Диетические... Волосы Аксессуары

Община тэзе - справка. Община тезе - общины - еретические организации - все ереси Отношение протестантских церквей к тэзе

В июле 2012 года молодые прихожане Спасо-Преображенского храма г.п. Раков (Воложинский район Минской области) во главе с настоятелем протоиереем Сергием Лепиным посетили Общину Тэзе (Франция).

В группу вошли представители молодежного братства апостола Иоанна Богослова при миссионерском (!) отделе Минской епархии.

Спасо-Преображенский приход организует поездку в Тезе второй раз. Ранее Община принимала также делегацию минского прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которую возглавлял протодиакон Ярослав Близнюк.

Сегодня община насчитывает около ста «братьев» — католиков и членов различных протестантских деноминаций, более двадцати пяти национальностей. Община Тезе является одним из крупнейших центров духовного развращения молодежи, из более чем 25 стран мира.

Нынешний настоятель общины — «брат» Алоис, немец-католик 1954 года рождения, — придает большое значение контактам с мировым Православием. В частности, осенью 2011 года он приезжал в Минск для участия в международном форуме «Православно-католический диалог», проходившем по благословению Патриаршего Экзарха всея Беларуси Митрополита Филарета.

Лидер группы протоиерей Сергий Лепин совершил в Тезе Литургию. Такую возможность экуменическая община участливо предоставляет православным гостям.

За 2 недели группа посетила более десятка городов на территории Франции, Германии, Италии, Бельгии, Венгрии и Чехии.
Молодые люди из Беларуси побывали также в Клюнийском аббатстве — центре движения за реформу католического «монашества» в X-XI веках.

Тезе

Тезе , иначе Тэзе , Communaute de Taize, Taize Community - псевдо-монашеская экуменическая и пацифистская община, хрестоматийное явление массовой религии (разновидность массовой культуры). Идеологией Т. является безыдейный идеализм и глобалистская “евродуховность”.

Основана в 1940 г. кальвинистским пастором Роже Шютцем (1915-2005) в деревне Тезе в Бургундии во французском департаменте Сона и Луара. С 2005 г. “приором” общины является католический монах Алоис (род. 1954 г.). К 2010 г. в состав общины входили 100 “братьев”.

Начиная с 1949 г. члены Т. принимают обеты, напоминающие монашеские: целибат, общая собственность, подчинение власти “приора”. “Братья” носят обычную мирскую одежду, но во время богослужений облачаются в белые балахоны.

Сначала членами Т. являлись только протестанты и англикане. В 1969 г. членом общины становится первый католик. С тех пор начинается постепенный переход Т. в католицизм.

Есть небольшие общины Т. в Индии, Бангладеш, на Филиппинах, в Алжире, Бразилии, Кении, Сенегале, США. Из них заметную роль играет только представительство Т. в Нью-Йорке.

С 1960-х гг. Т. становится местом паломничества молодежи. Первая международная молодежная встреча в Т. состоялась в 1966 г. В 1974 г. собрался первый “Собор молодежи”.

В 1978 г. Т. инициирует пацифистское “Паломничество доверия на земле”. “Брат” Роже завещал общине расширить охват своей деятельности, поэтому в 2006 г. в Калькутте, Индия состоялось собрание в рамках “Паломничества доверия”.

С 1978 г. Т. организует “Рождественские встречи”, которые обычно проводятся в одном из крупных европейских городов с 28 декабря по 1 января. Каждый год десятки тысяч молодых людей принимают участие в этих встречах, которые готовятся усилиями местных приходов и семьями прихожан города-организатора.

Т. принимает до 100 тыс. человек ежегодно. Обслуживать приезжающих помогают католические монахини, в основном, из ордена св. Андрея.

В Т. летом одновременно собираются более 5 000 молодых людей. Они ведут самый вольный образ жизни. Им только предлагается три раза в день собираться вместе с “братьями” для молитвы и «молчания».

Во второй половине дня организуются «дискуссионно-молитвенные» группы приблизительно на следующие темы: «Возможно ли прощение?», «Вызов глобализации», «Как ответить на Божий зов?», «Какой мы хотим видеть Европу?» и т. п. Некоторые темы связаны с изобразительным искусством и музыкой.

Вся деятельность Т. посвящена медитации и индоктринации в адогматическом безыдейном ключе. Это делает Т. явлением масс-культуры с характерным сочетанием несочетаемого и профанацией.

В Великую среду по благословению Святейшего Патриарха начнется паломническая поездка в Москву почти двухсот молодых людей из общины Тезе. Они будут присутствовать на богослужениях в московских приходах, в Великую Пятницу поедут на Бутовский полигон, в пасхальную ночь разделят радость с православными - и только затем пойдут кто в католический, кто в протестантский храм. Кто они такие и почему решили «изучать» православие настолько близко?

Тэзе — монашеская община во Франции, основанная в 1940 году братом Роже (Роже Шютц). Сейчас в ней более 100 братьев из 25 разных стран - католиков и протестантов. Братья приглашают молодых людей со всего мира на встречи в Тэзе и других местах. В Россию на Страстной неделе 2011 года приедут несколько братьев-монахов и около двухсот молодых людей, посещающих общину периодически.

Связь между Тэзе и Россией длится уже многие годы. Уже в 1960-х годах представители Русской Православной Церкви могли посетить общину. В 1970-80-х годах брат Роже и другие братья были приглашены в Россию. Встречи с иерархами Русской Православной Церкви стали знаком солидарности с русскими верующими тогда, когда выезды из страны были невозможны.

В 1988 году, после приглашения на празднование тысячелетия крещения Руси, брат Роже решил напечатать в общине миллион экземпляров Нового Завета в Синодальном Переводе чтобы переслать их в Москву, Санкт-Петербург, Киев и Минск. Это было время, когда Писание трудно было найти. В начале 1990-х годов, когда границы открылись, молодежь из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов стала приезжать большими группами на встречи в Тэзе и Европейские встречи молодежи в конце года.

Брат Роже, основавший общину, полюбил Православие еще в детстве. «Во время Первой Мировой войны некоторым русским пришлось покинуть свою страну. Они были православными. Моя мама приняла некоторых из них, и я слышал, как они говорили между собой. Мама рассказала мне об испытаниях, которые они перенесли. Позже, в юности, мы жили неподалеку от Русской православной церкви. Мы имели обыкновение приходить туда и участвовали в службе, прислушивались к красоте песнопений, и я вглядывался в страдание на лицах этих христиан, приехавших из России», - вспоминал брат Роже.


В феврале 1962 года брат Роже посетил патриарха Афинагора в Константинополе, Патриарха Кирилла в Софии и Патриарха Германа в Белграде. «Патриарх Афинагор пригласил нас совершить с ним паломничество в Стамбул. Всякий раз, когда наш автомобиль проезжал то место, где был убит один из христианских мучеников, он тормозил, почти останавливая машину. Мы совершали крестное знамение и только потом продолжали двигаться».

При торжественном открытии Церкви Согласия, где проходят службы общины, 5 и 6 августа 1962 года присутствовали представители Православной Церкви - в том числе протоиерей Всеволод Шпиллер и протоиерей Владимир Котляров от Московского Патриархата.

Во время визита в Стамбул в феврале 1962 года Патриарх Афинагор высказал идею организации места, подобного Тезе, для православных, куда люди разного происхождения, окружения, с разными жизненными обстоятельствами могли бы приезжать для совместной молитвы и духовного поиска. По первоначальному замыслу, это хотели сделать на острове Патмос, но брат Роже предложил, чтобы это происходило в самой деревне Тезе. В декабре того же года он письменно благословил патриаршую «метохию» в Тезе.

В конце декабря 1962 года митрополит Никодим (Ротов) из Московского Патриархата провел два дня в Тезе. В это время он освятил икону Владимирской Божией Матери, которая находилась в храме общины. Это было время братской встречи, и позже митрополит Никодим писал брату Роже о своей благодарности и призывал на общину Божие благословение.

В Светлый понедельник 1963 года был заложен первый камень в основание Православного центра в Тезе. Это было сделано в присутствии представителей Константинопольского Патриархата, епископа Антония (Блюма) из Лондона и епископа Владимира (Котлярова, ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский) от Московского Патриархата. Позже приезжали отец Всеволод Шпиллер и Павел Евдокимов, богослов «парижской» школы русской эмиграции. Через два года была освящена православная часовня; на ее торжественном открытии присутствовали епископ Антоний (Блюм) из Лондона и епископ Василий из Брюсселя, представлявшие Москву.

Среди живших в православном центре - «метохии» - в Тезе были отец Дамаскин (Папандреу), ставший затем митрополитом Константинопольского Патриархата в Швейцарии, и отец Дометиан (Топузлиев), ныне митрополит Видинский в Болгарии. Последний писал: «Патриарх Афинагор отправил меня в Тезе в 1965 году, и я жил там до 1969 года. В это время я встречался с братом Роже, личность которого очень повлияла на христиан. Он был для меня как брат, и встреча с ним отпечаталась на всей моей жизни. Его открытость и братское отношение, с которым я встретился в Тезе, остались со мной на всю жизнь».

С 17 по 21 мая 1967 года митрополит Таллиннский Алексий, будущий Патриарх Алексий Второй, принимал участие в «Христианской мирной конференции», состоявшейся в Тезе. В 1969 году отец Дамаскин (Папандреу) был назначен руководителем Православного центра в Шамбези в Швейцарии, затем в 1970 году - епископом, в 1982 году - митрополитом Швейцарским, а в 2003 году - митрополитом Адрианопольским. В 1970 году брат Роже еще раз посетил Патриарха Афинагора, который подарил ему образ Божией Матери, остававшийся в его комнате до самой смерти брата Роже.

В 1972 году несколько братьев из общины впервые посетили Советский Союз, приехав через Финляндию. Они останавливались в Ленинграде, Новгороде, Москве, Смоленске и Минске, а затем выехали через Польшу.

В июне 1978 года брат Роже посетил Москву, Загорск и Ленинград и встретился с митрополитом Никодимом (Ротовым). В том же году позже брат Роже был в Риме в тот момент, когда митрополит Никодим умирал. Через двадцать лет после его смерти брат Роже пиал Патриарху Алексию Второму: «Двадцать лет назад возлюбленный митрополит Никодим перешел в вечную жизнь. Впервые мы встретились с ним, когда он посетил Тезе в декабре 1962 года. Он освятил икону Божией Матери в нашем храме. Я видел его год спустя, во время празднования тысячелетия основания афонского монашества. Как бы мы могли забыть его прекрасный голос, когда он воспевал хвалу Богу в Русском монастыре? Я приезжал к нему на несколько дней в июне 1978 года на его русский приход. Он рукополагал новых священников. Владыка Никодим пригласил нас на трапезу и на встречу с семинаристами. Митрополит Кирилл (ныне Святейший Патриарх Кирилл) был тогда ректором семинарии. Мы вспоминаем его сегодня вместе с молодыми людьми из России, которые приехали в Тезе».


В ноябре 1979 года Тезе посетила православная делегация, в которой участвовал будущий Патриарх Кирилл.

В 1988 году брат Роже провел в России три недели, будучи приглашен на празднование тысячелетия Крещения Руси. Он посетил Москву, Киев и Ярославль, а также присутствовал на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, прошедшем в Троице-Сергиевой Лавре в Загорске. Пять тысяч Библий в Синодальном переводе были напечатаны к празднованию. Брат Роже рассказал одному из епископов, как в прошлом община отправила миллион Новых Заветов в Латинскую Америку по просьбе местной Церкви. В ответ русские епископы сказали, что в России нужен не миллион, а двадцать миллионов Новых Заветов. Вернувшись в Тезе, брат Роже решил, что будет возможно послать в Россию для Православной Церкви миллион экземпляров Нового Завета в Синодальном переводе, отпечатав их во Франции. Это были времена Советского союза, но девять товарных вагонов с Новым Заветом прибыли по месту назначения - в Москву, Ленинград, Минск и Киев - и Священное Писание распространялось.

В конце августа 1989 года митрополит Минский и Слуцкий Филарет, глава отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, посетил Тезе. А спустя год, 31 марта и 1 апреля 1990 года, Тезе посетил митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл, новый глава Отдела внешних церковных сношений и будущий Патриарх Кирилл.

В апреле 1997 года брат Роже получил премию «Международное служение гуманизму» Университета Нотр-Дам (Индиана, США). Он передал 10 тысяч долларов, присуждавшиеся вместе с премией, Патриарху Алексию Второму на дела благотворительности.

По благословению Патриарха Алексия Второго, Парижский архиепископ Московского Патриархата передал в Тезе антиминс, так что русские священники смогли отслужить литургию в храме в Тезе 13 февраля 1998 года.

Затем брат Алоис, ставший после смерти брата Роже приором Тезе, посещал Константинополь и встречался с Патриархом Варфоломеем.

28 мая - 3 июня 2006 года брат Алоис посещал Москву и встречался с Патриархом Алексием Вторым. Он также присутствовал на похоронах Патриарха Алексия II в декабре 2008 года и на интронизации Патриарха Кирилла в январе 2009 года. Новый Патриарх удостоил брата Алоиса персонального приема.

Каждый год Московский и Константинопольский Патриархи направляют приветственные послания на ежегодные европейские встречи, проводимые общиной тэзе, и благословляют их участников. Послания также были получены в день празднования 70-летия основания общины Тезе 16 августа 2010 года.

Когда открылись границы, контакты расширились. Не только братья посещали православных, но и многие молодые православные приняли участие во встречах, проводимых Тезе. Тезе всегда просит о том, чтобы группы паломников получали благословение правящего архиерея, если они хотят посетить общину, и чтобы, если возможно, их сопровождал бы священник. Православная литургия служится в храме в Тезе два или три раза в неделю в летние месяцы.


А теперь, на Пасху 2011 года, брат Алоис и ещё несколько братьев общины проведут несколько дней в паломничестве в Москву со среды 20 апреля по понедельник 25 апреля. С ними приедут молодые люди из разных стран, чтобы открыть для себя глубину православного богослужения и русскую духовность. Православные семьи - прихожане нескольких московских храмов - примут паломников у себя. В том числе двадцать молодых людей будут жить в семьях прихожан храма святой Татьяны при МГУ. Молодые люди будут присутствовать на богослужениях в принимающих приходах, в Великую Пятницу посетят Бутовский Полигон и храм Новомучеников и исповедников Российских, в Великую Субботу для них будет организована экскурсия по московским приходам. Члены общины Тезе готовились к этой поездке, изучали православное богослужение; Отдел внешних церковных связей подготовил параллельные последования служб Страстной Седмицы и Пасхи на церковнославянском и родных для паломников языках. Волонтеры будут комментировать происходящее и помогать гостям сориентироваться в Москве и в православных храмах. Мы надеемся на радостное общение в предпасхальные и пасхальные дни.

Английский текст: Br Matthew from Taize

Перевод с английского и адаптация текста: Александра Сопова

В Калькутте, Индия состоялось собрание в рамках «Паломничества доверия».

С 1978 Тезе организует «Рождественские встречи», которые обычно проводятся в одном из крупных европейских городов с 28 декабря по 1 января. Каждый год десятки тысяч молодых людей принимают участие в этих встречах, которые готовятся усилиями местных приходов и семьями прихожан города-организатора.

Этому противоречат исторические факты, которые однозначно говорят о том, что Роже Шютц начиная с являлся тайным католиком. Правда, этот переход в католицизм постарались сначала скрыть, а затем, после смерти Роже, всячески замутнить ясный факт его перехода.

Еще при жизни Шютца было известно, что его неоднократно причащал Иоанн-Павел II. Во время похорон Иоанна-Павла II в 2005 Роже Шютц публично причастился из рук будущего папы Бенедикта XVI . Каждое утро Шютц причащался за мессой, которую служили в Тезе. Наконец, он был погребен по католическому обряду, где возглавлял богослужение главный экуменист Ватикана кардинал Вальтер Каспер.

Целый ряд сподвижников Роже Шютца также приняли католицизм, в частности, его ближайший друг Макс Туриан, который стал католическим священником. Преемником Роже еще при его жизни был назначен католический монах Алоис.

Все это посеяло сомнения в экуменическом духе Тезе и породило слухи о тайном католицизме Роже, что вызвало недовольство протестантов, которые считали Тезе протестантской в корне общиной и «единственным в мире протестантским монастырем». Община стала выглядеть как орудие католического прозелитизма под видом экуменизма.

За всплывшими фактами последовали опровержения, которые, однако, отличались путаностью и неясностью.

Представители Ватикана утверждали, что Роже причастился из рук кардинала Ратцингера по недоразумению, поскольку случайно оказался в группе причастников, а ему трудно было отказать. И все это несмотря на то, что католицизм официально запрещает интеркоммюнион, и на неоднократные уверения в том, что в Тезе интеркоммюнион не практикуется.

На запрос кардинала Лионского Барбарена кардинал Каспер тогда же сообщил: «Брат Роже формально является католиком».

Согласно Вальтеру Касперу, между Роже Шютцем и Ватиканом была тайная договоренность, которая позволяла ему переходить конфессиональную границу между протестантизмом и католицизмом. Эта договоренность предусматривала то, что Роже все более полно осознавал, что «служение папы - это служение единству Церкви», и, соответственно, самый лучший экуменизм - это католицизм.

6 сентября 2005 община официально опровергла факт обращения Шютца в католицизм, назвав это оскорблением его памяти. Одновременно община признала, что Роже Шютц принял католическую веру, оставшись при этом протестантом.

Во всяком случае ясно, что в Тезе практикуется интеркоммюнион между католиками и протестантами, несмотря на официальные опровержения Ватикана. То же касается и воскресных богослужений, которые являются католическими мессами, во время которых причащают всех собравшихся независимо от их конфессиональной принадлежности. Оправданием для этого служит якобы данное в папой разрешение причащаться за мессой в Тезе всем паломникам, которые веруют в Истинное Тело и Кровь Христовы в Евхаристии.

Несмотря на такую двусмысленность позиции Тезе, а, скорее, именно благодаря ей, Тезе является местом паломничества многих религиозных лидеров. Здесь побывал Иоанн-Павел II, англиканский «архиепископ Кентерберийский» и т. п.

отношения Тезе с православным экуменизмом

Сохранилось подробное описание этого события о. Всеволодом Шпиллером:

«Монастырь» - chateau какой-то..(?), а над ближайшей деревней - маленькая, совершенно нового типа «гостиница» для приезжающих католической приходской церкви. После вечерни в Taise, в новом ультрамодерном католическом храме и после ужина под широченными и высоченными платанами на холме, на котором стоит chateau, и откуда открывается невероятно красивый вид, меня отвезли в эту «гостиницу». Утром в 9 ч. с приключениями перевезли в Taise - какие-то три голландки из проезжавших… Была утреня, в которой я принимал участие (служили: греческий, из Константинополя митрополит, и я - православная утреня). Потом в холле chateau с настежь открытыми широкими дверями, выходящими на площадку с платанами 1/2 ч. - 1 ч. сидели и пили чай. Бёгнер, архиепископ Упсальский, епископ Бристольский (Томсон), митрополит из Константинополя и я. Затем отправились в «церковь», которая построена выше chateau… Там облачились все (я надел эпитрахиль) и в весьма торжественной процессии шли вокруг церкви через западный вход. Сначала - братство Taise - 50 монахов в белых облачениях с откинутыми капюшонами, потом около 50 пасторов-профессоров (ректоры 3-х университетов - Гамбурского, Гарвардского и какого-то Канадского), англиканский епископат в своих облачениях, с тиарами на головах. Упсальский архиепископ шёл в паре с Бристольским, потом греческий епископ, потом я с сопровождавшим меня священником (другой заболел) и митрополит из Константинополя. Во время мессы Евангелие читали на 5-и языках: сначала по-французски, потом по-немецки, потом Бристольский епископ читал по-английски, потом я по-русски и греческий митрополит по-гречески. Затем сидели вокруг алтаря (я эпитрахиль снял), протестанты вместе причащались. Во время мессы состоялось «посвящение» в братство… Эти «братья» - со всех концов земли, и в Taise съезжаются периодически. Живут и работают на своих местах. Главное - молодёжь, но почти все с какими-то уже известными именами (богословы, философы). Если бы мне сказали, что храм проектировал Саша Ржевусский - я бы не удивился. Очень сильно, очень оккультно… К обеду под теми же платанами у холла приехали два католических епископа, шесть католических аббатов, один монах из «Yrenikon »’a. За вечерней они были в храме вокруг алтаря, я стоял около них. В публике приехавшие с ними около 20-и сестёр из разных орденов.

За обедом (как и за ужином) сидели сначала молча и ели под великолепную музыку (из холла chateau) - записи Баха, Моцарта… Потом несколько речей: 1) католический епископ («господин»); 2) представитель правительства; 3) ректор какого-то немецкого университета (Западная Германия); 4) - я; 5) грек митрополит, 6) архиепископ Упсальский; 7) Бристольский епископ; 8) американец. Затем вечерня - всё католическое духовенство присутствовало, и я стал с ними.

Весь холм был покрыт чудесными машинами, публики было масса - храм собирает не меньше 1000 чел. - всё было полно. Очень элегантно. Очень организовано. Много журналистов, кино, телевидение, радио… Нам никто не мешал (как у нас!), но они делали свое дело. Вечерня продолжалась больше часа. Процессии не было из вежливости к нам. Кому замыкать её - католикам или православным? Поэтому выходили отдельно - сначала католики; потом - я; потом - представитель Константинополя, потом - протестанты .

В общине регулярно совершается Божественная Литургия на антиминсе, предоставленном Московской Патриархией в .

Среди живших в «метохии» были о. Дамаскин (Папандреу) , ставший затем митрополитом Швейцарским Константинопольского Патриархата, и митр. Дометиан (Топузлиев) . Последний писал: «Патриарх Афинагор отправил меня в Тезе в 1965 году, и я жил там до 1969 года. В это время я встречался с братом Роже, личность которого очень повлияла на христиан. Он был для меня как брат, и встреча с ним отпечаталась на всей моей жизни. Его открытость и братское отношение, с которым я встретился в Тезе, остались со мной на всю жизнь».

Православные принимали участие в экуменическом праздновании 25-летия Тезе в , когда во время торжества зачитывались суры Корана. Митр. Мелетий (Карабинис) и митр. Антоний (Блум) вместе с католическими епископами служили православную вечерню.

Экуменическая панихида по Роже Шютцу с участием православных.

Православные экуменисты из России и Румынии приняли участие в отпевании Роже Шютца в г., в частности, о. Михаил Гундяев . 18 августа г. о. Владимир Лапшин отслужил панихиду по Роже Шютцу в московском храме Успения на Успенском Вражке.

иначе Тэзе , Communauté de Taizé, Taizé Community — псевдо-монашеская экуменическая и пацифистская община, хрестоматийное явление . Идеологией Т. является безыдейный идеализм и глобалистская «евродуховность».

Основана в 1940 г. кальвинистским пастором Роже Шютцем (1915-2005) в деревне Тезе в Бургундии во французском департаменте Сона и Луара. С 2005 г. «приором» общины является католический монах Алоис (род. 1954 г.). К 2010 г. в состав общины входили 100 «братьев».

Начиная с 1949 г. члены Т. принимают обеты, напоминающие монашеские: целибат, общая собственность, подчинение власти «приора». «Братья» носят обычную мирскую одежду, но во время богослужений облачаются в белые балахоны.

«Братья» в московском храме св. Татианы

Сначала членами Т. являлись только протестанты и англикане. В 1969 г. членом общины становится первый католик. С тех пор начинается постепенный переход Т. в католицизм.

Есть небольшие общины Т. в Индии, Бангладеш, на Филиппинах, в Алжире, Бразилии, Кении, Сенегале, США. Из них заметную роль играет только представительство Т. в Нью-Йорке.

С 1960-х гг. Т. становится местом паломничества молодежи. Первая международная молодежная встреча в Т. состоялась в 1966 г. В 1974 г. собрался первый «Собор молодежи».

В 1978 г. Т. инициирует пацифистское «Паломничество доверия на земле». «Брат» Роже завещал общине расширить охват своей деятельности, поэтому в 2006 г. в Калькутте, Индия состоялось собрание в рамках «Паломничества доверия».

С 1978 г. Т. организует «Рождественские встречи», которые обычно проводятся в одном из крупных европейских городов с 28 декабря по 1 января. Каждый год десятки тысяч молодых людей принимают участие в этих встречах, которые готовятся усилиями местных приходов и семьями прихожан города-организатора.

Т. принимает до 100 тыс. человек ежегодно. Обслуживать приезжающих помогают католические монахини, в основном, из ордена св. Андрея.

В Т. летом одновременно собираются более 5 000 молодых людей. Они ведут самый вольный образ жизни. Им только предлагается три раза в день собираться вместе с «братьями» для молитвы и «молчания».

Во второй половине дня организуются «дискуссионно-молитвенные» группы приблизительно на следующие темы: «Возможно ли прощение?», «Вызов глобализации», «Как ответить на Божий зов?», «Какой мы хотим видеть Европу?» и т. п. Некоторые темы связаны с изобразительным искусством и музыкой.

Типичный распорядок дня во время молодежных собраний

Утренняя молитва
Завтрак
Встречи
Полуденная молитва
Обед
Разучивание песнопений
Библейские встречи
Чай
Семинары
Ужин
Вечерняя молитва
Неформальные встречи

Вся деятельность Т. посвящена медитации и индоктринации в адогматическом безыдейном ключе. Это делает Т. явлением с характерным сочетанием несочетаемого и профанацией.

Православная часовня в Тезе

Шютц был сторонником кальвинистской простоты, что в сочетании с православными иконами и безвкусными драпировками производит «неповторимое» впечатление. Вначале «братья» молились в брошенной католической церкви, пока в 1960-х гг. не была построена т.н. «Церковь Согласия» в пародийно православном стиле.

«Церковь Согласия»

По пятницам молитвы в Тезе проходят с поклонением Распятию, которое неумело стилизовано под православную икону. Крест при этом кладут на пол, и к нему на коленях подползают молящиеся. Этот ритуал якобы взят из Православной службы Великого Пятка, как вполне серьезно сообщают в справочных материалах по Т.

Т. создала свой эклектический стиль поп-музыки. Это краткие музыкальные фразы, ритмически повторяющиеся до 15 раз и перемежающиеся короткими периодами молчания. Затем следует кульминация - 10-минутное молчание. Музыка стилизована под средневековую западную и византийскую музыку в ее популярном медитативном понимании. Молитвы поются на самых разных языках, что призвано подчеркнуть интернационалистскую цель общины.

Лена Майер-Ландрут, победитель конкурса «Евровидение-2010» в Осло, признает себя последовательницей Тэзе. На конкурсе выступала с крестиком Т.

В целом стиль Т. полностью определен вульгарными эстетическими пристрастиями и узостью мировоззрения основателя общины Роже Шютца. Его учение сводится к весьма своеобразному идеализму, который не имеет никаких отчетливых принципов.

Мягкие успокаивающие речи «брата» Роже сделали его весьма популярным современным «пророком». Он сам стал поп-иконой наряду с еще одной представительницей массовой религии — «матерью» Терезой Калькуттской, с которой Шютц был дружен. Три книги написаны им в соавторстве Терезой.

Шютц и «мать» Тереза

Высказывания «брата» Роже, как и вся идеология Т., отличаются крайней расплывчатостью. Так, напр., во время встречи с молодежью в 2004 г. брат Роже говорил: Если мы в настоящий момент с молодыми людьми всех континентов начинаем паломничество доверия на земле, то это потому, что мы сознаем, насколько необходим мир сейчас. Мы можем послужить делу мира настолько, насколько мы можем своей жизнью ответить на вопрос: Могу ли я стать стать носителем доверия там, где я живу? Готов ли я понимать других людей все лучше и лучше?

«Брат» Роже также любил говорить абсурдными парадоксами, которые имели вид глубокомысленности. Так его популярная книга называется «Динамизм эфемерного» (La Dynamique du Provisoire), что неплохо передает содержание идеологии Т.

В 1980 г. в присутствии папы Иоанна-Павла II Шютц заявил: Я открыл мою собственную христианскую идентичность, примирив в себе веру моих предков с тайной вселенской (т.е католической,- Ред.) веры, не теряя связи ни с той, ни с другой . Двусмысленность позиции Шютца прекрасно отражает расплывчатость самого , о котором Виссерт-Хуфт сказал: Азбучной истиной экуменизма является то, что экуменический язык не может быть полностью однозначным .

В этой экуменической неоднозначности Роже поддерживали и католические иерархи. Так, папа Иоанн XXIII сказал Шютцу в ответ на вопрос о месте Т. в Церкви: Католическая церковь состоит из более и более расширяющихся концентрических кругов . Согласно архиеп. Лефевру, Роже и его община хотели перейти в католицизм еще до Второго Ватиканского собора (1962–1965), однако им сказали: Нет, подождите. После собора вы станете мостом соединяющим католиков и протестантов .

Ярким примером двусмысленности идеологии Т. стал недавно возникший вопрос о конфессиональной принадлежности ее основателя.

О взаимных симпатиях католиков и «братьев» Т. было известно давно. Начиная с 1949 г. руководители Т. регулярно бывали на приемах в Ватикане у будущего папы Павла VI. Иоанн XXIII, еще будучи нунцием во Франции, назвал Т. «маленькой весной экуменизма», и он же впоследствии пригласил Шютца и его соратника Макса Туриана быть наблюдателями на Втором Ватиканском соборе . Макс Туриан был также наблюдателем в Consilium, который подготовил реформу католического богослужения.

Папа Иоанн XXIII, кардинал Беа и «братья» Роже Шютц и Макс Туриан

Все это время деятельность Т. изображалась как идеально экуменическая и даже надконфессиональная. Миф о надконфессиональности «брата» Роже очень удобен для оправдания экуменизма и неконфессионального христианства: Никакой особой экуменической доктрины брат Роже не провозглашал, при этом никто из братьев не сменил своей конфессии или деноминации, хотя о том, к какой из конфессий кто принадлежит, они никогда не говорят ().

Этому противоречат исторические факты, которые однозначно говорят о том, что «брат» Роже начиная с 1972 г. являлся тайным католиком. Правда, этот переход в католицизм постарались сначала скрыть, а затем, после смерти Роже, всячески замутнить ясный факт его перехода.

Кардинал Ратцингер причащает «брата» Роже

Еще при жизни Шютца было известно, что его неоднократно причащал Иоанн-Павел II. Во время похорон Иоанна-Павла II в 2005 г. «брат» Роже публично причастился из рук будущего папы Бенедикта XVI. Каждое утро Шютц причащался за мессой, которую служили в Т. Наконец, он был погребен по католическому обряду, где возглавлял богослужение главный экуменист Ватикана кардинал Вальтер Каспер.

Целый ряд сподвижников «брата» Роже также приняли католицизм, в частности, его ближайший друг Макс Туриан, который стал католическим священником. Преемником Роже еще при его жизни был назначен католический монах Алоис.

Все это посеяло сомнения в экуменическом духе Т. и породило слухи о тайном католицизме Роже, что вызвало недовольство протестантов, которые считали Т. протестантской в корне общиной и «единственным в мире протестантским монастырем». Община стала выглядеть как орудие католического прозелитизма под видом экуменизма.

За всплывшими фактами последовали опровержения, которые, однако, отличались путаностью и неясностью.

Представители Ватикана утверждали, что Роже причастился из рук кардинала Ратцингера по недоразумению, поскольку случайно оказался в группе причастников, а ему трудно было отказать. И все это несмотря на то, что католицизм официально запрещает интеркоммюнион, и на неоднократные уверения в том, что в Т. интеркоммюнион не практикуется.

На запрос кардинала Лионского Барбарена кардинал Каспер тогда же сообщил: Брат Роже формально является католиком .

Согласно Вальтеру Касперу, между «братом» Роже и Ватиканом была тайная договоренность, которая позволяла ему переходить конфессиональную границу между протестантизмом и католицизмом. Эта договоренность предусматривала то, что Роже все более полно осознавал, что служение папы — это служение единству Церкви , и, соответственно, самый лучший экуменизм — это католицизм.

6 сентября 2005 г. община официально опровергла факт обращения Шютца в католицизм, назвав это оскорблением его памяти. Одновременно община признала, что «брат» Роже принял католическую веру, оставшись при этом протестантом.

В 2006 г. католический еп. Раймон Сеги, в епархии которого находилась деревня Тезе, заявил, что Роже был католиком, что вызвало настоящий шок у протестантов: Брат Роже в 1972 г. исповедал католическую веру, и Роже сам сказал мне, что он католик .

Спорам был положен конец, когда появились исследования известного историка Ива Хирона (Yves Chiron), которые доказали, что в 1972 г. «брат» Роже был формально принят в католицизм через исповедание католической веры. Одновременно с Шютцем католиком стал и Макс Туриан.

В 1971 г., сообщает Хирон, была достигнута договоренность о назначении постоянного представителя Т. в Ватикане. В его задачу входило устранение разногласий между Т. и Ватиканом в соответствии с планами Святого отца, а также развитие более тесного сотрудничества между Т. и католицизмом и установление органических отношений между ними .

В 1972 г. в часовне католического епископа Отенского совершился переход Шютца и Туриана в католицизм. За Шютца и Туриана прочитал исповедание веры еп. Ле Буржуа. Характерно, что при этом обращенным не было выдано официальное свидетельство.

Перед лицом этих фактов слова Роже о том, что он никуда не переходил и ни от чего не отрекался, выглядят вполне неискренними. Он и здесь оказался мастером двусмысленности, продолжая утверждать, что не становился католиком, а соединил в себе протестантизм и католицизм в экуменическом единстве.

После сообщения Хирона «брат» Алоис заявил: Нет, брат Роже никогда формально не «переходил» в католицизм. Если бы он перешел, то он бы об этом сказал. Он никогда не скрывал ничего из того, что происходило с ним на пути, которым он шел .

Согласно «брату» Алоису, в 1972 г. католический епископ впервые причастил Роже, не требуя никакого исповедания веры, кроме Символа веры. Более того, тот же епископ позднее причастил всех членов общины — и католиков, и протестантов — без разбора.

В общем, позиция Т. сводится к тому, что Роже стал частично католиком, частично протестантом. С католической стороны в интервью 2008 г. кардинал Каспер также утверждал, что Роже был одновременно кальвинистом и католиком. Каспер в духе истинного экуменизма призвал не требовать полной ясности в вопросе о конфессиональной принадлежности Роже Шютца. Интересно, что, по крайней мере, еще два современника Роже претендовали на подобную надконфессиональную позицию: митр. Никодим (Ротов) и Наталья Трауберг.

Во всяком случае ясно, что в Т. практикуется интеркоммюнион между католиками и протестантами, несмотря на официальные опровержения Ватикана. То же касается и воскресных богослужений, которые являются католическими мессами, во время которых причащают всех собравшихся независимо от их конфессиональной принадлежности. Оправданием для этого служит якобы данное в 1986 г. папой разрешение причащаться за мессой в Т. всем паломникам, которые веруют в Истинное Тело и Кровь Христовы в Евхаристии.

Несмотря на такую двусмысленность позиции Т., а, скорее, именно благодаря ней, Т. с является местом паломничества многих религиозных лидеров. Здесь побывал Иоанн-Павел II, англиканский архиепископ Кентерберийского и т.п.

Особенно тесными были отношения Т. с «православным» экуменизмом.

Уже в феврале 1962 г. «брат» Роже посетил в Стамбуле, Болгарского Патриарха Кирилла в Софии и Сербского Патриарха Германа в Белграде.

Каждый год Московский и Константинопольский Патриархи направляют приветственные послания на ежегодные европейские встречи, проводимые Т., и благословляют их участников.

При торжественном открытии «Церкви Согласия» 5 и 6 августа 1962 г. присутствовали представители Русской Православной Церкви – в том числе о. Всеволод Шпиллер и о. Владимир Котляров.

Сохранилось подробное описание этого события о. В. Шпиллером:

«Монастырь» - chateau какой-то..(?), а над ближайшей деревней - маленькая, совершенно нового типа «гостиница» для приезжающих католической приходской церкви. После вечерни в Taise, в новом ультрамодерном католическом храме и после ужина под широченными и высоченными платанами на холме, на котором стоит chateau, и откуда открывается невероятно красивый вид, меня отвезли в эту «гостиницу». Утром в 9 ч. с приключениями перевезли в Taise - какие-то три голландки из проезжавших… Была утреня, в которой я принимал участие (служили: греческий, из Константинополя митрополит, и я - православная утреня). Потом в холле chateau с настежь открытыми широкими дверями, выходящими на площадку с платанами 1/2 ч. — 1 ч. сидели и пили чай. Бёгнер, архиепископ Упсальский, епископ Бристольский (Томсон), митрополит из Константинополя и я. Затем отправились в «церковь», которая построена выше chateau… Там облачились все (я надел эпитрахиль) и в весьма торжественной процессии шли вокруг церкви через западный вход. Сначала - братство Taise - 50 монахов в белых облачениях с откинутыми капюшонами, потом около 50 пасторов-профессоров (ректоры 3-х университетов - Гамбурского, Гарвардского и какого-то Канадского), англиканский епископат в своих облачениях, с тиарами на головах. Упсальский архиепископ шёл в паре с Бристольским, потом греческий епископ, потом я с сопровождавшим меня священником (другой заболел) и митрополит из Константинополя. Во время мессы Евангелие читали на 5-и языках: сначала по-французски, потом по-немецки, потом Бристольский епископ читал по-английски, потом я по-русски и греческий митрополит по-гречески. Затем сидели вокруг алтаря (я эпитрахиль снял), протестанты вместе причащались. Во время мессы состоялось «посвящение» в братство… Эти «братья» - со всех концов земли, и в Taise съезжаются периодически. Живут и работают на своих местах. Главное - молодёжь, но почти все с какими-то уже известными именами (богословы, философы). Если бы мне сказали, что храм проектировал Саша Ржевусский - я бы не удивился. Очень сильно, очень оккультно… К обеду под теми же платанами у холла приехали два католических епископа, шесть католических аббатов, один монах из «Yrenikon»’a. За вечерней они были в храме вокруг алтаря, я стоял около них. В публике приехавшие с ними около 20-и сестёр из разных орденов.

За обедом (как и за ужином) сидели сначала молча и ели под великолепную музыку (из холла chateau) - записи Баха, Моцарта… Потом несколько речей: 1) католический епископ («господин»); 2) представитель правительства; 3) ректор какого-то немецкого университета (Западная Германия); 4) - я; 5) грек митрополит, 6) архиепископ Упсальский; 7) Бристольский епископ; 8) американец. Затем вечерня - всё католическое духовенство присутствовало, и я стал с ними.

Весь холм был покрыт чудесными машинами, публики было масса - храм собирает не меньше 1000 чел. - всё было полно. Очень элегантно. Очень организовано. Много журналистов, кино, телевидение, радио… Нам никто не мешал (как у нас!), но они делали свое дело. Вечерня продолжалась больше часа. Процессии не было из вежливости к нам. Кому замыкать её - католикам или православным? Поэтому выходили отдельно - сначала католики; потом - я; потом - представитель Константинополя, потом - протестанты.

В конце декабря 1962 г. в Т. побывал митр. Никодим (Ротов) . В это время он освятил икону Владимирской Божией Матери, которая находилась в храме общины. «Брат» Роже считал митр. Никодима своим другом и виделся с ним за несколько минут до смерти митр. Никодима на приеме у папы Иоанна-Павла I.

В общине регулярно совершается Божественная Литургия на антиминсе, предоставленном Московской Патриархией в 1998 г.

О. В. Лапшин совершает богослужение в Тезе

Среди живших в «метохии» были о. Дамаскин (Папандреу), ставший затем митрополитом Швейцарским Константинопольского Патриархата, и о. Дометиан (Топузлиев), ныне митрополит Видинский в Болгарии. Последний писал: Патриарх Афинагор отправил меня в Тезе в 1965 году, и я жил там до 1969 года. В это время я встречался с братом Роже, личность которого очень повлияла на христиан. Он был для меня как брат, и встреча с ним отпечаталась на всей моей жизни. Его открытость и братское отношение, с которым я встретился в Тезе, остались со мной на всю жизнь .

Православные принимали участие в экуменическом праздновании 25-летия Т. в 1965 г., когда во время торжества зачитывались суры Корана. Митр. Мелетий (Константинопольский Патриархат) и вместе с католическими епископами служили православную вечерню.

С 17 по 21 мая 1967 г. митр. Таллинский Алексий принимал участие в заседании «Христианской мирной конференции» (ХМК), состоявшейся в Тезе.

В 1970 г. «брат» Роже еще раз посетил , который подарил ему образ Божией Матери.

В 1972 г. несколько «братьев» из общины впервые посетили СССР, побывав в Ленинграде, Новгороде, Москве, Смоленске и Минске. В 1977 г. еп. Цюрихский Серафим (Московский Патриархат) предложил самому «брату» Роже посетить СССР. В 1978 г. этот визит состоялся. В ходе него Шютц встречался с митр. Никодимом (Ротовым) .

В 1987 и 1988 гг. снова Шютц побывал в Москве, где познакомился с .

В 1989 г. Т. посетил митр. Минский Филарет.

С 1990 г. активизировалась работа Т. по привлечению на экуменические мероприятия молодых людей из государств бывшего соцлагеря (Румынии, Болгарии и Сербии), а также представителей наиболее «либеральных» православных общин из России, Украины и Белоруссии.

«Православные» экуменисты из России и Румынии приняли участие в отпевании Роже Шютца в 2005 г., в частности, о. Михаил Гундяев.

Отпевание Роже Шютца

The Brothers of Taizé // Time. 05.09.1960

о. Всеволод Шпиллер. Отец Всеволод - жене Людмиле. Париж, 6 августа 1962 г. // Страницы жизни в сохранившихся письмах. М.: Реглант, 2004. С. 193-194

Taize celebrates with a rare example of Christian unity // Catholic Herald. 10.09.1965

The Pilgrims of Taizé // Time. 29.04.1974

Archbishop Marcel Lefebvre. Open Letter to Confused Catholics. Angelus Press, 1992

Clement, Olivier. Taize: A Meaning to Life. Chicago: GIA Publ., Inc., 1997

Tadeusz Kaluzny. Sekret Nikodema: nieznane oblicze Rosyjskiego Kosciola Prawoslawnego. Studium historyczno-ekumeniczne. Krakow: Wydawnictwo Ksiezy Sercanow «SCJ», 1999

Брат Роже Шютц и экуменическая община Тэзе // радио «Свобода». 18.08.2005

Панихиду по основателю общины Тэзе брату Роже отслужили в одном из московских храмов // Благовест-инфо. 19.08.2005

Alain Woodrow. Obituary: Brother Roger Schutz // The Guardian. 19.08.2005

Христиане Европы простились с братом Роже // Патриархия.ru. 23.08.2005

Allen, Peter. Some 10,000 Christians gather in Taize for funeral of Brother Roger // Catholic News Service. 24.08.2005

Tagliabue, John. At His Funeral, Brother Roger Has an Ecumenical Dream Fulfilled // The New York Times. 24.08.2005

о. Георгий Чистяков. Брат Роже // Выступление на открытии книжной выставки памяти брата Роже в Научно-исследовательском центре религиозной литературы ВГБИЛ им. М.И. Рудомино в конце августа 2005 г.

John Vennari. Brother Roger Died a Protestant // Catholic Family News, October 2005

о. Георгий Чистяков. Сердце, вместившее всех людей // НГ-Религии. 02.11.2005

о. Владимир Зелинский. Блаженны миротворцы. Призвание и сердце брата Роже // Истина и жизнь. 2005 № 10

о. Владимир Лапшин. Памяти брата Роже // Христианос. ХV (2006). СС. 28-37

о. Георгий Чистяков. Laudate Dominum… // Христианос. ХV (2006). СС. 44-51

Миссионерский отдел Минской епархии приобщает православную молодежь к душепагубному . Приходские молодежные братства при содействии этого епархиального органа уже не в первый раз совершают «паломнические» поездки в страны развращенного запада под эгидой европейской встречи от общины Тэзе.

Последняя такая «просветительская» поездка состоялась в июле 2012 г., в ней участвовали молодые прихожане Спасо-Преображенского храма г.п. Раков (Воложинский район Минской области) во главе с настоятелем прот. Сергием Лепиным. Ранее «гостеприимная» община принимала делегацию минского прихода иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», которую возглавлял протодьякон Ярослав Близнюк. За пару недель наши соотечественники приобщились к культуре и «духовности» таких , как: Франция, Германия, Италия, Бельгия, Венгрия, Чехия.

Дополним также, что «традиционным» гостем на европейских «Днях доверия», организуемых Тэзе, является и украинская делегация молодежи. Под новый 2012 год опять же наши соотечественники в Германии по приглашению католиков и протестантов провели с ними 5 дней в общих молитвах (!) и дискуссиях по духовным, социальным, экономическим и культурным вопросам. В плане мероприятий «Дней доверия» также значились встречи с представителями общины Берлина и посещение Большой мечети…

Из словаря антимодернизма о Тэзе.

Тезе, иначе Тэзе, Communaute de Taize, Taize Community - псевдо-монашеская экуменическая и пацифистская община, хрестоматийное явление массовой религии (разновидность массовой культуры). Идеологией Т. является безыдейный идеализм и «евродуховность».

Основана в 1940 г. кальвинистским пастором Роже Шютцем (1915-2005) в деревне Тезе в Бургундии во французском департаменте Сона и Луара. С 2005 г. «приором» общины является католический монах Алоис (род. 1954 г.). К 2010 г. в состав общины входили 100 «братьев».

Начиная с 1949 г. члены Т. принимают обеты, напоминающие монашеские: целибат, общая собственность, подчинение власти «приора». «Братья» носят обычную мирскую одежду, но во время богослужений облачаются в белые балахоны.

Сначала членами Т. являлись только протестанты и англикане. В 1969 г. членом общины становится первый католик. С тех пор начинается постепенный переход Т. в католицизм.

Есть небольшие общины Т. в Индии, Бангладеш, на Филиппинах, в Алжире, Бразилии, Кении, Сенегале, США. Из них заметную роль играет только представительство Т. в Нью-Йорке.

С 1960-х гг. Т. становится местом паломничества молодежи. Первая международная молодежная встреча в Т. состоялась в 1966 г. В 1974 г. собрался первый «Собор молодежи».

В 1978 г. Т. инициирует пацифистское «Паломничество доверия на земле». «Брат» Роже завещал общине расширить охват своей деятельности, поэтому в 2006 г. в Калькутте, Индия состоялось собрание в рамках «Паломничества доверия».

С 1978 г. Т. организует «Рождественские встречи», которые обычно проводятся в одном из крупных европейских городов с 28 декабря по 1 января. Каждый год десятки тысяч молодых людей принимают участие в этих встречах, которые готовятся усилиями местных приходов и семьями прихожан города-организатора.

Т. принимает до 100 тыс. человек ежегодно. Обслуживать приезжающих помогают католические монахини, в основном, из ордена св. Андрея.

В Т. летом одновременно собираются более 5 000 молодых людей. Они ведут самый вольный образ жизни. Им только предлагается три раза в день собираться вместе с «братьями» для молитвы и «молчания».

Во второй половине дня организуются «дискуссионно-молитвенные» группы приблизительно на следующие темы: «Возможно ли прощение?», «Вызов глобализации», «Как ответить на Божий зов?», «Какой мы хотим видеть Европу?» и т. п. Некоторые темы связаны с изобразительным искусством и музыкой.

Вся деятельность Т. посвящена медитации и индоктринации в адогматическом безыдейном ключе. Это делает Т. явлением масс-культуры с характерным сочетанием несочетаемого и профанацией.