтенант Волков Алексей Андреевич награждён орденом Красного Знамени.

19 Июня 1942 года сообщение об этом воздушном бое появились в утренней сводке Совинформбюро, на следующий день - в "Правде" и "Красной звезде", ещё раньше - во фронтовой газете "За Родину".

В сводке Совинформбюро сообщалось только о самом факте:

"Семь советских истребителей под командованием майора Зимина встретились в воздухе с 12 немецкими бомбардировщиками и 4 истребителями. Наши лётчики смело атаковали врага. В это время к немецким самолётам присоединилось ещё 11 "Мессершмиттов-109". 45 минут продолжался этот неравный воздушный бой, в котором наши лётчики показали высокое мастерство. В результате боя сбито 10 немецких самолётов. Кроме того, 3 немецких самолёта были повреждены. Наши потери - один самолёт".

Чтобы подробнее ввести читателей в курс дела, я позволю себе привести здесь корреспонденцию из "Красной звезды". Вот она:

"БОЙ ОТВАЖНОЙ СЕМЁРКИ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ"

Позавчера на одном участке Северо - Западного фронта наши 7 лётчиков на "Харрикейнах" выдержали длительную схватку с 12 "Юнкерсами" и 15 "Мессершмиттами-109", которые неприятель вводил в бой последовательпыми группами. Бой закончился победой наших истребителей. Сбиты 10 фашистских самолётов. Кроме того, 3 машины повреждены. Наши потери - один самолёт. Расскажем, как протекал этот бой.

7 наших истребителей под общей командой майора Зимина летели двумя группами на прикрытие своих наземных войск. Первую группу возглавлял майор Зимин, вторую - капитан Лазарев. При подходе к месту назначения лётчики увидели несколько "Юнкерсов", готовившихся к бомбёжке. Зимин немедленно дал по радио сигнал атаки. Он сам, старший лейтенант Локтионов и лейтенант Волков выбрали цели и с ближних дистанций открыли огонь из пушек и пулемётов. [ Здесь корреспондентом допущена неточность: на тот момент на "Харрикейнах" пушек ещё не было. ] Сразу же все 3 атакованных "Юнкерса" были сбиты.

Этой молниеносной атакой враг был деморализован и стал бросать бомбы куда попало, большей частью в реку и на противоположный берег. Во время повторной атаки майор Зимин сбил ещё один "Юнкерс". Одновременно завязался бой с "Мессершмиттами". Начала его группа капитана Лазарева, атакованная 4 вражескими истребителями, патрулировавшими в этой зоне. Вскоре вся семёрка занялась "Мессершмиттами", поскольку к ним подоспели на помощь ещё 7 вражеских истребителей, видимо вызванные по радио. Тем временем "Юнкерсы", освободившись кое-как от груза, поспешно скрылись.

Разгорелся яростный воздушный бой, в котором семёрка наших маневренных истребителей стремилась оттянуть немцев в глубь нашей территории ибо горючее уже было на исходе. Благодаря этой тактике бой стал отодвигаться от линии фронта, часть немецких самолётов отрывалась и уходила, видимо, израсходовав горючее и боеприпасы. Но зато враг ввёл в действие ещё четвёрку "Мессершмиттов".

Однако семёрка майора Зимина умело отбивала атаки и сама непрерывно наносила удары, сбив в течение 45 минут 4 "Мессершмитта". В этом бою майор Зимин сбил два "Юнкерса" и один "Мессершмитт", лейтенант Волков - один "Юнкерс" и один "Мессершмитт", старший лейтенант Локтионов - один "Юнкерс", старший политрук Опалев - один "Мессершмитт" и старший лейтенант Едкин - тоже один Ме-109. Кроме того, было сбито ещё два немецких самолёта. Врагу удалось подбить машину лейтенанта Безверхнего, героически сражавшегося, как и вся семёрка. Лётчики видели, как его самолёт снизился и прополз по земле. Судьба Безверхнего пока неизвестна".

В передовой статье фронтовой газеты "За Родину" давался следующий разбор этого боя.

"Семёрка славных лётчиков победила в бою своим изумительным мастерством, прекрасным знанием военного дела. Храбрость здесь была соединена с опытом. Участник этого боя майор Зимин сбил уже 11 самолётов врага, лейтенант Волков - 10, Локтионов - 7, Едкин - 5 и старший политрук Опалев - 4. Мужеством и умением, искусством и отвагой добыли наши лётчики эти боевые успехи.

Они победили в тяжёлом, неравном бою потому, что были слиты воедино волей и приказом командира... Несмотря на длительность боя и его сложность, командир всё время осуществлял по радио чёткое руководство всей группой... В этом подвиге нашли своё яркое выражение слова русского полководца Суворова, который говорил, что "воюют не числом, а умением".

Наши лётчики заслуженно пользуются любовью и уважением народа. Этот всенародный почёт и славу они заслужили своими замечательными делами. Но впереди ещё много больших и тяжёлых сражений, в которых потребуется и мужество, и умение, и доблесть.

Пусть замечательный подвиг участников этого боя послужит примером для всех лётчиков нашего фронта, примером того, как надо драться с врагом, как надо выполнять боевой приказ".

Приказом по 6-й Воздушной армии № 01 от 3 Января 1943 года заместитель командира эскадрильи 485-го ИАП Старший лейтенант Волков Алексей Андреевич награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

* * *

11 Февраля 1945 года РЛС (радиолокационная станция) обнаружила немецкие самолёты, идущие на переправы у Кюстрина. Для отражения налётов с аэродрома Морин вылетела дежурная шестёрка Як-3 из состава 402-го ИАП (265-я ИАД, 3-й ИАК) под командованием Капитана А. А. Волкова. Встретив над территорией противника на высоте 4000 метров 10 FW-190 и 4 Ме-109, ударная четвёрка Волкова атаковала группу "Фокке - Вульфов", а прикрывающая пара Лейтенанта К. В. Подбуртного сковала боем "Мессеров". В завязавшемся бою Лейтенанты К. В. Подбуртный и Н. П. Прядко сбили по одному самолёту. Боевой порядок немецких самолётов расстроился, и они, не дойдя до цели, вышли из боя.

* * *

Список всех известных побед Гвардии капитана А. А. Волкова:
(Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов". Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год.)


п / п
Д а т а Сбитые
самолёты
Место воздушного боя
(одержанной победы)
Свои
самолёты
1 12.05.1942 г. 1 Ме-109 Сомшино - Васильевщина И-16, "Харрикейн",

Як-1, Як-9, Як-3.

2 21.05.1942 г. 2 Ме-109 Соболево - Бель-2 - Молвотицы
3 16.06.1942 г. 1 Ju-87 Ершино - Редцы
4 1 Ме-109 Ершино - Редцы
5 04.07.1942 г. 1 Ме-109 Глебовщина - Пески
6 19.07.1942 г. 1 Ме-109 Васильевщина
7 27.02.1944 г. 1 Ju-87 Сиваш
8 14.03.1944 г. 1 Ju-87 Чучак
9 10.04.1944 г. 1 Ju-87 аэр. Райзендорф
10 12.04.1944 г. 1 Ме-109 совхоз Китай - Могут
11 15.04.1944 г. 1 Ме-109 сев - вост. аэр. Херсонес
12 09.05.1944 г. 1 FW-190 м. Херсонес
13 16.08.1944 г. 1 FW-190 юго - зап. Расейняй
14 1 FW-190 сев. аэр. Немокшты

Всего сбитых самолётов - 20 + 5 [ 15 + 0 ]; боевых вылетов - 219.

* * *

Фотографии А. А. Волкова (предоставлены его сыном).

* * * * * * * * * * * * * * *