Диетические... Волосы Аксессуары

Психология шахматиста. Музыка дождя. Секреты игры в шахматы или маленькая война на черно-белом поле

Психология во все времена являлась неотъемлемой составляющей шахмат. В любой шахматной партии побеждает не тот игрок, который сильнее, а тот, который более устойчив психологически. Примером тому являются факты, когда шахматисты из-за переживаний от поражения в одном поединке теряли драгоценные очки в следующем, когда игроки, столкнувшись с непредвиденными ситуациями во время игры, терялись, нервничали и этим самым предопределяли исход поединков не в свою сторону и т.д. Поэтому, если шахматист хочет прогрессировать, то неотъемлемой частью его тренировок должны быть психологические тренинги.

Имеет свои аспекты. Во-первых, это психологическое состояние внутреннего мира шахматиста на протяжении всего турнира. Во-вторых, это психологическая устойчивость спортсмена во время поединка. Поэтому специалисты из области шахматной психологии дают некие рекомендации относительно анти стрессового состояния шахматистов:

1. Необходимо не только не рвать на себе майку после проигрыша, но и отбросить чрезмерное стремление отыграться. Это может привести к тому, что во время очередной партии шахматист потеряет связь с реальностью и неадекватно оценит сложившеюся ситуацию на поле. Результатом этого, скорее всего, станет очередное поражение. Поэтому после первого поражения необходимо нельзя критически относиться к проигрышу. Нужно всего лишь полностью проанализировать все, что происходило, проанализировать свои ошибки, ошибки соперника и т.д.;

2. За шахматным столом нужно всегда сидеть уверенно. Но это обязательно должна быть не показательная уверенность, а реальная. Только тогда противник почувствует это на себе и начнет нервничать. Если соперник начал паниковать, то никогда не спешите быстрее закончить партию, так как на кураже можно самому ошибиться;

3. Выбор правильной психологической тактики или быстрая ее смена во время поединка. Как правило, соперники изучают сильные и слабые стороны друг друга. Но профессиональный шахматист всегда должен уметь быстро надавить на слабые места в игре противника или мгновенно поменять обстановку на поле. Надавить на слабые стороны не всегда получается, а вот перевести поединок из спокойного русла в стремительно развивающийся можно всегда. В большинстве случаев в таких ситуациях у соперника происходит психологический стресс, что приводит к серьезным промахам с его стороны.

Никогда не стоит забывать про то, что соперник может применять аналогичные приемы или попросту будет психологически сильнее. Поэтому каждому шахматисту нужно уделять достаточно много времени занятиям шахматной психологии .

Психология шахматной борьбы .

Психология шахматной борьбы, становится предметом широкого изучения с начала 1970-х годов, что обусловлено практическими потребностями шахматистов. Познание психологических особенностей соперника, а также верная оценка собственных возможностей позволяют в известной мере прогнозировать развитие игры, намечать план действий. Большинство психологических исследований, начиная с исследований французского психолога А. Бине (1894), который изучал особенности мышления, памяти и одарённости шахматистов, посвящено их интеллектуальным функциям (А. Кливленд, Б. Блюменфельд, О. Тихомиров, А. де Грот и др.), но в шахматной игре важная роль отводится и личности в целом: «Шахматы не только соревнование умов, но и интеллектуальное состязание характеров» (Б. Ананьев).

Эм. Ласкер (1907) первым серьёзно занялся изучением противоборства шахматистов как личностей: «На шахматных досках борются люди, а не деревянные фигуры». Он изучал сильные и слабые стороны игры соперников, на практике умело использовал индивидуальные недостатки партнёров, условно выделил несколько типичных стилей игры:

  • стиль автомата - заимствование известных образцов и использование идентичных идей в исходных позициях;
  • прочный стиль - стремление главным образом обезопасить свою позицию;
  • стиль заманивания - провоцирование соперника на активные действия с идеей контратаки;
  • комбинационный стиль - преимущественно расчёт конкретных вариантов;
  • классический стиль - ведение игры преимущественно по правилам стратегии, разработанным В. Стейницем.

В классификации Ласкера нет чётко выраженных критериев выделения стилей; мало писал он и о конкретных методах своей психологической подготовки. А. Алехин более подробно описал свою подготовку к матчам с X. Р. Капабланкой (1927) и М. Эйве (1937). Анализируя партии соперников, он выделил кризисные моменты, качество игры в разных стадиях партии, типичные ошибки, зависимость качества игры от ситуации в матче. При этом использовались хронометрические и статистические данные. Исследования Алехина вызвали большой интерес и были продолжены А. Нимцовичем, К. Торре, Р. Рети, Р. Шпильманом. Ценные исследования провёл М. Ботвинник: углубил методы психологического анализа партий соперников, обратил внимание на информативность их поведения, стал шире привлекать данные статистического анализа (результаты партий, число ошибок и т. д.). Р. Файн рассматривал проблемы психологии шахматной борьбы с позиций психоаналитической концепции 3. Фрейда.

Ряд интересных наблюдений (преимущественно об эмоциональном состоянии шахматистов) содержат работы Т. Петросяна, М. Таля, Б. Ларсена, Р. Фишера, И. Бондаревского и других. Н. Крогиус в исследованиях 1960-80-х годов обосновал системную позицию понимания характера и структуры психологии шахматной борьбы, показал, что основополагающую роль в психологии шахматной борьбы играют знание и понимание соперника; оценка собственных возможностей; изучение особенностей взаимодействия соперников. Программа изучения соперника должна охватывать:

  • стиль игры;
  • особенности характера и поведения;
  • особенности затрат времени на обдумывание ходов;
  • эффективность игры на разных этапах соревнования с шахматистами разного класса;
  • эффективность игры в типичных спортивных ситуациях;
  • оценку соперником своих возможностей и возможностей соперника;
  • влияние возраста.

Изучение стиля игры соперника должно предусматривать выявление относительной частоты выбора дебютных схем, типичных позиций миттельшпиля, сравнительной эффективности игры в позициях определённого стратегического содержания, частоты ошибок. Исследование поведения соперника позволяет прогнозировать в первую очередь его состояние уверенности. С помощью разработанной методики удалось интерпретировать показатели эмоционального состояния шахматистов; отсюда появилась возможность составления своеобразного «словаря» выразительных движений соперника. При изучении затрат времени на обдумывание ходов представлялось важным определить частоту цейтнотов у соперника, их остроту, эффективность игры в цейтноте, способы его профилактики, а также причины возникновения, выявить подверженность соперника влиянию темпа игры партнёра, установить случаи особо длительного (или, наоборот, быстрого) выбора хода в проблемных позициях, случаи сознательного попадания в цейтнот. Изучение эффективности игры на разных этапах соревнования выявляет индивидуальные особенности «врабатываемости» шахматиста, его умение распределять силы, особенно на решающем этапе соревнования.

О характере шахматиста можно судить по результатам его игры в определённых спортивных ситуациях (необходимость играть на выигрыш, на ничью; после проигрыша или выигрыша и т. д.), выявляющих объективность самооценки шахматиста, его осмотрительность, готовность к риску, психологическую устойчивость и т. д. Разработан ряд методик, которые позволяют получить данные о самооценке шахматиста и оценке им своих соперников, установлена взаимосвязь этих критериев.

Для самоизучения рекомендуется использовать сходные методики, что и при изучении соперника. При выводах необходимо, однако, учитывать основные различия процессов познания соперника и самопознания: более активная направленность познания на другого, чем на себя; трудность обобщения при составлении самохарактеристики; относительно высокая статичность и консервативность самооценки (особенно при снижении спортивных результатов). На основании самоанализа выявляются и данные об эмоциональном состоянии перед игрой с соперниками разной силы, при разных положениях в турнире и т. д. Для борьбы с устойчивыми отрицательными переживаниями разработаны способы саморегуляции, предусматривающие срочное снятие отрицательных эмоций и перестройку самооценки, основанные на использовании механизмов самовнушения и самоубеждения.

Правила психологической борьбы в шахматах проявляются в форме приёмов, основными из которых являются:

  • «согласие» с соперником - демонстрация мнимого следования замыслам соперника, если в них обнаружены дефекты;
  • заманивание - предложение мнимой уступки для завлечения соперника;
  • выжидание - демонстрация пассивности с целью провоцирования невыгодной для соперника активности;
  • демонстрация ложной цели - отвлечение соперника какой-либо акцией от главной опасности;
  • демонстрация множества целей - создание неопределённой ситуации с множеством угроз:
  • действия «ва-банк» - крайне рискованные операции, связанные с резким изменением характера борьбы (оправданы лишь в критических ситуациях).

Процесс установления межличностных отношений в шахматном соревновании проходит в борьбе за овладение психологической инициативой («господство - подчинение»). Наличие такой инициативы способствует большей уверенности, самостоятельности и активности действий; эта инициатива может быть устойчивой и неустойчивой. В шахматной практике известны факты установления длительного и однозначного характера взаимоотношений (по координате «господство - подчинение») между соперниками приблизительно одного класса игры (П. Керес регулярно проигрывал Ботвиннику в 1940-55; Фишер выиграл матч у Ларсена в 1971 - 6: 0 и т. д.). Возникновение устойчивой психологической инициативы обусловлено не столько формальными результатами, достигнутыми на начальном этапе встреч соперников, сколько психологическим содержанием борьбы, особой эффективностью действий, которыми удавалось дискредитировать решения соперника. Обнаруженная шахматистом несостоятельность своего «кредо» усиливает психологический эффект дискредитирующих действий и приводит к длительной потере психологической инициативы, в борьбе за которую решающее значение приобретает способность распознать основные компоненты самооценки соперника.

  • Н. В. Крогиус Психологическая подготовка шахматиста, 2-е издание, М., 1979;
  • Н. В. Крогиус Психология шахматного творчества, М. 1981;

Источник

  • Шахматы: энциклопедический словарь / Гл. ред. Карпов А. Е. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 624 с. - . - Стр. 321.

См. также

Цитаты

  • Атака ведётся на позицию рокировки, на слабые пешки и, главным образом, на психику противника. - С. Тартаковер .
  • Для шахматной борьбы прежде всего необходимо знание человеческой натуры, понимание психологии противника. Раньше боролись только с фигурами, мы же боремся и с противником - с его волей, нервами, с его индивидуальными особенностями и - не в последнюю очередь - с его тщеславием. - А. Алехин .
  • Если ваш оппонент предложил ничью, попытайтесь понять, почему он признаёт свою несостоятельность. - Н. Шорт.
  • Карлсен - шахматист, который играет против личности соперника. Он заманивает, выжидает и припиливает тупым ножом. Он умеет провоцировать противника на ошибки, при этом сам ошибается редко. - С. Макарычев.
  • Оставайся твёрдым как скала и может воздух станет камнем ради тебя. Тот, кто знает других - мудр. Тот, кто знает себя - просветлённый. - Лао Цзы.
  • По мнению врачей матч на первенство мира отнимает у шахматистов около пяти лет жизни. Проигрыш такого матча почти всегда приводит к резкому снижению творческих и спортивных результатов - ломается личность. - Р. Исмаилов, С. Переслегин .
  • С молодёжью - в эндшпиль! - Из игровой практики.
  • Сражение - это не столько сокрушение воинства врага, сколько сокрушение его мужества. - К. Клаузевиц .
  • Фишер на вопрос «Что вам больше всего нравится в шахматах?» ответил: «Больше всего нравится видеть, как разрушается эго моего соперника».
  • Чем быстрее я заведу противника в неизведанные воды, тем лучше. - Колман.
  • Чтобы одержать победу - бейте в самое сердце врага. - К. Клаузевиц .
  • Шахматист - хрупкий, капризный инструмент. Ему требуется тонкая настройка и комфортные условия для работы. Повышенное внимание публики может помешать. Чрезмерное общение - тоже. Даже наилучшие пожелания, даже всеобщая любовь, даже искренняя помощь способны привести к обратному эффекту. И от человека это мало зависит. Таковы законы шахмат, законы психологии игроков. - С. Шипов .
  • Я не верю в психологию, я верю в сильные ходы. - Р. Фишер .

Шахматисту трудно перебороть себя при феномене «трудного соперника». Особенно сложно это тем шахматистам, которые не обладают бойцовскими каче­ствами.

Помочь определить особенности своего характера помогут психологические тесты онлайн , которые дадут ответы на множество вопросов, в том числе и о бойцовских качествах. Психологические тесты важны и в других нюансах шахмат.

Шахматистам без таких качеств надо либо бросать шахматы, либо научиться сражаться по-настоящему. «Тру­су от шахмат» нужно взяться за изучение творчества шахматис­тов агрессивного стиля: Морфи, Алехина, Таля, Геллера, Спасско­го, Бронштейна. Смоделировав свой новый, более агрессивный стиль игры, шахматист может закрепить полученные навыки в игре с компьютером. Когда игра поставлена, — можно переходить на легкие партии с сильными соперниками. А от этого — один шаг до полноценной игры. И пусть примером им будет карьера чемпи­она мира Алехина, который писал, что с помощью шахмат он из­менил свой характер.

Вспоминается Спасский. Пожертвовав пару пешек, он продолжал играть так, как будто именно он имеет материальное преимущество.

Фишер часто повторял, что шахматы дол­жны быть наступательными. А сможет ли трус ринуться в на­ступление? Чрезмерная осторожность чревата расстройством здо­ровья.

Примечательна карьера Петросяна. Человек с бурным темперамен­том сына гор мог играть в такие глухие шахматы, чисто от обо­роны. А ведь он в молодости был блестящим комбинатором и блицором! «Новая» игра смотрелась абсолютно ненормально. Кто зна­ет, может быть это блокирование естественных психических им­пульсов и предопределило его раннюю кончину? Орел, которого он насильно посадил в клетку, разорвал прутья и улетел…

Смысл игры — в наступлении, в движении вперед, в преодолении препятствий. Это заложено в нас сотнями поколений предков. Так что, Нимцович не прав? Ведь именно он определил про­филактику стержнем современной позиционной игры. На его кни­гах вырос Петросян.

Интересно серьезное психологическое исследо­вание данной проблемы. Взяв под наблюдение 2-3 сотни шахма­тистов агрессивного стиля и такое же количество «глухих оборон­щиков», было бы интересно узнать, кто же из них дольше живет, где более высока вероятность развития психического расстрой­ства, какая группа чаще демонстрирует стабильные турнирные результаты.

Наступательный стиль игры фи­зиологичнее и полезнее для нормального человека. Фишер, которого вопреки этому, рано ушел, можно сказать, убежал из шахмат! Но Фишер создал идеальный стиль игры. На его партиях учились все современные супершахматисты. Он с дет­ства был невропатом. Это его и погубило. Думаю, что шахматы спасли ему жизнь. Слишком много психических ран нанесли ему родители.

Победил бы его Карпов? Другими словами, стал бы Карпов «трудным соперником» для Фишера? С одной стороны, Фишер три года не играл. Вроде бы плюс для Карпова. Но у Фишера уже были подобные творческие переры­вы, и выходил он из них с удвоенной силой. Потом надо вспомнить, как Фишер играл с Таймановым, Ларсеном, Петросяном и Спас­ским! Карпов в своем финальном матче с Виктором Корчным смот­релся не так внушительно. Когда Карпов в начале претендентского цикла заявил, что это — «не его цикл», он не лукавил.

Все мы смотримся в шахматы, как в зеркало, и они показывают нас такими, какими мы есть, а не какими хотим казаться.
Григорий Санакоев

Человек действует в жизни подобно тому, как двигает фигуры на доске, тут нечего добавить. В каждом ходе видна сущность характера.
Альберт Санчес Пиньоль. В пьянящей тишине

Шахматы, подобно музыке, или любому другому искусству, способны делать человека счастливым.
Зигберт Тарраш

Шахматы - это целительный пластырь на тысячах уколах судьбы.
Макс Вайс

Высокая самооценка

Шахматы ведут к духовности, так как они заставляют нас понять, что существует борьба между двумя силами – белыми и черными, которые символизируют добро и зло, положительное и отрицательное. Они дают понять, что у каждого из нас своя роль, но разные способности: пешка, дама или ферзь, но в зависимости от своего нахождения все мы, даже простые пешки, можем поставить мат.
Бернар Вербер. Последний секрет

Шахматы дают нашим мыслям совсем другое направление. Они так далеки от всего человеческого… от сомнений и тоски… это настолько абстрактная игра, что она успокаивает. Шахматы - мир в себе, не знающий ни суеты, ни… смерти.
Эрих Мария Ремарк. Жизнь взаймы

– Отвлекает. Шахматы гораздо совершеннее карт. В картах все зависит от случая. Они недостаточно отвлекают. А шахматы – это мир в себе. Покуда играешь, он вытесняет другой, внешний мир. – Профессор поднял воспаленные глаза. – А внешний мир не так уж совершенен.
Эрих Мария Ремарк. Триумфальная арка

Я думаю, каждый из нас в разные периоды жизни становится пешкой или слоном, конем или ладьей, королем или королевой. Можно все время быть пешкой, а можно попробовать стать королем.
Гай Ричи

Ради свободы передвижения, пешка способна на многое, даже на то, чтобы стать ферзем.
Александр Пашинин

Слабости характера обычно проявляются во время шахматной партии.
Гарри Каспаров

«Шахматы облагораживают человека, так как они полны разочарований».
(Савелий Тартаковер)

Шахматы не для слабых духом.
Вильгельм Стейниц

Белые начинают… Черные мстят.
Игорь Карпов

На мой взгляд, если считать шахматы игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по воспитанию выдержки, силы воли и других ценных качеств человеческого характера.
Иван Степанович Конев
(1897-1973),
Маршал Советского Союза

Из шахматных наблюдений: фигура долго бездейвствовавшая, внезапно может отбрести страшную силу. Для этого нужно, чтобы партия продолжалась.
Владимир Леви. Куда жить

Будучи психотерапевтом и специалистом в области психологии спорта, Джузеппе Сгро подчеркнул этическое измерение игры в шахматы: человечность, соблюдение правил, уважение другого человека, воспитание ответственности. «Все это, – подчеркнул психолог, – может быть передано на невербальном уровне нашим детям уже в раннем возрасте и может стать реальным противостоянием проблемам детской агрессивности и издевательств над сверстниками».

Жизнь - не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь все зависит от твоего хода.

Атакую…
- Если атака идет как по маслу - значит, впереди засада.
- Угу. А это-то откуда?
- Из жизни. Так… Е-3, Ж-5.
- Так, ну, у нас всё идёт по плану.
- А если всё идёт по плану - значит, о нём знает противник!
Номер сезона: 1
Номер серии: 1
Честь имею!

Все гроссмейстеры ненормальны. Они отличаются лишь степенью своего помешательства.
Виктор Корчной

С периодом политического угнетения одни ищут в шахматах забвения от повседневного произвола и насилия, а другие черпают в них силы для новой борьбы и закаляют волю.
Александр Александрович Алёхин

Весь этот мир - шахматы (если только, конечно, это можно назвать миром). Это одна большая-пребольшая партия. Ой, как интересно! И как бы мне хотелось, чтобы меня приняли в эту игру! Я даже согласна быть Пешкой, только бы меня взяли… Хотя, конечно, больше всего мне бы хотелось быть Королевой!
Льюис Кэрролл. Алиса в Зазеркалье

«Свойства идеального чемпиона мира можно схематично изобразить в виде квадрата, в котором, как известно, все стороны равны. Одна сторона — природное дарование, вторая сторона квадрата — разносторонняя теоретическая подготовка, точность расчета и мастерство анализа — то, что в сочетании с талантом и создает искусство игры. Первые две стороны квадрата характеризуют шахматиста-художника. Третья сторона квадрата — это безупречная спортивная форма: превосходное здоровье, железные нервы, и как следствие этого, воля к победе, выдержка, вера в себя. Четвертая сторона — спортивная: продуманный режим, умение понять сильные и слабые стороны самого себя и противника, дабы использовать такое знание для подготовки победы».
Василий Николаевич Панов (1903-1973), мастер по шахматам, журналист, автор многих шахматных книг.

Ласкер говорил: «В шахматах — есть элементы науки и искусства, но те и другие подчинены основному — борьбе!». Ласкер призывал игроков быть твердыми в борьбе: «Мне удалось спасать восемь или девять партий из десяти, которые авторитеты объявляли проигрышными, но я сам не считал их безнадежными даже в самый критический момент. Шахматы — это борьба между людьми, а не между фигурами, и ошибка — такая же составная часть партия, как и ее ходы». Ласкер видел в шахматах надежное средство воспитания: «Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить. И кто хочет воспитать в себе способность самостоятельно мыслить в шахматах, тот должен избегать всего, что в них мертво, надуманных теорий, которые опираются на очень немногие примеры и на огромное количество размышлений; привычки избегать опасности, привычки играть с более слабым противником; нежелания сознаваться в своих ошибках».

«Шахматы похожи на жизнь, только жизнь — тотальная война, а шахматы — война ограниченная».
Роберт Фишер

НАД ШАХМАТНОЙ ДОСКОЙ

И если сердце съедено тоской,
И если в нем не заживает рана, —

Здесь тот же мир, но только без обмана.

И если страстью, горькой, роковой
Терзаем ты без отдыха и срока, —
Склонись скорей над шахматной доской:
Здесь тоже страсть, но только без порока.

И если ты, замученный борьбой,
День ото дня томишься безысходней, —
Склонись скорей над шахматной доской:
И здесь борьба, но только благородней.

И если силу, радость и покой
Взяла она, та, что подобна лани, —
Склонись скорей над шахматной доской:
И здесь любовь, но только без страданий!

Шахматист должен научиться бороться с утомлением и с плохим настроением, уметь освобождаться от волнений, связанных с шахматными «неприятностями», неизбежными на трудном спортивном пути. Он должен научиться создавать необходимую психологическую настроенность и вырабатывать стойкость. Этого можно добиться только укреплением своей воли.

Хорошее настроение, психологическая настроенность - непременные спутники шахматного успеха. Неверие в свои силы, вялость, пессимизм несовместимы с шахматной формой.

Нервно - психологическая подготовка к соревнованиям, включающая в себя активный отдых, отработку точности расчета вариантов и другие элементы, прежде всего должна содействовать укреплению уверенности в своих силах, убежденности в своем превосходстве над силами противника.

Поучительный пример психологической подготовки к матчу с Хосе-Раулем Капабланкой продемонстрировал А. Алехин.

В статье «Нью-Иоркский турнир 1927 г. как пролог к борьбе в Буэнос-Айресе за мировое первенство», открывающей сборник партий этого выдающегося соревнования, А. Алехин глубоко и критично анализирует творчество Капабланки, указывая уязвимые стороны его игры. «Лишь тогда мне стало совершенно ясно, как преувеличены всеобщие восхищения, которыми приветствовали качественные достижения Капабланки в Нью-Йорке. Шахматная машина? Чемпион всех времен? Какие абсурдные утверждения об игроке», писал Алехин с целью не столь разубедить других, как окрылить себя, создать твердую уверенность в своей победе.

Перед матч-реваншем с М. Талем в конце 1960 г. М. Ботвинник весьма трезво и объективно оценивал недостатки в спортивной форме своего будущего соперника. Результат предстоящего матча, казалось, не вызывал у него сомнений.

Весьма интересной в психологическом отношении была спортивная борьба в финальном соревновании претендентов в 1965 и 1968 гг. В процессе подготовки к матчу с М. Талем (1965 г.) Б. Спасский и его тренер И. Бондаревский подготовили для М. Таля ряд «психологических» сюрпризов. Первый из них смелая контратака Маршалла в испанской партии. Ценой жертвы пешки М. Таль был поставлен в положение защищающегося, Таль привык вести дерзкую атаку, а тут скучная и изнурительная оборона (да еще при игре белыми). Второй ощутимый психологический удар - длительный «ничейный» прессинг, рассчитанный на лучшее физическое состояние и более крепкие нервы Спасского, оказался правильным.

Психологическая стойкость - весьма ценное для шахматной спортивной формы качество. Уметь играть энергично, зло и бескомпромиссно даже после поражения - удел далеко не каждого. К этому себя надо серьезно готовить. Следует помнить, что психологическая настроенность - жажда достижений и уверенность в них - естественно усиливают физиологический тонус. Только при таком сочетании возможны максимальная продуктивность и успех. Но в состоянии подъема и наибольшего вдохновения находиться все время нельзя. Оно таит в себе и опасность, как всякая выигрышная партия, о которой Э. Ласкер метко сказал: «Самые опасные позиции- выигрышные! При них и бывают такие психологические срывы, как головокружение от успехов, потеря бдительности. Каждый крутой подьем чреват падениями!»

В шахматах за такими примерами далеко ходить не надо. Возьмем хотя бы последний финальный матч претендентов. В. Корчной пришел к нему в наилучшей форме. Победы над Решевским и Талем говорили сами за себя! И вдруг... срыв и почти разгромное по-ражение от Б. Спасского. Многие не узнавали в этом матче обычно упорного и изобретательного гроссмейстера.

Такие колебания формы, взлет и падение неизбежны. Величину амплитуды этих колебаний в известной степени можно и нужно регулировать психологической подготовкой к каждому спортивному рубежу.

Творческие возможности шахматиста зависят прежде всего от состояния его центральной нервной системы, Шахматисту, даже самому опытному, знакомо волнение, каждый раз наступающее перед турнирной или матчевой партией. Если такое волнение в меру, то это нормальная психологическая реакция нервной системы. Но часто бывает, что это состояние не проходит в течение всей партии, и тогда оно отрицательно сказывается на качестве игры,

Бывает немало случаев, когда, испытывая недостаток времени на обдумывание, нервы играющего совсем сдают, и он может совершить трагикомические поступки.

В одном из довоенных чемпионатов Ростова-на-Дону произошел занятный случай. Во время обоюдного цейтнота один из играющих вскочил со стула и, обращаясь к зрителям, истошным голосом закричал: «Какими я играю?». Такие слу-чаи, конечно, редки, но не-избежных промахов в состоянии нервного перевозбуждения сколько угодно.

Как же справиться с разбушевавшейся нервной системой? Как научиться преодолевать психологические барьеры?

Вопросы психологической подготовки весьма важны и ждут больших исследований. В области других видов спорта, особенно в легкой и тяжелой атлетике, специальные изыскания ученых научно-исследовательского института физической культуры уже дали положительные практические результаты. Например, создана специальная установка для наблюдения за состоянием технической и психологической подготовленности штангистов. Подходя к установке, штангист, так же как и в соревнованиях, выполняет ряд движений тестов. Показания приборов обрабатываются, и ученые совершенно точно могут сказать, готов ли штангист к соревнованиям.

Интересны приемы тренеров, помогающие их ученикам преодолеть психологический барьер. Вот один из них. Он называется «иллюзорный обман». Для того чтобы приучить прыгунов к высоте, тренер сближает стойки, на которых покоится планка. От этого будет казаться, что планка находиться выше, но зато потом, на соревнованиях, высота не будет пугать спортсмена.

Самый опасный враг для всякого спортсмена - усталость. Она вызывается как мышечным, так и нервным напряжением. Только настоящий спортсмен огромным напряжением воли сумеет преодолеть «мертвую» точку, когда все силы на исходе и легкие, казалось бы, уже не могут обеспечить надлежащую доставку кислорода. В какой-то момент наступает так называемое «второе дыхание». Спортсмен вдруг начинает чувствовать себя легко и свободно.

Победа над «мертвой» точкой лишь один из примеров самовнушения.

Тренировка самовнушением открывает большие возможности перед каждым спортсменом. Это можно подтвердить, в частности, таким примером: канадский атлет Рой Бьюмонт однажды подверг себя испытанию на выносливость. После 312 приседаний казалось, что сил больше нет. Но он сказал себе: «Ты сумеешь сделать гораздо больше. Ведь это совсем нетрудно. Ну же, смелее!». Самовнушение помогло, и Р. Бьюмонт сумел сделать около трех тысяч приседаний.

Этот пример лишний раз подтверждает, какие еще не испытанные резервы таятся в организме.

С помощью тренировки самовнушением можно воздействовать на эмоциональное состояние спортсмена, изменить его мышечную силу, температуру тела, вселить уверенность перед стартом. Иначе говоря, человек получает самую великую власть - власть над собой.

Несомненно, самовнушение - один из перспективных и важных разделов психологической подготовки шахматиста. Но это еще, к сожалению, почти неисследованная область.

Вопросы психологической подготовки шахматиста заслуживают большого внимания, В этой области первые и весьма полезные шаги сделал гроссмейстер Н.Крогиус. Много интересного и нужного для себя найдет молодой шахматист в его книге «Человек и шахматы». Поучительны также советы опытного гроссмейстера и психолога по развитию устойчивости внимания шахматиста.

«Неустойчивость внимания характерна также отказом от поисков скрытых, оригинальных возможностей в позиции. При этом шахматист часто доверяет первоначальной, порой поверхностной оценке или расчету.

Все ему кажется ясным и простым. Поэтому нередко неустойчивость внимания сочетается с такими чертами характера, как излишняя самоуверенность и легковесность.

Неустойчивость внимания связана с определенными особенностями мышления.

Такой шахматист зачастую больше доверяет интуитивной общей оценке или мгновенному «видению» вариантов, чем обстоятельному логическому анализу. Подобная манера игры, правда, как правило, избавляет от цейтнотов, но зато существенно сужает творческий диапазон шахматиста.

Как избавиться от этого недостатка? Вероятно, первопричина его кроется в индивидуальных свойствах характера. Необходима работа по воспитанию выдержки и решительности при выборе хода.

Полезным средством является чтение шахматной литературы, решение композиций без доски, а также тренировочные партии «вслепую». При игре «вслепую» повышается необходимость более концентрированного внимания к положению фигур на доске и к каждому возникающему замыслу. Представление «в уме» бледнее зрительного восприятия, но поэтому и повышается контроль за принятием решения, требуется особая тщательность, аккуратность обдумывания.

На основании собственного опыта могу посоветовать контролировать себя во время партии постановкой мысленного вопроса: «Не слишком ли поспешно я оценил позицию, план, идею? Не слишком ли рано закончил рассмотрение варианта?...»

Касаясь борьбы с «узостью» внимания, выражающуюся в просмотре «промежуточных» ходов и неожиданных ответов противника на «второстепенных» участках доски, Н.Крогиус рекомендует тренировочные блиц-партии, которые и на наш взгляд, совершенно не-заслуженно были отнесены некоторыми нашими авторитетами в разряд «вредных». «При игре «блиц» быстрая смена ситуаций не создает достаточных предпосылок к излишне углубленному анализу какого-то отдельного плана, а, наоборот, как правило, требует постоянной перестройки, переключения внимания на разрешение вновь возникающих проблем по всей доске.

Кроме того, на основании своей тренерской практики считаю возможным высказать предположение, что благоприятное влияние на расширение объема внимания шахматиста оказывают сеансы одновременной игры, особенно с часами при сокращенном контроле времени (сеанс на 8 - 10 досках, контроль 45 - 60 минут на 40 ходов).

Положительные результаты дали и первые опыты показа шахматистам 1-го разряда и кандидатам в мастера сложных позиций. После 10-секундного рассмотрения доска убиралась и предлагалось восстановить позицию, а также дать общую характеристику борьбы на каждом из флангов в отдельности...».

Для успешной игры в длительных шахматных соревнованиях необходимо создавать себе возможность для отдыха - временного покоя для центральной нервной системы,

При умственной работе мозг, как правило, не может полностью отключиться, даже если работа окончена. Шахматисту после напряженной игры очень трудно «выкинуть из головы» все ее перипетии. Он долго не может успокоиться, заснуть. Виной всему господствующий участок возбуждения в коре головного мозга - доминанта, продолжающая действовать как бы по инерции и притягивающая к себе возбуждения из других участков нервной системы. Доминанта длительное вре-мя сохраняет напряжение нервной системы и истощает ее. Иногда это напряжение сохраняется и во время сна, обычно вызывающего разлитое торможение коры головного мозга и обеспечивающего ей отдых.

Для того чтобы справиться с непокорной доминантой, нужно противопоставить ей еще более сильное воздействие - новый господствующий участок возбуждения в коре головного мозга. Здесь на помощь приходят физические упражнения, любимый труд, пешие прогулки и спортивные игры, особенно если они вызывают эмоциональный подъем. Они-то и смогут «утихомирить» доминанту. Хорошую службу шахматисту в этом отношении может сослужить и увлечение музыкой. Любимые мелодии- лучшая разрядка после на-пряженной игры для Т. Петросяна, В Смыслова и многих других гроссмейстеров.

М. Тайманов пишет: «музыка - это отдых от шах-мат».

Совершенствующемуся шахматисту надо укреплять волевые ка чества. Можно привести множество примеров, когда отсутствие должной организованности и волевой собранности приводило к досадным спортивным срывам.

В одной из партий международного турнира в Сараево гроссмейстер Ивков попал в сильный цейтнот и допустил грубую ошибку. Его партнер, немецкий мастер Питч, мог немедленно форсировать мат. Несмотря на то, что у немецкого мастера было еще 25 минут на обдумывание, он нервничал больше своего соперника. Поторопившись с ответным ходом, Питч умудрился сам получить мат. Таких примеров можно привести множество.

Во всех этих случаях шахматисты не справились с разбушевавшейся доминантой, хотя имели для этого вполне достаточно времени. Усилием воли следовало бы «оторваться» от доски и в течение 3 - 6 минут полностью отключиться от расчета вариантов, «остыть», стремясь «погасить» очаги возбуждения в коре головного мозга. Для этого полезно встать из-за доски, немного пройтись, постоять у окна или хотя бы посидеть за доской, закрыв глаза, и заставить себя поду-мать о чем угодно, только не о шахматах.

Конечно, все это не так просто, как кажется. Только систематически тренируя свою волю, нервную систему, можно приучить себя использовать во время многочасовой напряженной шахматной работы каждую свободную минуту для отдыха мозга - торможения очагов возбуждения в его коре.