Диетические... Волосы Аксессуары

Доклад "лекарство для души - библиотерапия в школьной библиотеке". Библиотерапия для детей: сказка, басня, рассказ Игры и упражнения на библиотерапия

В жизни каждого человека случаются ситуации, когда одно сказанное слово может вознести до небес либо больно ударить о землю. Словами можно выразить всю гамму чувств и эмоций, испытываемых нами в самых разных ситуациях, а написанные на бумаге они превращаются в великое чудо – книги.

Согласно исследованиям, проведенным в Европе, примерно 60% людей, испытывающих психологические проблемы, начинают увлеченно читать книги, что приводит к снижению уровня стресса и улучшает состояние без приема антидепрессантов. Психологи давно отметили эту особенность, поэтому библиотерапия, или лечение чтением, становится распространенной практикой лечения неврозов и депрессий.

Библиотерапия – метод психологической коррекции эмоционального состояния больного с помощью чтения специально подобранной библиотерапевтом художественной литературы. Идея лечить книгой не нова, еще в Греции врачеватели рекомендовали больным хандрой почитать свитки о приключениях мореплавателей или эпические саги о подвигах полубогов.

На Востоке издавна особая роль отводилась чтению священной книги Коран, которая не только лечила, но и вдохновляла на праведную жизнь. В просвещенной Франции чтение было одним из главных увлечений дворянства и владеющих грамотой простолюдинов, даже известный философ Жан-Жак Руссо советовал скучающим аристократам обратить свой взор на книгу, дабы избежать застоя в умах и душах.

Термин «библиопсихология» впервые был применен известным русским просветителем и писателем Н. А. Рубакиным, который в 1916 году основал свою школу библиотерапии при Женевском педагогическом институте.

Идея объединить литературоведение с психологией, разработать методическую основу, позволяющую повысить лечебно-терапевтический эффект библиотерапии, появилась у него не случайно. Изучая результаты исследований зарубежных коллег, наблюдая за применением оздоровительного чтения в лечебницах, автор пришел к выводу, что метод работает тем эффективнее, чем точнее соответствует содержание книги потребностям больного.

Чем может помочь лечебное чтение

В современном обществе тенденция к индивидуализации усиливается, разрушаются традиционные семейные связи, человек все больше чувствует себя одиноким, иногда даже сознательно отстраняется от окружающих, замыкается в себе. Депрессии, отсутствие интереса к жизни и суицидальные настроения, особенно среди молодежи, становятся нормой.

Прием антидепрессантов и седативных препаратов часто не дает длительного эффекта, поэтому все большее внимание специалисты уделяют чтению. С точки зрения психотерапевтов, современная библиотерапия как практическая дисциплина может помочь пациентам в решении таких проблем, как:

  • Осознание особенностей психофизиологических реакций на внешние раздражители.
  • Расширение кругозора, изменение взгляда на сложившуюся ситуацию, которая беспокоит пациента.
  • Снятие психологического напряжения, выход из стрессовой ситуации, избавление от чувства вины, стыдливости, закомплексованности.
  • Налаживание отношений с окружающими, выстраивание продуктивного взаимодействия с лечащим специалистом.
  • Формирование рационального отношения к заболеванию, снятие излишней замкнутости, побуждение к обсуждению заболевания без излишней эмоциональности.
  • Развитие образного мышления и воображения.

Психологи утверждают, что библиотерапия для детей является уникальным и незаменимым методом мягкого воздействия на мышление, особенно когда малыш длительное время находился в стрессовой ситуации. Сейчас это направление обособилось и получило название .

В процессе игры с педагогом ребенок получает информацию о том, что другие уже сталкивались с подобной проблемой и смогли ее преодолеть. С помощью данной методики стимулируется воображение малышей, дается стимул для развития их личности и творческого потенциала.

Области практического применения дисциплины

Библиотерапия тесно связана с такими науками, как валеология, литературоведение, психотерапия, педагогика и медицина, а применяемые ею методы лечения могут исцелять не только душу, но и тело. Механизм лечебного воздействия слова в библиотерапии исследовал основоположник психоанализа З. Фрейд, он сделал важный вывод о взаимосвязи между подсознанием, речью и состоянием тела.

Знаменитый физиолог Павлов говорил о том, что мысль, продуцируемая мозгом, порождает вполне конкретные физико-химические процессы, непосредственно влияющие на состояние организма. Слово, с точки зрения библиотерапии, – метод щадящей немедикаментозной коррекции, позволяющий заменить благоприятное воздействие окружающей среды чтением книги.

Область применения библиотерапии достаточно широка, она имеет три основных направления: лечебное, психогигиеническое или реабилитационное. Как реабилитационное средство библиотерапия незаменима при работе с людьми, получившими инвалидность разной степени тяжести и испытывающими сложности с адаптацией к нормальной жизни.

В качестве лечебного направления она ориентирована на помощь людям, страдающим неизлечимыми заболеваниями или находящимся в стрессовой ситуации, затяжной депрессии. Психогигиеническое направление нацелено на работу с неблагополучными категориями граждан, выполняя прежде всего профилактическую функцию, а также с людьми, испытывающими проблемы с общением и самоутверждением.

На этапе становления эта дисциплина практиковалась как метод коррекции только в психиатрических лечебницах под контролем психотерапевтов. Далее, с развитием методологической базы, ее стали применять в реабилитационных центрах, домах престарелых, детских домах, дошкольных и школьных учреждениях, пенитенциарной системе.

Одна из важнейших функций данной науки состоит в том, чтобы помочь пациенту найти способ самоутвердиться, сформировать адекватную оценку себя как личности, научить планировать свою жизнь, помочь в развитии и самосовершенствовании. Особое внимание метод уделяет подрастающему поколению: разработана целостная система, согласно которой упражнения, выполняемые родителями совместно с детьми, помогут восстановить отношения, улучшить микроклимат в семье, объяснить на примере литературных героев, как правильно себя вести.

Так как же лечат книгой

Процесс лечебного чтения в библиотерапии довольно сложен и состоит из нескольких этапов. На первом этапе психолог тщательно изучает проблемы пациента, определяет, будет ли это групповая терапия или пациенту необходим собственный план чтения. Далее специалист по библиотерапии подбирает книги согласно рекомендациям психолога.

Особое внимание уделяется художественному содержанию произведения, образу и характеру главных героев, их духовной близости пациенту, переживаниям и терзаниям, переживаемым действующими лицами. Не рекомендуется предлагать для чтения «ужастики», философские трактаты, любовные и детективные романы, некоторые книги о приключениях.

Специалистами по библиотерапии разработан список авторов, произведения которых рекомендованы для чтения, среди них такие известные классики русской литературы, как Толстой, Тургенев, Пушкин, а также известные западные писатели. Чтение литературы, посвященной морально-бытовым вопросам, а также жизнеописанию отдельных известных личностей, оказывает особое, вдохновляющее влияние, поэтому ей отводится особая роль при подборе книг для чтения.

Специалист по библиотерапии обязательно должен учесть такой немаловажный фактор, как психологическое состояние пациента. По методике библиотерапии, не рекомендуется назначать перевозбужденным пациентам чтение книг о приключениях или войнах, депрессивным – о путешествиях.

Согласно методу библиотерапии, для каждого пациента разрабатывается отдельный план чтения из четырех частей, включающий не менее семи книг на четыре недели. Чтобы заинтересовать человека и настроить на работу, ему предлагают почитать литературу, не имеющую отношения к конфликтной ситуации.

Затем подбираются три книги, тематика которых полностью соответствует проблеме пациента, основная цель – дать читателю прочувствовать ситуацию со стороны, осознать, что любую трудность можно преодолеть. Третья часть призвана закрепить полученный терапевтический эффект, а четвертая – поддержать и вдохновить клиента.

В процессе чтения больной делает заметки о действиях героев, отмечает непонятные или спорные, с его точки зрения, моменты, выделяет страницы, которые вызвали неприятие или внутренний протест. После прочтения каждой книги с пациентом проводится специальное собеседование, цель которого – выяснить, насколько человек проникся духом произведения, правильно ли осознал суть сюжетной линии, смог ли выделить самое главное для себя.

Занятия и само чтение могут проводиться в кабинете специалиста, но библиотерапия в библиотеке, среди стеллажей и читальных столов, может оказать на человека дополнительное дисциплинирующее воздействие.

У лечения методом библиотерапии есть свои сторонники и противники, большое число как довольных, так и разочарованных пациентов. Одним из главных аргументов против библиотерапии является ее субъективность: сложно подобрать именно ту книгу, которая даст наилучший терапевтический эффект.

На данный момент также нет официальной статистики, которая подтвердила бы действенность библиотерапии или дала почву для сомнений в пользе его применения. Во всяком случае специалисты едины во мнении, что чтение, бесспорно, положительно влияет на общее развитие, и необходимо приложить усилия, чтобы популяризировать его. Автор: Наталья Иванова

Стало модным обсуждать отсутствие интереса у людей к процессу чтения, о нежелании «открыть книгу» у детей, и тем более у подростков. «Мы совсем перестали читать, и это катастрофа!», — слышим мы повсюду. Позвольте не согласиться.

О том, что сегодняшнему подростку действительно намного интереснее просидеть все 24 часа с приставкой или выложить новые фотографии с вечеринки в соцсети — бесспорный факт. Но не стоит говорить, что читать разучились все поголовно.

На самом деле мы читаем в некоторых случаях намного больше, нежели читали наши родители. Просто чтение наше переформатировалось из художественной литературы в Ее Величество Информацию.

Мы «перелопачиваем» горы нужной и ненужной информации, мы вынуждены читать сопутствующие тексты к найденному документу. Информационное поле столь стремительно разрастается, что успеть «обработать» его в состоянии далеко не каждый мозговой аппарат. И стоит сказать, что в условиях стремительного технологического развития, непрерывного повсеместного стресса и постоянно натянутых нервов всего человечества профессиональная помощь каждому из нас действительно необходима.

Речь идет о Библиотерапии. Относительно новый термин, нашедший свое почетное место самостоятельного лекаря на стыке психиатрии, психологии и библиотековедении. Что касается действенности его приведем элементарный пример из повседневной жизни.

Помните классические стрессовые ситуации, когда было совсем невмоготу, когда не хотел никого видеть, и тем более, выходить из собственного дома-укрытия? А теперь восстановите в памяти, как совершенно интуитивно Вы протягивали руку к любимой книге на полке. Разве не так?

Еще примеры? Пожалуйста:

  • Спуститесь в метро и окиньте взглядом людей, занятых столь «забытым» процессом чтения! Другой вопрос, что за книги, но человечество читает! И делает оно это подсознательно, понимая, что в чтении его спасение и немедикаментозное лечение.
  • А наши дети - это самый справедливый показатель действенности библиотерапии. С самого малого возраста малышам интересно слушать сказку, прочитанную мамой или рассказанную бабулей. Эти маленькие человечки просто обожают сказки, ведь они их успокаивают, переносят в мир фантазий и грез… Одним словом, библиотерапия для детей - это неиссякаемый родник беззаботной жизни.

Так что же таит в себе библиотерапия?

Цели библиотерапии:

  • обрисовывание проблемы как таковой;
  • проникновение в саму суть вопроса;
  • диспут на тему новизны ценностей и отношения к ним;
  • отождествление личной проблемы с понятием того, что пациент не одинок и подобного рода вопросы возникают ежедневно у множества людей;
  • подбор возможных вариантов выхода из сложившейся ситуации.

Немного об истории

В лечебных целях книгу стали применять мудрецы и правители, имеющие ключ к «Аптеке для души» очень давно! Именно таким «лозунгом» украшено книгохранилище Рамзеса II. Впервые термин «Библиотерапия» был употреблен в 1300 г. до н.э. И с тех самых далеких времен книга для человека является лучшим другом, советником и лекарем.

Множество исследований доказывает не только необходимость чтения определенной литературы для корректировки собственного настроения и психоэмоционального состояния. Самые «свежие» исследования японских ученых подтверждают также процесс структурирования жидкости внутри организма человека, читающего духовную литературу, а вода в стакане, «слышащая» чтение молитвы или псалмов (не важно какой конфессии или веры) наделяется силой «живой, целительной воды».

Библиотерапия в библиотеке

В этом разделе речь пойдет о библиотерапевтической практике, имеющей две наиболее распространённые формы (см. схему 1)

Схема 1 Библиотерапевтическая практика
Индивидуальная библиотерапия Групповая библиотерапия
Задача индивидуальной библиотерапии: в процессе чтения провести корректировку и развитие личности читающего. Индивидуально подобрать материал для чтения, дающий пациенту возможность переформатировать собственную личность или беспокоящие ее проблемы, вопросы, переживания и т.д.

Формы индивидуальной библиотерапии:

  • план чтения (разработка),
  • литературное меню (подбор),
  • беседы (исключительно личные, позволяющие вникнуть в глубину вопроса и учесть все нюансы проблемы пациента, определить его культурный уровень и область интересов, хобби и т.д.)
Задача групповой библиотерапии: не только прочитать предложенную литературу и сделать выводы, скорректировать свое отношение к вопросам, беспокоящим пациента, но и подготовиться к обсуждению, диспуту, высказыванию собственного мнения в том или ином вопросе в кругу друзей или единомышленников. Это общение в группе, а значит и групповая терапия.

Формы групповой библиотерапии:

  • встречи литературного характера (литературный салон, заседания клуба по литературным интересам, возможно использование элементов игровой технологии, организация брифингов и круглых столов с привлечением экспертов-профессионалов и т.д.),
  • классический библиотечные уроки,
  • викторины, соревнования,
  • конкурсы выразительного чтения,
  • тематические мероприятия,
  • литературные посиделки за чашкой чая,
  • литературный театр и т.д.

Обе формы библиотерапии предусматривают серьезнейший подход специалистов к этапу планирования. Ведущим критерием качественного результата лечения является четкий план работы (сотрудничества пациента, лечащих специалистов и, собственно, самого лекарства — книги), состоящий из четырех частей, важнейшим из которых является составление «Меню чтения». Речь идет об объеме по меньшей мере в семь книг и о временном промежутке, состоящем из минимум четырех недель.

Следующий этап на пути к выздоровлению — определение психологического состояния пациента. Здесь важно соблюдать определенные правила. Запрещено предлагать возбужденным людям книги о ведении боевых действий или фантастическо-приключенческую литературу, а пациент, страдающий депрессией не должен читать о путешествующих героях. В вопросе мотивирования к работе помогут книги, не описывающие конфликт, а наоборот имеющие расслабляющий сюжет и т.д.

Правильным также считается подбор трех книг. Цель этого этапа — показать пациенту возможность преодоления любой ситуации. И итоговый этап — вдохновение и поддержка человека, нуждающегося в помощи, тренировка и упражнения, закрепляющие терапевтический эффект.

Очень действенными считаются занятия с приведением конкретных примеров, выполнением заданий, помогающих разрешить определенную проблему пациента.

В отдельных случаях терапия предполагает и ведение «Литературного дневника», описание так называемого библиотекста, внесение своих ощущений в момент прочтения книги, отношения к автору или герою, его поведению…

Использование в библиотерапии именно художественной литературы

В условиях стремительного техногенного развития нам гораздо легче найти материал или книгу делового стиля или профессиональную литературу. С художественными текстами вопрос стоит гораздо острее. Здесь немаловажную роль играет также неумение современного общества полноценно расслабляться и отдыхать (мнение Е.Исаевой).

Ю.Н.Дрешер является одной из самых ярких представительниц сторонников чтения художественной литературы как в терапевтических, так и в профилактических целях. Она же, как практикующий специалист по библиотерапии, использует свое определение:
«Библиотерапия — наука, спроецированная на формирование личностных навыков и возможностей к противостоянию сложным ситуациям (стрессовым или болезненным, депрессивным и т.д. состояниям), усиливать защитные функции и силу воли, повышать уровень образованности и интеллекта на основе синтезирования ситуации чтения. Библиотерапия – специфический метод руководства чтением для библиотекаря и психотерапевтическая методика для врача. Каков терапевтический эффект различных жанров и видов литературы (в особенности художественной) вмещает главное содержание действительно специфической дисциплины — библиотерапии. В книговедческом словаре эта наука названа методом книголечения. Ее воздействие через специально подобранную, в основном художественную, литературу и психологическое, а также профилактическое воздействие на личность с повышенной мерой конфликтогенности. Библиотерапия при работе с любым возрастом, со здоровыми или больными людьми,..»

Закономерными считаются три важнейшие основные задачи библиотерапии

  • психотерапевтическая — задача, стоящая перед библиотерапевтом и/или врачами-психоневрологами, психиатрами (в зависимости от тяжести заболевания) в вопросе разрешения проблем у пациентов, имеющих неврозы. Возможна помощь и определенной категории психических больных (без участия библиотекаря);
  • библиоведческая — задача, отвлекающая больного от мыслей о неизлечимости заболевания или безнадежности положения больного;
  • вспомогательная — задача спутника терапии, усиливающего эффект лечения (специально обученный библиотекарь в тандеме с врачом-специалистом).

Психотерапевтические процессы для библиотерапии играют главнейшую роль в процессе выздоровления пациента. Специалисты, работающие в этой области демонстрируют впечатляющие результаты.

Книга как лекарство предлагает свое воздействие на пациента через такие психотерапевтические процессы как:

— успокоительное или наоборот побуждающее к действию, мотивирующее;

— дарящее позитивные эмоции (веру, радость, счастье, удовольствие, удовлетворение собой как личностью и т.д.);

— стимулирующее к постоянному росту и желанию реализации своего потенциала, духовного развития, стремления к идеалу;

— усиливающие защитные функции и вырабатывающие навыки противостояния неприятностям;

— повышающие качество и уровень образования пациента, силу воли и многое другое.

Библиотерапия представлена двумя видами.

  • Целенаправленная библиотерапия (работает над мотивированием, поднятием самооценки, воспитывает оптимизм и силу воли и т.д.);
  • Нецеленаправленная (помогает в вопросах создания настроения, желания жить и развиваться как личности, отвлекает от насущных ежедневных сложностей и т.д.)

К наиболее захватывающим и эффективным разделам библиотерапии можно отнести работу с детьми. Речь идет о так называемой «Сказкотерапии».

Очень сложно встретить ребенка, не любящего сказки, или не засыпающего в волшебном лесу в компании с Жар-птицей или доброй феей.

Этот раздел науки в последнее время активно изучается учеными-практиками такими как: Л.И. Беленькая, И.И. Тихомирова, А.В. Тумурук, А.И.Трофимова, А.Е.Алексейчик.

Результаты их исследований дают потрясающие результаты.

Они же разделяет также литературу с точки зрения библиотерапии на такие категории как:

— специальная медицинская;

— философская;

— духовная;

— биографическая (автобиографическая);

— классическая русская;

— критическая и публицистика;

— юмористическая и стилистическая;

— фольклор, сказочная;

— научно-фантастическая;

— детектив, приключенческая;

— драматургия;

— педагогическая литература;

— юридическая;

— узкопрофессиональная литература.

Каждый из вышеперечисленных жанров воздействует на читателя по-своему. Можно по-разному относиться к понятию библиотерапии и исследованиям в рамках ее. Но крайне важным является то, что человечество еще со времен доисторических и до сегодняшнего дня знает, что книги - это лучшее «Лекарство для души», не имеющее побочных эффектов и рекомендуемое мудростью поколений! И принимать его разрешено без режима или строгого рецепта врачей!

Библиотерапия

«Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой". Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния человека, либо коррекции значимых психических свойств. Психотерапевт (психолог, специально обученный библиотекарь) подбирает для пациента литературу, ориентированную на его круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания. Объектом и субъектом библиотерапевтического процесса является человек, конкретная личность. Библиотерапевтические методы и используемые при этом средства ориентированы в основном на три категории людей - на тех, кто:

переживает личностный кризис;

оказывает нуждающимся профессиональную помощь во время кризиса;

создает систему поддержки людям, переживающим кризис, и пытается осмыслить причины кризисных явлений.

На наш взгляд библиотерапевтический метод может быть полезен и для решения следующих задач:

гармонизация процесса психического развития;

снятие противоречий между конфронтирующими мотивационными тенденциями;

коррекция отклонений в психическом развитии;

профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.

Библиотерапия имеет три аспекта применения: лечебный, реабилитационный и психологический. Она может стать одной из дополнительных составных частей лечебного процесса, помогая критической переработке и осмысливанию значимых для больного конфликтов. Есть заболевания, для лечения которых очень важно воздействовать на настроение, чувства, даже на характер больного. Общение с произведениями великих мастеров слова дарит эстетическое наслаждение, будит любовь к жизни, поднимает настроение, укрепляет веру в свои силы, а ведь это очень важно для успешного лечения» .

Особенно необходимы смех и радость, которые несут с собой добрые и веселые книги, больным детям. Общение с книгами с детских лет помогает нормальному развитию духовного мира ребенка. В руках умелого библиотерапевта книги облегчают также привитие детям необходимых гигиенических навыков, для этих целей особенно успешно и широко используются стихи А.Барто и П.Барто "Девочка чумазая", сказки Чуковского "Мойдодыр" и "Федорино горе" и др. Влияние художественных произведений особенно сильно потому, что оно сохраняет у ребенка приятное чувство свободы выбора решения, а не подчинения воле старших.

Библиотерапия представляется весьма перспективным направлением, которое необходимо активно развивать. Наибольшие результаты здесь могут быть достигнуты лишь при четком взаимодействии медиков, психологов, библиотекарей, социологов и представителей некоторых других профессий.

Метод иконического реконструирования

Метод основан на концепции В.Я. Ляудис, заключающейся в том, что ситуация совместной продуктивной и творческой деятельности основана на «капитальной переориентации смысла и порядка организации всего учебного процесса» . Данная переориентация способствует повышению эффективности всей деятельности.

Переводя концепцию в плоскость работы с литературными источниками Л.А. Мосунова предлагает использовать метод иконического реконструирования при развитии и совершенствовании уровня смыслового понимания художественного текста. «Суть метода заключается в поэтапной и целевой работе с литературным произведением, основанной на предварительной диагностике текущего уровня смыслового понимания текста» . В своей диссертации Мосунова Л.А. описывает коррекционную работу со старшеклассниками по методу иконческого реконструирования.

Этапы следующие:

Диагностика: определение текущего уровня смыслового понимания текста по прочитанному материалу с помощью вопросов, создания словесной картины, создания афиши. Адекватность или ошибки в понимании.

Формирующий этап:

предпосылки - установка, ключевые понятия смыслового чтения, повторная актуализация;

методические приемы (формы взаимодействия с художественным текстом) - словесное рисование (словесные картины, «составление диафильма», «создание киносценария»), схематизация (прием выявления бинарных оппозиций, прием «синхронного чтения»);

диагностика и сопоставление результатов.

Констатирующий этап позволяет определить результаты работы.

Безусловно, особый интерес в использовании данного метода представляют непосредственно методические приемы работы с текстом и их последовательность.

Именно методические приемы отражают название самого метода. «Реконструирование целого смыслового понимания текста из отдельных (иконических) элементов его составляющих. Будь то ключевые слова, сцены, «кадры», эпизоды или образы - картины.

Доказанная эффективность метода иконического реконструирования позволяет ему делать серьезные заявки на будущее наряду с другими, уже ставшими классическими методами коррекционной работы средствами чтения» .

Однако, несмотря на то, что многие методы эффективно используются при работе с взрослыми людьми и подростками; работа с дошкольниками и младшими школьниками имеет свои специфические особенности, обусловленные возрастом детей и так или иначе влияющие на эффективность применения методов в целом.

Особенности использования развивающих и коррекционных методов в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

«Специфика психологической работы с дошкольниками характеризуется зачастую тем, что в этой области диагностика и коррекция тесно связаны между собой. Детей принято приводить к психологу или психотерапевту только после обнаружения у них каких-либо видимых проблем или отклонений, то есть в процессе диагностики личности ребенка почти всегда стоит цель последующей коррекции. Проблемы могут быть различными -- вызванными физическими отклонениями (например, проблема межличностного взаимодействия ввиду нарушений речи) или внешними социальными факторами (замкнутость, агрессия, фобии ребенка вследствие неблагополучных отношений в семье)» .

Использование таких методов психотерапии и психокоррекции, как арт-терапия и ее составляющие (сказкотерапия, изотерапия, психодрама и т. д.) в работе с детьми дошкольного возраста являются наиболее приемлемыми и эффективными. Это обусловлено тем, что в данных методах делается упор на восприятие образов.

«Наряду с прочими одним из главных факторов арт-терапии, влияющим на ее эффективность, является личность арт-терапевта. Здесь, больше, чем в работе со взрослым, важны и непринужденная атмосфера, и эмпатия (умение переживать и сопереживать чувствам другого человека), и одновременно рациональное анализирующее мышление. Одно из главных качеств арт-терапевта -- способность установить с ребенком контакт, быть на его стороне, говорить с ним в одной плоскости.

Ребенок-дошкольник зачастую слышит не слова, а интонацию; понимает не содержание речи, а жесты, лицо, мимику, которые эту речь сопровождают. Специалисты говорят, что эмоциональный контакт с малышом достигается с использованием невербальных приемов общения: открытые позы, живая мимика и т.п. Детские арт-терапевты не забывают и про стандартные педагогические приемы работы с дошкольниками

Применительно к сказкотерапии надо сказать, что детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки» .

Значительную роль в коррекционной работе с детьми младшего школьного возраста, развитии комплекса игровых способностей, побуждении игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности (игровой, учебной). Определенное влияние на формирование свойств субъекта игровой деятельности оказывают такие корригирующие методы, как руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка. Такие личностные проявления, как нарушение образа «Я», неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание, комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка, выборочном игнорировании его негативных поступков, эмоциональном поглаживании.

Краткое описание программы

Цель программы: развитие и коррекция психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами литературы и чтения с использованием метода иконического реконструирования.

Задачи программы:

Диагностировать психологические особенности дошкольников и младших школьников (самооценка, воображение, память, обобщения, образное мышление); готовность к обучению в школе;

Определить уровень смыслового понимания текста обучающимися детьми;

Провести коррекционно-развивающую работу средствами чтения с использованием психокоррекционных и психотерапевтических методов, направленную на ранее изученные психологические особенности детей;

Оценить эффективность проделанной работы с помощью психодиагностических методик.

Описание программы

1 блок - Диагностический

диагностика психологических особенностей обучающихся;

формулирование общей программы психологической коррекции.

Тест «Лесенка»

Методика «Три слова»

Тест «4-й лишний»

Тест «10 слов»

Тест «Зрительный анализ»

Тест «Рисунок школы»

2 блок - Установочный

адаптация детей в группе;

определение уровня смыслового понимания текста обучающимися детьми;

создание активной установки.

наблюдение;

3 блок - Коррекционно-развивающий

гармонизация процесса развития ребенка;

гармонизация игровой деятельности;

достижение «открытия Я»;

расширение сферы осознанности мотивов;

творческое саморазвитие ребенка;

формирование умения ребенка отделять главное и второстепенного;

снятие противоречий между конфронтирующими мотивационными тенденциями.

методика групповой игровой коррекции;

методика «Рисунок обложки»;

методика «Создание диафильма»;

методика «Создание театра».

4 блок - Оценка эффективности

оценка изменений в психологических особенностях обучающихся;

оценка эффективности коррекционно-развивающей программы.

Минимальная продолжительность коррекционно-развивающей работы 3 - 3,5 мес.

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия - 30 мин.

Этапы коррекционно-развивающей работы

1 этап - Ориентировочный - 2 - 3 занятия

Наблюдение, адаптация в группе.

диагностическая;

создание положительного эмоционального настроя и атмосферы «безопасности».

2 этап - Реконструктивный - 15 - 18 занятий

Целенаправленные приемы работы.

коррекционная;

развивающая.

3 этап - Закрепляющий - 3 - 4 занятия

Самостоятельная работа детей с новыми приемами работы с литературным произведением.

закрепление положительного результата;

опробование нового опыта.

Ориентировочный этап

Занятие 1

Беседа на определение уровня смыслового понимания текста

Целью беседы является определение смысла одного незнакомого произведения из знакомого смыслового ряда (см. Прил.1,8).

Предваряя беседу, дети знакомятся с рассказом, который им был не знаком ранее.

В ходе беседы задаются вопросы на смысловое понимание текста.

Определяется адекватный смысл по определению читателя.

Занятие 2

Наблюдение за игрой

Детям предлагается поиграть, как они захотят, в рассказ, который они слышали на прошлом занятии.

В ходе наблюдения оценивается общее эмоциональное состояние в группе, психологический фон игры. Дети адаптируются в группе, привыкают к психологу. Создается «атмосфера безопасности».

Занятие 3

Наблюдение за игрой

Детям зачитывается рассказ / сказка и предлагается поиграть в то, что они услышали, как они захотят.

Занятие выполняет такую же функцию, как предыдущее, за исключением нового текста и его восприятия, не отсроченного во времени.

Реконструктивный этап

Занятие 1

Знакомство с текстом

Выразительное чтение текста группе детей.

Методика «Рисунок обложки»

Описание методики

Методика способствует формированию умения ребенка отделять главное от второстепенного, а так же, благодаря изотерапевтическому действию, осуществляется психокоррекция, путем создания творческих образов и проекции невербализуемых подсознательных процессов.

После прочтения текста следует спросить: «Ребята, вам понравился этот рассказ / история? (дети отвечают) А вы хотите, чтобы этот рассказ стал красивой книгой? (дети отвечают) Но чтобы рассказ стал книгой ему нужно помочь и нарисовать обложку. На обложке всегда изображают самое главное, о чем говорится в рассказе».

Инструкция: «На этом листе бумаги нарисуйте, пожалуйста, обложку к рассказу, с которым мы сейчас познакомились» (см. Прил.18,20).

Механизм коррекционно-развивающего воздействия занятия 1

Таблица 2

Механизм развития и коррекции

Создание обложки

На обложке изображается самое главное, о чем говорится в рассказе.

Создание обложки

Изображение героев рассказа и их действий.

Создание обложки

Создание обложки индивидуально и каждый ребенок имеет возможность отразить свое творческое видение рассказа.

Рисунок обложки

Рисуночная деятельность сама по себе способствует коррекции и терапии, благодаря ее проективным свойствам. Возможность отразить эмоциональное отношение к прочитанному, развить рисуночный навык.

Создание обложки

Изображая главное в рассказе, ребенок учиться отделять в прочитанном главное и второстепенное, осознавать какое место в рассказе занимает то или иное событие и почему.

Занятие 2

Припоминание текста

Группе детей задаются уточняющие вопросы о содержании ранее изученного текста: «Как называется рассказ, с которым мы познакомились на прошлом занятии? О чем он? Кто является его главными героями? Чем закончился рассказ? Чему он нас может научить?»

Методика «Создание диафильма»

Описание методики

Данная методика соответствует приему «создание диафильма», но адаптировано для детей дошкольного и младшего школьного возраста, используя более доступный и знакомый им прием лепки из пластилина, что также дает арттерапевтический и психокоррекционный эффект.

Каждому ребенку выдается набор детского пластилина.

Инструкция: «Вспомните, пожалуйста, еще раз главных героев рассказа. Представьте их. Какие они? Во что одеты? Что делают? А теперь постарайтесь вылепить их из пластилина такими, какими представляете».

После того, как дети закончат лепить героев, следует дать такую инструкцию: «Посмотрите внимательно на своих героев. Вспомните, что они делают в рассказе вместе, о чем говорят? Расположите их так, чтобы героям было удобно вместе. Так же, как и в рассказе».

Как только дети завершают создание сценки из пластилина нужно задать по каждой из сценок уточняющие вопросы: «Что ты хотел (ла) показать в этой сценке? Кто главные герои? Что они делают? О чем говорят?» и т.п.

На выполнение задания дается не более 5 минут, затем каждый ребенок называет свою сценку (см. Прил.20).

Механизм коррекционно-развивающего воздействия занятия 2

Таблица 3

Механизм развития и коррекции

Припоминание текста

Дети в устной форме вспоминают текст, его название, имена героев, запомнившиеся слова и т.д.

Припоминание текста

Создание диафильма: составление сценок

Припоминая текст, ребенок выделяет главные его аспекты и обобщает отдельные эпизоды, так же как и при

составлении сценок из рассказа.

Создание диафильма

Лепка главных героев и их последующее объединение в сценки.

Создание диафильма

Лепка главных героев и их последующее объединение в сценки характеризуется индивидуальными творческими изысканиями ребенка.

Припоминание текста

Создание диафильма

Припоминая текст дети получают возможность проявить индивидуальное смысловое понимание текста, а слушая друг друга откорректировать его.

То же самое происходит при создании диафильма, но выражается не вербально, а образно.

Занятие 3

Припоминание текста

Группе детей задаются уточняющие вопросы о содержании ранее изученного текста: «Вспомните, пожалуйста, рассказ, с которым мы занимались на прошлом занятии. О чем он? Что в нем делают герои? Какие поступки они совершают в начале? Какие поступки они совершают в конце рассказа?»

Отвечают все желающие, поднимая для ответа руку.

Методика «Создание театра»

Описание методики

Дети выбирают себе различные образы, сообразуясь со смыслом и содержанием текста, а далее проигрывают сценки, которые им показались наиболее значимыми в данном литературном произведении. Это также соответствует методическим основам иконического реконструирования, но приспособлено для детей дошкольного возраста. Наряду с обучением приемам иконического реконструирования дети получают и психокоррекционное воздействие в целом.

Инструкция: «Ребята, подумайте и скажите мне, кто из героев вам больше всего понравился? Кем бы вы хотели стать?»

Далее психолог помогает детям распределить роли: главных героев и своих помощников. Роли героев даются тем детям, которые сами изъявили желание их играть. Помощники - дети, которые не играют героев рассказа. Они помогают следить за правильностью исполнения героями своих ролей и за тем, чтобы очередность изложения не менялась. Психолог следит за ходом театрализации и делает необходимые поправки и замечания (см. Прил.20).

Затем герои и помощники меняются местами, и рассказ театрализуется еще раз.

Механизм коррекционно-развивающего воздействия занятия 3

Таблица 4

Механизм развития и коррекции

Припоминание текста

Дети в устной форме вспоминают текст, героев и их поступки, развитие действия и т.д.

Театрализация

Проигрывая выбранную роль ребенок получает возможность самовыражения, реализации и проектирования индивидуальности в образе героя и в предложенных обстоятельствах. Что соответствует коррекционному воздействию имаготерапии.

Создание театра

Возможность представлять себе различные образы на основе текста и воплощать их, выражая отношение к прочитанному.

Создание театра

Дети проявляют творческую активность и воображение как в ходе подготовки к действию, так и в ходе самой театрализации, используя при этом вербальные средства выразительности, а так же мимику, жесты, интонацию и т.п.

Создание театра

Выбор героев, вербальное их воплощение, правильность развития действия.

Последующие занятия проводятся в виде цикла из 3-х занятий по тем же методикам с использованием различного литературного материала на выбор психолога (см. Прил.16).

Закрепляющий этап

На данном этапе детям предоставляется наибольшая самостоятельность.

В том числе и выбор литературного произведения тоже осуществляют дети. Здесь знакомства с текстом не происходит, так как дети знают это произведение. Выбор, как правило, осуществляется из арсенала текстов, прочитанных психологом, либо хорошо известных детям (например известная сказка).

Все методики выполняются при минимальной помощи со стороны психолога. Важна самостоятельность детей и то, как они овладели приемами работы.

Таким образом, проведя теоретический анализ исследуемой проблемы чтения как средства развития и коррекции готовности детей к обучению в школе можно сделать соответствующие выводы.

Выводы по главе 1

Возможности чтения как средства развития и коррекции изучались многими исследователями психологами, а также другими деятелями науки;

С психологической точки зрения чтение является научно проверенным средством коррекционно-развивающей работы;

Методы работы с литературными источниками являются актуальными и необходимыми инструментами современного психолога;

Дошкольный и младший школьный возраст является наиболее значимым для благоприятного коррекционно-развивающего воздействия и актуальным для формирования готовности к обучению в школе;

Использование возможностей чтения как средства развития и коррекции готовности детей к обучению в школе соответствует имеющимся теоретическим и практическим данным исследователей и практикующих психологов и психотерапевтов.

ГБОУ Республики Марий Эл

«Казанская школа-интернат»

«ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ» -

БИБЛИОТЕРАПИЯ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Шарнина Ольга Евгеньевна,

библиотекарь,

с. Казанское

2015-2016уч.г.

«ЛЕКАРСТВО ДЛЯ ДУШИ»

БИБЛИОТЕРАПИЯ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ

Шарнина Ольга Евгеньевна,

библиотекарь, ГБОУ Республики Марий Эл

«Казанская школа-интернат», с. Казанское.

Актуальность

Современный человек испытывает чрезвычайно высокие психологические и информационные нагрузки, связанные с неблагоприятным воздействием окружающей среды, постоянно увеличивающимся объемом информации.

Отечественные психологи (С.Л. Колосова, И.А. Фурманов, А.А. Аладьин и др.) отмечают, что уже в начальных классах наблюдается большое количество учащихся с различными нарушениями поведения. Данная проблема особенно актуальна среди детей с нарушением интеллекта.

Известно, что чтение способствует преодолению дискомфортных состояний, стрессов. Поэтому сама жизнь подсказала необходимость осуществления новой функции - библиотерапевтической. Именно библиотеки должны предоставить каждому читателю «лекарство для души».

Литературные произведения оказывают сильнейшее влияние на духовный мир человека и его физическое состояние. Прочитанное слово способно вызвать самые различные эмоции: горе и печаль, счастье и радость. Наблюдая за читающим человеком, по его мимике, по выражению лица можно почти безошибочно определить, что именно он читает: радостное, веселое или грустное, печальное.

Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч.biblion - книга и theraрeia - лечение). Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, - процесс лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.

Следует отметить, что процесс усвоения новой информации у наших читателей крайне затруднен, что обусловлено рядом факторов: крайне слабая техника чтения, практически полное отсутствие познавательных интересов, а также бедность образов воображения.

Реабилитационный эффект библиотерапии - развитие воображения, памяти, худо­жественного вкуса, расширение познавательной сферы, кругозора, удовле­творение информационной потребности, налаживание коммуникативных связей с единомышленниками, творческое соотнесение своей личности с художественным образом, что способствует развитию виртуального созна­ния, приобщение к культуре страны и мира, развитие артикуляционных и речевых возможностей (особенно у людей с проблемами речи), формиро­вание логического мышления при пересказе.

Анализ научных исследований показал, что чтение с элементами библиотерапии способствует эффективному решению задач социальной реабилитации читателей с интеллектуальными нарушениями. От обычного чтения библиотерапия отличается направленностью на коррекцию личностных нарушений у детей. В частности, опираясь на библиотерапию, можно стабилизировать психологическое состояние ребенка (снять проявления излишней агрессивности, создать позитивный душевный настрой), помочь детям избавиться от вредных привычек и приобрести полезные социальные навыки, научить их обдумывать свое поведении, воспитывать навыки борьбы со стрессами, депрессиями, научить терпимости и доброжелательности, повысить самооценку, приобрести оптимистический взгляд на жизнь.

В психологии одно из самых молодых направлений-сказкотерапия, в основе которого положен один из самых древних способов поддерживать человека с помощью слова. Ее теорию разработали отечественные психологи В.Я.Пропп, Л.Выготский, М.Бахтин. Технологию практического применения раскрыли Д.Соколов, Т. Зинкевич-Евстигнеева, А.Михайлова, Дрешер и др. В библиотечной работе сказкотерапию используют библиотечные психологи О.Кабачек, Е.Самохина и др.

Цель: Коррекция личности ребёнка с проблемами в развитии через чтение художественной литературы.

Задачи и пути их решения:

Социальная адаптация.

Эмоциональные связи с окружающими.

Воспитание трудолюбия.

Умение ладить со сверстниками.

Интеграция в общество.

Как показывает опыт работы, лучше всего дети с ОВЗ воспринимают сказочный жанр. Это мы видим в графике по результатам анкетирования «Что я люблю читать» во 2-4 и 5-9 классах - предпочтение дети отдают сказкам и приключениям. Поэтому, одним из ведущих направлений библиотерапии особенно с учащимися младших классов стала программа по «Сказкотерапии».

Причины, по которым сказкотерапия в работе с детьми может быть ведущей, состоят в следующем:

Сказка – любимый детьми жанр.

Сказка импонирует детскому сознанию, в котором весь мир одушевлен и чудесен.

Сказка дает первые представления ребенку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном, нравственном и безнравственном.

Сказка, раскрывая разные жизненные сценарии, формы поведения и взаимодействия героев, побуждает читателя делать самостоятельные выводы.

Сказка побуждает читателя сравнивать себя с положительным героем, разделять его судьбу, перевоплощаться в него и тренировать себя в этой роли.

Сказка трансформирует героя, превращая слабого в сильного, маленького во взрослого, наивного в мудрого, этим самым открывает ребенку перспективы собственного роста.

Проведение библиотерапии и сказкотерапии требует от библиотекаря тщательно разработанных занятий, каждое из которых тесно связано с предыдущим и последующим занятиями.

Требования к библиотечному занятию:

Непосредственная связь художественного произведения с жизненным опытом читающего и жизнью окружающего мира;

Эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги;

Осмысление прочитанного, пересказ для развития связной, выразительной, образной речи;

Словесное рисование, инсценировка литературного произведения, ролевая игра.

Например, занятия на основе сказки «Царевна-лягушка» посвящены коррекционной работе над такими личностными качествами, как эгоизм, лень, нетерпение. В этой сказке говорится о том, как добиваются герои победы добра и справедливости, проходя через различные испытания. Только тогда, когда они сами становятся достойными счастья, добро торжествует.

После прочтения сказки проводится обсуждение, рисование героев сказки, просмотр мультфильмов, сочинение своих сказок, рассказов, оформление книжек-малышек.

Сказка творит чудеса в жизни детей. Как сказал великий писатель-сказочник Корней Иванович Чуковский: «Цель сказочника заключается в том, чтобы какую угодно ценою воспитывать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».

Важную роль в процессе библиотерапии - реабилитации играет семья, т.к. это наиболее мягкий тип социального окружения для ребенка. А кто как не родитель, может проводить свободное время с детьми за чтением и обсуждением книг. Книжные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений. Направляют их по новому руслу, к новым целям. Человек создает гармонию внутри себя.

Дети большую часть времени находятся в школе-интернате, школа- их дом, на время обучения семью им заменяют педагоги школы. Для домашнего и внеклассного чтения составлены списки художественной литературы: «Ребенок в семье», «Ребенок в школе»

«Отношение ребенка с друзьями» «Ребенок наедине с собой»

В библиотеке выделены тематические полки книг: «Приключения и фантастика» постоянно оформляются книжные выставки, выставки – развалы: «Что? Где? Когда?», «Книги-юбиляры», «День рожденье книжки», тематические подборки по юбилейным датам писателей и поэтов, «Выставка одной книги» «Права литературных героев», «Литература для души».

В соответствии с планом работы школы библиотека участвует в подготовке и проведении классных часов и внеклассных мероприятий, сотрудничая с педагогами школы, проводит массовые мероприятия: выставки книг различной тематики, беседы, литературные конкурсы, литературные игры, обзоры, викторины, презентации, в проведении мероприятий используются средства ИКТ. Ежегодно в школе проходит Неделя детской книги, включающая художественное творчество детей (рисунки, поделки), и презентации, инсценирование сказок, и, самое главное, непосредственно чтение художественной литературы. Ежегодно проводятся конкурсы на самого внимательного, вдумчивого читателя, по итогам года вручаются дипломы: «Самый читающий класс», «Самый активный читатель». Старшие школьники для малышей готовят электронные книжки – малышки, чем так же привлекают детей к чтению. Эта форма работы дает возможность высказать свое мнение. В процессе чтения с остановками видна реакция ребенка на книгу, что нравится, что не нравится. Приведу примеры некоторых внеклассных мероприятий: сказочная театральная викторина «В гостях у сказок», игра – путешествие «Путешествуем с лягушкой путешественницей», видео – викторина «Конек –Горбунок», Викторина –игра «Права литературных героев» «Пророк Нам наставит на ум»- конкурс пословиц и поговорок о грамоте Юные мастера» - конкурс поделок из бросового материала по произведениям П.П. Бажова Театральная викторина «Басни И. Крылова» Видео – викторина «Сказочная карусель» Поле чудес «Книжный калейдоскоп» (по книгам - юбилярам Литературная игра «Золотая полка книг» Литературная игра «По сказкам Г.Х. Андерсена»«Редкие сказки г.Х.Андерсена» литературная гостиная«Мой литературный герой и его права» игра – викторина по художественным произведениям Литературный ринг «За семью печатями Игра-викторина «Волшебная страна братьев Гримм» Виртуальная игра – путешествие «Ах! Эти сказки, сказки, сказки» к 185 летию сказок А.С. Пушкина

Школьники ориентированы в основном на прозаический жанр. Однако не отказываются и от поэтического слова, потому что именно поэзия в наибольшей степени дает толчок развитию воображения, знакомит детей с поэтическим ритмом, позволяет юным читателям почувствовать музыкальность родной речи. Особой любовью пользуется поэзия К.И. Чуковского. Стихотворение «Доктор Айболит» можно использовать для воспитания в детях силы воли и упорства в достижении целей. Примером такой личности для детей послужил сам доктор Айболит, который, не задумываясь, спешит на помощь больным зверям, живущим в Африке, и преодолевает на своем пути множество препятствий. Разговор о докторе Айболите переходит постепенно к разговору о таких важных качествах характера человека, как целеустремленность, способность сосредотачиваться, стремление выполнить задуманное до конца. Дети приводят примеры из своего опыта, как они справлялись с ситуацией неуспеха, какие трудности им удавалось преодолевать, какие черты доктора Айболита они хотели бы иметь у себя. Как видим на этом примере, художественные образы переводятся на бытовой язык ребенка, с проекцией на человеческий характер. Такого рода деятельность открывает читателю дверь в мир книги и одновременно дверь в самого себя и окружающих его людей. На материале художественных произведений ребенок учится жить, адаптироваться в социуме, ориентироваться в мире ценностей.

Разговор о библиотерапии как средстве коррекции личности ребенка и поднятии его жизненного тонуса будет далеко не полным, если мы не коснемся роли смехового воспитания. Достоевский считал смех самой верной пробой души: “Иной характер долго не раскусишь, а рассмеется человек как-нибудь искренне, и весь характер его вдруг окажется как на ладони”. Сатирик Михаил Задорнов считает, что смех движет человека к решению проблем. Вот почему “радостное чтение” стало все чаще входить в систему библиотечной работы с детьми как средство против уныния и скуки, пробуждения в ребенке жизненных сил. Без смеха, как говорят сами дети, “человек станет злой, скучный и неинтересный”. Поэтому, одно из направлений массовой работы – «радостное чтение». Литературный материал подбирается таким образом, что позволяет максимально приблизить содержание изучаемого к жизни учащихся, поскольку в произведениях говорится о школе, об учителях, о хорошо знакомых ученикам особенностях жизни школы. Детям предлагаются такие произведения, в которых о школьных проблемах говорилось бы легко и весело. Акцентировать внимание на чувстве юмора у человека, на том, что есть люди, поступающие неожиданно и говорящие не то, что от них ожидают. Это называется остроумием, и такой «острый ум» очень помогает человеку в жизни, и в серьёзных вопросах, и в серьёзном деле, и в общении. С такими людьми легко, потому что добродушный юмор - свойство доброй души. Это дети увидят, познакомившись с героями рассказов В. Ю. Драгунского, Э. Н. Успенского. Рассказы и стихи «веселых писателей и поэтов», - весёлые и смешные, но все они продолжают главную проблему - взаимоотношения детей и взрослых, взаимоотношения, прежде всего, самых близких, родных людей. Причём ситуации, изображённые в произведениях, знакомы всем, это обычные семейные проблемы. Но задача библиотекаря - при лёгком и весёлом чтении извлечь из текстов серьёзные и важные нравственные уроки.

В ходе внеклассных мероприятий, посвященных творчеству таких замечательных писателей, как: Н. Носов; В. Драгунский; В. Голявкин, Г. Остер присутствуют три ценных качества: юмор, поучительность и доброта. Конкурс- игра «Фантазеры» к юбилею Н.Н. Носова Литературная игра «В гостях у Незнайки» Театральная викторина «Веселые рассказы Н.Носова» Викторина – презентация «Проделки Старика Хоттабыча»

Дети на этих мероприятиях проявляют безудержную активность, фантазию и свои творческие способности, каждый ребёнок становится «художником», «артистом» и реализует своё творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность.

Таким образом, с помощью библиотерапии можно найти ключ к душе ребенка, развить его эмоциональную сферу и образно-логическое мышление, сформировать ценностные ориентации, помочь овладеть коммуникативными навыками.

В классах, где регулярно проводятся библиотерапевтические занятия, у учащихся снижается уровень конфликтности, умение работать в группе, забота о товарищах, увеличение словарного запаса, умение формулировать свои мысли. Кроме того, в ходе проведения занятий у ребят происходит формирование новых представлений о мире, проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации, и конечно, приобщение к художественной литературе.

Задачи библиотеки

Таким образом, вовлекая юных читателей в процесс творческого чтения, мы содействуем не только формированию и развитию интереса к чтению, самостоятельному творчеству, но и воспитанию духовно-нравственной личности. При чтении, обсуждении книг ребята испытывают творческие переживания, обогащаются восприятием прекрасного, у них проявляется чувство собственного достоинства, сострадания, совести и чести. В результате постепенно формируется готовность сопереживать и помогать другим людям не только при чтении книги, но и в жизни, а это – одно из необходимых условий становления человека современной культуры, современного мира.

    Разработка программы по чтению «Человек читающий»

    Создание мультимедийных сборников для проведения мероприятий

    Разработка совместного с педагогом – психологом и музыкальным руководителем проекта «Библиотерапия»

Список литературы

1. Балашова Е. Искусство, которое защищает: Компенсаторные механизмы подросткового чтения //Библиотека в школе, 2001.- №7.- с.3-5.

2. Библиопсихология и библиотерапия /Ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек.-

М.: Школьная библиотека, 2005.- 480 с.
3. Библиотерапия: задачи, подходы, методы. Сб. статей / Сост. О.Л.Кабачек. – М., БМЦ, 2001.- 128 с.
4. Библиотечный психолог: грани творчества / Сост. О.Кабачек.– М.: Школьная библиотека, 2002. – 230 с.
5. Бурно М. Терапия творческим самовыражением.-М.: Медицина, 1989.-304 с.
6. Буслаева Т. Метод сказкотерапии в библиотеке// Школьная библиотека.– 2001 – ,№ 6. – с.32
7. Дрешер Ю.Н. Кого и как лечит книга //Библиотека, 1999.- №3.- с.68-70
8. Кабачек О.Л. Библиотерапия как часть психотерапии и как аспект библиотечной педагогики //Психолог в детской библиотеке: Проблемы, методика, опыт.: Сб. метод. материалов.- М.: РГДБ,1994. – с.22- 42.

9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Проективная диагностика в сказкотерапии.- СПб.: Речь,

2003.- 2008с.
10. Карпова Н.Л. Библиотерапия. Книга врачующая // Искусство в школе, 1997.- №1.-

11. Карпова Н. Л. Семейное чтение – семейная библиотерапия //Школьная библиотека.-2004.-N 5. - с.53-57.
12. Опрышко Л.В. Библиотерапия и подросток // Чтение – основа всестороннего развития личности подростка. Тюмень: Вектор Бук, 2002.- с. 97-106.

13. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры.- СПб: Речь,2007.-168с.

Существует великое множество методик исцеления, и не все они основаны на приеме лекарственных препаратов. Например, библиотерапия использует в качестве лекарства слово.

С ее помощью можно скорректировать психоэмоциональное состояние, практикуя лишь чтение целенаправленно подобранных книг.

Справка ! Идея применять литературные произведения в оздоровительных целях была известна давно, над входом в библиотеку Рамзеса II располагалась надпись говорящая о том, что это «Аптека для души», в 18 веке библиотерапия распространилась в европейских психиатрических больницах, а в 19-20 веке добралась и до России. Официально термин был введен в 1916 году исследователем из Америки С. Крозерсом.

Польза и вред

Книги могут быть гораздо полезнее, чем может показаться на первый взгляд, поэтому библиотерапия имеет ряд преимуществ:

  1. Общедоступность в любое время, и отсутствие необходимости специальных инструментов для терапии, кроме самой книги.
  2. Произведения воздействуют ненавязчиво и естественно.
  3. Литература может настроить на позитивную волну, жизнелюбие, успокоить, избавить от стресса, повысить активность. Помогает разрешить проблемы личностного характера или найти ответ на мучающий вопрос.
  4. Это отличный метод для адаптации к новым условиям.
  5. Возможность повторно испытать положительные эмоции и чувства перечитывая книгу.
  6. Раскрытие в человеке ореола эмоций, включая печаль, сострадание, радость воодушевление и так далее.
  7. Улучшается работа мозга.
  8. Тренируется аналитическое мышление.

Важно ! Для предотвращения негативных последствий рекомендуется чтобы книгу выбирал психолог или библиотерапевт индивидуально для каждого человек, исходя из имеющихся проблем и психоэмоционального состояния пациента.

При правильно подобной литературе и адекватной дозировке «лекарства» метод библиотерапии не несет никаких угроз или вреда.

На видео рассказывается о том, что такое библиотерапия, каковы ее польза и вред:

Метод психологической коррекции

Библиотерапия впитала в себя: книговедение, психологию, психотерапию и психокоррекцию, благодаря чему эффективно нормализует и оптимизирует психику клиента с помощью грамотно подобранных книг.

Справка ! Выбор произведений очень важный этап, как и наблюдение за последующими реакциями исцеляемого.

Также стоит учитывать ряд индивидуальных характеристик, таких как:

  • Клиническая картина.
  • Возраст (ребенок, подросток, пожилой).
  • Наличие или отсутствие группы инвалидности и так далее.

Методичный выбор объекта для чтения подразумевает:

  • Духовную близость героев рассказа с пациентом.
  • Доступность изложения.
  • Достойный художественный уровень.
  • Близость ситуаций пациента с описанными историями в книге.
  • Для поднятия настроения рекомендуется юмор и сатира.
  • Книга должна успокаивать неспокойных, и активировать излишне спокойных.

Психотерапевтическое воздействие библиотерапии выражается в:

  1. В вживании в образ главного героя произведения.
  2. Эмоциональной разрядке.
  3. Корреляции самооценки.
  4. Исправления отношения и поведенческих шаблонов.
  5. Появление вкуса жизни и оптимизма.
  6. Отвлечении от «тяжелых» мыслей и болезненных физических состояний.

Важно ! Коллективный разбор произведения и обмен мнениями и впечатлениями гораздо эффективнее индивидуального чтения.

Как библиотерапия применяется для улучшения психологического состояния человека рассказывается на видео:

Книги для пожилых людей

Данный вид терапии отлично зарекомендовал себя в работе с пожилыми людьми, как с больными, так и здоровыми. Зачастую пенсионеры и сами любят проводить время с книгой, к тому же нельзя не заметить благотворного влияния литературы на различные аспекты нервной системы.

Справка! Исследователи заявляют, что чтение продлевает жизнь и улучшает качество жизни.

Список книг

«В лучшем виде» (Владимир Яковлев)

В этой книге собраны реальные истории пожилых людей, которые стремятся к общей цели – хорошо выглядеть и чувствовать себя в любом возрасте. Каждый из героев бесхитростно делится своими жизненными взглядами и методами достижения поставленной задачи.

При этом главные герои действуют так как им велит сердце, а не следуют за устоявшимися стереотипами, и осознают, что не стоит удерживать ускользающую молодость неестественными, болезненными и дорогостоящими методами в стиле хирургических операций.

Куда разумнее сохранять ухоженную естественную внешность.

Наглядные примеры с фото докажут, что возраст активной жизни не помеха и воодушевят читателей.

«О чем мечтать. Как понять, чего хочешь на самом деле, и как этого добиться» (Барбара Шер)

Не всегда люди понимают кем они являются на самом деле и чего действительно хотят от жизни, более того они даже не всегда осознают свою неосведомленность в этих вопросах.

Дело усугубляет тот факт, что многие стремятся следовать возложенным на них ожиданиям и соответствовать устоявшимся стандартам. Порой сложно различить, где истинные желания, а где навязанные.

Книга написанная в простой форме и снабженная практическими рекомендациями поможет разобраться в себе.

«Человек уставший» (Сохэр Рокед)

Современный ритм жизни выжимает из человека все соки. Для достижения своих целей помимо материального и физического ресурса требуется еще и психологический.

Что мешает людям воплощать свои планы в жизнь? Часто причиной становится нехватка сил и эмоциональное истощение, которое ошибочно принимается за безволие.

В данной книге приведены симптомы и причины психических истощений, а также способы исправления ситуации.

«Книга о потерянном времени» (Лора Вандеркам)

На дефицит времени жалуются все – и молодые, и пожилые. Но с возрастом эта проблема становится все острее.

Книга подталкивает читателя сделать переоценку своих приоритетов и подружиться со временем. Определить, что является более важным и приятным, и не растрачивать свое время впустую.

«Следующие 50 лет» (Крис Кроули, Генри Лодж)

Это очень мотивирующая книга для возрастного читателя раскрывающая перспективы жизни, когда кажется что она уже подошла к концу.

Мир не стоит на месте и многие возрастные ограничения, которые ассоциируются со старостью могут быть предупреждены и не допущены. Это касается болезней, отклонений, ухудшения продуктивности работы мозга и так далее.

Старость не приговор, а очередная возможность пожить в удовольствие.

Выбор жанра

Жанров, которые могут подойти пожилому человеку великое множество:

  • Медицинская литература . Помогает объективно оценить свое состояние, обнаружить свои болезни и повлиять на них, а также подталкивает вести здоровый образ жизни.
  • Философия . Помогает разобраться в себе, в своей сущности и найти свое место в мире.
  • Духовная литература . Очень полезна для религиозных людей, подталкивает переосмыслить бытие и искать что-то высокое в этой жизни.
  • Биографии и автобиографии . Позволяют ощутить жизнь другого человека, пережить с ним взлеты и падения, перенять частичку опыта и зарядиться примером.
  • Классика русской литературы . По достоинству ее лучше всего оценят люди с богатым жизненным опытом, оптимальным вариантом будет чтение коротких произведений не входящих в школьную программу.
  • Юмор и сатира . Положительно влияют на настроение, и преподносят глубокие идеи в легкой форме. К тому же юмор отличный способ отвлечься от насущных проблем и грусти, найти что-то смешное в серьезном.
  • Детективы и приключения . Развивают внимательность к мелочам, пробуждают заинтересованность в поведенческих мотивах людей.
  • Драматическая литература . Эмоционально вовлекает читателя, словно перенося его в другую реальность.
  • Научная фантастика . Позволяет вникнуть в свои крайности чувств, влечений, ощущений.
  • Узкопрофильная литература . Помогает набраться новых умений и расширить свой кругозор.

Что читать детям?

Не менее полезно чтение и для детей.

Лучшими инструментами для детского ума станут:

  1. Сказки.
  2. Басни.
  3. Рассказы.

Особенно хочется подчеркнуть влияние сказок, которое оказывает воздействие на все грани личности ребенка:

  • Усиливается интеллект, ребенок осознает причинно-следственные связи между событиями, расширяет словарный запас.
  • Приходит понимание роли групп, отношений между ними и правил общественного поведения. Также возникает ощущение себя частью группы и осознание ценности этого факта.
  • Затрагивается эмоциональная сфера, и перед ребенком открывается богатый мир чувств и ощущений, которые он еще не получил в связи с малым жизненным опытом. Приходит понимание, что чувствуют и ощущают окружающие люди, и что все похожи.
  • В сфере поведения появляется способность анализировать нравственные отношения и способность предугадать негативные последствия тех или иных поступков, а также предвидеть угрозу и адекватно защищаться от нее.