Диетические... Волосы Аксессуары

Презентация на тему старуха изергиль. Презентация к уроку литературы "Старуха Изергиль". Композиция произведения-рассказ с обрамлением

Cлайд 1

Романтический рассказ «Старуха Изергиль» написан в 1895. В канву этого произведения вплетены легенды о гордом и жестоком юноше Ларре, отвергнутым даже самой смертью, и благородном Данко, вырвавшем из собственной груди сердце во имя спасения других людей. Романтизм – направление в искусстве конца XVIII-XIXвв., возникшее в противовес классицизму. Романтикам свойственны неприятие действительности, стремление уйти в ирреальный мир, созданный воображением автора, крайний индивидуализм.

Cлайд 2

Cлайд 3

Библейские мотивы Консерватизм сознания КОНСЕРВАТОР (от лат. conservator - охранитель), 1) приверженец консервативных взглядов, противник прогресса и преобразований. 2) В Великобритании и ряде других государств член Консервативной партии. Разочарование ПРОРОКИ – такие святые люди, которые, по внушению Святого Духа, прорекали (т.е. предсказывали) будущее, особенно о Спасителе; возвещали волю Божию, учили людей истинной вере и благочестию, творили разные знамения и чудеса.

Cлайд 4

Бегство Моисея Моисей вырос при царском дворе, но он знал, что он еврей и любил свой народ. Однажды он заступился за еврея, которого немилосердно бил надсмотрщик, и убил египтянина. Об этом стало известно и Моисею пришлось бежать в другую страну. Призвание Моисея Однажды Моисей пас стада у горы Хорив. Там он увидел терновый куст, который горел и не сгорал. Так (в виде огненного куста) Бог явился Моисею и повелел вывести народ еврейский из Египта. При этом Бог дал Моисею силу творить чудеса. А так как Моисей был косноязычен (т.е. заикался), Господь дал ему в помощь брата его Аарона, чтобы он говорил вместо него. Детство Моисея В то время двум благочестивым людям Господь даровал мальчика. Три месяца мать прятала его от египтян. А потом она сплела корзинку, просмолила и спрятала в камышах. Сестра мальчика осталась присматривать за ним. Младенца нашла дочь фараона, которая пришла искупаться. Она пожалела ребенка, велела вскормить мальчика, а когда он вырастит, привести его во дворец. Теперь никто не мог причинить зла ребенку. Так Господь спас младенца. Когда мальчик подрос, мать привела его к царевне. Царевна взяла его к себе, любила и воспитывала как сына. Она назвала его Моисей, что значит: вынутый из воды.

Cлайд 5

Моисей и Аарон передали сначала волю Божию старейшинам народа израильского, а потом пошли к фараону и от имени Божия потребовали, чтобы он отпустил евреев. Но фараон разгневался и велел еще сильнее угнетать евреев. Тогда Моисей, по повелению Божию, навел на египтян 10 казней, то есть великих бедствий, чтобы фараон отпустил еврейский народ. Эти бедствия не касались евреев. После десятой казни фараон отпустил евреев.

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

В чём сходство сюжетов библейской истории и легенды о Данко? Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? Моисей и Данко действуют в сходных обстоятельствах- выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. В том и в другом случае путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются с потерей веры людей в своё спасение. Моисей во всём опирается на помощь Бога, потому что исполняет Его волю. Господь вмешивается, когда видит, что люди его ослушались: наказывает израильтян, только после испытаний выводит на путь к обещанной земле обетованной. Данко сам вызывается спасти людей, ему никто не помогает, он сам сумел сплотить и повести дальше охваченных злобой людей.

Cлайд 9

Значение сюжетных несовпадений легенд. Найти в рассказе Горького объяснение главной причины, почему сильные люди «не могли пойти биться насмерть» с врагами. Насколько правы люди в стремлении сохранить «заветы» даже ценой отказа от воли. Рассматривалась ли возможность идти вперёд? Люди консервативны, оправдывают свою нерешительность и безответственность перед поколениями тем, что они вынуждены бездействовать ради сохранения для них «заветов». Как в пути складывались отношения между Данко и толпой? Почему люди «посмотрели на него и увидели, что он лучший из них»? Почему они «стали роптать на Данко»? Почему люди в «гневе обрушились на Данко»? Какие чувства испытывает Данко к людям? Как проявляют себя люди по отношению к герою?

Cлайд 10

Настроение толпы объясняется порывом, желанием снять ответственность с себя, слепая вера в то, что Данко один справится с возможными трудностями. В раздражении толпа, ранее поклонявшаяся Данко, теперь разочарована. Им кажется, что он даже в чём-то уступает многим(«молодой и неопытный»). Данко, «который шёл впереди их»,вызывал раздражение, так как «стыдно было сознаться в бессилии». И снова люди лгут себе: «стали они упрекать его в неумении управлять ими». Данко: «вы только шли», «вы шли, как стадо овец», «в его сердце вскипело негодование», «но от жалости к людям оно погасло», «вспыхнуло огнём желания спасти их». Данко сумел усмирить свою гордыню. Чувство любви к миру и людям в нём победило. Он умирает счастливым, с сознанием выполненного долга, с чистой совестью. «радостные и полные надежд…не заметили смерти…»Данко, не осознали, какой ценой смельчак добился того, что они пришли «на свободную землю». Они ещё переживают свои испытания в пути, в них ещё живы прежние страхи. Поэтому «один осторожный человек…наступает на гордое сердце ногой…» Но со временем народ воздаёт должное своим героям: «голубые искры» памяти о них живут в его сознании вечно.

Цели: Анализ текста художественного произведения, обучение ведению диспута, развитие умения использования литературоведческих терминов, обучение монологическому аргументированному ответу.

УМК - учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч., В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, М., «Просвещение», 2013 г.

Тип урока: урок-дискуссия

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации легенде о Данко, презентация, компьютер, проектор, экран, книжная выставка.

Оформление доски:

У человека не может быть иной цели, как быть настоящим человеком.

Л.Шефер /иллюстрация/

Плохо, когда у человека нет чего-нибудь такого, за что он готов умереть.

Л.Толстой /иллюстрация/

Ход урока.

Организационный момент.

На сегодняшнем уроке мы поработаем над анализом произведения А.М.Горького, поговорим о рассказе «Данко», попытаемся определить, в чем смысл жизни для литературных героев и для нас с вами.

Дома вы самостоятельно познакомились с некоторыми произведениями А.М.Горького и, наверное, обратили внимание на то, что в них очень часто затрагивается тема смысла жизни.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу.

Изучение нового учебного материала.

Давайте обратимся к тексту из рассказа А.М.Горького «Данко».

Выразительное чтение текста учащимися.

1.Какова, по-вашему, основная мысль рассказа?

У.: Действительно, человек, живущий среди людей, должен стремиться к лучшему для себя и для других, быть все время в движении, ставить перед собой цель и идти к ней.

Пожалуйста, прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку, запишите его. Как вы понимаете смысл этих слов?

Давайте вместе подумаем, есть ли своя высокая цель у героев рассказа «Данко». Здесь заканчивается слайд 2.

2.Расскажите о жизни людей до появления Данко.

Вспомните эпитеты, которыми “награждает” автор этих людей.

Что же случилось с этим “сильным, смелым племенем”? Докажите текстом. Здесь заканчивается слайд 3.

3.Почему в душе людей родился страх?

У.: Итак, страх перед смертью оказался сильнее человека. ”Никто уже не боялся рабской жизни…” А как вы думаете, что такое “рабская жизнь”? Почему именно для свободных людей так ужасно рабство? Здесь заканчивается слайд 4.

У.: Рабство калечит человеческие души, без свободы любая работа может стать пыткой, а жизнь - долгим “умиранием”. Здесь заканчивается слайд 5.

4.Важно ли для этих людей появление Данко? Почему?

Что он из себя представляет? Подтвердите свои слова текстом.

У.: Согласна, очень важно. Ведь очень трудно брать ответственность за жизнь других людей на себя, тяжело морально и физически быть “Данко”. Здесь заканчивается слайд 6.

5. Прочитайте о пути, который пришлось преодолеть людям.

Какими изобразительно- выразительными средствами пользуется автор?

У.: Люди идут вперед, они чувствуют силу, поддержку своего вожака.

Почему “маленькие”? Каким художественным приемом Горький подчеркивает их незначительность? Здесь заканчивается слайд 7.

У.: Прием антитезы. Маленькие люди противопоставляются великанам-

деревьям. Наверное, эти люди, в понимании Горького, стали маленькими, когда их сковал страх. Только сильные духом люди могут быть “большими”!

7.Почему же люди обвиняют в своих бедах Данко? Давайте прочитаем отрывок, где говорится об этом разговоре. /включить музыку/

У.: Люди устали…Данко видит, что “люди - как звери”. Автор, я думаю, показывает людей без лиц потому, что эти люди перестали быть людьми: они стали стадом.

8.Что, по- вашему, означает “перестать быть человеком”?

У.: Люди теряют свое лицо, когда чувствуют, что они сжаты непроницаемым кольцом обстоятельств. И как трудно не разозлиться, не потерять свое лицо было для Данко.

9.Почему Данко чувствует ответственность за людей, за все происходящее вокруг? Докажите текстом. Здесь заканчивается слайд 8.

10.А что значит “любить людей”? Стоят ли люди любви? Может быть, достаточно любить только себя?

У.: Думаю, трудно лучше сказать об этом, чем сказал Шефер: “У человека не может быть иной цели, как быть настоящим человеком”.

Быть настоящим! Это очень трудно, но кто сказал, что жизнь человека должна быть легкой?!

Включить музыку.

Выразительное чтение учителя. Отрывок “А лес все пел…”

Пауза. Смолкает музыка.

У.: Да, каждый человек ищет свое место в жизни, место Данко было впереди, он отдал всего себя людям, отдал свою “гордую” жизнь, отдал всю … Данко умирает … Здесь заканчивается слайд 9.

11.Но можно ли сказать, что его жизнь прожита зря? Остались лишь искры в степи? Аргументируйте ответ.

У.: Нет, не зря прожита жизнь героя! Не только “искры” остались в степи! Остались счастливые люди, осталась свободная земля, но … Данко пришлось отдать свою жизнь. Здесь заканчивается слайд 10.

Обратите внимание на слова Л.Н.Толстого: “Плохо, когда у человека нет чего- нибудь такого, за что он готов умереть”. Думаю, великий писатель прав... Но, очень часто есть это “но” в жизни людей.

Нашелся осторожный человек. Здесь заканчивается слайд 11.

12.И, “боясь чего-то”, наступил на гордое сердце ногой. Чего же боится этот “осторожный человек”? С кем из литературных героев вы можете поставить его рядом?

У.: Пожалуй, боится всего, боится жизни, боится, как бы чего не вышло. Он, по-моему, похож на Премудрого пескаря из сказки Салтыкова-Щедрина, который “жил-дрожал и умирал-дрожал”. Уже после его жизни точно не останется ни одной, даже маленькой, искорки. Здесь заканчивается слайд 12.

Закрепление учебного материала.

13.А каких литературных персонажей вы могли бы сравнить с Данко?

Работа с иллюстрациями.

14.Рассказ Горького похож на сказку, это и есть сказка, прекрасная и романтическая. А какие произведения называют романтическими?

Запись определения в тетрадь.

15.Как вы думаете, есть ли в наше время место сказке? Почему?

16.Ребята, а встречались ли вам люди, которые напоминали бы Данко? Расскажите о них. Здесь заканчивается слайд 13.

У.: Каждый человек и хорош, и плох. Люди разные, тем они и интересны. Но все-таки, если у человека горячее сердце, если жива душа, то в нем живет Данко.

17.Как вы считаете, что такое “каждодневный подвиг”? Труден ли он? Почему?

У.: Прочитаете выбранные вами афоризмы о жизни, о ее смысле.

Конечно, очень тяжело каждый день совершать подвиг. Подвиг-это не только спасение жизни в экстремальной ситуации, подвиг-это вся жизнь, это умение оставаться человеком. Наверное, не смерть, а жизнь является испытанием мужества. Важно, чтобы поиски смысла жизни не помешали самой жизни. Каждый человек сам для себя делает вывод о смысле жизни, но все-таки главное - оставаться человеком. Здесь заканчивается слайд 13.

Напишите мини-сочинение по одной из тем:

1.Что сделаю я для людей?

2.Быть настоящим человеком.

3.Смысл жизни.

Обсуждение мини-сочинений. Здесь заканчивается слайд 14.

У.: /Итог урока/ На сегодняшнем уроке мы поговорили о смысле жизни. Думаю, прав Публий Сир: «Плохо живут люди, которые всю жизнь лишь собираются жить»!

Тип урока: урок-размышление. Урок был проведён мною 12 декабря 2016 года в 10 классе экономического профиля старшей школы № 2 города Капана. На уроке присутствовали администрация школы и коллеги по работе - учителя иностранных языков (русского, английского и немецкого). Успешному проведению урока и его высокой эффективности способствовало то, что предварительно с ними была проведена дополнительная работа - не по заучиванию «своих слов», а по ознакомлению с писателем, его произведением, героями. Дома ими самостоятельно прослушивалась рекомендованная мною аудиозапись рассказа «Старуха Изергиль». Знакомились они и с другими дополнительными текстовыми материалами из Интернета по теме урока. Поэтому на уроке учащиеся активно выступали, размышляли вслух, дискутировали по проблемным вопросам, подобранным нами для всех групп. Консультации по всем вопросам были организованы мною в основном во внеурочное время по современным видам связи - мобильным телефонам и электронной почте. По мобильному и сетевому телефону, в частности, отрабатывалось правильное произношение учащихся: ведь русский - не их родной язык. На примере Ларры и Данко в течение урока они рассказывали, размышляли, полемизировали на тему гниения и горения. Всеми единодушно было выбрано горение как форма жизни. Надеюсь, что учащимся на всю жизнь запомнится этот урок о самом главном - о смысле жизни человека.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Тема: «Смысл жизни человека по рассказу А. М. Горького «Старуха Изергиль»»

Разработка урока по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»

Составила Асатрян Нарине, учитель русского языка и литературы

ПЛАН УРОКА (подробный)

Тема урока :
Смысл жизни человека по рассказу А. М. Горького «Старуха Изергиль».
Тип урока: урок - размышление
Методы : беседа, частично-поисковый
Форма работы:
Оборудование урока:


Приёмы:

Цели уроков:
Обучающая :
- проанализировать легенды о Ларре и Данко, на основании анализа сформировать представление учащихся о жизненной позиции героев
- сопоставить главных героев легенд
Развивающая:
- развить навыки логического мышления
- развить умение сопоставлять образы, сотрудничать в группе, вступать в дискуссию, анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение.
- развить умение анализировать поступок героя и его нравственный мотив.
- сформировать навык проблемного и сравнительного анализа.
Воспитательная:
- воспитывать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, добру, служению людям.
- воспитывать ответственность за свои поступки
- формирование в сознании учащихся понимания истинной ценности человеческой жизни, его смысла и назначения.

ХОД УРОКА

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Слово учителя:

Древнегреческий философ Диоген
(около 400 - около 325 гг. до н.э.),
который жил в бочке, днём ходил по людным местам Афин с зажжённым фонарём.

На все недоумённые вопросы
«зачем ему днём фонарь?»,
отвечал кратко:
«Ищу человека...»
- Так кого же искал Диоген?
- А что имел в виду Диоген,
говоря о поиске человека?

Эпиграф к уроку:
Жизнь – не тающая свеча.
Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям.
Бернард Шоу (1856 - 1950),
англ. драматург и публицист.

Над чем заставляют задуматься слова Шоу?

С помощью чего человек может заставить этот факел пылать ярче?

Формулирование темы урока учениками.

Как вы думаете, какую проблему мы сегодня будем исследовать?
- Что есть человек?
- Каким должен быть человек?

В чём же смысл человеческой жизни?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
- А начнём мы с вами с небольшой разминки на тренажёре SMART Notebook.
(Приложение 2)

Цель работы: используя данные слова, охарактеризовать героев рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» (16 слов).
При необходимости прокомментировать.

Свой рассказ великий русский писатель М. Горький написал, когда ему было 27 лет. Его, как человека с активной жизненной позицией, всегда волновал вопрос: каким должен быть человек и как ему жить среди людей?
В своём романтическом рассказе «Старуха Изергиль», воспевающем красоту подвига, он представил две модели поведения человека,
две философии, две концепции жизни: Ларры и Данко.

2. Прежде чем мы приступим к анализу легенд, давайте послушаем выступления групп и вспомним сюжеты легенд.
Параллельно с этим, слушая пересказ учащихся, представители от групп,
чьи имена написаны на конвертах, попробуют вместе выполнить задания
и постараются прокомментировать свой выбор.

Групповая работа по карточкам:
группа «Ларра» находит и комментирует цитаты, которые относятся к легенде о Данко;
группа «Аналитики» находит и комментирует цитаты, которые относятся к легенде
о Ларре;
группа «Данко» определяет, кому принадлежит цитата и пробует объяснить одну из них.

Пересказ легенды о Ларре.

Пересказ легенды о Данко.

3 . Аналитическая беседа .
Коллективный поиск решения проблемы. Беседа по содержанию.
Сопоставление образов Данко и Ларры.
(В ходе нашего обсуждения группа аналитиков обобщит сказанное вами в виде таблицы.)

Критерии

а) Портрет: Говорят, глаза – зеркало души. Какими были глаза у Ларры и Данко?

б) Отношение к людям;

в) Понимание гордости.
Старуха Изергиль называет обоих «гордыми» - и Ларру, и Данко.
В каком значении употреблён эпитет «гордый»?

г) Поведение героев в момент суда (конфликт героя и толпы)

д) Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?
Включить фрагмент видеоролика («Горящее сердце Данко»)

е) Напрасна ли смерть Данко? Может, зря прожита его жизнь?

ё) Почему осторожный человек не обошёл сердце Данко, а наступил
на него? Чего он испугался?

ж) Как сложилась судьба героев?
Чем обернулось бессмертие для Ларры и Данко?
Во что они превратились?

з) Нужны ли людям подвиги? Почему?

Слушаем выступление аналитиков: Сопоставление образов Данко и Ларры.

СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

СЛАЙД две формы жизни: гниение и горение (по Горькому)

А что предпочитаете вы? Почему?
- Поднимите руки те, кто выбирает гниение (горение). Почему?



РЕФЛЕКСИЯ
Я попросила вас принести фотографии людей, которых вы считаете героями.
Давайте мы прикрепим их фотографии на постер «Вечная слава героям!» (Приложение 3)
- Что объединяет всех этих людей?

Возврат к эпиграфу.

Пусть наша жизнь будет вечным горением, пусть рядом идут литературные герои, которые пробуждают мысль и желание изменяться самому и изменять к лучшему мир вокруг.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (трёхуровневое)
1-й уровень. Изложение по тексту легенды о Данко.
2-й уровень. Сочинение-миниатюра о герое.
3-й уровень. «Данко нашего времени. Кто он?» (сочинение)

ОЦЕНИВАНИЕ:
Формирующее оценивание работы групп.

ПЛАН УРОКА (краткий )

в 10 классе экономического профиля
Асатрян Нарине, учитель русского языка и литературы
старшая школа № 2 г. Капана Сюникской области РА

Тема урока : Смысл жизни человека по рассказу А. М. Горького «Старуха Изергиль».

Тип урока:
урок - размышление

Методы
: беседа, частично-поисковый

Форма работы:
индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование урока:
презентация к уроку, SMART Notebook «Ларра и Данко»,
видеоролик «Легенда о Пламенном Сердце», аналитические таблицы, карточки, постер.

Приёмы:
«Говорящий эпиграф», «Аналитические таблицы»

ХОД УРОКА

()

СТАДИЯ ВЫЗОВА
1. Проблемный вопрос (поиск ответа в группе).
2.Приём «Говорящий эпиграф».
3. Формулирование темы урока.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ
1. Разминка на тренажёре СМАРТ
2. Пересказ легенд участниками двух групп, представляющих Ларру и Данко
3. Работа с карточками, содержащими цитаты из текста
4. Аналитическая беседа. Сопоставление образов Данко и Ларры
5. Видеофрагмент («Горящее сердце Данко»)
6. Заполнение таблицы и её представление группой аналитиков.

СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Две формы жизни: гниение и горение

РЕФЛЕКСИЯ
Постер с горящим сердцем в руке с фотографиями героев (Приложение 3).


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
(трёхуровневое)

ОЦЕНИВАНИЕ

Приложения для учителя .

Приложение 1. Распределение учебного времени на уроке.

Разминка на тренажёре в SMART Notebook

Слово учителя

Легенда о Ларре

Легенда о Данко

Опрос «слабых» учащихся

Cлайд 1

На этом уроке мы познакомимся с произведением М.Горького «Старуха Изергиль», которое относится к периоду его раннего творчества. Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.

Cлайд 2

Ранние рассказы Горького относятся к началу 90-х годов XIX века - времени, когда Бунин и Чехов в своих произведениях придерживались предельной реалистичности. Однако Горький считал, что необходимо искать новые пути развития литературы: «Задача литературы - запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача - пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни самое лучшее, самое святое и что кроме него - нет ничего достойного внимания. Мир - плод его творчества, бог - частица его разума и сердца…». «Старуха Изергиль»

Cлайд 3

«Старуха Изергиль» Герои его романтических рассказов - исключительные люди, «с солнцем в крови». Люди, способные противостоять большинству, не желающему ничего знать о подлинном предназначении человека. Они горды, свободны и, чаще всего, красивы. Та мораль, по которой живет серая людская масса, не для них, она ограничивает, загоняет в рамки этих сверхлюдей.

Cлайд 4

«Старуха Изергиль» Романтика ранних рассказов Горького не уводит от жизни, а зовет к действию. Данко, старуха Изергиль, Ларра - герои активные, способные подняться над остальным миром. Им противопоставлены люди, которые пытаются смирить, заставить служить собственным интересам. Мир произведений разграничен на свет и тьму, что важно при оценке героев: после Ларры остается тень, после Данко - искры. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром. Человек, одержимый мечтой, Человек с большой буквы гораздо интереснее для писателя.

Cлайд 5

Герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается, впрочем, как и наоборот. Одиночество этого героя - типичное, естественное состояние для него. Герои находят себе равное начало лишь в общении со стихией, с миром природы. Поэтому огромно значение пейзажа: «…И стало тогда в лесу так темно, словно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем, и исчезали так же быстро, как и являлись…» «…Сердце Данко пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота…» «Старуха Изергиль»

Cлайд 6

«Старуха Изергиль» Характеры героев показаны на пределе: Ларра - крайний индивидуализм, Данко - крайнее самопожертвование. Индивидуализм Ларры объяснен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Исключительность Данко Изергиль объясняет его красотой: «…Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы… …В очах его светилось много силы и живого огня…»

Cлайд 7

«Старуха Изергиль» Несмотря на явную противоположность образов, в них есть общее - оба они являются людьми одного и того же мира - мира Изергиль, и оба противопоставлены обществу, один отвергает людей из презрения к ним, другой - сам попадает в положение отвергнутого. Автор и восхищается этими людьми, их силой и красотой, и в то же время он не согласен с их позицией. Изергиль рассказывает легенды, которые обрамляют ее жизнь, с одной стороны представляя высшую любовь к жизни, с другой - высшее презрение. Вся ее жизнь посвящена любви, но Изергиль уже забыла тех, кто еще совсем недавно занимал ее воображение. Романтическая позиция героини при всей ее красоте в молодости и возвышенности отрицается повествователем. Горький понимает, что человек «в отсутствии Бога» страдает или вырождается в животное. Страдание он ненавидел, а животное состояние считал недостойным образа человека. Поэтому на рубеже веков Горький задается целью сначала найти, а затем построить Бога. «Старуха Изергиль»

М.Горький «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ» 11 класс

В 1895 году “Самарская газета” напечатала рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”. Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе.
Ранние рассказы М. Горького имеют романтический характер. Романтизм - особый тип творчества, характерным признакам которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящемся в резком конфликте с обществом, с людьми.

Герои предстают в романтическом пейзаже. Приведите примеры, доказывающие это (работа с текстом).
- Какие природные образы вы могли бы выделить? - Какие художественные средства использовал автор в изображении природы?
- Почему именно таким показан пейзаж в рассказе?

Природа показана одушевленной, она живет по своим законам. Природа красива, величественна. Море, небо – бесконечные, широкие пространства. Все природные образы являются символами свободы. Природа тесно связана с человеком, она отражает его внутренний духовный мир. Именно поэтому природа символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять

Композиция рассказа “Старуха Изергиль”
- Каково композиционное решение рассказа?
- Сколько частей в композиции вы могли бы выделить?
- С какой целью писатель использовал такой прием в рассказе?
В своих легендах героиня рассказа выражает свое представление о людях, о том, что считает ценным, важным в своей жизни. Тем самым создается система координат, по которой можно судить о героине рассказа

Анализ легенды о Ларре.
- Кто является главным героем первой легенды? - Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

Как относится герой к другим людям?
- Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?

Чем отличается гордость от гордыни? Разграничьте эти слова

Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре. - К чему приводит крайний индивидуализм героя?

Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? - Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?

Анализ легенды о Данко
В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее.
Давайте сопоставим ее с легендой о Данко.
- В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?
- Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

Какие основные черты можно выделить у Данко? - Что лежит в основе его поступков?

Как складываются отношения между Данко и толпой? (работа с текстом)

Что движет поступками Данко? Что совершает он ради людей?

Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?

Как вы понимаете финал рассказа и часто повторяемое Изергиль слово «скучно»?
- К кому из своих героев считает себя близкой Изергиль? - А как определяет отношение к жизни автор-повествователь?

источники
http://www.playcast.ru/uploads/2015/05/14/13593590.jpg данко http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b07.jpg http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b06.jpg http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b08.jpg http://screenshots.etvnet.com/000/945/586/b04.jpg http://i42.fastpic.ru/big/2012/0625/82/dc1e661f118ec196ed41953740805d82.png http://i11.pixs.ru/storage/2/2/0/HudozhnikP_6645120_16899220.jpg http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/wp-content/uploads/2016/06/Staruha-Izergil-1.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/101/181/101181623_1238961480_600purity13x7.jpg http://g01.a.alicdn.com/kf/HTB1lUVIKFXXXXbeXXXXq6xXFXXXH/62370-handpainted-%D0%B0%D0%B1%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%B5%D0%B2%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81-%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C-%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%BC-%D0%BD%D0%B0-%D1%85%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%B5-%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8B-%D0%B2-%D0%B8%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5-%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%B5%D1%81%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0.jpg http://proxy11.media.online.ua/uol/r3-f93800fa52/521a6d075a89c.jpg http://rusplt.ru/netcat_files/95/73/640x420/RIAN_00069140.HR.jpg http://webfacts.ru/wp-content/uploads/2016/07/3RIA-520663-Preview.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/5627/67700761.c2/0_a6d23_1aa699b0_orig.jpg http://hram-troicy.prihod.ru/users/67/1167/editor_files/image/105_(1).jpg Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.