Диетические... Волосы Аксессуары

Прокофьев война и мир анализ. Сергей Прокофьев. Опера "Война и мир" (дирижёр - А. Мелик-Пашаев). Премьеры и исполнения

Лев Толстой оперу не любил и, сочиняя «Войну и мир», не обошел стороной это «самое отвратительное зрелище», выразив скептическое отношение к нему на страницах романа. Так Наташа Ростова воспринимает оперный спектакль как бессмыслицу, потому что она живой человек, попавший в фальшивую для нее среду поддельной красоты оперного действа.

Толстой и подозревать не мог, что когда-нибудь по его эпическому роману сочинят оперу, а его любимая героиня Наташа Ростова запоет. Художественная дерзость Сергея Прокофьева в выборе материала сразу обратила на себя внимание. Замысел оперы воплощался на протяжении двенадцати лет, постоянно расширяясь и дополняясь новыми картинами. В итоге, Прокофьев так и не смог определиться с окончательной редакцией оперы, что по сей день позволяет режиссерам вольно обращаться с партитурой.

История создания оперной «Войны и мира» – целая полоса преодоления препятствий, заслуживающая отдельного монографического исследования. В годы Великой отечественной войны роман Толстого воспринимался с особой остротой, как отмечал писатель Вениамин Каверин, потому что «в этой книге написано не только о том, как мы победили, но кто – мы , и почему мы снова непременно должны победить».

Супруга композитора и соавтор либретто Мира Мендельсон–Прокофьева вспоминает: «Война и мир» была первым произведением, прочитанным мною Сергею Сергеевичу вслух […] Когда я дошла до страниц, описывающих встречу раненого князя Андрея с Наташей, Сергей Сергеевич сказал мне, что чувствует эту сцену как оперную, и именно с этого момента он начал думать о «Войне и мире» как оперном сюжете».

Прокофьева привлекали лирические сцены романа, драма отдельных героев, но замысел оперы вырос до масштаба исторического полотна – от крупного плана к общему. Уже в процессе сочинения «Войной и миром» активно интересовались театры (включая Метрополитен-опера), композитора торопили телеграммами из Комитета по делам искусств, газеты регулярно публиковали анонсирующие статьи и заметки. Несмотря на то, что постановка оперы Прокофьева стала делом государственного масштаба, выпускать спектакль на большой сцене не решились. Сценическое воплощение еще не до конца написанной партитуры поручили «лаборатории советской оперы» – Малому Ленинградскому оперному театру (МАЛЕГОТ) под руководством дирижера Самуила Самосуда.

Интерес к новой опере Прокофьева подогревался закономерным для поствоенного времени обращением к идеям романа Толстого, а также потребностью государства в назначенных «ведущих» советских композиторах. За возвращение на родину эмигранту Прокофьеву простили «буржуазное» прошлое, за оперу «Семен Котко» (1939) – провозгласили величайшим мелодистом. Поэтому судьбой «Войны и мира» занялись на высшем государственном уровне.

Премьера оперы в концертном варианте прошла 7 июня 1945 года в Большом зале Московской консерватории под управлением дирижера Самуила Самосуда, а через год – 12 июня 1946 года – труппа МАЛЕГОТа выступила с театральной премьерой, правда, в сокращенном варианте. Была представлена только первая часть, включающая восемь картин «мира». Постановку осуществил молодой и многообещающий режиссер Борис Покровский, дирижировал Самуил Самосуд, декорации рисовал Владимир Дмитриев.

Борис Покровский вспоминает, как Прокофьев играл клавир оперы в одной из комнат дирекции Большого театра: «Играл, как плохой пианист, в виде одолжения разбирающий с листа какую-то галиматью [...] Опера мне не понравилась. Она не соответствовала моим ожиданиям. Я предполагал услышать Толстого в границах образного мира Чайковского или на худой конец Шапорина».

Покровского не устраивали кинематографические принципы драматургии, композиторские эффекты монтажа эпизодов, режиссер писал: «Люди заполняли оперу как несметные полчища [...] Легко понять растерянность при виде всей этой разноязычной, разноклассовой, разнохарактерной, разномыслящей и разночувствующей массы. Я пришел в паническое состояние, когда попытался по законам режиссуры организовать в стройную систему эти образы, «нанизав» их на сквозной действие. Характеры не вязались друг с другом, события начинались и прерывались сами собою, сюжет все время ломался».

Прокофьев, часто писавший музыку для кинофильмов, использовал в «Войне и мире» не просто смену кадров-эпизодов, не калейдоскоп чередующихся сцен, а, по наблюдению М.Друскина, «переосмысливал, музыкально перевоплощал принципы киносъемки – замедленной и убыстренной, наплыва и крупного плана». Покровский решил, что постановка, состоящая из многих, довольно мелких картин, должна быть осуществлена как «единый поток мыслей».

Инициаторами спектакля были ученики и сподвижники Всеволода Мейерхольда – Самуил Самосуд и Владимир Дмитриев, безусловные авторитеты в производстве советской оперы. В сложившейся ситуации, приехавший из Москвы Покровский, называл себя всего лишь помощником Самосуда, потому что актеры выполняли мизансцены только с одобрения дирижера.

Самосуд, неоднократно выступавший как руководитель главных музыкальных премьер, принялся заново выстраивать драматургию оперы. Его опыт как музыканта и постановщика на сцене МАЛЕГОТа был непререкаем: дирижеру не один раз приходилось адаптировать и заново переписывать сомнительные по качеству партитуры первых в новой стране советских опер, которые были написаны композиторами внутри театра, то есть при непосредственном участии режиссеров. По требованию Самосуда Прокофьев дописал две дополнительные картины: «Бал у екатерининского вельможи» и «Военный совет в Филях». Композитор противился поправкам, например, долго не соглашался писать сцену, по его словам – «банального оперного бала с полонезами, вальсами и мазурками», о которой настаивал Самосуд. Но, в итоге знаменитый «Первый бал Наташи» стал центральной и узнаваемой темой всей оперы.

Покровский отмечал в воспоминаниях: «Самосуд и Дмитриев вообразили, что спектакль «Война и мир» должен быть как памятник – нечто пафосное, патриотически возвышенное». При этом, семь картин спектакля (из восьми) повествовали о мирной жизни героев Толстого – ни в сценическом, ни в музыкальном материале не встречалось признаков патриотизма и грядущей войны. Первые репетиции сразу показали, что в спектакле, по выражению самого Покровского: «Пафоса не будет, но с сердцем и правдой получится».

Художник Владимир Дмитриев в работе над декорациями стремился к раскрытию поэтического настроения. Его интересовала эмоциональная атмосфера оперы, колористический подтекст. Художник слышал музыку сразу в пластических и цветовых воплощениях. В пределах объема сцены МАЛЕГОТа он передал ощущение громадного пространства. Например, Валериан Богданов-Березовский вспоминал, как «после полумрака летней ночи в Отрадном, свет многоколонного бального зала, брызнувший со сцены одновременно с первыми звуками фанфар оркестра, слепил глаза».

Биограф художника В. Березкин писал, что работы Дмитриева пронизаны одним лейтмотивом: «своеобразным женским вариантом темы «лишнего человека». Напомним, что именно Дмитриев оформлял в МАЛЕГОТе премьеру оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Все театральное творчество художника – это трагедийная версия женской судьбы в условиях российской действительности: гордые и прекрасные, они бесконечно одиноки в окружающем их мире. Это сказалось и в работе над декорациями «Войны и мира» – самым ярким персонажем в прокофьевской фреске была Наташа Ростова.

Эту роль в спектакле исполнила молодая певица Татьяна Лаврова. Музыкант Юрий Шалыт, лично знавший певицу, рассказывал, что «искренность и душевная простота Лавровой позволяли ей выходить на сцену в этой партии до последних лет работы в театре. В сцене бала Наташа Лавровой была настолько непосредственна, трепетна и чарующе взволнована, что каждый раз казалось: именно сегодня этот бал – ее первый».

Лирический тон спектакля, оформление – тень листвы и блики деревьев на фасадах декораций Дмитриева, мизансцены, построенные согласно принципам психологического театра, акцент на первых планах, подчеркивающих игру актеров – ничто не отвлекало зрителей от эмоциональных переживаний героям Толстого.

Однако, изображение мирной жизни толстовского дворянства, не помешало критикам увидеть в спектакле «дух благородного патриотизма», потому что послевоенное время диктовало свои правила и критерии. В. Богданов-Березовский писал: «Постановка передает постепенное назревание атмосферы грядущей народной войны. И поэтому последняя картина спектакля – Бородино – несмотря на статичность, воспринимается как закономерный – торжественный, в духе оды, эпилог».

Первая часть «Войны и мира» прошла с грандиозным успехом. За этот спектакль Самуилу Самосуду, Борису Покровскому и Татьяне Лавровой были присуждены Сталинские премии Первой степени. Во всех рецензиях на постановку образы спектакля критики соотносили с персонажами Толстого. Эффект «узнавания» классических литературных героев обеспечил спектаклю регулярный прокат. За сезон 1946/1947 года спектакль прошел 50 раз. Премьера второй части была намечена на лето 1947 года, затем сроки сдвинулись на сентябрь, к дате 135-летия Бородинского сражения. Репетиции дошли до генерального прогона, но художественный совет не принял постановку. Прокофьев и Самосуд по требованию худсовета продолжали редактировать драматургию, пытаясь привести разрозненные сцены в последовательную структуру, но вторая волна борьбы с формализмом и, в частности, постановление ЦК ВКП(б) 1948 года об опере Вано Мурадели «Великая дружба» окончательно остановили работу над выпуском спектакля.

В постановлении речь шла о композиторах, которые в своем творчестве придерживаются «антинародного» направления. Оказалось, что в произведениях «товарищей» Шостаковича, Прокофьева, Шебалина, Хачатуряна, Мясковского «особо наглядно представлены формалистические извращения, антидемократические тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художественным вкусам».

В частности, об опере Прокофьева в 1949 году в журнале «Театр» выходит статья музыковеда Елены Грошевой: «Новое наступление формализма произвело колосса на глиняных ногах – «Войну и мир» Прокофьева, произведение, с наибольшей силой и наглядностью доказавшее полную неспособность модернизма к воплощению положительных сторон исторической жизни. Монументальное полотно превратилось в разрозненные, калейдоскопические кадры, бессмысленно сменяющие друг друга. Образы Толстого предстали пред зрителем в негативном, искаженном до неузнаваемости изображении».

То что год назад воодушевляло критиков – связь прокофьевской драматургии с кино и соответствие оперных персонажей литературным образам Толстого – теперь трансформировалось, по выражению Грошевой, в «короткометражные символы-попевки, ничего не говорящие ни уму, ни сердцу». Идеологически ориентированная критика ставила на опере Прокофьева крест.

И только спустя десять лет на сцене МАЛЕГОТа «Войну и мир» представили целиком, включая первую и вторую часть оперы. Спектакль был показан 26 марта 1955 года - во второй сценической редакции под управлением Эдуарда Грикурова. Но самому Прокофьеву, ушедшему из жизни в 1953 году в один день со Сталиным, не было суждено увидеть на сцене итоговый вариант задуманной им музыкальной оперы-эпопеи. Театр посвятил спектакль «светлой памяти выдающихся деятелей советского искусства композитора С.С. Прокофьева и В.В. Дмитриева». В качестве режиссера вновь был приглашен Борис Покровский, которому предложили восстановить мизансцены спектакля 1946 года. Любые предложения режиссера что-либо изменить (например, раздвинуть колоны во второй картине) решительно пресекались художественным советом.

В эпоху оттепели речитативность и приемы кинематографии в опере Прокофьева уже воспринимались не как недостаток, а как основная черта драматургии композитора: «Склонность к эпизодичности, сопоставление острых характеристик, ярко очерченные портреты, драматургия контрастов, лаконизм – основа прокофьевского стиля», – писал рецензент «Советской культуры». Музыковед Елена Грошева также меняет свое критическое мнение, ориентируясь на новые партийные задачи: «Война и мир» – важнейшая часть последнего десятилетия творческой биографии выдающегося композитора. Этот период деятельности Прокофьева был отмечен, может быть, наиболее напряженной борьбой за реалистический стиль, из которого он вышел победителем».

Политические режимы меняются, проверенное временем искусство остается. Новый спектакль выдержал на сцене МАЛЕГОТа сто сорок пять представлений.

Иллюстрации:

Бал. Сцена из спектакля.
У Элен. Сцена из спектакля.
Отрадное. Эскиз декорации.
На фото: С.Самосуд, М.Мендельсон-Прокофьева, С.Прокофьев.

Литература:

Березкин В. И. В.В. Дмитриев. М., 1984.
Богданов-Березовский В. «Война и мир» // Ленинградская правда. 1946. 13 июня. С.4.
Гозенпуд А. Наташа Ростова на оперном спектакле // Гозенпуд А. Избранные статьи. Л., 1971. С. 124.
Грошева Е. Где же все-таки советская опера? // Театр. 1949.№ 11.
Грошева Е. Коллектив творческих исканий // Советская культура. 1956. 19 июля. С.3.
Друскин М. Музыкальный театр Прокофьева // Избранное. М., 1981
Б.А. Покровский ставит советскую оперу. М., 1989.

Опера в тринадцати картинах с хоровым прологом; либретто С. С. Прокофьева и М. А. Мендельсон-Прокофьевой по одноимённому роману Л. Н. Толстого.
Первая постановка: Ленинград, Малый оперный театр, 12 июня 1946 года, под управлением С. Самосуда.

Действующие лица:

Князь Николай Андреевич Болконский (бас), Князь Андрей Болконский, его сын (баритон), Княжна Марья, сестра князя Андрея (меццо-сопрано), Граф Илья Андреевич Ростов (бас), Наташа, его дочь (сопрано), Соня, кузина Наташи (меццо-сопрано), Ахросимова, родственница Ростовых (меццо-сопрано), Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов (бас), Пьер Безухов (тенор), Элен Безухова (контральто), Анатоль Курагин, брат Элен (тенор), Поручик Долохов, приятель Курагина (бас), Ямщик Балага (бас), Цыганка Матреша (контральто), Подполковник Денисов (бас), Платон Каратаев (тенор), Император Александр I (без пения), Перонская (меццо-сопрано), Хозяин бала (тенор), Хозяйка бала (сопрано), Адъютант на балу (баритон), Лакей на балу (тенор), Старый лакей Болконского (баритон), Горничная Болконских (меццо-сопрано), Камердинер Болконских (бас), Дуняша, горничная Ахросимовой (меццо-сопрано), Лакей Гаврила (баритон), Тихон Щербатый (бас), Федор (тенор), Матвеев (баритон), Старостиха Василиса (меццо-сопрано), Тришка (контральто), Вестовой князя Андрея (тенор), Мавра Кузьминична, ключница Ростовых (контральто), Молодой фабричный (тенор), Лавочница (сопрано), Иванов (тенор), Адъютант Кутузова (тенор), Генерал Бенигсен (баритон), Генерал Барклай де Толли (тенор), Генерал Ермолов (бас), Генерал Раевский (баритон), 1-й штабной (тенор), 2-й штабной (бас), Император Франции Наполеон (баритон), Метивье, французский доктор (бас), Французский аббат (тенор), Маршал Бертье (бас), Маршал Коленкур (без пения), Генерал Бельяр (бас), Министр двора де Боссе (тенор), Адъютант Наполеона (бас), Адъютант маршала Мюрата (контральто), Адъютант генерала Кампана (тенор), Адъютант принца Евгения (тенор), Голос за кулисами (тенор), Маршал Даву (бас), Kaпитан Рембаль (бас), Лейтенант Бонне (тенор), Жерар (тенор), Жако (бас), Французский офицер (баритон), 1-я французская актриса (сопрано), 2-я французская актриса (меццо-сопрано), Конвойный без (пения), 1-й немецкий генерал (без пения), 2-й немецкий генерал (без пения), 1-й сумасшедший (тенор), 2-й сумасшедший (бас), 3-й сумасшедший (без пения).
Гости на балах, русские офицеры, солдаты, партизаны и ополченцы, жители Москвы, французские офицеры и солдаты и пр.

Действие происходит в России с 1809 по 1812 год. Хоровой эпиграф.

Эпиграф , в котором использованы подлинные слова Л. Толстого и Д. Давыдова, вводит в атмосферу Отечественной войны 1812 года, когда «дубина народной войны поднялась со всей своею грозной и величественной силой» и разбила нашествие «двунадесяти языков Европы», изгнав оккупантов с Русской земли.

Картина первая

Сад и дом в имении Ростовых Отрадном. Лунная ночь. Князь Андрей, случайно оставшийся ночевать в этом малознакомом доме, читает у окна. Он вспоминает, как ехал сюда лесом и наблюдал картину пробуждения природы. Но он скептически смотрит на «весну, любовь и счастье» - после тяжелых личных переживаний он потерял веру в жизнь.

Вдруг из окна второго этажа слышатся девичьи голоса. Наташа любуется красотой весенней ночи; от восторга ей хочется полететь на небо.

Князь Андрей узнает в Наташе тоненькую черноволосую девочку, которую он встретил в парке Отрадного. «В ней есть что-то совсем, совсем особенное, в этой девочке, которая хотела улететь на небо...» - говорит он, с изумлением чувствуя, как в его сердце поднялось «беспричинное, весеннее чувство радости и обновления». «Нет, жизнь не кончена в 31 год, она не пройдет напрасно. Нужно верить всей душой в возможность счастья. Нужно верить в весну и в радость, чтобы стать счастливым!»

Картина вторая

Новогодний бал у екатерининского вельможи. Поет крепостной хор. Съезжаются гости. Прибывает царь Александр I.

Полонез сменяется мазуркой, затем объявляют вальс, а Наташу, впервые попавшую на настоящий бал, все еще никто не пригласил танцевать. Она готова заплакать. Но вот Пьер Безухов подводит к Ростовым Андрея Болконского. Князь приглашает Наташу на вальс. Девушка охвачена чувством счастья и полноты жизни. Князь Андрей вспоминает ту поэтичную весеннюю ночь, когда он нечаянно подслушал девичьи мечты.

Граф Ростов приглашает его в гости.

Картина третья

Прошло больше года. Наташа – уже давно невеста князя Андрея, но он, повинуясь воле отца, должен был на год уехать за границу.

Решив познакомиться поближе с будущими родственниками, граф Ростов с Наташей наносят визит Болконским. Но строптивый старик не велел слугам принимать Ростовых. В доме - переполох. Желая загладить неловкость, к гостям выбегает перепуганная княжна Марья, сестра Андрея. Граф Ростов на время уходит, оставив Наташу. Девушки не знают, о чем говорить.

Вдруг в распахнувшейся двери появляется фигура старика в халате и колпаке. Это - князь Болконский. Оглядев Наташу с ног до головы и отпустив несколько язвительных замечаний, он уходит. Девушка оскорблена. Она всей душой стремится к князю Андрею, но ее внезапно охватывает страх перед будущим. Возвращается отец, и Ростовы покидают негостеприимный дом.

Картина четвертая

Бал у Элен Безуховой. В диванную, отделенную аркой от зала, где происходят танцы, красавица приводит Наташу и, пересыпая свою речь комплиментами, рассказывает девушке о любви к ней своего брата Анатоля. Наташа смущена. Элен ловко уводит подошедшего графа Ростова, и перед Наташей появляется Анатоль, который поражает ее своими самоуверенно-страстными речами. Он вручает Наташе письмо, предлагает бежать с ним, чтобы тайно обвенчаться, и целует ее.

Оставшись одна, Наташа не может разобраться в потоке нахлынувших на нее чувств. «Как близок, как страшно близок вдруг стал мне этот человек»... Вошедшая Соня пытается образумить и предостеречь кузину. Граф Ростов приходит за девушками: пора домой.

Картина пятая

Кабинет Долохова. Анатоль, развалясь на диване, мечтает о Наташе; Долохов деловито подсчитывает пачки денег. Все готово для побега.

Это Долохов написал за Анатоля любовное письмо, достал деньги и заграничный паспорт, нашел попа-расстригу, готового обвенчать беглецов. Но он все же пытается в последний раз отговорить друга от его рискованной затеи. Анатоль и слушать не хочет. Входит ямщик Балага - удалая, разбойная натура. Его угощают вином. У цыганки Матреши забирают подаренный ей соболий салоп, чтобы было в чем увозить Наташу.

Анатоль, наполнив бокалы, прощается с друзьями.

Картина шестая

Комната в доме Ахросимовой, у которой оставил Наташу и Соню граф Ростов, вынужденный уехать из Москвы по делам имения. Вечер.

Горничная Дуняша предупреждает Наташу, что Соня рассказала Марье Дмитриевне о предстоящем побеге. Наташа не верит. Через дверь веранды из сада тихо входит Анатоль. Ему преграждает дорогу лакей Гаврила. В саду слышен тревожный крик Долохова. Появившаяся Наташа видит убегающего от лакеев Анатоля.

Входит разъяренная Ахросимова и резко отчитывает Наташу. В своем отчаянии девушка словно замерла, застыла. Ей кажется, что все кругом - ее враги, ненавидят и презирают ее. С возгласом «Оставьте! Оставьте!» Наташа убегает.

Ахросимова не успевает выйти за нею следом, как лакей докладывает о приходе Пьера Безухова. Марья Дмитриевна рассказывает Пьеру о разыгравшейся драме, о неблаговидной роли Элен. Она просит устроить, чтобы Курагин уехал из Москвы, «иначе быть скандалу и дуэли».

Оставшись один, потрясенный Пьер не может осознать, как могло случиться такое с «прежде милой Наташей Ростовой», которая всегда была так дорога ему.

Внезапно входит Наташа. В сердце ее - ужас и отчаяние, но она хочет, чтобы Пьер подтвердил или развеял сообщение Марьи Дмитриевны о том, что Анатоль женат. Пьер подтверждает и, охваченный жалостью при виде ее горя, обращается к ней со словами утешения и нежной дружбы. Наташу мучит зло, которое она причинила князю Андрею, она горячо молит о прощении. «Я все скажу ему»,- говорит растроганный Пьер и, в горячем душевном порыве, забывается и пылко признается девушке в своей любви. Спохватившись, Пьер быстро уходит. Наташа остается одна, по-прежнему погруженная в свое горе...

Картина седьмая

Кабинет в доме Пьера. У Элен гости. Пустая светская болтовня смолкает, когда в кабинет врывается распаленный гневом Пьер. Все уходят, кроме Анатоля, которого Пьер останавливает.

Испуганный яростью Пьера, Анатоль возвращает письма Наташи и соглашается уехать из Москвы. Последнее требование - молчать обо всем, что было, поберечь репутацию девушки. Здесь речь Пьера становится мягкой, умоляющей.

Анатоль уходит, приободрившись. «О, подлая, бессердечная порода!» - бросает Пьер ему вслед.

Оставшись один, Пьер предается мыслям о своей жизни, о мучительных поисках счастья. Внезапно входит Денисов с сообщением, что Наполеон стянул войска к русской границе.

«Война?» - спрашивает Пьер.

«Похоже, что война»,- отвечает Денисов.

Картина восьмая

Бородинское поле перед сражением. Ополченцы строят бастион. Два офицера, разыскивающие Кутузова, встречаются и знакомятся. Это - князь Андрей Болконский и подполковник Василий Денисов. Последний с увлечением рассказывает о проекте партизанской войны, с которым он пришел к главнокомандующему Встреча с Денисовым, о котором князь Андрей слышал в доме Ростовых, болезненно отозвалась в его сердце, напомнив недавно пережитую душевную драму. Он отдается воспоминаниям о Наташе, о счастье и горе, которые она ему принесла.

Приехал Пьер Безухов, чтобы видеть сражение. Андрей встречает друга холодновато - ему не хочется разговоров о Наташе. В этот момент мимо бастиона проходят два немецких генерала, которые ведут пустые и выспренние рассуждения о войне. Возмущенный князь Андрей горячо говорит о предстоящей великой битве. И словно в ответ на его патриотическую речь, мощное «ура» перекатывается по полю: войска увидели фельдмаршала Кутузова.

Князь Андрей должен идти, но, задержавшись на минуту, обнимает Пьера и, ни к кому не обращаясь, замечает: «А ежели надо умереть... я сделаю это не хуже других».

Растроганный Пьер смотрит вслед другу: «Я знаю, это наше последнее свидание».

Крики «ура» приближаются, звучат солдатские песни. Появляется Кутузов, окруженный адъютантами и штабными офицерами. Его слова, обращенные к народу, выражают глубокую веру в него и восхищение таящимися в нем силами.

Фельдмаршал предлагает Болконскому остаться при штабе. Князь Андрей отказывается от почетного назначения: он привык к полку, полюбил людей и не хочет с ними расстаться.

Солдаты окружают бастион, занимают траншеи, слышны первые орудийные выстрелы. Бородинское сражение началось.

Картина девятая

Сидя в свой ставке на Шевардинском редуте, Наполеон в подзорную трубу следит за ходом сражения. Прислушиваясь к «музыке боя», император мечтает, как он войдет в древнюю столицу России, как ему принесут ключи от города. Но один за другим появляются посланцы генералов и маршалов, требующих подкреплений. Наполеон начинает нервничать (отдает приказ дивизии Клапареда, потом сам же его отменяет). Им овладевает предчувствие приближающейся катастрофы...

К ногам императора падает ядро. Все замирают в ужасе. Наполеон ударом ноги откатывает ядро; оно не разорвалось.

Картина десятая

В деревне Фили в просторной избе крестьянина Андрея Севастьянова состоялся исторический совет русского генералитета, решивший судьбу Москвы.

Начальник штаба Бенигсен ставит на обсуждение военного совета вопрос: выгодней ли сразиться перед Москвою или оставить столицу без боя? Его перебивает Кутузов, разъясняя генералам суть вопроса «Доколе существует армия, до тех пор сохраним и надежду счастливо завершить войну. Но если уничтожится армия, то погибнут и Москва и Россия... Рисковать ли нам потерей армии и Москвы, приняв сражение с невыгодной позиции, или... отойти за Москву?» Барклай де Толли считает позицию невыгодной для сражения и предлагает отступить. Ему возражает храбрый генерал Ермолов. «Позиция у Воробьевых гор невыгодна, но, зная, что значит Москва для народа, предлагаю сразиться в защиту Москвы».

Бенигсен замечает, что оставление столицы произведет неприятное впечатление на иностранные дворы, и тут же выдвигает план сражения. Ожесточенные споры полководцев заключаются взволнованной речью генерала Раевского, который советует в первую очередь беречь войска и ради блага родины пожертвовать Москвой.

Возникшие разногласия должен примирить Кутузов. Ему принадлежит решающее слово. Фельдмаршал дает приказ оставить Москву без боя, но после ухода генералов задумывается: «Когда же, когда же решилось это страшное дело?» Он обращается мыслями к «матери русских городов», глубоко веря в несокрушимые силы народа и конечную победу над оккупантами.

Маленькая девочка Малаша, сидевшая на печи во время совета, слезает и подходит к фельдмаршалу. Старик ласково гладит ее по голове. Слышится пение солдат:

С нашим Кутузовым,
С нашим фельдмаршалом,
В бой за отчизну,
Смерть не страшна!

Картина одиннадцатая

Улица Москвы, занятой французами. Хмурый осенний день.

На углу улицы остановились скучающие французские офицеры Рамбаль и Боннэ. Они обмениваются впечатлениями: «Москва пуста», «Император мрачен».

Появляются солдаты с награбленным имуществом. Их провожают возмущенные возгласы москвичей. «Когда войско начинает грабить, нет больше войска», - с грустью замечает Рамбаль.

В толпе показывается Пьер Безухов в кучерской одежде - он остался в Москве, чтобы убить Наполеона. Его узнают Дуняша и Мавра Кузьминична. Дуняша рассказывает, как Наташа при отъезде из Москвы заставила родителей бросить вещи и погрузить вместо них на подводы раненых, среди которых оказался князь Андрей. Пьер видит во встрече Наташи с раненым князем Андреем руку судьбы. Пряча под кафтаном заряженный пистолет, он уходит.

Вдали видны первые вспышки пожара. Проходит французский продовольственный отряд, потрепанный партизанами. Мародерам не удалось поживиться: крестьяне сжигают хлеб, избы, угоняют скот, а сами прячутся в лесах.

Появляется маршал Даву с адъютантами. Навстречу ему отряд французских солдат ведет группу пленных, среди которых Пьер. Эти люди обвинены в поджогах, и Даву приказывает расстрелять нескольких для острастки.

Пленный солдат Платон Каратаев берет на себя заботу о Пьере, утешает и уговаривает его. После пережитого ужаса расправы над беззащитными мягкий голос Каратаева воспринимается как голос совести народной, его извечной спокойной мудрости. Французы уводят пленных.

Пожар разгорается. Народ горюет о «матушке белокаменной» Москве. Трое сумасшедших в развевающихся белых халатах выкрикивают духовный стих: «Трижды меня убили, трижды воскресили из мертвых!», словно выражая несокрушимую веру народа в бессмертие Москвы и России. Из горящего театра с воплями бегут французские актрисы в гриме и костюмах.

Через город проходит Наполеон. Он останавливается перед морем бушующего огня, пораженный невероятной силой духа русских людей. Навстречу ему движется толпа москвичей, которые несут тела расстрелянных. Над трупами безвинно погибших русские люди в пылающей Москве дают клятву бороться до конца с ненавистными пришельцами.

Картина двенадцатая

Темная изба в Мытищах, где остановились на ночлег Ростовы и едущие вместе с ними раненые.

Ночь. Смертельно раненный князь Андрей погружен в состояние тяжелого томительного бреда. В минуты просветления он вспоминает о Москве, об отечестве, о своей любви к Наташе... «О, если бы возможно было увидеть ее!» - восклицает князь Андрей. И, словно в ответ на его призыв, в дверях появляется робкая девичья фигура в белом. Это Наташа, которая, превозмогая страх, движимая любовью, жалостью и раскаянием, пришла к нему. Князь Андрей не помнит ничего дурного: сердце его открыто сейчас только для любви. Они вспоминают прошлое и благодарят судьбу за эту встречу, которая воскресила их любовь.

Но силы оставляют раненого. Он снова начинает бредить, и Наташа с ужасом чувствует, как вместе с затихающим бредом уходит жизнь любимого.

Картина тринадцатая

Зима. Лютая метель. По Смоленской дороге идут на запад группы продрогших, измученных людей в лохмотьях. Это - остатки армии Наполеона, позорно бегущей из Москвы.

В конце французской колонны конвой ведет русских пленных. Больной Платон Каратаев тяжело опускается на землю: он не в силах идти. Пьер зовет на помощь, но его гонят прочь. Колонна удаляется, а конвойный выстрелом из ружья убивает Платона.

В тот же миг раздается свист, и на дорогу высыпает партизанский отряд во главе с Василием Денисовым. Партизаны преследуют французов и, разбив их, освобождают пленных. С трудом узнает Денисов в оборванном, обросшем пленном графа Безухова. «Что с Москвой?» - спрашивает последний. Денисов рассказывает всем об освобождении столицы.

Прибывает женский партизанский отряд старостихи Василисы, а затем регулярные войска, возглавляемые Кутузовым. «Неприятель разбит...- говорит фельдмаршал, обращаясь к народу.- Спасена Россия!»

В. Панкратова, Л. Полякова

История создания

Опера создавалась на протяжении двенадцати лет. Ее первоначальный план возник весной 1941 года. Охваченный патриотическим порывом, композитор совместно с либреттистом М. А. Мендельсон-Прокофьевой создал в течение нескольких месяцев большую часть произведения. В последующие годы оно расширялось, дополнялось новыми картинами и эпизодами, редактировалось. К 1943 году опера была в основном закончена и впервые показана в концертном исполнении в Москве 16 октября 1945 года; 12 июня 1946 года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде состоялась премьера первой части «Войны и мира», то есть начальных 8 картин (к этой постановке была дописана вторая картина - «Бал у екатерининского вельможи» и десятая - «Сцена военного совета русского генералитета в Филях», созданная для предполагавшейся постановки второй части оперы). Требовательный к себе автор, прислушиваясь к критике, продолжал работать над своим замыслом до последних дней жизни.

В гениальной эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», написанной в 1863-1869 годах, дана обширная галерея действующих лиц, показаны разнообразные картины жизни светского общества и народа в период, когда решались исторические судьбы России. Содержание романа, естественно, не могло полностью войти в оперу. Композитор вместе с либреттистом отобрали те эпизоды и события, которые давали наиболее благодарный материал для создания музыкально-драматического произведения. Не пытаясь точно следовать за развитием сюжета романа, авторы оперы выделили узловые моменты сюжета. Их основной задачей было отчетливо выявить патриотическую идею толстовской эпопеи, показать красоту и богатство душевного мира героев драмы.

Музыка

Опера Прокофьева «Война и мир» - выдающееся произведение современного музыкального театра. Глубина и размах замысла, монументальные масштабы придали этому произведению необычные черты. Правдивое раскрытие душевной драмы героев сочетается здесь с показом широких картин быта, исторических событий, сыгравших огромную роль в жизни русского народа; лирическое начало, углубленный психологизм переплетаются с величавой эпичностью. Своеобразно построение оперы: ее первые семь картин посвящены личным взаимоотношениям основных героев, последние шесть раскрывают преимущественно тему народной борьбы. Стремительное развитие действия, быстрая, динамичная смена контрастных эпизодов подчеркивают драматизм музыки.

Опера открывается хоровым эпиграфом-прологом «Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию»; воцаряется атмосфера мужественно-суровой торжественности. За прологом следует оркестровая увертюра; в ее музыке главенствуют героико-патриотические образы (тема народного хора из 9-й картины «Как пришел к народу наш Кутузов» и тема Кутузова); в увертюре использована также музыка, обрисовывающая лирические переживания главных героев произведения.

Первая картина - «Отрадное» - выдержана в мягких акварельных тонах, выразительно передающих поэзию весенней ночи. В двух монологах Андрея (в начале и в конце картины) мечтательно-элегические мелодии сочетаются с мужественно-взволнованными. В центре картины - радостное ариозо Наташи и ее дуэт с Соней «Ручей, виющийся по светлому песку» (на текст В. А. Жуковского).

Вторая картина - «Бал у екатерининского вельможи» - контрастирует с предыдущей. Все действие разворачивается на фоне танцев. Торжественный, величественный полонез сменяется полной огня мазуркой. Прекрасно воссоздают дух эпохи два хора на тексты Батюшкова и Ломоносова. Пленительная мелодия вальса характеризует зарождение чистой любви князя Андрея и Наташи.

Третья картина - «В особняке старого князя Болконского» - раскрывает новые стороны в образе Наташи; в ее ариозо «А может быть, он приедет нынче» передана драма оскорбленного чувства и страстная мечта о счастье. Скупыми, но меткими штрихами выписан облик старого князя Болконского; отрывистые фразы речитатива подчеркивают его раздражительность и резкость.

Четвертая картина - «В гостиной у Элен» - начинается веселым вальсом. На фоне вкрадчивой мелодии «вальса обольщения» Курагин признается Наташе Ростовой в любви («С той поры, как я встретил вас»).

Лаконичная пятая картина - «В кабинете Долохова» - ярко обрисовывает образ развращенного Анатоля Курагина. Сочным колоритом отмечена песня ямщика Балаги «Эх, люблю я лихо мчаться».

Небольшое оркестровое вступление к шестой картине - «В особняке у Ахросимовой» - рисует взволнованность Наташи, ожидающей Анатоля. Непрерывное драматическое развитие, глубина, сила выражения душевных мук Наташи делают эту картину одной из лучших в опере; особенно выделяется диалог Наташи с Ахросимовой.

Седьмая картина - «В кабинете у Пьера» - посвящена характеристике Безухова. Этой картиной завершается показ мирной жизни в преддверии Отечественной войны.

В центре восьмой картины - «Перед Бородинским сражением» - хоровые сцены народнопесе»ного склада, в которых замечательно переданы исторический колорит эпохи, чувство патриотизма, уверенность в победе (хоры ополченцев и проходящих полков). Народные черты подчеркнуты и в образе Кутузова; его арии «Бесподобный народ» придан эпический оттенок (мелодия далее развивается в хоре «Всколыхнулся народ»). Чувство горячей любви к отчизне выражено в монологе князя Андрея «Но я скажу тебе». Быстрая, динамическая смена эпизодов воссоздает драматически напряженную атмосферу подготовки к решающей схватке с врагом.

Девятая картина - «В ставке Наполеона на Шевардинском редуте» - по характеру отлична от соседних; нервные, судорожные ритмы, короткие, обрывистые мелодии подчеркивают тревожность обстановки. В двух монологах Наполеона, оттеняемых звучащим издали хором русских солдат «Вступим, братцы, в смертный бой», раскрывается крах его высокомерных замыслов.

В десятой картине - «Военный совет русского командования в Филях» - четко вырисовывается эпический образ Кутузова, запечатленный в его прекрасной, мужественной арии «Величавая, в солнечных лучах». Хор солдат «Землю родимую» воскрешает дух истории Отечественной войны.

Одиннадцатая картина - «Горящая Москва, захваченная неприятелем» - наиболее развернутая в опере. Здесь впервые непосредственно противопоставлены русский и французский лагери. Страдание и гнев народа с волнующим драматизмом переданы в сцене расстрела и хорах «Не бывать Москве вовек ничьей слугой» и «В ночку темную». Французы показаны в начале картины беспечно веселящимися (песенки Жако «Милая сказала» и Жерара «Пойдем со мной, краса моя»), а в конце - охваченными ужасом (эпизод бегства актеров, сцена пожара).

В двенадцатой картине - «В избе в Мытищах» (смерть князя Андрея) - музыка достигает наивысшего драматизма. На фоне мерно повторяющейся фразы «Пи-ти, пи-ти», исполняемой хором за сценой и придающей всей картине зловещий колорит, тихо звучит голос умирающего князя Андрея «Тянется, все тянется, растягивается». Как воспоминание о родине, на словах «Отечество, златоглавая Москва», ненадолго появляется мелодия арии Кутузова, а после прихода Наташи, как образ светлой любви, озарившей последние минуты жизни князя Андрея, звучит вальс из второй картины.

Тринадцатая картина - «Смоленская дорога». Оркестровое вступление с поразительным реализмом изображает разбушевавшуюся метель, завывание ветра. Чередование контрастных эпизодов передает динамику событий: отступление французских войск, убийство Каратаева, приход русских партизан (выделяются монологи Пьера, Денисова, Щербатого). Опера завершается обращением Кутузова к народу и величавым, ликующим хором-апофеозом «За отечество шли мы в смертный бой».

М. Друскин

Опера Прокофьева - грандиозное историческое полотно, состоящее как бы из двух частей: 7 картин «мира» и 6 картин «войны». Замысел оперы был во многом обусловлен началом Великой отечественной войны. Несколько раз изменял композитор либретто, пытаясь найти адекватное воплощение темы.

Прокофьев применил здесь речитативно-декламационные принципы в сочетании с ариозными построениями. Важна в опере роль хоров. После ряда сокращенных постановок, сочинение было, наконец, полностью поставлено (1957) в Московском музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

В 1953 с успехом состоялась зарубежная премьера в Италии на фестивале «Флорентийский музыкальный май» с участием крупнейших певцов - Бастианини, Барбьери и др.

Выдающуюся запись оперы осуществил Ростропович (среди солистов Вишневская, Гедда, Гюзелев, и др., Еrato).

Дискография: CD - Philips. Дирижер Гергиев, Андрей Болконский (Гергалов), Наташа (Прокина), Пьер (Григорян), Элен (Бородина), Анатоль (Марусин), Долохов (Морозов), Кутузов (Охотников) и др.

Е. Цодоков, 1999

В свое время идея написать оперу по роману-эпопее Льва Толстого была очень дерзкой и смелой затеей. Как же можно заставить Наташу Ростову петь вместе с Андреем Болконским?! Но Прокофьеву удалось мастерски воплотить ее, написав легендарную одноименную оперу, условно разделенную на две части: войну (7 картин) и мир (6 картин). Произведение не сразу было поставлено и постоянно подвергалось доработкам, но в итоге Сергею Сергеевичу удалось достигнуть своей цели, создав поистине грандиознейший спектакль. Он был высоко оценен современниками и последующими поколениями.

Краткое содержание оперы Прокофьева «Война и мир » и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Андрей Болконский баритон князь, возлюбленный Наташи
Наташа Ростова сопрано дочь графа Ильи Ростова, невеста князя
Анатоль Курагин тенор молодой человек, обманувший Ростову
Пьер Безухов тенор приятель князя и Анатоля Курагина
Элен Безухова контральто сестра Курагина
Софья меццо-сопрано кузина Наташи
Кутузов бас генерал-фельдмаршал, главнокомандующий русской армией
Наполеон баритон французский император, полководец

Краткое содержание «Войны и мира»


В имении Отрадном князь Андрей Болконский познакомился с юной Наташей Ростовой, которая тут же очаровала его. Чуть позже они снова встречаются уже в Петербурге на балу у екатерининского вельможи. Болконский настолько увлечен Наташей, что решает сделать ей предложение руки и сердца. Однако на пути к их счастью встает несколько преград. Отец Андрея против брака, показывая это всем видом, и даже отказываясь знакомиться с будущими родственниками. Старый князь отправляет сына за границу на год.

Пока жених находится далеко Наташа случайно встречается с Анатолем, братом Элен Безуховой. С Анатолем Курагиным девушка познакомилась на екатерининском балу. Оказалось, что молодой человек влюбился в нее с первого взгляда, потеряв рассудок. Ростовой очень льстят его слова и она даже не догадывается о том, что ее поклонник на самом деле женат. Анатоль предлагает Ростовой тайно обвенчаться и бежать с ним, на что Наташа дает свое согласие.

Близкие вмешиваются во всю эту сомнительную историю и запрещают Наташе бежать, открывая ей глаза на его законную жену Курагина. Наташа не верит в это и просит Пьера Безухова объяснить ей все. Молодой человек вынужден подтвердить информацию и заявляет, что обязательно расскажет обо всем Андрею Болконскому, своему другу. Однако совершенно неожиданно сам признается Наташе в своих чувствах. Вот только Ростова не услышала его пылкие речи, ведь она в отчаянии приняла яд, попытавшись свести счеты с жизнью.


Внезапно сообщают известие о наступлении Наполеона и начале военных действий в стране. Помимо Андрея, на войну уходят и другие мужчины, в числе которых Пьер Безухов. Болконский получает серьезное ранение во время сражений и перед смертью ему удается увидеться с Наташей, чтобы еще раз признаться ей в чувствах. Девушка же искренне просит у него прощения.

Плененного Пьера Безухова удается спасти благодаря партизанскому отряду во главе с Василием Денисовым. Москву освобождают, и военные действия заканчиваются победой русской армии под руководством фельдмаршала Кутузова.

Фото :

Интересные факты

  • Композитор сочинял оперу на протяжении двенадцати лет. Связано это был с невероятно сложным замыслом, с трудом укладывающимся в рамки оперного жанра.
  • Прокофьев был очень требователен к себе, именно поэтому он продолжал корректировать партитуру оперы до последних дней своей жизни.
  • У композитора и либреттиста не было возможности полностью отразить все события эпопеи, поэтому они отобрали лишь часть эпизодов и ярких моментов.
  • Постановки спектакля были прерваны на долгое время из-за обвинения композитора в «антинародном формализме».
  • Есть предположения, что замысел создать оперу по роману Толстого возник еще в 1935 году, когда Сергей Прокофьев в Челябинске взял почитать книгу у певицы Веры Духовской. Именно тогда композитор признался ей, что мечтает создать оперу на этот сюжет. Вторая же супруга Прокофьева сообщала, что «Войну и мир» она читала Сергею Сергеевичу и композитор заявил, что видит сцену встречи раненого Болконского и Ростовой как оперную. Как бы то ни было, первые рукописи появляются лишь в 1941 году.


  • Несмотря на проделанную огромную работу, окончательный вариант спектакля композитору не удалось увидеть.
  • Рисуя характеристики персонажей, композитор не стал показывать прошлое Андрея Болконского, который пережил утрату супруги и ранение в Аустерлицком сражении.
  • Затея разделить оперу на две части, исполняемые каждая в отдельный вечер, принадлежит дирижеру Самосуду.
  • Любопытно, что Прокофьев, при создании оперы, использовал не только роман Толстого, но также и стихотворения Жуковского «Вечер», Батюшкова «Веселый час», оду Ломоносова, части из дневника Дениса Давыдова.
  • После постановки оперы в 1946 году, Б. Покровский вспоминал свою первую встречу с Прокофьевым. По его словам, композитор исполнял клавир спектакля как плохой пианист и делал это скорее в виде одолжения, наигрывая. После первого знакомства, Покровскому даже не понравилась опера, ведь он ожидал услышать нечто иное, ближе к образному миру Чайковского . В связи с этим, его главному помощнику Самосуду пришлось заново строить драматургию, согласно законам. Кроме того, именно он посоветовал Прокофьеву дописать две картины.
  • Композитор принимал далеко не все вносимые правки в спектакль, например, он долго не соглашался дописывать сцену бала. В итоге, именно этот эпизод стал центральным.
  • Героиня романа Наташа Ростова считала любую оперную постановку бессмыслицей.
  • Все действия в спектакле разворачиваются с 1809 по 1812 год.
  • Подобно спектаклю, который не сразу был исполнен в полной версии, Толстой также сначала представил читателям первую часть произведения в 1865 году, а затем последующие фрагменты. Лишь в 1868 году роман-эпопея был издан целиком.
  • В романе «Война и мир» 559 персонажей, причем большая их часть относится к реальным героям, в опере Прокофьеву пришлось значительно сократить их число.
  • Одна из самых выдающихся записей была сделана Ростроповичем, среди солистов были Г. Вишневская, Гедда и Гюзелев.

Популярные арии и номера из оперы «Война и мир»

Ария Кутузова "Величавая, в солнечных лучах, матерь русских городов" (слушать)

Ариозо Наташи "А может быть он приедет нынче" (слушать)

Вальс (слушать)

Мазурка (слушать)

Заключительный хор (слушать)

Музыка

Прокофьев поделил условно всю партитуру на две части: мирная жизнь и картины войны. В основе первой части лирико-психологическая драма главных героев и их любовь. Композитор попытался показать все богатство внутреннего мира персонажей Толстого. Князь обрисован очень точно, со всеми его мыслями о жизни, а также обновлением души. А вот Наташа предстала в более утонченном образе. Очень важную роль играет Пьер Безухов, но композитор намеренно не показал разносторонний образ молодого человека, а также его сложный поток мыслей и чувств. Картины этой части в основном более камерны, большое внимание уделяется деталям.



Вторая часть оперы показывает картины военных действий 1812 года, в которых Прокофьев сосредоточился на образе народа. Русский лагерь противопоставлен французскому, во главе с Наполеоном. В этой части преобладают масштабные картины: Бородинское сражение, пожар в Москве сцены боя и др.

Чтобы показать действующих лиц, Прокофьев применяет развитую систему лейтмотивов. Например, лирический лейтмотив Наташи Ростовой показывает ее тонкий поэтический образ. Грозно звучит мотив войны, который впервые появляется в 8 картине. Невероятно сильно и остро представлен лейтмотив народного страдания. Большое внимание Прокофьев уделяет также хоровым сценам, для обрисовки образа русского народа.

История создания «Войны и мира»

Весной 1941 года у композитора С. Прокофьева возник план написания оперы «Война и мир». Он обратился за помощью к М.А. Мендельсон-Прокофьевой (своей супруге), которая разработала либретто. Уже в первый месяц была написана внушительная часть спектакля. В дальнейшем, композитор расширял ее, добавлял некоторые эпизоды и редактировал. Первый вариант оперы был закончен в 1943 году, после множества правок и доработок.

7 июня 1945 года публика смогла увидеть первый концертный вариант спектакля в Большом зале консерватории. В июне 1946 года в Санкт-Петербурге успешно прошла премьера 1 части оперы, в которую вошло лишь восемь картин. К этой версии была специально дописана вторая и десятая картина. Кроме того, было решено сделать спектакль двухвечерним, разделив его на две части. Это и побудило Прокофьева несколько расширить партитуру. Вторая часть на премьере не была показана публике, состоялась только ее генеральная репетиция.

После ленинградской постановки опера удостоилась Сталинской премии, но в ее адрес, а также в адрес Прокофьева посыпалась критика. Музыкальный язык спектакля назвали труднодоступным. После выхода Постановления ЦК ВКП(б) от 10 февраля 1948 дальнейшие показы были прерваны, но это не остановило композитора и он продолжил упорно трудиться над оперой. В результате, Сергей Сергеевич написал вторую редакцию, которая была несколько сокращенной и называлась одновечерней. Эта версия была исполнена уже после смерти Прокофьева в 1953 году в Москве, благодаря работе Ансамбля советской оперы ВТО.

В 1955 году публике представили обе части спектакля в театре МАЛЕГОТ, под руководством Э. Грикурова. Правда и на этот раз исполнялось лишь 11 картин.

Постановки

Впервые опера была поставлена в полной версии в ноябре 1957 года, долгожданная премьера успешно прошла в театре К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Режиссеры Баратов и Златогоров провели огромную работу, чтобы воплотить свою затею. Все 13 картин были исполнены лишь с некоторыми купюрами.

Еще одна знаковая постановка была осуществлена в 1959 году в Большом театре режиссером Покровским. На этот раз представили сокращенный одновечерний вариант спектакля, состоящий также из 13 картин. Среди других преставлений это выделяется тем, что впервые был продемонстрирован публике хоровой пролог. Роль Наташи исполнила легендарная Г. Вишневская, Андрея Болконского – Кибкало. Премьера полной редакции без каких-либо купюр и видоизменений прошла лишь в 1982 году в Перми.


Помимо исполнений на Родине, спектакль был с успехом показан на многих мировых сценах. Так, в 1953 году опера была представлена публике в Италии, в рамках фестиваля Флорентийский музыкальный май. Затем она исполнялась в Софии (1957), Лейпциге (1961), Праге (1970), Лондоне (1972), Бостоне (1974), Сиднее (1973), Эдинбурге (1989), Сиэтле (1990).

В 1991 году состоялась совместная постановка Мариинского театра и Ковент-Гардена под руководством Гергиева. Еще одна интересная работа российского и зарубежного театра успешно была поставлена в 2000 и 2002 году. На этот раз труппа Мариинского театра сотрудничала с Нью-йоркским Метрополитен. Управлял оркестром В. Гергиев. Публика очень тепло приняла подобные эксперименты и высоко оценила постановку.


Одной из самых скандальных версий считают работу Грэма Вика, который представил спектакль в 2014 году в Мариинском театре. Его вариант оперы называют неприятным и скучным. Режиссер отходит от авторского замысла, уделяя внимание развлечению публики. Театральные критики не скупились на слова и разгромили постановку за такую свободную трактовку сюжета.

Опера-эпопея С. Прокофьева – это одно из грандиознейших произведений советского оперного театра. Многолетние искания композитора вылились в гигантский по масштабу спектакль, который вобрал в себя достижения и открытия Прокофьева в самых разных музыкальных жанрах.

Сергей Прокофьев «Война и мир»

И М. А. Мендельсон-Прокофьевой

Действующие лица:

Князь Николай Андреевич Болконский бас
Князь Андрей Болконский, его сын баритон
Княжна Марья, сестра князя Андрея меццо-сопрано
Граф Илья Андреевич Ростов бас
Наташа, его дочь сопрано
Соня, кузина Наташи меццо-сопрано
Ахросимова, родственница Ростовых меццо-сопрано
Фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов бас
Пьер Безухов тенор
Элен Безухова контральто
Анатоль Курагин, брат Элен тенор
Поручик Долохов, приятель Курагина бас
Ямщик Балага бас
Цыганка Матреша контральто
Подполковник Денисов бас
Платон Каратаев тенор
Император Александр I без пения
Перонская меццо-сопрано
Хозяин бала тенор
Хозяйка бала сопрано
Адъютант на балу баритон
Лакей на балу тенор
Старый лакей Болконского баритон
Горничная Болконских меццо-сопрано
Камердинер Болконских бас
Дуняша, горничная Ахросимовой меццо-сопрано
Лакей Гаврила баритон
Тихон Щербатый бас
Федор тенор
Матвеев баритон
Старостиха Василиса меццо-сопрано
Тришка контральто
Вестовой князя Андрея тенор
Мавра Кузьминична, ключница Ростовых контральто
Молодой фабричный тенор
Лавочница сопрано
Иванов тенор
Адъютант Кутузова тенор
Генерал Бенигсен баритон
Генерал Барклай де Толли тенор
Генерал Ермолов бас
Генерал Раевский баритон
1-й штабной тенор
2-й штабной бас
Император Франции Наполеон I баритон
Метивье, французский доктор бас
Французский аббат тенор
Маршал Бертье бас
Маршал Коленкур без пения
Генерал Бельяр бас
Министр двора де Боссе тенор
Адъютант Наполеона бас
Адъютант маршала Мюрата контральто
Адъютант генерала Кампана тенор
Адъютант принца Евгения тенор
Голос за кулисами тенор
Маршал Даву бас
Капитан Рембаль бас
Лейтенант Бонне тенор
Жерар тенор
Жако бас
Французский офицер баритон
1-я французская актриса сопрано
2-я французская актриса меццо-сопрано
Конвойный без пения
1-й немецкий генерал без пения
2-й немецкий генерал без пения
1-й сумасшедший тенор
2-й сумасшедший бас
3-й сумасшедший без пения

Гости на балах, русские офицеры, солдаты, партизаны и ополченцы, жители Москвы, французские офицеры и солдаты и пр.

Действие происходит в России с 1809 по 1812 год.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Опера создавалась на протяжении двенадцати лет. Ее первоначальный план возник весной 1941 года. Охваченный патриотическим порывом, композитор совместно с либреттистом М. А. Мендельсон-Прокофьевой создал в течение нескольких месяцев большую часть произведения. В последующие годы оно расширялось, дополнялось новыми картинами и эпизодами, редактировалось. К 1943 году опера была в основном закончена и впервые показана в концертном исполнении в Москве 16 октября 1945 года; 12 июня 1946 года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде состоялась премьера первой части «Войны и мира», то есть начальных 8 картин (к этой постановке была дописана вторая картина - «Бал у екатерининского вельможи» и десятая - «Сцена военного совета русского генералитета в Филях», созданная для предполагавшейся постановки второй части оперы). Требовательный к себе автор, прислушиваясь к критике, продолжал работать над своим замыслом до последних дней жизни.

В гениальной эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир», написанной в 1863-1869 годах, дана обширная галерея действующих лиц, показаны разнообразные картины жизни светского общества и народа в период, когда решались исторические судьбы России. Содержание романа, естественно, не могло полностью войти в оперу. Композитор вместе с либреттистом отобрали те эпизоды и события, которые давали наиболее благодарный материал для создания музыкально-драматического произведения. Не пытаясь точно следовать за развитием сюжета романа, авторы оперы выделили узловые моменты сюжета. Их основной задачей было отчетливо выявить патриотическую идею толстовской эпопеи, показать красоту и богатство душевного мира героев драмы .

СЮЖЕТ

Андрей Болконский проездом остановился в имении графа Ростова. Он полон горестных мыслей; безрадостным представляется ему будущее. Звонкий голос Наташи Ростовой прерывает печальное раздумье. Взволнованная красотой весенней ночи, она со словами восторга обращается к своей кузине Соне. Неудержимое ликование юности, случайным свидетелем которого стал князь Андрей, вселяет в него надежду на счастье.

На великосветском балу танцуют гости. Продолжают съезжаться приглашенные. Среди них граф Ростов с дочерью, Пьер Безухов с женой - красавицей Элен, ее брат Анатоль Курагин. Веселье в разгаре, но Наташа Ростова, которую никто не замечает, чувствует себя одинокой. На тур вальса ее приглашает Болконский. Наташа преображается - она счастлива, Андрей очарован ею.

Андрей сделал Наташе предложение. Она хочет познакомиться с родными жениха. Граф Ростов привозит дочь в дом Болконских, однако старый князь отказывается принять гостей. Встревоженный Ростов оставляет Наташу с сестрой Андрея княжной Марьей. Неожиданно входит старик Болконский. В гневе он оскорбляет Наташу, считая ее недостойной своего сына.

На балу у Элен Безуховой Анатоль Курагин признается Наташе в любви. Смущенная и растерянная Наташа не в силах разобраться в охвативших ее чувствах.

В кабинете Долохова друзья готовятся к отъезду Анатоля. Курагин предается мечтам о скорой встрече с Наташей, которую он собирается сегодня похитить и увезти за границу. Долохов пытается отговорить Анатоля от рискованной затеи, но Курагин непреклонен: он не желает думать о последствиях. С лихой тройкой прибыл ямщик Балага. Анатоль прощается с цыганкой Матрешей и отправляется в путь.

Наташа с нетерпением ожидает появления Курагина. Горничная Дуняша рассказывает ей, что Соня выдала тайну побега. Ахросимова, в доме у которой гостит Наташа, предотвращает похищение. Наташа в отчаянии. Ее душевные муки усиливаются после того, как от Пьера Безухова она узнает, что Курагин женат.

После посещения.Ахросимовой Пьер возвращается домой, где застает Анатоля. В ярости Пьер требует от него вернуть письма Наташи и немедленно покинуть Москву. Испуганный Анатоль соглашается. Трусость Курагина вызывает презрение и ненависть Пьера. Его печальные размышления прерываются известием о начале войны с Наполеоном.

На Бородинском поле группа ополченцев строит укрепления. Они полны решимости выиграть предстоящий бой. Невдалеке подполковник Денисов рассказывает командиру егерского полка Андрею Болконскому о своем плане партизанской войны. Встреча с Денисовым всколыхнула в душе князя Андрея воспоминания недавнего прошлого. Радостно приветствуемый войсками, фельдмаршал Кутузов обходит позиции. Он обращается к проходящим полкам со словами, вдохновляющими на подвиг. Кутузов подзывает князя Болконского и предлагает ему служить в штабе. Но Болконский не хочет расставаться с людьми, которых полюбил в дни грозных испытаний. Раздается гром первых выстрелов - начинается Бородинское сражение.

Шевардинский редут. Отсюда Наполеон следит за схваткой. Он не сомневается в успехе. Однако вместо привычных сообщений о блистательных победах один за другим прибывают адъютанты маршалов, прося подкрепления. Наполеон растерян. Он не в силах понять, почему руководимые им войска не обращают в бегство неприятеля, почему военное счастье изменило ему.

В деревенской избе в селе Фили собрался военный совет русского командования. Фельдмаршал Кутузов призывает решить вопрос - рисковать ли потерей армии в сражении под Москвой или оставить город без боя. Мнения генералов разделились. Бенигсен и Ермолов предлагают принять сражение; Барклай де Толли и Раевский возражают, доказывая, что позиция у Воробьевых гор невыгодна, а противник обладает численным превосходством. Выслушав генералов, фельдмаршал дает приказ об отступлении. Все расходятся. Кутузов остается один, погруженный в раздумье о судьбе родины, предвидя за днями суровых испытаний грядущую победу русского народа.

Пустынные улицы Москвы озарены пламенем пожара. Французские офицеры Рембаль и Бонне с тревогой говорят о событиях последних дней. Город, покинутый жителями, встретил их неприветливо. Армия разбрелась по домам, охваченная азартом грабежа. С гневом наблюдают оставшиеся москвичи за разбоем французских солдат. Появляется Пьер; он узнает, что Ростовы уехали из Москвы, оставив все имущество и захватив с собой раненых, в том числе князя Андрея. Пьер полон решимости отомстить за страдания народа, принять участие в его борьбе. Маршал Даву приказывает расстреливать всех, кто заподозрен в поджоге Москвы. Случай помогает Пьеру, оказавшемуся среди арестованных, избежать этой участи. Его присоединяют к отряду пленных, где он знакомится с Платоном Каратаевым. Входит окруженный свитой Наполеон. Перед ним внезапно обрушивается стена здания. Зарево пылающей Москвы предвещает гибель его армии. Движется скорбное шествие с телами расстрелянных горожан.

В темной избе лежит в бреду тяжело раненный князь Андрей. В его болезненно возбужденном сознании бессвязно чередуются кошмары и воспоминания о минувших днях; мучительно предчувствие приближающейся смерти. В дверях показывается потрясенная горем Наташа. Она бросается к князю Андрею и молит простить ее за все страдания, которые причинила ему. Успокоенный, вновь испытавший счастье, Андрей умирает.

Остатки армии Наполеона беспорядочно отступают по заснеженной Смоленской дороге, пробиваясь сквозь пургу и метель. Под конвоем ведут русских пленных. На отступающий французский отряд нападают партизаны во главе с Денисовым, Долоховым и Щербатым. После короткого боя они собираются вокруг освобожденных пленных. Радостными возгласами партизаны встречают появление Кутузова, который обращается к народу с благодарностью за мужество в борьбе с врагом. Слова фельдмаршала вызывают всеобщий подъем.

МУЗЫКА

Опера «Война и мир» - выдающееся произведение современного музыкального театра. Глубина и размах замысла, монументальные масштабы придали этому произведению необычные черты. Правдивое раскрытие душевной драмы героев сочетается здесь с показом широких картин быта, исторических событий, сыгравших огромную роль в жизни русского народа; лирическое начало, углубленный психологизм переплетаются с величавой эпичностью. Своеобразно построение оперы: ее первые семь картин посвящены личным взаимоотношениям основных героев, последние шесть раскрывают преимущественно тему народной борьбы. Стремительное развитие действия, быстрая, динамичная смена контрастных эпизодов подчеркивают драматизм музыки.

Опера открывается хоровым эпиграфом-прологом «Силы двунадесяти языков Европы ворвались в Россию»; воцаряется атмосфера мужественно-суровой торжественности. За прологом следует оркестровая увертюра; в ее музыке главенствуют героико-патриотические образы (тема народного хора из 9-й картины «Как пришел к народу наш Кутузов» и тема Кутузова); в увертюре использована также музыка, обрисовывающая лирические переживания главных героев произведения.

Первая картина - «Отрадное» - выдержана в мягких акварельных тонах, выразительно передающих поэзию весенней ночи. В двух монологах Андрея (в начале и в конце картины) мечтательно-элегические мелодии сочетаются с мужественно-взволнованными. В центре картины - радостное ариозо Наташи и ее дуэт с Соней «Ручей, виющийся по светлому песку» (на текст В. А. Жуковского).

Вторая картина - «Бал у екатерининского вельможи» - контрастирует с предыдущей. Все действие разворачивается на фоне танцев. Торжественный, величественный полонез сменяется полной огня мазуркой. Прекрасно воссоздают дух эпохи два хора на тексты Батюшкова и Ломоносова. Пленительная мелодия вальса характеризует зарождение чистой любви князя Андрея и Наташи.

Третья картина - «В особняке старого князя Болконского» - раскрывает новые стороны в образе Наташи; в ее ариозо «А может быть, он приедет нынче» передана драма оскорбленного чувства и страстная мечта о счастье. Скупыми, но меткими штрихами выписан облик старого князя Болконского; отрывистые фразы речитатива подчеркивают его раздражительность и резкость.

Четвертая картина - «В гостиной у Элен» - начинается веселым вальсом. На фоне вкрадчивой мелодии «вальса обольщения» Курагин признается Наташе Ростовой в любви («С той поры, как я встретил вас»).

Лаконичная пятая картина - «В кабинете Долохова» - ярко обрисовывает образ развращенного Анатоля Курагина. Сочным колоритом отмечена песня ямщика Балаги «Эх, люблю я лихо мчаться».

Небольшое оркестровое вступление к шестой картине - «В особняке у Ахросимовой» - рисует взволнованность Наташи, ожидающей Анатоля. Непрерывное драматическое развитие, глубина, сила выражения душевных мук Наташи делают эту картину одной из лучших в опере; особенно выделяется диалог Наташи с Ахросимовой.

Седьмая картина - «В кабинете у Пьера» - посвящена характеристике Безухова. Этой картиной завершается показ мирной жизни в преддверии Отечественной войны.

В центре восьмой картины - «Перед Бородинским сражением» - хоровые сцены народнопесе»ного склада, в которых замечательно переданы исторический колорит эпохи, чувство патриотизма, уверенность в победе (хоры ополченцев и проходящих полков). Народные черты подчеркнуты и в образе Кутузова; его арии «Бесподобный народ» придан эпический оттенок (мелодия далее развивается в хоре «Всколыхнулся народ»). Чувство горячей любви к отчизне выражено в монологе князя Андрея «Но я скажу тебе». Быстрая, динамическая смена эпизодов воссоздает драматически напряженную атмосферу подготовки к решающей схватке с врагом.

Девятая картина - «В ставке Наполеона на Шевардинском редуте» - по характеру отлична от соседних; нервные, судорожные ритмы, короткие, обрывистые мелодии подчеркивают тревожность обстановки. В двух монологах Наполеона, оттеняемых звучащим издали хором русских солдат «Вступим, братцы, в смертный бой», раскрывается крах его высокомерных замыслов.

В десятой картине - «Военный совет русского командования в Филях» - четко вырисовывается эпический образ Кутузова, запечатленный в его прекрасной, мужественной арии «Величавая, в солнечных лучах». Хор солдат «Землю родимую» воскрешает дух истории Отечественной войны.

Одиннадцатая картина - «Горящая Москва, захваченная неприятелем» - наиболее развернутая в опере. Здесь впервые непосредственно противопоставлены русский и французский лагери. Страдание и гнев народа с волнующим драматизмом переданы в сцене расстрела и хорах «Не бывать Москве вовек ничьей слугой» и «В ночку темную». Французы показаны в начале картины беспечно веселящимися (песенки Жако «Милая сказала» и Жерара «Пойдем со мной, краса моя»), а в конце - охваченными ужасом (эпизод бегства актеров, сцена пожара).

В двенадцатой картине - «В избе в Мытищах» (смерть князя Андрея) - музыка достигает наивысшего драматизма. На фоне мерно повторяющейся фразы «Пи-ти, пи-ти», исполняемой хором за сценой и придающей всей картине зловещий колорит, тихо звучит голос умирающего князя Андрея «Тянется, все тянется, растягивается». Как воспоминание о родине, на словах «Отечество, златоглавая Москва», ненадолго появляется мелодия арии Кутузова, а после прихода Наташи, как образ светлой любви, озарившей последние минуты жизни князя Андрея, звучит вальс из второй картины.

Тринадцатая картина - «Смоленская дорога». Оркестровое вступление с поразительным реализмом изображает разбушевавшуюся метель, завывание ветра. Чередование контрастных эпизодов передает динамику событий: отступление французских войск, убийство Каратаева, приход русских партизан (выделяются монологи Пьера, Денисова, Щербатого). Опера завершается обращением Кутузова к народу и величавым, ликующим хором-апофеозом «За отечество шли мы в смертный бой».

1 На сценах музыкальных театров Советского Союза представлены различные сценические версии оперы, идущей обычно с купюрами; изложение сюжета и анализ музыки даны по окончательной полной редакции, сделанной композитором.

Опера в тринадцати картинах

по одноименному роману Льва Толстого

Либретто

С. С. ПРОКОФЬЕВА и А. МЕНДЕЛЬСОН-ПРОКОФЬЕВОЙ

Опера С.Прокофьева "Война и мир" создавалась во время Великой Отечественной войны. Первое исполнение (концертное) её 1-й ред. состоялось 16 октября 1944 г в Москве силами Ансамбля советской оперы ВТО. Премьера 2-й ред. оперы (1-8 картины) состоялась в МАЛЕГОТе в 1946 г. п/у С.Самосуда. Под упр. Э.Грикурова там же опера была поставлена в 1955 г. (11 картин). Далее, в этой же редакции "Война и мир ставилась в Киеве (1957). Впервые все тринадцать картин оперы были включены в постановку Московского Музыкального театрам им. К.Станиславского и В. Немировича-Данченко в 1957 г. В 1959 г. "Война и мир" пошла на сцене ГАБТа.

Опера ставилась во Флоренции (1953), Нью-Йорке (1957), Праге, Софии, Лейпциге, и других городах мира.

В 90-е годы состоялись две постановки оперы на сцене Мариинского театра п/у В.Гергиева.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

(в порядке их появления)

КНЯЗЬ АНДРЕЙ Болконский – баритон (высокий)

НАТАША Ростова – лирико-драматическое сопрано

СОНЯ – меццо-сопрано

ПЬЕР Безухов – тенор драматический

ЭЛЕН Безухова – контральто

Граф Илья Андреевич Ростов – бас (мягкий, баритональный)

АНАТОЛЬ Курагин – тенор

ДОЛОХОВ. – бас

Марья Дмитриевна АХРОСИМОВА – меццо-сопрано (властное)

ПЕРОНСКАЯ – сопрано

ХОЗЯИН бала – тенор

ЛАКЕЙ на балу – тенор

Александр – без слов

Старый лакей Болконских – баритон

Горничная Болконских – меццо-сопрано

Камердинер Болконских – бас

КНЯЖНА МАРЬЯ. – меццо-сопрано

Князь Николай Андреевич Болконский – бас (низкий, саркастический)

Ямщик Балага – бас (высокий, лихой)

Жозеф, лакей – без слов

Цыганка Матрёша – контральто

ДУНЯША, молодая горничная Ростовых – сопрано (не высокое)

Гаврила, лакей Ахросимовой – баритон или бас

МЕТИВЬЕ, французский доктор – мягкий, бархатный баритон или бас

Аббат, француз – тенор

ДЕНИСОВ – баритональный бас

ТИХОН. Щербатый – бас (без низких нот)

ФЕДОР. – тенор (без высоких нот)

Старостиха ВАСИЛИСА. – меццо-сопрано

МАТВЕЕВ. – баритон

Тришка – контральто (травести)

1-й немецкий генерал – говорит

2-й немецкий генерал – говорит

ВЕСТОВОЙ. князя Андрея – низкий тенор

Михаил Илларионович КУТУЗОВ. – бас

Адъютант КУТУЗОВа – тенор (резкий)

1-й штабной офицер – тенор

2-й штабной офицер – бас или баритон

НАПОЛЕОН. – баритон

Адъютант генерала Компана – тенор

Адъютант Мюрата – контральто (травести)

Маршал Бертье – баритональный бас

Маркиз Коленкур – без слов

Генерал Бельяр – бас (грубый, без низких нот)

Адъютант из свиты НАПОЛЕОНа – бас (высокий)

Господин де Боосе – тенор комический

Генерал Бенигсен – бас

Генерал Барклай-де-Толли – тенор

Генерал Ермолов – бас

Коновницын – тенор

Генерал Раевский – баритон

Запевала – баритон

Девочка Малаша – без слов

Капитан РАМБАЛЬ. – бас

Лейтенант БОННЭ. – тенор

ЖАКО. – бас

Жерар – тенор

МОЛОДОЙ ФАБРИЧНЫЙ. – тенор (можно баритон)

ЛАВОЧНИЦА. – низкое сопрано

Мавра Кузьминична, ключница Ростовых – контральто

Иванов – тенор (пронзительный)

Маршал ДАВУ МАРШАЛ ДАВУ. – бас (густой, мрачный,

но без низких нот)

Французский офицер – баритон

Платон Каратаев – тенор (мягкий)

1-й сумасшедший – тенор

2-й сумасшедший – бас (высокий)

3-й сумасшедший – без слов

1-я французская актриса – сопрано

2-я французская актриса – меццо-сопрано

Конвойный – без слов

Гости на балу, жители Москвы,

крестьяне-ополченцы, русское войско, партизаны, французы.