Диетические... Волосы Аксессуары

Вальхалла - это рай для воинов. Значение слова "вальхалла". Вальхалла - это рай для доблестных воинов. Германо-скандинавская мифология Существует ли вальхалла

Вальхалла - небесный чертог для павших воинов в германо-скандинавской мифологии. Вальхалла находится в Асгарде (мир или город богов) и представляет собой настоящий рай для доблестных воинов-викингов, которые с честью сражались и погибли с оружием в руках.

В язычестве славян Древней Руси точного совпадения с понятием Вальхаллы мы не находим. Возможно, воины, которые на Руси сражались в битвах, имели такое представление и даже называли место, которое уготовано для них в ином мире, каким-либо термином, но сегодня об этом ничего неизвестно, поэтому Вальхалла является по-настоящему уникальным явлением, которое говорит о такой стороне языческой культуры, которая в других странах не сохранилась. В русском язычестве есть понятия Верхнего мира, Прави. Вполне возможно, что Ирий когда-то представлялся славянам местом, куда попадают самые достойные воины, однако никаких достоверных подтверждений этому нет, но попадлось название «Перунова рать». Поэтому стоит рассмотреть именно германо-скандинавскую версию устройства Верхнего мира Асгарда и, в частности, Вальхаллы (Валгаллы, Вальгаллы).

Мир для воинов, павших в бою, делится на две части. Одни попадают в Вальхаллу (Дворец павших), а другие попадают в Фолькванг (Людское поле). Фольквангом заправляет богиня войны и любви Фрейя. Фолькванг был также почётным местом для воинов, так как считался раем для самых сильных и смелых. К слову сказать, сюда же попадали и самые лучшие женщины, причём не только воительницы. Однако наибольшим почтением у воинов пользовалась именно Вальхалла. Вальхаллой заправляет Бог Один. Верховный Бог, а также отец и предводитель асов (богов) Один, восседает во Дворце павших на троне, который называется Хлидскьяльв. С этого трона ему видны все миры и все людские дела. Поэтому обмануть Одина не получится. Он видит все битвы и то, как храбро сражаются воины и как бесстрашно умирают. После очередной битвы Один отбирает наиболее смелых воинов и отправляет за ними валькирий.

Валькирии, что с древнеисландского переводится как «выбирающие убитых» - духи или богини, которые парят над полем боя на крылатых конях и подбирают павших воинов, чтобы доставить их в Вальхаллу. Образ богинь валькирий несомненно очень интересен, но этим мы займёмся в одной из следующих статей. Девы-воительницы, которых по разным представлениям насчитывают девять или тринадцать, собирают души и провожают их мир погибших воинов к Одину. Здесь воины попадают во Дворец вечных удовольствий.

О том, что происходит в Вальхалле, существуют подробные сведения. Бог Один не просто так собирает самых лучших воинов, чтобы они каждый день пировали и предавались различным удовольствиям. Смелые и бесстрашные воины здесь готовятся к решающей битве, которая известна как Рагнарёк (гибель богов и всего мира). Сама Вальхалла выглядит как огромный зал, который вмещает в себя большое количество людей. У этого зала 540 дверей, через каждую из которых в день решающей битвы выйдет 800 воинов. Если сделать простое умножение, то получится, что в Вальхалле 432 тысячи воинов. Крыша Вальхаллы состоит из позолоченных щитов, которая подпирается кольями.

Воины обитатели Вальхаллы зовутся эйнхериями. Каждый день с самого утра эйнхерии облачаются в доспехи, тренируются и бьются насмерть. Однако смерти здесь нет и поэтому воины воскресают и идут на охоту на вепря-кабана Сехримнира. После удачной охоты, кабана варит в своём котле «повар Вальхаллы» Элдхримнир (Андхримнир). Вепрь также не умирает, а после трапезы вновь воскресает до следующего дня. Воины садятся пировать, пьют мёд, которым доится коза Хейдрун. Коза Хейдрун обитает на крыше Вальхаллы и питается листьями Мирового Древа Иггдрасиль. После трапезы к воинам приходят прекрасные девы.

Попасть сюда было главной мечтой любого воина и викинга. В место удовольствий и наслаждений, которые продлятся до самого конца света, можно было попасть только будучи по-настоящему смелым и бесстрашным. Сражаться каждый викинг, согласно данным повериям, должен был не щадя своих сил, и на каждой битве должен был драться будто в последний раз, а умереть без позора и страха, и обязательно с мечом в руках. Настоящим горем считалась смерть воина, который в самый последний момент потерял или выронил свой меч. Тогда, по поверьям, он не мог стать одним из эйнхериев и уже не мог встретится с Богом Одином, чтобы участвовать в самой последней битве.

Просмотры: 1 047

Вальхаллой, или Вальгаллой, называется место, которое в поздней играло роль своеобразного рая для воинов. Подробнее о том, что такое Вальхалла, а также о разных особенностях загробного мира викингов мы поговорим в этой статье.

Определение Вальхаллы

Памятники скандинавского эпоса донесли до нас определенный образ Вальхаллы, который, видимо, был отражением верований и загробных чаяний этих воинственных племен. Обычно, отвечая на вопрос о том, что такое Вальхалла, исследователи-мифологи говорят, что это нечто вроде небесного чертога, принадлежащего верховному богу Одину, куда после смерти попадают храбрейшие и достойнейшие воины, павшие во время сражения. После переселения в Вальхаллу их называют эйнхериями. Само слово «Вальхалла» чаще всего переводят как «дворец павших». А локализуют это место в Асгарде - высшем мире на древе Иггдрасиль.

Характер Вальхаллы

Хотя, говоря о том, что такое Вальхалла, ее часто сравнивают с раем, аналогия эта все-таки довольно условна. Конечно, попасть туда после смерти было мечтой и заветным желанием любого викинга. Но ожидания этих воинственных людей от рая были несколько иными, чем те, с которыми ассоциируются занебесные выси у нас - наследников многовековой христианской культуры.

Вальхалла в представлении древнего викинга - это огромный дворец (можно сказать, просто зал или тент, учитывая понятия о дворцах в среде древних скандинавов), кровля которого сложена из позолоченных щитов, подпираемых копьями. Во дворец этот ведут 540 врат. Утро в Вальхалле начинается с кровавой бойни. Все ее жители облачаются в доспехи и бьются друг с другом насмерть, пока никого не останется в живых. Затем все воины чудесным образом воскресают, их раны заживают, а отрубленные части тела отрастают вновь. Воскресшие и исцеленные воины продолжают свой день грандиозным пиром. Основное блюдо этого застолья - неистощимое мясо вепря по имени Сехримнир. Его закалывает ежедневно повар Одина, и, как и сами воины, он ежедневно воскресает из мертвых целым и невредимым. А напитком для пирующих эйнхериев служит медовое молоко, которое обильно дает коза Хейдрун. Это животное также живет в Вальхалле и питается листьями древа Иггдрасиля. Полноту картине воинского рая придают, конечно же, девушки, называемые валькириями. Они появляются каждый вечер, в конце пирования, и в течение всей ночи ублажают обитателей этого расчудесного места. И все эти мероприятия ежедневной программы возглавляет бог Один - глава скандинавского божественного пантеона.

Вот так и представляли себе идеальный мир древние викинги - грубо, приземленно и несколько меркантильно. Впрочем, что еще требовалось древнему солдату, помимо экстрима битвы и чувственных удовольствий? Но была после смерти для викинга и другая альтернатива, так как Вальхалла - это не единственное пристанище мертвых.

Загробные миры скандинавов - Фольквангр

Когда заканчивается сражение, по легендам викингов, Один спускается на землю и отбирает из убитых половину душ, которые забирает с собой в Вальхаллу. Остальных ждет иное место, а именно Фольквангр. Название этого места переводится как «поле людей», а заведует им Как мы изучаем мифы, чтобы понять, что такое Вальхалла, так же мы должны подходить и к вопросу о роли и характере Фольквангра. Однако сведений о нем сохранилось гораздо меньше. Известно только, что, как и чертог Одина, это дворец или тронный зал Фрейи - богини любви и войны у викингов-язычников. Однако кроме половины убитых воинов в этот мир также попадают самые лучшие из женщин. Причем от последних даже не требовалось умирать на войне. К сожалению, о том, чем занимались насельники Фольквангра, коротая бесчисленные дни и ночи своего райского существования, ничего неизвестно. Однако, судя по всему, пребывание там было так же почетно и рассматривалось как благословение.

Темный мир Хель

Кроме двух описанных загробных пристанищ также нужно упомянуть и о мире, называемом Хель. По схеме это нижний, характеризуемый как темное и безрадостное место. Для древнего викинга все остальные загробные миры были предпочтительнее, чем это место. Название его происходит от слова, означающего «скрывать». Насельники Хель не имеют своего именования. А времяпрепровождение их заключается в пировании с Хель - богиней и владычицей этого мира, носящего ее имя. Впрочем, поздние легенды упоминают о том, что в северной части Хель мучаются грешники и нарушители клятв. Однако это может быть позднейшим христианским наслоением. В целом же считается, что Хель - это наиболее архаичная форма представлений скандинавов о загробном мире. Туда попадали все умершие. С дальнейшим развитием мифологемы и дифференциации миров Хель стал рассматриваться как пристанище в первую очередь тех, кто скончался от болезни или от старости.

Развитие представлений о Вальхалле

Раз уж мы говорим в первую очередь о Вальхалле, то нужно сказать и несколько слов о развитии представлений об этом месте. Изначально оно не было местопребыванием боевой элиты викингов после их смерти. Наиболее архаичное значение корня валр- связывается в индоевропейском языке с умершими вообще. И лишь на почве германской духовности оно постепенно приобретает узкоспециализированный смысл. Но даже в узком своем смысле на самых ранних этапах Вальхалла выступала местом, куда попадают души вражеских пленных воинов, которых затем приносили в жертву Одину. Отсюда происходит и название девушек - обитательниц Вальхаллы, то есть валькирий. Валькириями изначально назывались женщины, которые проходили среди рядов пленных солдат и выбирали из них тех, кого надлежало принести на алтарь Одина. «Тот, кто выбирает мертвых» - именно так переводится слово «валькирия». Лишь впоследствии они превратились в сверхъестественных воительниц, помогающих Одину отбирать для себя души на поле боя. Дорога в Вальхаллу избранных также обеспечивалась и сопровождалась ими.

Скандинавская эсхатология

Но пребывание в Вальхалле, как верили скандинавы, будет временным. Когда настанет день последней битвы Рагнарок, в каждые врата Вальхаллы выйдет по восемьсот воинов и столкнется на стороне асов (богов) со всем воинством чудовищ, а также мертвецов из мира Хель. В конце концов практически все погибнут: люди, чудовища и боги. Вальхаллы, как и всех остальных загробных миров, больше не будет. Выживут лишь несколько асов и два человека - Лив и Ливтрасир, от которых и произойдет новый человеческий род.

«Еще увидимся в Вальхалле» — безумно смеясь, крикнул раненый викинг и бросился в бой, подобрав окровавленный топор. Топор павшего брата. И не боялся викинг смерти, ибо знал что ждет его Один всеотец.

Здравствуй, друг. Меня зовут Гаврилов Кирилл и это мой Северный дневник. Я увлекаюсь историей, мифологией и философией средневековой Скандинавии и всего севера в общем. Почитать обо мне и моем дневнике можешь .

Сейчас я расскажу тебе про Вальхаллу или Вальгаллу, оба варианта правильные и нет разницы как ты будешь её называть.

Что такое и где находится Вальхалла

С древнегерманского «Walhall» или исландского «Valhöll» — дворец или чертог павших. Если сказать максимально просто, то это рай для достойных воинов. Жилище верховного бога Одина. Большой небесный чертог с высокими потолками и широкими проходами. Храбрые воины павшие в бою, после смерти попадают в Вальгаллу.

На самой вершине мирового дерева Иггдрасиль, над Мидгардом — миром смертных, располагается Асгард — мир скандинавских богов. Стоит Вальгалла на высоком холме посреди Асгарда и гордо возвышается над всеми . По другой версии мифа, Вальхалла является частью Гладсхейма «Обителя радости» — чертога Одина.

Как выглядит Вальхалла и кто в ней обитает

В Старшей Эдде, небесный чертог описывается как огромное строение с крышей из позолоченных щитов и стенами из крепкий боевых копий. Высокими потолками, широкими проходами и большими дверьми.

Имеет Вальгалла пятьсот сорок дверей и по восемь сотен воинов выйдут из каждой. Всего чертог вмещает почти пол миллиона воинов.

В центре чертога павших располагается великий зал. В зале этом, за большим столом, пируют и рассказывают легенды эйнхерии — павшие воины, сыны Одина. Каждый эйнхерий считается приемным сыном Одину, от этого его часто называют,.

Верховному богу и его дружине прислуживают девы валькирии. Разносят они самый вкусный напиток — мёд козы Хейдрун и лучшее мясо — вепря Сенхримира. Вепря этого каждый день готовит повар Андхримнир, а на следующий день животное возрождается снова.

Каждый день воины сражаются в смертельном бою друг с другом, оттачивая свои боевые навыки. Каждый вечер они пируют и наслаждаются песнями и героическими историями. Каждую ночь их ублажают прекрасные девы.

Как попасть в Вальхаллу

Только самые сильные и смелые воины, достойно умершие в битве, попадут к хозяину залов — Одину. После смерти, сопровождаемый валькириями, на пути в Вальхаллу, эйнхерий будет вознесён ко входу — большим высоким вратам.

Ступив на священную землю и войдя в них, увидится он со своими павшими братьями, сядет на покрытую кольчугами скамью, в большом главном зале, где льётся красивая музыка и легендарные боевые песни. Воссядет он рядом с богами и будет пировать и слушать истории о ратных подвигах.

Вальхалла в скандинавской мифологии

Небесный чертог встречается на протяжении всей германо-скандинавской мифологии. Является ключевым и значимым местом — местом встречи богов и героев.

Упоминания о Вальгалле можно встретить в:

  1. Младшей Эдде
  2. Речах Гринмира — части Старшей Эдды
Valhalla — иллюстрация к Младшей Эдде Снорри Стурлусона XIII век.

Вальгалла

Тянется сердце не к дому, а в бой,
Ликует душа пред сраженьем!
Таким уж рожден скандинавский герой –
Ему лишь в войне упоенье!

Поднимем же, воины, кубки с вином
Во славу побед предстоящих!
Нам наши мечи вручены Всеотцом,
Отлиты из гнева скорбящих.

Скорбящих о павших на бранных полях
Героев, чей гнев безграничен;
Застыл он в мерцающих мщеньем очах,
Горящей душе стал привычен.

Поднимем же кубки за сладкую месть,
Да, смерть мы на смерть обменяем!
Не будет поругана воина честь,
Разить мы врагов не устанем.

Хельхейм содрогнется от стонов и мольб
Сраженных оружием нашим;
Познает и недруг глубокую боль –
Наш гнев беспощаден и страшен!

Поднимем же кубки во славу богов,
Споем о валькириях песни.
Нам до Вальгаллы – десяток шагов,
А там – каждый воин воскреснет.

Стремленье к победе – черта храбреца,
Сын Севера сдаться не может;
Он к цели своей идет до конца,
Преграды в бою уничтожит!

Поднимем же кубки за павших в бою,
Кто храбро и верно сражался,
Под меч подставляя кольчугу свою,
И с жизнью достойно расстался!

Поднимем же кубки за тех, кто сейчас
Со мною сидит в этом зале.
До битвы остался единственный час…
Что ж, встретимся, други, в Вальгалле!

Правит Валгаллой. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фолькванг (en:Fólkvangr «Людское поле») к богине Фрейе .

По легендам, Валгалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хэймдалла для последней битвы Рагнарок . Воины, обитающие в Валгалле, зовутся эйнхерии . Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира , которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун , стоящая в Валгалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль . А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.

В целях вытеснения языческих культур, христианство и крестители Севера Европы отождествили Валгаллу с адом . Асы были отождествлены с демонами, эйнхерии (герои) - с великими грешниками, принцип бесконечной кровавой бойни и ежедневный пир после воскрешения из мёртвых (и отрастание отрубленных конечностей) - отождествлены с бесконечностью адских мук.

См. также

  • Бильскирнир , покои Тора

Литература

  • Ludwig Buisson: Der Bildstein Ardre VIII auf Gotland. Reihe: Abhandlungen der Akademie der Wissenschaften in Göttingen, Philologisch-historische Klasse, Dritte Folge Nr. 102. Göttingen 1976
  • Grettis saga: Die Geschichte vom starken Grettir, dem Geächteten. In: Sammlung Thule Bd. 5 Düsseldorf, Köln 1963.
  • Gutalag och Gutasaga , utg. af Hugo Pipping, København 1905-1907 (Samfund 33)
  • Sögubrot af Fornkonungum . In: Sögur Danakonunga , udg. av C. af Petersens och E. Olson, København 1919-1925 (Samfund 46,1). Dänische Übersetzung: C. Ch. Rafn, Nordiske Kaempe-Historier , Bd. III (1824).
  • Saxo Grammaticus, Gesta Danorum , rec. et ed. J. Olrik et H. Ræder, Bd. I (1931), Lib. VII, c.X.; Lib. VIII, c.IV.
  • H. Uecker: Die altnordischen Bestattungsriten in der literarischen Überlieferung (Diss. München 1966).

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Милонга
  • Коллодий

Смотреть что такое "Вальхалла" в других словарях:

    ВАЛЬХАЛЛА - вальгалла, валгалла (др. исл. valholl, «чертог убитых»), в скандинавской мифологии находящееся на небе, принадлежащее Одину жилище эйнхериев павших в бою храбрых воинов, которые там пируют, пьют неиссякающее медовое молоко козы Хейдрун и едят… … Энциклопедия мифологии

    ВАЛЬХАЛЛА - Валгалла (др. сканд. Valholl чертог мертвых), в скандинавской мифологии дворец Одина, куда попадают павшие в битве воины и где они продолжают прежнюю героическую жизнь … Большой Энциклопедический словарь

    вальхалла - сущ., кол во синонимов: 1 валгалла (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Вальхалла - (валгалла), в мифологии германцев и скандинавов дворец Одина, куда попадают павшие в бою храбрые воины. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Вальхалла - Валгалла (древнесканд. ValhÖll чертог мёртвых), в мифологии германцев и скандинавов дворец Одина, куда попадают павшие в битве воины. * * * ВАЛЬХАЛЛА ВАЛЬХАЛЛА, Валгалла (др. сканд. Valholl чертог мертвых), в скандинавской мифологии дворец Одина … Энциклопедический словарь

    вальхалла - см. валгалла. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. Вальхалла см. Валгалла. Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. М: Русский язык, 1998 … Словарь иностранных слов русского языка

    вальхалла - вальгалла (“чертог убитых”) в мифах древних скандинавов жилище павших в бою храбрых воинов, находящееся на небе, в Асгарде. В вальхалле воины пируют, пьют неиссякающее медовое козье молоко и едят неиссякающее мясо вепря. Вальхалла… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Вальхалла - Валгалла (др. сканд. Valhöll чертог мёртвых), в скандинавской мифологии дворец верховного бога Одина, куда попадают после смерти павшие в битве воины и где они продолжают прежнюю героическую жизнь … Большая советская энциклопедия

    Вальхалла - см. Валгалла … Популярный словарь русского языка

    ВАЛЬХАЛЛА - [вальгалла, валгалла; древнеисл. valhöll чертог убитых], в сканд. мифологии небесное жилище павших героев (эйнхериев). В. принадлежит Одину и находится в Асгарде селении крепости богов асов. Там храбрые воины пируют: пьют медовое молоко козы… … Православная энциклопедия

Книги

  • Проект "Вальхалла" , Андрей Земсков. Апрель 1945 года. Великая мировая бойня близится к своему завершению. Кое-кто на Западе уже начинает подсчитывать барыши и будущие контрибуции. Однако наиболее дальновидные функционеры…

Немного груба и приземлена. Хотя чего можно было ожидать от сурового северного народа - завоевателей, считающих за честь доблестно умереть на поле битвы? Именно такими воинами и были викинги. Вальхалла, согласно их представлениям, это рай, вот только там отсутствуют привычные для христиан мир и согласие, доброта и покорность.

Что это такое?

Вальхалла — это небесный дворец, где после смерти отдыхают бесстрашные воины. Чертог этот не простой: его крыша сложена из позолоченных огромных щитов, которые со всех сторон подпёрты гигантскими копьями. Внутри находится всего лишь один зал: попасть в него можно через 540 врат. Все жители Вальхаллы, вставая с восходом солнца, облачаются в доспехи. Начинается кровавый бой, который завершается только тогда, когда все без остатка будут убиты. Затем воины воскресают: от их смертельных ранений не остаётся и следа. Они дружно садятся за стол и пируют до позднего вечера.

В германо-скадинавской мифологии часто упоминается Иггдрасиль — Дерево мира, что растёт в самом центре Вселенной и соединяет все миры. Его крона — основа, на которой держится Вальхалла. Это своеобразный фундамент, на котором, кроме рая для викингов, расположены и другие чертоги божественного города Асгарда. Среди них обитель которая забирала себя часть павших воинов, — Фолькванг. Также здесь находился Дворец блаженства - Вингольв, — который должен уцелеть даже после

Обитатели Вальхаллы

С самой верхушки Древа мира стекает медовая роса: над её бесконечным потоком кружатся пчёлы, собирающие нектар. Падая на землю, она образует величественное озеро, в котором плавают белоснежные и грациозные лебеди. Викинги верили, что эти птицы волшебные. Именно в них любили превращаться валькирии — главные помощницы и спутницы верховного бога Одина. На пути в Вальхаллу павшие воины неизменно встречали перевоплощённых в пернатых созданий дев: они и провожали героев прямо к входу в рай — «Воротам мёртвых» (Вальгринд).

В мифологии порог Вальхаллы описывается как блестящая роща. В ней растут необычные деревья: их листья сделаны из красного золота, которые отражают яркие лучи солнца. На самой кровле рая, сделанной из щитов, стоит Хейдрун — коза, поглощающая листья ясеня и дающая хмельной мёд. Этот напиток, текущий из вымени, наполняет огромный жбан, который пирующие воины опустошают, напиваясь допьяна. Рядом с козой стоит олень Эйктюрнир: с его дубовых рогов капает влага и наполняет кипящий котёл — ту отправную точку, от которой берут начало двенадцать земных рек.

Один

Именно под его покровительством находится Вальхалла: это как раз то место, где верховный бог ждёт убитых на поле боя воинов, чтоб угостить их вкусной едой и ароматным вином. Сам же Один к пище не притрагивается. Он сидит во главе пиршественного стола, медленно потягивает из огромного бокала вино и бросает двум волкам огромные куски мяса. Звать их Прожорливый и Жадный (Фреки и Гери): они с удовольствием поглощают самые лучшие части дичи. На плечах у верховного бога удобно умостились два ворона - Помнящий и Думающий (Мунин и Хугин). Этих птиц Один отправляет летать по миру: они приносят ему самые последние известия и нашёптывают их на ухо. Кстати, вороны и волки - животные, которые питаются трупами, поэтому они стали талисманами бога смерти.

В одном из углов Вальхаллы сидит ещё один волк Фенрир, закованный в цепи. Ему когда-то предназначено поглотить самого верховного бога. Зная это, Один своим единственным оком пристально всматривается в глаза животного. Он пытается узнать, когда же наступит тот роковой час, - последняя битва, и все боги погибнут. С этой же целью он путешествует мирами на своём коне, у которого восемь ног, - Слейпнире.

Валькирии

Они встречают воинов на пути в Вальхаллу. Валькирии - девы, которые определяют судьбу героя: пасть ему в бою или нет. Имена воительниц прямо указывают на род их занятий: Хильд - Битва, Христ - Потрясающая, Мист - Туманная и так далее. Первоначально валькирии были ангелами смерти: они проносились над войском, верша судьбу бойцов. Наслаждаясь видом крови и сценами убийств, они выбирали свою жертву и уносили её в Вальхаллу, где герои продолжали совершенствовать военное искусство и наслаждаться пиршествами.

Уже в поздней мифологии образы дев стали романтическими: их описывали как девственниц-красавиц с белой кожей, золотистыми волосами и огромными голубыми глазами. Бывших воительниц сравнивали с лебедями, которые кружили над полем битвы, орошая его слезами-росами. Англосаксонские легенды гласят, что некоторые из валькирий произошли от прекрасных эльфов. Другие были когда-то обыкновенными земными девушками, дочерьми знатных князей: боги избрали их исполнять почётную миссию.

Нити жизни

Вознесение в Вальхаллу происходило сразу же после того, как мужчина испускал дух. Павшим на поле боя он становился вовсе не случайно: вопрос о дальнейшей судьбе решали валькирии. Говорили, что, будучи раньше обыкновенными земными девушками, они обращали внимание на внешний вид и удачу бойца. То есть с собой забирали только наилучших, тех, кто им понравился: юных, статных, красивых, бесстрашных, мужественных и благородных. Вот почему сложить голову в бою считалось для викингов высшей наградой. После их смерти героев чтили как самых достойных, избранных.

Валькирии, будучи девами судьбы, пряли нити жизни. Но эта пряжа страшна: основой ткани служили человеческие кишки, вместо ткацких инструментов у них были орудия убийства - мечи, стрелы и копья, вместо грузил - черепа умерших людей. Они сами решали, когда оборвать пряжу и тем самым лишить человека жизни. Кстати, попав в рай, викинги не унывали: днём они продолжали воевать, а вечером садились за праздничный стол, поедая мясо волшебного вепря.

Владения Одина

Они огромны. Центральное место занимает всё тот же чертог колоссально больших размеров. Только подумайте, он должен вместить всех павших на поле битвы героев от начала сотворения мира! А таких бойцов - миллиарды. Попав в дворец, они рассаживаются за пиршественным столом в соответствии с подвигом, который совершили: чем храбрее проявил себя воин во время битвы, тем его место ближе расположено к трону верховного бога. Кстати, престол, на котором восседает Один, называется Хлидскьяльв, что в переводе означает «утёс, скала». Обычно под этим названием подразумевалась вершина, с которой как на ладони просматриваются все существующие миры.

Зал, в котором отдыхают воины, окружён Тундом. Чтобы попасть на торжество, викингам приходится переходить его вброд. В воде резвится большой змей, который кольцом опоясывает мир людей. Чтобы попасть в небесное царство, павшие воины Вальхаллы преодолевают Биврёст - радужный мост. всегда встречал героев, будучи одетым в золотой шлем и вооружённым чудесным копьём, которое всегда попадало в цель.

Вальхалла сегодня

В наши дни она из мифических сказаний перекочевала в мир людей, обретя физические формы. Проще говоря, сегодня Вальхалла - это памятник, посвящённый погибшим солдатам. Он находится на крутом берегу Дуная в окрестностях Регенсбурга и является одним из самых величественных и красивых мест на территории современной Германии. Памятник построен в форме античного храма, напоминающего Парфенон. Возвести объект приказал король Баварии Людвиг I. По его замыслу Вальхалла должна была стать памятником воинам: начиная с битвы в в IX веке до нашей эры и заканчивая тем столетием, в котором жил правитель.

Вальхалла была построена в 1842 году по проекту архитектора Лео фон Кленце. Первых 160 человек, которых увековечили в Зале, выбирал король, ориентируясь на их принадлежность к германской культуре. Поэтому среди них были не только чистокровные немцы, но и представители Швеции, Швейцарии, Дании, Австрии, а также Польши, России и стран Прибалтики. При открытии памятника там было 96 бюстов и 64 С тех пор число «обитателей» Вальхаллы постоянно пополняется новыми именами.