Диетические... Волосы Аксессуары

Трагедии XX века (143 фото). Крупнейшие катастрофы XX века Самая знаменитая катастрофа 20 века 23 39

Порой оценить масштабы той или иной мировой катастрофы достаточно сложно, ведь последствия некоторых из них могут проявляться спустя много лет после самого происшествия.

В данной статье мы представим 10 самых страшных катастроф мира, которые не были вызваны целенаправленными действиями. Среди них происшествия, которые происходили на воде, в воздухе, и на земле.

Авария на Фукусиме

Катастрофа, которая произошла 11 марта 2011-го года, одновременно объединяет в себе черты техногенных и природных катастроф. Сильнейшее землетрясение мощностью в девять баллов, и последующее за ним цунами вызвали отказ системы электроснабжения ядерной установки Daiichi, в результате чего был остановлен процесс охлаждения реакторов с ядерным топливом.

Помимо чудовищных разрушений, которые были вызваны землетрясением и цунами, это происшествие привело к серьезному радиоактивному заражению территории и акватории. Кроме того, властям Японии пришлось эвакуировать более двухсот тысяч человек из-за высокой вероятности появления тяжелых заболеваний из-за попадания под жесткое радиоактивное облучение. Сочетание всех этих последствий дает право аварии на Фукусиме называться одной из самых страшных катастроф мира в двадцать первом веке.

Общий ущерб от аварии оценивается в 100 миллиардов долларов. В эту сумму включены расходы на ликвидацию последствий и выплату компенсаций. Но при этом нельзя забывать о том, что работы по устранению последствий катастрофы продолжаются до сих пор, что соответственно увеличивает эту сумму.

В 2013-м году фукусимская АЭС была официально закрыта, а на её территории производятся только работы по ликвидации последствий аварии. Специалисты считают, что для приведения в порядок здания и зараженной территории понадобится как минимум сорок лет.

Последствиями аварии на Фукусиме являются, переоценка мер безопасности в атомной энергетике, падение стоимости на природный уран, и соответственно снижение цен акций уранодобывающих компаний.

Столкновение в аэропорту Лос-Родеос

Возможно самой большой катастрофой в мире, произошедшей в результате столкновения самолетов, произошла на Канарских островах (остров Тенерифе) в 1977 году. В аэропорту Лос-Родеос, на взлетной полосе столкнулись два авиалайнера Boeing 747, которые принадлежали компаниям KLM и Pan American. В результате погибло 583 из 644 человек, в числе которых как пассажиры, так и экипажи авиалайнеров.

Одной из главных причин возникновения подобной ситуации был теракт в аэропорту Лас-Пальмас, который устроили террористы из организации MPAIAC (Movimiento por la Autodeterminación e Independencia del Archipiélago Canario). Сам теракт не повлек за собой человеческих жертв, но администрация аэропорта закрыла аэропорт и прекратила принимать самолеты, опасаясь повторных инцидентов.

Из-за этого Лос-Родеос оказался перегружен, поскольку к нему направляли самолеты, которые следовали в Лас-Пальмас, в частности два Boeing 747 рейсов PA1736 и KL4805. При этом нельзя не отметить тот факт, что самолет, принадлежащий компании Pan

American, имел достаточный запас топлива для того, чтобы приземлиться в другом аэропорту, но пилоты подчинились приказу диспетчера.

Причиной самого столкновения являлись туман, который серьезно ограничивал видимость, а также сложности в переговорах между диспетчерами и пилотами, которые были вызваны сильным акцентом диспетчеров, и тем фактом, что пилоты постоянно перебивали друг друга.

Столкновение Донья Пас с танкером Вектор

20 декабря 1987 года зарегистрированный на Филлипинах пассажирский паром «Doña Paz» (Донья Пас) столкнулся с нефтяным танкером «Вектор», что привело к самой крупной катастрофе в мире, которая произошла в мирное время на воде.

Во время столкновения паром следовал по своему стандартному маршруту Манила-Катбалоган, который он проходил два раза в неделю. Двадцатого декабря 1987-го года, около 06:30 «Донья Пас» отплыл от Таклобана и направился в Манилу. Примерно в 22:30 паром проходил пролив Таблас возле Мариндуке, по сообщению выживших очевидцев погода была ясной, но с волнением на море.

Столкновение произошло уже после того как пассажиры уснули, паром столкнулся с танкером «Вектор», который перевозил бензин и нефтепродукты. Сразу же после столкновения, возник сильный пожар, связанный с тем, что нефтепродукты разлились по морю. Сильный удар и пожар практически моментально вызвали панику среди пассажиров, кроме того, по утверждению выживших на пароме не было нужного количества спасательных жилетов.

Выжило всего 26 человек, из которых 24 пассажира Доньи Пас и два человека с танкера «Вектор».

Массовое отравление в Ираке 1971 год

В конце 1971-го года, в Ирак была ввезена из Мексики партия зерна обработанного метилртутью. Разумеется, зерно не было предназначено для переработки в продукты питания, и должно было использоваться только для посадки. К сожалению, местное население не знало испанского языка, и соответственно все предупреждающие надписи, которые гласили «Не употреблять в пищу».

Также нельзя не отметить тот факт, что зерно было доставлено в Ирак с опозданием, поскольку сезон посадки уже прошел. Все это привело к тому, что в некоторых селениях обработанное метилртутью зерно начали принимать в пищу.

После употребления этого зерна в пищу наблюдались такие симптомы как онемение конечностей, потерю зрения, нарушение координации. В результате преступной халатности отравление ртутью получило около ста тысяч человек, из которых погибло около шести тысяч.

Этот случай привел к тому, что Всемирная Организаций здравоохранения стала тщательнее контролировать оборот зерна, и более серьезно начала относиться к маркировке потенциально опасных продуктов.

Массовое уничтожение воробьев в Китае

Несмотря на то, что мы не вносим в наш список катастрофы, вызванные целенаправленными действиями людей, данный случай является исключением, поскольку он вызван банальной глупостью и недостаточным знанием экологии. Тем не менее данный случай полностью заслуживает звание одной из самых ужасных катастроф мира.

В рамках экономической политики «Большого скачка», проводилась масштабная борьба с сельскохозяйственными вредителями, среди которых власти Китая выделили четырех самых страшных - комаров, крыс, мух и воробьев.

Сотрудники китайского научно-исследовательского института зоологии подсчитал, что из-за воробьев в течение года терялся объем зерна, с помощью которого можно было бы прокормить около тридцати пяти миллионов человек. Основываясь на этом, был разработан план уничтожения этих птиц, который был одобрен Мао Цзэдуном 18-го марта 1958-го года.

Все крестьяне активно начали охотиться на птиц. Наиболее действенным методом было не давать им опуститься на землю. Для этого взрослые и дети кричали, били в тазы, размахивали шестами, тряпками и т.п. Это позволяло пугать воробьев и не давать им приземляться на землю в течение пятнадцати минут. В результате птицы просто падали замертво.

Спустя год охоты на воробьев урожай действительно увеличился. Однако позднее начали активно плодиться гусеницы, саранча, и другие вредители, которые поедали побеги. Это привело к тому, что еще через год урожаи сильно упали, и наступил голод, который привел к гибели от 10 до 30 миллионов человек.

Катастрофа на нефтяной платформе Piper Alpha

Платформа Piper Alpha была построена в 1975-м году, а добыча нефти на ней стартовала в 1976-м. Со временем её переоборудовали для добычи газа. Однако 6-го июля 1988 года произошла утечка газа, которая привела к взрыву.

Из-за нерешительных и непродуманных действий персонала умерло 167 человек из 226 находившихся на платформе.

Разумеется, после этого события добыча нефти и газа на этой платформе была полностью прекращена. Застрахованные потери составили около 3,4 миллиардов долларов США. Это одна из самых известных катастроф мира, связанная с нефтедобывающей отраслью.

Гибель Аральского моря

Данное происшествие является самой большой экологической катастрофой на территории бывшего Советского Союза. Когда-то Аральское море было четвертым по размеру озером, после Каспийского моря, Верхнего озера в Северной Америке, озера Виктория в Африке. Сейчас на его месте располагается пустыня Аралкум.

Причиной исчезновения Аральского моря является создание новых каналов орошения для сельскохозяйственных предприятий на территории Туркмении, которые забирали воду из рек Сырдарья и Амударья. Из-за этого озеро сильно отступило от берега, что привело к обнажению дна покрытого морской солью, пестицидами и химикатами.

Из-за естественного испарения Аральское за промежуток с 1960-го по 2007-й год, море потеряло около тысячи кубических километров воды. В 1989-м году водоем распался на две части, а в 2003-м году объем воды составил около 10% от изначального.

Результатом этого происшествия стали серьезные изменения климата и ландшафта. Кроме того, из 178 видов позвоночных животных, которые обитали в акватории Аральского моря, осталось только 38.;

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

Произошедший 20-го апреля 2010-го года взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon считается одной из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку. Непосредственно от взрыва погибло 11 человек, и пострадало 17. При ликвидации последствий катастрофы погибло еще два человека.

Из-за того, что от взрыва были повреждены трубы на глубине 1500 метров, за 152 дня в море вылилось примерно пять миллионов баррелей нефти, что создало пятно площадью в 75 тысяч километров, кроме того, было загрязнено 1770 километров побережья.

Разлив нефти создал угрозу для 400 видов животных, и также привел к введению запрета на рыбную ловлю

Извержение вулкана Мон-Пеле

Восьмого мая 1902-го года произошло одно из наиболее разрушительных извержений вулкана в истории человечества. Это происшествие привело к появлению новой классификации вулканических извержений, и поменяли отношение многих ученых к вулканологии.

Вулкан пробудился еще в апреле 1902-го года, и в течение месяца внутри скапливались раскаленные пары и газы, а также лава. Спустя месяц у подножия вулкана вырвалось огромное облако сероватого цвета. Особенностью данного извержения является то, что лава выходила не из вершины, а из побочных кратеров, которые располагались на склонах. В результате мощного взрыва был полностью уничтожен один из главных портов острова Мартиника, город Сент-Пьер. Катастрофа унесла жизни тридцати тысяч человек.

Тропический циклон Наргис

Эта катастрофа развивалась следующим образом:

  • Циклон Наргис образовался 27-го апреля 2008-го года, в Бенгальском заливе, и изначально двигался к побережью Индии, в северо-западном направлении;
  • 28 апреля он перестает двигаться, однако скорость движения ветра в спиральных завихрениях начала значительно увеличиваться. Из-за этого циклон начали классифицировать как ураган;
  • 29 апреля, скорость ветра достигла 160-ти километров в час, а циклон возобновил движение, но уже в северо-восточном направлении;
  • 1 мая направление движения ветра изменилось на восточное, и при этом ветер постоянно усиливался;
  • 2 мая скорость ветра достигла 215 километров в час, а в полдень достигает побережья Мьянманской провинции Иравади.

По данным ООН в результате буйства стихии пострадало 1,5 миллиона человек, из которых 90 тысяч погибло, а 56 тысяч пропало без вести. Кроме того, серьезно пострадал крупный город Янгон, а многие населенные пункты были полностью уничтожены. Часть страны, осталась без телефонной связи, интернета и электричества. Улицы были завалены мусором, обломками строений и деревьев.

Для устранения последствий этой катастрофы понадобились объединенные силы многих стран мира и таких международных организаций как ООН, ЕС, ЮНЕСКО.

Двадцатый век «богат» на такие события, как кровопролитнейшие войны, разрушительные техногенные катастрофы, сильнейшие природные катаклизмы. Эти события страшны и количеством человеческих жертв, и размером ущерба.

Самые страшные войны 20 века

Кровь, боль, горы трупов, страдание – вот что принесли войны 20 века. В прошлом веке произошли войны, многие из которых можно назвать страшнейшими и самыми кровопролитными за всю историю человечества. Масштабные военные конфликты продолжались на протяжении всего двадцатого века. Некоторые из них были внутренними, а в некоторых принимали участие несколько государств одновременно.

Первая Мировая война

Начало Первой Мировой войны практически совпало с началом века. Её причины, как известно, были заложены в конце девятнадцатого века. Интересы противоборствующих союзнических блоков столкнулись, что привело к началу этой длительной и кровопролитной войны.

Тридцать восемь из пятидесяти девяти на тот момент существовавших в мире государств были участниками Первой Мировой войны. Можно сказать, что в неё был вовлечён практически весь мир. Начавшись в 1914-ом, она окончилась только в 1918-ом году.

Гражданская война в России

После того как в России произошла революция, в 1917-ом году началась Гражданская война. Она продолжалась вплоть до 1923-го года. В Средней Азии очаги сопротивления удалось погасить только в начале сороковых годов.


В этой братоубийственной войне, где между собой сражались красные и белые, погибло только по скромным подсчётам около пяти с половиной миллионов человек. Получается, что Гражданская война в России унесла жизней больше, чем все наполеоновские войны.

Вторая Мировая война

Войну, начавшуюся в 1939-ом году и окончившуюся в сентябре 1945-го года назвали Второй Мировой. Она считается самой страшной и самой разрушительной войной двадцатого века. Даже по осторожным подсчётам в ней погибло не менее сорока миллионов человек. Предполагается, что число жертв может достигать семидесяти двух миллионов.


Из семидесяти трёх на тот момент существовавших государств мира в ней принимали участие шестьдесят два государства, то есть около восьмидесяти процентов населения планеты. Можно сказать, что эта мировая война самая мировая, если можно так выразиться. Вторая Мировая война велась на трёх континентах, в четырёх океанах.

Корейская война

Война в Корее началась в конце июня 1950-го года и продолжалась до конца июля 1953-го года. Это было противостояние между Южной и Северной Кореей. По сути, данный конфликт являлся опосредованной войной между двумя силами: КНР и СССР с одной стороны и США с их союзниками с другой.

Корейская война стала первым военным конфликтом, где две сверхдержавы столкнулись на ограниченной территории, не применяя ядерного оружия. Война окончилась после подписания перемирия. Официальных заявлений об окончании этой войны нет до сих пор.

Самые страшные техногенные катастрофы 20 века

Техногенные катастрофы время от времени происходят в разных уголках планеты, унося человеческие жизни, разрушая всё вокруг, нанося зачастую непоправимый вред окружающей природе. Известно о катастрофах, в результате которых оказались полностью уничтоженными целые города. Подобные катастрофы происходили в нефтедобывающей, химической ядерной и др. промышленности.

Чернобыльская авария

Одной из самых страшных техногенных катастроф прошлого века считается произошедший взрыв на Чернобыльской АЭС. В результате той страшной трагедии, случившейся в апреле 1986-го года, в атмосферу было выброшено огромное количество радиоактивного вещества, оказался полностью разрушенным четвёртый энергоблок атомной станции.


В истории ядерной энергетики эта катастрофа расценивается как самая крупная в своём роде и по экономическому ущербу, и по количеству пострадавших и погибших.

Бхопальская катастрофа

В начале декабря 1984-го года на химическом заводе в городе Бхопал (Индия) произошла катастрофа, которая позже была названа Хиросимой химической промышленности. На заводе производились средства, уничтожающие насекомых-вредителей.


Четыре тысячи человек умерли в день аварии, ещё восемь тысяч на протяжении двух недель. Почти пятьсот тысяч человек отравились спустя час после произошедшего взрыва. Причины этой страшной катастрофы так и не были установлены.

Катастрофа на нефтяной платформе Piper Alpha

В начале июля 1988-го года на нефтяной платформе Piper Alpha произошёл сильнейший взрыв, в результате чего она полностью сгорела. Эта катастрофа считается самой крупной в нефтедобывающей отрасли. После утечки газа и последовавшего за этим взрыва из двухсот двадцати шести человек выжили только пятьдесят девять.

Самые страшные природные катаклизмы столетия

Природные катаклизмы могут нанести не меньший вред человечеству, чем крупные техногенные катастрофы. Природа сильнее человека, и периодически она напоминает нам об этом.

О крупных природных катаклизмах, которые произошли до начала двадцатого века, мы знаем из истории. Сегодняшнее поколение стало свидетелем множества природных бедствий, произошедших уже в двадцатом веке.

Циклон «Бола»

В ноябре 1970-го года пронёсся самый смертоносный из когда-либо зарегистрированных тропических циклонов. Он охватил территорию индийской Западной Бенгалии и восточного Пакистана (сегодня это территория Бангладеша).

Точное число жертв циклона невыяснено. Эта цифра колеблется от трёх до пяти миллионов человек. Убойная сила шторма была не в мощности. Причина огромного числа погибших в том, что волна затопила низко расположенные острова в дельте Ганга, стирая деревни с лица земли.

Землетрясение в Чили

Крупнейшим в истории признано землетрясение, произошедшее в 1960-ом году в Чили. Его сила по шкале Рихтера – девять с половиной баллов. Эпицентр находился в Тихом Океане всего в ста милях от Чили. Оно в свою очередь вызвало цунами.


Погибло несколько тысяч человек. Стоимость произошедших разрушений оценивается в более чем полмиллиарда долларов. Произошли сильнейшие оползни. Многие из них изменили направление рек.

Цунами на побережье Аляски

Сильнейшее цунами в середине двадцатого века произошло у берегов Аляски у бухты Литуйя. Сотни миллионов кубометров земли и льда обрушились с горы в залив, что вызвало на противоположном берегу бухты ответный всплеск.

Образовавшаяся полукилометровая волна, взмыв в воздух, вновь погрузилась в море. Это цунами - самое высокое в мире. Его жертвами стали всего два человека только из-за того, что в районе Литуйи отсутствовали человеческие поселения.

Самое страшное событие 20 века

Самым страшным событием прошлого века можно назвать бомбардировки японских городов – Хиросимы и Нагасаки. Эта трагедия произошла 6 и 9 августа 1945-го года соответственно. После взрывов атомных бомб эти города почти полностью превратились в руины.


Применение ядерного оружия показало всему миру, какими колоссальными могут быть его последствия. Бомбардировка японских городов – первое применение ядерного оружия против человека.

Самый страшный взрыв в истории человечества, по данным сайт, тоже дело рук американцев. «The Big One» взорвали во время холодной войны.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Двадцатый век. Век машин и высоких технологий. Век невероятного технического прогресса. Век прорыва в развитии человечества. Век великих открытий и изобретений, изменивших нас. За последние сто лет мы прошли больше, чем наши предки за несколько веков. Мы достигли того, о чем древние даже и не мечтали. В двадцатом веке человек поднялся в воздух, шагнул в космос, подчинил себе энергию атома. Но век торжества человеческого гения принес и новый вид бедствий – техногенные катастрофы, которые унесли тысячи жизней. Это тот случай, когда плоды технического прогресса обращались против своего создателя – человека, который слишком самоуверенно и легкомысленно относился к своим творениям. Перечислить все эти случаи за один раз невозможно - их сотни. Поэтому здесь приведены лишь некоторые, самые известные и масштабные примеры техногенных катастроф, ставшие историей.

"Титаник"

Кораблекрушения - самый "старый" вид техногенных катастроф. Суда тонули на протяжении веков и сейчас счет погибших кораблей идет на миллионы! Однако никогда кораблекрушения не принимали таких ужасающих размеров как в XX веке. Еще бы, ведь это время двух мировых войн и таких плавучих монстров как "Титаник". Но об этом корабле здесь упоминаться не будет. Про него и так говорят слшком много, забывая, что были и другие суда, гибель которых не менее трагична.

1 мая 1915 года из Нью-Йорка в Ливерпуль отправился роскошный британский суперлайнер "Лузитания” с 1959 пассажирами и членами экипажа на борту. "Лузитания”, гордость судостроительной компании "Кьюнард Лайн”, в 1907 заслужила титул самого быстрого парохода в мире. (Создатели "Титаника”, понимая, что их корабль не сможет соперничать с "Лузитанией” в скорости, решили поразить весь мир размерами и роскошью своего детища). Развивая скорость до 50 километров в час, лайнер пересек Атлантический океан за 4 дня и 19 часов. А в 1909 году корабль побил собственный рекорд, переплыв Атлантику за 4 с половиной дня.


Английский пассажирский лайнер "Лузитания" ("Lusitania")

Когда началась первая мировая война, "Лузитания”, несмотря на угрозу со стороны Германии, продолжала совершать свои трансатлантические рейсы. Она перевозила граждан нейтральных государств и была безоружна, что относило ее к мирным судам. Но главный расчет был на то, что в случае опасности, лайнер, развив, максимальную скорость, просто уйдет от любого немецкого военного судна. Однако капитан не учел возможности появления подводных лодок. 7 мая "Лузитания” была торпедирована немецкой субмариной.

Несмотря на то, что на корабле были задраены все водонепроницаемые переборки, судно перевернулось и затонуло через 20 минут после взрыва. Вместе с ним погибло 1198 пассажиров и членов экипажа. Жертв могло быть меньше, если бы не паника пассажиров и растерянность экипажа. Все случилось слишком быстро. Из-за неразберихи из 48 шлюпок на воду удалось спустить только 6. А больше половины из спасательных жилетов ушли на дно вместе с кораблем.

6 декабря 1917 года – черная дата в истории канадского портового города Галифакс. В то ясное утро в гавань входил французский военный транспорт "Монблан”, направлявшийся из Нью-Йорка в Бордо.И так случилось, что во время входа в порт, "Монблан” столкнулся с норвежским грузовым пароходом "Имо”, который как раз покидал Галифакс и направлялся в море. Капитаны двух судов просто ошиблись с маневрами. Возможно, что на этом бы все и кончилось, если бы не груз "Монблана”.

Дело в том, что в трюмах французского транспорта тайно находилось … 3000 тонн взрывчатых веществ, предназначенных французам для войны с Германией! В результате столкновения на "Монблане” вспыхнул сильный пожар. После неудачных попыток потушить огонь, команда начала спешно эвакуироваться с корабля, пока тот не взорвался. Брошенное судно приливным течением начало сносить прямо к причалу. А на набережных города уже собирались толпы людей, пришедших поглазеть на пожар. Зеваки даже не подозревали, что находится в чреве корабля. Об адском грузе знала только команда судна и несколько портовых начальников, которые не успели предупредить находящихся на берегу людей. Поэтому никто не придал значения тому, что матросы "Монблана” удирали с него так, будто за ними гнались черти.

В порту решили с помощью буксира вытащить горящее судно в море, чтобы оно не подожгло другие корабли. Но на это не хватило всего несколько минут. В 9 часов утра раздался взрыв, которого мир не знал до появления атомной бомбы. Взрыв даже обнажил дно залива – вода под кораблем словно расступилась! Пароход был уничтожен полностью. Его детали потом находили за несколько километров от места взрыва. Так, один обломок весом в полтонны оказался в трех с половиной километрах от гавани. А 100-килограмовый кусок корпуса улетел аж за 22 километра!


Возможно это единственная фотография взрыва в порту Галифакса 6 декабря 1917 года. Снимок сделан с расстояния в 20 км.

Почти все портовые и береговые сооружения в радиусе пятисот метров были буквально сдуты ударной волной. Десятки стоящих в порту судов утонули, либо были выброшены на берег и сильно повреждены. Полуразрушенный город засыпало тоннами обломков. Повсюду бушевали пожары. В тот день погибло более 3000 человек, 2000 пропали без вести, около 9000 человек были ранены. В довершение несчастий, на следующий день ударили морозы, началась снежная буря, а еще через день на погибший город налетел шторм. Словно Божья кара обрушилась на Галифакс! К несчастью, подобная техногенная катастрофа в ХХ веке в точности повторилась еще несколько раз. Причина все та же – халатное отношение человека к своему смертоносному изобретению – динамиту и его составляющим.

В 1944 году в порту Бомбея из-за пожара на борту (опять!) взлетел на воздух английский военный транспорт"Форт Стайкин”, до отказа забитый боеприпасами. А спустя три года такая же трагедия произошла в промышленном городе Техас-Сити на юге США. Там загорелся и взорвался стоящий в порту французский пароход "Гранкан”, на котором был груз удобрений - 2300 тонн аммиачной селитры. Итог этих взрывов – разрушенные порты и городские постройки, тысячи убитых и раненых... Причем основное число жертв пришлось на тех, кто в момент катастрофы был на берегу. Как и в Галифаксе, люди сбежались в порт посмотреть на пожар. Участь "Монблана” так никого и не научила осторожности. Свою роль здесь сыграло и роковое неведение. В Галифаксе никто не знал про тротил на "Монблане”. А в Техас-Сити никто и не догадывался, что аммиачная селитра, это безобидное на вид удобрение, оказывается, может так взрываться! Правильно говорят: незнание – страшная сила!

18 мая 1935 года с московского аэродрома на Ходынском поле взлетел самый большой самолет того времени - "Максим Горький”. Этот небесный гигант был построен как флагман специальной агитационной авиаэскадрильи, идея создания которой появилась в 1932 году, когда отмечалось 40-летие литературной деятельности Алесея Горького. Самолет действительно поражал воображение. При длине более 30 метров и размахе крыльев в 63 метра, 8-моторный "Максим Горький” мог брать на борт 72 пассажира и члена экипажа, что для авиации тех лет было рекордным показателем.

В тот день самолет совершал очередной прогулочно-демонстрационный полет. На его борту находились 11 членов экипажа и 36 пассажиров - сотрудники одного московского авиационного института с семьями. Этот полет стал для них последним. Через несколько минут после взлета в "Максима Горького” врезался истребитель сопровождения, который ошибся в выполнении сложного маневра – пилоту, специально для прессы и Сталина, приказали выполнить "мертвую петлю” вокруг гигантского самолета. Стремление к показухе стоило жизни 47 человек.

К сожалению, не один "Максим Горький” пал жертвой "гигантомании”, которой отличался 20 век. 6 мая 1937 года произошла катастрофа немецкого супердирижабля "Гинденбург”. Справедливости ради стоит заметить, что в первые десятилетия 20-го века дирижабли гибли часто, однако первым всегда вспоминают именно "Гинденбург”. Но и до трагедии с "Титаником” затонуло немало кораблей. Так почему же к гибели британского лайнера было приковано столько внимания, а остальные случаи отошли на второй план? Просто "Титаник” был самым большим и роскошным судном, когда-либо построенным руками человека. "Гинденбург” тоже был своеобразным летающим "Титаником”, он также считался самым роскошным и, главное, надежным воздушным судном. (Увы, от слепой веры в надежность машин человек, похоже, так и не избавился).

Дирижабль имел поистине невообразимые размеры: длина – 245 метров, диаметр – около 40 метров, объем – 200 тысяч кубометров водорода! Это действительно был самый огромный летательный аппарат за всю историю воздухоплавания. Он принимал на борт около сотни пассажиров и членов экипажа, развивал скорость до 140 километров в час и мог находиться в воздухе несколько дней. "Гинденбург” выполнял свой 18-й трансатлантический перелет из Франкфурта в Нью-Йорк.


Момент взрыва "Гинденбурга”

Местом посадки был Лейхерст, пригород Нью-Йорка. Однако, во время посадки, на дирижабле вспыхнул пожар. Так как "Гинденбург” летал на взрывоопасном водороде (более безопасный гелий в то время делали только американцы, которые не хотели продавать его немцам - своим потенциальным противникам), пламя менее чем за минуту полностью уничтожило "гордость и величие Германии”. Трагедия унесла жизнь 35-и человек. С этой катастрофы начался стремительный закат эры пассажирских дирижаблей. И колоссов вроде "Гинденбурга” больше не создавалось

Вышеупомянутая "Лузитания” была не единственным пассажирским судном, которое погибло от действий подводных лодок. Так, 12 сентября 1942 года в Южной Атлантике немецкая субмарина отправила на дно британское транспортное судно "Лакония”, на котором было 2789 пассажиров: офицеры, служащие с детьми и женами, а также несколько сот пленных. В живых остались 1111 человек. Однако в многовековой истории мировых кораблекрушений абсолютный "рекорд” по числу погибших принадлежит немецкому теплоходу "Вильгельм Густлов”.

30 января 1945 этот роскошный 208-метровый лайнер был торпедирован советской подлодкой под командованием знаменитого Александра Маринеско. В тот момент на судне находились элитные подразделения фашистских подводников, высшее военное командование, тысячи беженцев и раненых – всего более восьми с половиной тысяч человек. После попадания торпед судно, считавшееся непотопляемым, затонуло примерно за час. По разным сведениям, спаслись меньше тысячи пассажиров…

В XX-м веке, после создания ядерного оружия мир оказался втянут в истеричную гонку вооружений между Советским Союзом и США. В странах-гигантах спешно строились секретные центры по разработке и постройке атомных бомб. Однако, ученые и военные не всегда отдавали себе отчет в том, как могут быть опасны такие "атомные игры". В сентябре 1957 в закрытом городке Челябинск (ныне Озерск) произошел мощный взрыв на предприятии "Маяк". Это происшествие, предвосхитившее Чернобыль, скрывалось более 30 лет. И только недавно выяснилось, что этот комбинат занимался производством оружейного плутония.

Из-за взрыва контейнера с отходами в воздухе оказались около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. Огромное радиационное облако подхватило ветром и разнесло на площади 1000 квадратных километров, покрыв Свердловскую и Тюменскую области. Были заражены десятки тысяч гектаров сельскохозяйственных земель, из-за аварии пришлось эвакуировать население многих окрестных сел. Жертвами этой аварии стали около 160 тысяч человек, получившие большую дозу облучения. Однако, о том, какое пагубное влияние радиация оказывает на организм, в то время знали мало. И долгое время смерть от лучевой болезни была для врачей загадкой.

27 марта 1977 года на Канарских островах разразилась самая большая авиакатастрофа века. В тот день аэропорт маленького городка Санта-Крус, что на острове Тенерифе, был переполнен самолетами разных авиакомпаний. Из-за терракта в соседнем Лас-Пальмасе тамошний аэропорт из соображений безопасности закрыли. И вся нагрузка по приему и отправке международных авиарейсов легла на неподготовленных для такого наплыва диспетчеров Санта-Круса. К всеобщей неразберихе в работе добавилась еще и непогода – дождь с густым туманом. Так что самолеты садились и взлетали чуть ли не вслепую.

Подобное стечение обстоятельств и привело к трагедии. В какой-то момент на одной взлетной полосе одновременно оказались два "Боинга-747”. Один из них принадлежал голландским авиалинииям, второй – американской компании "Пан Американ”. Экипажи двух машин не увидели друг друга из-за тумана. В итоге голландский "Боинг” начал разгоняться для взлета, в то время как прямо на него по взлетной полосе медленно двигался американский аэробус. "Американец” просто заблудился в тумане и пилоты тщетно пытались понять, в каком месте полосы они находятся и как с нее съехать.

Пилоты лайнеров увидели друг друга всего за несколько секунд до столкновения. Голландский "Боинг”, идя на скорости более 200 километров в час, не успел набрать высоту и всей своей массой врезался в "американца”. Из пассажиров и экипажа голландского самолета не выжил никто, из американского чудом спаслись несколько человек. Остальные 582 пассажира и члена экиипажа сгорели заживо в адском пламени взрыва.

В прошлом столетии человечество начало активно осваивать космос. Однако, дерзкие шаги первопроходцев во Вселенную нередко оплачивались человеческими жизнями. 28 января 1986 года произошла крупнейшая катастрофа в недолгой истории космонавтики. В тот день с космодрома на мысе Канаверал (Флорида, США) стартовал космический корабль "Челленджер" с семью астронавтами на борту. К этому заурядному, в общем, событию было привлечено особое внимание.

Во-первых, НАСА разрешило телевизионщикам транслировать этот старт прямо с космодрома. Во-вторых, кроме тысяч зрителей, на мысе Канаверал присутствовал и президент Рональд Рейган с супругой. В-третьих, в составе экипажа "Челленджера" были две женщины. Одна из них, учительница Криста Мак-Олифф, должна была впервые в истории человечества вести урок географии, находясь на околоземной орбите. Но этому не суждено было случиться.

На 73-й секунде полета, на высоте 17000 метров из-за неполадок в двигателях "Челленджер" взорвался. Несколько сот тонн ракетного топлива в мгновение ока испепелили корабль, не оставив астронавтам ни малейших шансов на спасение. Позднее следствие установит, что технические неполадки случались на "Челленджере" и раньше. И в день старта у челнока снова были технические проблемы. Однако НАСА, вместо отмены старта и полной проверки всех систем, лишь отложило пуск на несколько часов. Американцы, помня, что предыдущие инциденты заканчивались благополучно, надеялись что "пронесет" и в этот раз. Но история неумолимо свидетельствует, как часто человеку приходится расплачиваться за надежду на "авось".

Человек редко учится на своих ошибках. И поэтому он с завидным постоянством наступает на одни и те же грабли. Очередным доказательством этого стал факт того, что Челябинский взрыв был не единственным случаем, когда из-за небрежности на свободу вырывался самый страшный враг человека, созданный его же руками - радиация. Как известно, Советский Союз одним из первых пытался "приручить" атомную энергию, направить ее не только на разрушение, но и на пользу человека. Вслед за СССР атомные электростанции как грибы стали расти во многих странах мира. Но вскоре человечество убедилось, что "мирный атом" относительно безопасен до тех пор, пока он упрятан в реакторы. На воле же он - все тот же невидимый и всепроникающий убийца, от которого нет спасения.

26 апреля 1986 года произошла печально известная катастрофа на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Из-за нарушений персоналом станции режимов работы (вот он, "человеческий фактор"), произошел взрыв реактора с выбросом более ста тонн горящего урана. На тушение и леквидацию последствий взрыва были мобилизована авиация и военные. Развороченный реактор и пылающий уран, буквально светящиеся от излучения, тушили сотни людей, на которых не было специальной защитной одежды. Тогда они еще не знали, что уже обречены. Многие умерли в течение нескольких дней.

Те, кто выжил в том аду, долгие годы страдали от последствий облучения и врачи были бессильны чем-то помочь. Уровень радиации был таким, что у роботов, тушивших пожар, отказывали микросхемы! И все же пожар подавили, реактор начали замуровывать, чтобы отрезать его от внешнего мира. Параллельно шла дезактивация местности и спешный вывоз населения с территории примерно в 200000 квадратных километров. Однако, чудовищные масштабы катастрофы стали проявляться позже. Радиактивное облако прошло не только по территории СССР, но и над всей Европой, заразив землю, животных и растения. С годами начало расти число онкологических заболеваний. В первые годы умерли тысячи ликвидаторов аварии и местных жителей. До сих пор многие районы Украины и России объявлены зоной заражения. Расплата за ошибки растянулась на десятилетия...

ХХ столетие "отметилось” еще и многочисленными катастрофами с грузопассажирскими паромами. Пожалуй, самая масштабная из них, которую можно назвать "катастрофой века”, произошла с филиппинским паромом "Дона Пас”. На ее фоне случившееся с "Титаником" - мелкий инцидент. 20 декабря 1987 года это судно выполняло обычный рейс между Манилой и многочисленными филиппинскими островами. Близилось рождество, и паром был переполнен желающими попасть в столицу. Такой наплыв пассажиров объясняется еще и дешевизной местных морских перевозок.

Но в тот день "Дона Пас” не добралась до порта. Из-за ошибок в управлении (паромом в тот момент управлял не капитан, а его ученик) "Дона Пас”, не доходя примерно 180 километров до Манилы, столкнулась с танкером "Виктор”, перевозившим более миллиона литров нефти. От столкновения и последующего взрыва нефти оба судна затонули в течение нескольких минут. Эта трагедия унесла жизни около 4000 человек. Хотя есть утверждения, что жертв было больше.

Одна же из последних и самых известных катастроф – гибель парома "Эстония”. Выполняя рейс Таллин - Стокгольм, судно попало в шторм, и затонуло ночью 28 сентября 1994 года. Из 1051 пассажира спаслись только 137. Но в ходе расследования причин катастрофы выяснилось, что паром погиб не от шторма, а из-за неплотно закрытых грузовых ворот, через которые на борт судна въезжают машины. Под ударами волн створки не выдержали, и вода хлынула на автомобильную палубу. Это и привело к тому, что надежный, современный паром затонул так быстро и неожиданно. Кстати, неплотно задраенные грузовые ворота не первый раз стали причиной гибели парома. В 1953 и 1987 годах английские паромы "Принцесса Виктория” и "Геральд оф фри Энтерпрайз” затонули именно по той же причине. Подобная халатность стоила жизни в общей сложности 330 пассажирам.

Аэрокосмические катастрофы

  • 9 сентября 1913г. - вблизи острова Гельголанд потерпел крушение немецкий «цеппелин» L-1. Большая часть экипажа утонула.
  • 4 декабря 1933г. - упал в воду и разрушился американский дирижабль «Акрон». Это самая страшная катастрофа дирижабля, при которой погибли 73 человека.
  • 30 января 1934г. - стратостат «ОСОАВИАХИМ-1», установивший мировой рекорд высоты 22 км, потерпел аварию. Погиб экипаж из трех человек.
  • 18 мая 1935г. - восьмимоторный агитационный самолет «Максим Горький» («АНТ-20») столкнулся с самолетом сопровождения. Погибли 80 человек пассажиров и 8 членов экипажа.
  • 3 мая 1953г. - во время сильной бури разбился первый в мире реактивный лайнер «Комета-1 G-ALYV». Место катастрофы - Калькутта, Индия. Погибли 43 человека.
  • 16 марта 1969г. - самолет «DC-9» разбился после взлета из Маракайбо, Венесуэла. 155 человек погибли.
  • 30 июня 1971г. - разгерметизация станции «Союз-11» при возвращении на Землю. Сгорели три советских космонавта: Волков, Добровольский и Пацаев.
  • 3 марта 1974г. - турецкий «DC-10» разбился недалеко от Парижа из-за разгерметизации грузового отсека. 346 человек погибли.
  • 3 августа 1976г. - «Боинг-707» врезался в склон горы недалеко от Агадира, Марокко. Погибли 188 человек.
  • 27 марта 1977г. - два «Боинга-727» столкнулись на взлетно-посадочной полосе аэропорта Тенерифе на Канарах. Количество жертв - 582.
  • 25 мая 1979г. - «DC-10» разбился после взлета в международном аэропорту «О"Хара», Чикаго, США. 275 погибших.
  • 19 августа 1980г. - самолет «Тристар» Саудовских авиалиний сгорел после аварийной посадки в Эр-Рияде. 301 человек погиб.
  • 12 августа 1985г. - японский «Боинг-747» врезался в гору Огура, Япония. 520 погибших.
  • 28 января 1986г. - космический корабль «Челленджер» взорвался сразу после старта с мыса Канаверал, США. 7 астронавтов сгорели в считанные секунды.
  • 11 июля 1991г. - нигерийский «DC-8» разбился при посадке в Джидде. 261 жертва.
  • 12 ноября 1996г. - после взлета из аэропорта Дели (Индия) «Боинг-747» Саудовской авиакомпании столкнулся с «Ил-76» компании «Казахские авиалинии», заходившим на посадку. Погибли 372 человека.
  • 6 декабря 1997г. - сразу же после взлета с Иркутского аэродрома транспортный самолет «Руслан» рухнул на близлежащие дома, жители которых и экипаж погибли.
  • 2 сентября 1998г. - аэробус «Макдонел-Дуглас» упал в море недалеко от Галифакса, Канада. 229 человек погибли.
  • 10 марта 1906г. - страшная катастрофа начала века в Европе. От взрыва на руднике «Курьерс», Франция, погибли 1060 человек.
  • 6 декабря 1917г. - самый страшный в мировой истории случайный взрыв в гавани Галифакса, Канада. Жертв - 1654 человека.
  • 12 февраля 1931г. - взрыв на шахте в Маньчжурии. Погибли более 3000 человек.
  • 26 октября 1935г. - взрыв на арсенале в Лянчжоу, Китай. Более 2000 убитых.
  • 25 апреля 1942г. - взорвалась угольная шахта «Хонкейко», Маньчжурия, Китай. 1549 погибших.
  • 29 ноября 1949г. - урановый рудник в Йоханнгеоргендштадте, ГДР. По приблизительным сведениям погибло около 3700 человек.
  • 17 августа 1956г. - конвой с динамитом в Кали, Колумбия. 1100 человек.
  • 2 ноября 1982г. - при взрыве туннеля Саланг, Афганистан, погибли от 1000 до 3000 человек.
  • 3 июня 1989г. - взрыв газопровода в Башкирии, СССР. 650 человек погибших.

Железнодорожные катастрофы

  • 22 мая 1915г. - Гретна (Шотландия), страшная железнодорожная катастрофа. Жертвы - 227 человек.
  • 12 декабря 1917г. - Модан (Франция), самая страшная железнодорожная катастрофа в мировой истории. 800 погибших.
  • 9 июля 1918г. - два пассажирских поезда столкнулись на дороге между Нашвиллом и Сент-Луисом (шт. Теннесси, США), самая страшная железнодорожная катастрофа в истории страны. Погиб 101 человек.
  • 2 марта 1944г. - крушение поезда под Салерно, Италия. 521 погибший.
  • 3 апреля 1955г. - Гвадалахара, Мексика. Количество жертв - более 300.
  • 6 июня 1981г. - Бихар, Индия. Около 500 человек погибло.
  • 13 января 1985г. - Эфиопия, самая страшная железнодорожная катастрофа на Африканском континенте: 392 погибших.
  • 24 января 2000г. - Норвегия, самая страшная железнодорожная катастрофа за всю историю страны. Погибли 30 человек.

Катастрофы на воде

  • 15 июня 1904г. - прогулочный пароход «Генерал Слокум» сгорел на Ист-Ривер, шт. Нью-Йорк, США. 1030 человек погибли.
  • 14-15 апреля 1912г. - после столкновения с айсбергом в Северной Атлантике затонул пассажирский лайнер «Титаник». Погибли 1517 пассажиров и членов экипажа.
  • 28 сентября 1912г. - японский пароход «Кисемару» затонул у берегов Японии. По официальным сведениям, 1000 погибших.
  • 29 мая 1914г. - британский пароход «Императрица Ирландии» затонул после столкновения с норвежским углевозом на реке Святого Лаврентия. Количество жертв - 1012.
  • 26 февраля 1916г. - французский крейсер «Прованс» затонул в Средиземном море. Около 3100 погибших.
  • 6 декабря 1917г. - французский грузовой корабль с боеприпасами «Монблан» и бельгийский пароход «Имо» столкнулись в гавани Галифакса, Канада. В результате количество жертв более 1600.
  • 18 марта 1921г. - пароход «Гонконг» затонул в Южно-Китайском море. 1000 погибших.
  • 14 апреля 1944г. - «Форт Стайкин», груженный боеприпасами, взорвался в гавани Бомбея, Индия. Жертв - более 1300.

Ноябрь 1948г. - эвакуационный корабль китайской армии затонул недалеко от Маньчжурии. Погибли 6000 пассажиров.

  • 26 сентября 1954г. - японский паром «Тоя Мару» затонул в проливе Цугару. 1172 жертвы.
  • 20 декабря 1987г. - филиппинский паром «Дона Паз» и танкер «Виктор» столкнулись в проливе Таблас. Более 3000 погибших.
  • 7 апреля 1989г. - советская атомная подводная лодка «Комсомолец» затонула у берегов Норвегии. 42 моряка погибли.
  • 28 сентября 1994г. - эстонский пассажирский паром «Эстония» затонул в Балтийском море. Погибли 852 человека.
  • 30 декабря 1903г. - театр «Ирокез» в Чикаго, США. Количество жертв - 602 человека.
  • 14 октября 1913г. - каменноугольная копь в Мид-Гламоргане, Уэльс, Великобритания. 439 человек погибли.
  • 12 октября 1918г. - лесной пожар недалеко от Клоке, шт. Миннесота, США. Жертв - около 400.
  • 28 ноября 1942г. - ночной клуб в Бостоне, США. Погиб 491 человек.
  • 2 сентября 1949г. - пожар в трущобах Чунцина, Китай. Около 1700 погибших.
  • 20 августа 1978г. - загорелся кинотеатр в Абадане, Иран. От травм и ожогов скончались 422 человека.

Экологические катастрофы

  • 28 января 1969г. - на нефтяной платформы в канале Санта-Барбара (шт. Калифорния, США) произошел выброс нефти. За 11 дней в море вылилось около тысячи тонн нефти. Платформа продолжала протекать в течение нескольких лет.
  • 2 июня 1969г. - в Рейне начала гибнуть рыба. За два года до этого в реку попали две 25-килограммовые канистры с инсектицидом «Тиодан». Катастрофа вызвала мор нескольких миллионов рыб.
  • 10 июля 1976г. - в результате взрыва на химической фабрике в Севезо (Италия) произошел выброс ядовитого облака диоксина. Через две недели было эвакуировано все население. Город в течение 16 месяцев был необитаем.

Апрель 1979г. - в Институте микробиологии и вирусологии в Свердловске произошел выброс спор сибирской язвы. Согласно независимым источникам, был заражен регион в радиусе 3 км и погибло несколько сотен человек.

  • 3 июня 1979г. - авария на нефтяной платформе «Иксток-1» на юге Мексиканского залива, произошел выброс в море 600 тыс. тонн нефти. Мексиканский залив в течение нескольких лет был зоной экологического бедствия.
  • 3 декабря 1984г. - на заводе пестицидов в Бхопале (Индия) произошла утечка смертельного газа метилизоцианата.
  • 1 ноября 1986г. - в результате пожара на складе фармацевтической компании «Сандоз» (Базель, Швейцария) произошел выброс 1 тыс. тонн химических веществ в Рейн. Погибли миллионы рыб, была заражена питьевая вода.
  • 1970-1990-е гг. - постепенное исчезновение Аральского моря (Казахстан, СССР).
  • 24 января 1991г. - Ирак начал сливать сырую нефть из кувейтских нефтяных скважин в море. Персидский залив стал зоной экологического бедствия.

Ядерные аварии

  • 1957г. - взрыв емкостей с ядерными отходами, приведший к сильному радиоактивному заражению большой территории и к эвакуации населения (Касли, Челябинская обл., СССР).
  • 28 марта 1979г. - самая тяжелая авария на территории США на реакторе «Тримайл-Айленд» в Мидлтауне (шт. Пенсильвания, США).
  • 11 февраля 1981г. - разлив 400 тыс. литров радиоактивного охладителя на заводе «Секвойя-1» в шт. Теннесси (США).
  • 26 апреля 1986г. - авария на Чернобыльской АЭС (Украина, СССР). В результате взрыва четвертого реактора в атмосферу было выброшено несколько миллионов кубических метров радиоактивных газов.

Двадцатый век. Век машин и высоких технологий. Век невероятного технического прогресса. Век прорыва в развитии человечества. Век великих открытий и изобретений, изменивших нас. За последние сто лет мы прошли больше, чем наши предки за несколько веков. Мы достигли того, о чем древние даже и не мечтали. В двадцатом веке человек поднялся в воздух, шагнул в космос, подчинил себе энергию атома. Но век торжества человеческого гения принес и новый вид бедствий – техногенные катастрофы, которые унесли тысячи жизней. Это тот случай, когда плоды технического прогресса обращались против своего создателя – человека, который слишком самоуверенно и легкомысленно относился к своим творениям. Перечислить все эти случаи за один раз невозможно - их сотни. Поэтому здесь приведены лишь некоторые, самые известные и масштабные примеры техногенных катастроф, ставшие историей.

"Титаник"


Кораблекрушения - самый "старый" вид техногенных катастроф. Суда тонули на протяжении веков и сейчас счет погибших кораблей идет на миллионы! Однако никогда кораблекрушения не принимали таких ужасающих размеров как в XX веке. Еще бы, ведь это время двух мировых войн и таких плавучих монстров как "Титаник". Но об этом корабле здесь упоминаться не будет. Про него и так говорят слшком много, забывая, что были и другие суда, гибель которых не менее трагична.

1 мая 1915 года из Нью-Йорка в Ливерпуль отправился роскошный британский суперлайнер “Лузитания” с 1959 пассажирами и членами экипажа на борту. “Лузитания”, гордость судостроительной компании “Кьюнард Лайн”, в 1907 заслужила титул самого быстрого парохода в мире. (Создатели “Титаника”, понимая, что их корабль не сможет соперничать с “Лузитанией” в скорости, решили поразить весь мир размерами и роскошью своего детища). Развивая скорость до 50 километров в час, лайнер пересек Атлантический океан за 4 дня и 19 часов. А в 1909 году корабль побил собственный рекорд, переплыв Атлантику за 4 с половиной дня.


Английский пассажирский лайнер "Лузитания" ("Lusitania")


Когда началась первая мировая война, “Лузитания”, несмотря на угрозу со стороны Германии, продолжала совершать свои трансатлантические рейсы. Она перевозила граждан нейтральных государств и была безоружна, что относило ее к мирным судам. Но главный расчет был на то, что в случае опасности, лайнер, развив, максимальную скорость, просто уйдет от любого немецкого военного судна. Однако капитан не учел возможности появления подводных лодок. 7 мая “Лузитания” была торпедирована немецкой субмариной.

Несмотря на то, что на корабле были задраены все водонепроницаемые переборки, судно перевернулось и затонуло через 20 минут после взрыва. Вместе с ним погибло 1198 пассажиров и членов экипажа. Жертв могло быть меньше, если бы не паника пассажиров и растерянность экипажа. Все случилось слишком быстро. Из-за неразберихи из 48 шлюпок на воду удалось спустить только 6. А больше половины из спасательных жилетов ушли на дно вместе с кораблем.

6 декабря 1917 года – черная дата в истории канадского портового города Галифакс. В то ясное утро в гавань входил французский военный транспорт “Монблан”, направлявшийся из Нью-Йорка в Бордо.И так случилось, что во время входа в порт, “Монблан” столкнулся с норвежским грузовым пароходом “Имо”, который как раз покидал Галифакс и направлялся в море. Капитаны двух судов просто ошиблись с маневрами. Возможно, что на этом бы все и кончилось, если бы не груз “Монблана”.

Дело в том, что в трюмах французского транспорта тайно находилось … 3000 тонн взрывчатых веществ, предназначенных французам для войны с Германией! В результате столкновения на “Монблане” вспыхнул сильный пожар. После неудачных попыток потушить огонь, команда начала спешно эвакуироваться с корабля, пока тот не взорвался. Брошенное судно приливным течением начало сносить прямо к причалу. А на набережных города уже собирались толпы людей, пришедших поглазеть на пожар. Зеваки даже не подозревали, что находится в чреве корабля. Об адском грузе знала только команда судна и несколько портовых начальников, которые не успели предупредить находящихся на берегу людей. Поэтому никто не придал значения тому, что матросы “Монблана” удирали с него так, будто за ними гнались черти.

В порту решили с помощью буксира вытащить горящее судно в море, чтобы оно не подожгло другие корабли. Но на это не хватило всего несколько минут. В 9 часов утра раздался взрыв, которого мир не знал до появления атомной бомбы. Взрыв даже обнажил дно залива – вода под кораблем словно расступилась! Пароход был уничтожен полностью. Его детали потом находили за несколько километров от места взрыва. Так, один обломок весом в полтонны оказался в трех с половиной километрах от гавани. А 100-килограмовый кусок корпуса улетел аж за 22 километра!


Возможно это единственная фотография взрыва в порту Галифакса 6 декабря 1917 года. Снимок сделан с расстояния в 20 км.


Почти все портовые и береговые сооружения в радиусе пятисот метров были буквально сдуты ударной волной. Десятки стоящих в порту судов утонули, либо были выброшены на берег и сильно повреждены. Полуразрушенный город засыпало тоннами обломков. Повсюду бушевали пожары. В тот день погибло более 3000 человек, 2000 пропали без вести, около 9000 человек были ранены. В довершение несчастий, на следующий день ударили морозы, началась снежная буря, а еще через день на погибший город налетел шторм. Словно Божья кара обрушилась на Галифакс! К несчастью, подобная техногенная катастрофа в ХХ веке в точности повторилась еще несколько раз. Причина все та же – халатное отношение человека к своему смертоносному изобретению – динамиту и его составляющим.

В 1944 году в порту Бомбея из-за пожара на борту (опять!) взлетел на воздух английский военный транспорт“Форт Стайкин”, до отказа забитый боеприпасами. А спустя три года такая же трагедия произошла в промышленном городе Техас-Сити на юге США. Там загорелся и взорвался стоящий в порту французский пароход “Гранкан”, на котором был груз удобрений - 2300 тонн аммиачной селитры. Итог этих взрывов – разрушенные порты и городские постройки, тысячи убитых и раненых... Причем основное число жертв пришлось на тех, кто в момент катастрофы был на берегу. Как и в Галифаксе, люди сбежались в порт посмотреть на пожар. Участь “Монблана” так никого и не научила осторожности. Свою роль здесь сыграло и роковое неведение. В Галифаксе никто не знал про тротил на “Монблане”. А в Техас-Сити никто и не догадывался, что аммиачная селитра, это безобидное на вид удобрение, оказывается, может так взрываться! Правильно говорят: незнание – страшная сила!

18 мая 1935 года с московского аэродрома на Ходынском поле взлетел самый большой самолет того времени - “Максим Горький”. Этот небесный гигант был построен как флагман специальной агитационной авиаэскадрильи, идея создания которой появилась в 1932 году, когда отмечалось 40-летие литературной деятельности Алесея Горького. Самолет действительно поражал воображение. При длине более 30 метров и размахе крыльев в 63 метра, 8-моторный “Максим Горький” мог брать на борт 72 пассажира и члена экипажа, что для авиации тех лет было рекордным показателем.

В тот день самолет совершал очередной прогулочно-демонстрационный полет. На его борту находились 11 членов экипажа и 36 пассажиров - сотрудники одного московского авиационного института с семьями. Этот полет стал для них последним. Через несколько минут после взлета в “Максима Горького” врезался истребитель сопровождения, который ошибся в выполнении сложного маневра – пилоту, специально для прессы и Сталина, приказали выполнить “мертвую петлю” вокруг гигантского самолета. Стремление к показухе стоило жизни 47 человек.

К сожалению, не один “Максим Горький” пал жертвой “гигантомании”, которой отличался 20 век. 6 мая 1937 года произошла катастрофа немецкого супердирижабля “Гинденбург”. Справедливости ради стоит заметить, что в первые десятилетия 20-го века дирижабли гибли часто, однако первым всегда вспоминают именно “Гинденбург”. Но и до трагедии с “Титаником” затонуло немало кораблей. Так почему же к гибели британского лайнера было приковано столько внимания, а остальные случаи отошли на второй план? Просто “Титаник” был самым большим и роскошным судном, когда-либо построенным руками человека. “Гинденбург” тоже был своеобразным летающим “Титаником”, он также считался самым роскошным и, главное, надежным воздушным судном. (Увы, от слепой веры в надежность машин человек, похоже, так и не избавился).

Дирижабль имел поистине невообразимые размеры: длина – 245 метров, диаметр – около 40 метров, объем – 200 тысяч кубометров водорода! Это действительно был самый огромный летательный аппарат за всю историю воздухоплавания. Он принимал на борт около сотни пассажиров и членов экипажа, развивал скорость до 140 километров в час и мог находиться в воздухе несколько дней. “Гинденбург” выполнял свой 18-й трансатлантический перелет из Франкфурта в Нью-Йорк.


Момент взрыва “Гинденбурга”


Местом посадки был Лейхерст, пригород Нью-Йорка. Однако, во время посадки, на дирижабле вспыхнул пожар. Так как “Гинденбург” летал на взрывоопасном водороде (более безопасный гелий в то время делали только американцы, которые не хотели продавать его немцам - своим потенциальным противникам), пламя менее чем за минуту полностью уничтожило "гордость и величие Германии”. Трагедия унесла жизнь 35-и человек. С этой катастрофы начался стремительный закат эры пассажирских дирижаблей. И колоссов вроде “Гинденбурга” больше не создавалось

Вышеупомянутая “Лузитания” была не единственным пассажирским судном, которое погибло от действий подводных лодок. Так, 12 сентября 1942 года в Южной Атлантике немецкая субмарина отправила на дно британское транспортное судно “Лакония”, на котором было 2789 пассажиров: офицеры, служащие с детьми и женами, а также несколько сот пленных. В живых остались 1111 человек. Однако в многовековой истории мировых кораблекрушений абсолютный “рекорд” по числу погибших принадлежит немецкому теплоходу “Вильгельм Густлов”.

30 января 1945 этот роскошный 208-метровый лайнер был торпедирован советской подлодкой под командованием знаменитого Александра Маринеско. В тот момент на судне находились элитные подразделения фашистских подводников, высшее военное командование, тысячи беженцев и раненых – всего более восьми с половиной тысяч человек. После попадания торпед судно, считавшееся непотопляемым, затонуло примерно за час. По разным сведениям, спаслись меньше тысячи пассажиров…

В XX-м веке, после создания ядерного оружия мир оказался втянут в истеричную гонку вооружений между Советским Союзом и США. В странах-гигантах спешно строились секретные центры по разработке и постройке атомных бомб. Однако, ученые и военные не всегда отдавали себе отчет в том, как могут быть опасны такие "атомные игры". В сентябре 1957 в закрытом городке Челябинск (ныне Озерск) произошел мощный взрыв на предприятии "Маяк". Это происшествие, предвосхитившее Чернобыль, скрывалось более 30 лет. И только недавно выяснилось, что этот комбинат занимался производством оружейного плутония.

Из-за взрыва контейнера с отходами в воздухе оказались около 20 миллионов кюри радиоактивных веществ. Огромное радиационное облако подхватило ветром и разнесло на площади 1000 квадратных километров, покрыв Свердловскую и Тюменскую области. Были заражены десятки тысяч гектаров сельскохозяйственных земель, из-за аварии пришлось эвакуировать население многих окрестных сел. Жертвами этой аварии стали около 160 тысяч человек, получившие большую дозу облучения. Однако, о том, какое пагубное влияние радиация оказывает на организм, в то время знали мало. И долгое время смерть от лучевой болезни была для врачей загадкой.

27 марта 1977 года на Канарских островах разразилась самая большая авиакатастрофа века. В тот день аэропорт маленького городка Санта-Крус, что на острове Тенерифе, был переполнен самолетами разных авиакомпаний. Из-за терракта в соседнем Лас-Пальмасе тамошний аэропорт из соображений безопасности закрыли. И вся нагрузка по приему и отправке международных авиарейсов легла на неподготовленных для такого наплыва диспетчеров Санта-Круса. К всеобщей неразберихе в работе добавилась еще и непогода – дождь с густым туманом. Так что самолеты садились и взлетали чуть ли не вслепую.

Подобное стечение обстоятельств и привело к трагедии. В какой-то момент на одной взлетной полосе одновременно оказались два “Боинга-747”. Один из них принадлежал голландским авиалинииям, второй – американской компании “Пан Американ”. Экипажи двух машин не увидели друг друга из-за тумана. В итоге голландский “Боинг” начал разгоняться для взлета, в то время как прямо на него по взлетной полосе медленно двигался американский аэробус. “Американец” просто заблудился в тумане и пилоты тщетно пытались понять, в каком месте полосы они находятся и как с нее съехать.

Пилоты лайнеров увидели друг друга всего за несколько секунд до столкновения. Голландский “Боинг”, идя на скорости более 200 километров в час, не успел набрать высоту и всей своей массой врезался в “американца”. Из пассажиров и экипажа голландского самолета не выжил никто, из американского чудом спаслись несколько человек. Остальные 582 пассажира и члена экиипажа сгорели заживо в адском пламени взрыва.

В прошлом столетии человечество начало активно осваивать космос. Однако, дерзкие шаги первопроходцев во Вселенную нередко оплачивались человеческими жизнями. 28 января 1986 года произошла крупнейшая катастрофа в недолгой истории космонавтики. В тот день с космодрома на мысе Канаверал (Флорида, США) стартовал космический корабль "Челленджер" с семью астронавтами на борту. К этому заурядному, в общем, событию было привлечено особое внимание.

Во-первых, НАСА разрешило телевизионщикам транслировать этот старт прямо с космодрома. Во-вторых, кроме тысяч зрителей, на мысе Канаверал присутствовал и президент Рональд Рейган с супругой. В-третьих, в составе экипажа "Челленджера" были две женщины. Одна из них, учительница Криста Мак-Олифф, должна была впервые в истории человечества вести урок географии, находясь на околоземной орбите. Но этому не суждено было случиться.

На 73-й секунде полета, на высоте 17000 метров из-за неполадок в двигателях "Челленджер" взорвался. Несколько сот тонн ракетного топлива в мгновение ока испепелили корабль, не оставив астронавтам ни малейших шансов на спасение. Позднее следствие установит, что технические неполадки случались на "Челленджере" и раньше. И в день старта у челнока снова были технические проблемы. Однако НАСА, вместо отмены старта и полной проверки всех систем, лишь отложило пуск на несколько часов. Американцы, помня, что предыдущие инциденты заканчивались благополучно, надеялись что "пронесет" и в этот раз. Но история неумолимо свидетельствует, как часто человеку приходится расплачиваться за надежду на "авось".

Человек редко учится на своих ошибках. И поэтому он с завидным постоянством наступает на одни и те же грабли. Очередным доказательством этого стал факт того, что Челябинский взрыв был не единственным случаем, когда из-за небрежности на свободу вырывался самый страшный враг человека, созданный его же руками - радиация. Как известно, Советский Союз одним из первых пытался "приручить" атомную энергию, направить ее не только на разрушение, но и на пользу человека. Вслед за СССР атомные электростанции как грибы стали расти во многих странах мира. Но вскоре человечество убедилось, что "мирный атом" относительно безопасен до тех пор, пока он упрятан в реакторы. На воле же он - все тот же невидимый и всепроникающий убийца, от которого нет спасения.

26 апреля 1986 года произошла печально известная катастрофа на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС. Из-за нарушений персоналом станции режимов работы (вот он, "человеческий фактор"), произошел взрыв реактора с выбросом более ста тонн горящего урана. На тушение и леквидацию последствий взрыва были мобилизована авиация и военные. Развороченный реактор и пылающий уран, буквально светящиеся от излучения, тушили сотни людей, на которых не было специальной защитной одежды. Тогда они еще не знали, что уже обречены. Многие умерли в течение нескольких дней.

Те, кто выжил в том аду, долгие годы страдали от последствий облучения и врачи были бессильны чем-то помочь. Уровень радиации был таким, что у роботов, тушивших пожар, отказывали микросхемы! И все же пожар подавили, реактор начали замуровывать, чтобы отрезать его от внешнего мира. Параллельно шла дезактивация местности и спешный вывоз населения с территории примерно в 200000 квадратных километров. Однако, чудовищные масштабы катастрофы стали проявляться позже. Радиактивное облако прошло не только по территории СССР, но и над всей Европой, заразив землю, животных и растения. С годами начало расти число онкологических заболеваний. В первые годы умерли тысячи ликвидаторов аварии и местных жителей. До сих пор многие районы Украины и России объявлены зоной заражения. Расплата за ошибки растянулась на десятилетия...

ХХ столетие “отметилось” еще и многочисленными катастрофами с грузопассажирскими паромами. Пожалуй, самая масштабная из них, которую можно назвать “катастрофой века”, произошла с филиппинским паромом “Дона Пас”. На ее фоне случившееся с "Титаником" - мелкий инцидент. 20 декабря 1987 года это судно выполняло обычный рейс между Манилой и многочисленными филиппинскими островами. Близилось рождество, и паром был переполнен желающими попасть в столицу. Такой наплыв пассажиров объясняется еще и дешевизной местных морских перевозок.

Но в тот день “Дона Пас” не добралась до порта. Из-за ошибок в управлении (паромом в тот момент управлял не капитан, а его ученик) “Дона Пас”, не доходя примерно 180 километров до Манилы, столкнулась с танкером “Виктор”, перевозившим более миллиона литров нефти. От столкновения и последующего взрыва нефти оба судна затонули в течение нескольких минут. Эта трагедия унесла жизни около 4000 человек. Хотя есть утверждения, что жертв было больше.

Одна же из последних и самых известных катастроф – гибель парома “Эстония”. Выполняя рейс Таллин - Стокгольм, судно попало в шторм, и затонуло ночью 28 сентября 1994 года. Из 1051 пассажира спаслись только 137. Но в ходе расследования причин катастрофы выяснилось, что паром погиб не от шторма, а из-за неплотно закрытых грузовых ворот, через которые на борт судна въезжают машины. Под ударами волн створки не выдержали, и вода хлынула на автомобильную палубу. Это и привело к тому, что надежный, современный паром затонул так быстро и неожиданно. Кстати, неплотно задраенные грузовые ворота не первый раз стали причиной гибели парома. В 1953 и 1987 годах английские паромы “Принцесса Виктория” и “Геральд оф фри Энтерпрайз” затонули именно по той же причине. Подобная халатность стоила жизни в общей сложности 330 пассажирам.

Александр ЕВДОКИМОВ