Диетические... Волосы Аксессуары

Крылатые выражения 19 века в русской литературе. Золотой век русской литературы. От младых ногтей

Крылатые выражения из произведений русской литературы

…из произведения А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Счастливые часов не наблюдают. (Слова Софьи)

Служить бы рад, прислуживаться тошно. (Слова Чацкого)

Свежо предание, а верится с трудом. (Слова Чацкого)

Дома новы, но предрассудки стары. (Слова Чацкого)

А судьи кто? (Слова Чацкого)

Ах, злые языки страшнее пистолетов. (Слова Молчалина)

Ба! знакомые все лица! (Слова Фамусова)

Где ж лучше? (Разговор Софьи и Чацкого)

Где нас нет.

…из басен И. А. Крылова

А Васька слушает да ест. («Кот и повар»)

А ларчик просто открывался. («Ларчик»)

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник. («Щука и Кот»)

Берись за то, к чему ты сроден,

Коль хочешь, чтоб в делах успешный был конец. («Скворец»)

Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак»)

Как счастье многие находят

Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят. («Две Собаки»)

Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет. («Лебедь, Щука и Рак»)

Хоть ты и в новой коже,

Да сердце у тебя все то же. («Крестьянин и Змея» («К Крестьянину вползла Змея...»)

Не плюй в колодезь – пригодится

Воды напиться. («Лев и Мышь»)

У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягненок»)

Как белка в колесе. («Белка»)

Медвежья услуга. («Пустынник и медведь»)

Рыльце в пуху. («Лисица и Сурок»)

Услужливый дурак опаснее врага. («Пустынник и Медведь»)

…из стихотворений К. Н. Батюшкова

О вы, которые умеете любить,

Страшитеся любовь разлукой прогневить!

("Элегия из Тибулла")

Есть странствиям конец - печалям никогда!

("Воспоминания")

О память сердца! ты сильней

Рассудка памяти печальной.

("Мой гений")

Молитеся с надеждой и слезами...

Земное гибнет все... и слава, и венец...

("Умирающий Тасс")

…из стихотворений Н. М. Карамзина

Ничто не ново под луною. («Опытная Соломонова мудрость, или Выбранные мысли из Екклесиаста»)

…из произведений А. С. Пушкина

В одну телегу впрячь не можно Коня и трепетную лань. (поэма «Полтава»)

Любви все возрасты покорны. («Евгений Онегин»)

Мы все учились понемногу,

Чему-нибудь и как-нибудь. («Евгений Онегин»)

Разбитое корыто. («Сказки о рыбаке и рыбке»)

С корабля на бал. («Евгений Онегин»)

Чтение – вот лучшее учение. (цитата из письма А. С. Пушкина к брату)

…из произведений И. С. Тургенева

Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. (стихотворение в прозе «Русский язык»)

… из произведений А. П. Чехова

Двадцать два несчастья.(пьеса «Вишневый сад»)

На деревню дедушке. (рассказ «Ванька»)

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (пьеса «Дядя Ваня»)

… из произведений Л. Н. Толстого

Живой труп. (драма «Живой труп»)

…из произведений М. Ю. Лермонтова

Забыться и заснуть! (стихотворение «Выхожу один я на дорогу»)

И скучно, и грустно, и некому руку подать. (стихотворение «И скучно и грустно»)

Всё это было бы смешно,

Когда бы не было так грустно. («А. О. Смирновой»)

…из произведений Н. В. Гоголя

И веревочка в дороге пригодится. (комедия «Ревизор»)

…из стихотворений А. А. Блока

И снова бой! Покой нам только снится. (стихотворение «На поле Куликовом»)

…из стихотворений Н. А. Некрасова

Как дошла ты до жизни такой? («Убогая и нарядная»)

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан. (стихотворение «Поэт и гражданин»)

…из произведений М. Горького

Рожденный ползать летать не может. («Песни о Соколе»)

…из стихотворений С. А. Есенина

Всё пройдет, как с белых яблонь дым. («Не жалею, не зову, не плачу…»)

…из стихотворений Ф. И. Тютчева

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей! («О, как убийственно мы любим»)

Любовь есть сон, а сон - одно мгновенье,

И рано ль, поздно ль пробужденье,

А должен наконец проснуться человек... («В разлуке есть высокое значенье»)

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить. («Умом Россию не понять»)


Приложение 1.
Материалы, рекомендованные к использованию на занятиях по факультативному курсу.

  1. Вводный контроль. Диктант.

  2. Вводный контроль. Тест.

  3. Викторина. «Крылатые слова и выражения в литературе XIX века».

  4. Заглавия русских романов и повестей, содержащих экономические понятия.


  5. «Что в имени тебе моём…» (словарная работа).

  6. Словарь экономических терминов по «Записным книжкам» А.П. Чехова.

  7. Словарь экономических фразеологизмов русской литературы второй половины XIX века.

  8. Устойчивые словосочетания и выражения в «Записных книжках» А.П. Чехова.



  9. Примеры экономического и содержательного анализа рассказов А.П. Чехова.

  10. О деловой речи героев произведений А.П. Чехова.

  11. Метод Ривина при изучении содержания рассказов А.П. Чехова.

  12. План семинара по творчеству А.П. Чехова.

  13. Составление раздаточного материала. Кроссворды.

  14. Чайнворды по рассказам А.П. Чехова.

  15. «Зубастики» по рассказам А.П. Чехова.

  16. Экономическое домино по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

  17. Лото по биографии А.П. Чехова.

Приложение 2.


Вводный контроль. Диктант.

Для проверки подготовленности студентов, пришедших в техникум с различной степенью подготовленности по русскому языку, на первом занятии факультативного курса проводится диктант. Целесообразно для диктанта использовать тексты из произведений А.П. Чехова. Такими текстами, например, могут служить следующие:.

Когда восходит луна, ночь становится бледной и темной... Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а и непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы... Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Едешь час-другой... Попадается на пути молчаливый старик- курган, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей.

(Из рассказа «Степь (История одной поездки)».

Но вот женщина и мальчик с сапогами ушли, и уже никого не было видно. Солнце легло спать и укрылось багряной золотой парчой, и длинные облака, красные и лиловые, сторожили его покой, протянувшись по небу. Где-то далеко, неизвестно где, кричала выпь, точно корова, запертая в сарае, заунывно и глухо. Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну, но не знали, какая она и где живет. Наверху, у самого пруда в кустах, за поселком и кругом в поле заливались соловьи. Чьи-то года считала кукушка и все сбивалась со счета и опять начинала, В пруде сердито, надрываясь, перекликались лягушки, и даже можно было разобрать слова: «И ты такова!» Казалось, что все эти твари кричали и пели нарочно, чтобы никто не спал в этот весенний вечер, чтобы все дорожили и наслаждались каждой минутой.

На небе светил серебряный полумесяц. Она не помнила, как долго сидела у пруда, но когда встала и пошла, то в поселке все уже спали и не было ни одного огня.

(Из рассказа «В овраге»)


Приложение 3.

Вводный контроль. Тест.


  1. «НН» пишется в слове

    1. Беле…ая хата

    2. Лакирова…ые туфли

    3. Суше…ые финики

    4. Кале…ые орехи

  2. «Он остановился (1) бросив поводья (2) и (3) привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки (4) правой рукой вынул ее». Запятые ставятся:

    1. 1,4.

    2. 1,2,4.

    3. 1,2,3,4.

    4. 2,4.

  3. «Е» пишется в приставке

    1. пр…брежный

    2. пр…умножать

    3. пр…прятать

    4. пр…увеличивать

  4. Суффикс «-ющ» пишется в слове

    1. кле…ий

    2. кол…ий

    3. пен…ийся

    4. вид…ий

  5. «-НН-» пишется в слове

    1. Круче…ая холстина

    2. Купле…ые продукты

    3. Паха…ая земля

    4. Пута…ые объяснения.

  6. «Ы» пишется в слове

    1. ц…рк

    2. панц…рь

    3. ц…пленок

    4. ц…фра

  7. «О» пишется в окончании

    1. М.Ю. Лермонтов…м

    2. А.И. Герцен…м

    3. И.С. Тургенев…м

    4. А.П. Чехов…м

  8. Ь пишется в слове

    1. Ад…ютант

    2. Павил…он

    3. С…емка

    4. Двух…ярусный

  9. Укажите слитное написание частицы «не»

    1. В (не)доумение

    2. (Не)один

    3. (Не)раз

    4. отнюдь (не)новый

  10. Двоеточие ставится в предложении

    1. Любишь кататься люби и саночки возить.

    2. Лес рубят щепки летят.

    3. Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда.

    4. Хвалы приманчивы как их не пожелать?

  11. «Ё» пишется в слове

    1. пастуш…к

    2. дириж…р

    3. волч…нок

    4. реч…нка

  12. «И самому не верится (1) что (2) когда вернется (3) совсем другие будут планы». Запятые ставятся:

    1. 1,3.

    2. 2,3.

    3. 1,2,3.

  13. «Мы карабкаемся по подъему (1) и (2) когда взбираемся наверх (3) то красота открывается неописуемая». Запятая ставится:

    1. 1,2,3.

    2. 2,3.

    3. 1,3.

  14. Укажите краткое прилагательное с «-нн-»

    1. Облака рассея…ы сильным ветром.

    2. Студенты невнимательны и рассея…ы.

    3. Мы были взволнова…ы этим сообщением.

    4. Необходимые средства были изыска…ы на месте.

  15. Частица «НЕ кто иной» пишется в предложении

    1. ………, кроме наших соперников, не мог совершить этого.

    2. ……… не беспокоил его.

    3. Этот молодой автор был ………, как А.П. Чехов.

    4. ……… более высоких результатов не добьется.

  16. Ошибка допущена в слове

    1. Одолеть

    2. Пластелин

    3. Ураган

    4. Аплодировать

  17. Запятая ставится в предложении

    1. На солнце ярко сверкнули избушки занесенные снегом.

    2. Покрытые росой тополя стояли на краю узкой тропинки.

    3. Все отобранные для выставки картины скоро будут экспонироваться.

    4. За столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод.

  18. Ь пишется в слове

    1. Под…ячий

    2. Ад…ютант

    3. С…емка

    4. Двух…ярусный

  19. «нн» пишется в слове

    1. бара…ий

    2. дикови…ый

    3. песча…ый

    4. багря…ый

  20. «Наш отец был из кантонистов (1) но (2) выслужив офицерский чин (3) оставил нам потомственное дворянство (4) и имение». Запятые ставятся:

    1. 1,3.

    2. 1,2,3,4.

    3. 1,2,3.

Ответы



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

B

C

D

B

B

C

B

B

A

C

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

B

D

D

B

C

B

A

A

B

D

Приложение 4.


Викторина. Крылатые слова и выражения в литературе 9 класса.

  1. Назвать автора строк «А ларчик просто открывался».
(И.А. Крылов. «Ларчик»)

2. Из какой басни Крылова эти строчки: «Да только воз и ныне там»?

(«Лебедь, рак и щука»,1814 г.)

3.Что означает выражение «Как белка в колесе» из басни Крылова «Белка»?

(Много суетиться, быть в беспрестанных хлопотах, заботах)

4.Каким фразеологизмом можно заменить слова о неловкой услуге, приносящей только вред вместо пользы (по басне И.А. Крылова «Пустынник и медведь»)?

(медвежья услуга)

5.«Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь». Что означает это выражение? Кому принадлежат эти строки?

(Лучше будет, если вышестоящие будут относиться к подчиненным ровно. А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

6.Продолжите строчку из народной песни: «Мне не дорог твой подарок…»

(«дорога твоя любовь»)

7.В каком произведении А.С. Пушкин сказал о бесправном положении народа: «Народ безмолвствует»?

(«Борис Годунов»)

8. Что сказал Козьма Прутков о невыполнимости слишком широких планов?

(«Нельзя объять необъятное»)

9. Из какого произведения эти слова: «Ну, как не порадеть родному человечку»?

(А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)

10.Продолжите слова Чацкого из комедии АС. Грибоедова «Горе от ума»: «Служить бы рад…»

(«… прислуживаться тошно»)

Приложение 5.


Заглавия произведений русских писателей XIX века, содержащих экономические понятия.

  1. Аукцион. Н. Павлов.

  2. Горнорабочие. Ф. Решетников.

  3. Живой товар. А. Чехов.

  4. Запутанное дело. М. Салтыков-Щедрин.

  5. Золото. Д. Мамин-Сибиряк.

  6. Игроки наживы. К. Станюкович.

  7. Карьера. А. Вельтман.

  8. Карьера Стукова. А. Эртель.

  9. Крестьянин и крестьянский труд. Г. Успенский.

  10. Миллион. Н. Павлов.

  11. Постоялый двор. И. Тургенев.

  12. Приваловские миллионы. Д. Мамин-Сибиряк.

  13. Разоренье. Г. Успенский.

  14. Сказки о кладах. О. Сомов.

  15. Сорочинская ярмарка. Н. Гоголь.

Энциклопедия русской жизни: Роман и повесть в России второй половины XVIII-начала XX века: Рек. библиограф. справочник/Сост. Е.М. Сахарова, И.В. Семибратова. – М.: Книжная палата. 1988. – 400 с.

Приложение 6.
Материалы для проведения разминки.
В качестве разминки на уроке русского языка можно предложить задание: объяснить значение ряда экономических терминов.

Работа проводится без предварительной подготовки, с целью выяснить житейское понимание студентами данных слов, и в дальнейшем прокомментировать типичность ошибок, и дать правильное объяснение с помощью словарной статьи (работа со словарями – справочниками). Обучающиеся записывают ряд слов, затем в течение 5 – 6 минут записывают объяснения, а в конце – читают по указанию преподавателя объяснения, выявляют ошибки, а если затрудняются, то справляются по словарю.

Задание: Объяснить значение слов: торговля, долг, закладная, наследство, банк, вексель, фальшь, доверенность, перевод, конторщик.

Вот такие объяснения дали студенты (в обобщённом виде): торговля – продажа товаров, чего – либо с целью получения прибыли, выгоды; предпринимательство; приобретение какого – либо товара за определенную плату.

Когда все пояснения прозвучат, на классной доске получается довольно–таки полное объяснение термина. В ходе этой работы обучающиеся получают навыки формулирования понятий, учатся делать определённые выводы.

Затем один из студентов находит в словаре определение данного термина, читает его вслух (можно записать на классной доске или спроецировать на экран); группа сравнивает свою работу с научной формулировкой. Порой высказывания студентов, разумеется, обобщённые и отредактированные с помощью преподавателя, ничуть не отличаются от словарной статьи.

Например, долг – деньги, которые обязательно должен вернуть какой-либо человек; денежное или вещевое обязательство; брать взаймы, с тем, чтобы вернуть…

доверенность - бумага, разрешающая пользоваться собственностью человека другим лицом; акт на передачу имущества; это ценная бумага, заверенная нотариусом; это когда доверяешь человеку по документу…

Используя экономическую лексику из рассказов А. П. Чехова, можно предложить и такой приём в работе, как выявление отличий пар слов: торг – аукцион, аренда – заём, богач – финансист, лавка – магазин, проценты – доход и др.

Рассмотрим пример с парами «аренда – заём» и «проценты – доход»; студенты дали такое толкование терминам:

Аренда – взял землю – отдай с процентами.

Это когда берут что-нибудь на время и за деньги.

Заём – долговое обязательство.

Когда берут деньги и через некоторое время возвращают.

Проценты – брать ссуду под проценты, маленькая сумма.

Дополнительная прибыль или убыток.

Когда деньги «растут» с каждым разом…

Доход – купил одну вещь дешево, а продал дороже.

Выгода от чего-либо.

Непостоянная прибыль при продаже товара.

Приложение 7.


«Что в имени тебе моем…» (словарная работа).
Словарная работа с терминами экономического характера.

По заданию преподавателя студенты в рабочих тетрадях записывают в столбик начало строки фамилию, имя и отчество писателя (А.П. Чехов). К каждой букве студенты придумывают экономические термины (или выписывают из своего мини-словаря экономических терминов, или выписывают из Словаря экономических терминов, или из произведений данного писателя). Затем им предлагается задание: дать объяснения этим терминам, составить предложение с выбранными словами. Как наиболее удачное выполнение задания, следует считать составление предложений по определённой схеме либо связанного рассказа по конкретной теме.


Ниже приводятся элементы выполнения данного задания:
А – агент, афиша

Н – налог, норма

Т – табель, таможня, тариф

О – оборот

Н – наниматель, норматив
П – пассив, паритет, патент, план

А – адресат, аукцион

В – ведомость, виза

Л – ломбард, льготы

О – организация

В – вексель, вклад

И – издержки, имидж, инструкция

Ч – член, чартер


Ч – чек, частное

Е – естественный хозяйственный год

Х – хронометраж, хранение

О – облигация, остаток

В – валюта
«В четверг я был в окружном суде, сошлась компания, начался разговор о том о сем, пятое – десятое, и, кажется, вот можно будет строить заем под векселя, чтобы заплатить проценты в банк».

(Гаев, из пьесы «Вишневый сад»).


Монополия – исключительное право, предоставляемое государству, предприятию, организации или физическому лицу на осуществление какой-либо деятельности.

(Из «Большого экономического словаря»)


Банк России имеет монопольное право на эмиссию денег, на их хождение на территорию страны.

(из высказывания студента)


Приложение 8.


Словарь экономических терминов по «Запасным книжкам» А.П. Чехова.
(в скобках указываются страницы ПСС и Писем в 30 томах А. П. Чехова, т. 17 – М.: Наука, 1980. – 528 с., а также – вторая цифра – указание на определение, данное в Большом экономическом словаре/ под ред. А. Н. Азриляна – М.: Фонд «Правовая культура», 1994. – 528 с.).
Агент (27, 9), акцизный (60, 17), аренда (11, 27), адвокат (98, 10),

банк (166, 36), бесплатно (133, 43), благотворительство (12, 48), бухгалтер (18, 53), биржа (78, 44), бюро (166, 56),

взятка (71, 88, - 70), визит (27, 10 – 71), винная лавка (31, 71), вымогательство (35, 82), вексель (18, 38 – 65),

департамент (116, 105), деньги (18, 19, 47, 78 – 105), доверенность (134, 116), документ (175, 120), долг (13, 16 – 121), доход(110, 154, 42 – 125), дарить (85, 97),

завод (60, 134), задаток (36 153 – 135), заказные (92, 138), закладная (145, 138), законоположение (141, 149), залог (166, 142), золотой (52, 60 – 148),

индустрия (160, 160), инспектор (60, 162), иск (11, 165),

канцелярия (50, 170), касса (19, 168), казна (22, 211), клиент (41, 179), квитанция (62, 166 – 176), комиссионеры (18, 36, 124, 166 – 182), комиссия (88, 182), компромисс (103, 230), кредит (151, 203), кредитные (26, 203), конторщик (99, 193), крупье (52, 210), купец (22, 211), купить (7, 211), купоны (83, 211),

лотерейный билет (43, 114 – 219),

магазин (151, 16 – 231), марка (32, 56 – 223), меркантильный (103, 186),

надельные (11, 238), найм (88, 35 – 239), неравенство (9, 250), неустойка (11, 251), нотариус (90, 255),

паспорт (131, 289), пари (133, 287), получать (11, 303), покупной (12, 302), покупатели (18, 302), пособие (11, 13, 57 – 306), подрядчик (68, 300), подписной лист (7, 299), потребности (8, 309), правление (29, 149 – 311), проценты (39, 326), прием (11, 317), проект (24, 322), приказ (170, 18 – 317), промышленная (18, 76 – 323),

рассрочить (11, 333), растратить (10, 51 – 333), расписка (19, 92 – 332), расход (109, 333) , ревизия (36, 338), ревизские души (11, 338), регалии (44, 338), ремесло (94, 344), рецензия (94, 347), рынок (12, 116 – 350),

сберегательная касса (65, 135 – 356), служить (8, 376), служащий (26, 66 – 376), служба (173, 376), содержать (93, 382), средства (92, 388), средний урожай (11, 388), скидка (26, 374), ссуда (51, 389), страхование (97, 397), счёт (59, 100 – 406),

таможенный (76, 415), торговля (18, 76 – 427), транспортирование (97, 429), труд (33, 431),

универсальный (16, 151 – 435), управа (153, 435), управляющий (103, 149 – 435),

фабрика (52 442), фонд (65, 449), фирма (14, 448),

хозяин (12, 100 – 458), хозяйство (142, 458),

цена (12, 469),

экономический рост (142, 476).
Итого 106 терминов.

Приложение 9.


Словарь экономических фразеологизмов русской литературы 2 половины XIX века.
Административный восторг – упоение своей властью (Ф.М. Достоевский. Бесы.)

Бросать на ветер – тратить, расходовать зря, безрассудно (А.П. Чехов. Припадок.)

Власть тьмы – засилье невежества, общественной отсталости (Л.Н. Толстой. Власть тьмы.)

Волга впадает в Каспийское море – о банальной истине (А.П. Чехов. Учитель словесности.)

Вот приедет барин - барин нас рассудит – намек на возможность улаживания вопросов вышестоящими органами (Н.А. Некрасов. Забытая деревня.)

Все смешалось в доме Облонских – о страшной неразберихе (Л.Н. Толстой. Анна Каренина.)

Грош цена в базарный день – имеет малую ценность или ничего не стоит. (А.П. Чехов. Свирель.)

Двадцать два несчастья – характеристика неудачника в деле (А.П. Чехов. Вишневый сад.)

Живой труп – о человеке, потерявшем всякий интерес к жизни, опустившемся, разорившемся (Л.Н. Толстой. Живой труп.)

Злачное место – место, где развлекаются, живут без труда и забот (А.П. Чехов. Беда.)

Как бы чего не вышло – намек на нерешительность, безынициативность человека (А.П. Чехов. Человек в футляре.)

Кататься как (будто, словно, точно) сыр в масле – жить в довольстве, в достатке (А.П. Чехов. Степь.)

Лишние люди – не находящие своим силам применения в окружающем их обществе (И.С.Тургенев. Дневник лишнего человека.)

Лошадиная фамилия – слово, адрес, которые не может вспомнить кто-либо, несмотря на долгое припоминание (А.П. Чехов. Лошадиная фамилия.)

Мещанское счастье – довольство жизнью, мелкие собственнические интересы (Н.Г. Помяловский. Мещанское счастье.)

На деревню дедушке – неизвестно куда и кому (А.П. Чехов. Ванька.)

Не под силу – совершенно невозможно, тяжело сделать что–либо (А.П. Чехов. Верочка.)

Нельзя объять необъятное – о невыполнимости слишком широких замыслов (афоризм Козьмы Пруткова.)

Ни гроша (ни алтына, ни копейки, ни копья, ни полушки, ни обола) за душой – совсем нет денег (А.П. Чехов. В Москве на Трубной площади.)

Обыкновенная история – об обычных, шаблонных житейских и психологических ситуациях (И.А. Гончаров. Обыкновенная история.)

Отцы и дети – старое и молодое поколение с разным отношением к жизни, к собственности, к делу (И.С. Тургенев. Отцы и дети.)

Палец о палец не ударить – совсем ничего не сделать для достижения какой–либо цели. (А.П. Чехов. Три сестры.)

По маленькой – немного, небольшую порцию (А.П. Чехов. Оратор.)

Смотри в корень – докапывайся до сути дела (афоризм Козьмы Пруткова.)

Суждены нам благие порывы – о неспособности осуществить добрые намерения (Н.А. Некрасов. Рыцарь на час.)

Ума палата, но палата № 6 – о человеке умном, но с причудами, с недостатками (А.П. Чехов. Палата № 6.)

Чего изволите – насмешливая характеристика подхалимов, бездельников (М.Е. Салтыков-Щедрин. В среде умеренности и аккуратности.)

Чего (чья-либо) левая нога хочет – о действиях и желаниях самодура-руководителя (А.Н. Островский. Грех да беда на кого не живет.)

Чем люди живы – что-либо насущное, актуальное (Л.Н. Толстой. Чем люди живы.)
Фразеологический словарь русского языка // Под ред. А. И. Молоткова. – 3 – е стереотип. изд. – М.: Русский язык, 1978. – 543 с.

Приложение 10.


Устойчивые словосочетания и выражения в «Записных книжках»

А.П. Чехова.


Арендная плата – 11.

Бросить свое дело – 84.

Взять в аренду – 11.

Волнение векселя – 18.

Голодная собака верует только в мясо – 44.

Давать деньги под проценты – 49.

Дать деньги под залог имения – 62.

Делиться – разориться, надо вместе жить – 34.

Держать камень за пазухой – 44.

Душевой надел – 13.

Если хочешь, чтобы у тебя было много времени, то ничего не делай. – 79.

Игра в рулетку – 49.

Идти на должность – 88.

Казенные деньги – 10.

Копейка рубль бережёт – 39.

Кормовые средства – 13.

Кредитные бумажки – 48.

Медленно запрягать, но быстро ездить – в характере этого народа, сказал Бисмарк – 83.

На добрые дела – 94.

Нанять под дачу – 100.

Не имея ни гроша – 29.

Платить за себя – 20.

Платить пари – 60.

Подделка векселя – 92.

Подписать под нее – 32.

Подписной лист – 13.

Получать поденно – 66.

Получать помесячно – 66.

Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас – 83.

Присудить неустойку – 11.

Прийти с визитом – 10.

Просить место – 10.

Разориться из-за денег – 13.

Разориться досконально – 13.

Ругаться из-за денег – 32.

Самолюбие и самомнение у нас европейские, а развитие и поступки азиатские – 87.

Сделать за полтинник – 84.

Сколько тебе за чай – 72.

С обратной распиской – 92.

Спешиловка – 10.

У бедных просить легче, чем у богатых – 55.

Удешевлённая цена – 12.

У русского человека единственная надежда – это выиграть двести тысяч – 87.

Частные пожертвования – 12.


(После каждого выражения указаны страницы из т. 17 ПСС и писем А. П. Чехова в 30 – ти томах – М.: Наука, 1980. – 528 с.).

Приложение 11.


Объяснение значения слов (по материалам рассказов А.П. Чехова).
Объясните значение следующих слов:
«Ванька»

Ученье, подмастерье, приказчик, подпасок, лавка, пуд, горничная, людская, сидельцы, купленный.

«В цирульне»

Цирульня, пятиалтынный, консистория, служить, намедни, экономка, одолжение, залог, артельщик, роскошь.

«Дочь Альбиона»

Предводитель, лакей, гувернантка, комиссия, турнуть, приказ, наука, дом, коляска, уезд, дворянство.

«Житейские невзгоды»

Выигрыш, ссуда, контора, взнос, собственность, займ, задаток, курс, процент, комиссионные.

«Злоумышленник»

Следователь, находка, сторож, крушение, уложение, токмо, умысел, ярмарка, недоимка, присяга.

Покупка, средства, ресторан, управляющий, обстановка, практика, обыватели, кредит, торг, земское место.

«Лошадиная фамилия»

Прописать, акцизный, приказчик, первый сорт, депеша, усадьба, четверть, продажа, посылать, кабинет.

Дюжинный, капиталец, буфетная, контора, должность, спихнуть, купец, галантерейная лавка, бумажка, публично.

«Неосторожность»

Украсть, напитки, благодетельница, деньги, расход, лавочник, копейка, фунт, подавать, съезжать.

Прогимназия, коллежский регистратор, фурор, расплачиваться, визит, трактир, процветание, представление, лацкан.

«Пересолил»

Землемер, межевание, суд, исправник, казенный, урядник, реприманд, целковый, сермяга, станция.

«Репетитор»

Условия, порезаться, контроль, надзирать, аршин, счёты, четверть, плата, взнос, щёлкать.

«Смерть чиновника»

Экзекутор, статский, вицмундир, проситель, апартаменты, фанфарон, вопрошать, персона, оконфузился, легкомысленно.

«Справка»

Присутствие, справка, копия, землевладелец, засвидетельствовать, тяжба, наследники, справляться, дело, пасть ниц.

«Студент»

«Толстый и тонкий»

Сюрприз, коллежский асессор, приватно, щеголь, уступка, департамент, ведомство, столоначальник, во фрунт, звезда.

Почин, извозчик, нужда, козлы, двугривенный, цена, церемония, кулёк, выездить, эффект.

«Хамелеон»

Базар, надзиратель, конфискация, склад, купец, золотых дел мастер, насчёт дров, оштрафовать, протокол, закон.

«Хирургия»

Земство, приёмная, дьячок, благодетель, помещик, невдомёк, отбарабанить, ошеломление, насажать, восвояси.

«Человек в футляре»

Конский завод, действительность, циркуляр, ограничение, прислуга, шинок, провинция, инспектор, фискал, грош.

«Чтение»

Ассигновка, отношение, правление, чиновник, статский советник, кабинет, бухгалтер, служба, рекомендация, фальшь.

«Экзамен на чин»

Приемщик, заказное, инспектор, смотритель, вольноопределяющиеся, публика, ведомство, приказ, правление, губерния.

Приложение 12.
Ответ у доски по собственному вопроснику на основе материала учебника «Биография А.П. Чехова».
Методика проведения.

Все студенты получают общее задание: представить материал статьи учебника «Антон Павлович Чехов» (стр. 352 – 391 – Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века: Вторая половина: 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: просвещение, 1999. – 410 с.) в виде вопросов и ответов. Внимание студентов обращается на качество задаваемых вопросов, т. е. чтобы вопросы отражали главное моменты в биографии писателя (в рамках данного факультативного курса акцент следует сделать на экономическую сторону жизни общества России того времени; на материальное положение семьи Чеховых, самого писателя, его действий по оказанию помощи другим людям). Накануне занятия двое студентов предупреждаются о том, что они пойдут отвечать по своим вопросникам.

Вот пример такого вопросника:


№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Почему атмосфера жизни в семье Чеховых была пронизана раздражительностью и грубостью?

Отец Чехова терпел вечные неудачи в коммерческих делах, хотя стремился выбиться в люди во что бы то ни стало…

2

Почему Чехов-актёр умело представлял чиновников, дьячков, градоначальников в домашних сценах?

Его зоркие глаза подмечали всё смешное, невежественное, и на сцене он давал этому отпор

3

Почему в 1876 году жизнь Антона круто изменилась?

Отец разорился и бежал из Таганрога, где ему грозила долговая тюрьма. Антон остался один, учился в гимназии, сам зарабатывал себе на жизнь.

4


Приложение 1.
Материалы, рекомендованные к использованию на занятиях по факультативному курсу.

  1. Вводный контроль. Диктант.

  2. Вводный контроль. Тест.

  3. Викторина. «Крылатые слова и выражения в литературе XIX века».

  4. Заглавия русских романов и повестей, содержащих экономические понятия.


  5. «Что в имени тебе моём…» (словарная работа).

  6. Словарь экономических терминов по «Записным книжкам» А.П. Чехова.

  7. Словарь экономических фразеологизмов русской литературы второй половины XIX века.

  8. Устойчивые словосочетания и выражения в «Записных книжках» А.П. Чехова.



  9. Примеры экономического и содержательного анализа рассказов А.П. Чехова.

  10. О деловой речи героев произведений А.П. Чехова.

  11. Метод Ривина при изучении содержания рассказов А.П. Чехова.

  12. План семинара по творчеству А.П. Чехова.

  13. Составление раздаточного материала. Кроссворды.

  14. Чайнворды по рассказам А.П. Чехова.

  15. «Зубастики» по рассказам А.П. Чехова.

  16. Экономическое домино по пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад».

  17. Лото по биографии А.П. Чехова.

Приложение 2.
Вводный контроль. Диктант.

Для проверки подготовленности студентов, пришедших в техникум с различной степенью подготовленности по русскому языку, на первом занятии факультативного курса проводится диктант. Целесообразно для диктанта использовать тексты из произведений А.П. Чехова. Такими текстами, например, могут служить следующие:.

Когда восходит луна, ночь становится бледной и темной... Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а и непонятной дали, если долго всматриваться в нее, высятся и громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы... Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему природа настороже и боится шевельнуться: ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Едешь час-другой... Попадается на пути молчаливый старик- курган, бесшумно пролетит над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в глубоком небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей.

(Из рассказа «Степь (История одной поездки)».

Но вот женщина и мальчик с сапогами ушли, и уже никого не было видно. Солнце легло спать и укрылось багряной золотой парчой, и длинные облака, красные и лиловые, сторожили его покой, протянувшись по небу. Где-то далеко, неизвестно где, кричала выпь, точно корова, запертая в сарае, заунывно и глухо. Крик этой таинственной птицы слышали каждую весну, но не знали, какая она и где живет. Наверху, у самого пруда в кустах, за поселком и кругом в поле заливались соловьи. Чьи-то года считала кукушка и все сбивалась со счета и опять начинала, В пруде сердито, надрываясь, перекликались лягушки, и даже можно было разобрать слова: «И ты такова!» Казалось, что все эти твари кричали и пели нарочно, чтобы никто не спал в этот весенний вечер, чтобы все дорожили и наслаждались каждой минутой.

На небе светил серебряный полумесяц. Она не помнила, как долго сидела у пруда, но когда встала и пошла, то в поселке все уже спали и не было ни одного огня.

(Из рассказа «В овраге»)
Приложение 3.

Вводный контроль. Тест.


  1. «НН» пишется в слове

    1. Беле…ая хата

    2. Лакирова…ые туфли

    3. Суше…ые финики

    4. Кале…ые орехи

  2. «Он остановился (1) бросив поводья (2) и (3) привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки (4) правой рукой вынул ее». Запятые ставятся:

    1. 1,2,4.

    2. 1,2,3,4.

  3. «Е» пишется в приставке

    1. пр…брежный

    2. пр…умножать

    3. пр…прятать

    4. пр…увеличивать

  4. Суффикс «-ющ» пишется в слове

    1. кле…ий

    2. кол…ий

    3. пен…ийся

    4. вид…ий

  5. «-НН-» пишется в слове

    1. Круче…ая холстина

    2. Купле…ые продукты

    3. Паха…ая земля

    4. Пута…ые объяснения.

  6. «Ы» пишется в слове

    1. панц…рь

    2. ц…пленок

    3. ц…фра

  7. «О» пишется в окончании

    1. М.Ю. Лермонтов…м

    2. А.И. Герцен…м

    3. И.С. Тургенев…м

    4. А.П. Чехов…м

  8. Ь пишется в слове

    1. Ад…ютант

    2. Павил…он

    3. С…емка

    4. Двух…ярусный

  9. Укажите слитное написание частицы «не»

    1. В (не)доумение

    2. (Не)один

    3. (Не)раз

    4. отнюдь (не)новый

  10. Двоеточие ставится в предложении

    1. Любишь кататься люби и саночки возить.

    2. Лес рубят щепки летят.

    3. Всю дорогу до хутора молчали говорить мешала тряская езда.

    4. Хвалы приманчивы как их не пожелать?

  11. «Ё» пишется в слове

    1. пастуш…к

    2. дириж…р

    3. волч…нок

    4. реч…нка

  12. «И самому не верится (1) что (2) когда вернется (3) совсем другие будут планы». Запятые ставятся:

    1. 1,2,3.

  13. «Мы карабкаемся по подъему (1) и (2) когда взбираемся наверх (3) то красота открывается неописуемая». Запятая ставится:

    1. 1,2,3.

  14. Укажите краткое прилагательное с «-нн-»

    1. Облака рассея…ы сильным ветром.

    2. Студенты невнимательны и рассея…ы.

    3. Мы были взволнова…ы этим сообщением.

    4. Необходимые средства были изыска…ы на месте.

  15. Частица «НЕ кто иной» пишется в предложении

    1. ………, кроме наших соперников, не мог совершить этого.

    2. ……… не беспокоил его.

    3. Этот молодой автор был ………, как А.П. Чехов.

    4. ……… более высоких результатов не добьется.

  16. Ошибка допущена в слове

    1. Одолеть

    2. Пластелин

    3. Ураган

    4. Аплодировать

  17. Запятая ставится в предложении

    1. На солнце ярко сверкнули избушки занесенные снегом.

    2. Покрытые росой тополя стояли на краю узкой тропинки.

    3. Все отобранные для выставки картины скоро будут экспонироваться.

    4. За столом рылся в книгах приехавший недавно из станицы счетовод.

  18. Ь пишется в слове

    1. Под…ячий

    2. Ад…ютант

    3. С…емка

    4. Двух…ярусный

  19. «нн» пишется в слове

    1. бара…ий

    2. дикови…ый

    3. песча…ый

    4. багря…ый

  20. «Наш отец был из кантонистов (1) но (2) выслужив офицерский чин (3) оставил нам потомственное дворянство (4) и имение». Запятые ставятся:

    1. 1,2,3,4.

    2. 1,2,3.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

B

C

D

B

B

C

B

B

A

C

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

B

D

D

B

C

B

A

A

B

D

Приложение 4.
Викторина. Крылатые слова и выражения в литературе 9 класса.


  1. Назвать автора строк «А ларчик просто открывался».
(И.А. Крылов. «Ларчик»)

2. Из какой басни Крылова эти строчки: «Да только воз и ныне там»?

(«Лебедь, рак и щука»,1814 г.)

3.Что означает выражение «Как белка в колесе» из басни Крылова «Белка»?

(Много суетиться, быть в беспрестанных хлопотах, заботах)

4.Каким фразеологизмом можно заменить слова о неловкой услуге, приносящей только вред вместо пользы (по басне И.А. Крылова «Пустынник и медведь»)?

(медвежья услуга)

5.«Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь». Что означает это выражение? Кому принадлежат эти строки?

(Лучше будет, если вышестоящие будут относиться к подчиненным ровно. А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

6.Продолжите строчку из народной песни: «Мне не дорог твой подарок…»

(«дорога твоя любовь»)

7.В каком произведении А.С. Пушкин сказал о бесправном положении народа: «Народ безмолвствует»?

(«Борис Годунов»)

8. Что сказал Козьма Прутков о невыполнимости слишком широких планов?

(«Нельзя объять необъятное»)

9. Из какого произведения эти слова: «Ну, как не порадеть родному человечку»?

(А.С. Грибоедов. «Горе от ума»)

10.Продолжите слова Чацкого из комедии АС. Грибоедова «Горе от ума»: «Служить бы рад…»

(«… прислуживаться тошно»)

Приложение 5.
Заглавия произведений русских писателей XIX века, содержащих экономические понятия.


  1. Аукцион. Н. Павлов.

  2. Горнорабочие. Ф. Решетников.

  3. Живой товар. А. Чехов.

  4. Запутанное дело. М. Салтыков-Щедрин.

  5. Золото. Д. Мамин-Сибиряк.

  6. Игроки наживы. К. Станюкович.

  7. Карьера. А. Вельтман.

  8. Карьера Стукова. А. Эртель.

  9. Крестьянин и крестьянский труд. Г. Успенский.

  10. Миллион. Н. Павлов.

  11. Постоялый двор. И. Тургенев.

  12. Приваловские миллионы. Д. Мамин-Сибиряк.

  13. Разоренье. Г. Успенский.

  14. Сказки о кладах. О. Сомов.

  15. Сорочинская ярмарка. Н. Гоголь.

Энциклопедия русской жизни: Роман и повесть в России второй половины XVIII-начала XX века: Рек. библиограф. справочник/Сост. Е.М. Сахарова, И.В. Семибратова. – М.: Книжная палата. 1988. – 400 с.

Приложение 6.
Материалы для проведения разминки.
В качестве разминки на уроке русского языка можно предложить задание: объяснить значение ряда экономических терминов.

Работа проводится без предварительной подготовки, с целью выяснить житейское понимание студентами данных слов, и в дальнейшем прокомментировать типичность ошибок, и дать правильное объяснение с помощью словарной статьи (работа со словарями – справочниками). Обучающиеся записывают ряд слов, затем в течение 5 – 6 минут записывают объяснения, а в конце – читают по указанию преподавателя объяснения, выявляют ошибки, а если затрудняются, то справляются по словарю.

Задание: Объяснить значение слов: торговля, долг, закладная, наследство, банк, вексель, фальшь, доверенность, перевод, конторщик.

Вот такие объяснения дали студенты (в обобщённом виде): торговля – продажа товаров, чего – либо с целью получения прибыли, выгоды; предпринимательство; приобретение какого – либо товара за определенную плату.

Когда все пояснения прозвучат, на классной доске получается довольно–таки полное объяснение термина. В ходе этой работы обучающиеся получают навыки формулирования понятий, учатся делать определённые выводы.

Затем один из студентов находит в словаре определение данного термина, читает его вслух (можно записать на классной доске или спроецировать на экран); группа сравнивает свою работу с научной формулировкой. Порой высказывания студентов, разумеется, обобщённые и отредактированные с помощью преподавателя, ничуть не отличаются от словарной статьи.

Например, долг – деньги, которые обязательно должен вернуть какой-либо человек; денежное или вещевое обязательство; брать взаймы, с тем, чтобы вернуть…

доверенность - бумага, разрешающая пользоваться собственностью человека другим лицом; акт на передачу имущества; это ценная бумага, заверенная нотариусом; это когда доверяешь человеку по документу…

Используя экономическую лексику из рассказов А. П. Чехова, можно предложить и такой приём в работе, как выявление отличий пар слов: торг – аукцион, аренда – заём, богач – финансист, лавка – магазин, проценты – доход и др.

Рассмотрим пример с парами «аренда – заём» и «проценты – доход»; студенты дали такое толкование терминам:

Аренда – взял землю – отдай с процентами.

Это когда берут что-нибудь на время и за деньги.

Заём – долговое обязательство.

Когда берут деньги и через некоторое время возвращают.

Проценты – брать ссуду под проценты, маленькая сумма.

Дополнительная прибыль или убыток.

Когда деньги «растут» с каждым разом…

Доход – купил одну вещь дешево, а продал дороже.

Выгода от чего-либо.

Непостоянная прибыль при продаже товара.

Приложение 7.
«Что в имени тебе моем…» (словарная работа).
Словарная работа с терминами экономического характера.

По заданию преподавателя студенты в рабочих тетрадях записывают в столбик начало строки фамилию, имя и отчество писателя (А.П. Чехов). К каждой букве студенты придумывают экономические термины (или выписывают из своего мини-словаря экономических терминов, или выписывают из Словаря экономических терминов, или из произведений данного писателя). Затем им предлагается задание: дать объяснения этим терминам, составить предложение с выбранными словами. Как наиболее удачное выполнение задания, следует считать составление предложений по определённой схеме либо связанного рассказа по конкретной теме.
Ниже приводятся элементы выполнения данного задания:
А – агент, афиша

Н – налог, норма

Т – табель, таможня, тариф

О – оборот

Н – наниматель, норматив
П – пассив, паритет, патент, план

А – адресат, аукцион

В – ведомость, виза

Л – ломбард, льготы

О – организация

В – вексель, вклад

И – издержки, имидж, инструкция

Ч – член, чартер
Ч – чек, частное

Е – естественный хозяйственный год

Х – хронометраж, хранение

О – облигация, остаток

В – валюта
«В четверг я был в окружном суде, сошлась компания, начался разговор о том о сем, пятое – десятое, и, кажется, вот можно будет строить заем под векселя, чтобы заплатить проценты в банк».

(Гаев, из пьесы «Вишневый сад»).
Монополия – исключительное право, предоставляемое государству, предприятию, организации или физическому лицу на осуществление какой-либо деятельности.

(Из «Большого экономического словаря»)
Банк России имеет монопольное право на эмиссию денег, на их хождение на территорию страны.

(из высказывания студента)

Приложение 8.
Словарь экономических терминов по «Запасным книжкам» А.П. Чехова.
(в скобках указываются страницы ПСС и Писем в 30 томах А. П. Чехова, т. 17 – М.: Наука, 1980. – 528 с., а также – вторая цифра – указание на определение, данное в Большом экономическом словаре/ под ред. А. Н. Азриляна – М.: Фонд «Правовая культура», 1994. – 528 с.).
Агент (27, 9), акцизный (60, 17), аренда (11, 27), адвокат (98, 10),

банк (166, 36), бесплатно (133, 43), благотворительство (12, 48), бухгалтер (18, 53), биржа (78, 44), бюро (166, 56),

взятка (71, 88, - 70), визит (27, 10 – 71), винная лавка (31, 71), вымогательство (35, 82), вексель (18, 38 – 65),

департамент (116, 105), деньги (18, 19, 47, 78 – 105), доверенность (134, 116), документ (175, 120), долг (13, 16 – 121), доход(110, 154, 42 – 125), дарить (85, 97),

завод (60, 134), задаток (36 153 – 135), заказные (92, 138), закладная (145, 138), законоположение (141, 149), залог (166, 142), золотой (52, 60 – 148),

индустрия (160, 160), инспектор (60, 162), иск (11, 165),

канцелярия (50, 170), касса (19, 168), казна (22, 211), клиент (41, 179), квитанция (62, 166 – 176), комиссионеры (18, 36, 124, 166 – 182), комиссия (88, 182), компромисс (103, 230), кредит (151, 203), кредитные (26, 203), конторщик (99, 193), крупье (52, 210), купец (22, 211), купить (7, 211), купоны (83, 211),

лотерейный билет (43, 114 – 219),

магазин (151, 16 – 231), марка (32, 56 – 223), меркантильный (103, 186),

надельные (11, 238), найм (88, 35 – 239), неравенство (9, 250), неустойка (11, 251), нотариус (90, 255),

паспорт (131, 289), пари (133, 287), получать (11, 303), покупной (12, 302), покупатели (18, 302), пособие (11, 13, 57 – 306), подрядчик (68, 300), подписной лист (7, 299), потребности (8, 309), правление (29, 149 – 311), проценты (39, 326), прием (11, 317), проект (24, 322), приказ (170, 18 – 317), промышленная (18, 76 – 323),

рассрочить (11, 333), растратить (10, 51 – 333), расписка (19, 92 – 332), расход (109, 333) , ревизия (36, 338), ревизские души (11, 338), регалии (44, 338), ремесло (94, 344), рецензия (94, 347), рынок (12, 116 – 350),

сберегательная касса (65, 135 – 356), служить (8, 376), служащий (26, 66 – 376), служба (173, 376), содержать (93, 382), средства (92, 388), средний урожай (11, 388), скидка (26, 374), ссуда (51, 389), страхование (97, 397), счёт (59, 100 – 406),

таможенный (76, 415), торговля (18, 76 – 427), транспортирование (97, 429), труд (33, 431),

универсальный (16, 151 – 435), управа (153, 435), управляющий (103, 149 – 435),

фабрика (52 442), фонд (65, 449), фирма (14, 448),

хозяин (12, 100 – 458), хозяйство (142, 458),

цена (12, 469),

экономический рост (142, 476).
Итого 106 терминов.

Приложение 9.
Словарь экономических фразеологизмов русской литературы 2 половины XIX века.
Административный восторг – упоение своей властью (Ф.М. Достоевский. Бесы.)

Бросать на ветер – тратить, расходовать зря, безрассудно (А.П. Чехов. Припадок.)

Власть тьмы – засилье невежества, общественной отсталости (Л.Н. Толстой. Власть тьмы.)

Волга впадает в Каспийское море – о банальной истине (А.П. Чехов. Учитель словесности.)

Вот приедет барин - барин нас рассудит – намек на возможность улаживания вопросов вышестоящими органами (Н.А. Некрасов. Забытая деревня.)

Все смешалось в доме Облонских – о страшной неразберихе (Л.Н. Толстой. Анна Каренина.)

Грош цена в базарный день – имеет малую ценность или ничего не стоит. (А.П. Чехов. Свирель.)

Двадцать два несчастья – характеристика неудачника в деле (А.П. Чехов. Вишневый сад.)

Живой труп – о человеке, потерявшем всякий интерес к жизни, опустившемся, разорившемся (Л.Н. Толстой. Живой труп.)

Злачное место – место, где развлекаются, живут без труда и забот (А.П. Чехов. Беда.)

Как бы чего не вышло – намек на нерешительность, безынициативность человека (А.П. Чехов. Человек в футляре.)

Кататься как (будто, словно, точно) сыр в масле – жить в довольстве, в достатке (А.П. Чехов. Степь.)

Лишние люди – не находящие своим силам применения в окружающем их обществе (И.С.Тургенев. Дневник лишнего человека.)

Лошадиная фамилия – слово, адрес, которые не может вспомнить кто-либо, несмотря на долгое припоминание (А.П. Чехов. Лошадиная фамилия.)

Мещанское счастье – довольство жизнью, мелкие собственнические интересы (Н.Г. Помяловский. Мещанское счастье.)

На деревню дедушке – неизвестно куда и кому (А.П. Чехов. Ванька.)

Не под силу – совершенно невозможно, тяжело сделать что–либо (А.П. Чехов. Верочка.)

Нельзя объять необъятное – о невыполнимости слишком широких замыслов (афоризм Козьмы Пруткова.)

Ни гроша (ни алтына, ни копейки, ни копья, ни полушки, ни обола) за душой – совсем нет денег (А.П. Чехов. В Москве на Трубной площади.)

Обыкновенная история – об обычных, шаблонных житейских и психологических ситуациях (И.А. Гончаров. Обыкновенная история.)

Отцы и дети – старое и молодое поколение с разным отношением к жизни, к собственности, к делу (И.С. Тургенев. Отцы и дети.)

Палец о палец не ударить – совсем ничего не сделать для достижения какой–либо цели. (А.П. Чехов. Три сестры.)

По маленькой – немного, небольшую порцию (А.П. Чехов. Оратор.)

Смотри в корень – докапывайся до сути дела (афоризм Козьмы Пруткова.)

Суждены нам благие порывы – о неспособности осуществить добрые намерения (Н.А. Некрасов. Рыцарь на час.)

Ума палата, но палата № 6 – о человеке умном, но с причудами, с недостатками (А.П. Чехов. Палата № 6.)

Чего изволите – насмешливая характеристика подхалимов, бездельников (М.Е. Салтыков-Щедрин. В среде умеренности и аккуратности.)

Чего (чья-либо) левая нога хочет – о действиях и желаниях самодура-руководителя (А.Н. Островский. Грех да беда на кого не живет.)

Чем люди живы – что-либо насущное, актуальное (Л.Н. Толстой. Чем люди живы.)
Фразеологический словарь русского языка // Под ред. А. И. Молоткова. – 3 – е стереотип. изд. – М.: Русский язык, 1978. – 543 с.

Приложение 10.
Устойчивые словосочетания и выражения в «Записных книжках»

А.П. Чехова.
Арендная плата – 11.

Бросить свое дело – 84.

Взять в аренду – 11.

Волнение векселя – 18.

Голодная собака верует только в мясо – 44.

Давать деньги под проценты – 49.

Дать деньги под залог имения – 62.

Делиться – разориться, надо вместе жить – 34.

Держать камень за пазухой – 44.

Душевой надел – 13.

Если хочешь, чтобы у тебя было много времени, то ничего не делай. – 79.

Игра в рулетку – 49.

Идти на должность – 88.

Казенные деньги – 10.

Копейка рубль бережёт – 39.

Кормовые средства – 13.

Кредитные бумажки – 48.

Медленно запрягать, но быстро ездить – в характере этого народа, сказал Бисмарк – 83.

На добрые дела – 94.

Нанять под дачу – 100.

Не имея ни гроша – 29.

Платить за себя – 20.

Платить пари – 60.

Подделка векселя – 92.

Подписать под нее – 32.

Подписной лист – 13.

Получать поденно – 66.

Получать помесячно – 66.

Почва такая хорошая, что если посадить в землю оглоблю, то через год вырастет тарантас – 83.

Присудить неустойку – 11.

Прийти с визитом – 10.

Просить место – 10.

Разориться из-за денег – 13.

Разориться досконально – 13.

Ругаться из-за денег – 32.

Самолюбие и самомнение у нас европейские, а развитие и поступки азиатские – 87.

Сделать за полтинник – 84.

Сколько тебе за чай – 72.

С обратной распиской – 92.

Спешиловка – 10.

У бедных просить легче, чем у богатых – 55.

Удешевлённая цена – 12.

У русского человека единственная надежда – это выиграть двести тысяч – 87.

Частные пожертвования – 12.
(После каждого выражения указаны страницы из т. 17 ПСС и писем А. П. Чехова в 30 – ти томах – М.: Наука, 1980. – 528 с.).

Приложение 11.
Объяснение значения слов (по материалам рассказов А.П. Чехова).
Объясните значение следующих слов:
«Ванька»

Ученье, подмастерье, приказчик, подпасок, лавка, пуд, горничная, людская, сидельцы, купленный.

«В цирульне»

Цирульня, пятиалтынный, консистория, служить, намедни, экономка, одолжение, залог, артельщик, роскошь.

«Дочь Альбиона»

Предводитель, лакей, гувернантка, комиссия, турнуть, приказ, наука, дом, коляска, уезд, дворянство.

«Житейские невзгоды»

Выигрыш, ссуда, контора, взнос, собственность, займ, задаток, курс, процент, комиссионные.

«Злоумышленник»

Следователь, находка, сторож, крушение, уложение, токмо, умысел, ярмарка, недоимка, присяга.

Покупка, средства, ресторан, управляющий, обстановка, практика, обыватели, кредит, торг, земское место.

«Лошадиная фамилия»

Прописать, акцизный, приказчик, первый сорт, депеша, усадьба, четверть, продажа, посылать, кабинет.

Дюжинный, капиталец, буфетная, контора, должность, спихнуть, купец, галантерейная лавка, бумажка, публично.

«Неосторожность»

Украсть, напитки, благодетельница, деньги, расход, лавочник, копейка, фунт, подавать, съезжать.

Прогимназия, коллежский регистратор, фурор, расплачиваться, визит, трактир, процветание, представление, лацкан.

«Пересолил»

Землемер, межевание, суд, исправник, казенный, урядник, реприманд, целковый, сермяга, станция.

«Репетитор»

Условия, порезаться, контроль, надзирать, аршин, счёты, четверть, плата, взнос, щёлкать.

«Смерть чиновника»

Экзекутор, статский, вицмундир, проситель, апартаменты, фанфарон, вопрошать, персона, оконфузился, легкомысленно.

«Справка»

Присутствие, справка, копия, землевладелец, засвидетельствовать, тяжба, наследники, справляться, дело, пасть ниц.

«Студент»

«Толстый и тонкий»

Сюрприз, коллежский асессор, приватно, щеголь, уступка, департамент, ведомство, столоначальник, во фрунт, звезда.

Почин, извозчик, нужда, козлы, двугривенный, цена, церемония, кулёк, выездить, эффект.

«Хамелеон»

Базар, надзиратель, конфискация, склад, купец, золотых дел мастер, насчёт дров, оштрафовать, протокол, закон.

«Хирургия»

Земство, приёмная, дьячок, благодетель, помещик, невдомёк, отбарабанить, ошеломление, насажать, восвояси.

«Человек в футляре»

Конский завод, действительность, циркуляр, ограничение, прислуга, шинок, провинция, инспектор, фискал, грош.

«Чтение»

Ассигновка, отношение, правление, чиновник, статский советник, кабинет, бухгалтер, служба, рекомендация, фальшь.

«Экзамен на чин»

Приемщик, заказное, инспектор, смотритель, вольноопределяющиеся, публика, ведомство, приказ, правление, губерния.

Приложение 12.
Ответ у доски по собственному вопроснику на основе материала учебника «Биография А.П. Чехова».
Методика проведения.

Все студенты получают общее задание: представить материал статьи учебника «Антон Павлович Чехов» (стр. 352 – 391 – Лебедев Ю.В. Русская литература XIX века: Вторая половина: 10 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: просвещение, 1999. – 410 с.) в виде вопросов и ответов. Внимание студентов обращается на качество задаваемых вопросов, т. е. чтобы вопросы отражали главное моменты в биографии писателя (в рамках данного факультативного курса акцент следует сделать на экономическую сторону жизни общества России того времени; на материальное положение семьи Чеховых, самого писателя, его действий по оказанию помощи другим людям). Накануне занятия двое студентов предупреждаются о том, что они пойдут отвечать по своим вопросникам.

Вот пример такого вопросника:


№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Почему атмосфера жизни в семье Чеховых была пронизана раздражительностью и грубостью?

Отец Чехова терпел вечные неудачи в коммерческих делах, хотя стремился выбиться в люди во что бы то ни стало…

2

Почему Чехов-актёр умело представлял чиновников, дьячков, градоначальников в домашних сценах?

Его зоркие глаза подмечали всё смешное, невежественное, и на сцене он давал этому отпор

3

Почему в 1876 году жизнь Антона круто изменилась?

Отец разорился и бежал из Таганрога, где ему грозила долговая тюрьма. Антон остался один, учился в гимназии, сам зарабатывал себе на жизнь.

4


Крылатые слова — это устойчивые образные сочетания, которые вошли в речевое употребление из различных источников: народного фольклора, научных трудов, изречений выдающихся деятелей, названий известных событий. Они постоянно появляются, но впоследствии могут быть забыты или останутся навсегда.

Тысячелетия пережили некоторые крылатые выражения. Примеры можно привести из античности, где авторов знают только специалисты. Мало кто может сказать, что фраза «о вкусах не спорят» является цитатой из речи Цицерона.

Появление крылатых слов

Выражение «крылатые слова» впервые появилось в поэмах Гомера. Как термин оно перешло во многие языки. Впервые сборник крылатых фраз был опубликован в 19 веке в Германии. Он выдержал впоследствии множество изданий.

Из-за устойчивости и воспроизводимости крылатые слова относятся к фразеологии, но их авторское происхождение позволило занять свое особое место среди других средств речи. При перестановке слов фразеологическая конструкция разрушается и общий смысл теряется. Также нет смысла в каждом отдельно взятом из выражения слове. Именно заданное сочетание делает их особенными.

Крылатые фразы и выражения накапливаются и остаются благодаря развитию цивилизации. Они остаются в культурной памяти только благодаря письменности.

Мудрые фразы всегда записывались и сохранялись для потомков.

Крылатые выражения и афоризмы

Хороший афоризм кратко и образно передает нам причины многих явлений жизни и при этом дает нравственный совет. Он является изысканным литературным произведением, уложенным в одну фразу. Не случайно Чехов сказал, что краткость — это сестра таланта.

Афоризмы древних философов, пережившие тысячелетия, объясняли многое, что было еще не открыто наукой. Смысл этих крылатых фраз сохранился в прежнем виде и цивилизация сумела их сохранить.

Более того, наука подтвердила истинность большинства из них.

Не всякие афоризмы - это крылатые выражения. Примеры можно привести многочисленные, и многие из афоризмов уводят в мир иллюзий и абстракций. А крылатые фразы являются живыми и в большей степени отражающими реалии жизни. Поэтому они особенно важны, когда только что появляются, ярко и образно отражая сегодняшние события и явления.

Крылатые выражения из произведений

Кладезью крылатых выражений являются творения Пушкина, Крылова, Толстого, Достоевского, Чехова. Не всегда их повторение производит должный эффект. Но их необходимо знать и применять в соответствии с ситуацией:

«Не так сложилось, мягко говоря,
Когда упущена решения минута.
Мы на ошибках учимся не зря,
А каркнуть с сыром в клюве - это круто!»

Эволюция крылатых фраз преобразует их и приближает к современным реалиям: «Теперь уж впечатленье не изгладить», «Ваш здравый смысл для этой жизни не подходит».

Они могут создаваться в процессе переводов и адаптации под наш социум.

В произведении Шекспира «Гамлет» насчитывается 61 крылатая фраза. Писатель сознательно создавал каламбур и игру слов: «Бренность, имя тебе: женщина». Выражение получилось на основе нарушения линейности. Если бы оно было построено в обычном порядке, на него никто не обратил бы внимания. Он настолько мастерски использует каламбур, инверсию и другие приемы, что из наборов слов появляется особый смысл и ирония.

Ильфа и Петрова — это узнаваемые и часто встречающиеся в СМИ крылатые выражения. Примеры — это из произведений «Золотой теленок» и «Двенадцать стульев», к которым относятся имена героев и высказывания.

Крылатые фразы в произведениях Ильфа и Петрова давно стали речевыми штампами, готовыми стандартами. Это широкое поле для творчества писателей, журналистов и просто любителей. Важно не просто ловко вставить нужную фразу, а изложить ее в новом ракурсе, под другим углом. Надо не только знать крылатые выражения и слова, но и уметь ими пользоваться, создавая что-то свое.

Крылатые выражения обогащают текст, усиливают аргументацию и привлекают внимание читателей.

Крылатые выражения в комедиях

Комические эффекты создают крылатые выражения из комедий. Особенно насыщено ими произведение Грибоедова, где уже название «Горе от ума» задает весь тон. Оно осталось актуальным до сих пор, когда многие умы не могут пробиться сквозь массив непонимания, а новые идеи считаются совершенно ненужными и опасными для общества. Для одних героев комедии альтернативой уму является железная дисциплина («Ученостью меня не обморочишь» - Скалозуб), для других оно просто приносит вред («Ученье — вот чума...» - Фамусов). В этой комедии неизвестно, смеяться надо или плакать?

Кино — источник крылатых фраз

В советское время кино было одним из самых распространенных источником, из которого крылатые фразы и выражения сыпались как из Их сразу подхватывал народ, например, после выхода фильмов Гайдая. Они стали настолько популярными, что многие даже не помнят, кто из героев их произносил. Самые из комедий Гайдая вошли в нашу жизнь и стали крылатыми:

  • « Все уже украдено до нас»;
  • « Спасибо, я пешком постою...»;
  • « Тренируйся лучше на кошках»;
  • « Мы чужие на этом празднике жизни».

Заключение

Являются изречения классиков литературы, философов, известных людей. Это большей частью крылатые выражения. Примеры можно найти в сборниках, постоянно публикующихся с 19 века. Крылатые выражения остаются в памяти народов и приумножаются благодаря письменности и развитию культуры.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

Золотой век русской литературы

Золотой век русской литературы

Из статьи «Литературный кризис» (Современник. 1863. № 1,2) русского критика, публициста Максима Алексеевича Антоновича (1835-1918). Для журнала «Современник» (главный редактор Н. А. Некрасов), в котором М. А. Антонович был одним из редакторов, эта статья имела программное значение: она была посвящена конфликту между писателями демократического лагеря («обличительного направления») и писателями-сторонниками реформ, не затрагивавших существа государственного строя России («защитительное направление»). Последних - приверженцев этого «охранительного (другое его название) направления» в литературе - автор подверг резкой критике.

Под золотым веком М. А. Антонович имел в виду литературу пуш-кинско-гоголевского периода.

В оригинале: «Недавно еще казалось, будто все органы литературы проникнуты одним духом и одушевлены одинаковыми стремлениями; все они, по-видимому, согласно шли к одной цели и преследовали одинаковые интересы... Поистине, то был Золотой век нашей литературы, период ее невинности и блаженства!.. Теперь же в нашей литературе наступил век железный и даже глиняный... Вражда вышла за пределы домашнего литературного круга; один литературный орган старается подставить ногу другому и вырыть яму на том пути, который лежит вне области литературы... Обличительное направление сменяется защитительным; в литературных исполинах и пигмеях заметен большой упадок храбрости...»

В настоящее время выражение «золотой век русской литературы» переосмыслено и применяется к литературе всего XIX в., когда творили ее крупнейшие представители - Пушкин, Гоголь, Тургенев, Достоевский и Толстой. Тем более, что первые годы XX в. (до революции 1917 г.) обычно, по аналогии с предшествующим периодом, называются «серебряным веком русской литературы (русской поэзии)».

Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

Золотой век Золотой век – общее многим народам представление о беспечной, полной всяких благ и невинной жизни первых людей. Обыкновенно в чертах, характеризующих это «блаженство», отсутствуют элементы высшего интеллектуального порядка и «блаженство» сводится к

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЗО) автора БСЭ

Из книги Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты автора Жаворонкова Александра Сергеевна

Из книги Мифологический словарь автора Арчер Вадим

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Амстердам. Путеводитель автора Бергманн Юрген

Золотой век - мифологическое представление, существовавшее в античном мире, - счастливые времена, когда люди вели беззаботную жизнь, не омрачаемую раздорами, войнами и тяжелым подневольным трудом. По Гесиоду, 3. в. царил на земле, когда на небе еще властвовал Кронос.

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Золотой век Впервые встречается у древнегреческого Поэта Гесиода (VIII-VII вв. до н. э.) в поэме «Дела и дни». Как пишет Гесиод, было некогда такое время, когда люди жили без забот, без войн, без страданий. И это время он называет «золотым веком»: Жили те люди, как боги, с

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

«Золотой век» В XVII столетии, в свой «Золотой век». Амстердам был центром мировой торговли. Авантюристы, люди искусства, ремесленники, торговцы, еврейские ювелиры, банкиры различных национальностей стекались в этот портовый город, чтобы получить свой кусок пирога. Своим

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

18. МАРКСИСТСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ. СУБЪЕКТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ Марксистское направление в русской социологии было представлено Г.В. Плехановым, В.И. Лениным. Н.И. Бухариным, А.А. Богдановым, П.С. Грибакиным. П.Б. Струве, М.И.

Из книги Здесь был Рим. Современные прогулки по древнему городу автора Сонькин Виктор Валентинович

Из книги Странники Вселенной автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Золотой дом Путешественник, приезжающий в любой большой имперский город, вправе рассчитывать на то, что где-то в пригороде окажется большой имперский дворцово-парковый комплекс с аллеями, фонтанами и всем, чем положено. Возле Мадрида это Эскориал, возле Вены Шенбрунн,

Из книги Азбука литературного творчества, или От пробы пера до мастера Cлова автора Гетманский Игорь Олегович

Золотой век Можем ли мы вообразить, какие грандиозные события видел и пережил наш мир в далекие времена, еще до того, как его история начала записываться? Люди космоса могли приземляться и жить на Земле тысячелетиями, не оставив в человеческой памяти никаких следов.Многое

Из книги автора

Национальные особенности русской литературы Вам придется учитывать национальную особенность, что у нас и отношение к литературе «не как у людей». То есть мы спокойно смотрим на зарабатывающего слесаря, инженера, бизнесмена, спортсмена, ученого, изобретателя. Так же

Из книги автора

Трагизм русской литературы в наше время… Трагизм русской литературы как раз в том, что она – «духовная пища». Это даже не от православия, мы намного ближе связаны с Востоком, чем с Западом, это от Востока у нас пророческая тема в литературе, поучающая и наставляющая. Это на

Из книги автора

Оригинал" как зеркало русской литературы Интеллектуальная проза… Наверно, читающая публика давно ждала появления чего-то подобного, правда, никак не обозначая этого своего ожидания. Ею давно проглочены и оставлены навсегда в прошлом без права возрождения в настоящем