Диетические... Волосы Аксессуары

План работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через дидактические игры" методическая разработка (младшая группа) на тему. План по самообразованию. Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста" Мелкая мот


Актуальность На кончиках детских пальчиков расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Все способы развития мелкой моторики оказывают благотворное воздействие на организм.






Цель: Совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста. Задачи: Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.


Подобрала и приготовила развивающие пособия разработала проект «Наши пальчики играют» Формы, методы, приемы систематизировала игры по развитию мелкой моторики дополнила предметно-развивающую среду группу нестандартным дидактическим материалом оформила картотеку пальчиковых игр со стихами оформила картотеку пальчиковой гимнастики


Виды деятельности для развития мелкой моторики: лепка из пластилина и глины; составление аппликаций; нанизывание на нитку бусинок, шариков, пуговиц; пришивание пуговиц, вышивание, вязание; наматывание тонкой проволоки; завязывание узла на веревке, шнуре; застегивание пуговиц, крючков, молний, кнопок, замочков; закручивание крышки, завод механических игрушек, часов; выжигание; конструирование из мелких деталей. рисование, раскраска, штриховка;


Речь - это прежде всего результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной системы, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. Общая моторика - это двигательная деятельность, которая осуществляется за счёт работы крупных мышц тела. Навыки общей моторики в целом отличаются от навыков тонкой моторики, в которых главную роль играют мелкие мышцы руки и глаза, и все же их многое объединяет.


Нарушения мелкой моторики: - негибкие движения рук; - одностороннее нарушение мелкой моторики; - судороги и дрожь. Нарушения общей моторики: - нарушения координации движений и их точности; - отставание в развитии двигательных навыков; - трудности совершения движений, обусловленные слабостью детских ощущений. Нарушения общей и мелкой моторики


Развивается фразовая и связная речь, речевая, общая и тонкая моторика пальцев; активизируется развитие высших психических функций, познавательной деятельности; развивается сорное восприятие, умение играть с игрушками; формируется процесс социальной адаптации у детей. формируется фонетико-фонематическая база; Игры и упражнения имеют многофункциональный характер:












Значение развития мелкой моторики Повышает тонус коры головного мозга. Стимулирует развитие речи ребенка. Развивает речевые центры коры головного мозга. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи. Способствует улучшению артикуляционной моторики. Развивает чувство ритма и координацию движений. Подготавливает руку к письму. Поднимает настроение ребенка.


Специальные игры-упражнения для развития мелких движений пальцев; формирование моторики в специально созданных ситуациях с использованием настольных и пальчиковых игр. обучение умению целенаправленно управлять движениями в бытовых ситуациях, приобретать навыки самообслуживания; Работа с родителями


Совместная деятельность с родителями по развитию мелкой моторики малышей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения, а также на развитие речи, готовит руку ребёнка к продуктивной деятельности, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.





Татьяна Мещанинова
План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников»

План самообразования на 2016-2017 уч . г.

Тема : «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы»

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обуловлена возрастными психологическимии физиологическимиособенностямидетей : в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннеепредставление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления и форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо нетолькотренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук .

Цель : продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего и среднего дошкольного возраста .

Задачи :

1. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность.

2. Улучшить мелкую моторику пальцев , кистей рук.

3. Улучшить общую двигательную активность.

4. Содействовать нормализации речевой функции.

5. Развивать воображение , логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики .

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей младшего и среднего дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Форма отчётности :

Подготовить консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников .

Провести анкетирование родителей.

Составить картотеку пальчиковых игр для младшего и среднего возраста.

Формы работы :

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приемы работы :

Массаж кистей рук

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки

Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками

Пальчиковый театр

Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

Нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем, зубной щеткой, свечкой, крупой и т. д.

конструирование : из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором,блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, кубики Никитина.

Различные виды аппликаций

Рисование по трафаретам

Штриховка

Дорисовка (по принципу симметрии)

Лабиринты

Дидактические игры

Шнуровка

Игры с мелкими предметами

Пазлы, мозаика.

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы :

Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик, Пляшут мои ручки. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз» , 2007.

Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей . – СПб : Изд. дом «Литера» , 2006.

Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб : Изд. дом «Литера» , 2007.

Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007.

Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики . – СПб : Корона-Век, 2007.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб : ИЧП «Хардфорд» , 1996.

Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.

6. Кольцова М. М «Развитие моторики »

7. Елена Данилова «Пальчиковые игры»

8. Строгонова И. А. «Дошкольное образование , развитие мелкой моторики руки ребёнка ».

2 ЭТАП - внедрение в практику.

3 ЭТАП - представление опыта работы по теме .

План работы по самообразованию

теме .

2. Внедрить в работу с детьми.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук . (младшего и среднего возраста)

4. Подготовить консультации для родителей

5. Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так

важно её развивать ?».

Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста 2016-2017

Сентябрь

1. Изучить литературу по данной теме (Т. Ю. Бардышева «Пляшут мои ручки» М. 2005 г)

2. Анкетирование на тему «Развитие мелкой моторики у малышей » .

«Замок» .

4. Обучение детей игре «Шнуровка» .

5. Конструирование из счётных палочек «Заборчик» , «Дорожка» .

5. Настольная игра «Мозаика» .

6. Разбор красной и белой фасоли.

7. Игры с кубиками.

1. Изучить литературу по данной теме (Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик)

2. Подготовить для родителей консультацию «Что такое мелкая моторика

3. Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты» .

4. Пальчиковая игра «Переложи игрушки» .

5. Изображение пальцами различных фигур : «Флажок» , «Очки» , «Бинокль» , «Стол» , «Стул» , «Замок» .

6. Конструирование из палочек Кюизенера «Лесенка» , «Квадрат» , «Треугольник» .

7. Настольная игра «Найди фигуру» .

8. Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

9. Штриховка (овощей и фруктов) .

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста ».

2. Составить картотеку пальчиковых игр по темам.

3. Лепка из пластилина (баранок, печенье)

4. Учить детей одевать и раздевать кукол.

5. Заучивание пальчиковой игры «Этот пальчик в лес пошёл» , повторить пальчиковую игру «Засолка капусты» .

6. Конструирование из мелкого строителя «Домик» , «Заборчик» .

7. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы) .

8. Игра с прищепками «Маленькие помощники»

9. Изучить литературу по данной теме (Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2007)

10. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста .

1. Подготовить консультацию для родителей «Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста ».

2. Разработать памятку для родителей «Развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников ».

3. Заучивание пальчиковой игры «Снежок» , повторение «Засолка капусты» , «Замок» .

4. Учить детей выкладывать простые узоры из ниток, веревочек.

5. Конструирование из палочек «Флажок» , «Елочка» .

6. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная ) .

8. Игры с кубиками.

1. Подготовить для родителей консультацию «Пальцы помогают говорить»

2. Заучивание пальчиковой игры , повторение «Снежок» .

3. Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии – снежные дорожки) .

4. Игра «Шнуровка» .

5. Учить детей выкладывать ёлочку из геометрических фигур.

6. Перекатывание карандаша между пальцами.

7. Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

1. Закрепление пальчиковых игр ««Снежок» , «Дружат в нашей группе девочки и мальчики» .

2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Озорной котенок» .

3. Конструирование из палочек «Окно» , «Домик» , «Флажок» .

4. Изготовление подарков к праздникам : «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация, «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха) .

6. Игры с кубиками.

«Семья» .

Повторение знакомых игр.

2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки» .

4. Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы) .

5. Конструирование из палочек предметов мебели : «Стол» , Стул», «Кровать» , «Телевизор» и т. д.

6. Конструирование из разных видов конструкторов.

7. Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

8. Самомассаж грецким орехом (Я катаю мой орех, чтобы был круглее всех. О. И. Крепенчук)

9. Штриховка (мяча) .

1. Заучивание пальчиковой игры «Здравствуй пальчик, как живешь?» , повторение «Замок» , «Семья» , «Засолка капусты» .

2. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

3. Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию) .

4. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры : «Флажок» , «Очки» , «Стол» , «Стул» , «Бочка» , «Крыша» .

5. Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

6. Игры «Шнуровка» , «Мозаика» .

1. Заучивание пальчиковой игры «Спал цветок и вдруг проснулся…» .

2. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты) .

3. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

4. Настольные игры «Мозаика» , «Пазл» .

5. Лепка знакомых предметов.

6. Выложить для родителей на сайт МДОУ пальчиковые гимнастики для заучивания с детьми дома.

7. Самомассаж пальчиков .

8. Штриховка (цветов) .

9. Игры с кубиками.

«План по самообразованию педагога»

Соловьева Н.Ю.

(Ф.И.О. педагога)

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

2017-2018 учебный год

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»

Актуальность

ФГОС предъявляет определенные требования к дошкольному образованию. Для этого были определены основные направления в работе – образовательные области. Одна из образовательных областей – речевое развитие.

Развивать речь ребенка необходимо с самого рождения. Сначала это простой отклик на появление мамы, первые звуки, первые слова… Но наше современное общество таково, что дети часто предоставлены сами себе.

Замыкаясь в телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Иные родители, покупая ребенку дорогостоящие игрушки, совсем забыли о контакте с ребенком, об общении с ним.

Установлено, что в ходе эволюции развитие функций руки и речи у людей шло параллельно, в непосредственном взаимодействии. Благодаря выполнению тонкой, но сложной работы руками происходило увеличение импульсов, которые поступали в мозг человека. В итоге кисть стала не только исполнительницей воли, но и воспитательницей человеческого мозга.

В.А.Сухомлинский считал, что «истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновение. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддержать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие и т. п., предметы для исследования) - он получает необходимый стимул для развития.

Исследованиями ученых (М.М. Кольцова, Е.Н. Исенина, Л.В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М.М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как "Ладушки", "Сорока-белобока" и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас малыша

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами развития дошкольников единодушно сходятся во мнении о том, что мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие мелкой моторики важно еще и по причине, что в жизни, когда ребёнок вырастет, ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие действия.

Цель: Совершенствование профессиональной деятельности и повышение

профессиональной компетентности в вопросах развития мелкой моторики у детей раннего возраста

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы.2. Разработать перспективный план работы с детьми3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года4. Оформить в группе уголок «Развитие мелкой моторики»5. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»6. Подготовить материал и провести мастер-класс для родителей по теме: «Развиваем мелкую моторику рук у детей в домашних условиях»

План работы по самообразованию на 2017-2018 учебный год

Форма представления результатов

Сентябрь

Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы

Изучение современной литературы по теме самообразования

Создание картотеки «Игры и упражнение по развитию мелкой моторики»

Аннотация на методическую литературу

Картотека

Знакомство с инновационными технологиями

Обзор информации в интернете по изучаемой теме

Перспективное планирование воспитательно- образовательной работы

Повысить уровень педагогической культуры родителей педагогическое просвещение родителей; укрепить сотрудничество семьи и педагогического коллектива

Ознакомление родителей с играми, направленными на развитие мелкой моторики детей раннего возраста

Консультация для родителей «Значение мелкой моторики для развития детей», «Как развивать мелкую моторику у детей»

Папка-передвижка «С пальчиками играем, речь развиваем»

Тематическое родительское собрание.

Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности

Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии

Консультация для педагогов на тему «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»

Укреплять взаимодействие детского сада и семьи

Повысить компетентность родителей в вопросах обучения и воспитания детей дома посредствам пальчиковых игр

Мастер-класс для родителей

Тема : самообразования: « Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Цель: Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи достижения поставленной цели:

    Подготовить методический материал, план работы, картотеку пальчиковых игр.

    Разработать игры-драматизации с элементами пальчиковых игр.

    Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

    Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

    Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

    Улучшить общую двигательную активность;

    Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

    Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Мелкая моторика - способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.(Приложение № 1)

Стратегия работы:

Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.

I этап – аналитический – при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.

II этап – диагностический

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.

III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки

Форма отчётности:

    Сделать консультацию для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников.

    Провести анкетирование родителей.

    Составить картотеку пальчиковых игр.

Формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Система работы представлена по следующим направлениям:

В непосредственно - образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика во второй половине дня);

Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);

Работа с родителями- консультации и беседы. Работа с родителями- консультации и беседы

СЕНТЯБРЬ

Наблюдения за детьми, диагностика

Будут пальчики дружить

1. Разглаживание скомканных комочков из цветной бумаги. Развернув, дети узнают, что спряталось в комочке (контуры предметов нарисованы на бумаге)

"Найди и положи рядом такой же" - разложить геометрические фигуры по цвету и форме

3."Клубочки для котят" - рисование методом наращивания, не отрывая карандаш от листа

4. Пальчиковая гимнастика " Шарик"

1. Катание между ладонями карандашей, орехов, теннисных шариков.

2. Упражнение с массажными мячиками "Орех"

3. Разрывание бумаги, отщипывание кусочков от листа

4.Растегивание и застегивание пуговиц, молний, игра "Собери цветочек"

5. Игры с мозаикой

ОКТЯБРЬ

Овощи и фрукты

Птицы осенью

1. "Собираем урожай" - лепка разноцветных шариков из пластилина

2."Сложи картинку" из 4 частей

3."Строим забор" выкладывание из счетных палочек по образцу

4. "Чудесный мешочек" - определение овощей и фруктов на ощупь

5."Сушка овощей" - двойные трафареты развесить веревке

1. "Яблоки на тарелке" аппликация из шариков из салфеток

2.Штриховка и обводка по контуру овощей и фруктов

3. "Найди вторую половинку" - разрезные картинки

4. Упражнения с массажными мячиками " Прокати по ладошке"

6. Пальчиковая гимнастика "Апельсин"

1."Посмотри, кто спрятался в комочке" - разглаживание скомканных бумажных шариков с изображением птиц

2. Рисование пальчиками "Птицы" - силуэт птицы закрасить отпечатками разных цветов

3.Упражнения в сухом бассейне "Найди птичку"

4. "Разрезные картинки" - сложи птичку из 3 частей (голова, туловище, лапки)

1. "Птичьи следы на песке" рисуем пальчиками по песку (или манке)

2."Крылышки для птички" упражнение с прищепками (силуэт птички, крылья из прищепок)

3. Заготовка корма для птиц - рассортировать фасоль и горох

НОЯБРЬ

Труд людей в природе

Одежда и обувь

1."Собери инструменты" - из двух частей, детали вырезаны из картона (лопата, молоток)

2. "Нарисуй на песке лопату, молоток"

3."Определи на ощупь" инструменты из наждачной бумаги

4. Пальчиковая игра "Строим стенку"

1. "Покатай, покатай" катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями.

2."Разложи по своим местам" - в окошки, вырезанные по форме разложить соответственно лопату, топор, молоток

3. Работа с тактильной дощечкой из спичек

1."Что это" -разглаживание скомканных комочков бумаги с изображением одежды и обуви

2."Застегни одежду" - на пуговицы, липучки, молнию

3."Помоги развесить одежу" - для сушки на веревку и прикрепить прищепками

4. Рисование горошков на платье

1.Разложи пуговицы по цвету

2. Работа со шнуровками

3. "Найди пару" на ощупь в коробке сапожки и туфельки куклы

4.пальчиковая игра "Ладошки"

ДЕКАБРЬ

Транспорт

Дикие животные зимой

Зима, зимний лес

1. Строим дом из кубиков

2.Выкладывание дома из геометрических фигур

3."Кто в домике живет" найти фигурку в сухом бассейне

4. Упражнение с массажным мячиком "Иголки"

1."Что у кого" - раскатывание скомканных комочков

2."Грузим камушки в грузовик" камушки рассыпаны по ковру

3."Проехала машина" - рисуем на песке слад от машины

4.Пальчиковый театр по выбору воспитателя

1."Волшебный мешочек" -определить на ощупь резиновых животных

2. Работа с тактильными дощечками

3."Новогодний подарок для белочки"

Собрать в мешочек грецкие, кедровые орехи, фундук, а затем определять х на ощупь

1."Снегопад в лесу" - на трафарете елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты

2."Лепим снежки большие и маленькие" из салфеток скатывание шариков разного размера

3."Снежная баба" -лепка из пластилина

ЯНВАРЬ

Дикие животные и их детеныши

Птицы зимой

1."Кто это" крупные трафареты из наждачной бумаги. детям надо определить где мама, где детеныш

2."ЁЖ и ежата" втыкание спичек в пластилиновый комочек

3."Подарок для мышек и мышат" сортировка семечек тыквы и подсолнуха

4. Упражнение "Ёжик" с массажными мячиками

1."Собери семью" наложи трафарет на контур

2."Кто пришел" рисуем на песке следы животных разного размера: большим пальцем и мизинцем

3."Чтобы мишке было теплее" нарвать кусочки бумаги и засыпать мишку

4. Пальчиковая гимнастика "Пчелы"

1."Ворона или воробей" определить на ощупь размер трафарета из наждачной бумаги

2. работа с тактильными дощечками

3."Угощение для птиц" - сортировка семян

4."Кто спрятался под листочком" определить предмет под зеленой тканью

ФЕВРАЛЬ

Профессии

1. Пальчиковая игра "Моя семья"

2."Кто это" собери фигурку человека из геометрических фигур по образцу

3. "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

4."Что купила мама" - поиск овощей и фруктов в сухом бассейне

1."Поможем бабушке развязать узелки на веревке

2."Поможем сестричке застегнуть пуговицы"

3. "Научим дочку шнуровать ботинки"

4. "Для кого подарок" - волшебный мешочек

5. Самомассаж ладоней

1. "Построим бом из кубиков"

2. "Рельсы для поезда" рисование прямых линий

3. "Оторви чек" отрывание кусочков от полоски бумаги

4. "Помоги повару разложить фасоль по цвету"

1. Пальчиковая игра "Мы капусту режем"

2."Витаминный завод" лепим витамины из пластилина

3."Собери машину" из геометрических фигур

4."Разрезные картинки из 4 частей"

МАРТ

Праздник мам

Начало весны

1. Изготовление подарка для мамы

(Из шариков из салфеток)

2. Пальчиковые игры и упражнения по выбору воспитателя

1."Следы от капели" рисуем точки на манке

2."Солнце светит ярко" лучики из прищепок на желтом круге

3."Аппликация "Цветы" цветы скомканы в комочки, дети разворачивают их и приклеивают на бумагу.

4.Пальчиковая гимнастика "Дождик"

1.Собери пирамидку

2."Мячи для котят" лепка из пластилина

3."Что спряталось в комочке" разглаживание бумажных комочков с контурами животных

4."Матрешки разбежались" собрать матрешки одна в одну

1. Штриховка и обводка по контуру игрушек

2. Пальчиковый театр "Репка"

3. "Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь

4.Рисуем на песке большие и маленькие предметы

АПРЕЛЬ

Дикие и домашние животные

Птицы весной

Растительный мир

1."Недошитое платье" пришить воротник, карман, пуговицу (разложить недостающие детали"

2. "Рисунок на платье" на трафарете из наждачной бумаги выкладывать узор из ниток

3.Шнуровка, застегивание пуговиц и молний

4. "Сушка белья" пристегнуть прищепками кукольную одежду на веревку

1."Собери картинку из 4 частей"

2."Нарви молодой травки для кролика" нарвать плоски зеленой бумаги"

3. "Кто где живет" выкладывание домика из счетных палочек

4. Упражнение с массажными мячиками "Ласковый еж"

1."Червячки для грачей" лепка из пластилина

2."Поможем птицам" выкладывание гнезда комочками выты

3. "Напоим птиц" работа с водой и пипеткой

4. Пальчиковая гимнастика "Червячки"

1."Каждому листочку свое место" закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки

2. "Красивый одуванчик" втыкание спичек в пластилиновый комочек

3.Коллективная работа "Весенний луг" скомкать кусочек бумаги и приклеить на общую картину

4. Пальчиковые игры, разученные раннее

Труд весной на даче

Мы подросли и повзрослели

1"Посадка фасоли" дети в песке пальцем делают ямки и сажают семена

2."Закрути бутылочки"

3. "Кто больше соберет фасоли" сбор фасоли, рассыпанной на столе

4."Едем на дачу" собрать грузовик из геометрических фигур

1. Упражнение с мячиками " Крепкий орех"

2."Строим дачный дом" из конструктора

3."Дорожка" выкладывание геометрических фигур на ковре

4. "Рисуем пуговицы" выкладывание картинок из пуговиц

1.Пальчиковый театр "Колобок"

2. Игры и упражнения, изученные ранее

3.Шнуровки, липучки

4. Работа с тактильными дощечками и счетными палочками

5. Заключительное наблюдение за детьми

Приложение № 1

Пальчиковые игры для малышей - развитие мелкой моторики

Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Я в руке - флажок держу
И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодочка плывет по речке,
По воде бегут колечки.

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход плывет по речке,
И пыхтит он, словно печка

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Ножки, спинка и сиденье -
Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если малыш легко выполняет это упражнение, можно усложнить пальчиковую игру: менять положение рук попеременно на счет раз.

ЗАЙКА И ЗЕРКАЛО

Зайка в зеркальце глядит
И ушами шевелит.

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

У стола четыре ножки,
Сверху крышка, как ладошка.

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если с этой пальчиковой игрой малыш справляется легко, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Листья падают в саду,
Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой выпрямлены и тоже направлены на себя.

СКВОРЕЧНИК

Скворец в скворечнике живет
И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек является актуальным напрвлением в моей работе. Перед собой я ставлю ряд приоритетных задач:

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек;

Развивать тактильную чувствительность рук детей;

Создать условия для накопления и обогащения опыта развития мелкой моторики детей в ходе предметной игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

Просмотр содержимого документа
«План самообразования по теме: "Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста".»

МКДОУ «Золотухинский детский сад комбинированного вида, второй категории»

ПЛАН

профессионального самообразования

ТЕМА: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Выполнила:

воспитатель 2 младшей группы

Кондратова Н.Е.

Цель: повышение своего теоритического уровня, профессионального мастерства по теме: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста», развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

Изучить литературу по данной теме

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики

Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек

Развивать тактильную чувствительность рук детей

Создать условия для накопления и обогащения опыта развития мелкой моторики детей в ходе предметной игровой деятельности через игры с дидактическим материалом

Проведение консультации для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Изготовить наглядно-методическое пособия по развитию мелкой моторики,

Отчетность по данной теме.

Теоритический этап

Изучение литературы по данной теме:

- Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009;

-Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. Санкт – Петербург, 2014;

-Крупенчук О.И. Тренируем пальнчики – развиваем речь, Санкт – Петербург, 2013

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, СПБ, Детство – ПРЕСС, 2013

Практический этап

Использование различных форм работы с детьми

Формы работы с детьми:

-совместная работа,

-индивидуальная работа

Методы и приемы работы:

- пальчиковые гимнастики,

-изготовление дидактических игр, шнуровок,

-лепки из пластилина,

- работа с тестом,

- игры с кубиками, пазлами, конструктором, мозайкой,

-рисование с использованием шаблонов, трафаретов

в течение года

Предоставление отчета о работе

Форма отчетности:

- Консультации для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

- составление картотеки пальчиковых игр и гимнастик,

- огранизация выставки: игры, способствующие развитию мелкой моторики»,

- изготовление папки - передвижки