Диетические... Волосы Аксессуары

Воспитание национального самосознания у детей дошкольного возраста. В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной. Задачи развития национального

4. Методы и средства развития национального самосознания у детей дошкольного возраста

Основными формами ознакомления дошкольников с родным краем являются игры-занятия, комплексные занятия, экскурсии, целевые прогулки, утренники, праздники.

Наиболее эффективными методическими приемами, которые используются на занятиях, являются: интересное начало; самостоятельная оценка детьми событий, явлений; игровые приемы; вопросы воспитателя к детям и детей к воспитателю; создание проблемных ситуаций; опора на личный опыт детей; загадывание загадок; использование пословиц и поговорок; использование продуктов детской деятельности, предметов быта, зодчества русских и чуваш и др.

Средства воспитания: русский и чувашский фольклор, государственная геральдика, русский и чувашский орнамент, национальная одежда, родная природа, родной язык, традиции. Обряды, детская художественная литература, картины, альбомы, слайды и др. Используются дидактические игры и упражнения, викторины, сюжетно-ролевые игры. Большими возможностями располагает изобразительная и трудовая деятельности детей.

Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы...

Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Условия и средства сенсорного развития и воспитания подробно изложены в рамках общей системы сенсорного воспитания, разработанной отечественными учеными, педагогами и психологами (А.В. Запорожцем, А.П. Усовой, Н.П. Сакулиной, Л.А. Венгером, Н.Н...

Патриотизм невозможно формировать без наличия предпосылок, которые заключаются в чувстве любви к ближайшему окружению. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному краю...

Задачи развития национального самосознания в Программе воспитания ребенка-дошкольника

Свою работу по патриотическому воспитанию я начала, прежде всего, с составления перспективного плана, опираясь на следующие задачи: 1. Воспитывать основы социально-нравственной сферы чувств, представлений, отношений. 2...

Занятие как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Одной из главных целей в развитие ребенка - дошкольника является развитие его познавательной активности. Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения...

Знакомство детей старшего дошкольного возраста с опорно-двигательной системой человека

Методика развития силовых способностей у детей младшего школьного возраста

Наблюдение за природой как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста

Особенности запоминания детей дошкольного возраста в различных видах деятельности

Запоминание у детей дошкольного возраста достигается разными приемами и средствами, и, прежде всего, выделением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т...

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Методы нравственного воспитания -- это пути и способы реализации задач и содержания нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей...

Развитие познавательных мотивов у детей дошкольного возраста в процессе учебной деятельности

Одной из главных целей в развитии ребенка - дошкольника является развитие его познавательной активности. Развивая познавательную сферу ребёнка-дошкольника, необходимо стремиться создать такие условия для его жизни, развития и обучения...

Развитие творческих способностей дошкольников в условиях организационной учебной деятельности по аппликации из нетрадиционных материалов

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы...

Социализация детей с задержкой психического развития в среду нормально развивающихся сверстников

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству. В системе образования наметились тенденция к изменению традиционного...

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста

Раскрыть влияние сюжетно-ролевой игры на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста; - провести экспериментальное выявление эффективности сюжетно-ролевой игры в развитии диалогической речи детей старшего дошкольного...

Физическое воспитание детей дошкольного возраста

Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются различные средства: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения...

Детство – это возраст, когда человек впитывает в себя все мысли, краски, чувства окружающего мира.

Ничто не проходит бесследно мимо ребенка. Оно оставляет «след чего-то удивительного, не понятного никому, скользнувшего в душу человека, в самый фундамент ее, чтобы лежать там, в душе, до срока, а потом прорасти кто знает, чем: стихотворением, любовью, научным открытием или просто добрым, славным поступком, прорасти будущим», - пишет А. Шоров.

Воспитание национального самосознания начинается с первых лет жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Традиции, обычаи предполагают повторяемость, устойчивость системы социокультурного наследия, благодаря чему происходит усвоение личностью культурно-исторического опыта. Традиции прямо обращены к духовному миру человека и выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств и определенной направленности поведения, требуемых этими отношениями. Обычай, включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает новым поколениям стандарт действия, поступка в конкретной ситуации путем инструкций, предписаний, не имеющих юридической силы, но обладающих силой общественного влияния.

При использовании различных форм фольклора наиболее эффективно происходит установление хороших отношений педагога с группой. Ребенок приходит играть, осваивать новый вид деятельности, в котором нет оценок.

Атмосфера коллективного эстетического переживания, высокий уровень вовлеченности участников создают эмоционально теплые отношения. Ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств. В ходе творческого воссоздания сказок, участник применяет к себе различные роли - ролей животных и различных трудовых ролей в соответствующих произведениях. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. В ходе занятия постоянно воспроизводятся и закрепляются нормы поведения, взаимодействия, выражения чувств.

Мир устроен так, что в нем есть плохое и хорошее, прекрасное и безобразное, добро и зло. Ребенок должен быть окружен добром, красотой и счастьем. В этом ему могут помочь только взрослые. Ведь взрослые люди могут создать детям то подлинно счастливое детство, без которого не может вырасти настоящий, гармоничный, хороший человек. Величайшим счастьем, огромной необходимостью становится для ребенка встреча в детстве со сказкой. Именно потому, что сказка для каждого ребенка - самая необходимая духовная «пища», она возникла прежде всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен.

Литература претерпела - как и все в истории-очень большие изменения. Но по-прежнему жива сказка и по-прежнему существуют сказочники. Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа со сказкой создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; усвоение и репетирование навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания. Сказка - это особый литературный жанр, история, разворачивающаяся во вневременном и внепространственном измерении. Ведь в мире сказок есть особенный и необыкновенный стиль, наполненный нашими мечтами и фантазиями. Сказки учат выпутываться из непростых положений, с честью выходить из испытаний, побеждать страх - и любая сказка оканчивается счастливым финалом. Без сказок даже реальный мир теряет свои краски, становится обыденным и скучным.

Русская народная сказка - это и неоценимая помощница в формировании языковых и речевых навыков ребёнка. Слова и выражения из сказок с их древним и глубоким смыслом закладываются в нашем сознании и живут в нас, независимо от того где находимся мы сами. Умное, доброе, правильное, высоконравственное, заложенное в сказках помогает воспитать в наших детях самые лучшие человеческие качества. Сказка учит жизненным премудростям. И эти ценности вечные, из них складывается то, что и называем мы – духовная культура. Сказки раскрывают все важнейшие стороны русской жизни. Они неисчерпаемый источник сведений о национальном характере. Сила их и в том, что они не только раскрывают его, но и создают. В сказках раскрывается множество отдельных черт характера русского человека и особенностей его внутреннего мира и идеалов. Помимо прочего, неоценимость сказок и в том, что они дают возможность познакомить детей с жизнью и бытом русского народа. Еще в русских сказках, как и в русском народе, сильна вера в чудо. Конечно, все волшебные сказки в мире строятся на каких-то необыкновенных событиях. Но нигде чудесное так не главенствует над сюжетом, как в русских. Оно нагромождается, переполняет действие и в него всегда верят, безоговорочно и без тени сомнения. Сказки дают возможность расширить словарный запас по любой теме (будь то сказки о животных, бытовые или волшебные). Традиционные русские повторы, особая мелодичность, редкие «забытые» нами слова, пословицы и поговорки, чем так богата русская речь: всё это позволяет сделать сказку доступной, понятной для детского сознания, помогает легко и быстро запомнить её. А всё это развивает фантазию детей, учит их красивой и складной речи. Кто знает, может те сказки, которые они начинают придумывать вслед русским народным сказкам, тоже когда-то войдут в сокровищницу языка. Как не крути, сказка-вымысел. Но ведь в ней всё необыкновенно, волшебно и очень привлекательно. Идёт погружение в таинственный, зачарованный мир, где звери говорят человеческим голосом, где предметы и деревья передвигаются сами по себе, где добро обязательно побеждает зло.

Передавали сказочные истории из уст в уста, от поколения к поколению, по ходу дела изменяя их и дополняя новыми деталями. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок. Положительным сказочным героям в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: река, озеро, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку и т.д. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям, а увлекательность сюжета, образность и забавность усиливает воспитательное значение народных педагогических средств. Сказка, может познакомить всего с двумя словами других народов, но всетаки вызывает у ребенка интерес к чужим языкам. Именно мастерское сочетание в сказках воспитательного и познавательного и сделано их весьма эффективными педагогическими средствами. Сказки показывают, что отличительной их особенностью является то, что они занимаются воспитанием не только детей и молодежи, но и их родителей. Это весьма характерно.

Использование элементов театрального реквизита в костюмах персонажей воскрешает традиции ряженья, которые исторически были связаны с обращением к потустороннему миру и его силам. Ряженый, изображающий тот или иной персонаж, становится на время не самим собой, а «другим», становится частью «потусторонних сил», что, с одной стороны, частично снимает естественный страх перед этой «потусторонностью», содействует развитию творческого реагирования в различных ситуациях реализации творческого потенциала личности. С другой стороны, это позволяет ощутить взаимосвязь «светлого» и «темного» миров. И на основе этого - целостность собственной личности, включающей в себя «светлые» и «темные» стороны.

В процессе воспитания национального самосознания у дошкольников может быть эффективно использование песен-игр. Песня-игра является достаточно широко распространенным жанром фольклора. Имея определенную канву, она, тем не менее, оставляет широкое поле для импровизации. Часто в песнях-играх отражены особенности межличностных отношений, основой которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора. Само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в то же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознания.

Структура занятий может варьироваться, при этом сохраняется:

  • приветствие (групповой ритуал),
  • прощание (групповой ритуал),
  • разминка (с использованием уже известных, освоенных участниками игр песен-игр, хороводов),
  • работа (продолжение работы) с новым жанром,
  • общая игра или песня, особенно нравящаяся участникам группы.

Желательно в этом качестве использовать медленные плавные хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия. В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания.

О воспитательной ценности сказок писал А. С. Пушкин: «...вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания». Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения. Все мы знаем, как нуждается ребенок в проявлении любви, как сам выражает ответную любовь. Эмоциональная память ребенка, связанная с этими яркими и глубокими переживаниями, сохраняется на всю жизнь, становиться благодатной почвой для формирования национального самосознания.

Таким образом, педагогическое воздействие должно носить комплексный характер, пронизывать все виды детской деятельности, осуществляться в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающими. От взрослого во многом зависит, чем интересуется ребенок, о чем он спрашивает. Поэтому особенно важна активная позиция воспитателя, его желание и умение сформировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помочь им осознать себя неотъемлемой частью своей малой Родины, гражданином России.

осознанием общественных ценностей дети начинают гордиться профессиональными успехами своих родителей, их место в обществе . При этом, как отмечают психологи, у детей старшего дошкольного возраста общественно важные мотивы преобладают над личностными.
По мнению ученых, уже в конце дошкольного возраста ребенок оказывается способным осознавать и себя саму и то место, которое она в настоящее время занимает в жизни.
В научных разработках А. Кононко определена роль и место самосознания в жизни дошкольника. Подчеркивая важность зарождения у него самосознания именно в этот период, исследовательница отмечает, что он (ребенок дошкольного возраста - И. Г.) сознательно относится к своему поведению, переживаний, мыслей; овладевает элементарным умением производить эмоционально-смысловые оценки своих возможностей. . . , У него формируется определенное представление о себе как индивидуальность и общественное существо ».
Несмотря на то, что в период старшего дошкольного возраста происходит формирование тех черт характера, которые и определяют личность, а также основ сознания и самосознания, считаем, что этот возраст имеет исключительную важность для формирования у детей основ национального самосознания. По мнению И. Матюши, уже ". . . с первых дней своей жизни дети впитывают то национальный и социальный дух, который формирует в них типичные личностные черты и качества, присущие своему, а не другому народу "
Реализация программы национального воспитания в дошкольных учебных заведениях требует учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста. В соответствии с этим следует организовывать и проводить учебно-воспитательный процесс. Именно здесь на помощь приходят разработанные отечественными и зарубежными учеными различные теоретические положения о непрерывности, поэтапность и преемственность воспитательного процесса.
А. Вишневский в процессе становления национального же усвидом¬лення выделяет три этапа. Первым из них он называет этап раннего этнически-территориального самосознания (этнизация). В этот период, по мнению ученого, закладывается "корни патриотизма". Считаем, что есть все основания квалифицировать этот процесс как становление первооснов национального самосознания. Согласно теории А. Вишневского , именно во время первого этапа происходит осознание ребенком своей этнической принадлежности. Уже с первых дней жизни ребенок формируется под влиянием материнского языка, колыбельной песни, бабушкиной сказки. Подрастая, она участвует в народных праздниках и обрядах, усваивает народные песни, вовлекается в процесс народного творчества и др. Дети дошкольного возраста являются активными участниками народных жизненных действа (коляда, поздравления, гаевки, писанки, вертеп и т.д.). Традиции, обычаи и обряды имеют глубокое влияние на воспитание, и не только национальное, так как они всегда поддерживаются силой общественного мнения и периодически повторяются. В семье и школе дети усваивают уважительное отношение к выдающихся украинских исторических и культурных деятелей, уважение к идеалам, за которые они боролись, участвуют в чествовании их памяти.

В настоящее время российские ДОУ, являющиеся важнейшим звеном в системе дополнительного образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Он связан с переосмыслением сущности процесса воспитания дошкольников, поиске новых подходов к воспитанию, на первый план которого все более отчетливо выдвигается воспитание национального самосознания дошкольника.

Воспитание национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Традиции, обычаи предполагают повторяемость, устойчивость системы социокультурного наследия, благодаря чему происходит усвоение личностью культурно-исторического опыта.

Традиции прямо обращены к духовному миру человека и выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств и определенной направленности поведения, требуемых этими отношениями. Обычай (исторически закрепленная в социальном опыте людей форма поведения человека в конкретной ситуации), включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает новым поколениям стандарт действия, поступка в конкретной ситуации путем инструкций, предписаний, не имеющих юридической силы, но обладающих силой общественного влияния.

При использовании различных форм фольклора наиболее эффективно

происходит установление хороших отношений педагога с группой. Ребенок приходит играть, осваивать новый вид деятельности, в котором нет оценок. Атмосфера коллективного эстетического переживания, высокий уровень вовлеченности участников создают эмоционально теплые отношения. Ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств. В ходе творческого воссоздания сказок, участник применяет к себе различные роли - ролей животных и различных трудовых ролей в соответствующих произведениях. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. В ходе занятия постоянно воспроизводятся и закрепляются нормы поведения, взаимодействия, выражения чувств.

Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа со сказкой создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; усвоение и репетирование навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания.

Кроме того, именно в сказках в символической форме отражены типичные ситуации, в которые попадает в жизни реальный человек, которые он переживает. Для практической работы целесообразно использование материала как волшебной, так и бытовой сказки. В ходе работы с волшебной сказки участники могут сознательно или бессознательно разобраться в собственных страхах, персонифицированных образах, например, Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Змея- Горыныча, Чудовища и т. д.

Перевоплощаясь в определенный персонаж, участник символически принимает «собственную тень», что способствует достижению целостности. Кроме того, в процессе творческой реконструкции сказки выявляется неоднозначность образов (как условно «положительных», так и «отрицательных»), что способствует расширению когнитивной и эмоциональной сферы участника.

Работа со сказкой может выглядеть следующим образом. Рассказ участниками занятий народных сказок, которые они знают (если не знают, то несколько небольших

сказок рассказывает ведущий, либо ведущий просит к следующему занятию прочитать несколько волшебных сказок). В ходе обсуждения сказок вычленяется основное их ядро: герой попадает в сложную ситуацию, проходит ряд трудных испытаний, встречаясь с различными персонажами, и выходит победителем. На основе вычлененного ядра (формулы волшебной сказки) участниками сочиняется волшебная сказка, в которой может быть произвольное количество персонажей.

Затем сказка разыгрывается, причем участники при каждом новом проигрывании меняются ролями, импровизируют текст своих героев. В ходе игры персонажи, воспринимаемые ранее как отрицательные (Баба-Яга, Змей-Горыньгч и др.), могут трансформироваться, становиться помощниками героя. Кроме того, знание законов волшебной сказки может помочь этим героям «превратиться» в других (например, Баба-Яга может быть заколдована, при расколдовывании стать доброй бабушкой и др.)

Использование элементов театрального реквизита в костюмах персонажей (они могут быть сделаны из подручного материала) воскрешает традиции ряженья, которые исторически были связаны с обращением к потустороннему миру и его силам. Ряженый, изображающий тот или иной персонаж, становится на время не самим собой, а «другим», становится частью «потусторонних сил», что, с одной стороны, частично снимает естественный страх перед этой «потусторонностью», содействует развитию творческого реагирования (гибкого, вариативного) в различных ситуациях реализации творческого потенциала личности. С другой стороны, это позволяет ощутить взаимосвязь «светлого» (потустороннего) и «темного» (потустороннего) миров, а на основе этого - и целостность собственной личности, включающей в себя и «светлые» и «темные» стороны.

Работа со сказками также предоставляет возможность освоения способов поведения в сложных ситуациях. Часто в сказке главный герой попадает в трудную, сложную, казалось бы, неразрешимую ситуацию. Совместный анализ сказок дает возможность вычленить способы, формы, особенности поведения, которые помогают герою выйти из таких ситуаций. Небольшие сказки и отдельные фрагменты развернутых сказок могут быть использованы в процессе занятий, причем тексты могут варьироваться, изменяться. Каждый участник,становясь «героем» сказки, может попробовать различные способы поведения в сложных ситуациях. Также, в процессе воспитания национального самосознания у дошкольников может быть эффективно использование песен-игр. Песня-игра являете достаточно широко распространенным жанром фольклора. Имея определенную канву, она, тем не менее, оставляет широкое поле для импровизации. Часто в песнях-играх отражены особенности межличностных отношений, основой которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора. Само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в то же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознания.Структура занятий может варьироваться, при этом сохраняется общая ее канва: приветствие (групповой ритуал), прощание (групповой ритуал), разминка (с использованием уже известных, освоенных участниками игр песен-игр, хороводов), работа (продолжение работы) с новым жанром, общая игра или песня, особенно нравящаяся участникам группы. Желательно в этом качестве использовать медленные плавные хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование национального самосознания у дошкольников

Подготовила :

воспитатель МБДОУ «детский сад комбинированного вида №2 «Улыбка»

Матросова С.В.

В настоящее время российские ДОУ, являющиеся важнейшим звеном в системе дополнительного образования, переживают качественно новый этап в своем развитии. Он связан с переосмыслением сущности процесса воспитания дошкольников, поиске новых подходов к воспитанию, на первый план которого все более отчетливо выдвигается воспитание национального самосознания дошкольника.

Воспитание национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Традиции, обычаи предполагают повторяемость, устойчивость системы социокультурного наследия, благодаря чему происходит усвоение личностью культурно-исторического опыта.

Традиции прямо обращены к духовному миру человека и выполняют свою роль средств стабилизации и воспроизводства общественных отношений через формирование духовных качеств и определенной направленности поведения, требуемых этими отношениями. Обычай (исторически закрепленная в социальном опыте людей форма поведения человека в конкретной ситуации), включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает новым поколениям стандарт действия, поступка в конкретной ситуации путем инструкций, предписаний, не имеющих юридической силы, но обладающих силой общественного влияния.

При использовании различных форм фольклора наиболее эффективно

происходит установление хороших отношений педагога с группой. Ребенок приходит играть, осваивать новый вид деятельности, в котором нет оценок. Атмосфера коллективного эстетического переживания, высокий уровень вовлеченности участников создают эмоционально теплые отношения. Ребенок не только участвует в творческой деятельности, но и получает информацию о способах разрешения проблем, о социально приемлемых способах выражения чувств. В ходе творческого воссоздания сказок, участник применяет к себе различные роли - ролей животных и различных трудовых ролей в соответствующих произведениях. Каждая из таких ролей предполагает особый стиль поведения и взаимодействия. В ходе занятия постоянно воспроизводятся и закрепляются нормы поведения, взаимодействия, выражения чувств.

Богатый материал для педагогического воздействия на личность ребенка предоставляют народные сказки. Работа со сказкой создает условия для символического разрешения эмоциональных проблем; усвоение и репетирование навыков оптимального поведения; развитие творческих способностей детей, воспитание национального самосознания.

Кроме того, именно в сказках в символической форме отражены типичные ситуации, в которые попадает в жизни реальный человек, которые он переживает. Для практической работы целесообразно использование материала как волшебной, так и бытовой сказки. В ходе работы с волшебной сказки участники могут сознательно или бессознательно разобраться в собственных страхах, персонифицированных образах, например, Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Змея- Горыныча, Чудовища и т. д.

Перевоплощаясь в определенный персонаж, участник символически принимает «собственную тень», что способствует достижению целостности. Кроме того, в процессе творческой реконструкции сказки выявляется неоднозначность образов (как условно «положительных», так и «отрицательных»), что способствует расширению когнитивной и эмоциональной сферы участника.

Работа со сказкой может выглядеть следующим образом. Рассказ участниками занятий народных сказок, которые они знают (если не знают, то несколько небольших

сказок рассказывает ведущий, либо ведущий просит к следующему занятию прочитать несколько волшебных сказок). В ходе обсуждения сказок вычленяется основное их ядро: герой попадает в сложную ситуацию, проходит ряд трудных испытаний, встречаясь с различными персонажами, и выходит победителем. На основе вычлененного ядра (формулы волшебной сказки) участниками сочиняется волшебная сказка, в которой может быть произвольное количество персонажей.

Затем сказка разыгрывается, причем участники при каждом новом проигрывании меняются ролями, импровизируют текст своих героев. В ходе игры персонажи, воспринимаемые ранее как отрицательные (Баба-Яга, Змей-Горыньгч и др.), могут трансформироваться, становиться помощниками героя. Кроме того, знание законов волшебной сказки может помочь этим героям «превратиться» в других (например, Баба-Яга может быть заколдована, при расколдовывании стать доброй бабушкой и др.)

Использование элементов театрального реквизита в костюмах персонажей (они могут быть сделаны из подручного материала) воскрешает традиции ряженья, которые исторически были связаны с обращением к потустороннему миру и его силам. Ряженый, изображающий тот или иной персонаж, становится на время не самим собой, а «другим», становится частью «потусторонних сил», что, с одной стороны, частично снимает естественный страх перед этой «потусторонностью», содействует развитию творческого реагирования (гибкого, вариативного) в различных ситуациях реализации творческого потенциала личности. С другой стороны, это позволяет ощутить взаимосвязь «светлого» (потустороннего) и «темного» (потустороннего) миров, а на основе этого - и целостность собственной личности, включающей в себя и «светлые» и «темные» стороны.

Работа со сказками также предоставляет возможность освоения способов поведения в сложных ситуациях. Часто в сказке главный герой попадает в трудную, сложную, казалось бы, неразрешимую ситуацию. Совместный анализ сказок дает возможность вычленить способы, формы, особенности поведения, которые помогают герою выйти из таких ситуаций. Небольшие сказки и отдельные фрагменты развернутых сказок могут быть использованы в процессе занятий, причем тексты могут варьироваться, изменяться. Каждый участник,становясь «героем» сказки, может попробовать различные способы поведения в сложных ситуациях. Также, в процессе воспитания национального самосознания у дошкольников может быть эффективно использование песен-игр. Песня-игра являете достаточно широко распространенным жанром фольклора. Имея определенную канву, она, тем не менее, оставляет широкое поле для импровизации. Часто в песнях-играх отражены особенности межличностных отношений, основой которых является уважение, доброжелательность. В значительной части игр присутствуют также элементы народного юмора. Само пространство игры сообщает происходящему развлекательный характер, но в то же время именно в этом пространстве складываются речевые и поведенческие импровизации участников, что развивает творческий подход к явлениям реальной жизни и содействует формированию национального самосознания.Структура занятий может варьироваться, при этом сохраняется общая ее канва: приветствие (групповой ритуал), прощание (групповой ритуал), разминка (с использованием уже известных, освоенных участниками игр песен-игр, хороводов), работа (продолжение работы) с новым жанром, общая игра или песня, особенно нравящаяся участникам группы. Желательно в этом качестве использовать медленные плавные хороводы, так называемые «тихие игры», что обеспечивает эффект релаксации в конце занятия.


«Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от неё».

(К.Д Ушинский)

О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Формирование национально − регионального компонента в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных проблем современного этапа образования. Он предполагает обучение детей в доступных формах государственным языкам Республики Мордовия, а также приобщение их к национальной культуре. Национально-региональный блок в условиях системы воспитания реализуется в изучении культуры родного края, традиций народов Мордовии.

Культура любого народа только тогда жива, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции. При этом очень важно осознание не только собственной этнической самобытности, но и плодотворности взаимодействия, сотрудничества с другими народами. На протяжении веков бок о бок живут разные народы: мордва, татары, русские, и это культурное многообразие, постоянное межэтническое общение, межнациональное согласие является бесценным достоянием нашего района. Знание культуры народов, живущих в нашем крае, обогащает нас пониманием того, кто мы, что нас объединяет, во имя чего мы живем. Это делает нас терпимее друг к другу.

Национальное самосознание — это процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится. Воспитание национального самосознания начинается с первых годов жизни человека. Обучая родному языку, знакомя с обычаями, традициями и ценностными ориентациями педагог создает условия для формирования национального самосознания.

2.Задачи формирования основ национального самосознания дошкольников:

  1. Воспитание у детей интереса и эмоционально положительного отношения к окружающему миру, любви к родным и близким людям, к природе, родному краю, интерес к обычаям и традициям своего народа.
  2. Формирование у детей системы знаний о родном крае, желание их углублять; знания языка своего народа,
  3. Вовлечение детей в практическую деятельность по использованию и переработке полученных знаний, обогащению опыта деятельного отношения к окружающему миру, по формированию стремления приносить пользу людям.
  4. Систему знаний, которую нужно сформировать у дошкольников, можно представить следующим образом:

Природоведческие сведения: географические особенности родного края, климат, природа, экологические знания, природоохранительная деятельность и т. д.;

Сведения о жизни мордовского народа: жизнь и труд родных и близких ладей, некоторые этнографические сведения (особенности одежды, быта, искусства и культурымордвы), владение родным языком;

Некоторые сведения из истории семьи и Отчизны: своя родословная, знаменитые люди родного края (просветители, полководцы, князья, писатели, художники и т. д.), памятные места (здания, памятники);

Сведения социального характера: название посёлка, его знаменитых мест; название республики, ее столицы; символы (герб, флаг).

Формирование национального самосознания предусматривает также вооружение детей определенными навыками и умениями: проявлять заботу о родных и близких, о младших, ровесниках, других людях; добросовестно выполнять свои обязанности, использовать свои знания в творческой деятельности; принимать участие в общественно направленной деятельности; бережно относиться к результатам труда, к имуществу, природе.

Необходимо, чтобы всё, воспринятое ребенком из окружающего мира, вызывало в его душе эмоциональный отзыв, добрые чувства. Дошкольник отличается высокой эмоциональностью. Чувства преобладают над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к миру.

4.Основные направления работы с детьми дошкольного возраста:

Обогащение детей знаниями о родном крае, развитие их интересов и эмоционально положительного отношения к окружающему;

Поощрение детей к использованию полученных знаний в их творческой игровой, изобразительной, языковой деятельности;

Организация общественно полезного труда дошкольников, который способствует накоплению опыта деятельного отношения к окружающему миру.

В нашем детском саду знакомство с культурой мордовского народа начинается с малых фольклорных форм. И именно с раннего возраста, слушая сказку, легенду, да и просто потешку, ребенок начинает узнавать о жизни и быте, обычаях нашего народа. Параллельно при ознакомлении детей с произведениями русских писателей и поэтов мы знакомим детей и с произведениями мордовских писателей. Чтение книг, рассматривание иллюстраций, беседы об увиденном и прочитанном, рассказы воспитателя и его объяснения, ответы на вопросы детей развивают интерес детей к культуре мордовского народа. Оформляем уголки с портретом мордовских писателей, их книгами, а также рисунки детей по их произведениям. (фото)

Любовь к родной природе - чувство неотъемлемое от чувств любви к Родине. Красоту природы отразили в картинах - великие художники. Картины мордовских художников (Ф.В.Сычков, А.Н. Баргов и др.), иллюстрации скульптур (С.Д.Эрьзя) дети наглядно видят на репродукциях и открытках. (фото)

Большое влияние на детей оказывает народная сказка. В её образах детям раскрываются обычаи и традиции народа, его характерные черты, его желания и мечты, вера в правду и справедливость, отвращение к жадности и алчности, ненависть к угнетению. Сказка, становится достоянием ребёнка, влияет на его моральный облик, содействует воспитанию любви к народу, к родной природе, родному языку. (фото)

Развлечения, посвящённые мордовским праздникам стали неотъемлемой частью жизни нашего детского сада. Знакомство с мордовской музыкой способствует формированию представления дошкольников о богатстве и разнообразии национальной музыкальной культуры, о жизненных истоках народного творчества. Мы учим мордовские песни, поем их. Наряду с этим дети учатся танцевать и играть в подвижные мордовские игры, используя в речи знакомую лексику. Широко используем народные песни и игры, отражающие жизнь народа, его труд, быт и художественные вкусы. (фото)

Любовь к родному посёлку воспитываем при ознакомлении детей с его достопримечательностями - новыми домами, красивыми местами, парком, памятниками культуры. Детей приучают видеть те перемены, которые произошли в родном посёлке. С целью воспитания у детей любви к Родине используются прогулки и экскурсии в краеведческий музей. (фото)

Народному искусству в развитии национальной культуры отводится огромная роль. Именно оно наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции. Знакомя детей с национальной одеждой - мы содействуем развитию познавательных и интеллектуальных возможностей детей, познанию мордовской культуры. (фото)

Особенно широко в воспитании детей должно применяться народное творчество. Оно близко и понятно детям, и действует на них своей чарующей простотой. Работа с детьми по ознакомлению с народным искусством и развитию их творчества способствует развитию воображения у детей. Дети с удовольствием выполняют эскизы вышивок, занимаются аппликацией с элементами мордовского орнамента. Очень важная потребность, которая удовлетворяется в любой художественной деятельности на материале народного искусства - потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Мы стремимся так организовать работу с детьми по народному искусству, чтобы они могли свободно общаться друг с другом и со взрослым, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. (фото)

Начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагоги обязаны сами его хорошо знать. Они должны продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для республики Мордовия. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Поэтому мы неоднократно организовывали выставки на тему: «Мой край, Мордовия моя». (фото)

В результате проделанной работы:
- дети осознают собственную принадлежность к мордовской национальности, имеют представления о народах, населяющих республику Мордовию, их языках. традициях, обычаях;
- дети знают и любят родной посёлок, знают его историю и достопримечательности;
- дети знакомы с республикой Мордовия, её столицей, знают герб, флаг, гимн РМ, знакомы с природными и географическими особенностями родного края;
- различают знакомые мордовские фольклорные жанры (сказки, колядки, считалки, потешки);
- владеют несложными образцами мордовской речи;
- знают мордовские песни и танцы, мордовские игры и с удовольствием играют в них;
- знают названия и элементы мордовской народной одежды;
- дети способны самостоятельно выделять характерные особенности мордовской вышивки передавать их в рисунке, аппликативной работе, создавать композиции;
- знакомы с некоторыми видами мордовского декоративно прикладного искусства.