Диетические... Волосы Аксессуары

Человек наделенный важными социальными свойствами является. Тестовый контроль знаний по общей психологии. в) функция распределения

Бытие человека

I. Эскиз темы

Однако все попытки строго научными методами познать сущность и глубину внутреннего мира человека в конечном счете были неудачными. Человек оказался слишком сложным предметом для препарирования на исследовательском столе точной науки. Поэтому имеет прямой смысл присоединиться к мнению русского философа А.Ф.Лосева (1893-1988), который писал, что человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена. А зачем окончательное решение? - задает философ, казалось бы, парадоксальный вопрос. Чтобы перестать стремиться к ее решению? Чтобы она перестала быть проблемой? В лучшем случае возможны такие решения этой проблемы, которые окажутся постановкой новых проблем. И так далее, до бесконечности.

Но было бы неправильно думать, что могучая наука совсем ничего не сделала в области изучения того, что представляет собой человек. По меньше мере она выполнила тот минимум исследовательской работы, который оказывается полезным для тех, кому небезразличны проблемы человека: она обобщила и упорядочила некоторые понятия и представления в человековедении. Например, мы можем с уверенностью говорить, что человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, активный участник трудовой, общественной и даже исторической деятельности. При определенных задатках и воспитании (самовоспитании) он способен творчески преобразовывать себя и окружающий мир, создавать новые материальные и духовные ценности.

Далеко не всем дано заниматься науками о человеке и даже знакомиться с результатами изысканий тех, кто сделал человековедение своей основной профессией. Однако любознательность в этой области свойственна многим. Следовательно, каждый, кому небезразличны вопросы бытия человека, может самостоятельно обдумывать эти вопросы, искать ответы на них в меру своих сил и способностей. Порою от самых, казалось бы, «простых» людей можно услышать любопытные замечания и наблюдения о назначении человека, смысле его жизни, его возможностях. Одни будут убеждать нас в том, что в человеке больше звериного, чем божественного; другие, наоборот, весьма убедительно станут доказывать величие человека, его способность подняться на вершины духа, явить собою идеал нравственной жизни, самоотверженности, человеколюбия и даже - в отдельных редких случаях - святости.

Природное и общественное в человеке. В человеке физическое тело (организм) и психические свойства и процессы (делающие его личностью) образуют нерасторжимое единство. Несомненно, что человек - наделенное разумом общественное существо. Доказывает это то, что он может полноценно развиваться только в обществе себе подобных, является продуктом и в то же время творцом культуры, имеет представление о высших ценностях, о Боге, обладает нравственными чувствами, способен размышлять, решать сложные проблемы, создавать произведения искусства, жертвовать собой «за други своя». Но, с другой стороны, человек - существо биологическое. Он - часть живой природы, организм, живущий по биологическим законам: родится, физически развивается, радуется молодым силам и возможностям, продлевает свой род, увядает. болеет, стареет, дряхлеет и, наконец, умирает - в лучшем случае от старости.

Итак, в человеке имеются две системы: организм и личность. Человек как биологический организм со всеми его природными проявлениями изучают такие науки, как антропология, анатомия, физиология, биохимия и т.д. Человек как личность, как субъект общественной жизни - предмет изучения психологии, философии, социологии, этики, педагогики, правоведения и др.наук.

Вы помните из предыдущего изучения обществознания, что личность - это человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства и т.д. Это самое простое, непретенциозное понимание того, что собой представляет личность. В этом смысле любой взрослый человек является личностью. Распространено, впрочем, мнение, что человек становится личностью с самых ранних лет своей жизни. У этой точки зрения есть много оппонентов. Они говорят, что личностью не рождаются, а становятся в процессе деятельности (особое значение имеет трудовая деятельность и деятельность общения). Став субъектом общественной жизни, овладев социальным опытом, сопоставляя себя с окружающими, человек начинает выделять и ощущать свое «Я», которое является основным проявлением сознания и самосознания личности. Когда мы говорим о личности как субъекте общественных отношений, мы имеем в виду прежде всего ее способность на самостоятельные решения, позиции, поступки. Чем сувереннее личность, тем в большей мере она соответствует положению активного участника общественной жизни.

Весьма популярна точка зрения на личность как на совокупность особо значимых, положительных качеств человека. «Это личность!» - говорят иногда о каком-либо человеке, желая подчеркнуть значительность его, большие потенциальные возможности, особый вес в обществе, наличие не столь часто встречающихся качеств и особенностей. Такие высказывания можно расценить как литературную метафору. В более мягкой, корректной форме это соотнесение понятия «личность» с положительными нравственными и другими качествами проявляется в разделении личностей на гармоничные и односторонне развитые, моральные и аморальные и т.д. Несомненно, что некоторые личности могут деградировать, терять свои общественно одобряемые черты и особенности. И, конечно, нет предела совершенствованию личности.

Можно встретить и такое мнение: «Личность - это гражданин в полном смысле этого слова». Это суждение соответствует отечественной традиции рассматривать понятие «гражданин» не только с политико-правовой точки зрения, но и с морально-политической, общественно-нравственной.

От понятия «личность» следует отличать понятие «индивид». Индивид - человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, как носитель индивидуально своеобразных черт: задатков, влечений и т.д.; отдельный, обособленный представитель человеческой общности. С понятием индивид тесно связано понятие индивидуальность. Это человек, характеризуемый со стороны своих значимых отличий от других людей, это индивид со своеобразной, неповторимой психикой и личностью.

Человек - существо духовное. Жизнь, определяемая духовностью, осененная ею, - духовная жизнь (подробно об этом см. в § 13). Ярчайший пример человека духовного - Николай Федорович Федоров, философ, автор проекта всеобщего воскрешения умерших («отцов») и преодоления смерти средствами современной науки. Он служил библиотекарем в дореволюционном Румянцевском музее (ныне Российская государственная библиотека). Свое жалованье он раздавал бедным и тратил на книги, обходясь в быту минимумом удобств. Спал на сундуке, прикрывшись ветхим пальто, питался хлебом и чаем. Как библиотекарь он был незаменим: не только быстро находил имеющиеся в музее заказанные книги, не только компетентно подсказывал читателям, какие книги им в русле их интересов полезно прочитать, но и, если какого-то издания не было, покупал книгу на свои деньги. Все свободное время тратил на написание главного своего труда - книги жизни «Философия общего дела». Он считается одним из основоположников русского космизма. Его значимость как мыслителя признавали Л.Н.Толстой, философ Вл.Соловьев. Его духовным учеником был К.Э.Циолковский, заинтересовавшийся космическими полетами для того, чтобы в свое время расселить в космическом пространстве землян, которых после оживления станет слишком много на нашей планете.

Духовное в человеке - это настоящее чудо, это самая большая ценность в мире. Неплохо, если все мы крепко усвоим это. Человек способен жить жизнью духа, следовательно, он достоин того, чтобы к нему относились с уважением только потому, что он ЧЕЛОВЕК.

1. Можно ли решить проблему человека?

2. Что такое человек?

3. Как сочетаются природное и общественное в человеке?

4. Какие науки изучают человека?

5. Что такое личность и индивид?

6. Кого можно назвать примером человека духовного?

II. Проблемы и аспекты

1. Как человек становился добрым?

Выделившись из живой природы в результате развития сознания, интеллекта, разума, человек еще долго пребывал в цепких лапах крайней нужды во всем необходимом. Ему приходилось бороться за кров, пищу, самку, достойное место среди сородичей. Делал он это, полагаясь на свою физическую силу, выносливость, ловкость, смелость. Однако постепенно в жизнь примитивных первобытных людей все в большем объеме входил труд, целенаправленные, осмысленные усилия по созданию каких-то необходимых благ, усовершенствований, облегчавших жизнь. Труд требовал знаний. Знания становились все в большей степени, как и труд, условием существования. Причем для всех было очевидно, что знающие люди приносили пользу не только себе, но и всем сородичам. Однако знающие люди далеко не всегда отличались могучей силой и ловкостью. Многие из них легко проигрывали в жестокой внутривидовой борьбе. Тогда в сознании членов первобытного стада стала проникать и укрепляться там простая истина: нужно беречь каждого сородича, потому что он может принести пользу всем, он может придумать, как всем уберечься от гибели, страданий. Эта истина вылилась в самый древний моральный принцип «не убий». Ему должны были следовать все. Те же, кто игнорировал этот моральный запрет, постепенно вырождались и исчезали с лица Земли.

2. Как взаимосвязаны свобода и ответственность личности?

Одна из высших ценностей человека - его свобода. Веками стремились люди к свободе как к царствию небесному, боролись за нее, отдавали в борьбе жизни. И когда мы говорим о духовности человека, невольно возникает вопрос: «Свободен ли духовный человек?» Это очень непростой вопрос. Свобода не беспредельна. В социальном плане человек как член общества всегда соизмеряет свои действия и поступки с теми правилами и нормами, которые реально существуют в обществе. Для нормального социализированного человека свобода - это ответственность. Иными словами, готовность отвечать за свои решения, дела, образ жизни перед собой и другими людьми (для верующих - перед Богом). С самых ранних лет человек убеждается, что, кроме его потребностей, для удовлетворения которых нужна максимальная свобода, существует множество условий, обстоятельств, с которыми приходится считаться. Той абсолютной свободы, которая выражается в отсутствии каких-либо ограничений, во вседозволенности, просто не существует. Свобода каждого человека имеет границы. Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа». Ибо помимо моих желаний есть желания других людей.

Соотношение свободы и необходимости в деятельности людей - старая философская проблема (категория), выражающая взаимоотношения между деятельностью человека и объективными законами природы и общества. Чтобы совместить «свободы» всех людей, сделать из взаимоприемлемыми, необходимо ввести какие-то общие для всех правила, ограничения. Эти ограничения и выступают как необходимости, корректирующие (поправляющие) поведение людей. Человек общественный ощущает свою зависимость от других людей, от общества, государства. Как гражданин, он готов выполнять обязанности, нести ответственность.

В академическом Словаре современного русского языка слово «ответственность» объясняется как возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство (обязанность, долг) отчитываться в каких-либо своих действиях и принять на себя вину за возможные их последствия. Итак, ответственность - это гражданская необходимость отвечать за свои действия, поступки. Если гражданин совершил то, что нельзя, он должен отвечать, нести ответственность. Хочет или не хочет, но должен. Таков порядок в обществе.

Пример духовной жизни, являющейся образцом альтруизма, - подвижничество «святого доктора» Федора Петровича Гааза. Святым его прозвали заключенные, улучшению быта которых он, работая тюремным врачом, посвятил всю свою жизнь. В молодости он был богат, но со временем раздал все свое достояние нуждающимся и конец жизни провел в созданном им же самим приюте для бедных. Когда Федор Петрович умер, его хоронила вся Москва. И на собранные горожанами средства ему поставили памятник. На этом памятнике выбиты слова, которые любил повторять добрый доктор: «Спешите делать добро».

В каждом человеке две сущности, в каждом есть верх и есть низ, «природа» и дух, между ними идет постоянный диалог, нередко он перерастает в борьбу (В.Непомнящий, писатель).

Свобода есть право делать все, что дозволено законами (Ш.Монтескье, философ).

Лишь глупцы называют своеволие свободой (Тацит, историк).

Когда я могу сделать то, что хочу, это значит, что я свободен; но то, что я хочу, я хочу в силу необходимости (Вольтер, философ).

Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой (Ф.М.Достоевский).

XX век стал для России томлением по свободе. Свобода мерещилась как врата, которые, открывшись, пропустят всех в рай. Последнее десятилетие разрушило и эту иллюзию. Мы получили «свободу, эх-эх, без креста». Одна за другой рухнули иллюзии XIX века. Иллюзия о всеразрешающем чуде свободы. Иллюзия о науке, которая спасет мир. Иллюзия о народе как столпе истории (И.Золотусский, критик, литературовед).

IV. Тесты и задания

А) 1. Какие две стороны составляют сущность человека?

а) классовая;

б) биологическая (природная);

в) социальная;

г) экономическая;

д) потусторонняя.

2. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, иметь духовные интересы и т.д.), является...

а) гордостью нации;

б) избирателем;

в) личностью.

3. Психология, философия, социология, этика, педагогика, правоведение и др. науки изучают человека как___________________________.

4. Отдельный, обособленный представитель человеческой общности - это приумножение и скорее утоление потребностей, искажают природу свою, ибо зарождают в себе много бессмысленных и глупых желаний, привычек и нелепейших выдумок. Живут лишь для зависти друг другу, для плотоугодия и чванства... Спрашиваю я вас: свободен ли такой человек? (Ф.М.Достоевский).

Соответствует ли эта оценка Достоевским «свободы» нынешней ситуации в этой области? Как бы вы ответили на вопрос писателя?

2. Моральная необходимость мало мешает свободе, ибо кто выбирает наилучшее, то он от этого не становится менее свободен; наоборот, самая совершенная свобода скорее состоит именно в том, чтобы ничто не мешало действовать наилучшим образом (Г.Лейбниц, философ, математик, физик).

Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие мысль философа.

3. Писатель В.Вересаев очень точно выразил достаточно популярное мнение: «Человек - не «образ божий», а потомок дикого, хищного зверя. И дивиться нужно не тому, что в человечестве так много этого дикого и хищного, а тому - сколько в нем все-таки самопожертвования, героизма, человеколюбия».

Согласны вы с этими словами? Если да, приведите примеры (герои литературы, деятели истории, персонажи из современной жизни), иллюстрирующие эту мысль.

V. Темы рефератов, сообщений

1. Науки, изучающие человека.

2. Личность как субъект общественной жизни.

Анатомия - наука о строении организмов.

Антропология - наука о биологической природе человека.

Биохимия - наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества.

Объект - предмет, явление, процесс или их стороны, существующие в реальной действительности; то, на что направлена какая-либо активность; то, что противостоит субъекту.

Педагогика - наука о воспитании и обучении.

Правоведение - наука о праве, законах, их природе, содержании и действии.

Претенциозное - претендующий на оригинальность, вычурный.

Психология - наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности.

Социология - наука об обществе, отношениях в нем.

Субъект - в самом общем виде источник активности, направленной на объект; познавательное «Я».

Суверенность - обладание суверенитетом (полной независимостью во внутренней и внешней политике).

Физиология - наука о функциях, отправлениях организма.

Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, общества и сознания.

Этика - наука о морали.

«Я» - самость, целостность, подлинность индивида; то, что отличает его от других людей.

Homo sapiens (лат.) - человек разумный.

Анатолий НИКИТИН, кандидат педагогических наук

Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории. (Р.Дарендорф).

Зададимся вопросом: «А что значит конфликт?» Ученые дают такие варианты определений «Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями; «Социальный конфликт - столкновение противоположных интересов, взглядов, идеологий между индивидами, социальными группами, классами». Я считаю, что Р.Дарендорф прав. Почему? Любой конфликт начинается с социальной напряженности, для начала конфликтных действий необходим лишь повод, затем разворачиваются либо наступательные, либо оборонительные действия, хотя порой возможен вообще отказ от действий. Если же не признавать конфликта, не замечать, что он существует, то он может продолжаться долго. А значит, его исход, результат будет не прогнозируем. Примеры, подтверждающие данное умозаключение, можно привести как из прошлого, нашей страны, так и из настоящего. События 9 января 1905 года -«Кровавого воскресенья» показали, что русский царь Николай II не воспринял выступление рабочих с мирной петицией как нарастание социальной напряженности в стране. Он расстрелял мирное шествие, не попытался выяснить причины, побудившие рабочих пойти к царю, тем самым дал повод к развязыванию превой русской революции 1905-1907 годов. Такой же вариант развития, на наш взгляд, имела история Чеченской войны. Российское правительство вначале не отреагировало на провозглашение суверенитета Чеченской Республикой, что затем привело к первой и второй Чеченским войнам. Итак, действительно, прав Р. Дарендорф и история свидетельствует, что если не видеть, не замечать появления, разрастания конфликта, то мы не сможем прогнозировать его завершения и результата.

Личность - это человек как носитель сознания. (К.К. Платонов)
Человек — вечная проблема. Наши предки считали, что человек предназначен для жизни бесконечной. И что свою суть он должен познавать в течение всей свой земной жизни, а может быть, и за пределами ее. И сейчас немало людей (главным образом верующих), которые думают точно так же. Вместе с тем по мере увеличения авторитета науки, основывающегося на ее реальных достижениях в естественных и технических областях, все большим весом стала обладать точка зрения, в соответствии с которой человек так же познаваем, как, например, микромир или Солнечная система. Личность — это человек как носитель сознания, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства. В этом смысле любой взрослый человек является личностью. Распространено, впрочем, мнение, что человек становится личностью с самых ранних лет своей жизни. У этой точки зрения есть много оппонентов. Они говорят, что личностью не рождаются, а становятся в процессе деятельности. Став, субъектом общественной жизни, овладев социальным опытом, сопоставляя себя с окружающими, человек начинает выделять и ощущать свое «Я», которое является основным проявлением сознания и самосознания личности. Когда мы говорим о личности как субъекте общественных отношений, мы имеем в виду, прежде всего ее способность на самостоятельные решения, позиции, поступки. Чем увереннее личность, тем в большей мере она соответствует положению активного участника общественной жизни.

Личность человека, ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается. (А.Н. Леонтьев)

Леонтьев Алексей Николаевич -советский психолог, занимавшийся проблемами сознания и деятельности.
Личность - это конкретный человек, являющийся представителем определённого общества, определённой социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий своё отношение к окружающему и наделённый индивидуально-психологическими особенностями.
Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания; наконец, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека. Интуитивно мы достаточно хорошо знаем, в чем состоят здесь различия. Тем не менее, в психологических теориях личности постоянно возникают грубые смешения и неоправданные противопоставления этих подходов к исследованию личности. Лишь немногие общие положения о личности принимаются, с теми или иными оговорками, всеми авторами. Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процессами. Однако попытки дальнейшей интерпретации этих положений привели в психологии к ряду ложных идей, мистифицирующих проблему личности.

И еще один аспект. Четыре конфликтных периода, которые ребенок проходит в процессе обучения - период адаптации. « Адаптационная программа», предлагает такую форму педагогической поддержки, как «Дни активного взаимодействия»,помогает преодолеть столь сложный процесс.

Конечно, мы используем и традиционные методы воспитания: заседания Совета профилактики правонарушений, малые педагогические советы индивидуальные беседы, вовлечение школьников в секции, кружки; педагогическое просвещение родителей через « Родительский всеобуч» и многое другое.
Главное - бороться надо не против плохого, а за хорошее, то есть за человека, каким он должен быть в настоящем и будущем.
На сегодняшний день в школе нет «отсева», снизилось число второгодников. Но и у нас не все так благополучно. Вызывает тревогу тот факт, что из 13 учащихся, состоящих на внутришкольном учете, пятеро - учащиеся начальной школы!
Все, что в наших силах, мы стараемся делать для этих детей. Выделены бесплатные путевки в санаторий «Обские зори» Никулиной Ксении, Рудаковым Александру и Дмитрию, Волчек Валентине, в первую очередь эти дети получают талоны на питание. Попечительский Совет школы не отказывает и в материальной помощи на приобретение учебников и дидактического материала. Родители же находятся в позиции безучастности и решительно не хотят заниматься воспитанием своих детей. Одни, в силу свой «высокой компетенции» (Балакина О.Н.), другие - в силу своей педагогической неграмотности и нежелания изменить свой образ жизни (семья Степановых, Гуляевых). Ребенок становится свидетелем неблаговидных поступков своих родителей, и получает своего рода инструкцию, как жить.

На мой взгляд, в плане идеи педагогической поддержки Россия хоть и «не впереди платы всей», но идет вровень. Однако, родители, или так называемые неблагополучные семьи, следует ставить в более ответственное положение. И здесь следует обратиться к опыту западных школ - созданию ювенальных судов.

Люди рождаются только с чистой природой, лишь потом отцы делают их иудеями, христианами или огнепоклонниками. (Саади)

Сложно не согласиться с данным высказыванием. Человек - существо биосоциальное. От рождения мы обладаем, по словам поэта Саади «чистой природой». Маленький араб и маленький еврей биологически очень похожи друг на друга и лишь родители объяснят им, что они - враги. Именно родители приобщают ребенка к религии, как и приобщают к традициям, воспитывают его. В ходе воспитания ребенку прививаются не только определенные нравственные, эстетические, моральные нормы, но и вера в бога или, в зависимости от религии, в животное или растение, идола. Если родители атеисты, то и дети их, как правило, будут атеистами. Религия -один из важнейших, и в то же время один из древнейших институтов человеческого общества. Но что же такое религия и каковы ее признаки? Религия - это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Религии присущи, во-первых, группа верующих, во-вторых, учения, в-третьих, существование неких священных предметов, и, в-четвертых, наличие ритуалов. Каждый из нас, родившись, еще ничего не представляет из себя. Лишь спустя некоторое время он начинает осмысливать действия, совершаемые его родителями. Ведь именно родители закладывают в нас основу жизненных начал и наделяют чертами, которые свойственны как нашему роду, так и обществу. Ребенок, рожденный в православной семье, но по каким-то причинам ставший сиротой и усыновленный католической семьей, станет католиком. Некоторые родители, приобщая ребенка к религии, отдают его в определенные религиозные школы. Душа ребенка после рождения - это чистый лист бумаги, в который можно вписать все, что угодно. В православной религии никто не спрашивает, крестя ребенка, у него согласия на это. То, что религию ребенка выбирают его родители, подтверждает то, что некоторые люди, став взрослыми, меняют свою религию или вовсе становятся атеистами. Так, известный американский акгер Ричард Гир когда-то был протестантом, теперь же он исповедует буддийскую религию. Известен пример и из истории России: князь Владимир не спрашивал у своей дружины, желает ли она принять христианство, а крестил ее насильно. А затем христианизации была подвергнута вся Русь. На наш взгляд, нельзя запрещать религию, но надо внушать детям идею веротерпимости, толерантности, и тогда выросший араб не будет взрывать своего сверстника еврея только за то, что он исповедует иную религию.

Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)
«Марк Аврелий, на мой взгляд, абсолютно прав. Нет такого человека на земле, который бы жил один, был бы отделен от общества. Человеку свойственно познавать окружающий мир, т.е. окружающее его общество, природу, самого себя.
Такие личности, которые считают, что они отделены, что живут в своем «мире» и не зависят ни от кого, далеко ошибаются, это показывает реальный мир. Без общения, без связи индивид просто станет изгоем, а уже вследствие этого он теряет свою жизненную силу.
Может всем правит любовь? Может она дает понять, что люди существуют друг для друга, чтобы любить?
В нашем мире все взаимно. Люди-эгоисты «подметают» все под себя, думают только о себе, но тогда взаимной помощи не будет. Все поступки человека возвращаются ему бумерангом, то, что отдал, потом вернется чем-нибудь другим, а то, что «зажал» - никогда. Эта теория психологии говорит о том, что все взаимно, что нужно существовать не только для себя, но и для других, значит люди существуют друг для друга, но в определенной степени».

Люди существуют друг для друга. (Марк Аврелий)
«За всю свою историю человечество натерпелось немало бед, немало горя. Разрушительные войны, зло природы и другие неблагоприятные факторы на протяжении многих веков воздействовали на людей, заставляя их совместно преодолевать все новые и новые барьеры, заставляя совместно бороться с ними, именно совместно, сообща, друг для друга. Иными словами, и горе и радость делить друг с другом.
На мой взгляд, идеальное воплощение высказывания «Люди существуют друг для друга» можно отыскать в ходе истории человечества. Причем, как в истории прошлого, так и в современном мире. Борьба партизан во время войн, да и вообще, поведение людей во время войны - идеальная модель, пример этому. Люди существуют друг для друга, они как никогда сплочены, они - единое целое. Общее горе делает их такими.
Если рассматривать общество в целом, можно также пронаблюдать непрерываемое взаимодействие между людьми. Оно может подразумевать под собой даже взаимодействие лишь для получения определенной выгоды, а не взаимодействие как посвящение себя человеку в целях добра. Но и в этом случае высказывание Марка Аврелия будет справедливым»

Отрывок, возмутивший общественность, находится на 10 странице учебника, авторство которого принадлежит кандидату педагогических наук, ведущему специалисту по обществознанию, правоведению и граждановедению, лауреату премии Президента Российской Федерации Анатолию Федоровичу Никитину и Татьяне Исааковне Никитиной, издательства «Дрофа»: «Давайте поразмышляем. Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, к труду, к созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом; которые делают его общественным, социальным существом.

Говоря иначе, он не является личностью. Личность - это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством. Здесь мы будем говорит о том, что человек - это гражданин. Отметим, что гражданин обязательно является личностью, существом сознательным, деятельным и общественным».

Общественники ставят под сомнение обучение школьников пониманию гражданских и гуманистических принципов человеческого общежития и полноценному социальному взаимодействию: «Если ценнейшая для общества работа по социальному просвещению и правозащитной практике ведется на внебюджетные средства, то на каком основании на бюджетные деньги, на наши налоги, готовится и издается откровенно фашиствующий учебник, текст которого не может быть частным мнением авторов, а должен являться основой для массового обучения юных граждан России». Также общественники сравнили отношение к инвалидам в учебнике с отношением к психически больным в Третьем рейхе.

Между тем, учебник прошел все необходимые экспертизы и, получив положительные заключения, был включен в Федеральный перечень учебников.

Активисты обратились к Министру образования Российской Федерации Ливанову Д.В. с требование изъять данный учебник из оборота рекомендованных Минобром учебников для российских школ, соответствующая петиция размещена на сайте change.org . Её подписали около 4,5 тысяч человек.

На возмущение общественности отреагировало издательство «Дрофа» сообщив, что на данный момент продажи данного учебника приостановлены. И издание будет направлено на дополнительную экспертизу.

Также издательство готово отозвать учебник и предоставить школам другой учебник по обществознанию в случае, если он не получит одобрение экспертов.

Выберите правильный вариант ответа

(поставьте знак " +" возле выбранного варианта):

1. Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. XIX в.;

б) в 80-х гг. XIX в.;

в) в 90-х гг. XIX в.;

г) в начале ХХ в.

2. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с:

а) выходом трактата Аристотеля "О душе";

б) развитием метода интроспекции;

в) созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

г) развитием метода наблюдения.

3. Психология как наука о душе была определена:

а) более 3-х тыс. лет назад;

б) более 2-х тыс. лет назад;

4. Психология как наука о сознании стала развиваться:

в) в XVII в.;

г) в XVIII в.

5. Психология как наука о поведении возникла:

а) в XVII в.;

б) в XVIII в.;

6. Бихевиоризм:

а) опирался на схему "S-R";

б) превратил психологию в психологию без психики;

в) ввел понятие научения;

г) заложил идеи программированного обучения;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

7. Психоанализ:

а) опирался на практику лечения неврозов;

б) сделал предметом рассмотрения бессознательные явления;

в) ввел в психологию метод свободных ассоциаций;

г) утверждал, что психическая жизнь человека подчинена дихотомии принципов удовольствия и реальности;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

8. Гуманистическая психология:

а) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека;

б) сделала целью воспитания личностный рост;

в) отводит главную роль индивидуальному опыту;

г) опирается на учение богословов;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

9. Психология деятельности:

а) сделала предметом исследования поведенческий акт;

б) ввела понятие установки;

в) сделала предметом рассмотрения деятельность как вид появления психической активности;

г) занимается проблемами адаптации и социализации;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

Личность и ее структура

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов

( поставьте знак "+" возле выбранного варианта).

1. Человека как индивида характеризуют:

б) цвет глаз и волос;

в) тип высшей нервной деятельности;

г) принадлежность к расе;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

2. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами:

а) задатки;

б) лидерство;

в) нравственность;

г) гуманность;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

3. Личностные свойства, обусловленные социально, это:

а) инстинкты;

б) ценностные отношения;

в) музыкальный слух;

г) острота зрения; д) рефлексы;

е) все ответы верны;

ж) все ответы неверны.

4. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются:

а) способности;

б) направленность;

в) темперамент;

г) характер;

д.) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

5. Личность это:

а) совокупность относительно устойчивых свойств и наклонностей индивида, которые отличают его от других;

б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению;

в) индивидуально выраженное всеобщее;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

а) в его мотивах есть иерархия;

б) у него есть способности к сознательному управлению собственным поведением;

в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки;

г) он является творческим субъектом;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

7. Процесс социализации состоит в следующем:

а) привитие ребенку нравственных норм;

б) усвоение ребенком общекультурного опыта;

в) воспроизводстве ребенком социальных правил и норм;

г) познании действительности;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

8. Личность - это человек как:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) субъект деятельности;

9. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является:

а) гордостью нации;

б) избирателем;

в) личностью;

г) интеллектуалом.

10. Активность человека, имеющая нравственный смысл, называется:

а) показухой;

б) поведением;

в) самовыражением;

г) презентацией.

11. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:

а) мотивационно-целевой;

б) коммуникативный;

в) волевой;

г) перцептивный.

12. Источниками социализации выступают:

а) передача культуры через семейный и другие социальные институты, прежде всего через систему образования, обучения и воспитания;

б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

в) первичный опыт, связанный с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

г) процессы саморегуляции, соотносимые с постепенной заменой внешнего контроля индивидуального поведения на внутренний самоконтроль;

д) все ответы верны;

е) все ответы неверны.

13. В становлении личности участвуют механизмы:

а) сдвига мотива на цель;

б) идентификации;

в) освоения социальных ролей;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

14. Высший регулятор поведения, - это:

а) убеждения;

б) мировоззрение;

в) установки;

г) мотивация.

15. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) рационализацией;

б) идентификацией;

в) сублимацией;

г) вытеснением.

16. Личностные качества, предопределенные главным образом, социальными факторами - это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

б) ценностные ориентации;

в) музыкальный слух.

17. Какую из указанных точек зрения следует признать правильной:

а) личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают влияния на этот процесс;

б) личность определяется биологическими, наследственными факторами и никое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой;

в) личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс ее развития обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные - как движущая сила психического развития человека в формировании его личности;

г) верно: а, б, в.

18. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) личностным смыслом;

б) мировоззрением;

в) убеждением;

г) направленностью личности.

19. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:

а) мотивационно-целевой;

б) коммуникативный;

в) волевой;

г) перцептивный.

20. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется:

а) интроспекцией;

б) локусом контроля;

в) инверсией;

г) паттерном.

21. Индивидуальность определяют как:

а) вершина развития личности;

б) уникальность конкретного человека;

в) это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека;

г) все ответы верны.

22. Личностные качества, предопределенные главным образом, социальными факторами - это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

б) ценностные ориентации;

в) музыкальный слух.

9. Характеристикой интенсивности внимания является ее:

2. Степень;

4. Концентрация.

10. Способность человека сохранять и воспроизводить «следы» воздействий на психику называется:

1. Восприятием;

2. Воображением;

3. Мышлением;

4. Памятью.

11. К функциям речи не относятся:

1. Функция обозначения;

2. Функция сообщения;

3. Функция распределения;

4. Функция воздействия.

12. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:

1. Рефлексией;

2. Индентификацией;

3. Эмпатией;

4. Симпатией.

13. Определенный уровень работоспособности человека, уровень функционирования его психики в конкретный момент времени – это:

1. Чувства;

3. Психические состояния;

4. Внимание.

14. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является:

1. Гордостью нации;

2. Избирателем;

3. Личностью;

4. Интеллектуалом.

15. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении - это:

1. Темперамент;

2. Характер;

3. Способности;

16. Высший регулятор поведения, - это:

1. Убеждения;

2. Мировоззрение;

3. Установки;

4. Мотивация.

17. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:

1. Статические;

3. Динамические;

4. Приобретенные.

18. Какая из указанных точек зрения считается наиболее научно состоятельной:

1. Способности человека врожденны, генетически заданы;

2. Все способности в равной мере можно развить у любого человека, были бы созданы необходимые социальные условия;

3. Способности развиваются на основе определенных задатков при включении человека в соответствующую деятельность, создании необходимых социальных и педагогических условий, активной работе личности над собой;

4. Каждый человек в состоянии развить у себя любые способности, было бы проявлено желание и настойчивость.

19. Сторона общения, в основе которой лежат процессы восприятия и понимания людьми друг друга, называется:

1. Интерактивной;

2. Перцептивной;

3. Коммуникативной;

4. Социальной.

20. Жесты, мимика и пантомимика – это средства общения:

1. Оптико-кинетические;

2. Паралингвистические;

3. Экстралингвистические;

4. Пространственно-временные.

21. Человек, умеющий влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувствах симпатии или антипатии, принятия или неприятия, - это:

2. Руководитель;

22. Подчинение индивида групповому давлению, возникающему из конфликта между его собственным мнением и мнением группы, - это:

1. Конформизм;

2. Ориентация;

3. Пассивное принятие;

4. Отсутствие собственной позиции.

23. Основное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникающей как следствие определенной его потребности, мотива, называется:

1. Операцией;

2. Действием;

3. Деятельностью;

4. Умением.

24. Ведущими видами деятельности не является:

2. Учение;

25. Внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности, - это:

1. Действия;

2. Мотивы;

3. Мировоззрение;

ВАРИАНТ 2.

1. Психология как самостоятельная наука оформилась:

1. В 40-х гг. XIX в.;

2. В 80-х гг. XIX в.;

3. В 90-х гг. XIX в.;

4. В начале ХХ в.

2. Психическим явлением является:

1. Нервный импульс;

2. Рецептор;

3. Интерес;

4. Сердцебиение.

3. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

1. Эмоцией;

2. Рефлексией;

3. Сознанием;

4. Процесс развития индивидуального человека, индивидуального поведения и самосознания называется :

1. Онтогенезом;

2. Социогенезом;

3. Филогенезом;

4. Антропогенезом.

5. Получение первичных образов обеспечивают:

1. Сенсорно-перцептивные процессы;

2. Процесс мышления;

3. Процесс представления;

4. Процесс воображения.

6. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям известно как:

1. Аккомадация;

2. Адаптация;

3. Синестезия;

4. Сенсибилизация.

7. Вид восприятия, возникающий на основе тактильного и двигательного ощущений – это:

1. Апперцепция;

2. Иллюзия;

3. Наблюдательность;

4. Осязание.

8. Психическая деятельность, направленная на создание новых образов, называется:

1. Восприятием;

2. Мышлением;

3. Воображением;

4. Вниманием.

9. Представления от восприятии отличаются :

1. Меньшей яркостью;

2. Фрагментарностью;

3. Неустойчивостью;

4. Все ответы верны.

10. Зависимость восприятия от прошлого опыта человека, особенностей его личности называется:

1. Инсайтом;

2. Перцепцией;

3. Апперцепцией;

4. Сенсибильностью.

11. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

1. Анализ;

2. Синтез;

3. Обобщение;

4. Классификация.

12. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании, обеспечивает:

1. Восприятие;

2. Рефлексия;

3. Внимание;

4. Память.

13. Основанием для разделения памяти на произвольную и непроизвольную является:

1. Предмет отражения;

2. Ведущий анализатор;

3. Активность субъекта;

4. Вид деятельности.

14. Чувствами называются:

1. Переживание своего отношения к чему-либо;

2. Устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо;

3. Стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния;

4. Индифферентные отношения к действительности.

15. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, с коротким периодом протекания, влияющее на всю личность и характеризующееся временной дезорганизацией сознания, нарушением волевого контроля – это:

1. Стресс;

2. Аффект;

3. Фрустрация;

4. Страсть.

16. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, образную и вербальную является :

1. Ведущий анализатор;

2. Предмет отражения;

3. Активность субъекта;

4. Вид деятельности.

17. Личность – это человек как:

1. Индивид;

2. Индивидуальность;

3. Субъект деятельности;

4. Верно: 1, 2, 3.

18. Суть процесса социализации человека заключается в:

1. Развитии его врожденных свойств;

2. Овладении механизмами социального поведения и усвоении его норм;

3. Усвоении жаргона определенного слоя общества;

4. Овладении знаниями и навыкоми, нужными для профессиональной деятельности.

19. Рассматривая психологическую структуру человека, З.Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

3. «Сверх-Я»;

4. «Супер-эго».

20. Какую из указанных точек зрения следует признать правильной:

1. Личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают влияния на этот процесс;

2. Личность определяется биологическими, наследственными факторами и никакое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой;

3. Личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс ее развития обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности;

4. Верно: 1, 2, 3.

21. Взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата – это:

1. Общение;

2. Деятельность;

3. Обучение;

4. Коммуникация.

22. К основным сторонам общения относят:

1. Знакомства, аттракцию, коммуникацию;

2. Социальную перцепцию, коммуникацию, интеракцию;

3. Интеракцию, перцепцию, соперничество;

4. Компромисс, социальную перцепцию, партнерство.

23. Сумма или совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе, - это:

1. Статус;

4. Положение.

24. Активность человека, направленная на познание и преобразование окружающего мира и самого себя, называется:

1. Воспитанием;

2. Деятельностью;

3. Учением;

4. Трудом.

25. Социальная общность людей, объединенная на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения, - это:

1. Группа;

2. Труппа;

3. Коллектив;

4. Общество.

9. Глоссарий основных терминов по психологии

Аффект (лат. аffectus – душевное волнение, страсть) – эмоциональная реакция, протекающая бурно и кратковременно: вспышка сильных чувств (гнева, ужаса, ярости, радости), сопровождающаяся снижением сознательного контроля над состоянием, поведением. Специалисты различают нормальный и патологический аффекты, а также лиц, менее или более склонных к аффективным реакциям. Лица, склонные к аффектам, могут быть источниками паники в толпе.

Бессознательное , несознаваемое – множество системных образований психики, не являющихся предметом контроля со стороны ясного сознания. В сознании в каждый данный момент одновременно может находиться ограниченное количество представлений (в среднем, как полагают, примерно 7 ± 2). При этом многие не сознаваемые в данный момент представления могу быть нами легко «вызваны» в зону ясного сознания («захотел – вспомнил»), но очень многие психические регуляторы срабатывают так, что человек не только не отдает себе в этом отчета, но и не может этого сделать, даже если бы захотел. Например, при восприятии круглого циферблата часов на сетчатку нашего глаза может проектироваться не круг, а сложный эллипс (если смотрим на часы сбоку), но при любом положении часов мы воспринимаем циферблат как «круглый». Это странное, с геометрической точки зрения, сохранение образа обеспечивается механизмами психики, которые не только не сознаются субъектом восприятия, но и для новичка, занятого психологией, не всегда понятны (см. константность как свойство восприятия). Некоторая часть переживаний (неприятных, не согласующихся с «приличным» «культурным») вытесняются из сознания, но, по теории З. Фрейда, продолжают заметно регулировать поведение и даже приводить к внутренним конфликтам и невротическим заболевания. Психотерапевтическая практика так называемого «психоанализа» (этот термин закреплен традиционно за фрейдизмом и его ветвлениям; не нужно поэтому называть психоанализом любой анализ психики) основана на том, чтобы вытесненные переживания найти и сделать предметом осознания. Это предполагает очень высокую и изощренную квалификацию психоаналитика (не всякий, кто называет себя так, таковым является; к сожалению, соответствующей практикой заняты и корыстолюбивые, а не только квалифицированные люди).

Внимание – избирательная направленность сознания на ограниченный круг объектов, процессов (внешних или относящихся к психике). К вниманию иногда относят действия контроля и самоконтроля.

Воля – свойство (состояние) человек, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Не следует путать с насилием над собой. Воля далеко не всегда предполагает принуждение себя. Это может быть убеждение, договоренность, хитрость, дрессировка, мастерское использование своих особенностей (привычек, стандартных реакций, слабостей), используемые для того, чтобы все же достичь желаемого.

Воображение – познавательная активность человека как субъекта, приводящая либо к непреднамеренному возникновению, либо к преднамеренному построению в сознании отображений (представлений, схем и иных образов- моделей) тех объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления невоспринимаемого мира или мира, не существующего вообще, – сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.)

Восприятие – множество познавательных процессов и действий по отображению в сознании некоторых целостностей, выделяемых субъектом во внешнем по отношению к его сознанию мире (включая и других людей, и телесность самого человека). Скажем, можно воспринимать или не воспринимать потоки сигналов от внутренних органов своего тела, формирующих некоторый его образ, состояния здоровья или нездоровья. Чаще же под восприятием имеют в виду отображение явлений предметов внешнего мира – природного и социального. Дело обстоит не так, что объект существует в готовом виде в среде, «действует» на человека и в результате тот автоматически его отображает, осознает. Наоборот, человек выделяет из хаоса впечатлений некоторые объекты и тем самым как бы структурирует этот хаос. Чтобы нечто было воспринято, осознано, далеко не достаточно, чтобы оно «подействовало» на органы чувств человека. То, что является или не является предметом, зависит и от человека: для кого-то в окружающей среде есть музыкальные звуки и шумы, диссонансы и консонансы; для кого-то – симптоматичные шумы работающих машин или звуки, издаваемые животными, для кого-то – логические ударения в речи собеседника, для кого-то – удачные и неудачные планировки жилых районов и пр. А для тех, кто о такого рода вещах не знает, их как бы и нет: он их «в упор» не слышит и не видит.

Воспроизведение – доступное для наблюдения умственное действие, заключающееся в восстановлении и реконструкции актуализированного содержания в той или иной знаковой форме.

Галлюцинации – (лат. hallucinatio – бред, видение) – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.

Грезы – фантазии, мечты человека, рисующие в его воображении приятные, желаемые картины будущей жизни.

Групповая динамика – (греч. dynamis – сила) – это процессы взаимодействия сил в группе, благодаря которым группа меняет свое состояние, развивается или разрушается. Определяется она в основном двумя разнонаправленными процессами: сплочением членов группы и напряжением между ними.

Групповые отношения – складывающиеся в группе связи между ее членами, заданные, а) характером и содержанием групповой деятельности, б) характеристиками самой группы в целом: структуры ролей, ценностного единства и пр., в) межличностными отношениями между членами группы как социальными индивидами, г) индивидуальными позициями вовлеченных в эти отношения людей.

Групповая роль – устойчивое положение (место, позиция) человека в группе, определяемое функцией (ролью), которую для группы выполняет данный человек.

Группа – совокупность людей, выделенная на основе какого-либо или нескольких, общих для них признаков.

Деформации общения – это такого рода изменения (нарушения, затруднения, искажения) в общении, которые снижают его эффективность, продуктивность или ведут к разрушениям: самого общения (контакта, координации, взаимопонимания, отношений), здоровья партнеров, их достоинства или душевного благополучия, материальных ценностей и т.п. Восприниматься деформации могут по-разному в зависимости от их вида: мы поругались, чувствую, что надо мной насмехаются, ощущение, что мы чужие, между нами вражда, нам не удается понять друг друга, обнаруживаю, что одурачен и многие другие.

Деятельность – активность человека, направленная на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя. Психологически определяется требующей удовлетворения потребностью, направляется соответствующим ей мотивом – предметом данной потребности.

Жизненные смыслы – это совокупность небезразличных для человека связей с миром, в которых находят свое отражение как объективная зависимость человека от окружающей действительности, так и его потребности и устремления.

Житейская психология – это разнообразный набор психологических знаний и умений, ставших достоянием широкого круга людей. Мы ежедневно пользуемся этим набором, часто даже не замечая своей квалификации житейского психолога. Кроме слова "житейская" можно говорить также "повседневная психология" или "обыденная психология". Житейская (обыденная) психология входит в состав обыденного сознания.

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного или воспринятого материала.

Задатки – природные предпосылки к развитию способностей (их биологический фундамент). Могут быть врожденными или приобретенными. Следует отличать от непроявленных способностей. Различие в том, что задатки есть те биологические особенности, свойства или качества человека, которые затем включаются в ту или иную способность в качестве ее компонентов. Одна и та же биологическая особенность может входить в состав различных способностей, и только в составе таковой оказывается в роли ее задатков.

Индивидуальность – неповторимая система особенностей человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Факт существования индивидуальности является одним из оснований индивидуального (конкретного) подхода к человеку в обучении, воспитании, деловом общении с ним. «Доходить до каждого» – идеал такого подхода. Игнорирование индивидуальности (по невежеству или по убеждению, или вследствие мало осознанной реализации, например, технических или общенаучных идей с их культом простых формул) закономерно вдет к ряду негативных следствий (межличностные и внутриличностные напряжения, конфликты, психические травмы, невротические состояния участников конфликтов и как результат – низкая эффективность обучения, воспитания, труда).

Интеллект , ум – устойчиво присущая и развивающаяся в течение жизни система свойств и качеств познавательной активности человека, его ориентировки во внутренних и внешних обстоятельствах жизни, включая и общественную среду. Выделяют, в частности, социальный интеллект, технический интеллект, гуманитарный интеллект, вербальный, т.е. словесный, невербальный и др. в зависимости от предметной области деятельности субъекта.

Конструктивность общения – характеристика общения, которая указывает, что оно обеспечивает партнерам удовлетворение их потребности в общении, способствует эффективному и продуктивному решению ими совместных задач, обеспечивает достижение индивидуальных целей, оберегает их индивидуальную неповторимость. Понятие конструктивности (созидательности) общения позволяет указать направление, в котором люди движутся по мере повышения своей компетентности в общении, личностного роста, формирования социальной зрелости.

Конформизм (лат. conformis – подобный, сообразный) – некритичное принятие человеком чужого мнения (возможно, неправильного), сопровождаемое неискренним отказом от собственного мнения, в правильности которого человек внутренне не сомневается.

Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе.

Личность – специфически человеческая система психических регуляторов активности человека, такая устойчивая функциональная система в психике, благодаря которой человек становится инициативным, целеустремленным, убежденным деятелем, способным не только приспосабливаться к среде обитания, но и улучшать ее. Основным признаком того, что человек приобрел качества личности, является его способность совершать поступки – выбор между взаимоисключающими возможностями, взвешивать множество важных моментов, связанных как со своей жизнью, так и с жизнью других людей, брать ответственность на себя за последствия своих поступков.

Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, включающая от 3 до 20-30 человек, занятых общим делом и имеющих прямые личные контакты друг с другом. Характеризуется специфическим переживанием членов группы своей принадлежности к ней, чувством «мы».

Межличностное взаимодействие – это динамическая сторона общения, обеспечивающая согласование партнерами целей общения (деятельности), используемых средств достижения целей, координацию используемых каждым из них стратегий. Взаимодействие представляет собой механизм гибкой, как правило, ситуативной подгонки характеристик общения под интересы участников. Может быть настроено на согласование, сотрудничество или на борьбу, стремление каждого навязать свои цели, свое видение задачи или проблемы, свои способы их решения.

Межличностное общение – это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя согласование стратегий взаимодействия, установление и поддержание отношений между ними. Компонентами общения являются контакт, взаимодействие, отношения, коммуникация и восприятие (все – с прилагательным «межличностное»)

Межличностные отношения – это устойчивые на некотором промежутке времени характеристики общения, сложившиеся в общении двух или более людей. В устойчивые отношения переходит то, что было первоначально найдено как схемы взаимодействия, а затем превращено в часто повторяющийся сценарий. Примеры отношений: вражда, соревнование, любовь, дружба, приятельские, или деловые отношения... Сложившиеся отношения, такие как «жертва – агрессор», «ухажер – разборчивая барышня», «придирчивый начальник – медлительный подчиненный» и т.п. продолжаются неопределенно долго, пока участники не придут к необходимости их смены.

Межличностный контакт – характеристика межличностного общения, обозначающая степень объединения партнеров в одно социальное целое (два, три или больше человека).

Мечты – планы человека на будущее, представленные в его воображении и реализующие наиболее важные для него потребности и интересы.

Мышление – множество психических процессов, действий, состояний, направленных на решение различных задач (практических и теоретических) и обеспечивающих это решение (нахождение ответа). Мобилизация мышления как функциональной системы осуществляется отчасти сознательно, отчасти благодаря привычкам, навыкам и иным автоматизма, сформированным нервной системой в ходе предшествующего развития, воспитания, образования, самообразования человека.

Настроение – сравнительно продолжительные, устойчивые эмоциональные состояния умеренно или слабой интенсивности, проявляющиеся в качестве общего фона психической жизни человека, характеризуются преобладанием тех или иных эмоций.

Навык – упрочившееся умение, автоматизированный (выведенный из-под контроля сознания в результате неоднократных повторений в однообразных условиях) компонент деятельности. То, что вначале бывает сознательно контролируемым и преднамеренным действием, может автоматизироваться, как каждому известно по житейскому опыту. Навыки могут быть не только двигательными (моторными), которые легко заметить, но и перцептивными, мыслительными, социально-коммуникативными, организаторскими и пр. Будучи автоматизмами, навыки в то же время являются необходимым условием творчества в деле (понятный пример: пока музыкант не освоил навыки, технику, беглость игры на своем инструменте, ему не до творчества – «не перепутать бы клавиши, позиции» и пр.).

Научная психология – сложная разветвленная система знаний и технологий, используемых для выявления закономерностей порождения, развития и функционирования психики человека и животных. Главная задача научной психологии – выявить нечто новое, сделав это так, чтобы, с одной стороны, получить достоверные знания, а с другой, точно указать, в каких именно пределах они являются достоверными, а где оказываются ложными или неточными.

Образ мира – целостная, многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, о себе и своей деятельности, которая позволяет ему ориентироваться в мире. Это внутренняя модель внешнего мира, созданная на языке субъективных переживаний. Важно подчеркнуть, что это не автоматически перемещенные во внутренний план образы, возникшие в результате восприятия мира, а активно выстроенная на основе глубоких неосознаваемых допущений система, позволяющая предсказывать события в каждый следующий момент жизненной активности. Создается методом испытаний (проб и ошибок) себя и окружающего мира в ходе активного овладения им.

Обыденное сознание – совокупность представлений, знаний, установок и стереотипов, основывающихся на непосредственном повседневном опыте людей и доминирующих в социальной общности, которой они принадлежат.

Осознание – психический процесс перевода психического содержания из бессознательного в актуальную знаковую форму, которая позволяет сообщить это содержание другим людям. Осознать, значит уже сообщить себе, описать для себя своей опыт, чувство, потребность, влечение и т.п. Сознавать – значит отдавать себе отчет в чем-то. Субъективно воспринимается как отчетливое и контролируемое отображение той или иной ситуации, переживания и пр.

Ощущение – субъективное отражение свойств объективного мира, возникающее при воздействии раздражителей на рецепторы органов восприятия.

Память – множество психических процессов, действий, состояний, направленных на запечатление, мысленную организацию, сохранение и воспроизведение прошлого опыта человека.

Поступок – момент нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом. Поступок может быть выражен действием или бездействием; позицией, высказанной в словах; отношение к чему-либо, оформленным в виде жеста, взгляда, тона речи, смысловой подтекста; в действии, направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. Поступок – основная единица социального поведения, у него всегда должны быть свидетели: внутреннее решение, не нашедшее своего социального выражение, поступком еще не является. Поэтому поступок носит необратимый характер, его нельзя «переиграть» – отсюда и возникает персональная ответственность за совершенное. В поступке человек не только проявляется как личность, но и формируется в этом качестве.

Потребности – психическое или физиологическое состояние напряжения, отражающее недостаток (нужду) человека или животного в чем-то, необходимом для их нормального существования. Потребности как состояние являются источником жизненной активности субъекта в том смысле, что оказывают побуждающее влияние, направленное на снятие возникшего напряжения.

Практическая психология – совокупность прикладных знаний и технологий, используемых для решения практических задач в различных областях общественной практики. Особенность практической психологии в том, что всегда можно указать потребителя или заказчика, в интересах которых решается та или иная задача.

Психодиагностика (греч. psyche – душа и diagnostikos – способный распознавать) – отрасль психологической науки, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Психотехника (греч. techne – искусство, мастерство) – конкретные методические приемы или система приемов, используемых для улучшения характеристик протекания психических процессов, формирование новых и развитие существующих психических способностей.

Референтная группа (лат. referens – сообщающий) – группа людей, в чем-то привлекательных для человека, чьи ценности, суждения, нормы и правила поведения он безусловно разделяет и принимает для себя.

Речь – озвученный язык, система используемых человеком звуковых сигналов, обозначающих те или иные знаки языка.

Смысл – психическая целостность, возникающая при непосредственном переживании отношения или хотя бы смутном осознании отношения между каким-либо объектом, отображаемым в сознании, и побуждениями субъекта. Говорят: это «для меня имеет смысл» или «это для меня не имеет смысла» имея в виду, что одно мне нужно, потребно, а второе – нет. Скажем, одно и то же по внешнему виду дело (копание ямы) для нанятого землекопа имеет смысл заработка, для археолога – решения какой-нибудь величайшей исторической загадки, а для случайного прохожего приобретает смысл некоторого злодейства, потому что портит пешеходную тропу.

Совместимость – способность людей работать вместе, успешно решать задачи, требующие от них согласованности действий и хорошего взаимопонимания.

Сознание – термин, используемый для обозначения вообще всей человеческой психики в целом в отличие от психики животных. Человеческая психика (сознание) характеризуется знаковостью («ткань» сознания образуют сложные системы знаков), орудийностью (любая единица сознания используется как средство отражения предметного мира), предметностью (соотнесенностью с элементами внешнего мира) и категориальной организацией (системы знаков и орудий образуют множество взаимно соотнесенных категорий).

Соотношение сил в группе – это распределение между субъектами группы (ее членами или подгруппами) возможностей контроля над групповыми процессами и поведением членов группы. Выражается в феномене лидерства, групповой динамике и пр.

Социальный индивид – обозначение специфически человеческих всеобщих для всех людей характеристик, связанных с оперированием знаками, орудиями, учет принятых в обществе норм и правил, выполнение социальных функций. Речь не идет о личностных или индивидуальных особенностях.

Сплоченность группы – психологическая характеристика единства членов группы, проявляющаяся в единстве мнений, убеждений, традиций, в положительном характере межличностных отношений, настроений и в других компонентах групповой психики, а также в единстве совместной практической деятельности.

Способности – индивидуально-психологические особенности человека, от которых зависит успешность овладения той или иной продуктивной деятельностью, то, насколько человек при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.

Структура группы – сложившееся относительно устойчивое деление членов группы на подгруппы, распределение между входящими в группу людьми групповых ролей.

Талант (греч. talanton – первоначально вес, мера, потом в переносном значении – уровень способностей) – высокий уровень развития способностей человека, прежде всего специальных, обеспечивающий достижение выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.

Темперамент – (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности, работоспособности и др.

Характер (греч. charakter – печать, чеканка) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей человека, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, определяя типичные для него способы поведения и реагирования на жизненные обстоятельства. В характере находят свое выражение типичные для данного человека способы постановки и решения жизненных задач, используемых в стандартных ситуациях.

Чувства – высшие, культурно обусловленные эмоции человека, отличающиеся относительной устойчивостью, обобщенностью, соответствием потребностям и (в особенности) ценностям, сформировавшимся в ходе развития человека как личности.

Эмоции (лат. emoveo – потрясаю, волную) – особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления, передачи от поколения к поколению и хранения информации. Язык существует и реализуется через речь.