Диетические... Волосы Аксессуары

Актуальные проблемы специального образования. Инновационные тенденции. Инновации в общем и специальном (коррекционном) образовании на современном этапе Инновации в специальном образовании

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное казённое образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида №1 г.Новочеркасска.

Доклад на тему:

«Инновационные технологии в коррекционном образовании»

Подготовила: инструктор по труду

Яричевская Л.И.

Новочеркасск – 2017 г.

Современное общество характеризуется стремительным изменением темпов жизни, технологиями, ростом информации, усложнением труда и социальной деятельности. Задача педагогов специальной (коррекционной) школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появился бы механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

На уроках и занятиях во внеурочное время в коррекционной школе VIII вида можно применять элементы различных инновационных педагогических технологий: разноуровневого обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, игровая технология, здоровьесберегающая технология, коррекционно-развивающие технологии и информационно-коммуникационные технологии:

1. Технология разноуровневого обучения. Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного - воспитательного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития.

2. Обучение в сотрудничестве. Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок. В концессии образования РФ сотрудничество трактуется как идея совместной развивающий деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатом этой деятельности. Важнейшее место занимают отношения ― учитель-ученик. Педагогика сотрудничества красной нитью проходит через все технологии, так как в центре стоит ученик, личность.

3. Технология проблемного обучения. На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

4 . Игровая технология. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого.

5. Здоровьесберегающая технология , цель которой - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. Использование данной технологии в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. 6 . Коррекционно-развивающие технологии - это такие технологии, которые нацелены на развитие или коррекцию какой-либо психической деятельности. 7. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании – э то совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе. Под информационными и коммуникационными технологиями предлагается понимать комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы.

Развитие детей с нарушением интеллекта без коррекции их мышления и нарушения психофизических функций не может быть достаточно успешным. Одной из задач учебной работы школы является продолжение обеспечения качественного образования за счет внедрения новых технологий, использования ИКТ.

Информационная культура тесно смыкается с коммуникационной культурой - культурой общения, диалога в широком смысле слова: диалога народов, человека с человеком, человека и компьютера, внутреннего диалога, мысленного диалога читателя и писателя, актёра и зрителя, обучаемого и обучающего.

Информационная культура требует, прежде всего, от учителя и от обучаемого новых знаний и умений, особого стиля мышления, обеспечивает им необходимую социальную адаптацию к переменам, и гарантирует достойное место в информационном обществе и выполняет следующие функции:

Регулятивную, поскольку оказывает решающее воздействие на всю деятельность, включая информационную;

Познавательную, т.к. непосредственно связана с исследовательской деятельностью субъекта и его обучением;

Коммуникативную, поскольку информационная культура является неотъемлемым элементом взаимосвязи людей;

Воспитательную, ибо информационная культура активно участвует в освоении человеком всей культуры, овладении всеми накопленными человечеством богатствами, формировании его поведения.

Использование ИКТ в учебном процессе - один из способов повышения мотивации обучения. ИКТ способствуют развитию творческой личности не только обучающегося, но и учителя; помогают реализовать главные человеческие потребности - общение, образование, самореализацию.

Использование ИКТ открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его "оживлением", возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами.

Необходимость использования ИКТ на уроках и занятиях во внеурочное время коррекционной школы VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках в коррекционной школе:

  • Во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей.
  • Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.
  • В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.

Также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ.

Дефектологический смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.

Решение учебных и коррекционных задач с помощью компьютерных технологий должно встраиваться в систему обучения, а не осуществляться изолированно от решения основных коррекционных задач.

Отбор коррекционных задач педагог осуществляет исходя из следующих принципов:

* отбираются учебно-коррекционные задачи, решение которых без компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;

* достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;

* индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.

Немаловажной задачей педагога коррекционной школы является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет решать эту задачу.

Учащиеся коррекционной школы VIII вида – это дети, для которых характерен основной общий недостаток – нарушение познавательной деятельности. Эмоционально–волевая сфера этих учащихся тоже нарушена и проявляется в примитивности чувств и интересов, недостаточной выразительности и адекватности эмоциональных реакций, слабости побуждений их к деятельности, особенно к познанию окружающего. Во многом дефектна и моторно–двигательная сфера учащихся с нарушением интеллекта, у всех без исключения наблюдаются более или менее выраженные отклонения в речевом развитии, но их характеризует то, что у данной категории детей сохранны слуховое внимание и зрительное восприятие. Благодаря этому использование ИКТ зрительное восприятие и слуховое внимание обостряются и дают положительный результат при введении их в различные части урока.

Для всех детей с нарушением интеллекта характерны сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления. Они обычно начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Особенности восприятия и осмысливания детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Основные процессы памяти – запоминание, сохранение и воспроизведение имеют специфические особенности, так как формируются в условиях аномального развития. Они лучше запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. У таких детей позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, при этом преимущество преднамеренного запоминания выражено не так ярко, как у школьников с нормальным интеллектом. Обучение – двусторонний процесс, состоящий из преподавания (т.е. активной деятельности педагога, и учения (активного познавательного процесса, в которой проявляются и формируются умственные качества учащегося. Особенность коррекционной школы заключается в оптимальном усвоении доступного детям с нарушением интеллекта минимума школьных предметов. При этом важно не допустить примитивизма в преподнесении учебного материала.

Одним из главных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является именно опора на чувственное познание детей. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения. Наглядные пособия подразделяются на несколько групп:

I группа - реальные предметы или явления, использование их позволяет сблизить теоретические знания и реальную жизнь;

II группа - изображения и модели предметов, явлений, которые могут заменить реальные предметы;

III группа - символические и схематические наглядные пособия (схемы, чертежи, карты) используются для лучшего усвоения и понимания закономерностей истории, математики и других предметов.

Развитие детей в соответствии с требованием времени, для их социализации в современном обществе невозможно представить в отрыве от информационных технологий. Применение информационных технологий на уроках в коррекционной школе способствует совершенствованию практических умений и навыков, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам, активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал.

Внедрение ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

ИКТ оживляют учебный процесс за счёт новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимированных изображений, внесения элементов игры. Для учащихся коррекционных школ VIII вида это особенно важно, так как многие из них воспитываются в неблагополучных семьях, где нет компьютера, и дети не имеют общих пользовательских навыков. Они не играют в компьютерные игры, не общаются в социальных сетях, не пишут письма. А ведь эти навыки отличают человека XXI века. Так как речь идёт об учащихся коррекционной школы, следует знать, что информационные компьютерные технологии стали перспективным средством коррекционно–развивающей работы с детьми с нарушением интеллекта.

Коррекционно–развивающая работа с детьми, имеющими нарушение интеллекта, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих).

Использование информационных компьютерных технологий открывает дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью совершать визуальные путешествия, представить наглядно те явления, которые невозможно продемонстрировать иными способами, позволяет осуществлять процедуру контроля ЗУН учащихся.

Компьютер можно применять на любом этапе урока:

1. На этапе организационного момента применение ИКТ повышает мотивацию к уроку и организует детей на предстоящую деятельность.

2. При проверке домашнего задания выявляется уровень усвоения материала на предыдущем уроке и уровень самостоятельности учащегося при подготовке домашнего задания.

3. При изложении нового материала: происходит визуализация знаний посредством демонстрации энциклопедических программ, презентаций.

4. На этапе закрепления изученного материала осуществляется закрепление ЗУН на основе программ–тренажеров.

5. При контроле и проверке изученного происходит контроль и проверка ЗУН учащихся посредством программ для тестирования и контроля.

6. На этапе подведения итога происходит визуализация деятельности учащихся на основных этапах урока посредством демонстрации презентации.

Таким образом, использование ИКТ на разных этапах урока значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

На уроках в коррекционной школе наиболее популярны следующие виды компьютерных технологий: компьютерные игры; тесты; компьютерные презентации. Компьютерные игры используются в процессе развития и коррекции познавательных психических процессов, выработке учебных знаний, умений и навыков. При использовании компьютерных игр происходит не только усвоение знаний, но ещё коррекция и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Основным видом применения ИКТ в нашей практике являются электронные презентации, которые позволяют сделать подачу дидактического материала максимально удобной и наглядной, что стимулирует интерес к обучению и позволяет устранить пробелы в знаниях.

Использование презентаций , на наш взгляд:

Способствует развитию наглядно-образного мышления, внимания;

Содействует созданию положительной мотивации за счет использования средств привлечения внимания;

Способствует обеспечению методической и дидактической поддержки различных этапов урока;

Даёт возможность оптимально использовать время на уроке;

Позволяет видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию;

Позволяет учителю проводить показ в режиме диалога - обсуждая с классом;

Каждый слайд презентации представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу.

Применяемые нами презентации позволяют использовать различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и т.д.


Состояние системы специального образования в период 1990-х гг. принято определять как кризис государственной системы специального образования и кризис коррекционной педагогики как науки, для которого характерны следующие явления:

– социальная маркировка ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектом;

– охват системой специального образования лишь части нуждающихся детей, «выпадение» из системы детей с глубокими нарушениями в развитии;

– отсутствие специализированной помощи детям со слабо выраженными нарушениями;

– жесткость и безвариативность форм получения образования;

– преобладание образовательного стандарта над развитием личности ребенка;

В результате обучения специалистам становится видимым дисбаланс между обучением и развитием.

В последнее десятилетие, благодаря новым установкам государства, в экстремально короткий исторический срок были разомкнуты рамки изолированной системы обучения аномальных детей, устранены социально-политические и идеологические барьеры, сдерживающие развитие системы специального образования как системы помощи и развивающего образования: были разрешены частные благотворительные инициативы и патронаж церкви над аномальными детьми, причем к этому были одновременно допущены различные конфессии, резко расширены по сравнению с советским периодом права родителей. В Законе об образовании (1991 г.) провозглашена свобода выбора форм обучения и свобода в их создании; стало возможным построение новых форм образовательных структур.

Таким образом, принципиально изменился социальный заказ, возникла необходимость научно-методически обеспечить новые социальные установки на всех уровнях, во всех аспектах.

Объективная невозможность немедленного решения новой исторической сверхзадачи со стороны дефектологов привела к тому, что дефектологическая наука стала объектом массированной глобальной критики.

Одновременно на федеральном и региональном уровнях начали возникать разнообразные инициативы по внедрению в практику нетрадиционных методов психолого-педагогической коррекции, новых форм организации специального обучения, осуществлялось калькирование западных моделей. Сегодня наиболее компетентные энтузиасты в области инновации начинают осознавать непродуктивность и опасность «быстрых решений». Однако годы, прошедшие под знаком критического отношения к специальной педагогике, сыграли в целом негативную роль. Право на переосмысление и перестройку системы не признавалось за дефектолога-ми. В сознании общественности они оказались в позиции противостояния инновациям в области форм обучения детей с отклонениями в развитии. Однозначно негативно стала оцениваться вся система специального образования. Вместо ее эволюционного целенаправленного планомерного преобразования на базе развития бесспорных достижений дефектологической науки и практики, в очередной раз предпринимается характерная для нашей страны попытка революционного изменения ситуации, а значит, тотального разрушения сложившейся системы.

Институт коррекционной педагогики РАО считает принципиальным эволюционное развитие системы специального образования. Необходима последовательная и планомерная трансформация системы на разных уровнях.

Институт считает, что роль науки в ближайшее десятилетие состоит в решении следующих задач:

– поддерживать и развивать функционирующую государственную систему специального образования за счет введения инноваций на уровне вариативности форм организации, методов и средств обучения в рамках существующего содержания специального образования;

– целенаправленно проводить переподготовку кадров, поддерживая такой уровень профессиональной компетенции кадров в ведущих специальных образовательных учреждениях страны, который может обеспечить максимально возможное в рамках существующей системы качество обучения ребенка с отклонениями в развитии;

– обобщить результаты многолетних экспериментов по ранней (от 0 до 3 лет) психолого-педагогической коррекции детей с нарушениями слуха, интеллекта, речевыми нарушениями с целью создания государственной системы комплексной диагностики и коррекции нарушений различных категорий аномальных детей, начиная с первых месяцев жизни;

– определить систему показаний для интеграции ребенка с выраженными отклонениями в развитии в массовые образовательные учреждения; разработать содержание и формы специализированной поддержки интегрированных детей; разработать содержание и формы переподготовки специалистов массовых учреждений;

– переосмыслить цели, содержание, методы, средства и организационные формы специального образования в соответствии с новым социальным заказом;

– разработать концепцию нового содержания специального образования детей школьного возраста с различными отклонениями в развитии и соответствующую ей концепцию подготовки кадров нового поколения специалистов;

– обеспечить клиническое, нейрофизиологическое и психолого-педагогическое изучение контингента детей со сложной структурой дефекта, не охватывавшихся ранее государственной системой воспитания и обучения. На основе интеграции результатов предшествующих исследований Института и данных экспериментального изучения определить содержание, методы, организационные формы их обучения;

– на основе изучения общего и специфического в развитии аномальных детей построить максимально полные модели, шкалы основных содержательных линий развития ребенка, указав на них все возможные обходные пути в достижении этапных задач.

Социально-экономические изменения в обществе привели к серьезным изменениям в системе образования, поэтому изменились и требования к научным знаниям. Специальная педагогика переживает кризисный период, многие актуальные проблемы обусловлены расширением реабилитационного пространства: «по горизонтали» – возникла необходимость широкого охвата различных категорий детей с отклонениями в развитии; «по вертикали» – осознается необходимость медико-писхолого-педагогической поддержки и сопровождения детей различных возрастных групп. Одной из самых актуальных и мало разработанных проблем является проблема ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии.

Система ранней помощи в нашей стране создана для глухих. Остро актуальна проблема интеграции, дискутируется вопрос о возможности и целесообразности совместного обучения детей с отклонениями в развитии и их нормально развивающихся сверстников. Одной из наиболее острых, дискуссионных проблем является проблема итегрированного (совместного) обучения детей с нормальным темпом психического развития и детей с отклонениями в развитии.

Н.Н. Малофеев произвел социокультурный анализ современных тенденций образования лиц с особыми образовательными потребностями и пришел к следующим выводам.

Если считать 1990-е гг. в России началом перехода с четвертого на пятый этап, который Европа пережила в 1970-е гг., то следует признать интеграцию ведущей тенденцией развития системы на данном историческом отрезке времени. Однако, сопоставительный анализ показывает существенные различия социокультурных условий возникновения и реализации интегративных подходов к образованию детей с различными нарушениями в развитии.

Россия должна рассматривать интеграцию в образовании как один из нескольких перспективных путей развития системы в целом. Кажутся возможными два пути реализации тенденции – революционный и эволюционный.

Революционный путь предполагает разрушение старых традиционных форм организации дифференцированного специального образования и попытку внедрения западных моделей, что можно квалифицировать как грубую методологическую ошибку. Значительно более оправданным было бы внедрение западных моделей ранних этапов интеграции, приходящихся в Европе на период 1970-х гг., однако и в этом случае иные социокультурные условия делают неэффективным и этот перенос. Следовательно, наиболее оправданным является эволюционный подход.

Л.С. Выготский открыл путь к пониманию природы вторичных нарушений у аномальных детей, «социальных вывихов», коррекцией которых и должна заниматься специальная психология и педагогика. Развивая идеи Л.С. Выготского, российские исследователи выдвигают положение о необходимости использования сензитивных периодов становления высших психических функций, разрабатывают и апробируют комплексные программы ранней (с первых месяцев жизни) медико-психолого-педагогической коррекции нарушенных функций и на этой основе как можно более ранней, полноправной интеграции ребенка в социальную и общеобразовательную среду.

Интеграция через раннюю коррекцию нарушенных функций в контексте целенаправленного общего развития аномального ребенка может рассматриваться как один из наиболее перспективных и оправданных путей реализации ведущей тенденции современного периода в России.

Другой важнейшей проблемой специального образования является недостаточная разработанность его нормативно-правовой базы.

В последние годы разработан проект Государственного стандарта общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в котором предпринята попытка осмысления специальных образовательных потребностей различных детей с отклонениями в развитии, регламентирована деятельность специальных образовательных учреждений. Однако этот документ до сих пор не утвержден и существует в качестве проекта.

В нашей стране в настоящее время специальными государственными актами сняты политические и гражданские ограничения с детей, имеющих нарушения в физическом и умственном развитии, в связи с чем обозначилась следующая проблема.

На сегодняшний день недостаточно сведений об особенностях психического развития некоторых категорий детей, в связи с чем, слабо разработаны вопросы их обучения и воспитания. Это дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с задержкой психического развития, с ранним детским аутизмом, с комплексными нарушениями, с поведенческими расстройствами.

Существует проблема дошкольного воспитания детей с отклонениями в развитии. Исторически так сложилось, что в первую очередь в систему специального образования были включены дети школьного возраста. Система специальных дошкольных учреждений сложилась только в начале 1970-х годов прошлого столетия. Психологические особенности детей дошкольного возраста с отклонениями в развитии недостаточно изучены, и система коррекционной помощи им несовершенна.

Острой является проблема организации ранней диагностики и ранней коррекции отклонений в развитии в период от 0–3 лет. Именно ранний и дошкольный периоды являются сензитивными периодами наиболее интенсивного психического развития. В эти периоды происходит морфофункциональное созревание мозга, закладывается основной объем условных связей, что служит фундаментом для дальнейшего развития высших психическиъх функций и личности в целом. Пока возможности сензитивного периода не используются в полной мере, отсутствует целостная система ранней помощи детям с последствиями органического поражения центральной нервной системы.

При ИКП РАО в Москве создан центр ранней диагностики и коррекции, разрабатываются вопросы теории и практики комплексного сопровождения развития детей с первых месяцев жизни (Ю.А. Разенкова, Е.А. Стребелева, Е.Ф. Архипова и др.).

Проблема социальной адаптации и профессиональной подготовки подростков и взрослых с отклонениями в развитии также требует дальнейшей разработки.

Вопросы и задания

1. Раскройте периодизацию эволюции отношения государства и общества к детям с нарушениями в развитии. Озаглавьте каждый из пяти периодов и укажите хронологические сроки, применительно к Западной Европе и к России. Совпадают ли сроки?

2. Каковы позитивные и негативные последствия ориентации отечественной системы обучения аномальных детей на цензовое образование?

3. Назовите наиболее актуальные проблемы специального образования на современном этапе.

Резепкина Наталья Владимировна
преподаватель
ФКПОУ «Оренбургский государственный экономический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты РФ

Аннотация: Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.

Ключевые слова: инновационные технологии, специальное образование, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, инвалиды, дистанционное обучение.

Образование в настоящее время развивается на новых методологических основаниях, которые в науке определены как новая гуманистическая парадигма. Согласно одному из современных определений, образование есть специальная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития личности. Поэтому в больше степени в пространстве образования необходимо для каждого человека создать такие условия, чтобы он стал целостным, полноценным субъектом своей жизни, своей деятельности, прежде всего, чтобы у него сформировались потребность, готовность и способность к продуктивному диалогу с природой и социумом, культурному созиданию. Хотелось бы упомянуть слова Джона Дьюи, который утверждал, что «если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Актуальность осуществления инклюзивного образования в сфере развития современной образовательной системы не вызывает сомнений. Общеизвестно, что современная система специального образования претерпевает изменения. Эти изменения ориентируют на работу с детьми с особыми образовательными потребностями в разных направлениях.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей и прав инвалидов.

Современные технологии и методы в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности.

Отрадно, что сегодня изменилось отношение к инновационным методам, к новаторству вообще. Появилась возможность реализации любых эффективных методов и форм обучения. Педагогическая технология – главный фактор успеха в работе педагога.

XXI век ознаменовался новым этапом в развитии общества, связанным с формированием информационной культуры. Инновационные технологии в образовании не только повышают эффективность обучения и воспитания личности, они направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, получивших фундаментальные и прикладные знания.

Важным этапом на пути формирования инклюзивного подхода в образовании является модель образовательной и социальной интеграции обучающихся с особыми образовательными потребностями в систему образования.

В педагогической деятельности необходимо руководствоваться словами великого педагога В.А. Сухомлинского, который утверждал что «в душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат». Но как подобрать эти струны? Как найти эти струны, чтобы ребенок почувствовал поддержку и поверил в себя? А, если ребенок инвалид или лицо с ограниченными возможностями здоровья?

Основная задача в педагогической деятельности - помочь обучающимся найти себя в будущем, стать самостоятельными, уверенными в себе людьми, подготовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Общепринятым считается, что инклюзивное образование – это процесс развития общего образования, подразумевающий доступность образования для всех, что и обеспечивает доступ к образованию детям с особыми потребностями. Термин «инклюзивное образование» является более современным, отражающим новый взгляд не только на систему образования, но и на место человека в обществе.

Таким образом, создание условий для полноценного воспитания и образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, адекватного их состоянию здоровья, в частности, введение инклюзивного образования выделено в один из приоритетов социальной̆ политики в мире.

Внедрение инновационных технологий в профессиональную подготовку будущего специалиста является необходимым элементом формирования основ профессионализма. Инновационные технологии в профессиональном образовании способствуют повышению качества обучения. Инновации в деятельности системы профессионального образования – это совокупность новых знаний, подходов и технологий для получения результата в виде услуг образования.

Инновационные педагогические технологии в образовании играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя с обучающимися и студентами.

Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

В профессиональной деятельности применяются самые различные педагогические инновации. Одной из таких инноваций являются информационно-коммуникационные технологии. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс основан на дистанционных технологиях обучения. Использование цифровых образовательных ресурсов в работе с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, является необходимым условием работы на занятиях и в дистанционном режиме.

Информационные технологии расширяют возможности предъявления учебной информации. Кроме того, использование информационно - коммуникационных технологий – это одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью студентов.

Использование цифровых образовательных ресурсов в работе преподавателя в качестве формы организации учебной деятельности позволит индивидуализировать и дифференцировать работу со студентами, развивать навыки самостоятельной работы, удовлетворяя образовательные потребности и их индивидуальный образовательный маршрут.

Современная экономическая ситуация в России предъявляет более жесткие требования к качеству образования, предоставляемого образовательными учреждениями. Дальнейшее развитие общества невозможно без совершенствования системы образования, без его перехода на новый уровень.

Внедрение инновационных технологий в подготовку будущего специалиста является необходимым элементом формирования основ профессионализма.

Инновационные технологии в образовании способствуют повышению качества обучения. Инновации в деятельности системы профессионального образования – это совокупность новых знаний, подходов и технологий для получения результата в виде услуг образования.

Инновационные педагогические технологии в образовании играют существенную роль и предполагают взаимосвязанную деятельность преподавателя и обучающегося. Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сущность такого обучения состоит в ориентации учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.

Следует заметить, что наиболее востребованными и эффективными в настоящее время являются следующие технологии:

1) интерактивные технологии, позволяющие:
- во-первых, наладить контакт детей со сверстниками в группе и со взрослыми;
- во-вторых, позволяет включаться в учебный процесс;
- в-третьих, помогает создать в группе различные учебные ситуации (при этом учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка), для решения которых можно использовать различные варианты.

Кроме того, данные технологии позволяют педагогам самостоятельно создавать для ребенка учебный материал с учетом его особенностей и потребностей, а также максимально быстро и гибко вносить необходимые изменения.

2) дистанционные технологии

Современные компьютерные технологии полностью меняют понятие дистанционного образования. Ведь теперь, несмотря на то, что обучающийся находится вне аудитории, он может получать знания и активно участвовать в учебном процессе. Также крайне важной задачей является постоянное и эффективное сопровождение и поддержка специалистов и педагогов, ведь именно от них зависит успешное обучение детей.

Включение детей с особыми потребностями в массовые образовательные учреждения предусматривает специализированную коррекционную помощь и психологическую поддержку, задачами которых являются контроль за развитием ребенка, успешность его обучения, оказание помощи в решении проблем адаптации в среде здоровых сверстников.

Инновационная деятельность образовательной деятельности, при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, направлена на решение следующих задач:
- создание условий для получения полноценного образования без каких-либо ограничений;
- создание необходимой адаптивной среды в образовательном учреждении посредством укрепления учебно-материальной базы учреждений;
- обеспечение индивидуального образовательного сопровождения на основе инклюзивных подходов;
- создание условий для получения образования в различных вариативных условиях.

Следовательно, наиболее важным для развития инклюзии представляется следующее:
- обязательная профессиональная переподготовка педагогов, создание ресурсных центров поддержки инклюзивного образования с привлечением опыта системы специального образования;
- развитие системы дистанционного обучения;
- совершенствование форм и методов работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
- использование инновационных технологий на всех этапах воспитания и обучения;
- разработка психолого-педагогических технологий сопровождения.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

4. Воронич Е.А. Сущность инклюзивного подхода в образовании // Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА». – Бугульма. - № 1(16), 2013. – С. 17-20.

От специалиста будущего потребуется способность к ускоренному освоению наукоемких технологий физического воспитания и спортивной подготовки. Ему будут необходимы глубокие знания в области технологий естественного и стимулируемого развития физического потенциала человека, умения и навыки выполнения его типологических и особенно индивидуальных характеристик занимающихся и построения адекватных им программ физического и спортивного совершенствования, а также организации инфраструктур обеспечения их полноценной реализации.

Ученые и практические работники утвердились во мнении о том, что инновационный подход к системе профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту сейчас становится наиболее значимым, поскольку согласно ему конечный результат определяет содержание и характер всего процесса профессиональной подготовки.

Успешное решение проблемы модернизации высшего профессионального физкультурного образования невозможно без комплексных исследований в таких научных сферах, как педагогика, акмеология, психология и социология путем интеграции их положений в едином исследовании. Отсутствие к настоящему времени четких теоретических и методических подходов, единого мнения специалистов по вопросам модернизации высшего профессионального физкультурного образования не позволяет в полном объеме осмыслить ее как целостную педагогическую систему. В связи с этим возникает потребность в исследованиях, направленных на построение новой педагогической системы, содержание которой отражало бы социальный заказ личности, общества и государства и основывалось бы на проверенных инновационных технологиях.

Инновации и традиции в современном физкультурном образовании

Одним из приоритетных инновационных направлений совершенствования существующей системы физического воспитания подрастающего поколения является подготовка специалистов с высшим образованием на основе экспериментально обоснованных документов, регламентирующих организационно-содержательные аспекты их обучения. Это, в свою очередь, делает возможным и целесообразным включение в классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования новых направлений подготовки.

Медико-биологическое обеспечение - одно из решающих условий рационального использования средств физической культуры и спорта, высокой эффективности учебно-тренировочных занятий, массовых оздоровительных физкультурных и спортивных мероприятий. Оно способствует реализации принципа оздоровительной направленности системы физического воспитания и осуществляется в виде врачебного контроля.

Важной задачей является проведение массовых диспансеризаций студентов с использованием новых форм с привлечением последних достижений в медицине, использованием аппаратно-программных комплексном функциональной диагностики при обследовании состояния здоровья студентов. Позволяет решить целый ряд медицинских и социальных задач, организовать мониторинг состояния здоровья студентов и своевременно выявить первые признаки физического перенапряжения в учебном процессе.

Современные процессы в обществе, изменение социокультурных приоритетов вызвали необходимость обновления парадигмы физкультурного образования и объективно обусловили особую значимость инноваций в педагогической сфере. Инновации в физкультурном образовании – естественное и необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями людей.

Главной целью становится – формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества.

Такая ориентация образования предполагает интеграцию знаний из разных предметных областей, прежде всего, предметов которые наиболее тонко и вместе с тем наиболее активно воздействуют на духовную и эмоциональную сферу личности.

В физкультурном образовании за последние десять лет определилось несколько приоритетных позиций инновационного развития.

во-первых, новое осмысление информационно-образовательного подхода;

во-вторых, использование индивидуального подхода в обу­чении и воспитании;

в-третьих, деятельный подход;

в-четвертых, создание непрерывного процесса физкультур­ного воспитания.

Рассматривают инновации не только с позиции введения новообразований. Он рассматривает инновацию как форму проявления нового качества педагогической реальности, как способ будущего творения в педагогике.

Для успешного реформирования высшего образова­нии были созданы альтернативные концепции построения процесса преподавании физической культуры в образовательных учреждениях. Исследуя их содер­жащие, ученные пришел к выводу о том, что их можно разделить на две группы.

Первая - ведомственная, или государственная, когда все обучение ведется с позиции государства, не учитываются потребности и желания студента, обучение осуществляется с целью обеспечения будущей профессиональной длительности. При таком обучении менее востребованы и остаются пореализованными такие показатели, как «общая культура», «нрав­ственность», «интеллект».

Вторая группа - индивидуально-типологическая. Содержание них концепций показывает, что подготовка студента проходит с учетом возрастно-половых особенностей, учитываются интересы и желания. Этот подход является более прогрессивным, но все же це­ли и задачи этих концепций ориентированы на будущую профессию, что является существенным недостатком.

Таким образом, приоритетными концепциями являются те, в разработке которых индивид представлен в совокупности свое­го биологического, психического и социального развития. Те, кто от­дает предпочтение существующему положению вещей в теории и практике физического воспитания, которое в основном направлено на воспитание физических качеств (развитие физических кондиций) и обучение физическим упражнениям, совершают, по нашему мне­нию, существенную ошибку, следствием чего является отсутствие необходимых знаний и умений, которые могли бы стать основой для возникновения традиций самостоятельных занятий физически­ми упражнениями на протяжении всей жизни индивида.

Сложная социально-экономическая, демографическая ситуация и состояние здоровья молодёжи диктуют необходимость совершенствования учебной программы по физической культуре высших учебных заведений, наполняя её валеологической составляющей. Совершенно очевидно, что физическая культура личности невозможна без культуры здоровья, и совершенно очевиден факт взаимного проникновения физической культуры и культуры здоровья. Серьёзно поднимается вопрос о необходимости формирования у студентов культуры здоровья. При этом под культурой здоровья докладчик понимает созданные человеком ценности, формирующие такой способ жизнедеятельности человека, в котором соблюдаются научно обоснованные социальные и биологические принципы здорового образа жизни. Уровень культуры здоровья личности определяется сформированностью универсальных и специально направленных компетенций, связанных с овладением возможностями самостоятельного использования средств и методов физической культуры для повышения адаптационных резервов организма, работоспособности и укрепления здоровья, обеспечивает формирование культуры здоровья студентов. Имеются разные подходы к внедрению валеологических знаний в учебный процесс. В интенсивно развиваемом в последнее время валеологическом направлении предусматривается введение валеологического компонента в виде универсального педагогического приёма. Другой подход связан с использованием ценностного потенциала физической культуры. Данный вид культуры является одним из значимых и действенных средств в формировании здоровья и здорового образа жизни, имеет гуманную направленность, формирует ценности, имеющие общекультурное значение, среди которых главная – здоровье человека. Общность целей и использование таких средств, как физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы, ставят физическую культуру в особые взаимоотношения с валеологией и ведут к построению новой парадигмы физкультурного образования.

Реализация программ, направленных на повышение качества образования и укрепление здоровья учащихся с участием государственных и коммерческих организаций. Стратегия развития рынка физкультурно-спортивных услуг в условиях мегаполиса. Организационно-управленческие основы формирования спортивно-оздоровительных комплексов в условиях образовательных учреждений.

Технопарк Новосибирского Академгородка

Технопарк новосибирского Академгородка (Академпарк) образован с целью создания и развития в Новосибирской области технопарка в сфере высоких технологий. Миссия Технопарка - обеспечить лидерство инновационной экономики региона на внутреннем и внешнем рынках высоких технологий на основе потенциала Сибирской науки.

Видеоролик о Технопарке новосибирского Академгородка

Инновационный центр "Сколково"

Деятельность Инновационного центра "Сколково" обусловлена одной главной целью — оказать инновационным компаниям-участницам проекта «Сколково» всю необходимую поддержку для того, чтобы они успешно развивали свои технологические активы и корпоративную структуру, превращаясь в лидирующих игроков на глобальных рынках.

Биотехнопарк Кольцово

Биотехнопарк Кольцово объединяет фармацевтические компании. Основная задача Биотехнопарка - создать условия для прихода профильных инвесторов и обеспечить их адаптацию на начальном этапе.

Ассоциация инновационных регионов России

Цель Ассоциации - содействие эффективному инновационному развитию регионов-участников, построенное на признании сложившихся различных моделей научно-технического роста регионов. Исполнительный директор Ассоциации - Иван Бортник, основатель Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий

Национальная Ассоциация Инноваций и Развития Информационных Технологий (НАИРИТ) создана в 2006 году в рамках президентской программы поддержки инноваций в России. Сейчас НАИРИТ является одним из самым массовых общественных объединений в сфере инноваций и объединяет более 1400 инновационных компаний и творческих коллективов со всей страны. http://www.nair-it.ru/

Силиконовая долина, Калифорния, США

Силико́новая доли́на (Кре́мниевая доли́на, англ. Silicon Valley) — регион в штате Калифорния (США), отличающийся большой плотностью высокотехнологичных компаний, связанных с производством компьютеров, оборудования и их составляющих, а также программного обеспечения, устройств мобильной связи, биотехнологии и т. п. http://www.siliconvalley.com

Технопарки Европы и Северной Америки

Ведущие Технопарки Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Голландии, Дании, Италии, Латвии, Литвы, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции, Эстонии и США.

Французский технологический парк София Антиполис

София Антиполис (англ. Sophia Antipolis) — технологический парк на юге Франции. Созданный в 1970—1984 годах, он является домом в основном для компаний в области вычислительной техники, электроники, фармакологии и биотехнологии. Здесь также располагаются несколько высших учебных заведений и европейская штаб-квартира консорциума W3C. http://www.sophia-antipolis.org

Швейцарский технопарк в Цюрихе

Технопарк в Цюрихе был сформирован в 1993 году на площади 44,300 тысячи квадратных метров. В центре работает 230 компаний, трудятся 1,750 тысячи специалистов. Основное направление технопарка — информационные и коммуникационные технологии и электроника. Технопарк в Цюрихе являлся прообразом "Сколково". http://www.technopark.ch

Финский технопарк Otaniemi

O taniemi - ведущий технопарк Северной Европы. Готов оказать содействие в организации R&D и финансировании в рамках Европейских программ. www.otaniemi.fi

Томский институт бизнеса

Первый старт-ап ВУЗ России — это инновационная кузница предпринимательских кадров высшего уровня. Томский институт бизнеса позволяет получить предпринимательское образование, ориентированное на практические потребности современной экономики, обрести все необходимые знания и умения для строительства успешной карьеры или создания собственного бизнеса. http://tib.tomsk.ru

Российская сеть трансфера технологий

Российская сеть трансфера технологий создана в 2002 г. и объединяет более 60 российских инновационных центра (из 25 регионов РФ и стран СНГ), специализирующихся в сфере трансфера технологий. Сеть - это инструмент инновационной инфраструктуры, позволяющий эффективно распространять технологическую информацию и осуществлять поиск партнеров для реализации инновационных проектов. http://www.rttn.ru

Просмотр:

Русские инновации выходят на большую дорогу

В Москве подведены итоги 3-го ежегодного конкурса "Русских инноваций"

В Москве подведены итоги 3-го ежегодного конкурса "Русских инноваций", проведенного при содействии уже бывших Министерства образования и науки и Министерства по атомной энергии, а также нескольких крупных отечественных и западных коммерческих структур. В финальной церемонии приняли участие министр РФ по образованию и науке Андрей Фурсенко, генеральный директор Федерального агентства по атомной энергии РФ академик Александр Румянцев, ученый секретарь совета по науке и высоким технологиям при президенте РФ член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук.

Развитие инновационного потенциала — масштабная государственная задача современной России, о чем не устают говорить на различных форумах президент Путин и премьер-министр Фрадков. Это новое качество жизни, это достойное место в ряду развитых стран, это гарантия независимости от сырьевой экономики. Но есть ли реальные успехи на этом столбовом пути?

За 3 года существования конкурс собрал более 1300 проектов. Авторы более 30 из них получили призы и премии; ряд проектов продвинулся за счет финансирования НИОКР из внешних источников, а несколько компаний получили гранты на внедрение проектов на сумму около 10 млн долларов.

На конкурс 2004 г. было подано 413 заявок (против 407 в прошлом году), при этом в этом и прошлом году число проектов, вторично поданных на конкурс, не превысило 10%. Увеличился и премиальный фонд конкурса. Среди спонсоров конкурса возросло число промышленных компаний. Гран-при получил проект физика Мартына Нунупарова "Электроника без батареек". Проекту предоставлены производственные площади и инвестиции до этапа промышленного производства, а также начальные оборотные средства для пилотного выпуска продукции (суммарный эквивалент 2,5 млн долларов).

Распределение по технологическим кластерам дает пищу для размышлений: примерно равные доли (по 13-14%) принадлежат четырем лидерам — энергетике и альтернативным источникам энергии, биотехнологиям и медицине, информационным технологиям и телекоммуникациям, транспорту и двигателестроению. С небольшим отрывом за ними следуют нанотехнологии и новые материалы, а доля приборостроения и электроники снизилась по сравнению с прошлым годом.

В географии неизменным остается лидерство Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Далее следуют Новосибирск, Калуга (при участии Обнинска) и Уфа. Как и в 2003 году, слабо представлен Урал, — очень мало проектов из Екатеринбурга, Челябинск же вошел в десятку лидеров благодаря атомграду Снежинску.

В 2004 году впервые введена новая номинация "Проекты для Белой книги" — 69 участников предложили капиталоемкие проекты отраслевого, национального масштаба, которые можно реализовать в среднесрочной перспективе. Спектр предложения широк — от новых вариантов холодного термояда до гуманитарной технологии для формирования "теневого инновационного правительства".

Из 413 первоначально представленных на конкурс проектов в финал вышло 34, из числа которых жюри определило 12 победителей. Обо всех победителях рассказать невозможно, но особых слов заслуживает обладатель русского инновационного Гран-при.

Физик Мартын Нунупаров, основатель компании Qmodule, объединившей группу специалистов из полудюжины стран Евросоюза и СНГ, представил на конкурс ряд приборов — беспроводные выключатели, дверные замки и другие устройства, которые роднило то, что все они имели микросхемы и передатчики, питающиеся от мускульной энергии человека.

Ручные генераторы тока, где надо крутить ручку или шатун, существуют уже около века. Но от этих массивных устройств мало проку, когда необходимо снабдить энергией маленькое устройство, аппетиты которого очень скромны.

Инновационные центры

Команда Нунупарова сконструировала пьезоэлектрический конвертор наподобие тех, что поджигают искрой газ в одноразовых зажигалках. Это устройство вмонтировали под клавишу переключателя. Когда клавиша нажимается, генерируется слабый электрический ток, но современному чипу этой мощности более чем достаточно.

Идея, что из такого обыденного действия, как нажатие кнопок, можно извлекать электроэнергию в количествах, пригодных для питания электронных устройств, не нова. Главное ноу-хау Мартына Нунупарова в схеме пьезоконвертора. Сейчас линейка продуктов под общим названием Qmodule включает в себя только выключатели и замки, а также модули для других производителей электроники. Однако, как рассказал экспертному совету Мартын Нунупаров, ничто не мешает создать на базе того же пьезоконвертора беспроводную клавиатуру или мышь для компьютеров, дистанционные датчики давления и вибраций для строительства и энергетики, секретные сенсоры движения для армии или любые другие автономные устройства для ситуаций, где механическая энергия пропадает зря. В них никогда не сядет батарейка — в пьезоконверторе нечему портиться со временем. К тому же палец человека — самый экологически чистый альтернативный источник энергии, не оставляющий после себя никаких отходов, кроме отпечатка. Генеральный партнер конкурса заявил о намерении отдать под производство продуктов марки Qmodule одно из своих предприятий и профинансировать их продвижение на коммерческий рынок.

на 20.10.2018

Карта инновационной России

В данной статье дана характеристика малых инновационных предприятий (МИП) в России, раскрыта их роль в экономике страны, выявлены проблемы, с которыми сталкивается инновационная деятельность в наши дни. Так же отмечена особая роль Роспатента в функционировании МИП в России.

В современном информационном мире экономика не может обходиться без основных проводников новых технологий и инноваций. Особое место в инновационном экономическом развитии занимают малые инновационные предприятия. Следует отметить, что многие новейшие направления НТП в частном секторе развиваются именно за счет малого бизнеса.

Малое инновационное предприятие (МИП) - это предприятие, у которого доля продукции старше трех лет в общем объеме выпускаемой продукции составляет не более 10%. Свое начало в России МИП положили в начале 90-х годов, но постепенно их количество сокращалось из-за низкого спроса и сложностей выхода на рынок с новой продукцией. Однако с конца 90-х годов стали появляться новые МИП, которые создавались в форме предприятий, ведущих исследовательские разработки для крупных компаний, таких как Лукойл и Газпром.

МИП представляют собой небольшие мобильные коллективы профессионалов, действующих самостоятельно или в составе крупной компании в таких сферах, где неизбежны постоянные изменения. Основателями малого инновационного бизнеса являются ученые, инженеры, изобретатели, целью которых является воплощение в жизнь новейших достижений науки и техники. В качестве первоначального капитала таких предприятий могут личные сбережения учредителей, но их обычно не хватает для реализации имеющихся идей. В таких ситуациях приходится обращаться в специализированные финансовые организации, готовые предоставить рисковый капитал.

Сферы деятельности малых инновационных предприятий в России разнообразны, но все они направлены на модернизацию и тестирование продукции, производимой крупными предприятиями, введение новинок и новых технологий в линейку продукции или услуг. К таким сферам можем отнести: сферы разработки программных продуктов, лазерной техники, маркетинговых исследований, области «улучшающих» нововведений и др.

МИП, как и любые другие формы предпринимательства, нуждаются в финансовой поддержке.

Инновационные Центры СтАР

На сегодняшний день существуют следующие организации, финансирующие и способствующие развитию малых инновационных предприятий: Российский фонд фундаментальных исследований, Российский фонд технологического развития (РФТР), Фонд содействия развития малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), Венчурный инновационный фонд (ВИФ) .

Так, например, Российский фонд технологического развития поддерживает проекты в области прикладных исследований и разработок, а главными получателями его средств являются научно-исследовательские организации и малые предприятия. Фонд содействия занимается поддержкой малых предприятий, а также финансированием начинающих инновационных компаний (start-ups) через программу «СТАРТ», в рамках реализации которой осуществляется так называемое «посевное» финансирование инновационных проектов, находящихся на ранней стадии развития.

Несмотря на действующие фонды финансовой поддержки малых инновационных предприятий в России, масштабы помощи явно не достаточны. Так РФТР за десять лет поддержал 840 межотраслевых научно-технических проектов, а Фонд содействия за этот же срок профинансировал более 2 тысяч малых предприятий (для сравнения: в рамках американской программы SBIR «Инновационные исследования малого бизнеса» за аналогичный временной интервал было поддержано более 35 тысяч малых фирм) .

Согласно закону «О создании малых предприятий при вузах и научных учреждениях» от 24 июля 2009 года, государственные вузы также могут сами создавать предприятия, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным образовательным учреждениям. Иными словами вузы имеют полное право заниматься научными разработками, которые в дальнейшем могут быть внедрены в производство крупных корпораций. Существование при НИИ малого инновационного предприятия дает им ряд преимуществ: позволяет отсрочивать платежи за аренду и коммунальные услуги; пользоваться опытно-экспериментальной базой, наработанными связями института с партнерами и заказчиками, его научным потенциалом, брендом и, наконец, получать через материнскую организацию часть госзаказа. Каждое из этих предприятий, так или иначе, использует инновации и способствует развитию инновационной деятельности в стране.

Однако малый инновационный бизнес в настоящее время сталкивается с рядом трудностей, например: отсутствие эффективной правовой базы; кадровая проблема; финансовые механизмы поддержки инновационной деятельности находятся в стадии формирования; нестабильная экономическая ситуация; проблема информационного обеспечения и т.д. Например, принятие важнейших решений, касающихся производства и сбыта, в зарубежных фирмах происходит только после экономической конкурентной разведки, проводимой с использованием патентной информации. Однако в России весь накопленный в патентном ведомстве опыт по определению наиболее перспективных технологий, их правовой охраны и возможностей использования даже без приобретения лицензий пока остается невостребованным.

Для информационного обеспечения малых предприятий деятельность Роспатента может оказаться особенно полезной. На основе уже сложившейся в Роспатенте системы оказания услуг информационного характера, специально для малых предприятий инновационной сферы могут проводиться мероприятия, ориентированные на повышение уровня, качества и конкурентоспособности отечественных инновационных идей и разработок. Помощь Роспатента может оказаться чрезвычайно полезной в части анализа и отбора для реализации инвестиционных проектов и программ, а также при создании новых инновационных предприятий и производств.

В заключении хотелось бы отметить, что инновационный бизнес одновременно является уникальным и сложным, перспективным, но, в то же время, и высоко рискованным. Конечно создание технопарков, бизнес-инкубаторов и прочих элементов инновационной инфраструктуры решает часть проблем, с которым сталкивается малый инновационный бизнес в своей деятельности, особенно в период становления. Однако дальнейшее развитие МИП невозможно без совершенствования системы государственной поддержки и стимулирования инновационной деятельности малого предпринимательства. С учетом положительного опыта развития малого инновационного бизнеса за рубежом, с уверенностью можно сказать, что процветание этого сектора малого предпринимательства будет способствовать эффективному и стабильному экономическому развитию и росту нашей страны в будущем.

26 невероятных инноваций 2015 года, сделавших мир лучше

30.12.2015 Раздел: Образ жизни, Читаем Комментариев нет


С самого начала 2015 года мы были свидетелями появления множества инноваций, изменивших мир.В начале января мы видели, как Билл Гейтс пьет чистую воду, полученную с помощью специального обрабатывающего устройства из осадка коллекторов и отходов жизнедеятельности человека. В феврале социальные работники и ученые-компьютерщики создали алгоритм, предотвращающий распространение ВИЧ-инфекции среди бездомной молодежи. В марте, исследовательская лаборатория создала микрочип, который может реально помочь преодолеть цифровое неравенство в развивающихся странах.

И в течение всего года появлялись революционные идеи и изобретения для решения серьезных мировых проблем.

От новых кроссовок, которые помогают людям с ограниченными физическими возможностями, до нано листов, которые могут поглощать разлившуюся нефть и бинди, восполняющих дефицит йода у женщин в Индии – вот всего лишь некоторые из лучших инноваций 2015 года, которые на самом деле сделали мир лучше.

  1. Машина, преобразующая отходы в чистую питьевую воду
  2. Алгоритм, способный предотвратить распространение ВИЧ среди бездомной молодежи
  3. Технология кроссовок, созданная специально для людей с ограниченными возможностями
  4. Устройство для спасения жизней, которое может запечатать рану за минуту
  5. Интернет в микрочипе
  6. Посуда, которая упрощает жизнь людям, страдающим деменцией
  7. Роторы, напечатанные на 3D-принтере, способные превратить соленую воду в питьевую через заморозку
  8. Лампы, работающие на энергии растений
  9. Революционный материал способный абсорбировать утечки нефти
  10. Устройство для стирки, позволяющее многократно использовать воду
  11. Долговечное удобное жилье для беженцев
  12. Недорогое устройство, упрощающее переливание крови
  13. Зонд для получения энергии океанских волн, созданный пятнадцатилетней девочкой
  14. Рука-протез, которая воссоздает чувство осязания
  15. Простой набор для стирки и сушки многоразовых прокладок
  16. Устройство, помогающее младенцам дышать
  17. Экологичные кирпичи, которые могут свершить революцию в Индии
  18. Напечатанные полоски для домашних тестов на различные заболевания
  19. Бинди, восполняющие недостаток йода у индийских женщин
  20. Улей, собирающий мед сам
  21. Устройство для смартфона, проводящее анализ крови за 15 минут
  22. Инновационное лечение желтухи у новорожденных
  23. Лучший протез коленного сустава для ампутантов из развивающихся стран
  24. Временные татуировки, помогающие диабетикам контролировать уровень сахара в крови
  25. Датчик кислотности, который поможет сохранить океаны
  26. Приложение, с помощью которого слепые люди смогут видеть глазами других

Метки: инновации

Топливные брикеты


ООО «ИТ «Северная Русь»
изготавливает уникальные топливные брикеты, получаемые путем переработки отходов угольного производства, основу которого составляет технология брикетирования без использования связующих веществ.

Угольные брикеты предназначены для использования вместо угля, газа и нефтепродуктов, без переделки существующих котельных, а так же для использования в частном секторе.

Отличительной особенностью разработанного процесса брикетирования является возможность изготовления брикетов из шламовых смесей без применения связующих добавок, что значительно удешевляет продукцию.

Качество готовой продукции (брикетов), полностью соответствует требованиям потенциальных потребителей по своим физико-химическим характеристикам.

Предлагаемая технология позволяет получить брикет с заданными геометрическими размерами, конфигурацией и физическими свойствами. Топливные брикеты обладают прочностью, необходимой для их последующей транспортировки. Сохраняют прочность при увлажнении, обладают однородностью линейных размеров кусков и их химического состава, а также имеют более низкую себестоимость, по сравнению с себестоимостью традиционного сырья.

Производство угольных брикетов позволяет обеспечить рынок энергоресурсами, полученными нетрадиционными методами, с низкой себестоимостью. Угольные брикеты предназначены для использования в качестве альтернативного топлива для производственных нужд промышленности и систем ЖКХ.

Угольные брикеты изготавливаются на специальном оборудовании с использованием разработанной технологии обработки угольного шлама, которая позволяет добиться высокого качества конечного продукта. Получаемые брикеты соответствуют всем параметрам топлива, применяемого для основных типов агрегатов энергетического комплекса.

Преимущества угольных брикетов:

  • увеличенная теплоотдача и продолжительность горения;
  • брикет сгорает полностью, не образуя шлаковых отложений;
  • форма и размеры брикета обеспечивают высокую проницаемость насыпного слоя;
  • экологически чистая продукция, угольные брикеты изготавливаются без связующих добавок;
  • продукция упаковывается в биг-беги, что исключает потери при транспортировке и погрузочно-разгрузочных работах;
  • угольные брикеты не впитывают влагу и не размокают;
  • брикеты имеют единую форму и размер;
  • экологически чистая продукция.