Диетические... Волосы Аксессуары

Урок по философской сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц". Антуан де Сент-Экзюпери и философская сказка «Маленький Принц Философский смысл произведения маленький принц кратко

Читая произведения А. де Сент-Экзюпери, острее ощущаешь красоту мира и силу человеческого влечения к братства. Писатель и пилот погиб за три недели до освобождения родной Франции (1944) — он не вернулся на базу с боевого задания, но его книги продолжают помогать нам лучше понимать себя и окружающий мир.

Философская сказка «Маленький принц» была написана Экзюпери незадолго до гибели. Мудрость ее намеков не всегда можно передать формулами и словами. Полутона и оттенки аллегорических образов такие же нежные, как и изящные рисунки, которыми автор иллюстрировал свое произведение.

Маленький принц — главный персонаж сказки — показан нам в путешествии, в движении, в поиске, хотя он и понимает, что время от времени надо останавливаться и оглядываться назад и вокруг: если идти прямо перед собой, куда глаза глядят, то далеко не уйдешь. На разных планетах он встречается с их взрослыми жителями, которые по цифрам доходов, честолюбием, жадностью забыли свое человеческое призвание.

На Земле Маленький принц попадает в сад с множеством роз. В эту тяжелую для малыша минуту, когда он испытывает волнение от мысли, что роза обманывала его, говоря о своей неповторимости, появляется ноября. Он говорит о бездонность человеческого сердца, учит истинному пониманию любви, которая гибнет в суете жизни. Никогда поговорить искренне, заглянуть внутрь самого себя, задуматься о смысле жизни. Чтобы иметь друзей, надо дарить им всю душу, отдавать самое дорогое — свое время: «Твоя Роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей столько времени». И Принц понимает: его Роза — единственная в мире, потому что он ее «приручил». Каждое чувство, в том числе и любовь, надо заслужить неустанным душевным трудом. «Хорошо видит только сердце. Самого главного глазам не видно ». Надо уметь быть преданным в дружбе и любви, нельзя пассивно относиться ко злу, потому что каждый отвечает не только за собственную судьбу.

Впитывая моральные уроки небольшого, но такого емкого по своему содержанию произведения, можно согласиться с мнением А. Прасолова, русского поэта: «Сент-Экзюпери написал о Маленького принца незадолго до своего конца … пожалуй, человеческие души (отдельные, некоторые) всегда выдают свой последний лебедино-чистый, прощальный крик … ». Эта сказка — своеобразное завещание мудрого человека нам, оставшихся на этой неидеальный планете. Да и сказка это? Вспомним пустыню, в которой летчик, потерпевший аварию, встречает Маленького принца. В любой экстремальной ситуации перед человеком, бывает, проходит вся ее жизнь. Вспоминается хорошее, но чаще — то, где и когда ты проявил трусость, нечестнисть, непорядочность. Человек «вдруг» прозревает и осознает нечто, недооценивала или на что не обращала внимания на протяжении всей жизни, и поэтому из его уст в эти моменты истины и прозрениявырывается мольба: «Господи! Отведи беда, и я стану лучше, более благородным и великодушным »

Видимо, в образе Маленького принца к рассказчика пришло его безгрешную детство («Но ты невиновен и прибыл со звезды», — говорит автор, обращаясь к Маленького принца), его чистая, незапятнанная совесть. Так маленький герой помог летчику острее и внимательнее посмотреть на жизнь, на свое место в нем и по-новому все это оценить. Рассказчик возвращается к товарищам совсем другим человеком: он понял, как надо дружить, что надо ценить и чего опасаться, то есть он стал мудрее и менее легкомысленным. Маленький принц научил его ЖИТЬ. Именно в пустыне, вдали от суеты, всецело поглощает нас и наши души, там, где в одиночестве пророки и отшельники спізнавали большие истины, летчик, тоже в одиночестве приблизился к пониманию смысла жизни. Но пустыня — это еще и символ одиночества человека: «С людьми тоже одиноко …».

Волшебная, печальная притча, «загримированный под сказку» (А. Панфилов)! Нравственные и философские проблемы раскрываются в ней с помощью изящных афоризмов, которые потом сопровождают нас в нашей жизни, запрашивая за моральные ориентиры: «себя судить намного труднее, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, ты на самом деле мудрый »,« Тщеславны люди являются глухими ко всему, кроме похвалы »,« Но глаза не видят. Надо искать сердцем ».

Это произведение заставляет и нас по-другому взглянуть на окружающий мир и людей. Каждый из новорожденных представляется таким же загадочным и таинственным малышом, как тот, что явился на планету Земля по своей крохотной планеты. Эти Маленькие принцы явились, чтобы познать наш мир, стать более умными, опытными, научиться искать и видеть сердцем. У каждого из них будут свои заботы, каждый будет отвечать за кого-то, за что-то и осознает свою обязанность глубоко — так, как почувствовал Маленький принц Антуана де Сент-Экзюпери свой долг перед единственной и неповторимой розой. И пусть их всегда сопровождает победа над страшными баобабами!

Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием философская сказка-притча на основе произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

Учитель: Ахметова Дарья Николаевна.

Тема урока «Маленький принц»: философская сказка-притча.


Подписи к слайдам:

Особенности жанра произведения «Маленький принц»

План урока Повторить Найти Проанализировать Выявить Дать Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти Проанализировать Выявить Дать Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти жанровые особенности сказки в произведении «Маленький принц» Проанализировать Выявить Дать Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти жанровые особенности сказки в произведении «Маленький принц» Проанализировать отдельные фрагменты произведения «Маленький принц» и найти в них признаки другого жанра Выявить Дать Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти жанровые особенности сказки в произведении «Маленький принц» Проанализировать отдельные фрагменты произведения «Маленький принц» и найти в них признаки другого жанра Выявить круг тем и проблем, поднимаемых автором в произведении «Маленький принц» Дать Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти жанровые особенности сказки в произведении «Маленький принц» Проанализировать отдельные фрагменты произведения «Маленький принц» и найти в них признаки другого жанра Выявить круг тем и проблем, поднимаемых автором в произведении «Маленький принц» Дать определение нового жанра, определить его признаки Убедиться

План урока Повторить, что такое сказка и каковы ее жанровые особенности. Найти жанровые особенности сказки в произведении «Маленький принц» Проанализировать отдельные фрагменты произведения «Маленький принц» и найти в них признаки другого жанра Выявить круг тем и проблем, поднимаемых автором в произведении «Маленький принц» Дать определение нового жанра, определить его признаки Убедиться в том, что цель урока достигнута

Философская сказка-притча – разновидность жанра сказки, для которого характерно представление вечных проблем человечества в форме притчи.


В пустыне Сахаре, а вместе с тем и в пустыне современного мира, среди «серьезных деловых людей», Маленький принц бесконечно одинок. Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы. Вспомним слова Змеи: «Среди людей тоже одиноко». Неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет – «странными взрослыми». Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. «Серьезные люди» живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных. У каждого своя планета. Они считают созданные мирки истинным смыслом бытия! Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.

Из этой темы вытекает основной принцип романтизма – принцип двоемирия. Этим двум мирам никогда не соприкоснуться: миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника, которому присущи нравственные качества. Именно по этой причине перед нами романтическая сказка.

Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи позволил воплотить размышления Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия.

Для реализации идей притчи используется весьма своеобразная композиция. Парабола – основной компонент структуры традиционной притчи. «Маленький принц» не исключение. Выглядит это так: действие происходит в конкретном времени и конкретной ситуации. Сюжет развивается следующим образом: происходит движение по кривой, которое достигнув высшей точки накала, вновь возвращается к исходной точке. Особенность такого сюжетостроения в том, что, вернувшись к исходной точке, сюжет обретает новый философско-этический смысл. Новую точку зрения на проблему, находит решение. Так, начало и конец повести связаны с прибытием героя на Землю и расставанием его с Землей, летчиком, Лисом.

Маленький принц вновь возвращается на свою планету, к своей Розе. Тогда уже, что взрослый и ребенок были вместе, они открыли для себя много нового и в жизни, и в друг друге, и расстаются они уже иными – обновленными и умудренными.

Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ.

Но главная трагедия «взрослых» героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они «растеряли» все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова.

«…Когда мне было 6 лет. я обнаружил в свое время удивительную картинку…» или: «…Вот уже 6 лет, как мой друг вместе с барашком меня покинул» Это язык предания, легенды, притчи. Стилистическая манера – переход от образа к обобщению, от притчи к морали – характерная черта писательского таланта Сент-Экзюпери.

Образная система произведения

Сказка «Маленький принц» – галерея образов, возникающих в мозгу зрелого человека, размышляющего о прожитой жизни. Она начинается с возвращения в мир детства.

Противоречия, борьба человека и окружающего его общества решены здесь иными средствами, чем в предыдущих произведениях. Отсюда ощущение чего-то нового, необычного для творчества писателя, хотя, строго говоря, почти все основные образы «Маленького принца» содержатся уже в третьей главе «Южного почтового», там, где говорится о детстве Берни.

Написанные в традиции романтической философской сказки образы глубоко символичны. Образы именно символичны, так как можно только угадывать, что хотел сказать автор, и трактовать каждый образ в зависимости от личного восприятия. Основными образами-символами являются Маленький принц, Лис, Роза и пустыня. У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы.

Маленький принц – человечек, который был с очень маленькой планеты. Некоторые исследователи сравнивают Маленького принца с Задигом, героем философской сказки великого французского писателя Вольтера, который отправился на поиски счастья. Однако, говорят они, Сент-Экзюпери интересуют не секреты различных философских систем, а типы людей, воплощающих различные пороки.

Малыш деятелен и трудолюбив. Он каждое утро поливал Розу, беседовал с ней, прочищал находящиеся на его планете три вулкана, чтобы они давали больше тепла, выпалывал сорняки… И все же он чувствовал себя очень одиноким. В поисках друзей, в надежде обрести истинную любовь он и отправляется в свое путешествие по чужим мирам. Он ищет людей в бесконечной окружающей его пустыне, ибо в общении с ними надеется понять и себя самого и мир вокруг, приобрести опыт, которого ему так недоставало.

Маленький принц – это символ человека – странника во вселенной, ищущего скрытый смысл вещей и собственной жизни.

Однако трудно все же отказаться от мысли, что маленький принц-это сам Сент-Экс, Хотел или не хотел того автор, но лучше всего он как бы воплотил и охарактеризовал самого себя.

Образ пустыни развивается во всех книгах писателя. Самого Экзюпери неудержимо влечет пустыня – «я люблю пустыню». В пустыне летчик встречает Маленького принца. Пустыня казалась писателю особым миром, подобным небу. В пустыню он отправляется, как летчик в свой полет. Там нет «счетоводов и лавочников», там не действуют законы, регулирующие их существование. Человек в пустыне абсолютно свободен, он предоставлен самому себе, погружен в себя. В пустыне господствуют «силовые линии», вынуждающие человека, как и в полете, жить на пределе своих возможностей. Пустыня, как и небо, – полигон человеческого духа.

В пустыне человек познает цену жизни. Пустыня напоминает о «простых» истинах, об истине воды как источника жизни – напоминает о том, что человечество живет у колодцев. В пустыне познается человеческое братство, цена человека, давшего испить воды умирающему от жажды.

Пустыня – это символ духовной жажды. Она прекрасна, ибо в ней таятся родники, найти которые человеку помогает только сердце.

Маленький принц спросил у летчика: «…Знаешь, отчего хороша пустыня?» И сам же дал ответ: «Где-то в ней скрываются родники…» Колодец в пустыне, как еще одна ипостась образа-символа воды очень значим для Сент-Экзюпери.

Символ жизни – вода, утоляет жажду затерянных в песках людей, источник всего существующего на земле, пища и плоть каждого, та субстанция, которая дает возможность возрождения. В «Маленьком принце» Экзюпери наполнит этот символ глубоким философским содержанием. Первооснова жизни – вода, одна из вечных истин, непоколебимая вещь, обладающая великой мудростью. Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного войной, хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды.

В древних летописях, поверьях и преданиях воду стерегли драконы, но пустыня Сент-Экзюпери может стеречь ее не хуже, чем драконы, она ее может спрятать так, что никто и никогда не найдет ее. Каждый человек сам властитель своих родников, источников своей души, но мы сами порой не можем их отыскать.

Истовая вера автора в существование скрытых родников придают финалу сказки-притчи жизнеутверждающее звучание. В повести заложен мощный созидательный момент, вера в улучшение и изменение несправедливого порядка вещей. Жизненные устремления героев находятся в гармонии с нравственным вселенским началом. В их слиянии смысл и общая направленность произведения.

Прообраз Розы тоже хорошо известен, это, безусловно, жена Экзюпери Консуэло – импульсивная латиноамериканка, которую друзья прозвали «маленьким сальвадорским вулканом».

Роза – это символ любви, красоты, женского начала. Маленький принц не сразу разглядел истинную внутреннюю сущность красоты. Но после разговора с Лисом ему открылась истина – красота лишь тогда становится прекрасной, когда она наполняется смыслом, содержанием. «Вы красивые, но пустые, – говорил Маленький принц земным розам. – Ради вас не захочешь умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но для меня она дороже всех вас…»

Внешне красивые, но пустые внутри розы не вызывают никаких чувств у ребенка-созерцателя. Они мертвы для него. Роза была капризна и обидчива, и малыш с ней совсем измучился. Но «зато она была так прекрасна, что дух захватывало!», и он прощал цветку его капризы.

Рассказывая историю о розе, маленький герой признается, что ничего тогда не понимал. «Надо было судить не по словам, а по делам. Она дарила мне свой аромат, озаряла мою жизнь. Я не должен был бежать. За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность. Цветы так непоследовательны! Но я был слишком молод и еще не умел любить!» Это еще раз подтверждает мысль Лиса о том, что слова только мешают понимать друг друга. Истинную сущность можно «увидеть» только сердцем.

Кстати, в оригинале автор всегда пишет «la fleur» – Цветок. Но во французском языке это слово женского рода. Поэтому в русском переводе Нора Галь заменила Цветок Розой (тем более что на рисунке это действительно роза). А вот, допустим, в украинском варианте ничего заменять бы не пришлось – «ля флёр» без труда стала бы «Квіткой».

Человек XXI века в Республике Казахстан, где стоит задача воспитать поликультурную личность, должен обладать всеми компетенциями, которые востребованы в обществе. Поэтому именно образцы мировой художественной литературы во многом должны оказывать влияние на человека. Таким образом, лучшие литературные произведения в гуманитарном обществе, в обществе, где человек является не среднестатистической единицей, а значимым субъектом, личностью социально важной, популярность таких произведений, как «Маленький Принц» А. де Сент-Экзюпери, необычайно вырастает.
Новизна данного исследования заключается в том, что сегодня в общественную жизнь широко внедряется научно-технической прогресс: сотовые телефоны, компьютеры, смартфоны, iPad’ы и прочие современные технические средства, а наши старые добрые друзья – книги – уже не пользуются той популярностью и любовью, которую вызывали еще 20-30 лет назад. И именно афористичность этого произведения как раз очень глубоко отражает нравственные проблемы, важные в любое время, в любом обществе, оснащенном самыми новейшими технологиями.
Актуальным это произведение будет оставаться еще многие годы, ведь в нем подняты многие проблемы общества в целом. И воспитание толерантности не исключение. Этой теме была посвящена конференция ОБСЕ в городе Астана 28-30 июня 2010 г., что подтверждает ее немаловажность.
Главной задачей, поставленной перед исследователями философского произведения «Маленький Принц», является раскрытие жизненных ценностей человека, их значимости, выделение основных нравственных проблем.
В качестве гипотезы выдвигается утверждение: «Маленький принц» является философским произведением. Автор пытается дать нравственные уроки, уроки жизни. Таким образом, сказка-притча Экзюпери становится гимном лучшим качествам человека.
Писатель Антуан де Сент-Экзюпери – поразительный пример единства творчества и собственной жизни. В своих произведениях он писал о своей работе, о товарищах, о тех местах, где летал и работал и главное – о небе. Все свои годы он писал одно-единственное произведение – собственную жизнь.
Он был всесторонне развитым, человеком необычайно яркой одарённости. Своей светлой, грустной и мудрой сказкой Экзюпери защищал неумирающую человечность, живую искру в душах людей. В известном смысле повесть явилась итогом творческого пути писателя, философским, художественным его осмыслением. В произведении прослеживаются такие качества человека, как милосердие, честность, доброта, толерантность, гуманизм и доверие.
Экзюпери старается воспитать ответственность личности за свои поступки, научить «старательно выкорчевывать баобабы». Писатель дает совет людям: «как надо жить, чтобы обрести мир, любовь, счастье». Автор предостерегает нас не растрачивать жизнь на бессмысленные поступки, но глупые притязания, стремится раскрыть подлинные человеческие ценности и смысл жизни.
Выводом по данной части можно взять слова Г. Берегового, летчика-космонавта СССР: «…ведь всякий, кто молод, начиная жизнь, как бы уходит в долгий и трудный полет. И хорошо, очень хорошо, если спутником каждого юноши и подростка в начале его полета станет его надежный друг, человек большой и светлой души – летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери».
Это философская сказка, и, следовательно, за простым, незатейливым сюжетом и иронией скрывается глубокий смысл. Автор через иносказания, метафоры и символы обозначает темы космического масштаба: добра и зла, жизни и смерти, человеческого бытия, истинной любви, нравственной красоты, дружбы, бесконечного одиночества, взаимоотношения личности и толпы и многие другие.
Первая глава повести отражает проблему “отцов” и “детей”, вечную проблему поколений. Летчик рассуждает так: “Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать”. Эта фраза служит исходным моментом в последующем развитии темы “отцов” и “детей”, в сложном пути взрослого летчика к пониманию ребенка, к возвращению автора в свое детство.
Писатель рассматривает тему Зла в двух аспектах: с одной стороны – это “микрозло”, то есть зло внутри отдельно взятого человека. Второй аспект темы зла можно условно озаглавить “макрозлом”. Баобабы – это персонифицированный образ зла вообще.
Одна из ключевых философских тем сказки “Маленький принц” – тема бытия. Она делится на реальное бытие – существование и идеальное бытие – сущность. Реальное бытие временное, преходящее, а идеальное – вечное, неизменное. Смысл человеческой жизни заключается в том, чтобы постичь, максимально приблизиться к сущности.
Непонимание, отчужденность людей – это еще одна важная философская тема. Сент-Экзюпери не просто затрагивает тему непонимания между взрослым и ребенком, а тему непонимания и одиночества в космическом масштабе.
В «Маленьком принце» Антуан де Сент-Экзюпери отражает собственные размышления, сомнения, искания. И главным из них является поиск ответа на единственный вопрос: «Как сохранить человека, не убив в нем Моцарта?» Для писателя, который всю жизнь опирался на вековые традиции гуманизма, важнее всего было найти способы защитить лучшие качества в человеке – естественность, справедливость, ответственность за свои поступки, чувство прекрасного, доброту и природную мудрость.
Поставленный вопрос так и остается открытым. Почему так несправедливо устроена жизнь на Земле? Как сделать так, чтобы дети, чьи сердца открыты добру и красоте, не превращались в суетливых, озабоченных подсчетом звезд деловых людей и не презирали Фонарщика, чтобы не предавали друзей, умели видеть счастье в одной-единственной розе и утолять жажду родниковой водой? Ответ нужно искать в самом человеке. Каждый должен задать себе эти вопросы и постараться найти решение всех проблем, начиная с себя.
У Экзюпери существуют ключевые, любимые образы-символы. Издавна в сказках Лис (не лиса!) является символом мудрости и знания жизни. Беседы Маленького принца с этим мудрым животным становятся в повести своего рода кульминацией, ибо в них герой обретает, наконец, то, что искал. К нему возвращаются утраченные ясность и чистота сознания. Лис открывает малышу жизнь человеческого сердца, учит ритуалам любви и дружбы.
Согласно мифологии Змея стережет источники мудрости или бессмертия, олицетворяет собой волшебные силы. В сказке она соединяет в себе чудодейственную силу и горестное знание судьбы человеческой: “Всякого, кого я коснусь, я возвращаю земле, из которой он вышел”.
Глубокий смысл скрывается в образе-символе планеты, на которую возвращается Маленький принц. Это символ человеческой души, символ дома человеческого сердца. Экзюпери хочет сказать, что у каждого человека есть своя планета, свой островок и своя путеводная звезда, о которой человеку не стоит забывать. “Хотел бы я знать, зачем звезды светятся, – задумчиво сказал он /Маленький принц/. – Наверное, затем, чтоб рано или поздно каждый мог вновь отыскать свою”. Герои сказки, пройдя тернистый путь, обрели свою звезду, и автор верит в то, что и читатель найдет свою далекую звезду.
“Любить – это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении”, – эта мысль определяет идейный замысел повести-сказки.
Главное, для чего написана эта сказка, это то, чтобы эту истину запомнили дети и не прошли мимо основного – надо быть верным в любви и дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относиться к злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека.

Философская сказка французского писателя Сент-Экзюпери имеет большие возможности для нравственного воспитания учащихся. Не всё здесь маленький читатель поймёт разумом, но многое разбудит его воображение, западёт в память и через годы даст ростки. Взрослого по-иному волнует эта чудесная сказка. Но стоит ли расшифровывать каждый образный ход произведения, каждый символ: не лучше ли принять его сразу и целиком! Ведь мудрость её намёков приходит к нам и через музыку слов, через мягкость переходов от шутки к серьёзным рассуждениям, от смеха к печальной перекличке с собственным детством. Эти полутона переходов так же улыбчивы и тонки, как изящные рисунки, которыми её сопроводил автор.

Сюжет сказки-поучения «Маленький принц» был навеян следующим событием: 29 декабря 1937 г. за 200 км от Каира, пролетая над Сахарой, Сент-Экзюпери вынужден был совершить посадку в песках. Лётчика спас друг Прево, который подоспел к нему с караваном на 5 день после аварии. Уже в 1940 году в перерывах между боями с фашистами Экзюпери часто рисовал на листке мальчика - когда крылатого, когда верхом на облаке. Постепенно крылья сменит длинный шарф (какой, кстати, носил и сам автор), а облако станет астероидом Б-612.

Сказка, написанная для детей, получила столь широкую известность благодаря исключительной поэтической атмосфере, созданной образной и символической структурой рассказа, и тому, что она предназначена не только детям, «а и взрослым, которые остались детьми». Популярности сказки способствовали также выполненные автором рисунки .

Сент-Экзюпери так писал в предисловии книги:

Je demande pardon aux enfants d"avoir dйdiй ce livre а une grande personne. J"ai une excuse sйrieuse: cette grande personne est le meilleur ami que j"ai au monde. J"ai une autre excuse: cette grande personne peut tout comprendre, mкme les livres pour enfants. J"ai une troisiиme excuse: cette grande personne habite la France oщ elle a faim et froid. Elle a besoin d"кtre consolйe. Si toutes ces excuses ne suffisent pas, je veux bien dйdier ce livre а l"enfant qu"a йtй autrefois cette grande personne. Toutes les grandes personnes ont d"abord йtй des enfants. (Mais peu d"entre elles s"en souviennent.) .

«Прошу прощения у детей за то, что посвятил эту книгу взрослому. Но у меня есть для этого уважительная причина: этот взрослый - мой лучший друг. Есть у меня и другая причина: этот взрослый понимает все, даже детские книжки. И еще третья причина: этот взрослый живет во Франции, где ему холодно и голодно. Он нуждается в утешении. Если все эти причины недостаточно вески, я готов посвятить эту книгу ребенку, которым был когда-то этот взрослый. Все взрослые были раньше детьми. (Но мало кто из них помнит об этом.)» .

Опубликованная в 1943 году как детская книжка, эта поэтическая сказка - о мужестве и мудрости безыскусной детской души, о таких важных «недетских» понятиях, как жизнь и смерть, любовь и ответственность, дружба и верность. «Маленький принц», пожалуй, если не лучшее, то самое известное произведение Сент-Экзюпери. Нередко, исходя из основных выводов и положений этой книги, судят о личности Сент-Экзюпери; иногда отождествляют его с героем сказки. Все это, конечно, не совсем так.

В произведении очень богатый язык. Автор использует массу удивительных и неподражаемых литературных приемов. В его тексте слышится мелодия: «…А по ночам я люблю слушать звезды. Словно пятьсот миллионов бубенчиков…». Его простота - это детская истина и точность. Язык Экзюпери полон воспоминаний и размышлений о жизни, о мире и, конечно, о детстве:

Стиль и особая, не похожая ни на что мистическая манера Сент-Экзюпери - это переход от образа к обобщению, от притчи к морали. Нужно обладать великим писательским талантом, что бы видеть мир так, как видел его Экзюпери.

Язык его произведения естественен и выразителен. Казалось бы, обыденные, привычные понятия неожиданно приобретают у него новый оригинальный смысл. Столь же свежи и естественны многие его метафоры, писатель употребляет парадоксальные сочетания слов, какие в обычной речи не встретишь: «дети должны быть очень снисходительны к взрослым», «если идти все прямо да прямо, далеко не уйдешь…» или «у людей уже не хватает времени что-либо узнавать». В такой манере выражать свои мысли заключена тайна, она по-новому рассказывает старые истины, открывается их подлинный смысл, заставляя читателей задуматься.

Повествовательная манера обладает рядом особенностей. Это доверительная беседа старых друзей - так автор общается с читателем. Чувствуется присутствие автора, верящего в добро и разум, в скорую пору, когда жизнь на земле изменится. Можно говорить о своеобразной мелодике повествования, грустной и задумчивой, строящейся на мягких переходах от юмора к серьезным раздумьям, на полутонах, прозрачных и легких, подобно акварельным иллюстрациям сказки, созданным самим писателем и являющимся неотъемлемой частью художественной ткани произведения .

Знакомясь с произведением, читатель как бы меняем угол зрения на банальные, повседневные явления. Писатель подводит к постижению очевидных истин: нельзя помещать звезды в банке и бессмысленно их пересчитывать; нужно беречь тех, за кого ты в ответе и прислушиваться к голосу собственного сердца. Все просто и одновременно сложно.

Образ Маленького принца одновременно и глубоко автобиографичен, и как бы отстранен от взрослого автора-летчика. Он рожден из тоски по умирающему в себе маленькому Тонио - потомку обнищавшего дворянского рода, которого в семье называли за его белокурые (сперва) волосы «Королем-Солнце», а в коллеже прозвали Лунатиком за привычку подолгу смотреть на звездное небо. Само словосочетание «Маленький принц» встречается еще в «Планете людей» (как и многие другие образы и мысли, развитые в сказке).

Для того, чтобы донести до сознания ребенка простые истины, Сент-Экзюпери выбрал удивительную форму сказки-притчи. Это удачное сочетание интересной сказки с подтекстом, понятным каждому.

«Если исходить из знаменитого определения, что «взрослые - это выросшие дети», и помнить об особой роли, которую играли в жизни Антуана де Сент-Экзюпери воспоминания о детстве, то, естественно, хочется связать произведение с его же словами о том, что он сам «из страны детства». Но тогда весь пафос «Маленького принца» легко уложить в формулу «берегите, сохраняйте в себе детство», формулу в общем-то хоть и верную, но несколько упрощающую сложное литературное произведение. Перед нами не просто сказка» .

В пустыне Сахаре, а вместе с тем и в пустыне современного мира, среди «серьезных деловых людей», Маленький принц бесконечно одинок. Люди разобщены и одиноки, даже когда находятся вместе из-за неспособности понять, полюбить другого и создать узы дружбы. Вспомним слова одного из героев - Змеи: «Среди людей тоже одиноко». Неразрешим конфликт между главным героем и обитателями планет - «странными взрослыми». Взрослые никогда не поймут принца-ребенка. Они чужды друг другу. Обыватели слепы и глухи к зову сердца, порыву души. Их трагедия в том, что они не стремятся стать Личностью. «Серьезные люди» живут в собственном, искусственно созданном мирке, отгородившись от остальных. У каждого своя планета. Они считают созданные мирки истинным смыслом бытия! Эти безликие маски никогда не узнают, что такое истинная любовь, дружба и красота.

Из этой темы вытекает основной принцип романтизма - принцип двоемирия. Этим двум мирам никогда не соприкоснуться: миру обывателя, которому не доступно духовное начало и миру художника, которому присущи нравственные качества. Именно по этой причине перед нами романтическая сказка.

Потребность в глубоких обобщениях побудила Сент-Экзюпери обратиться к жанру притчи. Отсутствие конкретно-исторического содержания, условность, характерная для этого жанра, его дидактическая обусловленность позволили писателю выразить свои взгляды на волновавшие его нравственные проблемы времени. Жанр притчи позволил воплотить размышления Сент-Экзюпери над сущностью человеческого бытия.