Диетические... Волосы Аксессуары

Афинская и спартанская система воспитания. Спартанская и афинская системы воспитания Основная цель афинского воспитания

4. Школа и педагогическая мысль в Древней Греции Школа . Др.Греция состояла из небольших рабовладельческих гос-в (полисов). Наиболее влиятельными из них были Лакония (гл.город- Спарта) и Аттика (гл.город- Афины),где сложились особые системы воспитания,которые обслуживали только детей рабовладельцев. В Спарте вос-ие осуществляло гос-во, оно преследовало задачу готовить из детей спартиатов воинов, будущих рабовладельцев.С 7 л мальчики, жившие до этого времени дома, помещались в воспитательные учреждения, (агеллы ), где вос-сь и обучались до 18 л. Руководителем их назначался известный властям человек-педоном . Содержание воспитания : Особое внимание обращалось на физ. вос-ие подростков,много внимания уделялось военно-гимнастическим упражнениям. К физ. вос-ию присоединялись музыка, пение и религиозные танцы, носившие боевой, воинственный характер.Нравственное и пол. вос-ие давалось во время специальных бесед гос.руководителей с молодежью. Детей приучали к четкости и краткости ответов («лаконическая речь»).Юноши 18-20 лет переводились в группу эфебов и несли военную службу. Большое внимание было обращено на военное и физическое воспитание девушек. Когда мужчины уходя на войну, оставляли город и жилища, вооруженные женщины несли охрану и держали в повиновении рабов.

Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Между народами, населявшими данное государство, велись частые войны. В таких жестоких условиях сложилась спартанская система воспитания. Система спартанского воспитания имела целью выработать из каждого спартанца война. Главное внимание обращалось на развитие физической силы, выносливости, смелости и безоговорочного выполнения приказов. Детей с малых лет приучали терпеть неудобства и лишения. В 7 лет мальчиков забирали в специальные государственные воспитательные учреждения – агелы. Процесс воспитания проходил в три этапа . На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но главным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообразным. На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточались. Подростков держали в голоде и приучали самим добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипертрофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям.

В Афинах дети до 7 л вос-сь дома,затем мальчики начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее вос-ие в семье, приучаясь к домашнему хозяйству.Первоначально дети (с 7 до 13-14 л) обучались в школах грамматиста и кифариста . Занятия вели учителя-дидаскалы («дидаско»-я учу, позже: «дидактика» - теория обучения). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов «пайс» - ребенок, «агогейн»-вести).В школе грамматиста обучали читать, писать и считать.В школе кифариста давалось литературное образование и эстетическое вос-ие.В 13-14 л мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). Здесь в продолжение 2-3лет они занимались системой физ. упр-ий(пятиборье ). С ними велись беседы по полит. и нравст.вопросам. Физ.вос-ем и беседами в палестре руководили наиболее известные граждане.Наиболее обеспеченная часть молодежи поступала далее в гимнасии (позже - гимназии), где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой.Затем юноши с 18 до 20 л переходили в эфебию , где продолжалось их военное и политическое вос-ие.

В Афинских же школах огромное внимание уделялось эстетическому, гуманитарному образованию . Помимо грамматики, арифметики, истории изучалось ораторское искусство и риторика, музыка и графика. Заботясь об умственном воспитании маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

Античная культура зародилась приблизительно в Ш тысячелетии до н. э. и престала существовать в V в. В ее рамках получили развитие школьные формы обучения, появились новые типы школ, система образовательных учреждений, философами Античности были сформулированы идеи и концепции воспитания и обучения молодежи. В развитии воспитания и школы в античном мире выделяются несколько периодов.

Архаичный (древнегреческий) период с IX в. до н. э. по VIII в. до н. э. Обучение и воспитание подрастающего поколения в этот период проходило в домашне-семейных условиях под руководством опытных наставников. В это время школьных форм обучения в государствах Древней Греции еще не существовало, но общественное внимание к обучению и воспитанию подрастающего поколения и представления об идеале физически и нравственно развитого грека вслед за Гомером отразил Гесиод в поэме «Труды и дни».

Период расцвета Эллады (новогреческий) длился с VII в. до н. э. по IV в. до н. э. Наибольшую известность и влияние среди греческих городов-полисов в рассматриваемый период имеют Афины и Спарта, в которых развитие воспитания и школы шло по разным направлениям.

Идеал развития личности в Спарте сводился к формированию мужественного, духовно сильного, физически развитого человека. Это было обусловлено объективными причинами: вся Лакония представляла собой военный лагерь, находящийся в постоянной боевой готовности из-за угрозы восстаний рабов (илотов) и непрерывных войн. До 7 лет дети в Спарте воспитывались в семье. Они находились на попечении кормилиц, которые не баловали детей, воспитывая их в строгости, и уделяли внимание развитию физического здоровья. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе.

Молодежь до 30 лет в Спарте не обладала полнотой гражданских прав и воспитывалась под контролем государства. В этом процессе выделялось три возрастных периода: от 7 до 15 лет, от 15 до 20 лет и от 20 до 30 лет, самый интенсивный процесс воспитания и обучения приходится именно на первый из выделенных периодов. С 7 лет все мальчики становились «общественной собственностью», их собирали в агелы - своеобразные военизированные интернаты казарменного типа, где они жили и воспитывались до 14 лет. Контроль над агелой осуществлял пайдоним (пайдоном) - представитель государственной власти, а непосредственное руководство - эйрены - юноши-спартиаты старше 15 лет, проявившие умение руководить.

Основной упор в воспитании делался на гимнастические и военные упражнения. Мальчики росли в довольно суровых условиях: из одежды им полагался один хитон (а с 12 лет один плащ) на год, пища была весьма скудной и простой, ухаживать за телом не разрешалось, постель, на которой спали подростки, изготавливалась из тростника. Чтение, письмо, счет, музыка не являлись приоритетными предметами в содержании образования спартиатов, а их изучение было утилитарным (чтение и письмо - для того, чтобы составить военное донесение, музыка и стихосложение - для того, чтобы петь военные гимны, и т. п.). Особое внимание уделялось выработке лаконичной речи - способности кратко и точно изъясняться. Мальчики участвовали в ежегодных публичных состязаниях - агонах, в ходе которых им предстояло показать все, чему они научились. Первый период воспитания в 14 лет заканчивался большим агоном, включавшим мусические (музыка, пение, стихосложение и т. п.) и гимнастические состязания, а также испытание на мужество и выдержку - публичные сечения.

Успешно прошедшие испытание юноши получали оружие, распределялись по отрядам и в течение года несли «испытательную» службу на территории всей Спарты.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от воспитания спартанских юношей и проходило в постоянных гимнастических упражнениях. Физическое здоровье спартанок должно было обеспечить воспроизводство здорового потомства.

В Афинах социальное устройство имело черты демократизма, цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка. До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. В раннем возрасте дети воспитывались матерью и кормилицами, с 4-5 лет они находились под присмотром раба - педагога. С 7 лет дети поступали в школу.

В Афинах сформировалась сложная система образовательных учреждений, которая носила двухступенчатый характер и включала различные типы начальных и средних школ. Учебные заведения в Афинах назывались дидаскалейонами и были частными и платными.

Начальная ступень образования была представлена мусическими и гимнастическими (палестры) школами, которые позволяли решать в комплексе задачи всестороннего интеллектуального развития и формирования культуры тела. Обучение в мусической школе продолжалось от 7 до 16 лет и включало литературу, искусство и науки, находящиеся, согласно греческой мифологии, под покровительством муз. Центральное место занимало обучение литературе, тесно связанное с музыкальным образованием. Мальчики заучивали наизусть произведения Гомера, Гесиода, Эсхила, Еврипида, Софокла и других греческих авторов. Музыка преподавалась в неразрывной связи с обучением пению. В мусических школах подростки обучались четырем основным арифметическим действиям и началам геометрии, начиная с IV в. в программу обучения добавилось рисование. С 12 лет мальчик одновременно с мусической посещал гимнастическую школу под руководством учителя педотриба, где упражнялся в пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание диска и копья. Приблизительно с 14 лет обучение в палестре выходит на первый план, оттесняя мусическое образование.

Средняя ступень образования в Афинах была представлена несколькими типами школ. Это прежде всего гимнасий (государственное учебное заведение повышенного типа) для юношей 16-18 лет, проявивших старание и достигших высоких результатов в обучении. Далее все юноши с 18 до 20 лет должны были пройти двухгодичный курс в эфебии - государственном учреждении, целью которого была военная подготовка. На первом году обучения молодые люди тренировались в специализированных военных упражнениях - беге с факелами, метании камней, копий, дисков, плавании и т. п. Второй год посвящался несению службы на границах государства.

Характерной тенденцией афинского образования, сложившейся к VI в. до н. э., стал процесс становления и развития философских школ (пифагорейской, эпикурейской, софистской и т. д.), которые давали возможность практиковаться в общественно-политических и философских дискуссиях будущим политикам.

Женское образование в Афинах не было развито так, как в Спарте, и ограничивалось рамками семейного воспитания на женской половине дома - гинекее. Здесь от матери, кормилиц и других женщин семьи девочка получала элементарные знания чтения, письма, навыки игры на каком-либо музыкальном инструменте, пения, но в основном все время девочки было занято обучением рукоделию.

Сходство воспитания в Афинах и Спарте:

· До 7 лет дети воспитывались в семье

· Женское образование не было развито, девочки воспитывались дома.

Отличия:

· Направленность воспитания в Афинах - гармоническое и ум и тело, в Спарте - ставка на физическое воспитание

· В Спарте - обучение происходило в агелах, в Афинах - обучение было двуступенчатым: сначала - палестры, потом - гимнасии.

Греки придавали большое значение правильному воспитанию, поскольку от этого зависела судьба государства. Недостатки в физическом воспитании могли привести к поражению в войне, а ошибки в нравственном к конфликту между старшим и младшим поколениями и к внутренней дестабилизации общества. В древней Греции сформировались две системы воспитания: афинская и спартанская. В Афинах отношения к детям было более мягким. С младенческого возраста они воспитывались в генекее матерью и кормилицей. Наказание детей допускалось, но так чтобы не задеть их самолюбие. Игрушки делали из дерева, терракоты, металла, слоновой кости. Различные игры: жмурки, качели, игры в мяч и т.д. Под опекой нянек - кормилиц дети находились до трех лет. Девочки в гинекее оставались до пятнадцати лет. Под присмотром матери они заминались чтением, обучались письму, музыке, рукоделию, ткачеству. На улицу могли выходить только в сопровождении старших. Мальчики в гинекее находились до 7 лет, затем они переходили под опеку отца. Его передавали педагогу, в обязанности которого входило сопровождение ребенка в школу, на общественные церемонии, контроль за его поведением на улице, внушение основных правил этикета, главным методом воспитания была розга. Педагоги плохо говорили по-гречески, злоупотребляли вином и били своих воспитанников, все это вызывало протесты философов. Обучение мальчиков велось в частных школах. В Афинах образование состояло из трех ступеней - грамматическая, мусическая, и гимнастическая школы. Словесные науки осваивались под руководством грамматиста, который обучал чтению, давал уроки грамоты, преподавал арифметику и греческую литературу. На уроках письма использовались натертые воском, на которых ученики писали стилем. Освоив первоначальные навыки правописания, ученики переходили к письму тростниковым пером и чернилами на папирусе. В мусической школе дети переходили к изучению греческой литературы, главный акцент делался на изучение поэм Гомера. Также в мусической школе обучали музыке, уроки давали кифаристы. Под звуки лиры или кифары ученики пели хором или соло песни и гимны в честь богов. С четырнадцати лет мальчики начали серьезно заниматься гимнастикой, обучение руководили - педотрибы. Программа включала основные виды греческой атлетики - борьбу, бег, прыжки в длину, метание копья и диска. Помимо этих состязаний мальчики обучались плаванию, верховой езде, кулачному бою. К восемнадцати годам образование считалось законченным. Юноша должен был уметь читать, писать, петь, танцевать, играть на лире, ездить верхом, бороться, бегать, прыгать, знать стихи Гомера, уметь вести себя в обществе. С восемнадцати лет юноши два года юноши пребывали в эфебах, здесь их обучали военному делу. Руководили эфебами - стратеги. Непосредственно ими руководили софронисты. В свободное время эфебы изучали философию и навыки красноречия. В программу занятий входили также поэзия музыка, эфебы должны были участвовать в религиозных торжествах. После первого года службы для эфебов устраивался общенародный смотр. Они от государства щит, копье и проносили клятву на верность афинскому государству. Затем их расквартировывали по крепостям и гарнизонам. С течением времени эфебия перестает быть обязательной для молодежи. В эпоху эллинизма она выступает уже как институт элитарный, занимающийся обучение сыновей состоятельных лиц.

Спартанская система воспитания отличалась от афинской более существенным вмешательством государства в дело образования молодого поколения. Особенностью было преобладание физического аспекта на интеллектуальным и этическим. До семи лет ребенок находился под присмотром женщин. С самого начала его приучали к переменам погоды, обмывали холодной водой, одевали легко, даже в холодный период. По достижения семилетнего возраста ребенка отбирали у семьи и включали в особый отряд - илу. Мальчик занимались играми и физическими упражнениями, за проступки их наказывали магистрофы, которые были вооружены розгами. Программа занятий соответствовала возрасту и обычно включала в себя бег, прыжки, борьбу, метание диска и дротика. Кулачные бои были исключены. Мальчиков также обучали обращаться с оружием, чтению и письму. Их обязывали знать традиции Спарты, несколько военных и религиозных песен, уметь танцевать. Особое внимание обращалось на выносливость. С двенадцати лет они ходили полуобнаженные и полуголодные, носили одну и ту же одежду, рассчитанную на год, спали на земле, без одеяла. пища была проста и скудна настолько, что мальчикам проходилось воровать. За ловкую кражу они получали похвалу, тех. Кто попался на краже наказывали. В качестве проверки мальчиков ежегодно секли перед алтарем Артемиды Ортии. Юношей избивали до крови, но они не имели права спорить и молить пощады. Тех, кто лучше всего переносил испытание, провозглашали "победителем при алтаре". Были случаи, когда несчастные жертвы умирали. Юноши получали задание скрываться год, самостоятельно добывая пищу. Молодые люди принимали участие в кипритиях - нападения на рабов. Если молодой человек успешно проходил эти испытания он допускался к участию в сисситиях. С восемнадцати лет юноши несли службу в эфебии. По достижению двадцати они становились иренами и вступали в гражданское ополчение. Лишь в тридцать лет они переходили в разряд взрослых и основывали собственное хозяйство. Воспитание девушек мало чем отличалось от воспитания юношей. Наравне с ними они занимались физическими упражнениями, их обучали пению, танцам. Цель воспитания заключалась в том, чтобы подготовить физически здоровых матерей, способных родить крепких детей.

Расстановка ударений: АФИ`НСКОЕ ВОСПИТА`НИЕ

АФИНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - система воспитания, сложившаяся в Афинах в 7 - 5 вв. до н. э. Наряду со спартанским воспитанием была одной из наиболее известных систем воспитания в Др. Греции. В Афинах на базе развитого ремесла, торговли, мореплавания утвердился наиболее прогрессивный для того времени гос. строй античной рабовладельческой демократии. Это обусловило расцвет афинской культуры и прогрессивный характер А. в. Цель А. в. - создание гармонически развитого человека. Оно было разносторонним, включало умственное и эстетическое (т. н. мусическое воспитание), нравственное и физич. (гимнастическое) воспитание. Мусическое воспитание осуществлялось в процессе обучения чтению, письму, счёту, пению, музыке, при изучении ораторского искусства, политики, философии. Физич. воспитание было направлено на поддержание здоровья и развитие силы, ловкости и красоты человеческого тела. Это достигалось путём упражнения в беге, борьбе, прыжках, метании диска и копья [т. н. пентафлон "πενταδλον" - пятиборье]. Нравственное воспитание имело целью формирование дисциплинированности, мужества, самообладания, чувства собственного достоинства, скромности, хороших манер.

А. в., в отличие от спартанского, не было полностью государственным. До 7 лет дети воспитывались в семье. Их учили правилам хорошего поведения, рассказывали им сказки и мифы. Большое внимание уделялось играм, лепке, вырезыванию. Девочки получали только семейное воспитание, что соответствовало положению женщины в рабовладельческом обществе. Их учили читать, писать, играть на к.-л. музыкальном инструменте, а главное домоводству, шитью и рукоделию. До брака афинянки жили в полном затворничестве, лишь изредка выходя из дому для участия в религиозных церемониях. Мальчики с 7-летнего возраста посещали школу грамматиста, где обучались чтению, письму и счёту, а позже или одновременно школу кифариста, в к-рой занимались музыкой, пением, декламацией. С 13 - 14 лет они воспитывались в палестре, где под руководством педотриба в течение 2 - 3 лет занимались гимнастикой. Здесь же велись беседы на политич. и нравственные темы. Школы грамматиста, кифариста н палестра были частными и платными. С 16 - 18 лет юноши из наиболее состоятельных и знатных семей, готовящиеся в будущем занять руководящие должности в гос-ве, посещали гимнасий. Здесь они обучались философии, лит-ре, политике, продолжая совершенствоваться в области гимнастики. Гимнасий был гос. уч. заведением. С 18 - 20 лет юноши проходили своего рода проф. курс военного обучения в эфебии, продолжали своё политич. образование, изучали законы страны.

А. в. носило ярко выраженный рабовладельческий характер. Дети рабов полностью исключались из системы воспитания, общение с ними детям свободнорождённых запрещалось. Платность образования делала его недоступным малоимущим свободным гражданам и вынуждала их заниматься с детства ремеслом. Физич. труд не входил в систему А. в., т. к. считался уделом исключительно рабов. В само наименование "школа" (σχολη - буквально досуг) афиняне включали понятие свободы от физич. труда.

Лит.: Бузескул В. П., Античность и современность, 3 изд., Л., 1924; Жураковский Г. Е., Очерки по истории античной педагогики, М., 1940; Медынский Е. Н., История педагогики, М., 1947; Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф., История педагогики, 2 изд., М., 1959.


Источники:

  1. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., "Советская Энциклопедия", 1964. 832 столб. с илл., 7л. илл.

Тема: Воспитательная система Спарты и Афин: влияние на формирование личности. идеал гражданина.

Актуализация: При изучении истории Древней Греции я заметила, что воспитание в полисах Афины и Спарта разные, хотя страна одна. У меня возник вопрос: почему в двух полисах разные системы воспитания?

Цель: Определить различия афинской и спартанской систем воспитания. Выяснить, почему в этих греческих полисах (Афинах и Спарте) по-разному представляли идеального гражданина.

Задачи: Изучить воспитательную систему Афинского полиса. Изучить воспитательную систему Спартанского полиса. Сравнить человека, гражданина полисов Спарта и Афины. Выяснить, почему так воспитывали?

Афинское воспитание. Этапы: 1 этап: до 7 лет дети воспитывались в семье. Им рассказывали сказки, читали стихи под звуки флейты, играли с ними. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания.

Этапы афинского воспитания 2 этап: с 7 до 12 лет мальчики посещали различные школы. Их сопровождал раб – педагог. Первой была школа грамматиста. В ней учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счёту. Счёту учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счётную доску, напоминающую счёты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем).

Этапы афинского воспитания Второй была школа кифариста. В ней мальчики получали литературное образование, здесь специально занимались их эстетическим воспитанием - учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах.

Этапы афинского воспитания 3 этап: В 12-13 лет подростки переходили в гимнасий, занимались в палестре. В гимнасии обучение чтению и письму сочеталось с курсом физической подготовки. Ученики овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы. С 15 до 18 лет изучали военное дело

Этапы афинского воспитания 4 этап: в 18 лет юноши переходили в эфебию. Здесь в течение двух лет продолжалась военно-физическая подготовка. Юноши усваивали знания из области управления государством, философии, а также командования войсками, изучали тактику, строевую подготовку, верховую езду, плавание, греблю, стрельбу из лука, фехтование и владение другими видами оружия.

Таким образом, цель воспитания и образования в афинском обществе определялось многозначным греческим понятием - калокагатия - совокупность "добродетелей", куда включалась красота внутренняя (готовность к исполнению гражданских обязанностей) и внешняя (культура тела). Правом обладания этими добродетелями имели только свободные граждане Афин, прежде всего - мужчины. Необходимо было сформировать у будущего гражданина ряд навыков, которые ему понадобятся для личного участия в общественных делах.

Спартанское воспитание. Государство с самого раннего возраста участвовало в деле воспитания мальчика-спартанца, которого уже в первые дни жизни старейшины должны были признать годным или не годным к военной службе.

Спартанское воспитание. Воспитание в семье до 7 лет. Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов были сила, выносливость и максимальная готовность к жизненным трудностям. Развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой.

Период государственного образования Воспитание в возрасте от 7 до 14 лет. В семь лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине.

Период государственного образования От 15 до 20 лет. По исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать несколько своеобразных экзаменов, для того, чтобы перейти в следующую возрастную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, другое - сечение у алтаря на празднике Артемиды Орфии.

Вот как плутарх описывает криптии: «Время от времени власти отправляли бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся наиболее сообразительными, снабдив их только короткими мечами и самым необходимым запасом продовольствия. Днем они отдыхали, прячась по укромным уголкам, а ночью, покинув свои убежища, умерщвляли всех илотов, каких захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов»

Период государственного образования Воспитание в возрасте от 21 до 30 лет. С возрастом система воспитания становится менее суровой, в этот период молодой человек уже имеет право жить семейной жизнью.

Плутарх о спарте: «Никто не имел права жить так, как он хотел, напротив, город походил на лагерь, где был установлен строго определенный образ жизни и занятия, которые имели в виду лишь благо всех. Вообще спартанцы считали себя принадлежащими не себе лично, но отечеству »

МЕССЕНИЯ Л А К О Н И К А Спарта ХII–IX вв. до н. э. В XII–IX веках до н. э. дорийцы завоевали Лаконику и основали город Спарта.  Дорийцы – воинственные племена Ахейские греческие племена

Таким образом, в Спарте была выработана абсолютно новая система воспитания, о которой говорит Аристотель в одном из своих трудов: «в Лакедемоне... почти всё воспитание граждан и почти вся законодательная система имеют в виду военные цели ».

Вывод: Системы воспитания и образования двух греческих полисов в значительной мере отличаются друг от друга из-за разницы государственных приоритетов и требований государства к идеалу гражданина. В Спарте – это война, служба государству, защита полиса. В Афинах - это гармонично развитая личность, участвующая в управлении полисом. Я думаю, что в любом государстве система воспитания соответствует интересам государства